Школьная летопись Великой войны на основе статей газеты «Звезда» за 1941 год

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Школьная летопись Великой войны на основе статей газеты «Звезда» за 1941 год

Алферьева С.А. 1
1МАОУ СОШ №65 г.Перми класс 6А
Селькова О.Ю. 1
1МАОУ СОШ №65 г.Перми
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Великая Отечественная война явилась периодом наивысшего напряжения духовных и физических сил всего народа. Многие историки, ученые, участники войны, анализируя истоки победы над фашистской Германией, единодушно приходят к выводу, что важнейшую роль в борьбе с врагом в те трудные годы сыграл духовный фактор, который проявлялся в отношении людей к происходящим событиям, к тяготам войны, к Отечеству и его защитникам. Люди, переживая огромные трудности, совершали массовые боевые и трудовые подвиги во имя победы над врагом.

Одним из основных инструментов духовного воздействия на общество того времени, а также одним из источников победы советского народа над фашистской Германией в Великой Отечественной войне явилась система школьного образования Советского Союза. Она стала не только мощным резервом пополнения абитуриентами средних специальных и высших учебных заведений, обеспечивших Красную Армию и тыл высококвалифицированными кадрами, но и важнейшим средством воспитания молодого поколения в духе патриотизма в тяжелейшие годы войны. Сохранение и восстановление сферы образования с самого начала войны являлось важнейшей задачей советского правительства. Потери были огромны: разрушены школьные и вузовские здания, погибли преподаватели, уничтожены библиотеки, музеи и т. д. К делу восстановления школьного образования подключалась вся страна.

Мы живем в Перми. Жители Перми и Пермского края (в годы войны Молотов и Молотовская область) внесли неоценимый вклад в достижении Победы в Великой Отечественной войне. Как Молотов и Молотовская область решали проблему школьного образования, можно проследить, изучив статьи газеты «Звезда» за период 1941-1945 годов. 1941 год стал самым сложным периодом войны для советского народа и его вооруженных сил. Войска Германии захватили часть территории страны, начинается эвакуация предприятий и мирного населения, именно в этот период происходит перестройка всей системы государства.

Целью исследования является изучение процесса обучения и воспитания в школах Молотовской области на основе статей газеты «Звезда» за 1941 год.

Задачи исследования:

- изучить и проанализировать статьи газеты «Звезда» за 1941 год [3];

- выделить основные области исследования: система образования, учителя, каникулы и праздники;

- изучить оцифрованные статьи «Молотов. Война за партой»;

- систематизировать полученные данные о процессе обучения и воспитания в в школах Молотовской области на основе статей газеты «Звезда» за 1941 год;

- доказать или опровергнуть гипотезу в ходе исследования

Гипотеза исследования – за первый год войны система школьного образования и воспитания претерпела значительные изменения.

Методы исследования - анализ и обобщение статей из газеты «Звезда» за 1941 год по данной теме.

Основными хронологическими рамками работы является период времени 1941года.

Территориальные рамки исследования включают в себя Молотовскую область и город Молотов.

Актуальность темы: Великая Отечественная война в истории XX века занимает ключевое место в истории нашей страны. Война изменила функционирование всех сфер советского общества, в том числе и сферу образования.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В 1941 ГОДУ

В период Великой Отечественной войны перед школой были поставлены особые задачи, способствующие достижению главной цели - воспитания молодого гражданина - мужественного защитника своей Родины.

Деятельность отечественной школы в годы войны была направлена на защиту детства и обеспечение всеобуча, а также на совершенствование всех составляющих образовательного процесса, т. е. обучающего, развивающего и воспитывающего его начала. Советская школа стала одним из источников духовного единения детей с их героическими родителями, кузницей подлинной гражданственности и патриотизма.

С первых дней войны вся жизнь была подчинена лозунгу: «Все для фронта! Все для Победы!». Дети глубокого уральского тыла очень скоро почувствовали, что наступило трудное, требующее мужества время. В их школах нередко размещались госпитали и детские дома для эвакуированных сирот. Точно так же, как матери заменили на производстве отцов, дети заменили в домашних делах матерей. Многие подростки, оставаясь единственными кормильцами семьи, бросали школы и шли работать на производство. Менялась система образования с первых дней войны.

Так из статьи «Голос учителей» (Газета «Звезда» № 146 (6515) от 23 июня 1941 г.) мы узнаем об отношении учителей к вероломному нападению Германии на Советский Союз и заявлению «…мы твердо уверены, что Красная Армия даст сокрушительный отпор неприятелю и разгромит ее до конца. Заверяем партию и правительство, что свой гражданский долг перед страной выполним и если понадобится, все до одного, станем грудью навстречу врагу, защитим свою любимую родину» [3].

Лето 1941 году стало страшным испытанием для всего советского народа, но образовательный процесс нельзя было прекращать. Одной из главных задач, которая стояла перед руководством области – открыть 1 сентября 1941 года школы для учебного процесса.

Статья « Школы к началу учебного года.» ( Газета «Звезда» № 198 (6567) от 22 августа 1941 г.) рассказывает, как коллективы учителей разных школ Молотовской области готовили школы к началу учебного года, трудились сами, привлекали детей и родителей.

Так, например, из статьи узнаем, что «…..Прекрасные образцы трудового героизма показывают коллективы учителей школ Верещагинского района. Все школы этого района укомплектованы педагогическими кадрами. Помещения школ отремонтированы.

Из 42 школ полностью оборудованы 30, остальные на-днях будут готовы. К оборудованию школ широко привлекаются родители и советская общественность. В заготовке дров, например, постоянно принимают участие родители и учащиеся старших классов. Для школ Верещагинского района заготовлено 5000 кубических метров дров, из которых 3600 разделаны и уже подвезены к школам. Коллектив преподавателей Сепычевской школы заготовил и вывез свыше 200 кубических метров дров, Путинской – около двухсот…..» [3]

При подготовке к годовым испытаниям школы оказывались в чрезвычайном положение – не хватало топливо для обогрева школы. Директора школ с утра до вечера были заняты непосредственно этим вопросом. Не было угля, дров или не на чем было привезти.

Школы к началу учебного года были полностью укомплектованы педагогическим составом, а также обеспечены тетрадями и учебниками.

Учёба началась 1 сентября. Дети явились в школу и приступили к занятиям.

В статьях газеты «Звезда» № 207 (6576) от 2 сентября 1941 г. «Вчера в классах» и «Начало учебного года в городах области» [3] мы узнаем о первом учебном дне ребят в условиях войны. В 8 утра начинаются занятия в подготовленных школах. Ни одного опоздавшего ученика. В школах плакаты, панно и стенные газеты, которые сделали ученики и родители школ, говорят о грозных и тяжелых днях Великой Отечественной войны. Начинаются уроки в первый учебный год в сложной обстановке Великой Отечественной войны.

После уроков ребята и учителя собираются в актовом зале на митинг, посвященный началу нового учебного года в условиях войны. Выступают дети и учителя. Так прошел первый учебный день - 1 сентября 1941 года.

В первый день директора школ поставили задачи перед учениками. Главной задачей было хорошо учиться и получать знания, а после учебных занятий трудиться, чтобы помочь труженикам тыла. Школы Молотовской области так же, как и образовательные учреждения всей страны, должны были наряду с обучением и воспитанием, решать хозяйственные задачи, осуществлять помощь фронту.

В учебные планы были внесены изменения. Так, к примеру, в преподавании математики, физики, химии, биологии и географии больше внимания уделялось вопросам взаимосвязи науки с военным делом. На уроках химии изучались средства противохимической защиты. На уроках русского языка к классическим темам сочинений добавились такие темы как «Чем я помог фронту». С начала 1941/42 учебного года было введено изучение основ сельского хозяйства. Из статьи газеты «Звезда» мы узнаем, что в городских школах Кунгура были организованы кружки по изучению тракторов, после уроков, чтобы весной девушки и юноши смогли работать на колхозных полях.

Большой проблемой стала нехватка помещений для проведения школьных занятий. Школы объединяли, потому что нужны были свободные здания под госпиталь. Образовательный процесс проходил в три смены: с 7:30 утра до 23 часов. Урок длился 35 минут, а перемена - 5 минут[3]. Постоянно ощущался недостаток письменных принадлежностей: тетрадей (вместо них в ход шли газеты), карандашей, перьев, мела. Чернил не хватало, поэтому дети писали углем или свекольным соком. Но предпочтение все равно отдавали саже. Ее можно было стряхнуть с листка бумаги и использовать его снова. Учебников было мало. Если несколько человек жили рядом, им выдавали один учебник, и они вместе собирались у кого-то дома и читали, готовили домашние задания. В школах зачастую не было самого необходимого — тепла и еды. Дрова для отопления дети заготавливали вместе со взрослыми. В школьных огородах сажали свёклу, лук, морковь, капусту, картофель. Из этих овощей зимой варили супы: щи и борщи. В день выдавалась небольшая булочка, дети сами собирали ягоды и травы. [1]

В дни Великой Отечественной войны пионеры и школьники помогали оборудовать школы: красили парты, производили уборку.

ПОДВИГ УЧИТЕЛЕЙ

Педагогические коллективы школ с большой ответственностью реализовывали задачи образования в трудных условиях военного времени. К учителю предъявлялись очень высокие требования, и накладывалось жесткое наказание за «антипедагогическое поведение». Всей воспитательной работе в школе был придан боевой, патриотический характер. Учителей не хватало, многие из них уходили на фронт. Их место занимали бывшие выпускники, только недавно окончившие 7 класс.

Учителя отказывались от каникулярных отпусков, горячо включались в подготовку и оборудованию школ к началу учебного года.

Совместно с родителями осуществляли заготовку дров. К началу учебного года были полностью подготовлены школы Верещагинского, Оханского, Нытвенского района, города Лысьвы. Об этом мы узнаем из статьи «Школы без топлива» (газета Звезда №88, 1941 год) [3].

Педагогические коллективы активно включались в дела своих районов по оказании помощи стране в противостоянии врагу.

Учителями школы № 1 Кировского района, единодушно было принято решение отчислять ежемесячно свой двухдневной заработок в фонд обороны до окончательной победы.

Педагоги Карагайской, Еловской средних школ ежемесячно до конца войны отчисляли в фонд обороны страны однодневный заработок, а также в выходные собирали ягоды и грибы и сдавали их, а вырученные средства отдавали в фонд обороны.

Об этом мы узнаем из статьи «Учителя готовы к обороне родины» (газета «Звезда» 1941 год, №168) [3].

Учителя школы № 24 руководили оборонными кружками среди домохозяек.

С первого же дня начало войны учителя активно помогали колхозам по сборке и выращиванию урожаев.

Таким образом, педагоги Молотовской области активно участвовали в общенародной борьбе с фашизмом, одновременно с этим справлялись со своими прямыми обязанностями. Учебный процесс в 1941 году не был прерван. Школы продолжали работать.

При этом в школах продолжался активно образовательно-воспитательный процесс.

Несмотря на все тяготы жизни в войну, в школах поддерживался порядок, по некоторым данным, даже удалось повысить успеваемость детей. Это настоящий подвиг учеников и педагогов, пример слаженной работы. Учителя активно вовлекали школьников в общественно-полезную деятельность, старались поддержать детей в тяжелое военное время, организуя дополнительное питание, дополнительные занятия с отстающими, проведение праздников и др. Своим примером учителя показывали, как нужно выглядеть, говорить, какие поступки совершать. В них горела великая сила патриотизма и нерушимая ответственность за будущие поколения.

Все мы помним подвиги солдат, разведчиков, генералов, так нужно знать и подвиги других «героев». Так или иначе, учителя – это те самые люди, кто воспитывает настоящих Людей с большой буквы.

ПОМОЩЬ ФРОНТУ

В военное время детям пришлось взять на себя взрослые заботы о школе.

Об этом рассказывается в статье «Помощь школьников» (газета «Звезда» 1941 год, № 251) [3].

В дни отечественной войны пионеры и школьники области проявляли образцы трудового героизма. Они помогали оборудовать школы, белили и красили парты, производили уборку, а деньги, причитавшиеся им за работу, переводили в фонд обороны.

Школьники использовали свой летний отдых для помощи старшим, занимались оборудованием библиотеки, учебных кабинетов физики, химии, биологии. Также пилили дрова для обогрева школ в учебном году, заготавливали топливо, работали на пришкольном участке, собирали металлический лом.

Школьники и кружковцы Молотовского Дома пионеров организовывали сбор черного лома и цветного по дворам.

Пионеры и школьники Краснокамска помогали взрослым в укреплении нашего тыла. Они организовали бригаду, которая помогала целлюлозно-бумажному комбинату в отгрузке щепы, строительстве новых подъездных путей.

О помощи предприятиям мы узнаем из статьи «Пионеры и школьники в дни войны» (газета «Звезда» 1941 год, №225) [3].

Учащиеся Больше-Сосновской средней школы участвовали в заготовке топлива для газогенераторных машин. Многие пионеры и школьники показывали образцы ударной работы, перевыполняли установленные нормы.

Большинство учащихся работали на колхозных полях, заменяя ушедших на фронт. Ученики в дни каникул собирали лекарственные травы, ягоды, грибы и сдавали в торгующие организации, аптеки. В Ленинском районе около 600 учащихся были заняты сбором ягод, которые сдавали в торгующие и заготовительные организации. Учащиеся сельских школ оказывали большую помощь на полях, заменяя взрослых. Ребята сажали картофель, боронили землю, занимались прополкой. Учащиеся Башкиро-Култаевской школы во главе с учителями принимали участие в уборке хлебов, прополке на полях.

В Кишертском районе около 3000 тысяч пионеров помогали колхозникам пропалывать посевы, ухаживали за животными и птицей, косили сено. В Березовском районе ученики также занимались прополкой посевов, вывозили на поля навоз и работали на лугах.

Учащиеся 2-ой школы помогали в Ласьвенском совхозе, они пололи овощи, окучивали картофель. Заработанные деньги ребята передавали в фонд обороны страны. Также ребята средней школы№ 2 вместе с учителями выезжали на полевые работы в колхоз «Освобождение», ученики собирали снопы, заготавливали корма. Учащиеся средней школы №44 вместе с учителем помогали на полевых работах в колхозе имени Ленина. Ребята Частинского района оказывали большую помощь колхозам, они культивировали и вывозили на государственные склады зерно, околачивали лен, убирали картофель. О помощи колхозам мы узнаем из статьи «Помогаем колхозникам» (газета «Звезда» 1941 год, №169) [3].

Ребята, отдыхавшие в пионерском лагере в селе Троица, помогали в колхозе прополкой и окучиванием картофеля, а малыши - сбором лекарственных трав. Также ребята не забывали о подготовке к обороне Родины: сдавали нормы на значки БГТО, ГТО, ПВХО. Учащиеся школы № 6 г. Молотова совместно с учителем работали в совхозе «Родина», выполняли нормы на 150 и более процентов. Ребята участвовали в прополке и очистке пастбищ, собирали веточный корм, очищали хлебные злаки, клевер и другие культуры от сорняков.

Бажинская неполная средняя школа была в очень дружеских отношениях с колхозом «Маяк». Учителя и их ученики заменили на полевых работах, колхозников, ушедших на фронт. Вместе с взрослыми дети и подростки из Шайтановского колхоза работали на полях, показывали образцы ударного труда.

С первого же дня Великой Отечественной войны все школьники Молотовской области выходили работать на поля. Но изучив довоенные статьи газеты «Звезда» за июнь 1941 года (№ № 123, 139) можно сделать вывод, что школьники помогали колхозам и в предвоенное время.

В городе Луге фашистские изверги замучили 13-летнего мальчика Николая Леонтьева. Под впечатлением этого сообщения ученики школ Молотовской области вместе с учителями, решили собирать средства на постройку танка, в честь Коли Леонтьева. Средства собирали, организовав вечера самодеятельности, проводя субботники и собрали 310 рублей. [3]

По инициативе учащихся кунгурской школы № 18 ученики школ области стали собирать средства на постройку самолета «Юный патриот». В ответ на призыв, ученики школ г. Молотова, ученики Осинского района, также ребята Устиновской и Богомягковской школ, железнодорожная школа, организовали сбор средств для постройки этого самолета.

Об этом рассказывают статьи газеты « Звезда»: «Громи фашистов, наш пионерский самолет» 1941 год, № 288, «На постройку самолета «Юный патриот» 1941год, №275 и другие. [3]

Активное участие принимали школьники в сборе теплых вещей (свитера, валенки, ватные штаны, теплые рубашки, варежки, носки, портянки) для фронта, а также в сборе лыж и культинвентаря.

Тимуровцы: маленькие волонтеры Великой войны.

В Молотовском Доме пионеров организована была команда тимуровцев. Задача этого отряда – организация помощи семьям, у которых отцы и сыновья воевали на фронте.

Тимуровцы активно работали не только в Молотове, но и в Пермско-Сергинском районе. Они кололи дрова, мыли полы, пололи в огородах, присматривали за маленькими детьми, когда родители были на работе. (по материалам статьи газеты «Звезда» за 1941 год, №230)[3]. Кроме этого, тимуровцы участвовали в жизни своих районов. Пионерский ансамбль и духовой оркестр с успехом проводили концерты для бойцов, отправляющихся на фронт. Также они собирали лекарственные травы, цветной лом, помогают родителям в домашней работе, ведут переписку с бойцами.

ПРАЗДНИКИ. КАНИКУЛЫ

Во второй половине 1930-х годов в СССР сложилась система образования и воспитания, имеющая задачей воспитания человека нового общества. На первом месте было воспитание патриотических чувств и военно-спортивных навыков. Об этом мы узнаем из газеты «Звезда» за 1941 год, № 132,141, 185. Школы в годы Великой Отечественной войны продолжали вести воспитательную работу в течение года и на каникулах.

Ученики старших классов обучались стрельбе на мелкокалиберных винтовках.

В детских домах проводили военные игры, сдавали нормы ВГТО.

В Осе для учеников средней школы были проведены военные игры « На штурм», «Разведчики». Также проводились спортивные и литературные мероприятия.

В городе Молотов (Пермь) в весенние каникулы оборонно-физкультурные кружки школы № 19 Кировского района проводили соревнования по гранатометанию, гимнастике, штыковому бою. Для учащихся старших классов проводились военно-спортивные соревнования. Туристический кружок школы № 1 возили на экскурсию «Галкино городище». Туристический кружок школы №6 организовывал экскурсию на «Липовую гору». Цель похода - научить ребят ориентироваться по компасу. Для младших классов были организованны поездки в каникулы в зоопарк, в художественную галерею, в исторический музей.

В Оханске для школьников в каникулы организовывались экскурсии на швейное производство, был проведен лыжный поход по азимуту.

В отличие от предыдущих лет, летом 1941 года в пионерских лагерях усиленное внимание уделялось воспитанию трудовых и военных навыков.

Проводились оборонные соревнования пионеров, отдыхающих в лагерях.

Вопреки суровым военным будням школы организовывали для детей праздники. Так в Новый год были проведены утренники и маскарады во всей Молотовской области.

Об это рассказывается в статьях «Новогодние елки для детей», « Подарки детям» газета «Звезда» за 1941 год, № 309,311 [3].

Трагические события начала войны не стали поводом для отмены развлекательных мероприятий для детей. Во время летних каникул в Горьковском саду 23 июня был проведен традиционный праздник, посвященный окончанию учебного года. Были приглашены артисты, ансамбли песни и пляски, симфонический, джазовый и духовой оркестры, были организованы тир, качели, гамаки.

Праздничные новогодние ёлки для школьников были организованы, несмотря ни на что. В Березниках елки проводились во Дворце культуры и кинотеатре Авангард. К ребятам были приглашены участники боев, также артисты театров. Во всех детских садах были проведены ёлки. Тысячи ребят получили новогодние подарки. В центре города Молотов (сейчас Пермь) была поставлена высокая ёлка. Она была украшена множеством гирлянд, чтобы все школьники города могли ее увидеть. К ёлке готовились юные танцоры, физкультурники, певцы. Также ёлки были проведены в школах для учащихся младших классов, в доме пионеров для кружковцев.

2 января на вечере новогодней ёлке был создан спектакль в клубе «Бумажник». Больше 500 учащихся ремесленного училища номер 5 приняли участие в этом вечере.

В новогодний вечер на бал-маскарад тройка с бубенцами собирали ребят по городу Чусовой.

20 декабря в Горьковском саду ставили украшенную новогоднюю елку, новогодние, праздники проводились во всех школах и детских садах. В Доме пионеров для кружковцев также проводились новогодние вечера. Для детей служащих, рабочих, а также для тех, чьи родители сражались на фронте, готовились подарки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Великая Отечественная Война серьезно отразилась на деятельности отечественной школы. В период 1941-1945 гг. она выполняла важные государственные задачи. Решались вопросы по охвату всех детей школьного возраста обучением, перестраивалось и поднималось качество учебно-воспитательной работы с акцентом на боевой, патриотический характер в преподавании основ наук; обеспечивалась необходимая физическая и агротехническая подготовка молодежи к труду и обороне Родины; оказывалась помощь колхозам и совхозам; проявлялась повседневная забота о судьбе миллионов детей, родители которых защищали Родину с оружием в руках или работали на производстве.

Война вызвала серьезные трудности в работе школ, но, несмотря на это, она сблизила школу с жизнью и потребовала некоторых реформ в области народного образования. Реформирование школы было вызвано необходимостью восстановления всеобуча и перестройкой учебно-воспитательного процесса с учетом военных условий. За годы войны школа пыталась максимально реализовать эти задачи, что зачастую требовало настоящего-героизма, огромных усилий и напряжения.

В ходе данного исследования гипотеза: «За первый год войны система школьного образования претерпела значительные изменения» была частично доказана. Значительных изменений в системе образования не произошло, но начало Великой Отечественной войны внесло серьезные коррективы в работу школ. Структура образования оставалась в основном та же, что и до войны. Коренным образом изменилось ее содержание.

Самоотверженный труд работников образования был отмечен Указом Президиума Верховного Совета СССР «За успешную и самоотверженную работу по обучению и воспитанию детей в школах РСФСР» от 14 декабря 1944 г., в соответствии с которым орденами и медалями были награждены более 5 тысяч учителей, воспитателей и других работников народного образования.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Назад в СССР. Школьная жизнь в годы Великой Отечественной войны. Статья [Электронный ресурс].- URL: https://back-in-ussr.com/2020/10/shkolnaya-zhizn-vo-vremya-velikoy-otechestvennoy-voyny.html

Уральская кузница Победы: город Молотов и его жители в годы Великой Отечественной войны. Материалы научно-практической конференции. П., 2020., [Электронный ресурс].- URL: https://duma-perm.ru/upload/pages/23533/Uralskaja_Kuznica_Pobedy.pdf

Электронная библиотека. Звезда. 1941 /ПГКУБ, ГАПК, ПермГАСПИ/, [Электронный ресурс].- URL: https://e.gorkilib.ru/node/591164

ПРИЛОЖЕНИЕ

23 июня 1941 г.

Статья. с. 2 «Голос учителей»

22 августа 1941 г.

Статья с. 3 Школы к началу учебного года.

2 сентября 1941 г.

Статья с. 3 Вчера в классах и Начало учебного года в городах области

23 сентября 1941 г.

Статья с 3 Пионеры и школьники в дни войны.

20 ноября 1941 г.

Статья с. 4 «На постройку самолёта «Юный патриот» и постройку танка «Юные патриоты»

Ответственный редактор Н.П. Анисимов

25 ноября 1941 г.

Статья С. 2 «Тимуровцы»

29 декабря 1941 г.

Статья с. 2. Подарки детям

Просмотров работы: 64