Введение
«Вновь солнце встаёт над горами Кавказа,
Дымкою сизой покрыты хребты,
Стоим мы бригадой на страже державы,
Великой России, священной земли».
Моя Родина – Россия - страна, которая славится героическими страницами своей истории. Это связано с особенностью менталитета российского народа, развитым чувством служения своей Родине.
В нашем государстве в последнее время большое внимание уделяется патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Такие понятия, как патриотизм, защита Отечества, долг, честь неразрывно связаны с прошлым страны. Считаю, что настоящим гражданином своего Отечества является человек, знающий историю не только своей необъятной страны, но и историю малой Родины, историю народа, проживающего рядом. Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания подрастающего поколения является краеведение, отвечающее социальным запросам общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания о родном крае, районе и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа.
Свою работу я считаю актуальной, так как уверен, что людям всех поколений необходимо знать правду о том, как любая война влияет на судьбы и дальнейшую жизнь молодых людей, принимавших участие в ней.
Цель работы: изучение истории Чеченской войны и жизненного пути моего дяди, Борисова Николая Викторовича.
Задачи:
-изучить теоретический материал о локальных войнах и Чеченской войне;
-собрать устный и письменный материал (воспоминания) и документальные
сведения об участнике войны в Чечне;
-обобщить и систематизировать собранный материал.
Гипотеза исследования:
Рядовые солдаты и офицеры Российской армии в ходе боевых операций на территории Чеченской республики в период 1994-1996 и 1999-2001гг. действовали в соответствии с кодексом воинской чести, проявив героизм, мужество, высокий патриотизм, верность присяге.
Объект исследования: локальный вооруженный конфликт и участники боевых действий в Чечне.
Предмет исследования: судьба Борисова Николая Викторовича, участника Чеченской войны.
Методы исследования: изучение исторической литературы, материалов СМИ, Интернет – ресурсов, семейного архива.
Анализ литературы и интернет - источников
При написании работы мною была изучена следующая литература.
В «Книге памяти» 205 мотострелковой бригады рассказывается о погибших и пропавших без вести в Чеченской республике офицерах и солдатах.
При изучении семейного архива, я познакомился с письмами и фотографиями своей семьи, пообщался с учителями и друзьями моего дяди Борисова Н.В.
Глава 1. Локальные войны современности.
Локальная война - военные действия между двумя и более государствами, ограниченные политическими целями и интересами сторон, участвующих в боевых действиях. Локальная война, как правило, может являться частью регионального этнического, политического, территориального или иного конфликта. В рамках одного регионального конфликта может происходить целый ряд локальных войн.
Не исключением стал и конец XX, начало XXI века: территориальные, межэтнические, политические, идеологические и религиозные конфликты, борьба за контроль над нарко - траффиком и нефтяными месторождениями, локальные Войны в Африке, Югославии, в Афганистане, на Кавказе, в Чечне, Сирии, на Украине.
Можно выделить следующие особенности современных локальных войн: длительность по времени, большие жертвы среди гражданского населения, использование тактики изматывающей партизанской войны, рост значения этнических и религиозных факторов.
Военные действия в Афганистане и Югославии затянулись на десять лет, Чеченская война - 4 года, 11 лет в Сирии…
В современных локальных конфликтах около 80% погибших и раненых приходится на гражданское население. Это связано с тем, что насилие в современных локальных конфликтах направлено главным образом против гражданского населения. Например, во время так называемых “этнических чисток” целенаправленно уничтожаются все представители, какого - либо этноса, этнической или религиозной группы.
В современных локальных конфликтах старый принцип концентрации военных сил поменялся на принцип рассредоточения в пространстве и времени, что делает их похожими на партизанские войны. Утрачивается и представление о четкой линии фронта, что позволяет проводить бои в различных местах, избегая крупных сражений, поскольку часто войска не предназначены для их ведения. Боевые отряды в этих условиях готовы вести войну длительно, применяя тактику изматывания сил превосходящего по вооружению и численности противника. Благодаря такой тактике немногочисленные вооруженные формирования могут нанести значительный ущерб. При этом существует заинтересованность участников в затягивании конфликта. У такого затянувшегося конфликта иногда даже теряются признаки войны, но конфликт может в любой момент снова превратиться в войну, пока будет существовать ее экономическая основа.
Войны на Балканах, Кавказе и в Афганистане были бы другими или вообще бы не состоялись, если бы там не было этнических и религиозных проблем. Эти проблемы дают конфликтующим сторонам возможность привлечь местное население и находить финансовую поддержку других государств.
1.1.Чеченская война
Чеченская война стала для России после развала СССР самым страшным и жестоким событием. Мнение о ней до сих пор неоднозначное. Кто-то из историков и аналитиков поддерживает решение властей о введении войск на территорию республики Ичкерия, кто-то говорит, что можно было предотвратить этот тяжелый конфликт и избежать страшных потерь. Как бы то ни было, рассказывая о чеченской войне, в первую очередь, нужно выяснить причины ее начала. При этом следует помнить, что эта война делится на два этапа.
1.2.Предыстория конфликта.
Истоки конфликта уходят в далёкий XIX век, во времена Кавказской войны. Еще в XVI веке на территории Кавказа стали появляться русские поселения казаков. Несмотря на периодические набеги горцев, переселенцы и коренные жители Кавказа жили относительно мирно, до первых походов российских войск в это регион. Война на Кавказе длилась с 1817 по 1864 год, около 50 – лет, усмирить местное население и подчинить этот регион России удалось только в средине XIX века.
Сразу же после распада СССР, в сентябре 1991 года в республике произошел вооруженный переворот, возглавляемый Джохаром Дудаевым. В результате возникла Чеченская республика Ичкерия, которая сразу же заявила о своей независимости от РСФСР. Это событие произошло 1 ноября 1991 года. Дудаев ввел на территории страны военное положение и отказывался вести переговоры с Кремлем до тех пор, пока независимость Ичкерии не будет официально им признана. Также силами республики были захвачены военные базы российских войск на ее территории.
В самой республике социальное и экономическое положение становилось все хуже. Республика постепенно превращалась в криминальное государство.
1.3.Первая и вторая Чеченская война
В 1993 году в Ичкерии сформировалась оппозиция, которая пыталась свергнуть режим Дудаева. В 1994 году в республике началась гражданская война.
Российская армия начала боевые действия против сепаратистов 11 декабря 1994 года. Говорить о введении войск на территорию республики не совсем правильно, поскольку ее самопровозглашенные никем не было признано, и официально она оставалась территорией Российской федерации. Так началась самая массовая и жестокая война в истории современной России. Давать оценку количества пострадавшим от нее очень сложно, поскольку источники приводят разные цифры. По официальной версии, количество погибших военных со стороны России насчитывает более 4 тысяч человек.
31 августа 1996 года первая чеченская война закончилась подписанием Хасавюртовского соглашения. Но никакого мира и спокойствия окончание конфликта не принесло. Похищения и убийства людей, теракты на территории России привели ко второму этапу военного противостояния.
Вторая чеченская война началась в 1999 году и шла вплоть до 16 апреля 2009 года. Фактически она велась активно вооруженными силами России до 2000 года. Потом, по мере установления контроля над республикой, дальнейшим уничтожением бандформирований стали заниматься местные власти.
1.4 Итоги войны
Чеченская война стала одним из самых масштабных вооруженных конфликтов в новейшей истории, а битва за Грозный стала крупнейшей битвой в Европе со времен окончания Второй мировой войны. В результате боевых действий большое количество чеченских населенных пунктов были разрушены, во время войны погибло около 120.000 мирных чеченских жителей, многие из которых - дети. Около 200.000 были ранены. Также почти половина населения Чечни (треть из которых составляли русские, армяне и евреи) стала беженцами. Официально российской стороной конфликт назывался "мерами по поддержанию конституционного порядка". Итогом войны стало подписание Хасавюртовских соглашений и вывод российских войск. Чечня вновь стала независимым, но непризнанным, ни одной страной мира (в том числе Россией) государством.
Глава 2.Ради мира на Земле.
2.1. 250-я мотострелковая бригада
Для разрешения чеченского конфликта были брошены вооруженные силы России из разных ее уголков. В этой войне приняли также активное участие и наши земляки. Многим молодым парням пришлось стать в один ряд с боевыми товарищами против насилия и беспорядка, которые творились в Чеченской Республике. Из Пермской области был отправлен не один десяток служащих в Чечню. Одним из них был Борисов Николай Викторович, служивший 205 мотострелковой бригаде.
205-я отдельная мотострелковая бригада. Девизом бригады стали следующие слова: «Если не мы, то кто?», «Мы вернёмся даже из ада — 205-я бригада». Отдельная мотострелковая бригада под номером 205 как боевое соединение была сформирована по решению Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации 1мая 1995 года. Основу частей и подразделений бригады составили батальоны и роты 723-го полка противовоздушной обороны и 167-й мотострелковой бригады войск Уральского военного округа. Мотострелковый полк 205-й бригады создавались непосредственно в Чеченской Республике. По замыслу политического и военного руководства России, 205-я особая мотострелковая бригада должна была постоянно дислоцироваться в городе Грозный и населенном пункте Шали и выполнять миссию «гаранта мира и безопасности граждан на чеченской земле»…
Личный состав 205-й бригады нес службу на сторожевых заставах и блокпостах, охранял самые важные военные и гражданские объекты, тесно взаимодействовал с внутренними войсками МВД России во время наведения конституционного порядка на территории Чечни. 7 января 1996 года бойцы бригады приняли участие в операции по освобождению заложников и ликвидации банды полевого командира Радулова в селе Первомайское. В марте того же года бригада принимала участие в ликвидации банд боевиков в Грозном.
2.2 Подвиги.
Всего за две чеченские кампании за проявленный героизм и мужество около 1,5 тысяч солдат и офицеров бригады были награждены государственными наградами. 5 человек были удостоены звания «Героя России». 575 человек были награждены «Медалью Г.К. Жукова», 414 человек – «Медалью А.В. Суворова», 279 человек – «Медалью «За отвагу», 35 человек – «Медалью ордена «За военные заслуги». Среди них и мой дядя Борисов Николай Викторович.
2.3 Борисов Николай Викторович: жизнь и судьба
Мой дядя, Борисов Николай Викторович, родился 13 августа 1976 года в посёлке Труд Владимирской области. В 1982 году вместе с мамой Екатериной Николаевной переехал в деревню Томарово Сивинского района Пермской области. Закончил 9 классов Малосивенской средней школы, поступил в Зюкайский сельскохозяйственный техникум “Уралец”. После его окончания в течение нескольких месяцев трудился в родном товариществе, а
в декабре 1994 года был призван в ряды Российской Армии. Служил механиком-водителем БМП в войсковой части 74821. Погиб 31 мая 1996 года в Чечне.
Изучая архивные материалы и письма, я узнал, что в «учебку» Николай Викторович попал в город Ковров Владимирской области. За хорошую службу его направили продолжать службу в прославленную Кантемировскую танковую дивизию. В мае 1995 года Николай был участником парада в честь 50-летия победы СССР в Великой Отечественной войне. В своих письмах домой, он писал, что служба идет хорошо, рядом добрые товарищи, надёжные друзья, и все же, он очень скучает по дому. Однако, обнять своих родных и близких, увидеть родную деревню, ему было не суждено.
Механик-водитель боевой машины пехоты Николай Борисов погиб при обстреле чеченских боевиками блок - поста в районе аэропорта Северный города Грозного в ночь с 30 на 31 мая. Служить ему оставалось всего несколько дней. Документы об увольнении в запас уже были готовы. По воле злого рока он стал первым погибшим воином на Чеченской войне из нашего Сивинского района и 84 погибшим по Пермской области.
С той необъявленной войны он послал домой только одно письмо вскоре после того, как в январе 1996 года прибыл в Чечню. С разрешения моей бабушки я решил им поделиться с вами
В родной Малосивенской школе, где учился Николай, о нём осталась светлая память. В его честь проводятся спортивные состязания. О нём рассказывают на уроках истории. Вот что вспоминает о своём ученике классный руководитель Горбунова Татьяна Никифоровна. «Коля был очень способным учеником, умным мальчиком. Много читал и был довольно начитан, всегда приветлив со всеми, всегда с доброй улыбкой, открытым лицом. Любил пошутить и с чувством юмора относился к шуткам своих товарищей. Никогда не обижал ближних, во всем был очень ответственный. С увлечением занимался спортом, увлекался баскетболом и волейболом. А ещё помню его глаза - голубые, широко открытые и очень внимательные. В техникуме Николая тоже любили. Он учился со многими ребятами из нашего села, и они о нём вспоминают всегда только по-доброму. Коля никогда никому не грубил, с уважением относился ко всем окружающим». «Солдат умирает дважды первый раз в бою, а второй когда о нём забывают. «Я хочу, чтобы память о войнах жила вечно, чтобы о тех, кто уже не придёт никогда, помнили!
Я ещё раз задумываюсь, зачем нам эти войны, если они отнимают жизни молодых ребят, которым нет и 20 лет. Если гибнут дети и старики. Она приносит горе матерям и близким погибших.
Глава 3. Воспоминания.
3.1.Воспоминания моей мамы Феклистовой (Борисовой) Анны Викторовны. Наше детство.
Мы с Николаем, как все сорились и дрались. Но я всегда была рада, что у меня есть старший брат. Он всегда заботился обо мне. Мы жили в деревне и на учебу уезжали на неделю в интернат. У моих одноклассниц были старшие сестры и каждый день ругались, что они грязные ходят. А Коля меня до школы провожал и, там где было грязно, на руках нес. А после школы, если приходила грязная, сразу стирал. Он заботился обо мне, а я о нем. Ещё помню, как стихи учили и историю. Я училась в 3 и 4 классах, а Коля в 8 и 9. Он приходил из школы и после обеда ложился спать, а я садилась рядом и читала стихи или даты по истории. У него это называлось тихий час, а у меня внеклассное чтение. Он был моим самым близким человеком.
3.2. Долг перед Родиной. Проводы в армию.
30 ноября 1994 года Николай получил в военкомате повестку на 7 декабря. Дома сразу стали готовится к проводам. Они у нас в деревне проходили всегда одинаково: женщины готовили кушать, мужчины встречали гостей. У нас в деревне была такая традиция: еще до обеда будущие призывники пенсионеров обходят, прощение за детские шалости просят и напутствия слушают. Коля так же с утра взял пакет со сладостями и пошёл по деревне отдать почтение пенсионерам. А после обеда уже местные жители стали приходит прощаться.
Николай во главе стола восседал, отец рядом, я, мама и тетя Вера только успевали на стол угощение подносить и посуду убирать. Вечером родственники подъехали, а ближе к ночи молодежь подошла. Близких друзей не было, их вперед призвали. Коля последний уходил. Парни вообще были рады, что их раньше забрали. Они говорили, что рядом с ним нельзя грустить. И его подбадривали тем, что они все дружно его встречать будут. Что такую встречу организуют, какой район ещё не видел.
Проводы были веселые, рядом с улыбчивым мальчиком нельзя грустить. Утром поехали в военкомат на автобусе с родственниками все пели и плясали.
Со службы Коля писал регулярно, пока в Чечню не отправили. Из Грозного пришло только одно письмо, и больше писем не было. Мама отправляла множество запросов, но они результатов не приносили. Мы очень боялись, что он в плен попал. Домой должен был вернуться к 9 мая 1996 года. Писем уже не ждали. Ждали что вот - вот домой зайдет. Друзья начали возвращаться, в гости приходить, я делилась своими переживаниями, что он в плену. Ребята считали, что он не может оказаться в плену, у него характер другой, что все хорошо будет.
3.3Встреча.
Это была самая тяжелая встреча после длительного расставания. Но такой «встречи» район ещё не видел, это было точно. Его «встречал» весь район. Друзья уже все вернулись и дома ждали. За «грузом 200» отправили Андрея Черткова. Он был первым, кто вернулся из Чечни, и ему было тяжело, но он обещал встречать и поехал. Потом дома ночью мы сидели рядом с моим братишкой и рассказывали как у нас дела и, какие планы на жизнь. Мишу Старкова ненависть захлестнула и он сказал: «Пойду служить, мстить за друга буду». Андрея «подначивал» с ним идти. На что он ответил, я там был и знаю что это. Поэтому нет. Я маму люблю и в этом мне признаться не стыдно. А Миша ушёл, и опять ждали. Хорошо, что вернулся. Сказал, что когда оказался на передовой, осталось желание одно выжить и вернуться.
3.4. Из воспоминаний учителя русского языка и литературы Малосивинской школы Людмилы Павловны
Я встретился с учителем русского языка и литературы моего дяди и записал воспоминания Людмилы Павловны о нем.
Людмила Павловна вспоминает: «Коля был такой спокойный, вот он был до такой степени спокойный, что если его не спросишь, он сам руку ни за что не поднимет, сидит, знает, но упорно молчит. По моим предметам учился хорошо. Ему всегда всё было интересно. Если он чего-то не знает, обязательно докопается. Учить не любил. А как он стихи читал, с восхищением говорит Людмила Павловна. Он был эмоциональным, начнет рассказывать и рукой поведет, и душевно так, все содержание через себя пропустит. Хороший был мальчик, славный, замечательный. Вот почему уходят лучшие.
Наши попытки разговорить друзей Николая, не увенчались успехом, никто не хотел вспоминать те дни. Людмила Павловна пояснила нам, что они психологически сломаны, многим так называемый «чеченский синдром» сломал жизнь: не были созданы семьи, не появились дети, кому- то повезло, а кому-то нет.
3.5. Чтобы помнили…
Мемориальная доска в память о герое Чеченской военной кампании Борисове Николаев Викторовиче установлена 19 января 2012 г. на здании Малосивинской школы в селе Шулынды Сивинского района. Инициатива об открытии на здании школы мемориальной доски принадлежит легендарному ансамблю «Зеленые береты» Башкирского отделения Всероссийской общественной организации «Боевое братство». Многие из членов этой организации сами прошли Чечню, многие хоронили совсем юных мальчишек. По инициативе организации «Боевое братство» была проведена Всероссийская благотворительная акция «Память», результатом деятельности которой стали: архив материалов об участниках Чеченской войны, а на зданиях школ, где учились герои, были установлены мемориальные доски. Часть денежных средств была получена от продажи личных коней представителей ансамбля.
В 2007 году начальник управления образования села Сива Панова Надежда Ивановна выступила с инициативой о проведении лыжных соревнований, посвященных памяти Николая Борисова. Традиция этих соревнований сохранилась и до сегодняшнего дня. В Сивинском районе в них принимают участие спортсмены, не зависимо от возраста, все, от мала до велика, от школьников до пенсионеров.
Заключение
Каждая эпоха рождает своих героев. Локальная война в Чечне заняла свое место в истории нашей страны. Для разрешения Чеченского конфликта были брошены вооруженные силы России из разных ее уголков. В этой войне приняли активное участие и наши земляки.
Российские солдаты, вернувшиеся с войны, принесли с собой обновленную любовь к Родине. Они в какой – то мере вернули нам высокое понятие патриотизма, мужества воинского и человеческого долга. Они, живые и павшие, являются примером того, как надо любить Родину, отстаивать её честь, достоинство и свободу.
Поэтому священный долг каждого из нас сохранить имена участников, прошедших суровое испытание в локальных вооруженных конфликтах, не уронив чести Российского воина, для потомков.
«Есть такая профессия - Родину защищать»,- это цитата из фильма «Офицеры» говорит сама за себя. Сегодня мы и наша страна переживает непростое время, наши солдаты и офицеры, рядовые граждане страны выполняют свой долг на территории Украины, борются против экстремизма и фашизма. Защищать Родину - это священный долг, конституционная обязанность каждого гражданина России. Проходят десятилетия, века, во все времена остаются люди, которые стоят на страже своей Родины. Независимо от должности, звания этих людей ими гордятся, уважают, помнят. А пока остаётся память, остаются и люди, отдавшие свою жизнь за мирное небо над головой.
Материал моей исследовательской работы может быть использован на уроках истории и классных часах, мероприятиях, посвященных памяти героев войн, в том числе и локальных.
Список литературы.
Книга памяти 205 мотострелковой бригады.
Газета “На родной земле” от 13июля 1996года.
Семейный архив.
Интернет источники.
Приложения.
Приложение 1.
Фотография Борисова Николая Викторовича
Приложение 2.
Письмо с войны Борисова Николая.
«Здравствуйте дорогие мои родители, бабушка, а также передайте привет тете Вере. Я в последнем письме написал, что поменяю свой адрес, но куда я попал, я боялся вам писать об этом, но через две недели я всё - таки решился написать всю правду, чтоб потом не было никаких разборок. Так вот я попал в город Грозный. Стоим мы около самого аэропорта “Северный” в мотострелковый полк в 205 бригаду с начало был наводчиком-оператором ну, а теперь механик - водитель БМП-1, но вы сильно не расстраивайтесь у меня идут дела нормально, вот уже целую неделю я делаю свою машину. Парни здесь отличные, я сними сразу же подружился, нашёл двух земляков с Урала, которых встретишь очень редко один из Свердловска, а другой с Курганской области, отличные ребята они за меня горой встанут и вообще я здесь так прижился, такое ощущение, что я давно здесь и людей, которые меня окружают, я очень хорошо знаю, я даже знаю, где они живут, знаю их родителей, какая у кого подружка. И вообще, в армии души у всех раскрываются и сразу же видно кто, что он из себя представляет. Вот и выбираешь друзей на кого можно положиться, которые понимают тебя с полуслова. Особенно здесь я многое понял, чего не мог понять в своей части я понял, что такое Родина, что значат для меня мать, отец, братья и сёстры особенно мать с отцом. Сколько вы добра сделали для меня, сколько затрат, чтобы меня вырастить, как вы заботились обо мне, и, сколько, я принёс вам убыток, но знаете вы самые добрые на свете из всех кого я знаю. Я очень вас люблю. Также я понял, что значит, для меня друг и по сравнению с «гражданкой», не было у меня друзей кроме Олега Кабанова, Серёги Мальцева и Андрюхи Фадеева, а здесь у меня друзей в 10 раз больше, здесь настоящие друзья, а не собутыльники, которые могут подставить в любой момент и предать, если что-нибудь случится. И ещё я понял, что значит письмо из дому. Когда приносят письма, но тебе его нет, какие только мысли у тебя возникнут в голове: и дом вспоминаешь и мать с отцом, братьев и сестёр, особенно когда приносят, целую стопку писем, то - это кажется, на всю роту хватит, а тебе нет письма такое огорчение, что хочется разбить морду тому кто принёс эти письма порой так и делаешь а ещё скажешь чтобы до отбоя ещё было письмо из дому и оно будет правда написано оно своими руками может почитаешь по прикалываешься маленько вспоминаешь свою родину заснёшь и увидишь во сне свой дом родной, а больше всего мне снится мама. Прошу вас пишите письма почаще, можете писать через сутки, так как досюда письма доходят очень редко. Да чем меньше срок службы, тем больше начинаешь понимать и чаще вспоминать свой родной дом. Пишите!
Ваш Коля. 30.01.1996г.
Приложение 3.
Статья из газеты «На родной земле» 13 июля 1996г.
Приложение 4
Извещение
Приложение 5.
Мемориальная доска, установленная при входе в здание школы.
Приложение 6.
Участники лыжных соревнований, памяти Борисова Н.В.
Приложение 7.
Приложение 8.
Страница из Книги Памяти 205 мотострелковой бригады
Приложение 9
Создатели Книги Памяти