Введение
Гений Петра высказался в ясном уразумении положения своего народа, он сознал, что его обязанность — вывести слабый, бедный, почти неизвестный народ из этого печального положения посредством цивилизации.
Соловьев С.М.
Актуальность исследования объясняется тем, что проблемы реформирования всегда являлись частью развития любого государства, а политические преобразования отражались на состоянии жизни людей, которые испытывали всю тяжесть их последствий.
Одним из величайших реформаторов нашей страны признан царь Петр Великий. Однако в современном информационном обществе мы часто встречаем высказывания писателей и историков, которые дают совершенно противоположные оценки преобразованиям Российского государства в эпоху правления Петра I.
Ряд историков (например, В.О. Ключевский) указывал на то, что петровские преобразования являлись лишь естественным продолжением изменений, которые происходили в предыдущем столетии. Другие исследователи, в частности С.М. Соловьев, считали их революционными. По мнению последнего, признаком неразвитости России как государства конца XVI века было то, что военная службы не была отделена от гражданской службы. «При Петре развитию была дана такая сила, что разделение должностей явилось необходимость». (С.М. Соловьев. История России с древнейших времен)
С учетом этого и была выбрана тема исследования: «Табель о рангах как новая система устройства российского общества». Цель исследования: изучение реформ Петра I как механизма изменения устройства российского общества.
Соответственно, объектом данного исследования являются социальные реформы Петра I. В качестве предмета исследования выступает исторический документ Петра I «Табель о рангах».
Для достижения поставленной цели были намечены для последовательного решения следующие задачи:
1) уточнить понятия таких категорий, как реформа, инновация, модернизация;
2) проанализировать предпосылки правовых преобразований;
3) сопоставить административное и социальное устройство в России до и после петровских реформ,
4) изучить «Табель о рангах» и историю его создания;
5) выявить результаты социальных реформ Петра I.
Гипотезу исследования составили предположения о том, что социальные реформы Петра Великого являются примером эффективных преобразований общественного устройства государства.
В ходе исследования были использованы следующие группы методов:
анализ литературы, моделирование гипотезы исследования, изучение исторических фактов создания Табеля о рангах;
проектирование результативности и процессов ее достижения на различных этапах поисковой работы, обобщение полученных в процессе исследования результатов.
Новизна исследования состоит в том, что в нем проводится изучение истории создания Табеля о рангах как уникального документа, а не копирование Петром I зарубежного опыта.
Практическая ценность исследования заключается в возможности использования результатов данной работы для проведения уроков и внеклассных мероприятий по теме «Реформы Петра Великого», а также сведения могут быть полезны широкому кругу лиц, изучающих историю Российского государства.
Глава 1.
Предпосылки правовых реформ Петра I
«Петр резко интенсифицировал происходившие в стране процессы, заставил ее совершить гигантский прыжок, перенеся Россию сразу через несколько этапов, которые она, рано или поздно, неминуемо прошла бы».
Е. В.Анисимов
Россия накануне петровских преобразований
Конец XVII – первая половина XVIII в. стали переломным моментом для российской истории. В стране произошли масштабные преобразования, которые коснулись практически всех сфер социальной жизни. Целью этих реформ было преодолеть отставание России, одной из самых больших стран мира от стран Запада.
В Европе уже существовали мануфактурные производства, строились океанские суда, развивались науки и образование. Россия не имела регулярной армии, разорительные войны тормозили экономическое и промышленное развитие страны, отсутствовал военный и торговый флот, даже оружие закупали заграницей, церковный раскол, неразвитость системы образования привела к дефициту кадров для растущих потребностей государства, сложная система государственного управления создавала неразбериху, многочисленные приказы дублировали друг друга. Начало реформ было положено в период правления Федора Алексеевича (1676-1682 г.г.), которые продолжил и усовершенствовал Петр I.
Изучая историю государства Российского, нам встречается большое количество терминов, связанных с внесением изменений в государственное устройство. В данной работе мы используем семантически схожие лексические единицы. Поэтому необходимо уточнить значение этих понятий.
Рассмотрим определение слова «реформа» в разных источниках. В словаре С.И.Ожегова мы находим следующее определение данного термина: «Преобразование в какой-н. области государственной, экономической и политической жизни, не касающееся основ существующего социального строя. Политические реформы» Д.Н. Ушаков поясняет его так: «Изменения в законодательном и государственном устройстве, произведенные правительственной властью без нарушения основ существующего государственного строя».
Близкие по значению слова «инновация» и «модернизация» отличаются оттенками значения.
В Большом словаре иностранных слов термин трактуется следующим образом: «Инновация, ж. от лат. innovatio – возобновление, обновление, перемена. (Большой словарь иностранных слов. - Издательство «ИДДК»,2007.) «Инновация, -и, ж. Нововведение, новшество.» (С.А. Кузнецов 1998 - Большой толковый словарь русского языка). Электронный ресурс Википедия дает следующее определение «внедрённое или внедряемое новшество, обеспечивающее повышение эффективности процессов и (или) улучшение качества продукции, востребованном рынком.»
Понятие «модернизация» схожи в различных словарных статьях.
«Модернизация (франц. moderne) - изменение в соответствии с новейшими, современными требованиями и нормами, например, М. (обновление) технического оборудования, производственного процесса и т. п.» (1969-1978 - Большая советская энциклопедия. Издание III)
«Модернизация (франц. moderne) - изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям, вкусам, напр., модернизация оборудования.» (2000 - Большой Энциклопедический словарь)
Исходя их вышеизложенного, проводимые Петром I преобразования в России являлись реформами в широком смысле слова и были начаты его предшественником, Федором Алексеевичем. Вводимые царем новые учреждения и порядки по праву можно назвать инновациями. Модернизация уже существующих социальных институтов также имела место в ходе законотворческой деятельности Петра I.
1.2. Европейское Посольство – начало модернизации
В эпоху правления Петра I, произошло одно из самых ярких и значимых событий - «Великое посольство» (1697-1698 гг.). Знаменитый английский историк Т. Маколей охарактеризовал это путешествие так: «Это путешествие составляет эпоху в истории, не только России, но и в истории Англии, и во всемирной истории».
Официальной задачей пребывания Петра I в Европе был поиск поддержки в борьбе с Османской империей. Как известно, царь путешествовал под именем Петра Михайлова. Инкогнито давало ему ряд преимуществ: ознакомление с устройством государственной и общественной жизнью европейскими странами, возможность обучения различным ремеслам, поиск и приглашение на службу в Россию образованных иностранных специалистов, свобода передвижения без формальных протоколов. Однако часто царь сам участвовал в переговорах с официальными лицами под своим именем.
Согласно повелению царя, посольство направлялось в Австрию, Саксонию, Бранденбург, Голландию, Англию, Венецию и к Папе Римскому. Путь посольства следовал через Ригу и Кёнигсберг в Голландию, потом в Англию. Примечательно, что посещая страны Европы, царь активно и с живым интересом трудился, постигая разные науки. Он работал простым плотником на судоверфях, посещал больницы европейского образца, мануфактуры, мастерские.
Зимой 1698 г. Посольство прибыло в Англию, где русский царь провел три полных событиями месяца. Петр побывал в Королевском обществе наук, на Монетном дворе, посетил лаборатории Оксфорда, Тауэр, астрономическую обсерваторию, присутствовал на заседаниях Парламента. Но самым притягательным для русского царя стали доки и верфи в низовьях Темзы, причем король Вильгельм Оранский предоставил Петру возможность вникнуть во все тонкости кораблестроения и даже распорядился провести для гостя показательные морские учения.
Из Англии посольство возвратилось назад в Голландию, а затем оно посетило Вену; до Венеции посольство не доехало, потому что из России пришла весть о начавшемся бунте стрельцов. 25 августа 1698 года царь возвращается из путешествия в Москву.
Поездка в Европу окончательно сформировала в Петре стремление сделать страну современной державой. Полученные во время путешествия знания о культуре, быте, передовых технологиях европейцев подтолкнули Петра к реализации амбициозных планов по модернизации государства Российского.
В результате проведённого в первой главе исследования нами было установлено следующее:
Преобразования во всех сферах жизни российского государства конца XVII века были естественными и необходимыми.
Петровские реформы можно назвать модернизацией уже существовавших институтов, а в некоторых случаях инновациями по сути проведенных изменений.
Великое посольство оказало сильное влияние на Петра I и убедило его в целесообразности проведения реформ.
Глава 2
Исследование социальных реформ Петра I и значение инноваций
«Он хотел не заимствовать с Запада готовые плодытамошней техники, а усвоить ее, пересадить в Россию самые производства с их главным рычагом – техническим знанием».
В.О. Ключевский
2.1. Законотворческая активность Петра Великого.
История создания «Табеля о рангах»
Побывав в Великом Посольстве (1697-1698 гг.), Петр I лично убедился в существенном отставании России: армии и флоту нужны были квалифицированные офицеры, а промышленности требовались образованные инженеры. Царь вернулся в Москву и начал поспешно вводить «чужеземные обычаи». При этом вначале отсутствовала четкая программа преобразований, так как участие России в Северной войне требовало значительных финансовых и кадровых ресурсов. Реформы нередко носили незапланированный характер и указывали на срочную необходимость в создании новых структур и учреждений.
Пётр I пытался переустроить Россию на принципах рациональности, построить такое государство, в котором все стороны жизни общества были бы поставлены под государственный контроль. Стремясь изжить всё, что казалось ему неразумным, царь силой вел народ к «общему благу», которое понималось в первую очередь как процветание государства, военная и экономическая мощь. Поэтому жизнь и деятельность каждого человека должны были быть направлены на воплощение этой идеи. Царь должен был управлять страной, дворяне — служить, крестьяне и горожане — работать, платить налоги, сдавать рекрутов в войско, а духовенство — отвечать за духовное состояние жителей. Петр Алексеевич мечтал создать совершенное законодательство и регламентировать жизнь общества.
Реформы, проводимые Петром I, носили масштабный характер. Преобразования происходили во многих сферах жизни государства, традиционно их классифицируют на реформы государственного управления, военные, церковные, социальные, культурные и экономические. В общей сложности в петровскую эпоху было написано более 3000 законных актов; причем они являлись как результатом законотворческой деятельности предшествующего периода в Московском государстве, так и были созданы под влиянием сближения России с Западной Европой.
Как известно, до Петра Великого уже были попытки реорганизовать систему чинов и званий. Старинные служебные чины в Московском государстве делились на дворовых людей (бояре, окольничие, дворецкие, стольники, и т.д.) и военно-административный аппарат (окольничий, дьяк, воевода, наместник, посадник, тысячник и др.). Среди придворных важную роль играли мечники, оружейники, постельничий, кравчий и т.д.). В Московском государстве существовало 9 классов чинов по старшинству (от 1 «высшего» и до 9 «боярские дети»), 15 санов по рангу (от дворецкого и ниже до присяжного окладчика). (Петров П.Н. История родов русского дворянства)
Социальная структура Российского государства в XVII в.
Дворовым людям приходилось не только исполнять придворные обязанности, но и различные административные, судебные и военные обязанности. Иными словами, они были и земледельцами, и служилыми в войске князя. Вместо зарплаты дворяне получали поместье с крестьянами. На нужды управления государством набирали людей из дворян. Таким образом, сложилась традиция распределять административные должности в зависимости от знатности рода – местничество. В такой системе продвижение по службе зависело не от личных заслуг, а от происхождения. Между дворянами шли постоянные ссоры, и в 1682 г. царь Феодор Алексеевич (старший брат Петра I) отменил местничество и первым планировал ввести унифицированную систему чинов при дворе, ведь государство остро нуждалось в образованных кадрах (военных и административных), необходим был разветвленный аппарат управления.
Петр I издал ряд указов, которые заложили фундамент для модернизации социального устройства русского общества. Указ об образовании 1706 года сделал образование боярских детей обязательным, Указ о единонаследии 1714 года соединил вотчины и поместья, тем самым ликвидировав размытые границы между боярами и дворянами, наследство переходило только к старшему сыну землевладельца, сохраняя земельную целостность поместья дворян от дробления на мелкие хозяйства и мотивируя тем самым остальных наследников служить отчизне.
Преобразования в управленческой сфере стали возможны после окончания Северной войны. Петр I начал с создания системы коллегий, которая заменила систему приказов, но с более совершенным распределением функций. Соответственно, потребовалось разработать систему продвижения чиновников по службе. По приказу царя Иностранная коллегия стала изучать многочисленные источники информации об организации управленческого строя европейских государств. По заданию царя от дипломатов, торговых агентов присылали иностранные регламенты различных военных, морских, гражданских и придворных учреждений, затем их переводили и анализировали. Царь сам познакомился с государственными органами управления европейских стран во время Великого посольства.
Так как большая часть этих документов хранилась в коллегии иностранных дел, то царь поручил данному ведомству разработать проект закона о чинах в России. Петр I приказал изучить многочисленные источники информации об организации государственного строя соседних стран. Данные поступали с иностранную коллегию от поступавших на службу иноземцев, дипломаты и торговые агенты привозили в Россию иностранные регламенты и инструкции, а также царь сам лично смог ознакомиться с органами государственного управления во время посещения Европы.
Андрей Иванович Остерман возглавлял Секретную экспедицию Иностранной коллегии и участвовал в разработке проекта Табеля о рангах (примерно с конца 1719 г. и до начала 1921г.), затем сам Петр I редактировал проект. Следует отметить, что царь указывал на то, что иностранное законодательство надо изучать критически, а затем производить необходимые изменения.
Итак, А.И. Остерман основательно изучал сведения о чинах в ведущих Европейских государств. Эти данные содержались в записках Г. Гюйсена, например, «Показания главных служителей короны и двора аглинского, польского и гишпанского» и «Краткая записка о камерных советниках…». Также, Остерман провел анализ двух документов о регламенте французского двора Людовика XIV, которые он извлек из дневника русского посла в Голландии А.А. Матвеева. Последний обращал внимание на отсутствие местничества при французском дворе и строгое соблюдение иерархии. Эти записи были положены в основу составления «Описания французского двора чинам и рангам». Остерман А.И. также обращался к двум источникам по государственному управлению Англии: «Стат или состояние новое Англии под государствованием Вильема 1692» и «Известие чинов короны Великобритании».
Английские дворцовые титулы |
Французские дворцовые титулы |
Король/Королева и его семья Герцог/Герцогиня Маркиз/Маркиза Граф/Графиня Виконт/Виконтесса Барон/Баронесса Баронет |
Король/Королева и его семья Принц Герцог Маркиз Граф Виконт Барон |
Историк В.А. Евреинов отметил, что регламенты о чинах Англии и Франции были приняты во внимание, но основное влияние на составление Табеля о рангах в России оказало законодательство Швеции, Дании и Пруссии. В XVII в. королевскую власть в Швеции поддерживала регулярная армия и имелась разветвленная сеть коллегий, поэтому она считалась образцовым государством.
Сведения о чинах Швеции и Дании А.И. Остерман изучал тщательно. В шведском уставе перечислялись военные, морские, гражданские чины, всего 40 разрядов, далее следовали статья и штрафах чиновников. Из датского регламента было установлено, что 103 чина дворцового, военного и государственного управления были разбиты на 9 ступеней. В отличии от других регламентов, в нем были установлены «женские ранги», т.е. те лица, которые допускались ко двору. Пруссия проповедовала строгое разделение функций между отдельными ветвями государственного аппарата, четко регламентировалась деятельность каждого чиновника и всех подданных.
Кроме европейских уставов, в распоряжении А.И. Остермана были русские законодательные акты. В результате анализа вышеуказанных документов он разработал проект Табели о рангах, который состоял из двух частей: «Объявление о рангах» (включало 44 должности придворного штата и 103 должности «цивильного» штата) и пояснительный текст к нему, «Пункты». Все должности были разделены на 13 классов, при этом большинство названий должностей были заимствованы из прусских регламентов. Изучив «Объявление о рангах», Петр I не смог найти русские эквиваленты ко всем должностям дворцового штата, причем со слов царя были сделаны пометки на полях документа («мунт-шенк» - ямской приказчик», «гран метре де ла робе» - казначей или боярин большой казны», и др.).
В январе 1721 г. Петр I приступил к редактированию проекта Табеля о рангах и приказал Иностранной коллегии составить «Показания древних российских чинов гражданских и придворных с изъяснением каждого», что представляло собой описание обязанностей разных должностей, причем в некоторых статьях приводятся немецкие эквиваленты (ловчий - обер-егермейстер, стольник - титулярный камергер и т.д.).
Этот документ доказывает, что в России XVI-XVII вв. существовала своя система государственного управления. Также из документа следует, что многие названия русских чинов были заменены немецкими терминами.
На завершающем этапе указ о Табели был передан на рассмотрение в Сенат, далее Военной и Адмиралтейской коллегиям. Над окончательным вариантом указа работали сенаторы Г.И. Головкин, Я.В. Брюс, генерал-майоры М.А. Матюшкин и И.И. Дмитриев-Мамонов.
Как следует из всего вышесказанного, Табель о рангах была одной из инноваций, которая появилась в результате синтеза европейского и российского опыта устройства общества. Над разработкой нового социально -управленческого устройства государства работали не только представители разных ветвей власти, но и сам Царь принял непосредственное активное участие в его создании.
2.2. Историческая значимость петровских инноваций для развития российского общества
Гений Петра высказался в ясном уразумении положения своего народа, он сознал, что его обязанность — вывести слабый, бедный, почти неизвестный народ из этого печального положения посредством цивилизации.
Соловьев С.М.
«Табель о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных, которые в котором классе чины; и которые в одном классе, те имеют по старшенству времени вступления в чин между собою, однако ж воинские выше прочих, хотя б и старее кто в том классе пожалован был» учреждена 4 февраля (24 января ст.ст.) 1722 года указом Петра I. Таблица насчитывала 263 должности в Российской Империи, которые были классифицированы на 14 рангов (чинов, ступеней) для военной, гражданский и придворной службы. Воинские чины, в свою очередь, делились на 4 разряда. Самым старшим в Табели был 1-ый чин, а самым младшим – 14-ый чин.
Рукописный лист из Табели о рангах
Изначально все (в том числе и знатные люди) должны были начинать службу в низшей ступени. Это были простые должности, которые не давали привилегий, и не отражались в табеле. В дальнейшем, на основе своих достижений и умений, каждый мог подняться на 14 ступень, а после этого постепенно подниматься все выше, получая новый ранг. В каждом классе нужно было прослужить определенный срок, при этом для карьерного роста важно было не только усердие, но и учитывался уровень образования соискателя.
Благодаря данному указу дворянское сословие превратилось в служилых людей, путь на самый верх иерархической лестницы был прозрачен и открыт представителям всех сословий. При этом действовало правило – каждый образованный человек обязан служить, и служить может любой человек с образованием. Солдат мог стать офицером, а обычный горожанин мог стать высокопоставленным чиновником, хотя табель о рангах не распространялась на крепостных крестьян.
Говоря о Табеле, который давал дорогу образованным людям, стоит упомянуть о состоянии образования в ту эпоху. С ней, особенно у дворян, были большие проблемы. В результате Петр 1 сформулировал минимум, который должны были знать все дворяне: 4 действия арифметики, уметь читать и писать, понимать иностранный язык. И даже с такими требованиями у высшего сословия были большие проблемы. Они не стремились учиться, поэтому Петр ввел процедуру приема экзаменов, где проверялись знания дворян и их соответствие определенной службе и чину в Табеле.
Табели о рангах (извлечение)
Табель о рангах существовала в России (с некоторыми изменениями) вплоть до 1917г. и была отменена после Февральской революции. Введение Табели о рангах дало возможность систематизировать государственную службу, сделать её обязательной для дворянства и стала ярким примером социальной мобильности, что способствовало дальнейшему общественному развитию в стране.
В результате проведенных Петром I реформ Российская империя стала полноценной участницей международных отношений с регулярной боеспособной армией, централизованной властью, высокоразвитой наукой и растущей экономической мощью. Правовые реформы, в частности Табель о рангах, позволили инновационным образом структурировать государственную систему чинов, покончив с местничеством и позволив незнатным людям продвинуться по службе благодаря своему таланту и личным качествам. Эта революция чинов, согласно мнению В.О. Ключевского, «была, может быть, самой важной для судьбы России как государства». Яркими представителями «нового дворянства» при самом Петре I являются А.Меньшиков, П. Ягужинский, П.А.Толстой, И.И. Неплюев, Ф.А. Апраксин и другие неродовидые государственные деятели.
В современной России до сих пор существует аналог петровской Табели о рангах, а именно таблица соотношения чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских званий, чинов юстиции и прокурорских работников. Это доказывает ее историческую жизнеспособность и эффективность по прошествии трех веков.
В результате проведённого во второй главе исследования нами было установлено следующее:
Табель о рангах был инновационной системой чинов, которой ранее не существовала в Российском государстве.
Данный указ являлся мощным социальным лифтом, в результате введения которого многим талантливым людям удалось подняться по карьерной лестнице благодаря своим личным качествам независимо от знатности происхождения.
Табели о рангах была прозрачна и дала возможность пополнить ряды дворянства выходцам из низов.
Заключение
В результате проведённого в данной работе исследования получены следующие выводы:
1. В России конца XVII века была историческая необходимость в проведении преобразований во всех сферах жизни. Требовались современные по тем меркам правовые реформы для ликвидации отставания страны от ведущих западных держав.
2. Реформы Петра I являлись, с одной стороны, модернизацией уже существовавших институтов, а в некоторых случаях инновациями по содержанию проведенных изменений.
3. Великое посольство позволило Царю лично ознакомиться с техническими, культурными и научными инновациями Европы, тем самым убедило его в неотложности проведения реформ.
4. Табель о рангах был одним из самых успешных правовых проектов Петра I, к разработке которого царь привлекал разных специалистов. В результате исследования иностранных и русских правовых регламентов был разработан инновационный закон, который разграничил военную, гражданскую и придворную службу, мотивировал граждан получать образование, а также служил социальным лифтом для талантливых людей.
5. Введение данного указа позволило обеспечить квалифицированными кадрами армию, флот, промышленность и государственные учреждения.
Таким образом, можно утверждать, что проводимые Петром I правовые реформы были исторически необходимы и носили инновационный характер. При реализации преобразований Петр I обращался не только к европейским образцам, но и учитывал накопленный опыт предшественников на Российском престоле, в частности, продолжил начатые Федором Алексеевичем реформы.
Табель о рангах стала первой прогрессивной инновацией в системе чинов того времени, которая способствовала развитию общества благодаря социальной мобильности и прозрачности.
Список литературы
1. Анисимов Е.В. «Время петровских реформ». -: Лениздат, 1989. (Историческая библиотека «Хроника трёх столетий: Петербург-Петроград-Ленинград»)
2. Анисимов Е.В. «Шведская модель» с русской «особостью». Реформа власти и управления при Петре Великом // Звезда. 1995. № 1. С. 133-150.
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4т. – М.: Русский язык, 2000.
4. Евреинов В.А. «Гражданское чинопроизводство в России»: Ист. очерк В.А.Евреинова. - Санкт-Петербург: тип. А.С.Суворина, 1887. - 3-84 с.
5. История российской геральдики. - М.: Эксмо, 2009. - (Российская императорская библиотека). - С. 192-194
6. Милюков П.Н. «Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого». Издательство: Тип. М.М.Стасюлевича, 1905.
7. Толковый словарь русского языка /Под ред. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - (http://www.ozhegov.info/)
8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Табель_о_рангах)
9.https://diletant.media/articles/45294750/?utm_source=zen&utm_medium=social&utm_content=article
10.https://ru.wikipedia.org/wiki/Великое_посольство#Цели_Великого_посольства
11. https://istorja.ru/articles.html/russia/alekseeva-e-v-ispolzovanie-evropeyskogo-opyita-upravleniya-gosudarstvom-pri-petre-i-r624/
12. https://lexicography.online/explanatory/ushakov/