«Я убит подо Ржевом…» (Боевой путь одного из солдат Великой Победы - штурмана 2 ПБАП 204 БАД I ВА капитана Василия Ивановича Солдатенко)

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Я убит подо Ржевом…» (Боевой путь одного из солдат Великой Победы - штурмана 2 ПБАП 204 БАД I ВА капитана Василия Ивановича Солдатенко)

Басова Е.Ю. 1Мирошниченко А.В. 1Самойлов Д.Д. 1Смирнова Е.С. 1
1МАОУ "Гимназия № 1 г. Рузы"
Ветлянских М.В. 1
1МАОУ "Гимназия № 1 г. Рузы"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1 Введение

«Я убит подо Ржевом…» - эти печальные, трагически звучащие строчки посвящены тысячам известных и неизвестных солдат, павших за Родину на Калининской (ныне Тверской) земле в 1942 г., в Ржевской битве. Каков же он, одиозно воспетый поэтом-фронтовиком А. Твардовским, - один из миллионов, сумел ли внести свой личный вклад в дело большой, общей Победы или бесславно и безвестно канул в один из дней нескончаемой битвы и лежит почти восемь десятков лет там, «где с облаком пыли Ходит рожь на холме»1?

Герой стихотворения А. Т. Твардовского завещал нам быть счастливыми и служить родимой отчизне с честью. Выполнение наказа видится нам в сохранении исторической памяти, неустанном поиске фактов для реконструкции подвига советского солдата в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

В школьном историко-краеведческом музее находятся копии из альбома с фотографиями, однажды принесенными ветераном I Воздушной Армии А. И. Шкулёвой на встречу с ребятами нашей гимназии. Благодаря этим фотодокументам, появилась возможность создания отдельной экспозиции, посвященной военным подвигам 953-его штурмового авиационного полка, в недавно созданном в учебном заведении Зале Воинской Славы. В её левом нижнем углу размещена фотография лётчика, судьба которого стала объектом данного исследования. На вопрос: каким образом строчки стихотворения связаны с судьбой этого лётчика – ответят материалы исследования. Проблема заключается в том, что до сих пор действия советских военно-воздушных сил, в частности, в Ржевской битве, недостаточно проанализированы и что документы, связанные с операцией «Марс» (часть Ржевской битвы), до сих пор не рассекречены.

Цель работы - определение боевого пути капитана Василия Ивановича Солдатенко. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- изучить материалы сайта «Карта Памяти» (статья о воинском захоронении в деревни Ватулино Рузского района Московской области) и учетной карточки воинского захоронения в районном военкомате;

- проанализировать материалы интервью ветерана I Воздушной армии, жительницы д. Ватулино Рузского г. о. А. И. Шкулёвой об истории конкретной фотографии из её памятного альбома2;

- изучить материалы объединённых баз данных «Победа1945», «Мемориал» и «Память народа» о капитане В. И. Солдатенко;

- подтвердить факты боевого пути капитана Солдатенко В. И. в процессе экспедиционных действий в Ржевском и Зубцовском районах Тверской области;

- систематизировать материал для проведения экскурсий в школьном Зале Воинской Славы.

Актуальность данной исследовательской работы заключается в том, что вклад каждого Солдата Победы в общее дело должен быть чётко обозначен, чтобы наследники Победы ясно представляли себе, «какою ценой завоевано счастье». Практическая значимость работы заключается в возможности использования её в экскурсии в школьном Зале Воинской Славы, создания экспозиции как в Рузском краеведческом музее, так и Ржевском, одно из двух зданий которого посвящено событиям исследуемого нами периода (первая Ржевско-Сычёвская наступательная и вторая Ржевско-Сычёвская наступательная операции).

В процессе исследования были использованы следующие методы:

- изучение теоретических и биографических сведений, иллюстративного материала, музейных экспонатов;

- анализ печатных источников, интервью, иллюстративного материала;

- архивный (работа с архивными материалами школьного, Рузского краеведческого музеев, ЦАМО РФ, ОБД «Победа1945», «Мемориал», «Подвиг народа» и «Память народа»);

- картографический (работа с военными картами - Рузского района, Калининского и Западного фронтов, I Воздушной Армии периода 01.06-30.12.1942 г., материалами сайта «Карта Памяти»);

- отбор как результат наблюдений и анализа;

- интервьюирование;

- сравнительный анализ (сравнительный анализ материалов интервью ветерана I Воздушной армии А. И. Шкулёвой и документов командования I Воздушной армии, материалов УПК, наградного листа капитана Солдатенко и отчётных документов ОБД);

- экспедиционный (работа на местности, указанной в военных документах);

- интерпретация (собственное прочтение полученной информации в виде создания данной исследовательской работы).

Предмет данного исследования – особенности боевого пути штурмана пикирующего бомбардировщика капитана В. И. Солдатенко.

II Основная часть

Обзор опубликованных источников

Печатных источников по теме исследования оказалось немного. В основном были использованы архивные документы. Результаты изучения материалов оформлены в таблицу.

Из истории военного аэродрома Ватулино

«Богатая и славная боевая история»

В начале 2004 г. на территории нынешнего Рузского г. о. Московской области возродился к новому этапу своего профессионального служения Ватулинский аэродром. Со слов директора ООО «Авиационный комплекс «Руза» С. А. Березенко, он «базируется на историческом для советской авиации месте». Сегодня «Аэроклассика» - центр развития парашютного спорта, обладающий соответствующим инструкторским и летным нормам составом. Но, как оказалось, у этого русского поля ещё и «богатая и славная боевая история»3. Созданная на нём в 1939 г. взлётно-посадочная полоса обладала всеми техническими характеристиками для успешной противовоздушной обороны Москвы с запада. С началом Великой Отечественной войны аэродром оказался в центре военных действий4: с июля 1941-го на перехват немецких самолётов отсюда поднимались советские истребители, средние бомбардировщики5 - вплоть до октября, а в конце октября и г. Руза, и аэродром были оккупированы и здесь «поселились» немецкие бомбардировщики и штурмовики. Несмотря на регулярные попытки авиации РККА отбить аэродром у врага, взлётно-посадочная полоса практически не пострадала и была готова к использованию даже в весеннюю распутицу, что подтверждено документами6. В марте 1942 г., когда в ходе зимнего контрнаступления войск Красной Армии Руза и д. Ватулино были освобождены, аэродром перешел во фронтовое подчинение и стал «оперативным» (одним из передовых аэродромов или площадкой «подскока») для разных лётных соединений I Воздушной армии7. Данные о базировании здесь полков бомбардировочной авиации в рассматриваемый нами период 01.07-30.12.1942 г. не обнаружены.

По материалам патриотической акции «Карта памяти»

На юго-восточной окраине д. Ватулино, под сенью берёз захоронение военных лётчиков и бойцов Красной Армии, защищавших и освобождавших родную землю в первые три года Великой Отечественной войны - 26 человек8, 7 могил. В «Сведениях (райвоенкомата) о состоянии воинских захоронений Рузского района на 01 ноября 2005 года»9 это место обозначено по-учётному сухо и скупо.

«На левом обелиске укреплены 2 фаянсовые фотографии и доска с фамилиями увековеченных захороненных офицеров – это о записи под № 710: Бутков Д. И., капитан / Солдатенко В. И., капитан… Центром захоронения является памятник военным лётчикам, он представляет собой возвышающуюся на кирпичном пьедестале фигуру лётчика в летнем лётном комбинезоне. Широкие плечи, крепкая грудь, усталый, но мужественный взгляд… Шлем расстёгнут, на нём в надлобной части – специальные очки, на боку планшет, сейчас будет подтянута вторая перчатка и … Лётчик готов защищать родное советское небо от врагов. Внизу, под фигурой, на фронтоне посреди пьедестала, в небольшом углублении – мраморная табличка с надписью: «Вечная память лётчикам, павшим смертью храбрых в боях за родину в период Отечественной войны 1941 – 1945 гг.»…11

Со слов ватулинцев, фигуру лётчика для памятника отливали здесь же, на аэродроме. По обе стороны от памятника двумя рядами «расположились» могилы лётчиков, погибших над нашей родной землёй либо шагнувших отсюда в бессмертие…

Нас же заинтересовало, кто те два капитана, погибшие в начале декабря 1942-го? Почему лишь их фотографии прикреплены на памятной стеле?

Дочь полка. Из воспоминаний Анастасии Ивановны Шкулёвой

Из материалов интервью с А. И. Шкулёвой следовало, что респондентка родилась в д. Ватулино в 1927 г., война в один миг «порушила» жизнь большой дружной семьи: в октябре 1941-го в район вступили немцы и в доме поселился враг. Вслед за пехотой, танками, обозом он перегнал и самолёты. Когда же в декабре 1941-ого началось советское контрнаступление, на аэродроме вновь «поселились» наши самолёты. Эскадрильи, после обучения лётчиков и формирования звеньев сначала под Куйбышевом, а потом в Чапаевске, перебазировали ближе к фронту. Так на аэродроме в Ватулино был сформирован полк штурмовой авиации12.

16-тилетнюю Анастасию Иванову, как оставшуюся круглой сиротой, поставили на довольствие и доверили посильные дела на аэродроме. А их хватало: вместе с другими девушками приходилось маскировать самолеты, очищать дренажные канавы и стоянку боевой техники; позже Анастасию Ивановну приняли рабочей в техническую столовую, а затем и в летную. Летом 1943 г. она была официально зачислена в штат воинской части как «дочь полка». Так начался боевой путь нашей героини.

В это время на поле Ватулинского аэродрома воинская часть получает название 953-его ШАП, летчики принимают боевое знамя и крещение в качестве боевой единицы. Бывало по 6-8 вылетов в день на линию фронта; возвращаясь с задания измученными, офицеры едва доходили до койки, не способными и слова вымолвить. Даже сил поесть не было. Лётные дома, построенные до войны, немцы взорвали, нашим лётчикам пришлось жить в деревнях вместе с сельчанами. Не передать словами горя, боли тех сельчан, в чьих домах жили летчики, когда утром уходили на задание шестеро, а возвращались впятером. Дети затихали, а избу, как только становилось известно о потере, оглашал безудержный бабий плач13.

Девушкам, служившим в авиационной столовой, работы хватало: надо было проводить лётчиков в рейд, прилетевших - накормить. Когда вылеты следовали один за другим, да ещё и машины возвращались «ранеными», техники спешно залатывали самолёт, а девушки тут же, под крылом, кормили лётчиков. Вечерами в ангарах на специально подготовленных столах набивали патронами использованные пулемётные ленты. На штурмовиках Ил-2, основных боевых машинах в этом полку, пулемёт был главным оружием. В составе полка были и бомбардировщики. Здесь девушки тоже не оставались без работы: именно им было доверено подвешивать бомбы. В октябре 1943 г. 953 ШАП был отправлен на запад, гнать врага. Сравнительный анализ материалов интервью и документов проведён по книге Кожевникова М. Н., слова А. И. Шкулёвой подтверждены14.

История одной фотографии

Из интервью с Анастасией Ивановной следовало, что каждого погибшего лётчика провожали в последний путь все: и деревенские жители, и однополчане. В уже мирное время с воинского кладбища были украдены четыре гранитных памятника, позже восстановленные силами райвоенкомата, отвинчена металлическая табличка с одного из памятников. К счастью, табличка была найдена, и Анастасия Ивановна с мужем прикрепили ее на дверцу ограды. С этой табличкой, на которой написаны имена летчиков Солдатенко и Буткова, и связана наша история15. Именно её обнаружили школьные «следопыты» 17 лет назад, когда, собираясь уходить и закрывая калитку кладбищенской ограды, увидели на ней дощечку с фамилиями двух погибших лётчиков. Эта «встреча» побудила их начать поиски респондентов.

Среди документов, принесенных А. И. Шкулёвой в школу на встречу с учениками, были письмо и снимок. Фотограф запечатлел одну из нечастых передышек между боями. Кажется, нет войны, тишина, и среди таких мирных, родных берез - он, молодой офицер в лётной форме… На обороте подпись: «Июль 1942 г.»

Анастасия Ивановна рассказала, что это летчик бомбардировочного полка Василий Иванович Солдатенко, который поднялся в бой с аэродрома в Ватулино и был сбит при выполнении задания.

«Я убит подо Ржевом…» Боевой путь штурмана 2 ПБАП 204 БАД I ВА капитана Василия Ивановича Солдатенко

Из истории 2 пикирующего бомбардировочного авиационного полка (ПБАП)

Частичное подтверждение этих слов было найдено в документах ОБД «Мемориал». В именном списке «лиц начальствующего и рядового состава, умерших от ран в период военных действий ППГ 179 (наименование лечебного заведения – подвижной полевой госпиталь) с 1 по 10 декабря 1942 года»16, под номером 3 записан Солдатенко Василий Иванович: часть 2 ПБАП (пикирующий бомбардировочный авиационный полк), капитан, штурман, 1913 г. р., г. Армавир Краснодарский край, 04.12.1942 г., доставлен трупом с упавшего поврежденного самолета17.

Этот факт дублируется еще несколькими документами18 19 20.

Почему подтверждение лишь частичное? Во-первых, номер ППГ не во всех обнаруженных документах совпадал. Оказалось, что в результате реорганизации ППГ 17921 стал именоваться ХППГ 471322, а в карточку на сайте «Победа1945» занесён с ошибкой в числе. Во-вторых, в разных документах прописано разное место рождения В. И. Солдатенко. В-третьих, нами не обнаружено факта присутствия бомбардировщиков на аэродроме Ватулино именно в означенный период. 2, 6, 130 БАП 204 БАД были рассредоточены по аэродромам Западного Подмосковья, и подтверждение этому найдено на схеме № 18 дислокации частей 1 ВА23. 2 бомбардировочный авиационный полк базировался (на 1.07.1942 г.) в Кубинке, «близ села Васильевское Рузского района Московской области»24. С 24.05.1942 г. полк производит бомбардировку и разведку в основном в Смоленской и Калининской областях, действует в районах Ржева, Зубцова, Белёва, Гжатска, Медыни, Сухиничей, Погорелого Городища, принимает участие во всех операциях, проводимых Западным фронтом в 1942-1943 гг. Предполагаем, что на Ватулинском аэродроме в начале декабря 1942 г. периодически присутствовали конкретные эскадрильи 2 пикирующего бомбардировочного авиационного полка.

Судьба отвела капитану Солдатенко всего 29 лет жизни, но они были насыщены геройской отвагой и преданностью своей родине. Так, согласно учётно-послужной карточке, Василий Солдатенко был кадровым офицером ВВС РККА с 1938 г. Но, оказывается, в авиацию он пришел не сразу: 19-летним Василий Солдатенко был призван в железнодорожные войска, 2-ой «эксплоатационный» полк. В рамках службы окончил «курсы среднего командного состава в команде одногодичников в/ч 1428» и прошёл путь от курсанта до командира учебной роты. Это был действительно путь: повышение в должности следовало за проявлением определённых личностных качеств, прежде всего ответственности: красноармеец – курсант – временный командир взвода - временный командир хозвзвода - командир взвода – временный начальник подсобного хозяйства - командир взвода – командир учебной роты в рамках одного полка! Можно предположить, что начальство по-настоящему заботилось о росте кадров, не перебрасывало людей с одного места на другое, давало время развить и закрепить профессиональные навыки.

После окончания 2-ого Чкаловского военного авиационного училища штурманов (1939 г.) он служит младшим летнабом в Московском Военном округе, а всего через 4 месяца получает назначение – уже старшим летнабом – в 72 САП Ленинградского Военного округа. 23.09.1939 года перевооружён самолётами СБ и соответственно переформирован во 2-й СБАП. В составе полка ст. лейтенант Солдатенко в должности старшего адъютанта эскадрильи принимает участие в Зимней (советско-финляндской) войне, за что приказом от 21.03.1940 г. награждён медалью «За отвагу»25 (№ 2316).

В Великую Отечественную войну вступил в первый день войны и воевал в составе Северо-Западного фронта. С 01.07.1941 г. участвовал в нанесении бомбовых ударов по немецким мотомеханизированным и танковым частям у реки Западная Двина и переправам на реке, поддерживал с воздуха советские войска в ходе контрудара под Сольцами, бомбил плацдармы на Луге - в целом, действовал южнее Ленинграда до сентября 1941 года.

10.09.1941 г. полк был отведён в резерв и до мая 1942 года проходил переформирование и переобучение в Балашовской военной авиационной школе, где подготовка велась на самолёте Пе-2. Среди выпускников школы 1942-го года имя Солдатенко В. И. не числится26 по двум причинам: 1) авиашкола готовила пилотов и техников; 2) ещё в 1938 г. летное училище им. К. Е. Ворошилова подразделяется на Первое, готовящее летчиков, и Второе Чкаловское военное авиационное училище штурманов, что даёт возможность улучшить подготовку не только лётчиков, но и штурманов. Одним из выпускников первого выпуска 2 ЧВАУШ стал наш герой27.

5.2. «Воздушные рабочие войны»

Из документов известно, что Василий Солдатенко был штурманом эскадрильи 2 пикирующего бомбардировочного авиаполка (2 ПБАП). Новый самолет Пе-2 был более скоростным и лучше вооруженным, чем предыдущий СБ, и мог бомбить с крутого, под углом 60-90°, пикирования, что позволяло добиться гораздо большей точности бомбометания, так как траектория сброшенной бомбы совпадала с линией прицеливания28.

Боевую задачу экипажа из трёх человек (пилот, штурман, стрелок-радист), одним из которых был наш герой, можно представить, ознакомившись с характеристиками данного самолёта. Бомбометание с пикирования осуществлял пилот, прицельным бомбометанием руководил штурман, также – для ближнего боя - в его распоряжении была стрелковая установка с 12,7-мм крупнокалиберным пулеметом. Штурман, как и пилот, должен был обладать специфическими профессиональными навыками. Речь идёт о вождении самолета в сложных метеоусловиях днем и ночью; воздушной разведке; фотографировании; дешифрировании; технике фотолабораторной обработки; уже упомянутых воздушной стрельбе и бомбометании29.

Стрелок-радист находился в отдельной кабине и управлял такой же стрелковой установкой, как и штурман. За разъяснениями обратимся к материалам книги И. Царёва «Сталинские соколы и асы Геринга. Цифры и факты»: «часто неуклюжий и неповоротливый бомбовоз … выполня(е)т основную задачу войны: уничтожа(е)т войска и военные объекты противника, разрушает его экономику, объекты инфраструктуры и транспортную систему - делает то главное дело, для которого и созданы военно-​воздушные силы. Никакая наступательная операция не будет иметь успеха без массированного применения фронтовой ударной авиации30. В книге А. Драбкина «Я дрался на истребителе» читаем: «У нас группе непосредственного прикрытия ударных самолетов, бомбардировщиков … задача ставилась … отбивать, «лучше никого не сбить и ни одного своего «бомбера» не потерять, чем сбить трех и потерять один бомбардировщик». Ценность бомбардировочной авиации подчеркивается и сверхмалым количеством бомбардировочных дивизий (так, I Воздушная Армия имела в своем составе лишь ОДНУ БАД на 13 авиадивизий, три БАП на 32 авиаполка31, и в одном из них, 2-ом, служил капитан Солдатенко с первого дня его создания).

Следовательно, роль капитана Солдатенко как штурмана экипажа пикирующего бомбардировщика была едва ли не самой ответственной.

5.3. «Труп, все документы, орден взяты представителем…»

Среди бесценных сведений о герое открылась ещё одна важная информация.

Судя по записи в медицинском документе, 4.12.1942 г. капитан Солдатенко был «доставлен трупом с упавшего повреждённого самолёта в ППГ 179. Лечить было уже некого: «повреждение костей черепа с повреждением мозгового вещества, перелом 9-10-11 рёбер» были несовместимы с жизнью. «Во время боевого вылета самолёт был сбит, командир принял решение садиться на вынужденную, но самолет получил значительные повреждения, и летчику не удалось погасить скорость. Во время посадки он сильно ударился головой о приборную панель, от полученного удара скончался. Самолет с останками экипажа был обнаружен наземными войсками 4 декабря 1942 г.»32

«Труп, все документы, орден взяты представителем 2 ПБАП»33. Какой орден? За что? На фотографии ордена не было, и для нас этот факт оказался новостью и еще одним направлением исследования. Согласно данным наградного листа, Василий Иванович Солдатенко на момент представления к награде занимал должность адъютанта эскадрильи, «со 2-го августа 1942 г. лета(л) за штурмана эскадрильи; за время отечественной войны имеет 32 боевых вылета, из них 3 в ночных условиях…»34 Почему же офицер, «выполняя должность адъютанта», должного способствовать блестящему освоению эскадрильей материальной части, качественно вести боевую документацию, помогать командиру «насаждать» воинскую дисциплину, в то же время на нужды личного состава отвечать заботой, обеспечивать боевые вылеты без потерь в личном составе, - другими словами, исполнительный и аккуратный, владеющий необходимыми качествами офицера-руководителя, «систематически летает за штурмана эскадрильи»35?

Согласно исследованиям одного из членов Военно-исторического форума, «каждый летчик-лейтенант, «введенный в строй» и отслуживший 1-2 года младшим летчиком, либо переводился в старшие, …, либо назначалось «заведование». Адъютант (фактически начштаба АЭ) назначался из строевых летающих старших лейтенантов 3-4 года службы, как правило, в прошлом ком. звена». Во время боёв на Халхин-Голе выяснилось, что если он полноценно летал, то свою работу «по должности» выполнять не успевал. Поэтому с августа 1939 на должности адъютантов стали назначать «нелетающих»; но к 1941 г. адъютанты снова летали36. Пересекаясь, эти две характеристики укрепляют образ надёжного и грамотного защитника Родины.

В представлении к награде описываются шесть эпизодов (30.07.1942, 10.08.1942, 12-13.08.1942, 22.08.1942, 25.08.1942, 3.09.1942), поименованных «образцовыми»37 … За проявленные во время этих боевых заданий «отвагу и мужество» 4 сентября 1942 г. Капитан Солдатенко В. И. награждён Орденом Красного Знамени…

Все эпизоды подвига были перенесены на топографическую карту. Они отражали развитие событий Ржевско-Сычёвской наступательной операции 30.07-30.09.1942 г.38 и Контрудара войск Западного фронта в районе Сухиничи, Козельск 22.08-29.08.42 г. Развернутое представление о содержании и масштабах операций сложилось по изучении отчётных документов. Результат сравнительного анализа информации в наградном листе и отчётных документах следующий: капитан Солдатенко был активным и успешным участником обеих операций.

Будни Ржевско-Сычёвской наступательной операции иначе, чем драматичными, назвать трудно: сплошная облачность, дождь, превратившийся в ливень, затруднили проведение авиационной подготовки. По сути, она была сорвана. В этой обстановке особое значение приобретали профессиональные навыки штурманов, отвечающих за ориентировку в воздухе и прицельное бомбометание.

На оказавшееся для них последним задание вряд ли случайно вылетели два капитана – командир эскадрильи Д. И. Бутков и адъютант эскадрильи В. И. Солдатенко. Скорее всего, к моменту гибели обоих это был сложившийся экипаж, так как, по воспоминаниям ветерана, уже в училищах – на учебных самолётах – «слётывали» экипажи: в бою «с полуслова надо друг друга понимать. Любое изменение состава - только приказом. Слетанные экипажи старались не разбивать, слетанный экипаж – сила».39

О третьем члене экипаже – стрелке-радисте - никакими сведениями мы не располагаем. Расхождение в датах гибели 02.12. / 04.12.1942 г. говорит, скорее всего, о дне вылета на боевое задание и невозвращения с него и о дне обнаружения сбитого бомбардировщика и лётчиков наземными силами. Ориентировочный район падения самолета и дата гибели относят исследование к эпизодам Ржевско-Сычёвской наступательной операции 25.11-20.12.1942 г.

5.4. Подтверждение фактов боевого пути капитана Солдатенко В. И. в процессе экспедиционных действий в Ржевском и Зубцовском районах Тверской области

В процессе экспедиционных действий с целью ознакомления с упомянутыми военными операциями, подтверждения места нахождения ППГ 179 в д. Аполёво и установления места падения самолёта Пе-2 было опрошено более 20 человек. Некоторые результаты оформлены в таблицы. Они позволяют сделать следующие промежуточные выводы:

- когда о 4 сражениях на Ржевско-Вяземско-Сычёвском направлении говорят БИТВА, этому следует верить, равно как и выражениям «ржевская мясорубка» и «ржевская бойня». Ценой невероятных усилий - более чем 1000000 жизней - войска Красной Армии и Военно-Воздушных Сил СССР сковали и обескровили крупные силы группы армий «Центр» и до 12 переброшенных с других участков советско-германского фронта дивизий, не допустили их переброску на сталинградское направление; не позволили немцам подготовить новое наступление на Москву. Действия наземных войск на этом рубеже поддерживали I и III Воздушные армии, и соединения I-ой направлялись для выполнения боевого задания в этот район именно с аэродромов Западного Подмосковья;

- сбитых лётчиков (членов экипажей самолётов, воентехников) трупами доставляли в госпитали, приданные той армии, которую они поддерживали с воздуха, для освидетельствования, после чего трупы, документы и личные вещи забирали представители их лётного соединения;

- в период развёртывания Ржевско-Сычёвской наступательной операции 25.11-20.12.1942 г. в Зубцовском районе базировались семь подвижных медицинских учреждений 31 армии, в том числе ППГ 179. Предполагаем, что место падения сбитого бомбардировщика было на незначительном удалении от данного госпиталя;

- ни один из 7 интервьюируемых не подтвердил наличие ППГ в д. Аполёво в исследуемый период, но этот факт подтверждён через указание имён трёх перезахороненных из аполёвского воинского захоронения в г. Зубцов (эти фамилии фигурируют в одном списке погибших 01-10.12.1942 г. – 179 ППГ д. Аполёво Зубцовского района Калининской области, именно в нем упомянуты члены экипажа 2 СБАП капитаны Солдатенко и Бутков40). Предполагаем, что принадлежащий 31А ППГ 179, действительно, располагался в лесистой местности неподалёку от малонаселённой д. Аполёво, там же производил захоронение бойцов, доставленных в госпиталь и погибших в нём от ран.

6. История одной фотографии (продолжение)

Погибший 02 (04) декабря 1942 г. экипаж похоронили на кладбище на окраине д. Ватулино, недалеко от лётного поля. Однополчане вспомнили, что у капитана Солдатенко в Армавире остался четырехлетний сынишка. Кто-то предложил перешить шерстяную лётную форму отца и послать мальчику.

В 1995 г. состоялась встреча ветеранов 953 полка, был здесь и сын погибшего летчика Эдуард Васильевич Солдатенко, А. И. Шкулёва разыскала его через ЦАМО РФ. Во время этой встречи Анастасия Ивановна осторожно поинтересовалась, не приходила ли ему давно-давно посылка с фронта с перешитой формой? В ответ на удивление она рассказала, как всей деревней провожали павших товарищей, как старались увековечить их светлую память, как стремились поддержать родных. Эта женщина стала по-настоящему родной сыну героя. Началась их переписка. В одном из писем Эдуарда Солдатенко и была та самая фотография, сделанная в июле 1942 г. (надпись на обороте).

Сейчас копия этой фотографии является частью экспозиции Зала Воинской Славы МАОУ «Гимназия № 1 г. Рузы». Так увековечена память об одном солдат Великой Отечественной.

III Выводы

Результаты работы и выводы таковы:

- изучены материалы сайта «Карта Памяти» о воинском захоронении в деревне Ватулино и учетной карточки воинского кладбища № 24: подтверждён документально факт захоронения именно здесь двух капитанов – Буткова и Солдатенко;

- проанализированы материалы интервью ветерана I Воздушной армии, жительницы д. Ватулино Рузского г. о. А. И. Шкулёвой об истории конкретной фотографии из её памятного альбома141: есть разночтения при определении места, куда была отправлена посылка с перешитой формой для сына погибшего капитана Солдатенко, но ясно, что она дошла до адресата;

- изучены материалы объединённых баз данных «Победа1945», «Мемориал» и «Память народа» о герое конкретного музейного экспоната, определено, что это путь настоящего защитника Родины, также обнаружены незначительные разночтения, касающиеся фактологической точности воспроизведения его последнего дня (погиб при катастрофе / сбитый самолёт). Одним из самых ценных документов стала учётно-послужная карточка: прикреплённая на ней фотография позволила определить внешность капитана Солдатенко как идентичную искомой и проследить боевой путь героя;

- частично подтверждены факты боевого пути капитана Солдатенко В. И. в процессе экспедиционных действий в Ржевском и Зубцовском районах Тверской области;

- на военных картах отображены шесть эпизодов боевого пути штурмана 2 авиаполка 204 бомбардировочной авиадивизии капитана Солдатенко В. И., поименованных в наградном листе «образцовыми» - в основном, это успешные и высокопрофессиональные действия на начальных этапах двух операций: Ржевско-Сычёвской наступательной операции 30.07-30.09.1942 г. и Контрудара войск Западного фронта в районе Сухиничи, Козельск 22.08-29.08.42 г.;

- доподлинно неизвестно, как погиб наш герой, предполагаем, что, в начале декабря 1942 его экипаж мог выполнять задание на линии Осуга-Сычевка, т.к. 9 декабря 204 БАД получает боевое задание действовать именно в этом направлении, в р-не группировке 31А ЗФ.

III Заключение

Жизнь Ватулинского аэродрома продолжается. Взмывают в небо юркие самолеты, туда, где в 1941-1945 гг. сражались за наше мирное небо летчики-герои. Один из них – наш – капитан Солдатенко, что покоится в Рузской земле на краю д. Ватулино. На кладбище военных лётчиков!..

Поиск не окончен. В ЦАМО РФ нами сделан запрос о выявлении боевого пути героя, установлении боевого задания в день его гибели, уточнение базирования 2-ого БАП 204 БАД на аэродроме Ватулино Рузского района, Московской области, место жительства сына - Эдуарда Васильевича Солдатенко.

По результатам работы в школьном музее готовится новая экскурсия.

Считаем, что данное исследование явило собой попытку выполнить наказ героя стихотворения А. Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом…» - быть счастливыми и служить Отчизне с честью, хранить историческую память, неустанно отыскивать факты для реконструкции подвига Солдата Великой Победы.

Ссылки

1Зиновьев В.Н. История одного музейного экспоната // История родного края. – 2020. – № 3; URL: http://historyland.ru/article/view?id=168

1 Александр Твардовский. Стихотворения. Россия - Родина моя. Библиотечка русской советской поэзии в 50-ти книжках. Москва: Художественная литература, 1967 https://rupoem.ru/tvardovskij/ya-ubit-podo.aspx

2 Зиновьев В.Н. История одного музейного экспоната // История родного края. – 2020. – № 3; URL: http://historyland.ru/article/view?id=168

3 Рузский краеведческий музей https://ruzamuseum.ru/news

4 Зиновьев В.Н. История одного музейного экспоната // История родного края. – 2020. – № 3; URL: http://historyland.ru/article/view?id=168

5 Олег Казаков И была война http://vestiruza.ru/article/185/i-byla-voina

6 Список аэродромов, предназначенных для эксплуатации в весеннюю распутицу 1 ВА https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=454756698&backurl=division%5C1%20ВА::use_main_string%5Ctrue::group%5Coth::types%5Cspravki:drugie&static_hash=d2bc362f0770554db21bea1a53103f8fv6

7 Схема дислокации частей 1 ВА https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=454749694&backurl=division%5C1%20ВА::use_main_string%5Ctrue::group%5Cmap::types%5Ckarti:shemi&static_hash=d2bc362f0770554db21bea1a53103f8fv6

8 Конкурс «Маршрутами КАРТЫ ПАМЯТИ» Московская область, Рузский район, деревня Ватулино Памятник военным лётчикам https://memory-map.1sept.ru/#/memorial-8581

9 Архив краеведческого объединения «Следопыты»

10 Паспорта воинских захоронений Рузский район http://www.mosobl-memorial.ru/zah?fio=%D1%80&page=1

11 Московская область, Рузский район, деревня Ватулино Памятник военным лётчикам «Карта памяти» - патриотическая акция издательства «Просвещение» https://memory-map.1sept.ru/#/memorial-8581/type=map&center=55.652608374297834,36.153507058822235&zoom=12

12 Воспоминания ветерана 953 штурмового авиационного полка Шкулевой А. И. Архив краеведческого объединения «Следопыты»

13 Воспоминания бывших жителей деревень Ватулино, Жолобово, Комлево, Сытьково Коляновой В. В., Пылаевой М. С., Пылаева Б. Г., Синякова В. А. Архив краеведческого объединения «Следопыты»

14 4.Командование и штаб ВВС Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. М. Н. Кожевников (с. 172, 175, 177, 187, 199, 203, 207)

15 См. 5

16 ОБД Мемориал :: Солдатенко Василий Иванович, капитан: Информация из медицинского документа https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=53998238

17 См. 17

18 Журнал ППГ 179

19 Выписка из приказа об исключении из списков в областные военкоматы

20 Донесение начальнику Центрального бюро учёта безвозвратных потерь за личной подписью начальника отдела кадров 204 БАД за период с 1.12 по 31.12.1942 г.

21Справочник дислокации госпиталей РККА в 1941-1945 годах https://www.soldat.ru/hospital.html?page=3

22 Перечень № 28 частей и учреждений медицинской службы Советской Армии, со сроками вхождения их в состав действующей армии в годы ВОВ 1941-1945 гг. Приложение к директиве Генерального штаба от 28.04.1961 № 208329 http://militarylib.com/ww2/ww2-documents-book/517-perechen-28-vxozhdeniya-soedinenij-i-chastej-rkka-v-sostav-dejstvuyushhej-armii-v-1939-1945-gg.html

23 https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=454749694&backurl=division%5C1%20ВА::use_main_string%5Ctrue::group%5Cmap::types%5Ckarti:shemi&static_hash=d2bc362f0770554db21bea1a53103f8fv6

24 Авиационная история города Сольцы https://studopedia.net/7_48482_aerodrom-soltsi-v-poslevoennie-godi.html

25 ЦАМО Картотека награждений, шкаф 81, ящик 19 / Мемориал Великой Отечественной войны https://www.aroundspb.ru/uploads/war_history/1940_medal_2.pdf

26 Выпуск 1942 года http://xn--80abda0c7b.xn--p1ai/index.php?id=42

27 УПК запись об окончании училища

28 Глава V п.6 http://www.plam.ru/hist/_sokoly_umytye_krovyu_pochemu_sovetskie_vvs_voevali_huzhe_lyuftvaffe/p4.php#metkadoc8

29 Подготовка летчиков во время войны Б. Подготовка штурманского состава https://istorya.pro/podgotovka-letchikov-vo-vremya-voyny-t.html

30 Igor Tsarev Сталинские соколы и асы Геринга. Цифры и факты https://aftershock.news/?q=node/708096&full

31 Схема дислокации частей 1 ВА https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=454749693&backurl=division%5C1%20ВА::use_main_string%5Ctrue::group%5Cmap::types%5Ckarti:shemi&static_hash=d2bc362f0770554db21bea1a53103f8fv6

32 http://www.pobeda1945.su/

33 ОБД Мемориал :: Солдатенко Василий Иванович, капитан: Информация из медицинского документа https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=62598706

34 Наградной лист

35 Поиск людей и награждения http://podvignaroda.ru/?#id=10627053&tab=navDetailDocument

36 Alex Адъютант эскадрильи Военно-исторический форум https://www.vif2ne.org/nvi/forum/arhprint/131302

37 См. 25

38 Память народа::Поиск документов частей https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=114725055&backurl=q%5Cвторая%20ржевско-сычёвская%20наступательная%20операция%20204%20бомбардировочная%20авиадивизия::use_main_string%5Ctrue::group%5Call::types%5Copersvodki:rasporyajeniya:otcheti:peregovori:jbd:direktivi:prikazi:posnatovleniya:dokladi:raporti:doneseniya:svedeniya:plani:plani_operaciy:karti:shemi:spravki:drugie&static_hash=eac1ec3b9c7de16dfca9f9df666c619ev6

39 ПунёвТ. П. Я вообще, всю войну, очень везучим был… https://litvek.com/br/231725?p=18

40 Советские воины, погибшие в Зубцовском районе https://adminzubcov.ru/

41 Зиновьев В.Н. История одного музейного экспоната // История родного края. – 2020. – № 3; URL: http://historyland.ru/article/view?id=168

Просмотров работы: 114