Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа

Семина А.С. 1
1МБОУ СОШ №2 11 класс
Курина Н.Н. 1
1МБОУ СОШ №2 г. Никольска Пензенской области
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«У каждого народа есть заветные имена, которые никогда не забываются, напротив – чем дальше развивается историческая жизнь народа, тем ярче, светлее становится в памяти потомства нравственный облик тех деятелей, которые, отдав все силы на служение своему народу, успели оказать ему существенные услуги.»

В моей работе я хочу рассказать об одном из таких деятелей, являющимся существенным звеном цепи истории, определяющей историческое развитие России и ее положение в мире. Это легендарный полководец - Александр Невский.

Данная тема актуальна особенно сегодня, когда мир потрясла всеобщая беда в борьбе с эпидемией коронавируса. И русский народ может спасти его вера, стойкость и милосердие друг к другу. И Александр Невский настоящий пример для подражания в современном мире. Кроме того, после смерти Александр Невский обрел бессмертие в душах русского народа. К нему обращались мысленно в моменты тяжких потрясений. Там, где просили чуда, происходило чудо. Александр Невский, кажется, со временем утратил свои обычные черты и превратился в исторический символ мужества, яркости души, невероятной преданности и славных побед. Но люди обращались к этому символу, и их сердца наполнялись мужеством, исчезал страх, появлялась вера в свои силы и в победу добра над злом.

Герой русской истории привлекает сильным характером, целеустремленностью. Вся недолгая жизнь князя Александра – образец беззаветного служения Родине. С его именем связана Русская идея мира, свободы и справедливости. Но проблема в том, что существует противоречивые точки зрения историков к значимости данной личности, отношению к некоторым поступкам Александра и оценке его подвигов. Некоторые историки сомневаются в достоверности свидетельств о некоторых подвигах и битвах. Моя гипотеза - Александр Ярославович не был предателем интересов Руси. Мне хотелось бы разобраться в связи с чем возникли столь неоднозначные взгляды, и возможно найти подтверждения положительной роли князя Невского в истории русского народа.

Цель: исследовать взгляды историков и мыслителей на роль личности Александра Невского и выявить стороны и причины их противоречивости для обоснования собственной оценки личности.

Задачи:

изучить биографию Александра Невского;

изучить и проанализировать высказывания историков и мыслителей об отношение Александра Невского к Восточным завоевателям;

сравнить точки зрения на проблему, представленные в различных школьных учебниках;

выявить основные спорные вопросы, проанализировать их причины;

исследовать оценку роли Александра Невского в борьбе с западными завоевателями в различных источниках;

проанализировать нравственные качества Александра Невского, как личности, причисленной к лику святых

обосновать личную оценку к Александру Невскому на основе анализа изученных источников.

Методы, используемые в работе: теоретический (анализ и синтез материала); сравнительно-исторический (сопоставление оценок и суждений историков с фактами истории); структурно-системный (установление взаимосвязи социально-экономических явлений с деятельностью Александра). Объект исследования: Александр Ярославович Невский и Золотая Орда. Предмет исследования: внешняя и внутренняя политика Александра Невского как государственного деятеля.

Глава 1. Биография Александра Невского

Нельзя оценить личность, не зная пути её формирования, поэтому своё исследование я начинаю с краткого знакомства с его биографией.

Александр Ярославич, сын Ярослава Всеволодовича, родился в городе Переславль-Залесский в 1221 году. Мать будущего князя - княжна Ростислава Мстиславовна. Когда ему было всего 4 года, в 1225 году, произошло важное событие для Александра. Это был обряд посвящения его в воины, который проходил в Спасо-Преображенском соборе Переславля-Залесского. Александру до 1236 года помогал отец, но затем Ярослав уезжает в Киев, потом переселяется во Владимир. Это помогает сформироваться сильному, целеустремленному характеру юного князя, и несмотря на свой возраст, он уже делает много для своего народа.

Новгородское княжение Александра Ярославича пришлось на период серьезных внешнеполитических ухудшений на северо-западе Руси. Кроме того, Русь оказалась между двух огней: с Востока пришли татаро-монголы, а с Запада – немцы, шведы. Таким образом, уже в молодом возрасте мы увидели в нем великого правителя, который мог проявлять умелую политику и мудрость в тяжелейшее для его народа время, сумел найти силы и потрудиться для Русской земли.

Глава 2. Александр Невский и Золотая Орда

Зимой 1237-1238 года на Русь ополчаются 75-тысячное войско хана Батыя. В первую очередь, войско хана Батыя хотят подчинить к себе Рязань. Прибыв к князю Юрию Игоревичу, послы потребовали от него дань – десятую часть того, чем он имеет. Они получили отказ, а рязанцы начали готовиться к защите города. Первые атаки были отбиты, но после применения захватчиками стенобитных орудий, снабжённых на конце наконечником, использовавшимися при осаде городов, уничтожили крепость, которая продержалась 9 дней. В начале 1238 года монголы проникли в Москву и полностью разграбили её, а также убили всех, кто был там, разграбили и разрушили город Владимир. Тогда в сложившийся ситуации было два выбора: или повиноваться войску Батыя, или же позволить врагам разорить Северную Русь, на этот раз включая Новгород с Псковом. Александр Ярославич, чтобы избежать карательных мер, пять раз ездил на поклон к монгольским ханам в Сарай и Каракорум. Поэтому русские выбрали первое. Не повиноваться Золотой Орде Русь не могла из-за того, что у русских отсутствовало военное единство и численность войск была мала. Чтобы получить поддержку Орды и предотвратить наезды монгольской конницы, Александр Невский сделал восточный выбор. Историки иногда ставят Александру Невскому в вину его "протатарское" поведение. Это первой спорный вопрос, который мы выделим. Проанализируем оценку взглядов на проблему. Положительную оценку и оправдания его переговоров с Ордой дают: историки Соловьев С.М., Беляев И.Д.., Костомаров, С. Баймухаметов. По мнению Соловьева С.М - «Соблюдение русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси, сделали его самым видным лицом в нашей древней истории от Мономаха до Донского». Историк, член-корреспондент АН СССР Пашуто Владимир Терентьевич считал, что своей осторожной осмотрительной политикой Александр уберёг Русь от окончательного разорения ратями кочевников. Вооружённой борьбой, торговой политикой, избирательной дипломатией он избежал новых войн на Севере и Западе, возможного, но гибельного для Руси союза с папством и сближения курии и крестоносцев с Ордой. Он выиграл время, дав Руси окрепнуть и оправиться от страшного разорения.

Однако отношения Александра Невского с ханами Золотой Орды были восприняты отрицательно современниками и историками последующих эпох. Некоторые из них считали проводимую им политику мира не только ошибкой, но и предательством. Например, историк Феннел говорит о том, что получение Александром Великого княжения "знаменовало... начало новой эпохи подчинения Руси татарскому государству... Так называемое, татарское иго началось не столько во время нашествия Батыя на Русь, сколько с того момента, как Александр предал своих братьев".

Вытекает второй спорный вопрос. «Все прежние устные договоры остаются в силе. И наконец-то заключен официальный союз с Ордой (с Берке!) о военной помощи с платой в виде ежегодного налога — «выхода». С этого момента, с 1257-58 годов, через двадцать(!) лет после похода Батыя, и начинается то, что наши историки назвали данью. Невский везёт ордынских баскаков в Новгород для переписи и учета «выхода». И получает страшный удар от родного сына Василия. Василий поднимает бунт против отца и ведет заговорщиков убивать ордынских посланников. В тот миг на карте стояла судьба всего дела Александра и Руси. Убийства послов монголы не прощали никогда. Александр выводит послов из города и получает свободу рук. И — карает бунтовщиков. Слова Афанасьева: «Он убивал русских, обрезал им носы и уши так, как не делали этого сами татары». И это второй спорный вопрос – проявляет он жестокость или это вынужденные действия, и любит ли он свой народ. С. Баймухаметов считает, что Александр в трудную минуту принял ключевое и правильное решение на благо Руси, подавив восстание.

Третьим спорным вопросом можно считать отношение к бескорыстности и личной выгоде в поступках Невского. Многие мыслители считают, что все им было сделано для достижения одной цели: спасти русский народ, русскую национальность от погибели и ему это удалось. В.Белинский обвиняет Александра в подавление восстания с целью получения личной выгоды и не считает подавление восстания вынужденным шагом.

Четвертый спорный вопрос, я думаю, стал причиной противоречивости многих вопросов по поводу личности Александра и в целом о данной эпохе. Его суть в неоднозначном отношении к самому монголо-татарскому игу. С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и большинство историков считают, что для Руси иго являлось большим бедствием и возможно исходя из этого они оценивают как мудрого политика, который отказавшись от сопротивления Батыю и пойдя с ним на вынужденный союз, не только сумел отразить агрессию с запада, но и дать русским землям передышку от монголо-татарских набегов. Другие мыслители, например Л.Н. Гумилев, считали иначе, что ига на Руси не было. Существовали союзнические отношения Руси и Орды. Русь платила дань, а Орда взамен обеспечивала безопасность русских княжеств.

Я проанализировала освещение этих вопросов и в некоторых школьных учебниках. Информация представлена также неоднозначно. Из текста А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной можно заключить, что Александр стоял перед альтернативой. При наличии врагов и на Западе, и на Востоке, пишут авторы, Александр предпочитал отражать нападения с Запада и поддерживать мирные отношения с ханами Золотой Орды – чтобы предотвращать их нашествия на Русь. В учебнике Арсентьева, по которому обучалась я, Александр Невский был представлен, как великий князь. Нет ни слова о том, что у Александра был сложный выбор между Западом и Востоком. Минусом считаю, что авторы учебника даже не указали, что легендарный полководец был причислен к лику святых, что Александр способствовал укреплению православной веры и ее распространению среди поморов на Севере. В учебнике информации о Невской битве и о Ледовом побоище недостаточно, авторы учебников не написали, что Петр I нашел необходимый исторический и религиозный пример в князе Александре, а Екатерина I учредила орден в честь святого Александра Невского, ставший одной из высших и почетнейших российских наград. А это интересная информация, которая бы заинтересовала школьников, подчеркнула значимость личности Невского для последователей и современников.

По моему мнению, он сделал правильный выбор, ибо если он не заключил мир между монголами, то это бы привело к разорению новых земель и гибели людей. Для меня Александр, великий русский полководец и выдающийся дипломат, Невский – не предатель, Невский – великий благодетель России, не допустивший ни одного просчета. Мне интересны другие точки зрения и в каждом из них возможно есть доля правды, но только доля.

Глава 3. Борьба Александра Невского с Западными захватчиками

В ту пору, когда с востока на Русь надвигалась грозная опасность в лице полчищ Батыя, на её северо-западных границах активизировались немцы, шведы и литовцы. В 1238 году шведский король Эрих Картавый получил от римского папы разрешение на крестовый поход против новгородцев. Вскоре в 1239 году шведы и немцы начали переговоры, намечая план похода: шведы должны были наступать на Новгород с севера, от реки Нева, а немцы – через Изборск и Псков. Швеция выделили для похода войско под предводительством ярла Ульфа Фаси и ярла Биргера.

3.1. Невская битва

Узнав о новом неприятеле, новгородский князь Александр Ярославович решил внезапно атаковать его. Времени на сбор войска не было и созыв веча мог замедлить дело. Поэтому Александр решил пойти против шведов со своей дружиной, усилив ее лишь новгородскими добровольцами. Шли вдоль реки Волхов до Ладоги, где к Александру присоединился отряд союзников Великого Новгорода. Из Ладоги войско Александра перешло к устью реки Ижоры. Лагерь шведов, разбитый в устье Ижоры, не охранялся, так как они и не подозревали о нападении русских войск. 15 июля новгородцы внезапно атаковали шведов. Войско Биргера было захвачено. Князь Александр попал в тяжелую битву: он командовал как полководец и сражался как простой воин. Летопись отмечает, что князь сражался с самим ярлом и «возложи печать на лицо его острым своим копьем». «Таким образом, чтобы использовать исключительно благоприятную ситуацию, единственный раз в истории объединились три силы западноевропейского рыцарства: шведы, немцы и датчане - для нападения на русские земли. Шведские рыцари в случае успеха своего похода рассчитывали захватить берега Невы – единственный для Новгорода и для всей Руси выход к морю - и взять под свой контроль всю новгородскую внешнюю торговлю.»

С. Платонов и С. Соловьёв придают религиозное значение Невской победы для Новгорода и остальной Руси; это значение ясно видно в особенном сказании о подвигах Александра: здесь шведы не иначе называются как римлянами - прямое указание на религиозное различие, во имя которого предпринята была война. Победа на Неве рассматривается как торжество православия над католичеством.

3.2. Ледовое побоище

Русские полки встали на Узмени – узкой протоке, соединяющей Чудское и Псковское озера, у Вороньего камня (островок-утес, ныне скрытый под водой Чудского озера). Боевой порядок немецких рыцарей представлял собой клин. Сильно вооруженная рыцарская конница двигалась в голове и по бокам колонны, защищая пехоту в середине. Зная это, Александр Невский разместил основные силы на флангах, а в центре пешее ополчение. Новгородцы в тяжелых доспехах, вооруженные мечами, копьями и щитами, отлично выдержали удары всадников. Княжеские войска Александра и Андрея находились в засаде. Впереди всех стояли лучники, стреляя в приближающегося врага издали. В тылу русских войск, у крутого берега, поставили скованные цепями телеги.

Сражение произошло 5 апреля 1242 г. на льду озера. Ливонцы пробили русский центр и «закружились» перед телегами. С флангов их начали теснить полки правой и левой руки, потом ударила конница. Весенний лед проломился, и тяжелые рыцари, доспехи которых весили до 70 кг, пошли на дно. Ливонский орден поспешил заключить мир. Князь Александр Невский сам хотел мира с ливонским орденом. Он понимал, что продолжение войны с немецким рыцарством могло осложнить положение Русской земли, еще только начинавшей оправляться от разрушительного Батыева нашествия. Потому и не пошел полководец после столь убедительной победы в глубь Ливонии, не стал покорять ее земли. «Решительность и неординарность поступков великого князя в отношениях с Европой и Азией снискали ему славу вдумчивого политика и дальновидного стратега. Однако далеко не все внешнеполитические инициативы Александра Ярославича получили в историографии единодушно положительные оценки.»

М. Хитров оценивает Ледовое побоище, как очень важное сражение и великолепную победу. Он пишет о том, что это была одна из лучших страниц в истории России. С. Платонов резюмирует: именно после победы русских в Ледовом побоище, католики прекратили попытки захватить Русь.

Я считаю, что политика Александра Невского по отношению к западникам была правильной. Тогда было два пути реализации политики: противостояние интервенции или же заключение союза. Создание союза было очень привлекательной идеей: западные ордена отдавали решительный приказ окончательно избавить русский народ от ордынского ига. В то же время подписание союза ликвидирует всякое сопротивление западникам, и они смогут делать все, что захотят, на русской земле. Такая угроза «открытости» Западу предполагает, что Невский, одаренный полководец и дипломат, никогда не вступит в союз и, обладая военными навыками и русской волей, изгоняет западных жителей от границы с Руси.

Глава 4. Нравственные качества Александра Невского, как личности, причисленной к лику святых

Господь благословил Александру Невскому жить и трудиться в один из самых страшных и трагичных периодов нашей истории. С трехлетнего возраста Александр совершенствовал свои боевые искусства. Но князь не начинал битву, не служа Богу, не причастившись Святых Христовых Тайн. В 1240 году перед отъездом к шведам князь помолился на службе в Софийском соборе. Он был уверен, что небесное войско помогло русской армии. В 1242 году Александр Невский одержал еще более блестящую победу над сильнейшим противником – немецкими рыцарями на Чудском озере.

Великий князь Александр Ярослав Невский скончался 14 ноября 1263 года в Городце и был похоронен во Владимире в Рождественском монастыре. Александр был примером православного правителя, сыгравшего важную идеологическую роль для страны. Во Владимире в 1280-х годах началось поклонение князю Александру Невскому как святому. Александр был единственным светским православным правителем не только на Руси, но и во всей Европе, который не сотрудничал с католической церковью, ради власти.

Известно о чуде, которое произошло при погребении князя: когда митрополит Кирилл подошел к гробу во время отпевания, чтобы вложить в руку письмо Александра, рука покойного протянулась сама, как живая, и приняла письмо. И хотя мы знаем, что всероссийское почитание святого началось задолго до Петра, именно при Петре I Александр Невский стал одним из самых почитаемых национальных святых в России. Петр нашел необходимый исторический и религиозный пример в князе Александре, которому, помимо прочего, поклонялись народ и церковь, и царь нуждался в их поддержке в проведении реформ и строительстве новой столицы. После смерти императора, в 1725 году, выполняя волю покойного супруга, Екатерина I учредила орден в честь святого Александра Невского, ставший одной из высших и почетнейших российских наград. В XIX веке три русских императора носили имя благоверного князя Александра, что подчеркивало роль благородного князя-воина как покровителя царствующего дома.

Александр всегда занимал и будет занимать важное место в исторической памяти народа. Это подтверждают памятники в честь Александра Невского: В Санкт-Петербурге (2002 год), в Пскове (1993 год), в Новгороде (1985 год), во Владимире (1967 год), в Александрове (2013 год), в Москве (2005 год). Почитание Александра подтверждается и многочисленностью Дней празднования святого Александра Невского: 23 мая (5 июня по нов. ст.) — Собор Ростово-Ярославских святых, 30 августа (12 сентября по нов. ст.) — день перенесения мощей в Санкт-Петербург (с1724 года). 23 ноября (6 декабря по нов. ст.) — день погребения во Владимире, в схиме Алексия (с 1263 год).

Александр Ярославич Невский был причислен к лику святых. Почему же тогда других героев русской истории не причислили? Александр Невский сыграл исключительную роль в русской истории. Он был великим полководцем, не проиграл ни одной битвы. Но помогала ему в этом всегда искренняя и глубокая вера в Бога.

Заключение

Таким образом, проведя исследование по данной теме по найденным мною источникам, я могу утверждать, что Александр Ярославович не был предателем интересов Руси. Моя гипотеза подтвердилась.

Исследовав взгляды историков и мыслителей на роль личности Александра Невского мы выявили стороны и причины их противоречивости, обосновали собственную оценку личности. Также мы сравнили точки зрения на проблему, представленные в различных школьных учебниках и сделали выводы.

В ходе многостороннего исследования мы дали оценку его отношения к Восточным завоевателям. Благодаря своему дипломатическому такту и большой мудрости, Александр Невский сумел выстроить хорошие отношения с Ордой, ради сохранения Руси. Александр Ярославич Невский – прекрасный дипломат и искусный политик. Он умело угадывал желания ордынцев, чтобы не дать им основание для сильных ударов на Русь. Русь была под защитой Золотой Орды, поэтому Александр Невский решил отбиваться от Запада. Благодаря этому он не только сумел отразить агрессию с запада, но и дать русским землям передышку от монголо-татарских набегов. Дав Руси хоть шаткий, но мир, Александр способствовал ее будущему возрождению. Этот выбор был одобрен народом и освящен Русской Православной Церковью.

Также в данной работе мы оценили роль Александра Невского в борьбе с западными завоевателями. Таким образом, великий человек выступая против западных захватчиков, защищал традиционные ценности и веру Руси, пытался объединить русский народ в борьбе с врагом, жил праведно и был талантливым полководцем. Благодаря одержанным победам Александру Невскому удалось приостановить продвижение крестоносцев на Восток, тем самым, сохранив русскую культуру, основанную на православных традициях

Проанализировав высокие нравственные качества, мы оценили праведность его поступков и дали ответ на вопрос, почему он был причислен к лику святых. Князь руководствовался высшими христианскими добродетелями, милосердием и человеколюбием, ему были чужды собственные интересы и стремление к власти. Он ради власти никогда не отвергал свою веру. А военные заслуги Александра на протяжении всей жизни позволили ему в советское время занять видное место среди исторических деятелей.

Цели, которую я поставила перед собой, приступая к написанию работы, я достигла. И, думается, что тема эта будет интересной и полезной всем, изучающим и интересующимся отечественной историей, так как, по мнению Н.М. Карамзина, «всемирная история великими воспоминаниями украшает мир для ума, а российская украшает отечество, где живём и чувствуем, и имя русское имеет для нас особенную прелесть».

Библиография

Арцыбашев Н.С. Повествование о России. М.: т. II, 1838.- 34 с.

Афанасьев Ю.Н. Журнал «Родина» Режим доступа: http://malech.narod.ru/liki2.html

Белинский В.Б. Страна Моксель, или Открытие Великороссии. - Киев, 2009. – 78 с.

Баймухаметов С. «Княжеский крест» Сайт журнала «Вестник онлайн» Режим доступа - http://www.vestnik.com

Беляев И.Д. Великий князь Александр Ярославич Невский. –М. 41 с.

Гумилев Л.Н. От Руси к России. Очерки этнической истории., М.; АСТ 2003 - 166 с.

Вернадский Г.В. Русская историография. Два подвига св. Александра Невского. - М.: Аграф, 1998.- 14с.

Егоров В. Л. «музей-заповедник Новгородский государственный объединенный» Александр Невский и история России – Новгород, 1996,- с.18.

Житие Александра Невского/Памятники литературы Древней Руси: XIII век. – М.: Художественная литература, 1981.

Карамзин Н.М. Предания веков: Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского»/ Сост. и вступ. ст. Г.П. Макогоненко. М.: Правда, 1988. 91с.

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей - М: Эксмо, 2006. - 152 с.

12. Пронина Н.М. «Александр Невский - национальный герой или предатель?» Яуза, Эксмо, 2008,- 23 с.

13. Пашуто В.Т. Александр Невский. - М.: «Молодая гвардия», 1974.

14. Платонов С.Ф. Учебник русской истории для средней школы: Курс систематический. В 2 ч. - Москва, 1994.

15. Рудычева И.А. Великие завоеватели – Фолио, 2013, 1 с.

16. Соловьев С. М. История России с древнейших времен // Соловьев С. М. Сочинения: В 18 кн. - Москва, 1993. Кн. 2. т. III, - 196 с.

17. Хитров М. И. Великий князь Александр Невский. Книговек, 2014, - 2 с.

18. Шаскольский И.П. Невская битва 1240 г. в свете данных современной науки – СПб., 1995,- 1 с.

19. Янин В.Л. «Александр Невский был грешником» - лекция, на телеканале «Культура» в рамках проекта ACADEMIA. Режим доступа: http://www.aif.ru/academy/article/34285

Просмотров работы: 195