Отметить и охарактеризовать архитектурные памятники Москвы крупного историко-художественного значения и интереса, вспомнить, в связи с московской топографией, о ярких фигурах старой Москвы и о некогда волновавших город событиях, совершить по Москве своего рода «археологические прогулки» - такова скромная цель настоящего проекта. "Срединный град России", как назвал Москву русский поэт XIX в. Фёдор Глинка, удивлял европейских путешественников своей необычной планировкой. Благодаря множеству укреплений с башнями и воротами, а также монастырям, защищавшим подступы к столице, она воспринималась как скопление множества городов. В XVIII столетии М. В. Ломоносов писал: "Москва стоит на многих горах и долинах, по которым возвышенные... стены и здания многие города представляют, которые в один соединились". Столица производила впечатление прекрасного, но дикого цветка. Она словно не строилась, а, как живое существо, росла, поражая кажущейся беспорядочностью планировки. Лишь со временем учёные и архитекторы сумели оценить достоинства расположения Москвы и естественность её роста. За долгую историю существования Москвы в ней сохранилось великое множество архитектурных памятников совершенно разных эпох; и задача этого проекта - по возможности познакомить с некоторыми из них.
Практическая значимость проекта:
возможность использования материалов исследования, учебной демонстрационной компьютерной презентации на уроках литературы, истории, москвовоедения;
возможность расширения рамок литературоведческого и исторического исследования;
Проблемы проекта:
Школе нужны внеклассные программы, служащие для выявления и развития творческих способностей учащихся. В то время, как растет поток информации, совершенствуется образовательная система, школа нуждается в подобных проектах. Только в дополнительных программах (таких, как проект), школа имеет возможность привить учащимся полезные навыки во многих областях.
Следующая проблема заключается в том, что москвичи в наше время немногое знают об истории нашей Малой Родины, связанной с известными каждому жителю столицы местами. Образовательная программа не включает в себя москвоведение в достаточном объеме. Данный проект содержит отдельную познавательную рубрику «Москвичам о Москве», которой мы постараемся заинтересовать учащихся благодаря увлекательной, оригинальной форме интерактивных сентиментальных прогулок по Москве.
Этапы проекта
Регистрация проекта
Сбор текстового материала.
Подбор иллюстраций, рисунков
Оптимизация графики (уменьшить размер, сжать для веб-страниц).
Представление итогов реализации проекта.
Развитие интеллектуальной активности учащихся;
Организация исследовательской поисковой деятельности на основе межпредметной интеграции;
Создание условий для развития творческих способностей учащихся;
Анализ лучших полотен выдающихся русских художников,своеобразие творчества каждого из них;
Нахождение общих черт русского искусства.
Развитие способностей к анализу выразительных средств живописи и композиционного построения картин.
Введение
Любите ли вы Москву? Знаете ли вы Москву? Известно ли вам, что этот город, великий и знаменитый, полон тайн, в том числе – тайн любовных?
Мы отправимся в своеобразное путешествие по столице, – это будут прогулки по Москве с остановками у тех домов, монастырей, улиц, которые таят в себе отголоски самых громких романов прошлых лет.
Всегда хотелось составить «любовный атлас Москвы», потому что когда любишь свой город – это значит, что ты в курсе судеб тех великих людей, которые здесь жили, влюблялись, женились, разочаровывались в своих чувствах и вновь искали в любви забвения от всех горестей... Ведь у великих людей всегда великие чувства!
Почти каждый из действующих лиц нашего повествования мог бы рассказать о своем потрясающем «московском романе» – да не об одном!
Мы расскажем о немногих «московских романах» – но романах очень ярких и примечательных. Любовь эта жива по сей день. Она растворена частичками света и счастья в московском небе и ветре. Она никуда не улетучилась. Она бережет от разрушений прекрасные особняки и усадьбы. И когда мы дышим московским воздухом, то растворенная в нем чужая любовь заставляет нас самих влюбляться, радоваться и страдать ... Это только кажется, что прошлое – далеко. Стоит только протянуть к нему руку – и оно точно воскреснет! Можно заглянуть в личную жизнь тех, о ком мы знаем с детства, о ком много читали, чьи стихи знаем наизусть... Можно постучать в двери домов, где жили наши герои, и подсмотреть – кому и в каких местах они назначали свидания. Ведь дома и улицы, которые знают тайны их радостей и страданий – они до сих пор живы!
Цари и поэты властвовали и творили так – именно потому, что любили...
И все это было здесь, в городе, который, казалось бы, нам так хорошо знаком. Давайте же в дне сегодняшнем попытается разглядеть далекое, но вдруг – такое близкое прошлое. Близкое, потому что когда говоришь о любви – отступает время...
Прогулка первая
Кремлевский родственник «Синей бороды»
Царь Иван Грозный и его жены
Царская любовь средневековой Московии сосредоточена в Кремле. Именно отсюда, с Кремля – центра Москвы – мы и начнем свое повествование об адресах любви... И начнем мы с человека страшного, которого горе ввергло в омут распутства и злодейства. Его называют «родственником» Синей Бороды – легендарного владельца замка, убившего множество своих жен. Так оно и есть.
…Говорят, в тот час прогремел по всему миру великий гром. Задрожала земля. В тот день родился у царя Василия сын, которому суждено было войти в историю под именем Ивана Грозного... Прошло семнадцать лет, наступил 1547 год. Молодой царь Иван IV (Грозный), задумав жениться, решил устроить смотрины лучших невест, родом из боярских и дворянских семей. Выбор царя остановился на сироте, дочери покойного Романа Юрьевича Захарьина, из рода, известного с середины XIV века, однако к высшей знати не принадлежащего. «Но не знатность, а личные достоинства невесты оправдывали сей выбор, и современники, изображая свойства ее, приписывают ей все женские добродетели, для коих только находили они имя в языке русском: целомудрие, смирение, набожность, чувствительность, благость, соединенные с умом основательным; не говорят о красоте: ибо она считалась уже необходимою принадлежностью счастливой царской невесты», писал историк Н. М. Карамзин в книге «История государства Российского». Царь нашел свою суженую. И кто знает, если бы не ее преждевременная смерть, возможно, не знала бы старая Россия всех тех ужасов, что неизменно встают в памяти, как только услышишь имя Грозного... Ведь любовь творит чудеса! И все дурное, что наполняло душу молодого человека, ушло на задний план, потому что Анастасия тоже полюбила своего Ивана-Царя. Взятие Казани царь «посвятил» ей, своей царице. Анастасия благословила супруга в поход на Казань. «Она была беременна, плакала. Упала к нему в объятия... Анастасия встала на колени и вслух молилась о здравии, о победе, о славе супруга...»
Анастасия была талантлива: прекрасно вышивала, рукодельничала. Ей принадлежит заслуга открытия в России первой златошвейной мастерской, где за одним столом работали жены и бояр, и стрельцов, и купцов, «замеченные» в искусстве «пяличного дела». Пелены, покровцы, плащаницы, «воздухи» передавались в дар церкви. Кое-что из этих бесценных произведений швейного искусства хранится сейчас в собраниях музеев. Аналогов им нет и поныне. Анастасия родила царю троих сыновей и трех дочерей. Дочери умерли маленькими, один сын утонул, второго убил отец в приступе гнева. И лишь третий, Федор, станет впоследствии наследником престола.
Царица умела смирять буйный нрав Ивана. Она была в числе немногих людей, к чьему мнению он вообще прислушивался в жизни... В 1560 году она умерла, пережив долгую болезнь. «Сердце ее перестало служить родине», – пылко воскликнет поэт того времени. Историки по-разному толковали причины столь ранней смерти. Большинство склонялось к тому, что молодая царица не перенесла частых родов. В одном же из документов, составленных самим Иваном Грозным, высказывается предположение о другой причине смерти – царицу Анастасию извели отравой. Исследования последних лет полностью подтвердили эту версию. Специалисты также установили возраст царицы – ей было тогда не более двадцати шести лет. Вероятно, в ее смерти были заинтересованы представители высшей знати, стремившиеся устранить «захудалых», «некняжеских» родственников Анастасии из окружения царя, где они впоследствии заняли важные государственные посты.
«Вся Москва хоронила свою первую любезную царицу. Когда несли тело в Девичий Вознесенский монастырь, народ не давал пути, теснясь на улицах к гробу. Нищие отказывались брать милостыню, чтобы в этот горестный день не ощутить отрады насыщения», – так сказано у Карамзина. Летописи сохранили яркий рассказ о переживаниях грозного царя: за гробом он шел, поддерживаемый под руки, так как «от великого стенания и от жалости сердца» еле держался на ногах. «Здесь конец счастливых дней Ивана и России, ибо он лишился не только супруги, но и добродетели».
Шесть других браков Ивана стали поисками утраченного счастья, которого он, скажем забегая вперед, так и не обрел... Второй женой Грозного стала дочь князя Михаила Васильевича Черкасского – Мария Темрюковна. И Иван переселился во двор тестя, «переехав через Неглинную реку на Арбацкую улицу», как пишут в хрониках. Это нынешняя улица Воздвиженка, место домов № 4-6.
Он выписал жену с Кавказа, она была крещеной черкешенкой. Приехала она в столицу также вместе с братом-идиотом, который прославился на Руси своим обжорством и силой. Выбор жены был, что называется, удачным. Весьма даже подходящим – по красоте и злости Мария Темрюковна была дьяволом во плоти. Страстность княжны ввергла тогда уже полубезумного царя в сети страшного распутства. Летописцы отмечают, что уже через год после смерти царицы Анастасии, поселились в царских палатах все возможные и невозможные пороки и извращения...С утра до ночи на половине государя не умолкали срамные песни, хохот, звон чаш. Пир сменялся пиром. И во время этих пиров, подражая римской аристократии, Иван Васильевич тешил себя зрелищами – то кого-нибудь щами горячими обольет, то ударит посохом насмерть, а то, забавы ради, кому в кубок и яду подсыплет – все веселее, чем просто обедать!
Однажды боярин Репнин во время такого пиршества взбунтовался – мне, мол, государь, противно бесчинствовать и безумствовать... Так на другой день, по приказу царя его зарезали – и не где-нибудь, а в церкви, у алтаря, во время обедни!
Грозный, потеряв свое счастье, глумился над святынями... Черкешенка Мария Темрюковна, не уступавшая мужу в жестокости и диких выходках, умерла в 1569 году. Две недели пробыла царицей красавица Марфа Собакина, выбранная из двух тысяч невест. Ее, видимо, тоже отравили, причем Марфа так и не успела стать по-настоящему женой Грозного, он венчался с нею, когда она уже была смертельно больна. Марфа ушла в мир иной девицей! Грозный объявил, что ее «извели злые люди».
В начале 1572 года царь женился на боярышне Анне Колтовской. Ради приличия, он даже вынудил духовенство дать согласие на этот брак, выступив с речью на собрании архиереев. Все свои неудачные браки он оправдывал невероятным невезением – вот, мол, женился на Марфе – а она померла девушкой. И так далее... «Идти в монахи не мог, – говорил Грозный, – а без супружества жить в мире соблазнительно!» – так уговаривал архиереев царь. И уговорил.
Однако и с Анной счастья не получилось. Через три года он отправил Колтовскую в монастырь...
Еще через семь лет монахиней стала пятая жена – Анна Васильчикова. Шестой и как бы неофициальной женой Грозного считается Василиса Мелентьевна. Ее красота так поразила царя, что он тут же велел заколоть ее мужа. Но как только Василиса имела неосторожность «взглянуть яро» на какого-то несчастного красавца, ревнивый Иван казнил беднягу, а Василису велел насильно постричь в монахини.
Потом была несчастная княжна – Мария Ивановна Долгорукая, которую свирепый царь просто утопил в проруби – за то, якобы, что она была не девственницей. В знак душевного сокрушения по убиенной, грозный владыка приказал, однако, закрасить черными полосами купол золотой церкви Александровской слободы...
Но не дало ему Небо счастья за все то зло, что творил он в мире людском!
Последней его супругой в 1580 году стала Мария Федоровна из боярского рода Нагих, родительница царевича Дмитрия. Этот брак стал причиной отлучения Грозного от святого причастия. И этот брак привел царя к убиению своего сына, царевича Ивана.
Иван, возмущенный бесчисленными женитьбами отца, посмел выказать свое недовольство. К тому же жена наследника (а царевич Иван наследовал своему отцу в случае его смерти), как ныне говорят, «не сошлась характером» с новой супругой свекра. Царевич Иван вступился за жену. Мачеха пожаловалась на пасынка. И пошли такие дрязги и «разборки»! В результате, в ноябре 1581 года у царевича произошло крупное объяснение с отцом, Грозный же в порыве неукротимого гнева ударил сына своим посохом...Так он пополнил список своих смертных грехов еще и детоубийством!
И все же, женитьба на Марии Нагих не мешала ему замышлять новый, «политически выгодный» брак. Следует заметить, что хитрого, дальновидного боярина Бориса Годунова, мечтающего занять русский престол, вполне устраивал «калейдоскоп» бездетных жен Ивана Грозного. Борис стал родственником царя, выдав свою сестру Ирину за наследника, царского сына Федора. Влияние Годунова при дворе было огромным, и будущее рисовалось ему в самом радужном свете. Но вот желание царя породниться с английским королевским домом, которое он вдруг проявил, Годунову, понятно, не понравилось. А думал Грозный именно об Англии...
Как всякий тиран, Иван Грозный был помешан на личной безопасности. Поэтому вел с Елизаветой переговоры о взаимном предоставлении убежища. Он даже подумывал о перенесении столицы в Вологду, собирал там свои сокровища и готовил флот на случай бегства в Англию. Но – «ищите женщину» – роковым для царя оказалось решение жениться на англичанке. Необузданный темперамент Ивана Грозного не давал ему покоя. Несмотря на церковные запреты, он женился семь раз, но и этого ему показалось мало. Царь мечтал о браке со знатной иностранкой. Укрепление связей с Англией привлекло его внимание к незамужней английской королеве Елизавете. Известный отравитель и специалист по ядам, иноземец Бомелий, приглашенный в Россию в качестве личного лекаря и астролога царя, уверял Ивана, что королева молода и хороша собой. К ней сватались многие короли и великие князья Европы, а она всем отказывала. Но Иван Грозный не терял надежды – считал себя выше других государей.Его не смущал пестрый реестр прошлых жен, зато очень прельщала мысль о том, что царица Елизавета еще очень недурна... Но Борис Годунов донес царю, что Елизавета вовсе не молода и совсем не прекрасна, как утверждал Бомелий. Заподозренный во лжи, Бомелий пытался бежать, но был схвачен в Пскове. Его пытали, а потом по приказу Грозного живьем зажарили... Досада царя несколько улеглась, когда он узнал, что у королевы есть молодая племянница – Мэри Гастингс. Грозный отправил специальное посольство в Англию во главе с Федором Писемским, которому тайно поручил провести переговоры о сватовстве. А как обойти «законную» жену – Марию Нагую?.. Следуя приказу царя, Писемский отвечал так: «Государь взял за себя боярскую дочь, а не ровню себе. Если королевская племянница окажется дородной, то государь наш, свою оставя, женится на ней...». Елизавета сразу поставила вопрос ребром: «Какие права будут у наследника от брака русского царя и Мэри? Гарантируют ли ему преимущество перед старшими сыновьями царя?» Речь шла о сыне Иване (он был тогда еще жив) и Федоре, детях от первой супруги Анастасии. Для переговоров на эту тему в Москву приехал английский посол Джером Баус. Он имел секретное задание: добиться для возможного сына Мэри права наследования русской короны. Годунов встревожился. Он стал строить Баусу всяческие козни. Но у Грозного мысль о жене-англичанке крепла день ото дня. Писемский был совершенно очарован Мэри, он всячески расхваливал царю ее ангельскую внешность, стройную фигуру, необычайную красоту, прекрасный характер. Дело казалось улаженным: Мэри уже получила при английском дворе прозвище «царицы Московии»; готовился ее отъезд в Москву для личной встречи с русским царем...
Царя же идушил страх, измена чудилась ему на каждому углу. Грозный решил обратиться за советом к потусторонним силам и велел немедленно доставить из Холмогор кудесников и колдуний. Предсказания кудесников были мрачными: они пророчили царю смерть на 18 марта.
Когда наступил этот день, царь был жив-здоров. Он послал Бельского к колдунам сказать, что их сегодня зароют живьем за ложные предсказания. Колдуны ответили: «Господин, не гневайся. Ты знаешь, что день кончится лишь тогда, когда сядет солнце!..» С этим ответом Бельский и вернулся к царю. Около третьего часа дня царь пошел париться в бане. Там он провел четыре часа и вышел из нее лишь около семи.
Царя усадили на постель, надели полотняную рубаху, чулки и халат; он приказал принести шахматы, чтобы сразиться с Годуновым. Бельский и слуги были рядом. Вдруг царю стало худо, он ослабел и повалился навзничь... Произошло всеобщее замешательство, паника, крик... Одни слуги бросились к аптекарю за ноготковой и розовой водами, другие – за русским безотказным лекарством – водкой, третьи – за духовником и лекарями. Царские покои опустели, с царем остались лишь Годунов и Бельский. И в этот момент они быстро и сноровисто задушили Ивана Грозного! Как пишет Горсей, в опустевшей палате царь «был удушен и окоченел».Скажем честно – это только одна из версий кончины грозного царя. По другой версии, он долго и мучительно болел... Что ж, может быть и так. Впрочем, одно не исключает другого.
После содеянного, Годунов и Бельский спокойно вышли на крыльцо в сопровождении неизвестно откуда набежавшей огромной толпы родственников, приближенных и слуг. Они приказали начальникам стражи и стрельцам зорко охранять ворота дворца, держа наготове оружие. Все ворота Кремля захлопнулись, загремели мощные железные засовы, на стенах появились вооруженные стрельцы...
Так закончил свою жизнь Иван IV, и начался период смут на Руси... Здесь, в стенах Кремля он только однажды был счастлив – в первой своей молодости. С первой своею женой – царицей Анастасией...
Прогулка вторая
Графиня-крестьянка из Останкино
Граф Николай Шереметев и Прасковья Ковалева-Жемчугова
Шереметевы – фамилия известная и значительная для истории государства Российского. Нет в истории нашего государства события, к которому так или иначе не были бы причастны Шереметевы.
История Смутного времени, «семибоярщина», – связаны с именем Федора Ивановича Шереметева. Фельдмаршал Борис Петрович Шереметев навек соединен с петровским временем. А «кусковские гуляния» Петра Борисовича Шереметева! А театр Николая Петровича! А благотворительность Дмитрия Николаевича... За каждым именем стоит целый мир свершений, радости, отчаяния... За каждым именем – отрезок истории. Есть улица Шереметевская и графский переулок, названный в честь Шереметевых. Эта улица и переулок названы так потому, что находятся на землях, принадлежавших шереметевскому роду.
А вот история любви особенно помнится одна: графа Николая Петровича Шереметева и замечательной крепостной актрисы Прасковьи Ивановны Ковалевой-Жемчуговой, ставшей его женой. Эта любовь связана с московской усадьбой Останкино, где был театр крепостных, улицей Прасковинская в Останкино и аллеей Жемчуговой в Кусково.
Есть и еще одно место в столице, связанное с этой историей любви, – это церковь Симеона Столпника, что за Арбатскими воротами (улица Поварская, дом №5), где тайно венчались граф и его крепостная. Ныне церковь оказалась на стыке этой улицы и Нового Арбата.
Как же начинался этот необыкновенный роман?
Прасковья Ивановна Ковалева (Жемчугова) родилась в деревне Березники Юхотской волости Ярославской губернии 31 июля 1768 года. В семье Параша была старшей. В восемь лет в судьбе крепостной девочки произошел крутой поворот – ее взяли на воспитание в подмосковное имение Шереметевых – Кусково, под наблюдение одной из графских приживалок, княгини Марфы Михайловны Долгорукой. В господский дом Парашу определили за отличные вокальные данные, с тем, чтобы подготовить ее для поступления на сцену музыкального театра графа Шереметева. Под руководством первоклассных наставников крестьянская девочка быстро освоила музыкальную грамоту, игру на клавесине и арфе, пение, выучила французский и итальянский языки. Обладая большими музыкальными способностями и хорошим голосом, она с успехом начала выступать на театральной сцене под именем Прасковьи Жемчуговой.
Сначала были небольшие выходные роли. Но вскоре Параша стала превращаться в настоящую актрису. Ей еще не исполнилось одиннадцати, когда она с блеском выступила в опере Гретри «Опыт дружбы». А в тринадцать лет эта хрупкая девочка исполнила с необычной убедительностью, силой и глубиной партию Луизы из драмы Седена «Беглый солдат» на музыку Монсиньи.
Тогда-то, очевидно, эта артистка-подросток и привлекла внимание сына графа, Николая Петровича. Любовь к музыке и совместные занятия сблизили их. Граф не мог не разглядеть в пробуждающемся даровании будущую славу своего театра...
Парашу Ковалеву никогда не бранили, разрешали ей свободно вести себя... Конечно же, молодой граф Николай Петрович относился к ней не как к крепостной, а как к одаренной девушке, причастной к миру искусства.
Николай Петрович Шереметев, родившийся в 1751 году, получил блестящее образование. Он занимался в Лейденском университете, изучал постановку театрального дела, музыку, общался с деятелями европейской культуры. В его бумагах был обнаружен автограф Генделя. Есть свидетельство, что он знал великого Моцарта и даже помогал ему материально.
Граф Николай Петрович понимал, что долг истинных аристократов – нести в народ просвещение, культуру. И еще он усвоил, что жестокость и тщеславие проистекают оттого, что многие господа не понимают: люди все равны перед Богом и графский титул – еще не основание для гордости.
Вернувшись из-за границы, молодой граф занимается судьбой отцовского театра. Он и музыкант, и строитель, и учитель актерам... Правда, характер у него непростой, вспыльчивый – под руку ему не попадайся! Молоденькая Прасковья Ивановна пленила его прежде талантом. У девочки была отличная память, ей все давалось легко. В короткое время она овладела французским языком, освоила ноты, отлично играла на клавесине.
...22 июня 1779 года к кусковскому двору подъезжали золоченые кареты, экипажи, гости в парадных мундирах, дамы с невиданными прическами...Звучала музыка, проворно бегали слуги...Июнь – это время кусковских праздников. Интересно, что именно в июне родился молодой граф Николай. И Паша Жемчугова – «соловей шереметевский» в тот же месяц на свет появилась.Девочка с тонким, одухотворенным лицом, с гладко зачесанными волосами, обмерла перед спектаклем, шепча: «Только бы не потерять от волнения голос! Только бы понравиться Его сиятельству!». А когда она вышла на сцену, то сделалась совершенно спокойной – и откуда взялось столько грации, изящества, свободы в движениях?
Двенадцатилетняя девочка блестяще справлялась с ролью влюбленной Белинды. Восприимчивая по натуре, она легко прониклась судьбой героини, это помогло ей «почувствовать» роль.В те дни, готовясь к выступлению, она и получила от графа свой псевдоним – Жемчугова ...Когда давали оперу в Кусковском театре, на сцене не было роскошных декораций. Не изобиловал спектакль и театральными эффектами, которые так любили владельцы крепостных театров. Главным в театре Шереметева были актеры. Они искренне любили, страдали и, вместе со своими героями, находили в конце концов свое счастье! Да, их переживания трогали зрителей, их истории возбуждали чувства добрые и благородные.Двенадцатилетняя Параша дебютировала блистательно, граф перевел ее на положение первой актрисы театра. И судьба ее была решена окончательно... Вскоре она получила еще одну главную роль – роль Луизы в спектакле «Беглый солдат». И когда Луиза на сцене падала без чувств в объятия любимого, то зал дрожал от аплодисментов! Слухи о чудо-актрисе быстро распространялись среди любителей театра. За какие-то два года она стала настоящей, признанной во всей стране актрисой. Граф Николай Петрович выбирал пьесы специально для нее – те, где мог бы полнее раскрыться талант молодой исполнительницы.
«Жемчужина кусковской сцены» – зовут ее люди.
«Жемчужиной своей души» мог бы назвать ее молодой граф...
Говорил ли он ей красивые слова? Или все те слова она уже слышала в сыгранных пьесах? Как объяснялся в любви потомок знатного рода крепостной крестьянке?
Николай Петрович возил ее посмотреть Москву. И повидать спектакли в других театрах.30 октября 1788 года умер старый граф Петр Борисович Шереметев. Все его несметные богатства и более двухсот тысяч крепостных душ перешли к сыну. В жизни Жемчуговой и в жизни кусковского театра назревали серьезные перемены.
Именно в это время Николай Петрович, наследник и единственный сын старого графа понял, осознал и признался себе, что любит (и любит всерьез!) свою первую актрису. Это было самое сильное его чувство за тридцать семь прожитых им лет!
Параша ответила на любовь графа. Ответила также искренне и безыскусно, как пела, как играла... Жемчугова и театр стали для графа неразделимы! Граф не скрывал своей любви и поселил избранницу в своем дворце. Он дарил ей богатые подарки. Но самым главным подарком стало строительство нового театра – Останкинского! И если в Кусково смотреть игру Жемчуговой граф приглашал саму императрицу Екатерину Вторую, то на первое празднество в Останкино был приглашен Павел I, новый император, с которым Шереметев был особо дружен с юных лет. Монарха приветствовали пением кантаты. Блеск торжества восхитил его. И слух о приеме долго носился по Москве, достигнув ушей Польского короля – Станислава Понятовского. И тот уже практически сам «напросился» в гости к Шереметеву...
К чести графа следует сказать, что он мог себе позволить пренебречь общественным мнением. Однажды Николай Петрович привел ее на любительский спектакль, где аристократы, выступали в роли артистов, изображая оперу «Нина, или сумасшедшая от любви».Жемчугова сидела в зрительном зале, а для нее на сцене играла супруга И. М. Долгорукова и другие «сиятельные особы». Шереметев хотел внушить ей, своей любимой, что она достойна уважения и любви – и как актриса, и как женщина. Высокопоставленные господа были шокированы этим поступком графа. Они играли перед безродной девкой! Позор! Ужас! Скандал! Особенно возмущалась семья Разумовских, ближайших наследников графа... Но после этого случая все высшее общество поняло, что не стоит смеяться над чувствами владетельного графа. Граф не только великолепно играл на виолончели (что было третьей его страстью после театра и Прасковьи Ивановны), но и не прощал оскорблений обидчикам. О его вспышках гнева знали многие...Говорят, только она, Прасковья Ивановна, умела гасить эти всплески гнева! Она молча страдала за любимого человека. В том, что произошло, Жемчугова винила не графа, а себя, считая свою связь с ним греховной.
Останкино создано любовью графа Шереметева. Оттого-то так прекрасен этот дворец. Он сохранился и поныне. Сейчас здесь музей, а в здании театра проходят концерты.
Уже весной 1795 года строительство Останкинского дворца было окончено. При сооружении дворца его авторы пользовались советами зодчих Назарова и Бренна, Старова и Кампорези, Бланка и Кваренги. Шереметев и Прасковья Ивановна, а с ними и весь штат актеров, актрис и музыкантов с удовольствием перебрались в Останкинскую усадьбу.
Прасковья Ивановна имела здесь уютную комнату с большим венецианским окном. Окно выходило на балкон, внизу виднелись кусты белой и лиловой сирени. В комнате – ничего лишнего: ниша с распашными завесами, где стояла кровать, туалетный столик, накрытый скатертью, зеркало в станке из красного дерева, а на полу темный ковер, затканный желтыми и белыми цветами. С одной стороны комната соединялась с покоями графа, а с другой примыкала к комнатам актрис, где жили Таня Шлыкова и другие близкие подруги Жемчуговой.
Более всего поражал новый театр. Свыше пяти лет, начиная с 1792 года, продолжались поиски наиболее совершенной формы зрительного зала. Сначала соорудили полукруглый зал с амфитеатром, генеральной ложей в центре бельэтажа и балконами по сторонам. Вскоре граф пожелал, чтобы, в случае необходимости, зал, после небольших перестановок, мог превращаться в «воксал», то есть служить местом для танцев и банкетов. С этой целью залу была придана овальная форма, планшет сцены поднялся вровень с несколько сниженным полом бельэтажа. Настил, закрывавший амфитеатр, делал из театрального помещения «воксал». Бельэтаж превратили в открытые ложи, установив вместо двух рядов лавок «ольховые, выкрашенные под красное дерево стулья». Генеральная ложа стала разборной, в бельэтаже появились колонны и резные балясины. Вместо боковых балконов соорудили верхнюю галерею-парадиз.
Не меньшее внимание уделялось и сцене. По своим размерам – шестнадцать метров в ширину и двадцать три метра в глубину – она не уступала крупнейшим театрам. Перед ней находилась еще большая авансцена. Здесь, согласно театральной традиции, должны были появляться первые персонажи.
Трюм, верхнее машинное отделение, подъемники, блоки для подачи декораций, сложнейшие театральные машины – великолепное оборудование, в создание которого немало труда вложил талантливейший крепостной механик Федор Иванович Пряхин, позволяло осуществлять на останкинской сцене любые представления.
С большим успехом в новом театре прошла героическая опера «Взятие Измаила», поставленная 22 июля 1795 года. Автором либретто был один из участников штурма Измаила П. Б. Потемкин. Музыку написал композитор И. А. Козловский. В патриотическом спектакле, показывавшем смелость и мужество русских воинов, Жемчугова выступила в роли турчанки 3ельмиры, влюбленной в российского офицера. Жемчуговой устраивали овации, дарили цветы. Московские вельможи с удовольствием беседовали с высокоодаренной и образованной актрисой.
С 1795 года Останкино становится одним из центров художественной жизни Москвы. Шереметевский театр оставляет далеко позади себя многочисленные крепостные труппы.
Но недолго были счастливы в своем новом доме граф Шереметев и Прасковья Ивановна. Графа призвали в Петербург, ему было пожаловано государем звание обергофмаршала императорского двора, что требовало непременного присутствия в Северной столице... Николай Петрович с неохотой покидал Москву – да что поделаешь: на то воля государя! Его сопровождали Прасковья Ивановна, ее верная подруга по театру Татьяна Шлыкова и небольшая группа артистов...
Но надо сказать об одном важном событии в жизни графа и актрисы Жемчуговой, которое свершилось все-таки в Москве.
6 ноября 1801 года они тайно венчались в церкви Симеона Столпника, что на Арбате. На этом венчании присутствовали лишь несколько очень близких друзей графа, да верная Прасковье Ивановне подружка Татьяна.
Они венчались спустя семнадцать лет после начала их любви. Графу уже исполнилось пятьдесят лет. Он мечтает о наследнике. К чему ему несчетные богатства, если их некому оставить? Вот если бы любимая женщина родила ему сына, тогда бы счастью его не было предела!..
Мало кто знает, что разрешение на этот «неравный брак» все-таки было получено. И не у кого-нибудь, а у самого императора! О браке этом, пНо, забегая вперед, скажем, что графиня Шереметева об этом так и не узнала. Петербургские и московские дамы никогда бы не приняли бывшую крепостную в своих салонах!
...С переездом в Петербург в жизни П. И. Жемчуговой начался последний, самый печальный период жизни. Она жила в сказочном дворце – Фонтанном доме Н. П. Шереметева. Она бродила по мраморным лестницам, переходила из Малиновой гостиной в Белую залу и чувствовала себя птицей в золотой клетке!
Прасковья Ивановна редко выходила из дому. К тому же врачи запретили ей петь и установили строгий режим, потому что у актрисы открылась чахотка. Можно представить, как способствовал этому петербургский климат!
В последние годы жизни Прасковьи Ивановны мало кто разделял с ней ее одиночество. Разве что Николай Аргунов, крепостной художник, который нарисовал ее портрет, известный многим. На этом портрете графиня-крестьянка прекрасна и печальна. Она в белом платье и в красной шали...
Бог смилостивился над Прасковьей Ивановной, и послал ей в тридцать пять лет счастье – рождение сына! ...Рождение ребенка подкосило ее силы. Через несколько недель после его появления, 28 февраля 1803 года Прасковья Ивановна умерла... Похоронена П. И. Жемчугова в Петербурге, в Александро-Невской лавре. Граф безутешно, до болезни телесной переживал смерть любимой. Он собственноручно написал два важных документа – для сына Дмитрия. Один из них – «Завещательное письмо», другой – «Жизнь и погребение графини Прасковьи Ивановны Шереметевой». С каким уважением, с какой нежностью и почтением пишет он о своей милой! И везде, в каждой строке он называет ее только графиней, только Прасковьей Ивановной, только равной себе! Граф пережил «возлюбленную супругу» всего на шесть лет. Он скончался в 1809 году и похоронен рядом с нею. В эти годы своего одиночества он не находил утешения ни в чем, кроме как в исполнении последних желаний жены.
А вот еще один московский адрес, связанный с историей любви графа Шереметева и Прасковьи Жемчуговой. Графиня-крестьянка постоянно помогала нищим, сиротам и больным. И по завещанию ее муж построил в Москве странноприимный дом с больницей. Ныне это всем известное здание больницы имени Склифосовского.
Прогулка третья
«Не лишайте меня этой любви...»
Александр Пушкин и Наталья Гончарова
Пушкинская Москва – какая она? Да и сохранилась ли она вообще в том вихре всяческих разрушений, постигших Россию за многие последние десятилетия?
Да, безусловно, она есть! Ее следует знать и любить так, как любил ее сам поэт.
Москва в жизни Пушкина значила очень много. Он любил этот город. Вспомним: «Края Москвы, края родные...»
По сведениям знатоков пушкинской Москвы, мест, где жил Пушкин, в Москве известно нынче пятнадцать, а где он бывал – девяносто семь. Всего же – сто двенадцать. Сохранилось из них пятьдесят и не сохранилось – пятьдесят четыре, то есть примерно пополам. Сегодня под охраной государства состоит тридцать семь памятников истории и культуры, связанных с именем Пушкина.
Поэт родился в Немецкой слободе, и это все, что мы знаем, так как точное место его рождения неизвестно, и выяснить его, как оказалось, непросто. В настоящий момент на государственной охране состоит памятное место по адресу: Бауманская улица, дом № 40. Здесь установлена мемориальная доска и бюст поэта работы скульптора Е. Ф. Белашовой.
В Москве Пушкин провел около трети своей жизни. С этим городом связано его детство, а под Москвой он впервые узнал русскую деревню. Годы учения в Царскосельском лицее и впоследствии годы ссылки надолго разлучили его с Москвой.
Пушкин говорил: «Московские улицы моложе московских красавиц», имея в виду, как заново отстраивается город после пожара 1812 года. Сейчас Москва тоже на глазах молодеет: обустраивается, обновляется. И все же остается такой же, как при Пушкине, «премилой старушкой», которая все помнит и, конечно же, все то, что связано с ее великим сыном – Пушкиным.
...Самая большая, самая главная и роковая любовь в жизни поэта настигла его в Москве...
В начале подготовки к пушкинскому двухсотлетнему юбилею в 1996 году была составлена программа «реставрации и благоустройства пушкинских мест в Москве». Но еще до постановления московского правительства и Указа Президента в 1992 году, когда составлялся список объектов, связанных с именем Пушкина, в этом списке появился храм Богоявления в Елохове (в книгах этого храма есть запись от 1799 года о крещении здесь Пушкина), дом Д. П. Бутурлина, который часто посещал поэт в детстве, и, конечно же, церковь Большого Вознесения, где он венчался с Наталией Николаевной Гончаровой...
Церковь Большого Вознесения и сейчас стоит на Большой Никитской (дом № 36). Первоначально она была деревянная, в 1695 году ее отстроили заново, уже из камня. Существующее ныне здание заложено в 1798 году, достраивалось в 1827–1840 годах по проекту архитектора Ф. Шестакова в стиле позднего московского классицизма. Но, конечно же, до сих пор интерес к этому храму сохраняется потому, что тут венчался Первый поэт с Первой Красавицей России...
Отреставрированный храм стал ныне центром «московского любовного мифа» – многие молодожены стремятся непременно венчаться в церкви Большого Вознесения, рядом с которой, у Никитских ворот, недавно был открыт фонтан, внутри в ротонде – скульптурная композиция «Пушкин и Натали»...
Ну, а после венчания нынешние молодые отправляются на Арбат. И есть еще один адрес, имеющий самое непосредственное отношение к пушкинской любви и женитьбе. Этот дом тоже наверняка знают все – дом на Арбате (Арбат, дом № 53), где Александр Сергеевич и Наталия Николаевна Пушкины прожили с февраля по май 1831 года. Этот арбатский особняк связан с важнейшими событиями в жизни поэта.
В феврале 1831 года в его письмах появляется новый адрес: «Пиши мне на Арбат, в дом Хитровой». Пушкин нанял квартиру 23 января. А венчание проходило 18 февраля 1831 года. Свадьба прошла торжественно. Однако, по свидетельству современников, вышло происшествие, смутившее души присутствующих. «Во время обряда Пушкин, задев нечаянно за аналой, уронил крест; говорят, при обмене колец одно из них упало на пол... Поэт изменился в лице и тут же шепнул одному из присутствующих по-французски: „вот все плохие предзнаменования“.
После венчания был устроен праздничный ужин. К этому времени относится самое, наверное, счастливое письмо поэта к Плетневу: «Я женат – и счастлив; одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось, лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что кажется, я переродился».
Любовный роман Пушкина и Натали – самый что ни на есть московский. И один из самых знаменитых любовных российских романов! А начиналось все, конечно же тут, на московских улицах...
Совсем рядом с нынешней Пушкинской площадью, на Тверском бульваре, в доме № 22, который, увы, не сохранился, Пушкин встретил свою будущую супругу Наталию Гончарову. Здесь давал балы знаменитый танцмейстер Йогель. Четыре поколения московских дворян учились танцевать именно здесь. В декабре 1828 года на балу у Йогеля Пушкин встретил прелестную шестнадцатилетнюю Наталию Гончарову...
«Творец Тебя мне ниспослал, Тебя, моя Мадонна, чистейший прелести чистейший образец», – напишет он позже Наталье Николаевне. Предчувствовал ли он, что эта девушка и должна стать его женой? Или просто был околдован ее чистотой и свежестью, ее необыкновенной скромностью и восхитительной внешностью? К тому времени решение Пушкина жениться, завести свой дом, было продиктовано многими соображениями. Играли роль и усталость от холостой беспорядочной жизни, и потребность в углубленном, спокойном труде. И тоска по тому, чего он был лишен с детства, – теплу родного гнезда.
Наталия Николаевна была скромна до болезненности: при первом знакомстве с поэтом его знаменитость, властность не только сконфузили, а как-то даже подавили ее. Она стыдливо отвечала на восторженные вопросы, но эта милая скромность только возвысила ее в глазах поэта. Наталья была действительно прекрасна. Все в ней было удивительно хорошо! Говорила она о себе позже: «Красота моя – от Бога!» Так оно, верно, и было. И эту божественную красоту разглядел и полюбил в ней Гений.
Таша (так называли Наталию Николаевну домашние) родилась 27 августа 1812 года в поместье Кариан, Тамбовской губернии, где семья Гончаровых с детьми жила после вынужденного отъезда из Москвы во время нашествия Наполеона. Мать ее, Наталия Ивановна Гончарова, считала, что младшенькую дочь неимоверно разбаловал свекр, Афанасий Николаевич, не дававший до шести лет увезти внучку из Полотняного завода (обширное родовое имение Гончаровых под Калугой) в Москву. А так семья жила бы на Большой Никитской, где и поселялись обычно Гончаровы на зиму.
Но девочка воспитывалась у деда, на вольном воздухе огромного парка с тринадцатью прудами и лебедиными парами, плавающими в них. Дедушка, души в ней не чаявший, выписывал для нее игрушки и одежду из Парижа. Доставлялись в имение тщательно упакованные коробки с атласными лентами, в которых лежали, закрыв глаза, фарфоровые куклы, похожие на сказочных принцесс, книжки, мячики, другие затейливые игрушки, дорогие платьица, даже маленькие детские шляпки для крохи-модницы по имени Таша.
В белом платье, с золотым обручем на голове, во всем блеске своей царственной, гармоничной, одухотворенной красоты, она была представлена Александру Сергеевичу, который «впервые в жизни был робок»...
Он влюбился безумно. И через своего знакомого, графа Федора Толстого по прозвищу Американец, поэт становится вхож в дом Гончаровых. Они жили на углу Скарятинского переулка и Большой Никитской — там, где сейчас дома № 48 и № 50. Поэт, по словам очевидцев, «вел себя очень застенчиво», проводя все вечера в обществе очаровательной Натали...
Ответила ли Таша сразу на чувства Пушкина? Трудно говорить об этом. Несомненно, что как всякой женщине ей льстило внимание талантливого человека. Как всякой женщине, ей, несомненно, была приятна любовь, которую она внушила поэту...
А через некоторое время (1 мая 1829 года) поэт делает официальное предложение и просит родителей Гончаровой дать им свое родительское благословение. Наталия Ивановна, строгая мать, ответила уклончиво – откровенно говоря, она рассчитывала найти лучшего мужа для дочери, ведь Пушкин – человек без большого состояния и хоть поэт известный, а состоит под надзором у полиции... Она не отказала ему прямо, но ответила, что Натали еще очень молода...
Пушкин уезжает из Москвы на пять месяцев. Но ни на секунду за эти пять месяцев он не забывает о Натали.
С Кавказа Пушкин вернулся в Москву 20 сентября 1830 года. Он снова идет в дом Гончаровых. Его принимают весьма прохладно. Им все еще не понятны причины его отъезда – точно это было бегство!
Пушкин пишет Натали. Он преследует ее письмами. Он не дает ей забыть о себе!
И вот, в первый день Пасхи, 6 апреля, поэт делает ей вторичное предложение, которое, как ни странно, быстро принимается...
В. А. Нащокина, жена друга Пушкина П. В. Нащокина, вспоминала, что, собираясь ехать к Гончаровым, Пушкин вдруг понял, что у него нет фрака! Нащокин дал ему свой, ибо они были одного роста и сложения, так что фрак пришелся поэту впору. Удачное сватовство Пушкин приписывал «счастливому» фраку. Тогда Нащокин подарил этот фрак другу. И Александр Сергеевич, по его собственному признанию, в важных случаях жизни с той поры надевал только «счастливый» нащокинский фрак...В то время, пребывая вне себя от счастья, он пишет ночью знаменитые строки:
«Участь моя решена. Я женюсь...
Та, которую любил я целые два года, которую везде первую отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством – Боже мой – она... почти моя.
Ожидание решительного ответа было самым болезненным чувством моей жизни. Ожидание последней заметавшейся карты, угрызения совести, сон перед поединком – все это в сравнении с ним ничего не значит... Я женюсь, т. е. я жертвую независимостию моею беспечной, прихотливой независимостию, моими роскошными привычками, странствиями без цели, уединением, постоянством...
...В эту минуту подали мне записку. Ответ на мое письмо. Отец невесты моей ласково звал меня к себе... Нет сомнения, предложение принято...»
Этот текст Пушкин называет «переводом с французского», но совершенно очевидно, что пишет Александр Сергеевич о себе самом и о том счастье, которое испытывает теперь, когда знает, что Натали уже почти принадлежит ему, ему, ему!
Итак, 6 мая 1830 года состоялась помолвка Пушкина с Наталией Николаевной Гончаровой, и он официально стал называться и ездить в дом женихом.
«Мои горячо любимые родители! – пишет поэт своей семье. – Я намерен жениться на молодой девушке, которую люблю – м-ль Натали Гончаровой. Я получил ее согласие, а также согласие ее матери. Прошу вашего благословения, не как пустой формальности, но с внутренним убеждением, что это благословение необходимо для моего благополучия и да будет вторая половина моего существования более для вас утешительна, чем моя печальная молодость...»
Поэт сам признавался: «Более или менее я влюблялся во всех хорошеньких женщин, мне знакомых, и все изрядно надо мной посмеялись; все, за исключением одной кокетничали со мной». Но теперь речь идет не о влюбленности, а о Любви! О той самой, что на всю жизнь!
Поэт настаивал, чтобы поскорее их обвенчали, но Наталия Ивановна – мать невесты – напрямик ему объявила, что у нее нет на то денег. И Пушкин – дело невиданное – дал будущей теще на шитье приданого одиннадцать тысяч рублей, деньги по тем временам немалые. Отец Пушкина выделил ему небольшую деревеньку Кистеневку с двумястами душ крестьян, расположенную в Нижегородской губернии, вблизи от отцовского Болдино. Для вступления в права наследования он едет в Нижегородскую губернию.
Но прежде чем уехать, он, на правах жениха, успел появиться с Наталией Николаевной в нескольких общественных местах. Так, в начале мая он выезжал с ней на спектакль в пользу бедных, который проходил в зале Благородного собрания. А позже, летом, Пушкин с семьей Гончаровых и Нащокиным ездил в Нескучный сад, где недавно был открыт «воздушный театр», то есть театр под открытым небом. Сцена тут была устроена так, что декорациями к спектаклям служили подлинные деревья и кусты. Спектакли «воздушного театра» имели в ту пору в московском обществе большой успех... Предсвадебные хлопоты, посещения невесты, празднование именин Наталии, неизбежные поездки с богомольной тещей по московским соборам... Все это приятно!
1 сентября Пушкин выехал из Москвы в Болдино Нижегородской губернии...
Какой же любовью полны письма поэта, которые летят в Москву к той, что есть его идеал, его смысл жизни! Перечитываешь эти строки и понимаешь, почему Наталия Николаевна отдала руку и сердце человеку, намного старше ее, небогатому, но имевшему в светском обществе славу блистательного поэта... Ей иной раз ставят в вину ее возраст и говорят, что она хотела вырваться из-под гнета матери, обрести уверенность и свободу, которую дает положение замужней женщины, а любить поэта
...Надо сказать, что после московской сутолоки болдинская глушь очаровала Пушкина. Безлюдье, тишина, осень – все, что нужно для творчества! Он пишет невероятно много. Вдохновение не покидает его. За это время закончена восьмая глава «Онегина», написан «Домик в Коломне», «Повести Белкина», «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы», «Сказка о попе и работнике его Балде» и множество лирических стихотворений.
18 февраля 1831 года (дата старого стиля) было назначено венчание в Храме Большого Вознесения на Большой Никитской.
За два дня до свадьбы, Пушкин был вечером у Нащокина, где встретился с цыганкой Таней. Цыганку поразил грустный вид поэта. Он попросил ее спеть что-нибудь «на счастье». И Таня запела старинную свадебную песню. Слушая ее, Пушкин вдруг разрыдался...
23 февраля – благотворительный маскарад в Большом театре. Все с нескрываемым любопытством следят за молодой четой.
27 февраля Пушкины устроили у себя вечер, на котором Натали, по отзывам присутствующих «прекрасно угощала своих гостей». Многие танцевали на этом балу, было весело и светло от того, что Пушкин, вольнолюбивый и ветреный, наконец, что называется, остепенился, обзавелся хозяйством, домом, чудной женой...
1 марта в воскресенье, на масленице, Пушкины были у Пашковых и участвовали в санном катании, устроенном ими. Дом Сергея Ивановича Пашкова, отставного ротмистра гвардии, находился на Чистопрудном бульваре (на месте теперешнего дома № 12).
Пушкин после женитьбы активно общался с друзьями. Он обедал в Английском клубе, который к тому времени переехал из дома Муравьева на Большой Дмитровке в новое помещение – на Тверскую, в дом графини Разумовской. Однако, как вспоминают участники этих обедов, быстро покидал собрание приятелей, чтобы отправиться к своей молодой жене. Пушкин часто гулял по Тверскому бульвару — бульвар по-прежнему был излюбленным местом его прогулок. Москвичи нередко встречали тут поэта, он пользовался в Москве большой популярностью.
А спустя два с половиной года после венчания, он пишет ей строки, которые многие тоже знают чуть ли не наизусть. Это – его признание в правоте собственного мнения. Его Натали не просто красавица, его Натали так же великолепна духовно!«Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете – а душу твою я люблю еще более твоего лица».
В одном из писем поэта есть и такое признание жене: «Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив».
История любви Пушкина к Натали – история сбывшегося счастья. Короткого, но прекрасного. Поэт, наверное, внутренне ощущал, что за это счастье когда-нибудь придется непременно расплатиться – слишком велико оно было!
Он без остатка растворился в ее прелестном образе, он доверял ей как самому себе, а может быть, и больше! Он нашел в действительности то, о чем так долго мечтал (удел для поэта редкий!!!) – и не просто нашел! Мечта, воплотившись в реальность, принадлежала ему. И это не могло быть вечным. Ну, никак не могло...
Есть много книг и статей о том, что в последние месяцы перед дуэлью семейное согласие в доме Пушкиных было нарушено частыми ссорами. Это неверно. Один из посетителей дома Пушкиных долго вспоминал картину, которую он увидел «через отворенную дверь кабинета поэта, прежде чем его провели туда: Пушкин сидел на диване, а у его ног, склонив голову ему на колени, сидела Наталия Николаевна. Ее чудесные пепельные кудри осторожно гладила рука поэта. Глядя на жену, он задумчиво и ласково улыбался...»
Удивительно, но несмотря на всю напряженность и душевную тяжесть преддуэльных месяцев, поэт так тщательно оберегал покой своей Мадонны, что она не смогла догадаться о надвигавшейся опасности...
В тридцатые годы Москва, в целом еще сохранившая свой усадебно-дворянский облик, стала утрачивать былой аристократический блеск. С возраставшим подъемом буржуазии Москва дворянская превращалась в Москву буржуазную. Это не ускользнуло от внимания Пушкина.
«Скучна Москва, пуста Москва, бедна Москва», – писал поэт жене в 1833 году, подводя итог своим московским впечатлениям. Эти впечатления более подробно отражены в его статье «Путешествие из Москвы в Петербург», над которой он работал в 1833–1835 годах. Вспоминая блеск допожарной Москвы, бывшей «сборным местом для всего русского дворянства», Пушкин отмечал ее упадок, дворянское оскудение. Упадок Москвы не смешит и не радует поэта, несмотря на ироничный тон этого письма. Напротив – ему глубоко обидно за город, который он помнит совсем иным – по детским ярким воспоминаниям, по рассказам родных...
Последний раз Пушкин посетил Москву в 1836 году. Поездка была вызвана делами по изданию журнала «Современник» и необходимостью занятий в архиве для работы по истории Петра Первого. Приехал поэт в ночь со 2 на 3 мая и остановился у П. В. Нащокина в Воротниковском переулке в доме губернской секретарши Ивановой. Дом этот (ныне – дом № 12) в несколько, правда, измененном виде сохранился до наших дней.
К тому времени положение Пушкина в обществе было чрезвычайно непростым. И причиной тому была его жена! Наталии Николаевне оказывал слишком большое внимание не кто иной, как сам государь император Николай Первый. Судя по воспоминаниям современников, госпоже Пушкиной нравилось кокетничать с самодержцем, весьма известным ловеласом. Но вот с 1834 года Пушкин был вынужден терпеть новые, более странные и правдоподобные слухи о благосклонности его жены к двадцатидвухлетнему французу-эмигранту Жоржу Дантесу.
Наталия Николаевна и Дантес познакомились осенью 1834 года. Это роковое знакомство быстро перешло в увлечение, и, как утверждали современники, увлечение взаимное... Дантес был очень красив, и постоянный успех у женщин избаловал его. О нем говорило все «высшее общество». Его амурные похождения быстро стали притчей во языцех. Дантес часто посещал дом Пушкиных. В открытую ухаживал за красавицей Натали. Пушкин знал это и старался до поры до времени не выказывать своей ревности и неприязненного отношения к молодому французу. Однако их столкновение было неизбежным...
4 ноября Пушкин посылает и самому Дантесу вызов на дуэль. Текст этого письма Пушкина неизвестен. Но Дантес продолжает ухаживать за Пушкиной и после этого!
Ждать больше невозможно. Второй вызов Дантеса на дуэль неизбежен!
27 января 1837 года состоялась дуэль, на которой Пушкин получил смертельную рану...
29 января в 2 часа 45 минут пополудни последовала смерть великого поэта. Ему было тридцать семь лет. Всего тридцать семь....
Первыми словами смертельно раненного на дуэли Пушкина, когда его внесли в дом, были слова, обращенные к жене: «Будь спокойна, ты ни в чем не виновата!» Потом для нее перемешались день и ночь, она приходила в себя после обмороков и рыданий, шла в кабинет мужа, падала на колени перед его постелью и снова беззвучно плакала. Приезжали доктора, и тогда она пыталась утешить себя хотя бы малой надеждой. Но ее не было... Она понимала, что не было, хотя доктора молчали.
Он просил, чтобы она не подходила к нему, умирающему. «Жена здесь! – говорил он. – Отведите ее!». Может быть, главное страдание, которое Пушкин испытывал перед смертью, было страдание не физическое – от боли ран, а мысль о том, что он испортил жизнь этой прекраснейшей из женщин. И что теперь она страдает!
Но в последний момент он все же призвал ее к себе. Из письма В. А. Жуковского С. Л. Пушкину: «Она пришла, опустилась на колени у изголовья, поднесла ему ложечку-другую морошки, потом прижалась лицом к лицу его; Пушкин погладил ее по голове и сказал: „Ну, ну, ничего; слава Богу; все хорошо! Поди!“ Спокойное выражение лица его и твердость голоса обманули бедную жену; она вышла как просиявшая от радости. „Вот увидите, – сказала она доктору Спасскому, – он будет жив, он не умрет!“
Увидев же умирающего, она бросилась к нему, упала перед ним на колени, она в отчаянии протягивала к нему руки и, рыдая, кричала: «Пушкин, Пушкин, ты жив?»
Княгиня Вяземская, которая, не отходила в эти часы от Натали, свидетельствует о том, что, когда бедная женщина узнала о кончине мужа, «то конвульсии ее были так страшны, а ноги ее в этих конвульсиях доходили до головы. Судорога продолжалась у нее долго, до самого вечера...»
Картина была, разрывающая душу...Его жена, великая любовь его жизни, волей или неволей стала причиной его гибели. Гибели столь ранней и столь печальной, что каждый раз, возвращаясь к последним минутам жизни поэта, испытываешь невольное содрогание. И хочется просто плакать от боли – будто уходит из жизни дорогой, хорошо знакомый и горячо любимый человек.
Прогулка четвертая
Гремит «Гроза» над Москвой
Александр Островский и Любовь Косицкая
Все лучшие произведения мои писаны мною для какого-нибудь сильного таланта и под влиянием этого таланта», – признавался великий русский драматург А. Н. Островский. И первой среди них он назвал Л. П. Никулину-Косицкую, выдающуюся русскую актрису, которая блистала на сцене Малого театра в пьесах драматурга...
Любовь Павловна Никулина-Косицкая (1827–1868) была одной из самых знаменитых артисток России XIX столетия. В Нижнем Новгороде (Л. Косицкая родилась в селе Ждановка на берегу Волги) семья выкупилась на волю, и четырнадцатилетняя Люба нанялась горничной к нижегородской купчихе Долгановой. Там и состоялись ее первые домашние выступления. Этот дом до сих пор стоит на улице Загорского и, вероятно, помнит дни юности будущей артистки, ее красивый приятный голос... А посещение Нижегородского театра окончательно изменило жизнь Любаши. Порвав с косной семьей, Косицкая в апреле 1844 года поступает на сцену Нижегородского театра, в качестве солистки участвует в операх К. Вебера и А.Верстовского.
Ее привлекают лавры певицы, она едет в Москву, чтобы поступить в Большой театр. Но вместо Большого Любе Косицкой предложили поступить в театральную школу, после окончания которой в 1847 году выпускницу пригласили в Малый театр. Дебютировав на его сцене 16 сентября 1847 года в роли Луизы в драме Шиллера «Коварство и любовь», Никулина-Косицкая отдала Малому театру двадцать лет своей жизни, сыграла множество самых различных ролей. Но актрисе с ее самобытным, стихийным талантом нужна была новая драматургия, сильные русские характеры. Они появились в драмах А. Н. Островского. Актриса и драматург оказались нужны друг другу. Здание Малого театра — это памятник их любви. Их романа. Всякий раз, когда проходишь мимо Малого театра (Театральная площадь, д. 1/6) и видишь памятник Островскому, вспоминается именно эта история...
...С середины 50-х годов XIX века имя Островского прочно закрепилось в репертуаре Малого театра. С Островским в театр пришла современная литература. В пьесах его не лилась потоками кровь, не было в них и буффонадного смеха, но актерам и актрисам хотелось играть «узнаваемую» и реальную жизнь, простые и понятные чувства: желание выйти замуж, боязнь быть обманутым в любви, страдания от бедности...
Любовь Павловна Косицкая (по мужу – Никулина) – была одной из любимых актрис Александра Николаевича.
Когда драматург писал «Грозу» (а было это в Москве, в разгар лета 1859 года), то, конечно, прежде всего, думал о Косицкой. На нее он уповал и видел своею Катериной!
То жаркое лето 1859 года Островский проводил под Москвой, где жили целой колонией на дачах актеры Малого театра и их литературные друзья. Здесь, как уверяют современники, и завязался роман драматурга и актрисы...
Островский принадлежал к людям того психологического склада, которые увлекаются не сразу, но надолго, и самозабвенно погружаются потом в свое чувство. Косицкую он знал давно. Ему нравились ее богемный шарм и женственность. Ее смелость и искренность. Она, вечно окруженная поклонниками и почитателями ее таланта и красоты, казалась ему воплощением победоносного начала! Эта «победительница» прекрасно пела, аккомпанируя себе на маленькой гитаре, была чудной рассказчицей – делала это охотно, смешно и верно.
Полудружба-полувлюбленность, царившая в их отношениях в прежние годы, вдруг вспыхнула пожаром. Его было не остановить, не погасить...Да и к чему? Этот «пожар» подарил нам «Грозу»! Когда люди любят друг друга и творят вместе – это счастье и для них, и для зрителей, потому что любовь, перетекая в творчество, делает произведение полнокровнее и правдивее. Искусство питается любовью. Чем больше любви – тем выше искусство! Островский любил Косицкую. Ей было уже тридцать. По тем временам – возраст (да еще для актрисы!). Позади у нее долгая, полная страстей и разочарований женская жизнь. Когда сочиняешь, то невольно опустошаешь всю кладовую своей памяти. А уж рассказ любимого человека в такой ситуации – просто спасение! Так и рождалась Катерина Кабанова – из осколков прошлого Любы Косицкой, из ее жизненных впечатлений – и все это было пропущено через душу творца и влюбленного – А. Н. Островского. Пишет он сон Катерины, а тут же в рукописи пометочка: «слышал от Л. П. про такой же сон в этот же день...» Что это? Совпадения? Он писал свою пьесу, а легкая тень актрисы Косицкой падала на его рукопись. И в прямом, и в переносном смысле этого слова. Рассказы Катерины о девичестве впрямь похожи на рассказы о той поре Любы. Жизнь перетекает в пьесу. Влюбленность – в искусство. И совпадения неизбежны. И прекрасны. Он видел в Любе Катерину, женщину, готовую к страданию, натуру трагическую, душу цельную... Он писал пьесу и не заметил, как влюбился страстно и сильно в свою Любу-Катерину. Так бывает, когда путаешь реальность и вымысел. А творчество – это всегда сплав реальности и вымысла! В Катерине, правда, есть еще и то, чего не было в Косицкой в силу ее профессии – некая экзальтированная религиозность. Хотя желание «полететь как птица», воспарить над этой жизнью, обыденностью, оно, должно быть, присуще почти каждому из нас. И героине романтической истории в жизни драматурга, наверное, тоже часто хотелось летать...
Впервые Островский прочел свою «Грозу» на квартире у Косицкой, в октябре 1859 года. Там собрались актеры Малого театра. Он делал паузы, выходил курить – очевидно, нервничал. И она, Люба, нервничала. Ей было интересно: чем окончится пьеса, как примут ее сотоварищи по театру. И... что ей предстоит играть?
Чтение прошло блестяще. В слушателях драма вызвала бурный восторг. И это немудрено! Островский отдал пьесе часть души. Впрочем – будем справедливыми! – не только этой пьесе. Естественно, что роль Катерины сразу отвели Косицкой...
А потом начались репетиции. Островский день и ночь пропадал в театре. Его Агафья Ивановна огорчалась, отчего в ту пору совсем потускнела. Сердцем чувствовала неладное, но – молчала! С утра Александр Николаевич тщательно одевался – и исчезал допоздна. Он встречал и провожал Любу. Ее женская прелесть была несомненна, но, помимо того, он ощущал в ней родственную душу, сОн любил ее все сильнее. Общая работа сближала их. Они оба трудились вдохновенно, приближая успех. Неизбежный успех. Успех – как триумф их чувства! Они – репетируют. Встречаются тайно. Пишут друг другу письма... Он готов на все!
16 ноября 1859 года состоялась премьера «Грозы» в Малом театре.
На сцене Малого – плод любви Драматурга и Актрисы. Может быть, об этом не все знали? Но догадывались – по особому волнению Островского, по сосредоточенному лицу Косицкой, которая, во что бы то ни стало, должна была блистательно сыграть эту роль! Ведь это – пьеса для нее!
Автор изнемогал от волнения. Но актеры утешили его своей вдохновенной игрой. А вот и выход Косицкой... Он начинается со знаменитых слов: «Отчего люди не летают!..» Вдруг ее подхватила, понесла за собой волна вдохновения, когда ты – уже и не ты, а просто частица Божия, и велением сверху, а не своей волей, ты творишь, сам зачарованный содеянным...
Об этих минутах игры Косицкой на сцене, современники будут потом говорить как о театральном чуде. Это была роль, сыгранная вдохновенно и неординарно. И понятно, почему Косицкая превзошла самое себя... ...Он обнял ее за кулисами. При всех. Не стесняясь. Право автора – не оспоришь! Он же побоялся быть сентиментальным и нежным при всех: «Сам Бог создал Вас для этой роли!» – воскликнул Островский.
В стенах Малого театра состоялся этот триумф любви, о котором долго не могли забыть и очевидцы, и тот, кто только понаслышке, с чужих слов знал о «Грозе».
В сцене прощания с Борисом вместе с Косицкой рыдал весь зал! Поразительно и то, что Кабаниха-Рыкалова, стоя у боковой кулисы в ожидании своего выхода, переполнилась такой жалостью к Катерине, что сама с трудом удерживала слезы! Заразительность Косицкой была так сильна, что ее опытной партнерше стоило больших усилий снова ввести себя в роль! ...Пьесой восторгались и возмущались. Она смущала ханжеское благомыслие. Но никого не оставила равнодушным! «Гроза» гремела над Москвой, собирая полные залы. Люди шли смотреть на Катерину-Косицкую! Настоящую женщину, готовую все отдать охватившему ее чувству. Катерина платит за свою любовь жизнью... А ему и самому нелегко было в ту пору. «Гроза» гремела над Москвой, а вскоре гроза разразилась в его жизни.
Вряд ли Косицкая обманывала драматурга. Просто в период работы над «Грозой», как это часто бывает у людей творческих, когда они путают реальность и вымысел, ей действительно казалось, что Островский – тот, кого ей уготовила судьба. Но, когда премьера позади и дитя творчества рождено, реальность поднимается над вымыслом и ты, увы (или ах, к счастью!) – прозреваешь! Так случилось и с актрисой. Она бесконечно уважает Островского, она очень благодарна ему, но возник тот, от которого она потеряла голову! Он (ее новый возлюбленный) сидит в первых рядах на всех ее спектаклях. Он осыпает ее цветами. Он молод, красив, настойчив... И он – не из мира искусства, иллюзий и грез. А из реального мира!
Говорят, что вся Москва осуждала и злословила по поводу «стареющей актрисы», влюбленной в молодого шалопая, купеческого сына Соколова. Но она полюбила по-настоящему! И поэтому никакие злословия и смешки не уместны в воспоминаниях о чувствах Любы Косицкой.
Да, он разорил ее. Да, он прокутил то, что имел, а потом стал обирать Косицкую. Но она любила его, несмотря на то, что все считали его ничтожеством. И это – ее право, право женщины. Для Александра Николаевича роман «его Катерины» был мукой и унижением. В ту же пору умер Никулин, муж Косицкой, и она была совсем свободна. Он был готов ей все простить ...Островский терзался долго. Измученный несчастным чувством, он часто уезжал из Москвы. Но – сердцу не прикажешь...
В 1863-м он снова поехал за Косицкой в Новгород, где она гастролировала с Малым театром. Потом, вернувшись в Москву, все еще ждал ее у театра, после спектаклей или репетиций. Иногда даже не подходил близко, а только кланялся издали! Лишь бы увидеть ее! Лишь бы увидеть!
...Много лет спустя, в 1923 году, у стен Малого театра установили памятник великом драматургу.
Иногда кажется, что памятник Островскому у Малого театра установлен не только потому, что великий драматург писал превосходные пьесы для замечательной труппы. Ноиногда кажется, что это – тот самый Островский, который влюблен в Любу Косицкую. И не хочет он уйти от этих стен. И не может. А потому он обречен вечно сидеть здесь – ведь от любви бежать бесполезно, как магнитом тянет любящего туда, где обитает любимый человек...
...Люба не была счастлива со своим новым избранником. Он обобрал ее и оставил. Она пропадала в болезнях и бедности, вспоминая золотые дни своей жизни, когда «Гроза» гремела над Москвой. И главной в «Грозе» была она! И она – блистала на сцене Малого. И в жизни великого драматурга...
...Когда я прохожу мимо Малого театра и вижу памятник драматургу, мне все время кажется, что он сидит и вспоминает собственную жизнь, как это делает периодически каждый из нас.
Заключение
Сентиментальные прогулки наши по московским адресам любви окончены. Город наш – хранитель любовных тайн. И научиться их разгадывать гораздо интереснее, чем просто «вслепую» шагать по улицам.
И, может быть, кто знает, мы еще заинтересуемся историями о любви замечательных людей – любви московской, питерской, парижской... О любви разделенной, трагической, светлой или полной страдания.