ВВЕДЕНИЕ
Самоопределение – основной механизм выбора человеком своей жизненной позиции. В процессе личностного самоопределения подростки выстраивают личные жизненные цели и планы. Потребность в самоопределении рассматривается как потребность в формировании определенной системы представлений о мире и о себе самом. В процессе жизни и воспитания человека возникает система мотивов, которые управляют поведением человека.
Мотивы могут быть внешними и внутренними. Внешние мотивы проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за влияния родных, знакомых и др. Внутренние мотивы — интерес к процессу деятельности, интерес к результату деятельности, стремление к саморазвитию, развитию каких-либо своих качеств, способностей. Необходимо учитывать, что мотив всегда является, с одной стороны, внутренней характеристикой сознания человека, побуждением его к деятельности. С другой стороны, такое побуждение может исходить извне, под влиянием другого человека.
В связи с этим, на наш взгляд интересным является изучение влияния мотивации в детско-юношеском возрасте на становление личности офицера, а также изучение ведущих мотивов к саморазвитию и самоопределению в период подросткового возраста, что является проблемой нашего исследования.
Таким образом, объектом нашего исследования – детские и юношеские годы Павла Нахимова.
Предмет исследования – библиографические и документальные источники, отражающие детско-юношеский период жизни П.С. Нахимова
Цель исследования – изучение влияния мотивации в детско-юношеском возрасте на становление личности будущего офицера, П.С. Нахимова, на основе его биографии.
В основу исследования положена следующая гипотеза: не смотря на невысокое дворянское происхождение, недостаточность денежных средств, а также отсутствие вакантных мест для приема в Кадетское морское училище, П.С. Нахимов стал вице-адмиралом Черноморского флота благодаря потребности в саморазвитии, высокой внутренней мотивации.
.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1) изучить библиографические и документальные источники, отражающие детско-юношеский период жизни П.С. Нахимова;
2) найти источники мотивации, влияющие на становление личности будущего офицера, Павла Нахимова;
3) изучить представления обучающихся 2 курса училища о ведущих мотивах к саморазвитию и самоопределению в период подросткового возраста;
4) обобщить материал и сделать выводы
5) составить практические рекомендации по саморазвитию для нахимовцев.
Для реализации поставленных цели и задач использовался комплекс методов исследования: теоретические методы исследования (анализ литературы, в аспекте изучаемой проблемы); эмпирические методы исследования (анализ документов, исторических описаний, анкетирование, интервью), методы обработки данных.
Источниковая база исследования и историография:
документальные и библиографические источники описывающие основные этапы жизни П.С. Нахимова.
Новизна исследования
заключается в попытке проанализировать документальные и библиографические источники описывающие основные этапы жизни П.С. Нахимова с целью изучение влияния мотивации в детско-юношеском возрасте на становление личности офицера.
Практическая значимость видится в необходимости понимания роли главных мотивов в саморазвитии и самоопределении в период подросткового возраста.
ГЛАВА 1. СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ НАХИМОВЫХ
Один из важнейших этапов формирования личности приходится на подростковый возраст, являющийся переходным между детством и взрослостью. Подросток уже старается освободиться от контроля со стороны родителей, но в то же время чувствует сильное их влияние.. Именно семья является для подростка важнейшим фактором, определяющим его личностное становление и развитие. Связи в семье, отношение родителей с ребенком — это первая самая влиятельная для него модель общения.
Семья Павла Степановича Нахимова заложила фундамент целеустремленности, трудолюбию, любви к своей Отчизне и послужила мотивом выбора его будущей профессии, а также становления будущего морского офицера. Павел Степанович Нахимов родился 23 июня (5 июля) 1802 г. в семье потомственного дворянина Вяземского уезда Смоленской губернии отставного секунд-майора Степана Михайловича и Феодосьи Ивановны (урожденной Козловской) Нахимовых. [9 С. 7] О чем свидетельствует запись в метрической книге. Дед великого флотоводца был средне зажиточным помещиком, имел около 140 душ крепостных крестьян. Степан Михайлович в годы правления императрицы Екатерины Великой был секунд-майором и пользовался уважением на Смоленщине. Семья Нахимовых была большой, но имела небольшой достаток, однако глава семейства Степан Нахимов не жалел денег на обучение всех детей, что наложило отпечаток в характере Павла и проявилось в трудолюбии, любознательности, любови к учёбе. Храбрость, служение Отечеству верой и правдой – семейные черты Нахимовых, которые и передались будущему адмиралу. [4. С. 8]
Павел Нахимов был пятым из шестерых детей. Старшая на двадцать два года сестра Анна сыграла большую роль в становлении характера будущего гардемарина. На правах старшей сестры и помощницы, она читала братьям книжки про былинных богатырей, злых волшебников и разных чудищ, которым никогда не удавалось перехитрить и одолеть русских удальцов. Она же научила братьев читать по складам. [5. С. 3]
Детство П. С. Нахимова было прервано Отечественной войной 1812 г. Согласно свидетельству исторических документов, нашествию и разорению подверглись западные губернии России и особенно Смоленская, через которую армия Наполеона продвигалась к Москве. В сложившихся обстоятельствах дядя Павла Степановича, Николай Матвеевич Нахимов, двоюродный брат отца, к тому времени предводитель дворян Сычевского уезда, также оказал немаловажную роль в становлении характера будущего морского офицера, поскольку принял деятельное участие в организации партизанских отрядов, собрав под своим 'началом до 300 человек.
По свидетельствам современников, сычевские партизаны отличались исключительной храбростью. [9.С.3]
Николай Матвеевич был холост. Из всех детей Степана Михайловича, больше всего он привязался к сообразительному Павлику и стал его крестным. Крестник же гордился своим дядей и старался подражать ему: быть смелым, целеустремленным, любить свою Отчизну. [11. С. 6]
После окончания военных действий пришла пора определяться с будущей службой. Традиция давать детям морское образование с последующей службой в Военно-Морском флоте была широко распространена среди небогатых дворянских семей центральных и западных губерний России. Нахимовы не были исключением из этой традиции. Уже к моменту рождения Павла Степановича старшие братья Иван и Платон учились в Петербурге в Морском кадетском корпусе. В апреле 1813 г. Степан Михайлович направил прошение на имя Александра I об определении на учебу недорослей Ивана и Павла Нахимовых, в котором указывал на спсобность братьев по-российски читать, писать и знать чисть арифметики. [9. C.36]
В августе 1813 г. братьев Нахимовых, в числе 15 пожелавших поступить в корпус, включили в список кандидатов, поскольку вакансий на тот момент не было. Весной 1815 г. вакансии освободились, и кандидаты были вызваны с мест. После медицинской комиссии в июле 1815 г. волонтерами они отправились в первое в своей флотской карьере учебное плавание на бриге «Симеон и Анна». [9. С. 4]
Впервые увидев море, Павел полюбил его всей душой. Он уже знал, что отдаст морю всего себя и всю свою жизнь. Никогда не изменит ему и криводушничать тоже никогда не станет…По окончании плавания 26 июля 1815 г. Иван и Павел Нахимовы были определены в кадеты, а в августе 1815 г.— в гардемарины, о чем свидетельствует предписание И.И. Траверсе П.К. Кравцову об определении Павла и Ивана Нахимовых кандидатами в кадеты морского кадетского корпуса. [9. C. 37] Павел был вынужден ждать целых два года освобождения вакантного места, что безусловно сказалось на его характере: стремлении добиваться поставленной цели, терпимости.
Таким образом, потребность в саморазвитии, высокая мотивация пример отца и дяди побудили Павла Степановича к постановке дальнейших целей. Жизненные ценности семьи Нахимовых, роль сестры Анны в воспитании оказали наибольшее влияние на становление личности будущего офицера, поскольку, именно семья в значительной степени определяет эмоциональную и содержательную сторону нравственного воспитания, формирует у детей систему правил, вырабатывает основные жизненные установки. Неимоверная сила духа, неутомимость и храбрость помогли ему стать образцом того, каким должен стараться быть каждый человек.
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СРЕДЫ И СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ П.С. НАХИМОВА
Подростковый возраст – важнейший этап в жизни, во многом определяющий судьбу человека. Именно в этот период актуализируется потребность в социализации, так как закладываются модели поведения, формируется круг интересов и ценностных ориентаций. Все это выступает базой становления личности подростка. Подростки не только мечтают о том, какими они будут в ближайшем будущем, но и стремятся развить в себе желательные качества. Огромную роль в период личностного становления играют среда и социальные условия, которые и оказывают значительное воздействие на развитие личности, мышления, поведения и выбора дальнейшего жизненного пути.
Годы учебы в Морском кадетском корпусе повлияли на формирование личности будущего морского офицера. Ведь именно в период среднего подросткового возраста среда, окружение закладывают штампы дальнейшего поведения и развития личности. Именно в этот период у подростка формируются мотивы его дальнейшего поведения. Обучение и морская практика сформировали в Павле Нахимове не только ряд навыков в военно-морском деле, но и воспитали любовь к морю, флоту, кораблю, своей специальности, стремление к познанию, жажде новых открытий и свершений, готовности к подвигу во имя славы русского оружия.
Кроме Павла, в Морском кадетском корпусе училось несколько братьев Нахимовых: Иван, старшие Николай и Платон, младший Сергей, а также двоюродный брат Андрей. Естественно, в таких условиях у мальчишек была здоровая конкуренция за лидерство, стремление быть лучшим, первым. Из воспоминаний современников, Павел Нахимов полностью отдавался учёбе, игнорируя все забавы и развлечения, обычные для его сверстников. [4 C.11]
Уже через два года учебы 18 мая 1817 года, в качестве поощрения за отличную успеваемость и прилежание, Павел Нахимов был определен в учебное плавание гардемаринов Морского кадетского корпуса на бриг «Феникс» , «чтоб обозреть им балтийские наши порты и приобресть сколько можно более практических познаний и к дружественным соседственным местам» [ 9C.41] Известно, что в плавание на бриг «Феникс» отбирали только лучших гардемаринов Морского кадетского корпуса. 9 февраля 1818 года, в возрасте 15 лет, успешно выдержав испытания перед флотской. артиллерийской и астрономической комиссиями, Павел произведен в унтер –офицеры, а в феврале этого же года – в мичманы и зачислен на службу во 2-й флотский экипаж. Службу со своим экипажем он проходил на Балтийском флоте. П.С. Нахимов окончил корпус в неполные шестнадцать лет с прекрасным результатом – он был шестым из семидесяти человек своего выпуска.
Рис. 1. Сведения об успеваемости Павла Нахимова
И тут появляется любопытная черта нахимовской натуры, сразу обратившая на себя внимание его товарищей, а потом сослуживцев и подчиненных. Охарактеризовать эту черту можно так: морская служба была для Нахимова не важнейшим делом жизни, а единственным делом, иначе говоря: никакой жизни, помимо морской службы, он не знал и знать не хотел и просто отказывался признавать для себя возможность существования не на военном корабле или не в военном порту. Он был фанатиком морского дела. В его аттестации было записано: «к службе усерден и знающ; поведения благородного, в должности усерден»; «должность исполняет с усердием и расторопностью». [1 С.15]
Конец 1818 и 1819 г. П.С. Нахимов служил в Петербурге. В 1820 г. плавал по Балтике на тендере «Янус», а в 1821 г. был отправлен сухим путем в Архангельск, в команду строившегося там корабля. Оттуда вскоре он был вызван обратно в Петербург и назначен на фрегат «Крейсер», который должен был отправиться в кругосветное плавание. Его командиром был капитан 2 ранга Михаил Петрович Лазарев. Экспедиция на фрегате «Крейсер» побывала в Южной Америке, обогнула Африку, примерно год провела в Русской Америке – на Аляске, которая в то время принадлежала России. Затем пересекла Тихий океан и через Атлантику вернулась в Петербург.
Именно эта экспедиция сделает из молодого офицера настоящего морского волка, который не только в совершенстве овладеет искусством кораблевождения и боевой выучки, но и воспитает отвагу и уважение к простому матросу, благодаря капитану судна, Михаилу Петровичу Лазареву, который на всю жизнь останется для Нахимова учителем и отличным наставником.
М. П. Лазарев тщательно подбирал свой экипаж, поскольку считал самым ценным качеством офицера честное и добросовестное исполнение обязанностей, любовь к морской службе. Для дальнего плавания он отбирал тех, кого хорошо знал по прежней службе или имевших хорошую служебную характеристику. Такой подход позволил Лазареву собрать на «Крейсере» способную флотскую молодежь: лейтенантов М. Д. Анненкова, И. А. Куприянова, Ф. Г. Вишневского, мичманов Е. В. Путятина, Д. И. Завалишина, И. П. Бутенева, А. А. Домашенко, П. М. Муравьева. По представлению Лазарева в марте 1822 г. получил назначение на «Крейсер» и П. С. Нахимов.
Для Павла Нахимова было большой честью принять участие в этой экспедиции, поэтому с первых дней своего пребывания на фрегате он включился в активную работу по его переоборудованию, задуманному М. П. Лазаревым. За очень короткое время укрепили корпус корабля, усовершенствовали рангоут и парусное вооружение, изменили размещение грузов и подготовили внутренние помещения. Нахимову пришелся по душе тот особый стиль морской культуры, установленной Лазаревым — опрятный вид корабля, налаженность службы, четкость и быстрота в действиях команды, дисциплина. Не случайно в ходе начавшегося в июне 1822 г. плавания, «Крейсер» значительно обгонял «Ладогу», превосходя ее скоростью хода и внутренней организацией службы. [1. С.26]
Во время похода Павел проявил себя как смелый, самоотверженный офицер, готовый жертвовать собой ради матроса. Во время перехода « Крейсера» из Ново - Архангельска в Сан-Франциско в свежую погоду упал в море матрос. Услышав команду вахтенного «человек за бортом», П. С. Нахимов с шестью матросами быстро спустил шлюпку и поспешил на помощь утопающему, однако спасти его не удалось. При поднятии на корабль шлюпка от сильной качки ударилась о борт и разбилась в щепки. Он и матросы успели выпрыгнуть на палубу, в противном случае им всем грозила неминуемая гибель. Такое мужественное поведение, «готовность Нахимова жертвовать собой» ради спасения матроса, было оценено Лазаревым как подвиг, достойный высокой награды в рапорте вице-адмиралу А.В.Моллеру. [9.C.68]
Кругосветное плавание на «Крейсере» дало П. С. Нахимову отличную морскую закалку и сыграло большую роль в формировании его как морского офицера. Хорошо поставленная организация службы на «Крейсере», систематически проводимая командиром боевая подготовка, прививали любовь к морю, давали большой опыт в морской практике. Тогда же он убедился в прекрасных качествах русских матросов, познал их быт, нужды и запросы, проникся к ним большим уважением, проявляя повседневную заботу об их воспитании и обучении. Позднее, уже бывалый мореход и боевой командир, он так высказался о роли матроса: «Пора нам перестать считать себя помещиками, а матросов крепостными людьми. Матрос есть главный двигатель на военном корабле, а мы только пружины, которые на него действуют... Вот кого нам нужно возвышать, учить, возбуждать в них смелость, геройство, ежели мы не себялюбцы, а действительные слуги отечества».[1С.41] В августе 1825 г. фрегат «Крейсер» возвратился в Кронштадт. За участие в этом плавании П. С. Нахимов получил орден Св. Владимира 4-й степени, чин лейтенанта и двойное жалование.
Позже, навык и опыт, приобретённый им в подростковом и раннем юношеском возрасте даст результат во время участия на корабле «Азов» в Наваринском морском бою против турецкого флота осенью 1827 года под командованием М.П. Лазарева. Возглавляя колонну русских кораблей, он принял на себя основной удар турецкого флота. Огнем «Азова» было уничтожено 5 турецких кораблей, в том числе флагманский фрегат. В Наваринском сражении П. С. Нахимов получили свое первое боевое крещение. В этом бою он командовал носовой батареей «Азова» и показал себя распорядительным и хладнокровным офицером, искусно управлял огнем артиллерии и дважды способствовал тушению пожара на корабле. За участие в этом сражении Нахимов был произведен в капитан-лейтенанты, а «за отличную храбрость» награжден орденом Св. Георгия 4-й ст. [1С.61]
В старшем подростковом возрасте выстраивается система ценностей, а одна из важнейших форм ценностей – это идеал и стремление быть лучшим среди других. Ценность в качестве идеала переживается как объективно желательное положение вещей. Идеал видится как нечто недостижимое и непостижимое, но при этом линия поведения человека выстраивается в соответствии с тем, как он представляет этот идеал.
Таким образом, велика роль наставника и учителя в этот непростой жизненный период, что является мощным регулятором и побудительной силой в личностном саморазвитии. Огромную роль в жизни П.С. Нахимова сыграли дядя и отец, а также старшие по возрасту братья, успешно закончившие морской кадетский корпус. Павлу хотелось достичь более лучших результатов, чем его братья как в учебе, так и в карьерном росте. Позже командир фрегаты «Крейсер», капитан 2 ранга М.П. Лазарев, знаменитый адмирал, под руководством которого произошло становление многих русских моряков повлиял на формирование П.С. Нахимова как прекрасного моряка, опытного начальника, в совершенстве овладевшего искусством кораблевождения, что способствовало приобретению опыта и совершенствованию боевой выучки. [7C.67]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Согласно цели исследования мы изучили факторы, влияющие на становление личности будущего офицера, П.С. Нахимова. Главными мотивами для саморазвития стали пример отца и жизненные ценности семьи Нахимовых. Старшая сестра Анна оказала огромное влияние на становление характера будущего гардемарина. Дядя - Николай Матвеевич Нахимов научил Павла Семёновича быть смелым, целеустремленным, любить свою Отчизну. Храбрость, служение Отечеству верой и правдой – семейные черты Нахимовых, которые и передались будущему адмиралу.
Немаловажную роль в саморазвитии Нахимова П.С. сыграли и внешние факторы. Годы учебы в Морском кадетском корпусе и морская практика повлияли на формирование личности будущего морского офицера. Экспедиция на фрегате «Крейсер» сделала из молодого офицера настоящего морского волка, который не только в совершенстве овладел искусством кораблевождения и боевой выучки, но и проявил себя как смелый, самоотверженный офицер. А капитан судна, Михаил Петрович Лазарев, на всю жизнь останется для Нахимова учителем и отличным наставником, который помог воспитать в нём не только отвагу, но и уважение к простому матросу.
В итоге, нам удалось подтвердить ранее выдвинутую гипотезу о том, что не смотря на невысокое дворянское происхождение, недостаточность денежных средств и отсутствие вакантных мест для приема в Кадетское морское училище, П.С. Нахимов стал вице-адмиралом Черноморского флота благодаря потребности в саморазвитии, высокой внутренней мотивации, примеру ближайших родственников и боевых наставников. Все это: внутренние и внешние мотивы побудили Павла Степановича добиться поставленных целей. Неимоверная сила духа, неутомимость и храбрость помогли ему стать гордостью всего русского флота и образцом того, каким должен быть офицер, каким должен стараться быть каждый человек.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адмирал Нахимов : док. и очерки: [Сборник / Сост. Т.Г. Тетенькина]. — Калининград : Янтар. сказ, [1997]. — 366,[1] с.: цв. ил. — (Ратная слава России).
Библиографический список
2. Вадецкий Б. А. Сказание о флотоводце : повесть [об адмирале П. С. Нахимове : для старшего школьного возраста] / Борис Вадецкий ; [послесл. и примеч. А. А. Мазанова] ; худож. С. Бойко. — Москва : Детская литература, 1986. — 157, [1]
3. Давыдов Ю. В. Три адмирала : [О Д.Н. Сенявине, В.М. Головнине, П.С. Нахимове]. — М. : Известия, 1996. — 446,[2] с.: ил.
4. Джалагония, В. Единственное дело адмирала Нахимова / В. Джалагония // Эхо планеты. 2005. N 29. С. 20-21.
5. Дуванова Е.В. История о храбром адмирале. Павел Степанович Нахимов (1802-1855)/ Е.В. Дуванова.-Москва: Белый город, 2005.
6. Лубченков Ю. Н. Нахимов. Гений морских баталий [ « Текст ( визуальный ) : непосредственный » ] / Ю. Н. Лубченков, В. В. Артемов. — Москва : Вече, 2018. — 308, [11] с. : ил., портр. ; 21 см.
7. Лялина М. А. Великие русские адмиралы [ « Текст ( визуальный ) : непосредственный » ] : Михайлов, Спиридов, Ушаков, Сенявин, Гейден, Лазарев, Нахимов, Корнилов и их сподвижники : исторические очерки : иллюстрировано произведениями мировой живописи / М. А. Лялина. — Москва : ОЛМА : Абрис, 2020. — 252, [3] с. : ил., портр., цв. ил., факс. ; 27 см.
8. Нахимов – гордость и слава России: К 200-летию со дня рождения (Сборник документов, материалов, рассказов, литературных произведений) / Сост. . - Севастополь: ЭКОСИ-Гидрофизика, 2003. – 462 с.
9. П.С. Нахимов. Документы и материалы. Т.1.-СПб.: Изд-во « Петербургский институт печати», 2003.-432с.
10. Петрова Н. Г. Нахимов [ « Текст ( визуальный ) : непосредственный » ] / Наталья Петрова. — Москва : Молодая гвардия, 2019. — 414, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил. ; 21 см.
11. Поликарпов, В. Д. Павел Степанович Нахимов / В. Д. Поликарпов. Москва : Воениздат, 1960.
12. Скрицкий Н. В. Адмиралы России : гордость Императорского флота / Н. В. Скрицкий. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2013. — 254 с. : портр. ; 21 см.
13. Шигин В. В. Герои парусного флота : [12 ] / Владимир Шигин. — Москва : Вече, печ. 2016. — 413, [2] с., [8] л. ил., портр. ; 21 см.
14. Шигин В.В. Синопское сражение [Текст] : звёздный час адмирала Нахимова / Владимир Шигин. - Москва : Вече, cop. 2016. - 332, [19] с. : ил.; 21 см.
15. Шлеев В. Морская слава России: Очерк о П.С. Нахимове/ В. Шлеев// Литературная Россия.-1995.-№31.-С.12-13.
16. Экштут С. Адмирал Нахимов, или "Отстоим Севастополь": [победа Черноморского флота над турецкой эскадрой в Синопском сражении и гибель адмирала Нахимова при обороне Севастополя]/ Семён Экштут// Родина: российский исторический журнал.-2014.-№5.-С.119-125.
17. Божович Л.И.Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 398 с.
18. А.В. Тукшумская, Е.С. Калмыкова, В.В. Наместников, Ю.С. Сухарева. Влияние социальных условий на становление личности подростка //Вестник Воронежского государственного технического университета. – т.8 № 10-2. с.150-155. - 2012.