Введение
Обоснование выбора темы и её актуальность. 77 лет мы живём в мире, не слышим взрывов, не знаем что такое голод и холод, благодаря нашим дедам и прадедам, павшим героям и ныне живущим ветеранам. На уроках мы узнаём о героях войны, тружениках тыла, простых женщинах и солдатах, которые, не щадя себя, боролись за Победу. Большую роль в победе сыграл боевой дух советских воинов, их беспримерный героизм, мужество и трудовой подвиг всего советского народа.
Но силу, мощь и боевой дух поднимали нашим солдатам не только командиры и сами бойцы, но и плакаты, которые призывали и вдохновляли советских людей на борьбу против оккупантов, возвращали людям надежду и веру в скорую победу. Военный плакат был оружием, «бойцом в строю», его носили сложенным в военных сумках и приклеивали на «лоб» танка, отправляясь в бой. Он был одновременно и достоверным документом, и хранителем памятных событий военных лет. 1
В апреле 2022 года я посетила Волжский краеведческий музей, в фондах которого хранится большая коллекция плакатов, по которым можно проследить историю нашей страны. Особое место в этой коллекции отводится плакатам времен Великой Отечественной войны. Сейчас они являются лишь символом ушедшей эпохи, а в период Великой Отечественной войны плакаты сыграли огромную роль в передаче информации. Но даже сегодня они способны вызвать целую гамму эмоций и переживаний людей того периода. Поэтому я решила изучить историю плакатов ВОВ, их особенности создания и исследовать их роль в Великой Победе. (Приложение 1)
Цель: определить роль и значимость советских плакатов времён Великой Отечественной войны в Великой Победе.
Задачи:
- изучить историю возникновения советских плакатов;
- проследить хронологию Великой Отечественной войны по плакатам 1941-1945гг;
- охарактеризовать советские плакаты времен Великой Отечественной войны;
- показать роль советских военных плакатов в формировании героизма, стойкости и мужества советского народа.
Предмет исследования: отражение событий Великой Отечественной войны в советских плакатах 1941-1945гг.
Объект исследования: советское плакатное искусство.
Гипотеза: плакаты Великой Отечественной войны являются не только показателем настроения и переживания людей в тяжелые для страны годы, но еще и документом, по которому можно проследить хронологию войны.
В процессе работы использованы следующие методы:
Теоретические (изучение литературы, информация в Интернете, анализ)
Метод хронологии и систематизации
Эмпирические (беседа, опрос, анкетирование, наблюдение)
Методы статистической обработки результатов
Экскурсия в Волжский краеведческий музей
Новизна работы заключается в том, что сделана попытка систематизировать плакаты Великой отечественной войны и восстановить хронологию событий войны на основе анализа полученных данных. Изучая плакаты времён Великой Отечественной войны, можно увидеть настроение и переживания советских людей: горе и страдание, отчаяние и безнадёжность, страх и ненависть, счастье и любовь. И, по моему мнению, самая главная заслуга этих плакатов в том, что они никого не оставляли равнодушными, они помогали верить в скорую победу. Результаты опроса учащихся школы показали, что большинство школьников не знакомы с плакатным искусством, что доказывает актуальность изучения данной темы. (Приложение 2)
Структура работы. Во введении раскрывается актуальность, определяются цели, задачи, объект, предмет, гипотеза и методы исследования, новизна работы, раскрывается теоретическая и практическая значимость. Первая глава посвящена истории, назначению и технике исполнения плаката. Вторая глава знакомит с функциями плаката в годы Великой Отечественной войны, ролью плакатного искусства на разных этапах войны. Третья глава знакомит с результатами социологического опроса среди учащихся школы и выводами. В заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы по рассматриваемой теме и направление дальнейших исследований по возможному практическому использованию его результатов.
Практическая значимость работы. Полученные данные, результаты исследования, мультимедийная презентация могут быть использованы на уроках истории, МХК, ИКН, классных часах для более глубокого и образного понимания событий Великой Отечественной войны.
Из истории плаката.
Плакат (нем. Plakat - калька, объявление, афиша) — броское, как правило,
крупноформатное изображение, сопровождаемое кратким текстом, сделанное в
агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. Плакат как жанр искусства возник во второй половине XIX века во Франции. Главное назначение плаката – звать и убеждать.2
Назначение плаката |
Содержание плаката |
политический плакат |
агитационные, пропагандистские |
рекламный, зрелищный плакат |
театральные, киноплакаты, цирковые, выставочные |
инструктивный плакат |
техника безопасности, гигиена здоровья |
информационный плакат |
информация |
учебное пособие |
различные области знаний |
монографический плакат |
посвященный выдающимся деятелям, событиям, юбилеям |
К особенностям жанра можно отнести следующее: плакат должен быть виден на расстоянии, быть понятным и хорошо восприниматься зрителем. В плакате часто используется художественная метафора, разномасштабные фигуры, изображение событий происходящих в разное время и в разных местах, контурное обозначение предметов. Для текста важным является шрифт, расположение, цвет. В плакатах используется также фотография в сочетании с рисунком и с живописью.3
Плакат прочно вошел в общественно-политическую, хозяйственную и культурную жизнь страны, в наш быт. Они явились дешевым, доходчивым, ярким и выразительным способом призыва людей к действиям и убеждали людей в их правильности.
2. Советские плакаты Великой Отечественной войны.
В годы Великой Отечественной войны плакат берет на себя новую функцию – поднимать боевой дух страны против фашистов. За время войны плакаты прочно вошли в жизнь. Их содержание пересказывалось из уст в уста, становилось народной молвой.4 У каждого периода войны были свои задачи, все они требовали безотлагательного решения и в этом, несомненно, важную роль сыграл плакат, историю которого я и изучила подробно.
В советское время плакаты были одним из самых распространенных средств массовой агитации. Однако, самыми яркими, самыми важными, глубокими, трогательными и даже трагическими, являются плакаты времен Великой Отечественной войны.5
Эти плакаты могут тронуть сердце, пробудить особые чувства даже сейчас, когда прошло много десятилетий после той ужасной войны, которая унесла жизни миллионов солдат и мирных жителей.
Первые два года войны плакат имел драматическое, даже трагическое звучание. На втором этапе, после перелома в ходе войны, меняется настроение и образ плаката, он проникнут оптимизмом и юмором. На оккупированных территориях содержание плакатов передавалось из уст в уста. По воспоминаниям ветеранов, в оккупированных районах патриоты расклеивали полотнища «Окон ТАСС» на заборах, сараях, домах, где стояли немцы. 6
Население, лишенное советского радио, газет, узнавало правду о войне из этих неизвестно откуда появившихся листков. «Окна ТАСС»- это агитационно-политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза (ТАСС). Острые доходчивые сатирические плакаты с кратким, легко запоминающимся текстом, разоблачали врагов Отечества.7
2.1. Плакаты 1941-1942 годов: трагическое звучание
В плакатах 1941 года художники прибегали к сопоставлению современных воинов и полководцев прошлого. В плакатах неоднократно изображались национальные герои России, призывающие потомков к борьбе с врагом. Были выпущены листы, изображавшие Александра Невского, Суворова, Кутузова.
Независимость и сила народа, который корнями уходило в героическое прошлое России. Как прадеды прогнали Наполеона, так и нынешнее поколение прогонит Гитлера– подобные лозунги писали на плакатах и листовках, и вряд ли в этом было сомнение.
Первым плакатом Великой Отечественной войны является плакат Кукрыниксов (М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов) «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Создан он был к вечеру 22 июня 1941 года и опубликован в газете «Правда». Боец Красной армии решительно вонзает штык в хищного Гитлера, который, отбросив маску благодушия, прорывает лист с текстом Пакта о ненападении между СССР и Германией. Через день Кукрыниксы создают окончательный вариант, вошедший в историю советского изобразительного искусства. Теперь боец Красной Армии вонзал штык не в руку, а в голову Гитлера, напоминающего злобного хорька.8 24 июня 1941 года плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» появился на улицах Москвы.
События начала войны отражены в плакате Ираклия Тоидзе «Родина – мать зовёт!», изданный миллионными тиражами на всех языках народов СССР. Образ Родины-матери связан с образом нашей страны. Основная сила воздействия этого плаката заключена в психологическом содержании самого образа – в выражении взволнованного лица простой женщины, в ее призывающем жесте. В этой женщине олицетворяется и каждая мать бойца, ушедшего на фронт, и разоренная, призывающая помочь и защитить ее Родина-мать.9
Плакат В. Корецкого «Будь героем!», увеличенный в несколько раз, был установлен вдоль улиц Москвы, по которым впервые недели войны проходили колонны мобилизованных жителей города. Эти плакаты, выпущенные в начале войны, внушали советскому народу веру в неизбежность победы и разгром фашистской Германии.
Печальные события первых месяцев войны и отступление советских войск в июле-августе 1941 года нашли своё отражение в плакате А. Кокоши «Боец, оказавшийся в окружении. Борись до последней капли крови!». Осенью 1941 года, когда фашисты рвались к Москве, художниками Н. Жуковым и В. Климашиным был создан плакат «Отстоим Москву!».
Тыл в этот период войны показан в образе женщины, заменившей мужчину в тылу, в плакатах «Больше хлеба для фронта и тыла. Убрать урожай полностью!», «Чем крепче тыл, тем крепче фронт!». Плакат Л.М. Лисицкого «Всё для фронта, всё для Победы!» стал определяющим для всего советского тыла.
В этот же период создаются плакаты, направленные на жителей, оставшихся на оккупированной врагом территории, которые призывали к участию в партизанском сопротивлении для уничтожения врага в его тылу. В 1941 году художник А.Пахомов создаёт плакат «Ребята, защищайте Родину» который призывает пионеров помогать взрослым в борьбе с врагом.
Таким образом, мы видим, что плакаты начального периода войны призывали к борьбе с врагом, позорили трусов, прославляли подвиги героев фронта и тыла, призывали к партизанской войне.
События на фронтах 1942 года изменили тематику плакатов: блокада Ленинграда, приближение врага к Волге, угроза захвата нефтяных промыслов Кавказа, а, главное — оккупация огромной территории, на которой проживали сотни тысяч мирных граждан. Теперь героями художников стали женщины и дети, гибель детей и матерей. 10
Плакат В.Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!», впервые напечатанный в газете «Правда» 5 августа 1942 года, вызывал у бойцов ненависть к врагу. Драматическая сила этого плаката поражает и по сей день. «На своем пути штык касается руки ребенка, затем лица и выходит за его головой. Ужасающая линия!».11
Д. Шмаринов на плакате «Отомсти» изобразил молодую женщину во весь рост, которая, в руках она сжимает тело убитой маленькой дочери.
Ф. Антонов в работе «Сын мой! Ты видишь долю мою…» изобразил пожилую женщину с узелком в руках, которая покидает сгоревшую деревню и просит о помощи сына. В этой женщине олицетворяется и каждая мать бойца, ушедшего на фронт, и разоренная, призывающая помочь и защитить ее Родина-мать.
В это же время художник В.А. Серов создаёт плакат «Отстоим Волгу – матушку!» призывающий биться с врагом за своих детей, матерей, жён.
Таким образом, плакаты 1942 года показывали страдания, бедствия советского народа и в то же время призывали к отмщению и беспощадной борьбе против оккупантов.
2.2. Плакаты 1943-1944 годов: годы великого перелома
С 1943 года в советский плакат проникают новые настроения, вызванные решительным переломом в ходе войны.
В 1943 году художник И. Тоидзе создаёт плакат «За Родину-мать!» для поднятия боевого духа советских граждан в борьбе с врагом. На переднем плане с оружием в руках в плотной шеренге идут на врага советские воины и партизаны, защищая свою Родину, показанную в виде женщины в красном с ребёнком на руках.
В этот же период выходит плакат Н.Н. Жукова «Немецкий танк здесь не пройдёт». В этом же году всё увереннее в плакатах зазвучала тема скорой победы. Торжество духа и силы народа, одолевшего фашизм — главная идея, объединяющая плакаты, победного этапа войны.
В этот же период частым стал мотив радостной встречи бойца-красноармейца освобожденными от фашистского плена жителями: В. Иванов «Ты вернул нам жизнь», «Я ждал тебя воин-освободитель» работы В.И. Ладягина. Счастье женщин и мальчика на этих плакатах, явились выражением народной любви и гордости за своих героев, благодарности за спасение.12
Плакаты 1944 года призывают поскорее изгнать захватчиков с советской земли. Художнику Л.Голованову в плакате “Дойдем до Берлина!” удалось создать запоминающийся образ воина.Прототипом улыбающегося богатыря на марше стал реальный герой – снайпер Голосов, фронтовые портреты которого легли в основу знаменитого листа. И у нас не возникает сомнения, что обещание будет выполнено.13
2.3. Плакаты 1945 года: прицел у нас один – Берлин!
Известие о победе и окончании войны стало самым знаменательным событием 1945 года. И на нас с плакатов В. Иванова «Водрузим над Берлином знамя Победы», В. Климашина «Слава воину-победителю», Л. Голованова «Красной Армии Слава!» смотрят молодые воины-победители. Они красивы и счастливы, но все же на их лица легла тень усталости, так как этими людьми была пройдена война.
Советский военный плакат, как органическая часть общенародной борьбы,
отвечал своему назначению: он был оружием, бойцом в строю, одновременно и
достоверным документом и хранителем памятных событий военных лет.
3.Анализ социологического опроса
Мною был проведен социологический опрос среди учащихся 7-11 классов. В опросе приняло участие 72 ученика.
Вывод: Учащиеся знают, что такое плакат, называют основные функции плаката (передача информации, привлечение внимания, побуждение к действию)
Вывод: 64% учащихся не знакомы с плакатным искусством. Сейчас плакат как вид искусства переживает период упадка, а основным источником информации для современных подростков является Интернет.
Вывод: Несмотря на то, что ребята плохо знакомы с плакатным искусством, они правильно называют тематику плакатов. Это говорит о том, что учащиеся имеют представления, что изображено на плакатах, какую информацию они могут нести.
Вывод: Учащиеся назвали почти всю тематику плакатного искусства. Это еще раз свидетельствует, что жизнь современного общества немыслима без плакатной графики.Она работает в условиях улицы, производственных помещений, мест отдыха и т. д.
Вывод: Радует тот факт, что учащиеся правильно называют сферы применения плакатного искусства. Социальная реклама стала одним из основных средств общения, воздействующих на эмоциональное состояние людей, мотивы их деятельности, чувства, поступки и формирование новых социальных норм и ценностей. Плакат рационален и несет в себе прямое назначение воздействовать на человека и его решения.
Вывод: 95 % учащихся не смогли назвать ни одного имени художников-плакатистов. Это свидетельствует о том, что на уроках ИЗО и истории учителя изучают плакатное искусство редко и эпизодически, а в учебниках истории иллюстрации в виде плаката содержатся только в учебнике 10 класса История России XX века.
Вывод: 85 % учащихся признают, что плакатное искусство необходимо использовать на уроках истории в качестве наглядного материала. Это позволит расширить эстетический кругозор учащихся. Желательно разработать систему заданий к плакатам, которые помогут эффективно освоить курс истории.
Вывод. В XXI веке плакат все также актуален, так как до сих пор наблюдается множество драматических и трагических событий в современном мире, и плакат является отражением развития общества.
Заключение
Изучая плакаты периода 1941-1945 гг., можно проследить весь ход войны с её неудачами, тяжёлыми потерями и долгожданными победами. Поэтому, считаю тему своего исследования актуальной, так как сегодня немногие школьники знают, что советские плакаты, созданные в годы Великой Отечественной войны, показывают нам не только хронику важнейших событий войны, но и раскрывают настроение и переживания советских людей в этот тяжёлый для страны период. Анализируя плакаты времён Великой Отечественной войны можно увидеть горе и страдание, отчаяние и безнадёжность, страх и ненависть, счастье и любовь. И, по моему мнению, самая главная заслуга этих плакатов в том, что они никого не оставляли равнодушными, они помогали верить в скорую победу, вселяли в сердца отчаявшихся людей надежду.
Таким образом, моя гипотеза, что плакаты Великой Отечественной войны являются документом, по которому можно проследить хронологию войны, получила свое подтверждение.
Представляя плакаты, как документы военной эпохи, мы протягиваем
нить от прошлого к современности, от военного опыта наших дедов
и прадедов к сегодняшнему восприятию давней и непростой истории
Я планирую дальше продолжить работу по данной тематике с целью изучения плакатного искусства Германии в годы Великой Отечественной войны и выявления общих и отличительных черт плакатов военных лет СССР и Германии. А также представить свой материал на уроках истории и классных часах в 8-11 классах в рамках мероприятий, посвященных Дню Победы. Мои одноклассники помогут мне в изготовлении буклетов «Плакат Победы…Долгое эхо войны», которые будут вручены учащимся школы. Часть буклетов будет передана в подарок Волжскому краеведческому музею. Хотелось бы, чтобы мои сверстники задумались о чудовищной сути войны и цене Победы для нашего народа, чтобы за плакатными образами увидели конкретные факты войны и людей, выстоявших в эпоху тяжелейших испытаний.
Список использованных источников и литературы
Алпатов М.В. Ростовцев Н.М. "Искусство"; Москва, 1989 г. - 543 с.
Бабурина Н.И. «Русский плакат» Л., 1988г. – 192 с.
Брискина В.А. «Опыт работы над агитплакатом» М., «Советский художник», 1959 г.- 246 с.
Голомшток И.Н. Тоталитарное искусство. Издательство Галарт, 1994 г.-296 с.
Иванов В.С. «Как создается плакат?» М., Изд.: Академии Художеств СССР.-62 с.
Кеменов В. С. «Статьи об искусстве». М., 1965 г.- 465 с.
Кукрыниксы «Втроем», М., 1975 г.-295 с.
Кукрыниксы «Годы войны»; М., 1985 г.-320 с.
Соколов Н.А., "Наброски по памяти"; Москва, 1987 г.- 239 с.
Соколов Н.А., "Кукрыниксы"; Издательство академии художеств СССР; Москва, 1962 г.- 500 с.
Фатеев А. В. Образ врага в советской пропаганде. 1945-1954 гг. / М., 1975 г.- 259 с.
Энциклопедия для детей. Т.5. «История России». 2010 г.- 210 с.
Интернет ресурсы
http://out-of-school.area7.ru – «Советские политические плакаты»
http://lifeglobe.net – «Весь мир как на ладони»
http://ppt4web.ru – «Роль плаката в годы ВОВ».
http://иванов-ам.рф/vse_voiny - «Плакаты войны и Победы»
http://murlife.ru/art - «Военные плакаты»
http://newsinphoto.r – «Плакаты Великой Отечественной войны»
Приложение 1. Волжский краеведческий музей: выставка плакатов времен Великой Отечественной войны
Приложение 2. Вопросы социологического опроса среди учащихся школы
Что такое плакат?
Знаком ли ты с плакатным искусством?
Назови названия плакатов или их тематику
Какие виды плакатов ты знаешь?
Когда и где можно было использовать плакатное искусство?
Назови имена художников, рисовавших плакаты.
Может ли плакатное искусство помочь в изучении истории и почему?
1Бабурина Н.И. «Русский плакат» Л., 1988г. С.5
2 Иванов В.С. «Как создается плакат?» М., Изд.: Академии Художеств СССР. С.8
3Брискина В.А. «Опыт работы над агитплакатом» М., «Советский художник», 1959 г. С.25
4Кеменов В. С. «Статьи об искусстве». М., 1965 г. С.17
5Кеменов В. С. «Статьи об искусстве». М., 1965 г. С. 23
6Соколов Н.А., "Кукрыниксы"; Издательство академии художеств СССР; Москва, 1962 г. С.145
7Соколов Н.А., "Кукрыниксы"; Издательство академии художеств СССР; Москва, 1962 г. С.147
8Кукрыниксы «Годы войны»; М., 1985 г. С.16
9Кукрыниксы «Годы войны»; М., 1985 г. С.38
10Кукрыниксы «Годы войны»; М., 1985 г. С.113
11Соколов Н.А., "Кукрыниксы"; Издательство академии художеств СССР; Москва, 1962 г. С. 204
12Соколов Н.А., "Кукрыниксы"; Издательство академии художеств СССР; Москва, 1962 г. С.317
13Соколов Н.А., "Кукрыниксы"; Издательство академии художеств СССР; Москва, 1962 г. С. 198