История архитектуры города Павлово

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История архитектуры города Павлово

Николаев Д.А. 1
1МБОУ СШ №11 г. Павлово
Васильев А.А. 1
1МБОУ СШ № 11 г. Павлово
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Цель работы – изучить архитектуру города Павлово и узнать, сохранилась ли старинная архитектура в наше время.

Задачи.

Изучить историю возникновения архитектуры.

Исследовать архитектуру города

Гипотеза.

Я считаю, что каждое здание имеет архитектурную особенность, в соответствии с  его функциональным  назначением.

Методы исследования:
- Исследовать отличия нынешней архитектуры от старинной.

-Узнать осталась ли старинная архитектура в наше время.
-Опрос.

Основная часть.

2.1.Историямвозникновениямархитектуры.
Архитектура — искусство и наукастроить,проектироватьздания и сооружения, а также сама совокупность зданий и сооружений, создающих пространственную среду для жизни и деятельности человека. Архитектура создаёт материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с их устремлениями, а также современными техническими возможностями, эстетическими и художественными воззрениями. В архитектуре взаимосвязаны функциональные (назначение, польза), технические (прочность, долговечность), эстетические (красота) свойства объектов и их художественно-образныйисмысл.
Архитектурные работы часто воспринимаются как произведения искусства, как культурные или политические символы. Исторические цивилизации характеризуются своими архитектурными достижениями. Архитектура позволяет выполнять жизненные функции общества, в то же время направляет жизненные процессы. Однако архитектура создается в соответствии с возможностями и потребностями людей.

Предметом работы с пространством является и организация населённого места в целом. Эта задача выделилась в отдельное направление — градостроительство. Которое охватывает комплекс общественно-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, санитарно-гигиенических проблем. По этой же причине трудно дать правильную оценку архитектурному сооружению, не зная градостроительства.

По решению Двадцатой Генеральной ассамблеи Международного союза архитекторов (МСА), проходившей в Барселоне в 1996 году, ежегодно в первый понедельник октября отмечается международный профессиональный праздник архитекторов и ценителей архитектурных шедевров — Всемирный деньиархитектуры.
Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной и материальной культуры. В отличие от утилитарного строительства и эстетической деятельности, например дизайна, архитектура как искусство решает художественно-образные задачи, т. Е. выражает в художественных образах представления человека о пространстве и времени и месте человека в окружающем мире.

Историческое развитие общества определяет функции, композиционные типы и жанры архитектурного творчества (здания с организованным внутренним пространством, сооружения, формирующие открытые пространства, ансамбли), технические конструктивные системы, художественный строй архитектурных сооружений.
По способу развёртывания образов архитектуру традиционно относят к пространственным (пластическим)видам искусства, произведения которых:

существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени;

имеют предметный характер;

выполняются путём обработки вещественного материала;

воспринимаются зрителями непосредственно и визуально.

Однако и такая формальная морфология оспаривается учеными. Здания меняются в веках, они перестраиваются, дополняются новыми деталями. Особенно подвержены изменению интерьеры. Они «живут» вместе с людьми и зависят от смены владельцев, их вкусов, моды и изменений функций, символики и престижности сооружений. Кроме того, восприятие архитектуры осуществляется во времени.Выразительными средствами архитектурного искусства являются масштаб, пропорции, метр, ритм, пластика и тектоника объемов, фактура и цвет используемых материалов. Все это соединяется в архитектурной композиции. Понятие тектоничности подразумевает, что постройка должна быть не только прочной, но и производить впечатление прочной. Если создаётся впечатление тектонической недостаточности, то здание выглядит неустойчивым и ненадёжным, избыток декоративных деталей, производит впечатление чрезмерной тяжести. Всё это вызывает отрицательные эмоции. Архитектуру к
ак искусство часто называют «застывшей музыкой».

2.2. Исследование архитектуры города.

Павлово – город в 79 км к юго-западу от Нижнего Новгорода, раскинувшийся на крутом правобережье Оки, занимает особое место в истории нашей области. Это столица знаменитых в XIX веке на всю Россию сталеслесарных промыслов; замечательные изделия рабочих-кустарей выдвинули павловский металлообрабатывающий район в ряд экономических центров государственного значения. Изделия павловских мастеров были хорошо известны не только в стране, где они фактически не имели конкуренции, но и за рубежом, особенно в странах Азии. Документальная история Павлова начинается во второй половине XVI века, при Иване Грозном, когда для охраны окской переправы на древнем тракте Нижний Новгород – Муром - Москва возводится на крутой Спасской горе деревянная крепость-острог. Но уже в следующем столетии она утрачивает свою оборонительную роль и Павлово развивается в дальнейшем как промысловое село, вотчина князей Черкасских, а позднее – графов Шереметевых. И те и другие немало способствовали превращению Павлова в село кустарей-металлистов, а в XIX в. – в крупнейший в стране центр металлообработки. Однако село славилось не только своими мастерами. Необыкновенно живописное расположение на высоком окском берегу, гармоничность и выразительность архитектурного облика издавна сделали Павлово одним из самых красивых поселений Нижегородской губернии. Это отмечали в своих сочинениях писатели Г. Успенский, И. Колышко, В. Короленко. П. Боборыкин оставил нам образное описание Павлова со стороны Оки: «Ярко и разноцветно блестит на солнце это село, похожее чуть не на город средней руки. Неудобно оно уместилось, но чрезвычайно живописно. По обрывам оврагов лепятся домишки и избенки, над ними высятся колокольни и главы церквей. Внизу пестреет базарная улица и тянется мост; направо и налево во всех направлениях мечутся в глазах красные и зеленые крыши купеческих домов». К концу XIX в. в основном сформировалась архитектурная среда центральной части Павлова, и поныне определяющая его своеобразный, неповторимый облик. Характер застройки определялся сложным рельефом: крутыми окскими откосами, многочисленными оврагами, руслом реки Тарки, впадающей в Оку, которая возле Павлова делала широкий изгиб. Это увеличивало живописность окружающих панорам – из центральной части села можно было любоваться заречными лесными далями, просторами полноводной реки, высокими глинистыми кручами Троицкой горы. Самая древняя часть Павлова - район Острожной (Спасской) горы на правом берегу Тарки. Когда-то на вершине горы стоял деревянный острог, а позднее были построены два соборных храма – Спасо-Преображенский и Троицкий. На левобережье Тарки рельеф был более спокойным. Здесь, возле переправы и пристани, рядом с Никольской церковью на месте древнего торга во второй половине XIX в. сформировался общественно-торговый центр села. Его застройка почти полностью обновилась после большого пожара 1872 г.; здесь выросли жилые дома и усадьбы состоятельных павловчан, лавки, магазины, склады, производственные предприятия, представлявшие собой отдельные вкрапления в плотной двухэтажной каменной или каменно-деревянной застройке. Здесь были сосредоточены главные общественные здания – волостное правление, купеческий клуб, казначейство, отделение банка, поверочная палатка мер и весов (одна из трех в России!), залы кинематографа, трактиры и чайные. Все это говорит о том, что сохраняя административный статус села, к концу XIX в. Павлово фактически становится городом. Этому находится подтверждение и в архитектуре: здесь можно увидеть образцы различных архитектурных стилей, самобытно интерпретированных на павловской земле – от классицизма и эклектики, включая столь любимый в провинции «кирпичный стиль», до модерна.  Возле устья Тарки, рядом с  Базарной площадью в это время сложился уникальный историко-архитектурный комплекс, включающий ул. Нижегородскую (бывшую Торговую или Стоялую) и прилегающие к ней ул. Ломоносова (бывшую Большую Воскресенскую), ул. Максимову Горку и ул. Ленина (бывшую Большую Никольскую). Поскольку в Павлове не было построено самостоятельных крупных торговых зданий, ул. Нижегородская играла роль торгового центра села. Это единственная улица в Павлове, где доходные и торговые дома и лавки скупщик ов образовали сплошной фронт застройки.

Нижегородская — улица в центре города Павлово Нижегородской области. Соединяет Базарную площадь и набережную р. Оки (ул. Ломоносова). Улица Нижегородская (бывшая Торговая или Стоялая). Главная торговая улица Павлова, имевшая сплошную каменную застройку. Редкий для села градостроительный комплекс конца XIX – начала ХХ вв. В настоящее время ряд исторических зданий утрачен) В старину эта улица была также известна тем, что там проходила торговля и скупка стали, причем, только в ночное время, так как днем кустари были заняты исключительно работой.


В дореволюционное время улица носила названия Торговой и Стоялой. Под последним названием неоднократно упоминается в «Павловских очерках» В. Г. Короленко. «Ул. Нижегородская играла роль торгового центра села. Это единственная улица в Павлове, где доходные и торговые дома и лавки скупщиков образовали сплошной фронт застройки.» Нижегородская некоторое время была Улицей Когановича. Застройка улицы представлена комплексом каменных зданий XIX века. Из всей застройки особенно примечателен дом Е. Е. Алипова (ул. Нижегородская, 3), построенный в начале XIX века, замыкает перспективу улицы Нижегородской в сторону Оки. Значимость места подчеркивается угловой круглой башенкой с конусообразной крышей и единственным на этой улице балконом с ажурной кованой решеткой. В последние годы выполнены ремонтно-реставрационные работы, значительно улучшившие вид этого исторического здания.


Дом Е.Е. Алипова, начало ХХ в. (ул. Нижегородская, 3). Расположен на замыкании ул. Нижегородской со стороны Оки, в силу чего имеет особое объемное и силуэтное решение с угловой башенкой. Объект культурного наследия регионального значения Стоит отметить, что так как улица отстраивалась приблизительно в одно и то же время и дома проектировались одними и теми же архитекторами, ее общий вид создает ощущение целостности и единства. Архитектурный стиль - русский классицизм. Радует, когда реконструкция зданий проводится в соответствии с первоначальным стилем, как, например, дома Алипова. Современная отделка несколько нейтрализует историческую атмосферу улицы. На сегодняшний день почти все дома по ул. Нижегородской нуждаются в реставрации и ремонте. Впрочем, улица продолжает оставаться историческим центром города, привлекая туристов и краеведов. 

Улица Ломоносова — улица в центре г.Павлово. В дореволюционный период называлась Большая Воскресенская (по церкви, стоящей на этой улице). Представляет собой набережную реки Оки, расположенную на наклонной террасе, спускающейся от Воскресенской церкви в сторону понтонного моста. Старейшее здание — храм Воскресения Христова (XVIII век). На пересечении с улицей Красноармейская находится здание Павловского краеведческого музея (80-е гг. XIX в.) в стиле эклектики. Это бывшая усадьба купца Гомулина. Остальная застройка также представлена домами XIX — нач. XX веков.

 Несмотря на центральное положение в городе, улица Ломоносова находится в стороне от основного транспортного потока. Этот фактор в сочетании с удобной, хорошо освещённой набережной и великолепными видами с неё на Оку и Заречье, а также обилием архитектурных памятников делает её одним из излюбленных мест для прогулок горожан. От улицы имеется спуск к павловской пристани.

У лица Красноармейская – также ранее была названа по фамилии владельцев земельного участка, звалась Бронниковской улицей. От фамилии Бронниковых – проживавших здесь тогда скупщиков торговцев, предки которых когда-то занимались оружейным делом. Усадьба П.В. Щеткина, после 1899 г. (ул. Красноармейская, 16). Объект культурного наследия регионального значения. Еще один замечательный пример местной трактовки эклектики. Левая часть здания пристроена уже в ХХ в. с соблюдением всех членений и форм первоначального фасада Эркер. Усадьба П.В. Щеткина, после 1899 г. (ул. Красноармейская,16).пСтройнаяи«висячая»ибашенка-эркеррспдеревянным шпилемипокрытаометаллическойо«чешуей»оитукрашенапвпнижнейрчасти классическимиирастительнымииорнаментам).

Усадьба В.И. Гомулина, 1885 г. (ул. Красноармейская, 6). Уникальный по архитектуре усадебный комплекс, не имеющий аналогов не только в Павлове, но и в Нижнем Новгороде. Автор неизвестен (предположительно - московский архитектор). Объект культурного наследия регионального значения. Ныне – Павловский исторический музей. Фрагмент. Усадьба В.И. Гомулина, 1885 г. (ул. Красноармейская, 6). Усадьбу украшает пышное декоративное убранство; его элементы заимствованы из различных архитектурных стилей, что является признаком эклектики. Красный кирпич стен контрастирует с белыми лепными деталями, подчеркивая нарядный облик этого мини-«дворца».

2.3. Сохранение старой архитектуры в городе.

Архитектурные стили ХVIII, ХIХ и ХХ веков – барокко, классицизм, эклектика, модерн – оставили в каменной архитектуре Павлова каждый свой неповторимый след, но стилем, который сформировал облик старого села был кирпичный стиль, царивший в нашем селе на пике развития местного кустарного производства металлоизделий, что дало толчок к развитию каменного строительства. Улочки исторического центра хранят одно-, двух- и даже трёхэтажные памятники архитектуры прошлых веков в красном кирпиче с изумляющим разнообразием декора из тёсаного и лекального кирпича. И благодаря именно керамическому кирпичу, на осовремененных улочках Павлова продолжает жить история и культура прошедших веков. Самые яркие архитектурные памятники Павлова, самые узнаваемые, здания-символы нашего города выполнены из кирпича. Это усадьба купца В.И.Гомулина – ныне здание Павловского исторического музея да дом с эркером П.В. Щёткина – ныне ресторан «Русь» (памятники архитектуры конца ХIХв.).


Известные нижегородские историки архитекторы – С.Л. Агафонов, Ю.Г. Самойлов, С.М. Шумилкин – называли наше Павлово заповедником гражданской архитектуры во многом благодаря именно сравнительно хорошо сохранившемуся каменному наследию зодчих творивших в Павлове в прошлые века.

Опрос

 

Проведя опрос в социальной сети, я получила такой результат:

 

 

 

Заключение.

 

 

Итак, в результате проведённого исследования можно сказать, что в наше время, действительно, осталось много старинной архитектуры.

В процессе работы я:
-Узнал историю возникновения архитектуры.
-Исследовал архитектуру города.
-Провел опрос и сделала выводы.
Понаблюдав и сделав опрос, я сделал выводы, что большинство жителей города Павлово знают историю архитектуры, в нашем городе осталась много старой архитектуры и что, действительно, в наше время сохранилась старинная архитектура. Я считаю, что старинная архитектура всегда была , есть и будет актуальна.

Список используемых источников.

https://zen.yandex.ru/media/id/5f32d4d1526c737bc038a8e8/iz-istorii-kamennogo-zodchestva-v-pavlovo-5f3ff956df47942c9aec7ba6#:~:text=Известные%20нижегородские%20историки%20архитекторы%20–,в%20Павлове%20в%20прошлые%20века

https://ru.wikipedia.org/wiki/Архитектура#Архитектура_как_вид_искусства

https://infourok.ru/prezentaciya-po-kraevedeniyu-ulici-goroda-pavlova-1732780.html

Просмотров работы: 171