Истоки подвига воина - интернационалиста Никитина Игоря Михайловича

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Истоки подвига воина - интернационалиста Никитина Игоря Михайловича

Исламова Ю.С. 1
1МКОУ "Ситцевская СОШ", 10 класс
Макарова Н.М. 1Панина В.В. 1
1МКОУ "Ситцевская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

С глубокой древности в народном сознании зародилась мысль, что любая военная победа – это результат единства народа. В единстве наша сила. Еще со времен Евпатия Коловрата, русские воины между позором и смертью, выбирали смерть. Может именно поэтому в становлении государственности, важнейшую роль играют герои и современная молодежь, воспитанная на героических поступках.

Практическая значимость работы в том, что собранный нами материал, может быть использован на уроках и во внеклассной работе, пополнит фонды школьного и районного музеев. Становление и развитие личности героя остается наименее изученной главой в истории всех героев Нязепетровского района. Этатема является актуальной, так как обусловлена важностью определения факторов, влияющих на становление и развитие героической личности.

Цель исследования: определить основные истоки подвига Никитина Игоря Михайловича. В рамках этой цели ставились задачи: 1. Изучить и обобщить литературу и документы, посвященные истории Афганской войны, воспоминания воинов - интернационалистов - наших земляков, воспоминания родственников, учителей, одноклассников и сослуживцев Игоря Никитина. 2. Выявить факторы, повлиявшие на формирование характера героя. 3. Установить взаимосвязь между героизмом и воспитанием характера Никитина Игоря Михайловича

Методы исследования: Историко-сравнительные, социологические: опрос населения, сбор воспоминаний и свидетельств очевидцев.

Объект исследования: характер воина - интернационалиста Игоря Михайловича Никитина

Предметом исследования выступают факторы, повлиявшие на формирование характера героя.

I. Афганистан: между долгом и болью

Об афганской войне известно многое. Подсчитаны безвозвратные потери в живой силе и технике, материальный и моральный ущерб, который понесла наша страна. Невозможно лишь подсчитать, сколько пролито материнских, вдовьих и детских слез, сколько не зарубцевавшихся ран осталось в сердцах изувеченных молодых людей, сколько не сыграно свадеб, не спето песен. Наши воины выполняли благородную и гуманную миссию: помогали установить мир и порядок на многострадальной земле нашего южного соседа, спасти его народ от нищеты и бесправия [2]. Афганская война одно из самых трагичных событий в истории СССР. Это вооружённое столкновение советских войск, действующих вместе с правительственными войсками Афганистана, и мусульманского сопротивления (моджахедами), которое поддержали страны НАТО и правительства других исламских стран. Афганистан с древних времен находился в важном геополитическом районе, и обстановка в нем никогда не была спокойной. В XIX веке свое влияние на страну пытались распространить две крупнейшие в то время державы, имеющие там свой геополитический интерес – Великобритания и Российская империя.  В 1919 году Афганистан провозгласил свою независимость от Англии, и первой страной, которая признала новое государство, была Советская Россия. В 1978 году Афганистан был провозглашен демократической республикой. Не все в стране хотели принимать реформы.  Противоречия между сторонниками республики и радикальными исламистами привели к гражданской войне [2]. В 1979 году руководство Афганистана, не справляющееся с силами повстанцев, обратилось к властям СССР с просьбой о помощи. Руководство Советского Союза понимало, к каким негативным последствиям это может привести, но поставки оружия повстанцам со стороны США и опасение иностранного вмешательства заставили принять решение о вводе ограниченного контингента войск СССР на территорию Афганистана. Секретное постановление было принято 12 декабря 1979 года, а уже 25 декабря 40-я советская армия пересекла границу Афганистана. 27 декабря состоялся штурм правительственного дворца, в результате которого вместо действующего лидера страны Амина, убитого во время этой операции, был провозглашен новым руководителем страны Кармаль, ставленник Кремля.  Принимать участие в подавлении исламистов руководство СССР не планировало. Главной задачей ввода войск была смена руководства Афганистана на лояльного Кармаля. Но вмешательство Советского Союза вызвало негативную реакцию простого народа и против советских войск была объявлена «священная война» – джихад. Если в начале войны перевес сил был на стороне советских войск, то с активизацией поставок оружия повстанцам ситуация изменялась.

15 февраля 1989 года была закончена длившаяся почти 10 лет война в  Афганистане и  последняя колонна советских военнослужащих выведена из  Афганистана [2, 9]. В память о героическом подвиге наших военных, и, отдавая дань уважения их подвигу, 15 февраля считается в  России Днём памяти воинов-интернационалистов. Всё дальше уходят в историю афганские события, новые проблемы современной бурной жизни выдвигаются на первый план. Но не должна исчезнуть память о тех, кто честно и мужественно, до конца, выполнил свой воинский долг. В необъявленной войне в Афганистане по уточнённым официальным данным, безвозвратные потери личного состава Советской армии в Афганской войне составили 14 427 человек, КГБ - 576 человек, МВД - 28 человек погибшими и пропавшими без вести. В ходе войны было раненых - 49 984, пленных - 312, интернированных - 18 человек. Из Челябинской области были призваны 10,5 тысяч человек, не вернулось 171. Из Нязепетровского района в Афганистане служили 68 человек, из них14 - были выпускниками Ситцевской школы (приложение Е). Не вернулся один - Игорь Михайлович Никитин.

На долю всех героев выпадает немало испытаний, будь то Великая Отечественная, Афганистан или Чеченская война. Мы должны помнить о наших героях! Что будет с нами, если люди потеряют память?! Память – это как хлеб, как воздух, дающий жизнь нашим детям и внукам [5].

II. Истоки подвига воина – интернационалиста Никитина Игоря Михайловича

В числе применяемых в исследовании методов отметим сравнительно-исторический, позволяющий сопоставить особенности рассматриваемых в работе событий с общероссийскими тенденциями. Кроме этого в нашей работе была сделана опора на традиционные методы работы с историческими источниками, а также некоторые приемы эмпирического метода исследования. Используя информацию архивов, газет и воспоминания очевидцев, нами была составлена биография Никитина Игоря Михайловича.

2.1. Детские и школьные годы Игоря Никитина

Родился Игорь 29 января 1969 года, в деревне Котово, Нязепетровского района, Челябинской области в семье Никитиных Михаила Петровича и Надежды Фёдоровны. Игорь рос крепким и здоровым мальчишкой. Мать Надежда Фёдоровна, не могла нарадоваться за сына: рос он дружелюбным, общительным, самостоятельным. Он очень любил своих родителей, своего братишку Серёжу. Был жизнерадостным. Именно в детстве были заложены такие замечательные качества как самостоятельность и ответственность за свои поступки (приложение Б). Воспитание в семье Никитиных было основано на лучших традициях русского народа: уважении к старшим, честности, доброте и трудовой смекалке. В школе был аккуратным и дисциплинированным учеником. Увлекался математикой, биологией и физкультурой. Был заводилой в туристических походах и на соревнованиях. Участвовал в олимпиадах, занимал призовые места на районных спортивных состязаниях, награждался грамотами за хорошую учёбу. После окончания Котовской восьмилетней школы у Игоря не было сомнений, куда пойти учиться дальше. Он выбрал нашу Ситцевскую школу, ведь в Ситцева жили его бабушка и дедушка Никитины. Он был первым учеником, который приехал к нам учится. В новой школе Игорь стал своим. Инициативный, добрый он легко включился в жизнь школы. Активно участвовал в художественной самодеятельности, в спортивных мероприятиях. В 10 классе его выбрали комсоргом школы. В этот период в нем проявились лучшие лидерские качества. Обладающий гибким мышлением, благородными чувствами и волей, он стал вожаком для всех ребят. Школу закончил на четыре и пять.

2.2. Армейская служба и твёрдое желание - выполнить интернациональный долг

После школы Игорь пошёл работать в леспромхоз, а в мае 1986 года был призван в ряды Советских Вооруженных Сил. В Московской области, в учебной части, Игорь написал просьбу направить его в Афганистан выполнять интернациональный долг. Желание служить в Афганистане было массовым. Никто никого не заставлял. Вот что говорил по этому поводу наш земляк - воин - интернационалист Ю.М. Потеряев, выступая 28 февраля 2019 года на местном телеканале «Нязепетровский контур» :

- Шёл поток, шли друг за другом, все желали, время было такое, был патриотизм. Сам я участвовал в 10 операциях, служил 2,5 года. Сейчас надо воспитывать патриотизм с детства в семье, и тогда в России все будет нормально (приложение Ж)

В декабре 1986 года местом службы Игоря стал Узбекистан. Оберегая родителей от излишних волнений, он пишет часто. Письма идут успокаивающие: «Служится легко, кормят хорошо, места красивые». А в мае уже из Афганистана пишет: «Служу в Монголии, загораю, ем фрукты». Не мог он написать маме правду о том, что рядом здесь гуляет смерть, а на мир приходится смотреть сквозь прорезь автомата. Получив топогеодезическую и командирскую подготовку в учебной воинской части, Игорь Никитин в звании младшего сержанта был направлен в Афганистан на должность командира отделения -топогеодезиста взвода управления гаубичного артиллерийского дивизиона. (в/ч пп 71205)Не поверила Надежда Фёдоровна бодрым письмам сына, заболело материнское сердце от тяжкой тревоги. Молилась мать, чтоб живым вернулся сын. Два с половиной месяца не дожил до вывода советских войск из Афганистана Никитин Игорь. Взрыв душманской мины оборвал юную жизнь [4].

2.3. Знаете каким он парнем был... Воспоминания об Игоре Никитине

В фондах нашего школьного музея нам удалось найти только официальную информацию об Игоре. А хотелось бы знать о нём больше. Каким он был в повседневной жизни. С этой целью мы решили встретиться с теми, кто знал его лично и попросили поделиться их своими воспоминаниями.

Из воспоминаний двоюродного брата Игоря – Никитина Андрея Ивановича:

- Игорь очень любил детей. Когда он учился в Ситцевской школе, он часто приходил к нам, ему нравилось играть с моей старшей дочкой. Игорь никогда не применял в своей речи нецензурную брань. В Ситцево жил он у бабушки и дедушки, всегда помогал им по хозяйству. Ни от какой работы не отказывался. Игорь был очень добрым и весёлым, бабушку Катю он называл ласково «Катюшок». Ещё помню, как он поступал в институт физкультуры. Было видно, что ему там не хочется учиться. Мы спрашивали его, почему тогда туда идёшь, а он отвечал: «Маманька так хочет». Он очень любил свою маму и уважал её мнение (приложение Б). А хотел он в армию. Мечта Игоря осуществилась, его забрали на службу и ни куда-нибудь, а в Афганистан. Мать Надежда Фёдоровна чувствовала беду, когда были проводы в армию, она прощалась с ним навсегда. Материнское чувство редко подводит [2, 7]

Из воспоминаний учителя труда Гордеева Александра Сергеевича:

- В 1985 году я водил в поход класс где учился Игорь. Поход был долгий, 11 дней мы ходили по горам Урала. Было конечно трудно ребятам, длительные переходы, тяжёлые рюкзаки. Игорь выделялся из всего класса. Он был первым. Кто – то мог скромно промолчать и отказаться от трудной работы. Но только не он. Ставить палатки, помогать нести тяжёлый груз, развести костёр он брался не раздумывая. Всегда шутил, был в центре внимания. Очень хороший он был парень [7].

В нашем школьном музее сохранилась маршрутная книжка того похода, где мы видим имя Игоря Никитина (приложение В, Г).

Из воспоминаний классного руководителя Скобелевой Елены Александровны:

- Всегда был готов помочь учителю и помогал подготовиться к уроку, заносил наглядность, тетради, был гостеприимный, внимательный к людям. Говорил он быстро и чётко. Ходил быстро, стройно, легко.

В школьном музее хранится открытка к Елене Александровне и служит доказательством уважительного отношения к старшим [3, 4] (приложение Г):

Из воспоминаний одноклассника Игоря, Гайсина Фарита [ 7 ]:

- В 9 класс к нам пришло много новых учеников из разных деревень. Один из них – Никитин Игорь. Он быстро влился в коллектив, потому что был весёлый, общительный. С ним было интересно. Когда была возможность, мы садились за одну парту. Когда мы пошли в многодневный поход на Зюраткуль, он взял себе самый большой рюкзак с палатками и терпеливо нёс его всю дорогу. Когда на пути мы встретили небольшую речку, он вызвался перенести несколько человек. Дойдя до средины реки, он останавливался, делая вид что сейчас отпустит кого переносил. Девчата поднимали визг, и все смеялись. С ним было весело и легко общаться (приложение В ).

Любовь к родным и родной земле, уважение к старшим, внимательность, дружелюбие и трудолюбие, ответственность и убежденность в своей правоте -качества личности, из которых в последствии приходит воинское мастерство, формируется сильная воля, гибкое мышление. Все это возникло не на пустом месте. Все мы родом из детства. Все качества, заложенные воспитанием в семье, окрепли в школьном возрасте. В Ситцевской школе главным всегда считалось военно-патриотическое направление, воспитание готовности служить Отечеству. (приложение Ж). Примерами были не только подвиги комсомольцев в годы Великой Отечественной, но и подвиг нашего выпускника-пограничника Степанова Геннадия, погибшего в 1971 году на китайской границе.

В школьном музее сохранились воспоминания старшего лейтенанта С. Е. Маркина, служившего с Игорем в одной части и сопровождавшего его тело на Родину:

- В памяти всплывают афганские «картинки» виденные на телеэкране: бесконечные дороги, жёлтый грунт, горы, синее небо. И настороженные улыбки наших ребят. Я ни разу не видел, чтобы «афганец» улыбнулся «до конца» перед объективом, рассмеялся по-российски широко, безоглядно. Сказываются экстремальные психологические нагрузки. Игорь всегда принимал правильные решения, был требовательным командиром, высококвалифицированным специалистом своего дела. В боях вёл себя смело, мужественно, принимал грамотные командирские решения. Постоянно думал о сохранности жизни солдат своего отделения. Ценили его за трезвую голову, точный расчёт, за мужество. За природную смекалку, пытливый ум уважали. Ему оставалось немного до увольнения в запас. В свой последний марш, да марш - то был, просто небольшая дислокация, он выехал в добром настроении. Стояла тёплая погода, не знойная погода, градусов 26 тепла, не больше. В очертаниях приближающейся горной гряды промелькнуло что-то родное, словно увидел силуэты родных уральских гор. На этот раз наблюдали за ним. Наблюдали хладнокровно, расчётливо, с ненавистью. Радиоуправляемая мина взорвалась точно под командирским местом. Ребят контузило, поразбросало, поранило, они - все живы. А его не стало. Он жил ещё 6 часов. Пришёл в сознание. Жил эти часы, молча борясь со смертью.

Эти слова были сказаны во время прощания с героем (приложение Д, Е, Ж). Однако нам хотелось найти воспоминания тех солдат, которые были рядом с ним в последние минуты. Эту информацию мы нашли на сайте Сергея Аркадьевича Епихина [11]. О последних днях жизни И. Никитина вспоминают три сослуживца.

Игорь Янковский и Соколов Андрей рассказывают о задании, который выполнял их разведывательный отряд и о страшном ранении, которое получил их командир. Во время взрыва Игорю оторвало обе ноги выше колен…

А вот что говорит Валерий Гомалий:

- ... Хотелось бы рассказать про Игоря Никитина..., долгая история - хороший был парень!!! Рассказать о нем - это все равно, что книгу писать. Вся застава его уважала. Деды не трогали из-за его роста и комплекции...У нас же всегда так было - когда парень здоровый то боялись на него наезжать, а если средний - то тут уж будь добр паши и летай как душара. Игорь был - ну как бы особый вариант!!! Здоровый крепкий и к тому же очень общительный парень. С ним все общались - НА УРА!!! Однажды мы сидели в ЦБУ на рации, и я на пустой шкале поймал какую-то рацию - Московская обл. поселок ЛЁДОВА. Когда Игорь услышал, он сказал, что там живет его тётка. Он сел на рацию и стал спрашивать про неё. Там ответили, что она только что ушла. Он попросил передать ей привет и сказать, что скоро вывод войск, и он скоро придет домой... Я был в шоке от такой случайности - он так кричал в рацию!!! Это было меньше месяца до его гибели. Мы все просились перед выводом последний раз сходить к «Своим друзьям в последний бой». Я не попал в эту команду. А 30 ноября всем объявили, что погиб наш друг Игорь Никитин. Мы все плакали вместе и поодиночке. Он был, как бы, ну такой заводной парень. [11]

Когда плачут мужчины, наверное, это что-то значит. Плакали не только друзья. Плакали родственники и учителя, одноклассники, старшеклассники МОУ «Ситцевская СОШ» Он, Игорь Никитин, был настоящим солдатом и командиром. Прошло более 30 лет, а на его могилу приезжают бывшие однополчане, служившие рядом и привозят с собой своих повзрослевших детей. В память о нашем выпускнике ежегодно 30 ноября, в день его гибели, проводится баскетбольный турнир. В конце января проходят вечера встречи с воинами -афганцами и классные часы, посвященные памяти Игоря Никитина. В День его рождения все ученики и преподаватели участвуют в военной игре «Зарница», а 23 февраля в школе проходит традиционный праздник Песни и строя (приложение Ж). У памятника герою старшеклассники встают в почётный караул. Пока жива память, жив наш герой. Он живет в наших сердцах и делах и учит мужеству подрастающее поколение.

Заключение

Изучив и обобщив литературу и документы, посвященные истории Афганской войны, воспоминания воинов - интернационалистов - наших земляков, воспоминания родственников, учителей, одноклассников и сослуживцев Игоря Никитина, мы пришли к следующим выводам:

1. Героизм не может возникнуть на пустом месте, героизм рождается на нравственном, духовном и мужественном фундаменте внутреннего мира солдата. Это основа всего, и она не может быть однобокой. Фундамент формируется при взаимодействии всех факторов, окружающих человека в течение всей жизни.

2. Основными факторами, повлиявшими на формирование характера Игоря Никитина стали традиции семейного воспитания, система нравственного и патриотического воспитания, формирование лидерских качеств и гражданской активности в школе.

Игорь Никитин - патриот, храбрый солдат с благородными чувствами и сильной волей. Его мужество базируется на комсомольской убежденности в своей правоте справедливого дела, высокое мастерство и интернационализм.

Анализируя биографию жизни и описание подвига героя, мы увидели героические черты характера: способность отдать свою жизнь во имя Родины, выполнить приказ в экстремальной ситуации, не оставить друзей в беде. Его короткий, но яркий как вспышка, путь к подвигу - вечный пример верности воинскому долгу и воинской чести.

Литература

Бардахчиев, Ю. Русский героизм / Ю.Бардахчиев // Суть времени. - 2014. - 23 янв.

2. Боровик, А.Г. Афганистан. Ещё раз про войну / А.Г.Боровик. – М.: Международные отношения, 1990. – 256 с. 

3. Волкогонов, Д.А.. Вершина мужества / Д.А.Волкогонов // Комплект открыток «Мы- интернационалисты» под редакцией генерал-майора В.Хлобостова , полковника А. Размазнина. - М.: Изд-во «Плакат», 1986. -25 с.

4. Гараева, Н. Знаете каким он парнем был / Н. Гараева // Нязепетр. вести. - 2009. - ? февр.

5. Гречушников, Н. Афганистан / Н. Гречушников // Нязепетр. вести. - 2004. - 13 февр.

6. Гусева, Н., Плешков, А. Увековечить память погибшего героя / Н. Гусева и другие // Заря. - 1989. - 3 марта.

7. Материалы школьного музея. Воспоминания одноклассников Никитина И.М. Фонд школьного музея. Экспонаты № 1156, 59, 2045

8. https://rossaprimavera.ru/article/russkiy-geroizm-istoki

9. https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=702096#text

10. http://www.afgan.ru/memorial/307nikitin-im-afgan-.html

11. Епихин, С.А. Списки и воспоминания воинов - афганцев // http://artofwar.ru/e/epihin_s_a/text_0030.shtml

Приложение А. Страница из Челябинской книги памяти

Никитин Игорь Михайлович Сержант

29.01.1969-30.12.1988

Уроженец д.Котово Нязепетровского района Челябинской области. Русский. Образование среднее. Член ВЛКСМ. Холост. Родители: Никитины Михаил Петрович и Надежда Фёдоровна.В Афганистане - командир отделения-топогеодезист (в/ч пп 71205) .До призыва в Советскую Армию работал штабелёвщиком в Ункурдинском леспромхозе.8 мая 1987 года Нязепетровским РВК Челябинской области был призван в ряды Вооруженных Сил СССР.Со 2 июля 1988 года - Афганистан.30 ноября 1988 года погиб при выполнении боевого задания. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4апреля 1989 года был награждён (посмертно)медалью «За боевые заслуги». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1989 года был награждён(посмертно) орденом Красной Звезды. Похоронен на кладбище п. Котово Нязепетровского района Челябинской области. Родители И. М. Никитина проживают в п. Котово Нязепетровского района Челябинской области.

Получив топогеодезическую и командирскую подготовку в учебной воинской части, Игорь Никитин в звании младшего сержанта был направлен в Афганистан на должность командира отделения-топогеодезиста взвода управления гаубичного артиллерийского дивизиона. За 5 месяцев службы в ДРА Игорь Никитин завоевал высокое доверие и уважение в армейской среде. Он был и требовательным командиром, и высококвалифицированным специалистом своего дела. За отличную службу неоднократно поощрялся командованием воинской части. Вскоре ему было присвоено звание «сержант». Неоднократно участвовал в боевых столкновениях с вооружёнными мятежниками. В боях вёл себя смело, мужественно, принимал грамотные командирские решения. Постоянно думал о сохранности жизни солдат своего отделения. Выполняя боевое задание командования, сержант Никитин И.М. погиб, проявив стойкость, геройство и мужество, оставшись до конца верным воинской присяге. Похоронили Никитина И.М. на родине. На его могиле установлено надгробие. На площади поселка .Котово установлен памятник Игорю Никитину

Приложение Б. Детские фотографии

семья Никитиных: Михаил Петрович, Надежда Федоровна ,сыновья Игорь и Сережа

   

Приложение В. Школьные годы

на уроке географии

с друзьями после уроков

поход по Уральским горам

С учителями Ситцевской школы

Приложение Г. Фонд школьного музея. Экспонаты № 1156,59,2045

характеристика выпускника школы

фото классного руководителя Скобелевой Е.А.

 

Приложение Д. 1987 год. Игорь в Афганистане

   

Приложение Е. Прощание. Военные похороны в п. Котово декабрь 1988 год

Приложение Ж. ПАМЯТЬ

ученики МКОУ «Ситцевская СОШ» у памятника И. Никитину. п Котово

 

мемориальная доска на доме, где жил Никитин Игорь Михайлович

памятник выпускникам школы, погибшим в локальных конфликтах: Степанову Геннадию(1971) и Никитину Игорю(1988)

 

Гусева Н., Плешков А. Увековечить память погибшего героя/ Н. Гусева и другие //статья «Заря»- №25 от 3.03..1989, с 4

Возложение цветов к памятнику воинам, погибших в локальных конфликтах. 15.02.2019 г.Нязепетровск

 

Праздник Песни и строя в МКОУ «Ситцевская СОШ» памяти И. Никитина

Просмотров работы: 73