Выявление факторов становления и развития Ситцевской школы территории Нязепетровского района

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Выявление факторов становления и развития Ситцевской школы территории Нязепетровского района

Шафикова Д.И. 1
1Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Ситцевская средняя общеобразовательная школа"
Макарова Н.М. 1Панина В.В. 1
1Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Ситцевская средняя общеобразовательная школа"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Что такое школа… Школа-это особый дух, атмосфера, это не просто здание, где проводятся уроки и ученики получают знания: школа- это дом, где живут и влюбляются, учатся мужеству и взаимопониманию…, школа- это то место, куда хочется вернуться и 20 лет и 30 лет спустя…Школа это традиции, это та атмосфера, которая отличает одну школу от другой… школа - это ее ученики и, конечно, учителя… Для сельского поселения школа еще и центр духовной жизни, и пока в деревне есть школа, деревня жива. Каждый из нас, обучаясь в школе, думает о том, что она была таковою всегда! Приходя в школу на дни открытых дверей или вечера встреч выпускников, с удивлением замечают, что школа изменилась как внешне, так и внутренне. Школа развивается, становится «Солидной» и мудрой… Становление и развитие образования в сельских поселениях до настоящего времени остается наименее изученной главой истории образования в Нязепетровском районе. Между тем без нее, история развития района выглядит односторонней и упрощенной.

Цель исследования: изучить историю становления и развития Ситцевской средней школы

Задачи: 1)Изучить литературу и документы, посвященные истории образования школы в д. Ситцева территории Гривенского сельского поселения 2)Выявить причины и факторы, влияющие на особенности становления школы, установить взаимосвязь между экономическим развитием района и развитием школы в деревне Ситцева, 3)Определить фамилии учителей, работавших в Ситцевской школе, с момента образования до наших дней.

Методы исследования: Историко-сравнительные, социологические: опрос населения, сбор информации и свидетельств очевидцев, математические

Основная часть

Образование в Челябинской области с 1920 по 1990 годы.

1920 год ВЧК по ликвидации безграмотности приняло постановление "О единой трудовой школе РСФСР". По всей стране должны были открыться школы для детей и взрослых. В деревне Ситцева школа начала работу в октябре 1927 года. Следует отметить, что деревни Ситцева в этот период вообще не существовало: была заимка, где проживало всего 44 семьи. Крестьяне жили натуральным хозяйством, до поздней осени дети помогали родителям и о школе не могло быть речи. [3,4] В 30-е годы различные принятые документы и решения [5] выполнялись очень медленно, или не выполнялись совсем, так как в этот период по стране волна раскулачивания. В Нязепетровском районе она проходила наиболее жестко. Заимка Ситцева опустела, и все жители уехали. Осталось 44 дома. В одном из таких домов: в доме Шерстнева Г.А. начали обучать разновозрастных детей с соседних заимок (приложение Д). И, конечно, Великая Отечественная война многое в образовании изменила. В первую очередь развивались техникумы, училища с военно-технической направленностью. После войны, первые 5 лет, в стране восстанавливали разрушенное и только в 50-х годах в нашей деревне, несмотря на то, что в стране с 1949 года было введено всеобщее обязательное семилетнее образование, был открыт 7 класс. А дальнейшее обучение было платным и поэтому для многих деревенских детей, недоступным. Чтобы реализовать вводимые в стране школьные реформы, требовалась не только хорошая организация, но и взаимодействие всех заинтересованных структур и партийных органов. К середине 50-х, большинство территорий с фабриками и заводами были восстановлены. Именно тогда была отменена плата за обучение. Но техникумы и высшие учреждения не справлялись с подготовкой профессиональных кадров. Сама жизнь потребовала от школы не только образовательную, но и профессиональную подготовку учеников.24 декабря 1958 г. были принят «Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». В старших классах стали преподавать военное дело и гражданское право. Несмотря на новые реформы (1956,1969), проблем не уменьшилось. По всей Челябинской области не хватает в этот период школьных зданий: даже на селе, в деревнях обучение проходит в 2, а то и в 3 смены! В 80-е годы продолжалась профессионализация общеобразовательной школы. До начала 90-х школа перетерпела еще 2 реформы: было введено 11-летнее образование, а с 1987 года провели соединение обучения с производительным трудом. ОППТ школьников на заводах, на сельхозпредприятиях области медленно и прочно входили в жизнь школы. Конечно, власть старалась по максимуму учитывать потребности производств, но не всегда это получалось. Когда-то такая модель казалась привлекательной для многих людей Запада, так как этот способ дал возможность прекрасно конкурировать с ведущими странами мира. Советский Союз смог восстановить промышленность и разрушенное хозяйство за 25 лет и все демократические преобразования, усилили экономику и обороноспособность страны. Преимущества советской системы образования общепризнаны и прошли испытание временем. В 60-х годах система образования в нашей стране по ряду параметров признавалась одной из самых лучших в мире.

Подводя итоги, отметим, что реформы неизбежно сопровождались различными препятствиями. Вместе с тем развитие школьного образования Южного Урала следует признать положительным. Именно в этот период актуализировались вопросы развития общеобразовательной школы, активизировалась деятельность местных партийных и советских органов, общественности. Школы региона получили колоссальную финансовую поддержку промышленных предприятий, укрепили материальную базу.

Собственные исследования

Изучение истории становления школы проходило в 2 этапа. На первом этапе мы изучали историю преобразования заимки Ситцева. Выяснили, что коренные жители покинули обжитые места во время раскулачивания. На месте заимки был организован совхоз. Пустые дома были заняты под учреждения, в некоторых поселились жители соседних заимок. Строительство как таковое на селе отсутствовало. Все, кто хотел приехать и работать здесь, перевозили свои дома с тех мест, где жили. И на первом и на втором этапах мы использовали сравнительно-исторический метод, что позволило сопоставить особенности рассматриваемых в работе событий с общероссийскими тенденциями. Село и деревня отставали в своем развитии от городов. Изучая по документам и воспоминаниям старожилов развитие Гривенского поселения увидели, что на становление деревни и школы сыграло большую роль удаленность территории от центра. Все события, описанные в всегда запаздывали, не на один, не на 2, а на 5, а то и на 10 лет. Используя исторические источники: информацию архивов газет [2] и воспоминания очевидцев [1], нами была составлена биография школы (таблица1)

Таблица1.Основные этапы становления школы

Годы

Основные события

Число классов комплектов

1927

Основана начальная школа. 15 человек

Школа (однокомплектная)

Из воспоминаний Савиновой (Ефремовой) Зинаиды Фёдоровны «Я ездила в Нязепетровск, привезла 5 парт, одну доску, бачок под воду и стол с табуреткой. Вот весь инвентарь школы. Привезла несколько учебников для I и II классов. Провела перепись, начиная с 8 лет и до 15 включительно, всего оказалось 15 человек. 8 лет было 7 человек, остальные разных возрастов и чуть-чуть умели считать, читать, а писать не знали прописных букв. С этими учениками занимались дополнительно. Ученики тянулись к знаниям, но им приходилось трудно, так как во многих домах не знали грамоты [4,5]

1942

В классах по 8-10 человек. Всего 50-60 учеников

2 (школа 2-х комплектная)

1953

1-4 классы. Здание из 2-х комнат. 2 смены

1,5 (школа 1,5-комлектная)

1953-1955

Открыты 5,6 классы и в 1955-первый выпуск 7-классников. Начинает работать первый директор-Антипов Назар Никифорович

В школе 5 классов комплектов

1959-1961

Строительство новой деревянной школы

В 1962 году школа стала восьмилетней

1970-1972

Открыты 9 и 10 класс, первый выпуск10 класса 25 человек

В школе 9 классов

1977-1981

Началось строительство новой 2-х этажной современной школы. В школе преподают тракторное дело и животноводство

13 классов ( 2-9-х, 2- 10-х)

1998

Школа стала 11-летней: с 1-по 11 класс -10 классов комплектов

С 2009 года начальная школа - уменьшается комплектность

Первым директором был назначен Антипов Назар Никифорович. Родом Н.Н. Антипов был с Челябинской области, Октябрьского района. Закончив 7 классов, поехал в Чистопольское педагогическое училище. В 1938 ушел в армию, после артиллерийского училища - фронт. ВОВ закончил на Эльбе. Затем учеба в Высшей школе Министерства госбезопасности в Хабаровске. После учебы работал в Кыштыме, Усть-Багаряке, Нязепетровском райкоме партии и, наконец, Ситцевская школа. Именно он заложил первые основы для сотрудничества всех культурных объектов деревни: ДК, детский сад, и школы. В этот период были созданы пионерская и комсомольская организация (например, комсомольские ячейки, в Нязепетровском районе, существовали с 20- годов). Из воспоминаний старожилов поселения: «Село было грязным, по улицам дорог не было. Глубокие колеи делили улицу пополам. За почтой в Нязепетровск ходил гусеничный трактор Машины с грузом тянули тоже трактора»[2]. Электричества не было, свет давал движок и только до 9 вечера. Социально-бытовые условия для работы педагогов и всего населения были очень тяжелыми. Условия стали улучшаться во время «хрущевской оттепели» (Таблица 2).

Таблица 2 Взаимосвязь политических решений, экономического развития района и становления школы

Исторические события и решения в стране

Этапы становления

В 1920 году было введено положение "О единой трудовой школе РСФСР

1927 год. Основана начальная школа. 15 человек, 1 и 2 классы. Здание не приспособлено для школы. Отсутствие бытовых условий

в 30-е годы: было принято постановление ЦК ВКП(б) «О всеобщем обязательном начальном обучении».

Великая Отечественная война внесла коррективы в образование: была расширена сеть училищ и техникумов по подготовке военных специалистов.

с 1 сентября 1940 года вводилось платное обучение в 8-10 классах средних школ,

В классах по 8-10 человек. Всего 50-60 учеников. (1-4 классы) во время войны развиваются военное направление

в 1949 г. на Урале было введено всеобщее обязательное семилетнее образование, как в городе, так и в деревне

Органы образования имели четкую вертикаль управления, в которой прослеживалась жесткая соподчиненность низовых управленческих структур высшим. Назначение Антипова Н.Н. директором школы по партийной линии.

В 1956 году вышло постановление об отмене платы за обучение в старших классах средних школ,

Открыты 5,6 классы и в 1955-первый выпуск 7-классников. «Условия стали улучшаться во время «хрущевской оттепели» 1959-1961 г. Построена новая деревянная школа. 1962 году выпустили первый 8 класс-15 человек. Старые здания стали интернатами. В нем жило 50 человек Дети были из деревень Прохорово, Бозово, Большие и малые Бадажи, Аптрякова, Гривенка и Юсупово.

В 1969 году была проведена новая реформа школьного образования.

Осенью 1977 года началось строительство новой 2-х этажной школы. Открытие в 1981 году Формирование основных направлений деятельности школы. Улучшение жизни на селе

В 1987 году происходит новая реформа, в результате которой вводится 11-летнее образование со сдвигом всех классов начиная с четвертого, на год вперед.

1990г-Открыта детская оздоровительная площадка, с 1996-98 год в школе работала Школьная ученическая бригада. В 1997 открыт школьный музей. Первым руководителем была Савостина М. А. В 1998 году школа стала 11-летней. Первый выпуск – в 1999 году-28 человек

1959-г. В школу пришли и приехали работать свежие кадры: Савостина М. А, Корепанова В. И., Ямалеева Л. Н Скобелева Е. А., Проскурякова Н. А. Они не испугались трудностей сельской жизни, создали союз единомышленников. Вероятнее всего главным был жилищный вопрос. Учителя остались, так как нашли здесь свои вторые половинки. Пустили корни… Как только прекратились замены учителей, как только учительский коллектив стал стабильным, появились первые ученики, которые вернутся в школу учителями и начнут зарождаться новые традиции… а возможно это стало со строительством жилья для рабочих совхоза и учителей; развернулось строительство, расширялся совхоз «Гривенский» и выросло население; особенно возникла необходимость строительства новой школы… Школа становится школой тогда, когда создается коллектив единомышленников, когда возникает преемственность поколений учителей не только по родству, но и по духу.1970 г. Школа стала десятилетней.1972 год. 1977 год - юноши получают права тракториста, а девушки с1981 года изучают основы животноводства Осенью 1977 года началось строительство новой 2-х этажной школы. Каслинская передвижная механизированная колонна треста Челябцелинстрой подготовила котлован, заложила фундамент и на этом дело закончилось. Нехватка рабочей силы сдерживало строительство 2 года. И все-таки долгожданная школа была достроена силами студенческих отрядов и в 1981 году 2 апреля состоялось ее торжественное открытие. 1990г - Открыта детская оздоровительная площадка, с 1996-98 год в школе работала Школьная ученическая бригада. В 1997 открыт школьный музей. Первым руководителем была Савостина М. А. В 1998 году школа стала 11-летней. Анализируя составленные списки директоров школы и учителей, наблюдаем огромную нестабильность педагогического коллектива (приложение 3,4). Школа- зеркало общества. Пока государство не «обернулось лицом» к деревне», пока не решались бытовые проблемы школ и коллектива, пока деревня не обрела современный облик, утечка кадров продолжалась. За период-с 1957по по 1975 сменилось10 директоров! (приложение 2) Без помощи государства школе было трудно «выживать» [2,6] А учителя начальных классов вообще менялись каждый год (таблица 4. Приложение 3). С приходом в школу партийного работника и установлению дисциплины и, конечно, взаимодействия всех вертикалей власти и заинтересованных лиц, состав педагогического коллектива стабилизировался. Изучив архивные документы, воспоминания ветеранов школы и села, были составлены сравнительные диаграммы о составе педагогического коллектива вчера и сегодня (диаграммы 1.2, приложение 4). Изменилось отношение власти к развитию сельского хозяйства на селе. Прекратилось строительство, перестали существовать совхозы, жители снова стали покидать родные места. Идет постепенное уменьшение числа учащихся (Диаграмма 3. Приложение 5). Однако школа живет. В школе работают ее выпускники. В 90- годы в школе были сохранены все традиции (трудовые, военно-патриотические, развитие творческих способностей во всех проявлениях) которые объединяют не только учеников, выпускников, но и всех жителей села

Заключение

История школы неразрывно связана с историей страны и развитием общества. Сопоставляя особенности рассматриваемых в работе событий, исторические источники и воспоминания очевидцев мы пришли к следующим выводам:

Основными причинами, влияющими на особенности становления нашей школы, являются особенности развития территории Гривенского поселения и социальная политика государства.

Установили взаимосвязь между экономическим развитием района, деревни и развитием школы в деревне Ситцева. Политико-экономические изменения в стране, научно-технический прогресс и рост производства стимулировал изменение образования в стране и развитие нашей школы в частности.

Определили фамилии учителей, работавших в Ситцевской школе, с момента образования до наших дней. Составили список ветеранов- учителей.

Литература

Кислов Н.М. Время выбрало нас. Страницы истории Нязепетровского комсомола/Автор-составитель Н.М. Кислов. Нязепетровск, 2014.-215 с:ил.

Очерки и статьи газета « ЗАРЯ» № 7 за1998год. Стр 3 и -1998 год №13

Павлов Б. Темников Н и др. Заимки Нязепетровские/Б.Павлов и другие//Очерки статей «Нязепетровские вести»- №258.1970,№57.1992,от 9.09.1995, от 23.04.2006

Письмо Савиновой (Ефремовой) Зинаиды Фёдоровны учащимся средней школы села «Ситцево» Фонд школьного музея. Экспонат №2141

new-disser.ru›_avtoreferats/01002611622./ Шебетя Ирина Анатольевна Система школьного образования на Южном Урале в середине 50-60 годов 50-60-х гг XX века Специальность 07. 00. 02. - Отечественная история автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Приложение 1 Письмо Савиновой (Ефремовой) Зинаиды Фёдоровны учащимся средней школы села «Ситцева» и фотография

 

Савинова З.Ф. 1927 г (документ.№2141)

Приложение 2. Таблица 3.Список директоров Ситцевской средней школы и МКОУ «Ситцевская СОШ»

1 Антипов Назар Никифорович

1957-58,1963

8.Амиров Роман Рахимьянович

1970-1971

2. Брусянина Мария Петровна

-1958-1959,64-66

9.Ануфриев Николай Алексеевич-

1971-1973

3.Пинчук Владимир Павлович-

1960

10. Редько Нина Николаевна-

1973-1975

4 Никифоров Виталий Константинович

1960-61

11.Проскурякова Таисия Ивановна-

1975-1982

5.Баталов Рафаил Тагирович

1960,61,62,64,65

12.Зайцева Любовь Ивановна-

1982-1984

6.Валеев Александр Васильевич

1962-63

13.Николаев Виктор Ионович-

1984-2011

7.Феськов Павел Тимофеевич-

1967-1970

14.Нуреева Ольга Петровна-

2011-

Приложение 3. таблица 4. Учителя, работавшие и работающие в МКОУ «Ситцевская СОШ» Курсивом отмечены выпускники школы, П курсивом ветераны, проживающие в Ситцева

Фамилия, имя и отчество учителя

Годы работы в школе

Фамилия, имя и отчество учителя

Годы работы в школе

Учителя начальных классов

Ламанова Надежда Петровна

1969-1970г.

Савинова (Ефремова) Зинаида Фёдоровна

1927-1928

Проскурякова Таисья Ивановна

1969-1983г.

Гусева Екатерина Гордеевна

1928-1929

Шабалин Валентин Николаевич

1960-1970

Ефимова Анна Евлампиевна

1933-1934г

Ануфриев Николай Алексеевич

1971-1973г.

Кузнецова Зоя Терентьевна

1934-1935г

Жукова (Державина) Галина Борисовна

1969-1973г.

Ведерникова Валентина Андреевна

1935-1936г

Лысов Николай Михайлович

1971-1974г.

Кушнер Александра Фёдоровна

1935-1936г.

Шерстнёва Любовь Михайловна

1971-

Зотов Илья Николаевич

1939-1940г

Юнусов Загир Закирович

1971-

Шадрина Александра Александровна

1937-1938г

Чикменева Нина Александровна

1970-1986г.

Филиппова Вера

1937-1938г

Днепровский Сергей Владимирович

1972-1994г.

Лукин Иван Григорьевич

1941-1942г.

Редько Нина Николаевна

1972-1994г.

Полякова Валентина Алексеевна

1942-1943г

Котова Нина Владимировна

1972-1973г.

Бабушкина (Маклакова) Августа Ивановна

1943-1953г. Умерла в 1992г.

Филатов Николай Алексеевич

1972-1973г.

Подгорнов Пётр Тихонович

1939-1940г.

Фахретдинов Хамит Фаритович

1973-1974г.

Горохов Михаил

1940-1941

Баранов Михаил Иванович

1973-1974г.

Фомина Анна Григорьевна

1952-1957г.

Баталова Флюра Хабибуловна

1973-1978г.

Ямалеева Людмила Николаевна

1953-1984г.

Михайлова Екатерина Александровна

1974г.

Худякова Анастасия Трофимовна

1956-1972г.

Зайцева Любовь Ивановна

1974-2002г.

Проскурякова Нина Александровна

1954-1991г.

Нестеров Владимир Михайлович

1974-1975г.

Бекетова Ольга Николаевна

1955-1958г.

Нестеров Виктор Алексеевич

1974-1975г.

Власова Капиталина Иосифовна

1954-1970г.

Горшенина Наталья Геннадьевна

1974-1975г.

Жартун (Швалёва) Зоя Васильевна

1972-1974г.

Кадыров Ханнас Насырьянович

1974-1990г.

Корепанова Валентина Ивановна

1962-1995г.

Лоскутова Людмила Сергеевна

1976-

Швалёва (Степашкина) Любовь Ник.

1984-1987г.

Ермолаева(Красавина) Татьяна Николаевна

1978-1981

Никитина Лидия Владимировна (Мельчугова)

С 1985г.

Яковлева Галина Константиновна

1986-

Гомзикова Лидия Ивановна

С 1989г.

Озорнина Вера Васильевна

1983-2017

Ивахненко Татьяна Ивановна

1971-2004г.

Николаева Валентина Фёдоровна

1970-2011г.

Чупина (Перфильева) Ольга Николаевна

1991-1997г.

Николаев Виктор Ионович

1971-2011г.

Учителя семилетней школы (восьмилетней) и современной школы

Байбаков Рашид Амирович

1977-1989

Баталов Рафаил Тагирович

1960-1972г.

Ташкинова(Макарова) Наталья Михайловна

С 1986-

Антипов Назар Никифорович

1963г.

Туев Владимир Ильич

1984-1988

Каткова (Брусянина) Мария Петровна

1957-1965г.

Астахов Николай Иванович

1987-1993г.

Скобелева Елена Александровна

1957-1986г.

Братчикова Лариса Алексеевна

1989-

Королёва Тамара Александровна

 

Свинцов Николай Николаквич

1987-2010-2011

Мухачёв Григорий Петрович

1961г.

Галямов Анвар Рахильевич

1989-1992

Цыпышева Наталья Григорьевна

1961г

Иванова Надежда Васильевна

с1989-

Агафонова Елизавета Георгиевна

1961г

Гайсина Флюра Музафаровна

1989-

Арбузов Владимир

1964-1965г.

Карпова Ирина Анатольевна

1988-

Чухрова Эмилия Гавриловна

1965

Селянин Игорь Викторович

1992-

Колина (Савостина) Мария Андреевна

1961-2006-2012г.

Леонов Владимир Михайлович

1991-2002

Андреева Нина Ивановна

1962-

Александрова Алиса Хисматовна

1991-

Решетникова Алефтина Геннадьевна

1961-1968г.

Закирова Светлана Геннадьевна

1992-2000

Амиров Рамиль Рахимьянович

1961-1970г.

Закиров Марат Борисович

1992--2000

Хорошев Василий Анисимович

1964-

Чупина Ольга Николаевна

1990-1997г.

Бунакова Мария Куприяновна

1963-1975г.

Нуреев Рашид Фаритович

1998- 2006г.

Вьюгина Галина Викторовна

1965-1967г.

Звонарев Сергей Вениаминович

С 1992

Феськов Павел Тимофеевич

1967-1971г.

Звонарёва Ирина Юрьевна

С 1992-

Брялина Анна Алексеевна

1967-1971г.

Панина Валентина Викторовна

С 1992-

Кузнецова А.И.

1967-

Гомзикова Лидия Ивановна

С 1990-

Феоктистова Надежда Фёдоровна

1967-

Усманова (Гилязова) Лираида Фаильевна

С 1992-

Закиров Файзархман Закирович

1966-1972г.

Ямалеев Юрий Гаптрауфович

1993-1995г.

Королёв Анатолий Алексеевич

1967-

Галиулина Динара Фаильевна

С 1994-

Ламанова Надежда Петровна

1969-1970г.

Светлакова Салия Акрамовна

с2001

Проскурякова Таисья Ивановна

1969-1983г.

Нуреева Ольга Петровна

С 2000-

Шабалин Валентин Николаевич

1960-1970

Усталкова Галина Николаевна

1971- 2006г.

Хабибулин Гамарян (Гимран) Михайлович

1968-2003г.

Ахметьянова/Шафикова Танзиля Загитдулловна

1976-2006г.

Вафина Кадрия Идрисовна

1987-1990

Нуреева Ханифа Загитдулловна

1972-2004

Приложение 4 Диаграммы 1,2. Учительский коллектив вчера и сегодня

Диаграмма 1. Педагогический коллектив сентябрь 2020 г.

Диаграмма 2. Стаж работы учителей Ситцевской школы

Приложение 5. Диаграмма3. Количество учащихся- выпускников школы

Приложение 6. Диаграмма 4. Изменение уровня образования учителей

Приложение 7. Школа вчера и сегодня

Восьмилетняя школа 1977 год

Школа сегодня

Коллектив учителей (фото 2018 г)

Просмотров работы: 72