СЕРБ НА ГОСУДАРЕВОЙ СЛУЖБЕ: САВВА ЛУКИЧ ВЛИДИСЛАВИЧ-РАГУЗИНСКИЙ

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СЕРБ НА ГОСУДАРЕВОЙ СЛУЖБЕ: САВВА ЛУКИЧ ВЛИДИСЛАВИЧ-РАГУЗИНСКИЙ

Хребтова А.С. 1
1МБОУ Майминская СОШ №1 им. Н.А. Заборского
Киндинов Михаил Александрович 1
1МБОУ Майминская СОШ №1 им. Н.А. Заборского
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Актуальность. Правление Петра I Великого и начало XVIII в. является уникальным периодом в истории России. Это период становления и развития государства, воспрянувшего под воздействием неутомимой силы великого реформатора. Это время когда на первое место вышли не родовитость и происхождение, закрепленные устоями старой Московии, а такие качества как ум, смекалка, личная доблесть и личная преданность императору, вне зависимости от семейного статуса. Это время новых людей, это время А.Д. Меншикова, П.И. Ягужинского, А.И. Остермана и др. Среди них видное место принадлежит Савве Лукичу Владиславичу, вошедшего в историю России под именем Владилавича-Рагузинского, сербского купца, ставшего выдающимся российским дипломатом XVIII в.

Помнить и изучать вклад иностранцев, сыгравших важную роль в становлении Российского государства, необходимо всегда, особенно актуально в годовщину 350-летия со дня рождения императора Всероссийского Петра I Великого, обратиться к личности одного из его соратников.

Проблема данного исследования: выявление роли С.Л. Владиславича-Рагузинского в российской истории и истории дипломатии XVIII в.

Объектом работы является история России первой половины XVIII в. Предметом — биография и жизненный путь С.Л. Владиславича-Рагузинского.

Цель исследования: изучение биографии С.Л. Владиславича-Рагузинского. Для реализации цели, поставлены следующие задачи: во-первых, рассмотреть происхождение и причины по которым он оказался в России, во-вторых, проследить основные вехи в его жизни; в-третьих, проанализировать дипломатическую деятельность Саввы Лукича и особенно уделить внимание его миссии в Китай.

В отечественной историографии С.Л. Владиславичу уделено не много внимания, так ему посвящены труды Н.И. Павленко, И.И. Лещиловской, С.О. Андросова, А. Соломеевой. Среди сербской литературы, имеющей перевод на русский язык и изданных в России выделяются монографии Й. Дучича и Р. Гойковича.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1669 по 1738 гг. Началом исследования является год рождения дипломата, а завершением год его смерти. Территориальные рамки исследования: Российская империя в границах первой половины XVIII в.

Методы проведения исследования: выявление, сбор, изучение и анализ собранных источников и литературы, описание биографии С.Л. Владиславича-Рагузинского.

Новизна данного исследования заключается в том, что был собран и обобщен имеющийся биографический материал, а также на основе достижений современной исторической науки составлена биография сербского дипломата и сподвижника Петра Великого. Для раскрытия темы исследования, автором были собраны и проанализированы опубликованные материалы, в том числе изучены интернет источники.

1. С.Л. Владиславич-Рагузинский: начало карьеры в России

Савва Лукич Владиславич-Рагузинский родился 16 января 1669 г. в г. Рагуза в Герцоговине. В Дубровнике обосновался отец Саввы, там и прошло его детство. Он покинул Дубровник в юношеские годы, увлекшись торговлей во Франции, Испании и Венеции. По возвращении в турецкие владения Савва Владиславич обосновался в Стамбуле, где вошел в контакт с русскими послами [6, С. 279]. Здесь в Стамбуле, в 1699 г., состоялось знакомство с иерусалимским патриархом Досифеем II, проживавшим большую часть времени в столице Османской империи, что послужило началом серьёзной карьеры. Патриарх Досифей II Нотара, имевший репутацию русофила, был весьма влиятельной личностью в православном мире в то время [3]. Эти два события, можно сказать, предопределили судьбу Саввы Лукича и навсегда связали одной судьбой, его, сербского негоцианта, с новой Родиной — Россией, со страной находившейся в поиске себя, в поиске своего пути развития и определения своего места в Мире.

В 1703 г. он пребывает в Россию и поступает на службу к царю Петру I Алексеевичу и получил разрешение на торговлю. В 1705 г. вернулся в Стамбул, для дальнейшей торговли, а также для поддержки российского посланника в Османской империи графа Толстого. Спустя три года он вернулся в Москву, получил право беспошлинной торговли и двор на Покровке [12, Т. 6а. С. 657]. Таким образом, в 1708 г. Савва Лукич окончательно обосновался в России и в 1710 г. стал надворным советником. В России Рагузинский продолжил коммерческую деятельность, благо что различные льготы, дарованные ему российским правительством, тому способствовали. Главная контора Саввы Лукича располагалась в Нежине, вел он дела и в Москве, где ему даровали особняк, и во многих других городах империи. Предприниматель занимался торговлей, откупами, подрядными операциями, выступал как торговый и финансовый агент российского двора, снабжал русскую армию. Также Рагузинский-Владиславич числился на службе в Посольском приказе и состоял на должности советника царя по вопросам «православного Востока». Кроме того, Савва Лукич являлся одним из тех, с кем Петр I советовался при проведении своих экономических реформ [9]

В 1711 г., будучи представителем интересов России в Молдавии и Черногории, поддержал идею Прутского похода. В том же году получил титул графа от Рагуз. Но уже в 1716 г. Савва Лукич вновь покидает страну. Он совершает путешествие по Далмации, Дубровнику и Венеции. В 1717 г. сопровождает Петра I в поездке по Франции, а в период с 1718 по 1722 г. находится в Италии. Здесь он присматривает за русскими студентами, вербует различных мастеров для отправки их в Россию, а также ведет переговоры с Папой Римским Климентом XI.

Получив известие о подписании Ништадского мирного договора в 1721 г., Савва Лукич перевел его на итальянский язык, как ранее переводил сообщения о победах русской армии и флота, в частности одержанной победе у мыса Гренгам в 1720 г. Более того, он провел переговоры с правительством Венецианской республики о признании за Петром титула императора, которые увенчались успехом. Из Италии Владиславич доносил царю о возможных женихах для Прасковье Ивановны, племянницы Петра, в частности о сыне герцога Пармского, сыновьях герцога Моденского и герцога Савойского.

Также в Италии, если быть точнее, то в Венеции в 1718 г. вступает во второй брак, с юной венецианской аристократкой Вержинией Тревизани. В письме к Петру от 9 сентября 1720 г. Владиславич писал: «Я сегодня венчался чрез благочестивого брака с девицею венецкою от 20 лет, сенатской дочерью, без жадной приданы, токмо с письменным обязательством, что предбудущаго году последует мне и моей матушке с племянниками восприяла б со мною в империю Российскую». С.Л. Владиславичу-Рагузинскому исполнилось к тому времени около пятидесяти лет. Как и доносил в письме, он в 1722 г. вернулся в Россию [8, С. 347-349].

2. Дипломатическая миссия в Китай (1725-1727 гг.)

Смерть Петра в 1725 . внесла свои коррективы в жизнь страны, в ее внутреннюю и ее внешнюю политику. Взошедшая на российский престол императрица Екатерина I, стремясь поддерживать начинания супруга продолжает его линию во взаимоотношениях с соседними странами. Именно в это время граф Савва Лукич Владиславич получил возможность продемонстрировать свои дипломатические способности и свой талант опытного переговорщика. На его кандидатуру пал выбор при выборе посла в Цинский Китай для проведения переговоров о торговле и границе.

К 1725 г. в Сибири накопились противоречия в отношениях России как с Джунгарским ханством, так и Цинской империей. По указу императрицы Екатерина I Алексеевны в Китай с посольской миссией был направлен дипломат С.Л. Владиславич-Рагузинский, который был уполномочен вести переговоры о разграничении спорных территорий между двумя империями. Кроме того, в тайной статье генеральной инструкции ставились задачи осматривать китайские города, расположение, численность гарнизонов и правительства городов, также составить описание численности китайской армии, в частности артиллерии, и составить описание образа власти в целом [1, С. 118].

Находясь в Китае, С.Л. Владиславич-Рагузинский скрупулезно выполнил данное поручение, составив точное описание ситуации в стране. «Государство Китайское вовсе не так сильно, как думают и как многие историки их возвышают, - писал дипломат в своих отчетах, - я имею подлинные известия об их состоянии и силах, как морских, так и сухопутных; нынешним ханом никто не доволен, потому что действительно хуже римского Нерона государство свое притесняет и уже несколько тысяч людей казнил, а несколько миллионов ограбил; из двадцати четырех его братьев только трое пользуются его доверием, прочие же одни казнены, а другие находятся в жестоком заключении; в народе нет ни крепости, ни разума, ни храбрости, только многолюдство и чрезмерное богатство, и как Китай начался, столько золота и серебра в казне не было, как теперь, а народ помирает с голоду; народ малодушный, как жиды; хан тешится сребролюбием и домашними чрезмерными забавами, никто из министров не смеет говорить правду, почти все старые министры отставлены, как военные, так и гражданские; на их местах молодые, которые тешат хана полезными репортами и беспрестанною стрельбою, пушечною и ружейною, будто для воинских упражнений, а более для устрашения народа и ханских родственников, чтоб не бунтовали…» [11, С. 651].

20 августа 1727 г. был заключен предварительный Буринский договор, с одной стороны он был подписан С.Л. Владиславич-Рагузинским, с другой Цырен-ван, Ба Сыге и Тулишэн. Согласно договору граница была определена от сопки Абагайту на р. Аргуни (где заканчивалась граница по Нерченскому договору 1689 г.) до перевала Шабин-Дабага. Российская сторона уступила Китаю Урянхайский край и район озер Далай-нор и Косогол. Условия подписанного соглашения были подтверждены в заключенном 21 сентября 1727 г. Кяхтинском договоре, Буринский договор включен в него пунктом 3. [5, С. 125-133; 7, С. 57-58; ]. Впоследствии китайская сторона неоднократно ссылалась на Буринский трактат в споре за территории Горного Алтая, вошедшего в состав России в 1756 г., в результате падения Джунгарского ханства [4, С. 439-443]. Одним из итогов пребывания на Востоке стало основание в 1727 г. Саввой Владиславичем, давшего свое название подписанному между двумя странами договору, г. Кяхта, ставшего важным центром торговли между Российской империей и Поднебесной.

В 1728 г. С.Л. Владиславич-Рагузинский вернулся из Цинского Китая в Санкт-Петербург. За свой труд он был произведен в действительные статские советники и получил орден Святого Александра Невского. Результаты путешествия им были оформлены в записке о Цинской империи «Тайная информация о силе и состоянии китайского государства», которую он составил по возвращению в Россию.

Яркую оценку результатов итогов дипломатической миссии дал сербский публицист Ранко Гойкович: «главная роль в заключении Кяхтинского договора принадлежала мужественному и мудрому дипломату Савве Владиславичу Рагузинскому, который, проанализировав реальное положение дел в китайском государстве, сумел стойко защищать интересы России» [3]. Высоко роль Владиславича при заключении договора оценил и советский историк Е.П. Силин [10, С. 38].

3. С.Л. Владиславич-Рагузинский: последние годы жизни

Возвратившись в Россию Савва Лукич оказался в новой политической реальности: в 1727 г. не стало императрицы Екатерины и на трон вступил юный император Петр. Кроме того, как точно подметил историк Н.И. Павленко «к этому времени сошли в могилу или с политической арены его друзья и покровители — Меншиков, Толстой, Апраксин». Серьезные изменения произошли и в семье: в 1725 г. не стало его матери и двух дочерей, в 1730 г. не стало третьей дочери.

В царствование императрицы Анны Иоанновны граф Владиславич практически оказался не удел, его опыт, его знания оказались невостребованными. Имя Владиславича не встречается среди правительственной элиты.

Перед смертью Савва Лукич составил завещание, отменив предыдущее, в котором распределил свое имущество между своими наследниками. Наследником он объявил своего племянника Моисея Ивановича Владиславича «за отменную ево ко мне любовь и всегдашную послушность и повиновение». Своей супруге Вергилии Тревизани завещал около 4000 руб. Также граф Владиславич не оставил без своего внимания монастыри в Сербии: Требианский и Житомыслицкий, которые получили по ящику церковных книг. Церкви в Кастелнове на Топлах по завещанию отошла богатая утварь изготовленная в Москве. Графа Саввы Лукича Владиславича-Рагузинского не стало 18 июня 1738 г. в Санкт-Петербурге [8, С. 360-366]

Имя выдающегося дипломата и государственного деятеля XVIII в. осталось в народной памяти на века, как России, так и в Сербии. В Сербии его имя увековечено в Сремских Карловцах и его родном городе Гацко. В Благовещенской усыпальнице Александро-Невской Лавры была установлена плита на месте его упокоения. 16 января 2022 г. в г. Шлиссельбурге был установлен памятник С.Л. Владиславичу-Рагузинскому, в рамках торжественных мероприятий, связанных с чествованием памяти великого сербского и русского государственного деятеля.

Потомки высоко оценивают личность выходца из Рагузы и его вклад в историю как России, так и Сербии. Советник Российской Академии наук Владимир Мясников, автор книги о графе Рагузинском, отметил, что «Господь послал России такую масштабную личность, когда это было особенно необходимо нашей стране». Директор Санкт-Петербургского университета Людмила Вербицкая подчеркнула, что граф Савва Рагузинский верно служил России и его высокий профессионалом проявлялся в том числе и в том, что он был незаменим на своём месте, несмотря на то, что служил не только в эпоху Петра Великого, но и в непростое для придворного время череды дворцовых переворотов. Известный сербский историк профессор Славенко Терзич отметил, что граф Савва Рагузинский верно служил двум Императорам и двум Императрицам, за что был награждён многими русскими орденами вплоть до ордена святого благоверного князя Александра Невского [3]. Советник президента Русского географического общества (РГО) по международной деятельности Сергей Катиков отметил, что "выдающийся дипломат и сподвижник Императора Петра I Савва Владиславич-Рагузинский является ярким символом поистине братского российско-сербского взаимодействия". "Я считаю крайне важным, чтобы не только в России, но и в Сербии, и в Республике Сербской наш народ знал, кем был их соплеменник и какую значимую роль он играл в момент становления Российской империи, - заявил известный актер Милош Бикович. - Пример Саввы Владиславича наглядно демонстрирует исторический вклад сербов в развитие России" [2].

Заключение

Граф Савва Лукич Владиславич-Рагузинский личность однозначно выдающаяся в масштабе как России, так и Сербии. Негоциант, дипломат и государственный деятель, человек одаренный от природы разными недюжинными способностями, он сумел найти им достойное применение и достичь небывалых высот, что характерно для эпохи Петра Великого.

Волей судьбы, попав в Россию в 1703 г., Савва Лукич навсегда связал с ней свою судьбу, избрав Россию в качестве своей второй Родины. Представлял интересы страны на берегах Босфора, Молдавии и Черногории, сопровождал Петра в его знаменитом Прутском походе 1711 г. и оказал большое влияние на формирование политики Петра в Черноморском бассейне.

Главной же заслугой и вершиной дипломатической карьеры конечно же стала его дипломатическая миссия в Китай и заключение Кяхтинского договора в 1727 г. между Российской империей и империей Цин. Он сумел добиться выгодных условий при территориальном разграничении между странами, вдохнуть новую жизнь в торговлю и заложить прочную основу русско-китайских отношений, благодаря которой стало возможным мирное существование между ними. Кяхтинский договор регулировал отношения России и Китая вплоть до второй половины XIX в.

Имя Саввы Лукича Владиславича-Рагузинского не забыто и благодарные потомки помнят о нем. И в Сербии и в России его имя увековечено памятниками и памятными досками. В частности скульптурным изображением графа в Шлиссельбурге, открытом в 2022 г.

Список использованных источников и литературы:

1. Бантыш-Каменский Н.Д. Дипломатическое собрание дел между Российским и Китайским государствами с 1619 по 1792 гг. Казань: Типография Императорского Университета, 1882. 565 с.

2. Борисов А. Сербы и россияне отдают дань памяти Савве Владиславичу-Рагузинскому // Российская газета. 16.01. 2022. URL: https://rg.ru/2022/01/16/serby-i-rossiiane-otdaiut-dan-pamiati-savve-vladislavichu-raguzinskomu.html (дата обращения: 02.04.2022). Текст: электронный.

3. Гойкович Р. Граф Савва Владиславич. Заслуги его в огромном славянском мире огромны / Знаменитые сербы в истории России. 2017. URL: https://ruskline.ru/analitika/2017/05/06/graf_savva_vladislavich_zaslugi_ego_v_ogromnom_slavyanskom_mire_stol_zhe_ogromny/ (дата обращения: 01.04.2022). Текст: электронный.

4. Киндинов М. А. Между двумя империями. Вхождение Горного Алтая в состав России, в контексте двусторонних отношений России и Китая в первой половине XVIII в. // Сибирь в изменяющемся мире. История и современность: материалы Всероссийской научно-теоретической конференции с международным участием, посвященной 105-ой годовщине со дня рождения доктора исторических наук, профессора Всеволода Ивановича Дулова и 90-летию его ученика, доктора исторических наук, профессора Виктора Григорьевича Тюкавкина (Иркутск, 25 апреля 2018 г.). Иркутск: Изд-во Оттиск, 2018. С. 439-443.

5. Киндинов М.А., Чедурова Е.М. Россия и Джунгария при Галдане-Цэрэне: русско-джунгарские отношения во второй четверти XVIII в. // SocioTime / Социальное время. 2020. № 3 (23). С. 102—117. DOI: 10.25686/2410-0773.2020.3.102

6. Лещиловская И.И. Славянские народы юго-восточной Европы и Россия в XVIII в. М.: Наука, 2003. 315 с. URL: https://inslav.ru/images/stories/pdf/2003_Sla%27anskie_narody_i_Rossija_XVIII.pdf (дата обращения: 02.04.2022). Текст: электронный.

7. Мясников В. С., Шепелева Н. В. Империя Цин и Россия в XVII - начале XX вв. // Китай и его соседи в новое и новейшее время. М.: Издательство Наука, Главная редакция восточной литературы, 1982. С. 34-89.

8. Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. М.: Мысль, 1994. 397 с.

9. Саломеева А. Агент Его Величества // БОСС. 2014. URL: http://www.bossmag.ru/archiv/2014/boss-07-2014-g/agent-ego-velichestva.html (дата обращения: 01.04.2022). Текст: электронный.

10. Силин Е.П. Кяхта в XVIII веке: Из истории русско.-китайской торговли. Иркутск: Иркут. обл. изд-во, 1947. 204 с.

11. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М.: Эксмо, 2010. 1024 с.

12. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Т. VIа: Винословие - Волан. - Спб.: Семеновская Типолитография (И.А. Эфрона), 1892. 453. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Владиславич-Рагузинский,_Савва_Лукич (дата обращения: 31.03.2022). Текст: электронный.

Просмотров работы: 73