Шпаргалка юного покупателя

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Шпаргалка юного покупателя

Антонов А.А. 1
1МОУ Волосовская средняя общеобразовательная школа №1
Исакова А.В. 1
1МОУ "Волосовская средняя общеобразовательная школа №1"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Нажить много денег - храбрость; сохранить их - мудрость,

а умело расходовать - искусство»

Бертольд Авербах

Введение

Интерес ребенка к деньгам неизбежен. Дети быстро понимают, как получить в магазине понравившуюся игрушку или сладость. Для них деньги - это то, что гарантирует обладание самыми желанными вещами. В их мире все просто – пошел и заработал.

Дети обожают всевозможные копилки! Даже если деньги в них надолго не задерживаются, ребенок учится ставить цель и копить на нее, экономить. Или же спускает все, а потом анализирует, правильно он поступил или нет. Со временем начиная понимать, что все не так просто, и скольких усилий стоит заработать на ту или иную вещь. [1]

Первые финансовые знания дети получают из семьи. Иногда наши родители покупают целый пакет еды, при этом тратя немного денег, а иногда покупают несколько продуктов, а денег уходит больше. С чем это связано? Как же научиться покупать и не прогадать? Об этом я сейчас вам расскажу в со своей исследовательской работе «Шпаргалка юного покупателя». То, о чем сейчас пойдет речь, можно назвать финансовой грамотностью. А вы знаете, что это такое?

Финансовая грамотность – это умение планировать расходы и наперед просчитывать доходы, которое сможет помочь нам стать самостоятельными и успешными людьми, принимающими правильные и обдуманные решения. [3]

Если мы с вами освоим элементы финансовой грамотности, наша жизнь станет чуточку «слаще», ведь тогда мы сможем правильно тратить наши накопленные деньги. А тратить деньги с умом, значит, получать больше удовольствия!

Цель исследования: познакомиться с правилами обдуманного и грамотного подхода к процессу покупки товара в магазине.

Задачи исследования:

• выяснить уровень представлений младших школьников о самостоятельном использовании карманных средств;

• узнать о происхождении и роли денег в жизни людей;

• познакомиться с лайфхаками покупателей.

Гипотеза: если перед покупкой мы будем обдумывать необходимость приобретения товара и выбирать наиболее выгодные по цене товары, то это поможет нам сэкономить часть карманных денег.

 Глава 1. Теоретическая часть исследования

Исследовательская работа состояла из следующих этапов:

• подготовительный этап (изучение и анализ литературы по данному направлению);

• диагностический этап (подбор и проведение диагностики для выявления способности обучающихся и взрослых совершать обдуманные, выгодные и нужные покупки);

• практический этап (подбор практических методов по формированию обдуманного и грамотного подхода к процессу покупки товара в магазине).

1.1.Что такое деньги и для чего они нужны

Первобытные люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа. Спустя века люди научились выращивать нужные растения, приручили и сделали домашними некоторых животных, научились ковать железо, ткать материю и многое другое. Для каждого дела нужны были умельцы. Каждый человек не мог выращивать растения и ткать ткани, шить обувь и ковать железо, строить дома и сеять поля. Пришлось людям поделить работу между собой. Одни стали охотиться, другие – выращивать домашних животных, третьи – заниматься земледелием, четвертые – ковать железо. В таком обществе появились излишки изготовленных предметов и потребность иметь другие изделия у себя. Люди стали обмениваться друг с другом различными предметами. Гончары меняли горшки и кувшины, кузнецы – наконечники для стрел, ножи, топоры, земледельцы – зерно, растительное масло, скотоводы – быков, овец, шерсть и кожу.

Но обменивать товары было очень сложно. Ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено, чтобы изготовить ту или иную вещь. Например, за одного барана можно было получить два топора, четыре кувшина или телегу. И чем больше появлялось разных товаров, тем сложнее их было поменять друг на друга.

Например, надо рыбу обменять на корову: во-первых, нужно наловить очень много рыбы, чтобы обмен был равным. Во-вторых, найти человека, которому надо много рыбы. В-третьих, сделать так, чтобы рыба не испортилась.

Чтобы упростить обмен, люди стали думать, какой предмет наиболее подходит для этого. Попробовали многое: скот, меха, куски ткани, птичьи перья, зерно, табак, даже сушеную рыбу.

Постепенно люди поняли, что деньги должны быть не временными, а постоянными. Они не должны портиться при хранении и при переходе из рук в руки. Нужно, чтобы деньги легко было носить с собой. Необходимо, чтобы они легко делились на мелкие части, но при этом не теряли своей ценности.

Прошли многие десятилетия, прежде чем появились металлические деньги. Они имели форму брусков, колец, прутиков.

Преимущества металлических денег были в том, что они не портятся, ими можно расплачиваться за любой товар. На Руси существовала обменная монета – серебряная гривна (брусок). Если вещь стоила меньше, то от гривны отрубали кружок. От этого и произошло название нашей денежной единицы – рубль (отрубали от бруска).

С тех пор, как человечество изобрело деньги, они играют очень важную роль в жизни каждого человека. Выражение «нет денег» мы часто слышим от родителей, когда просим что-то купить. Денег всем не хватает. Причём не только тем, у кого маленькая зарплата, но и тем, у кого она большая. А все потому, что многие люди просто не умеют правильно их тратить, чтобы не было постоянного перерасхода. [2]

1.2. Как зарабатываются деньги

Откуда берутся деньги у наших родителей? Они ежедневно ходят на работу, трудятся и получают зарплату, т.е. деньги, которые им выдают за выполненную работу. Взрослые имеют какие-либо профессии, которые дают им возможность трудиться и зарабатывать себе на жизнь. Профессий очень много. Труд родителей может очень разнообразным. Кто-то занимается физическим трудом и ему для этого требуется много сил и энергии. Кто-то занимается умственным трудом, им обязательно нужно иметь много знаний. Но самое главное, для того чтобы получить профессию, надо много учиться, а сначала надо решить, какая работа тебе нравится. [1]

Раньше я удивлялся, какие родители богатые, сколько у них денег. И не понимал, почему мне не отказывают в покупке очередной игрушки. И только после того, как мне рассказали, на что еще нужно потратить эти деньги: коммунальные платежи, продукты на месяц, заправка автомобиля, оплата кружков и секций, стало понятно, что «свободных денег» у родителей остается не так уж и много.

Поэтому заработанные деньги – нельзя пойти и все потратить в магазине, купив все, что хочется. Ведь на них всей семье нужно прожить до следующей зарплаты!

Глава 2. Практическая часть исследования

2.1. Анализ анкетирования взрослых и юных покупателей

Я провел опрос среди своих одноклассников, на тему «Насколько хорошо они ориентируются в цене и качестве товара при самостоятельных покупках в магазине». (Приложение 1) Было опрошено 21 человек. В результате анкетирования выяснилось:

7 человек из 21-го выбирая для покупки сок в разных по объему упаковках, посчитали стоимость товара верно, при этом не потратив лишние деньги. Остальные купили товар, который при полном соответствии стоит дороже. Тем самым они потеряли от 15 до 20 рублей из своих карманных денег.

Во втором вопросе опросника предлагалось выбрать для покупки 1 или 3 коробки конфет по акции «три по цене двух». 11 человек решили купить одну коробку конфет, а 10 человек купили бы 3 коробки. Но они не учли, что срок годности заканчивается через несколько дней. И им придется очень быстро съесть эти конфеты, чтобы они не испортились. Так зачем покупать 3 коробки, если они съедятся с той же скоростью, что и одна коробка?! А в деньгах – это экономия 100 рублей из вашей копилочки.

На третий вопрос практически все сделали верный выбор, а именно, что лучше купить сок с обычной картинкой яблока, чем с изображением любимых героев. Ведь товары с изображением героев мультфильмов стоят немного дороже, ведь производитель знает, что выберут именно супермена или фею, а не сок с обычным яблоком и поэтому такой продукт будет стоить немного дороже обычного.

Дальше было интересно узнать, читают ли школьники состав продуктов, ведь красивая упаковка, не всегда говорит о том, что товар качественный. 16 человек из 21-го ответили, что смотрят на состав продукта на оборотной стороне этикетки. Ведь именно там пишут правдивую информацию, а не на лицевой стороне, которая нам бросается в глаза, когда мы идем мимо витрин.

Последний вопрос был направлен на то, знают ли ребята обычную стоимость любимого товара, а именно шоколада. Чтобы понять выгоду от покупки и размер скидки необходимо знать, сколько стоит товар в магазине. Исходя из ответов, можно сделать вывод, что только 8 человек знают реальную стоимость любимой шоколадки, остальные либо завышали, либо занижали ее цену, 3 человека написали, что не знают, сколько стоит их любимая шоколадка.

По результатам опроса можно сделать вывод о том, что не все ребята могут совершать обдуманные, выгодные и нужные покупки самостоятельно. (Приложение 2)

Так же я опросил взрослых покупателей, задавая им такие же вопросы. (Приложение 1). Было опрошено 21 человек. В результате анкетирования выяснилось:

18 человек из 21-го выбирая для покупки сок в разных по объему упаковках, посчитали стоимость товара верно, при этом не потратив лишние деньги.

Во втором вопросе опросника 15 человек решили купить одну коробку конфет, а 6 человек купили бы 3 коробки.

На третий вопрос 14 человек ответили правильно, остальные купили бы разрекламированный товар.

Дальше было интересно узнать, что практически все опрошенные читают состав продуктов. 18 человек из 21-го ответили, что смотрят на состав продукта на оборотной стороне этикетки.

Последний вопрос был направлен на то, знают ли покупатели обычную стоимость часто приобретаемого товара, а именно молока. 19 человек знают реальную стоимость приобретаемого товара, остальные либо завышали, либо занижали его цену.

По результатам опроса можно сделать вывод о том, что взрослые покупатели могут совершать обдуманные, выгодные и нужные покупки, не тратя при этом лишних денег. А это значит, что нам стоит научиться у них, правильно обращаться с деньгами, планировать и анализировать свои покупки. (Приложение 3, 4).

Изучив различные лайфхаки, я решил поделиться ими не только с одноклассниками, но и со взрослыми покупателями, ведь в результате опроса, и они иногда давали неправильные ответы, возможно потому, что владеют не всеми хитростями выгодных покупок.

Для этого я распечатал памятки со всеми советами и раздал их покупателям в магазине. (Приложение 5). Взрослые были приятно удивлены, а изучив памятку, благодарили за важную информацию, с помощью которой они смогут выгодно приобретать товары, а сэкономленные денежные средства потратить на что - то еще.

2.2. Как покупать и не прогадать?

Когда мы заходим в магазин, то видим перед собой множество ярких, притягивающих наше внимание товаров. И даже если вы туда зашли только за шоколадкой, то, наверняка, вам захочется купить еще, и еще…ведь все такое аппетитное и вкусное. Но наши покупки ограничены той суммой карманных денег, что нам дали родители. А на них всех не купить. Вот я и подумал, что нужно научиться у взрослых, как они покупают много вещей, тратя при этом небольшие суммы денег.

После беседы с родителями, я хочу предложить вам те лайфхаки, которые помогут вам покупать и не прогадать!

Полный желудок. Перед походом в магазин нужно обязательно плотно покушать, иначе гормон голода заставит смести всю с полок. И это негативно скажется на вашем бюджете.

Правило верхней и нижней полки. В магазинах выставляют выгодный для них товар на уровень глаз и рук покупателя. Нужно смотреть либо выше, либо ниже. На этих полках продукты дешевле и даже вкуснее.

Список продуктов. Перед тем как идти в магазин необходимо составить список продуктов. Так список будет постоянно перед глазами, и вы ничего лишнего не возьмете.

Акционные товары. Перед тем как поддаться на заманчивую акцию, подумайте. А нужен ли вам этот товар? Да и сроки годности у акционных продуктов зачастую на исходе.

Посчитайте примерную цену своих продуктов. На подходе к кассе посчитайте, сколько денег вам понадобиться, чтобы заплатить за продукты. Чтобы не получилось так, что вам не хватит ваших карманных денег, чтобы оплатить ваши покупки.

Не покупай продукт, если в составе есть буква Е с цифрами. Это консерванты - вредные вещества, которые вредят организму. Не можешь выговорить какой-то из компонентов, не покупай! Наверняка это химикат в составе.

Не стоит покупать вещи, которые рекламируется на каждом шагу. Товар, рекламу которого вы видите по телевизору, не всегда бывает лучшим. С помощью рекламы заставляют нас верить, что именно этот, а не другой аналогичный товар нам нужен. Реклама стоит очень дорого, и чтобы покрыть расходы на рекламу, производитель значительно завышает цену на свой товар.

Мы всегда обращаем внимание на товары, у которых красивая и броская упаковка. Красивое оформление часто служит лишь средством привлечения внимания. Упаковка – одна из хитрых уловок продавца, который хочет продать товар побыстрее. Товар в коробке всегда дороже такого же товара, который продается на развес.

Броская скидка на товар вызывает желание его купить. Подумайте, можно ли назвать качественным товар, срок годности которого скоро заканчивается? Представьте, что в магазине акция «Три коробки конфет по цене одной». Обычная цена коробки с конфетами – 100 рублей, акция же призывает заплатить 200, а не 300 рублей за три коробки. Вначале кажется, что это выгодно, а дома эти три коробки съедаются так же быстро, как и одна. Получается, что ваша покупка выгодна не вам, а продавцу, ведь он заставил вас купить и съесть больше, чем вы покупаете и едите обычно. В итоге пользы вы не получили, а деньги потратили. Нужно разумно подходить к количеству покупаемого товара, приобретать ровно столько, сколько требуется.

Еще одним хорошим помощником при выборе того или иного товара для покупки являются бесплатные интернет-приложения.

Примером такого приложения может служить Едадил.ру. (https://edadeal.ru) Тиендео.ру (https://www.tiendeo.ru) . В нем вы можете посмотреть акции на нужные вам товары в разных магазинах и выбрать, где выгоднее приобрести тот или иной товар. Ведь у большинства школьников есть мобильные телефоны с выходом в интернет. Так почему не воспользоваться этой возможностью?!

Вы спросите, зачем это нужно? Ведь проще придя в магазин выбрать то, что тебе хочется. Отвечу, ведь мы хотим купить шоколадку, и чтобы после покупки у нас осталась какая-то часть карманных денег. Поэтому к покупкам нужно относиться так же серьезно, как это делают наши родители. Учиться планировать наши доходы и расходы. А для этого нужно освоить финансовую грамотность и умело применять эти знания на практике. Тогда, став взрослыми, нам будет проще управлять семейным бюджетом семьи.

Результаты исследования

В результате исследования моя гипотеза полностью подтвердилась. Действительно, если перед покупкой мы будем обдумывать необходимость приобретения товара и выбирать наиболее выгодные по цене товары, то это поможет нам сэкономить часть карманных денег.

Выводы

Финансовая грамотность – это умение планировать расходы и наперед просчитывать доходы, которое сможет помочь нам стать самостоятельными и успешными людьми, принимающим правильные и обдуманные решения. Ведь мы с вами будущие родители, и нам придется самим зарабатывать деньги, вести семейный бюджет. И важно, научиться это делать грамотно, чтобы доходы семьи превышали расходы. Чтобы наша будущая семья жила в благополучии и достатке!

Список использованных источников и литературы

Годфри Дж. Как научить ребенка обращаться с деньгами. Издательство: Добрая книга, 2006. - 224 с.

Джерри Б. Как потратить деньги с умом? / Джерри Бейли, Фелиция Ло; [пер. с англ. В. А. Мананков]. - Москва: Мнемозина, 2012. – 47 с.

Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2–3 классы общеобразоват. орг. В 2 ч. Ч. 2. – М.: ВАКО, 2022.

https://edadeal.ru/volosovo/offers?utm_campaign=wyg&utm_medium=main&utm_source=portal

https://www.tiendeo.ru/sankt-peterburg

Приложение 1. Диагностические материалы исследования

Опросник для обучающихся на тему «Насколько хорошо они ориентируются в цене и качестве товара при самостоятельных покупках в магазине»

1. Петя с Марусей подошли к полкам, на которых было большое разнообразие соков в красивых упаковках. «Какой сок выгоднее купить?» - задумались ребята.

Помоги ребятам выбрать наиболее выгодную упаковку сока. Отметь верный ответ.

 

Товар

Объем, в литрах

Цена

1

Сок «Джус+»

1 литр

90 рублей

2

Сок «Джус+»

2 литра

160 рублей

3

Сок «Джус+»

0,2 литра

15 рублей

Подчеркни свой выбор: 1 литр, 2 литра, 0,2 литра.

2. В магазине акция «Три коробки конфет по цене двух». Обычная цена коробки с конфетами – 100 рублей, а по акции 200 рублей за три коробки. Срок годности у конфет заканчивается через несколько дней.

Сколько коробок конфет ты купишь: одну или «три по цене двух»?

Подчеркни свой выбор: 1 коробку, 3 коробки.

3. На магазинной полке перед тобой две упаковки сока. На одной нарисовано яблоко, а на другой герои твоего любимого мультфильма. Какой сок ты купишь?

Подчеркни свой выбор: сок с яблоком, сок с героями мультфильмов.

4. Покупая мороженое, ты читаешь, состав и то, что написано на обороте упаковки?

Подчеркни свой выбор: да, нет.

5. Как называется твоя любимая шоколадка и сколько она стоит?

Напиши свой ответ: _______________

Приложение 2. Результаты анкетирования одноклассников

1) Результаты ответов на 1 вопрос анкеты «Какой сок выгоднее купить?»

2) Результаты ответов на 2 вопрос анкеты «Сколько коробок конфет ты купишь по акции «Три по цене двух»?»

3) Результаты ответов на 3 вопрос анкеты «С какой этикеткой ты купишь сок?»

4) Результаты ответов на 4 вопрос анкеты «Ты читаешь состав на оборотной стороне упаковки?»

5) Результаты ответов на 5вопрос анкеты «Сколько стоит твоя любимая шоколадка?»

Приложение 3. Результаты анкетирования взрослых покупателей

1) Результаты ответов на 1 вопрос анкеты «Какой сок выгоднее купить?»

2) Результаты ответов на 2 вопрос анкеты «Сколько коробок конфет вы купите по акции «Три по цене двух»?»

3) Результаты ответов на 3 вопрос анкеты «С какой этикеткой вы купите сок?»

4) Результаты ответов на 4 вопрос анкеты «Вы читаете состав на оборотной стороне упаковки?»

5) Результаты ответов на 5 вопрос анкеты «Сколько стоит молоко?»

Приложение 4. Сравнительный анализ данных анкетирования юных и взрослых покупателей

1) Соотношение правильных ответов опрошенных покупателей

2) Соотношение неправильных ответов опрошенных покупателей

Приложение 5. Шпаргалка юного покупателя

«Шпаргалка покупателя»

Финансовая грамотность – это умение планировать расходы и наперед просчитывать доходы, которое сможет помочь нам стать

самостоятельными и успешными людьми, принимающими правильные и обдуманные решения.

Полный желудок.Перед походом в магазин нужно обязательно плотно покушать, иначе гормон голода заставит смести всю с полок. И это негативно скажется на вашем бюджете.

Правило верхней и нижней полки. В магазинах выставляют выгодный для них товар на уровень глаз и рук покупателя. Нужно смотреть либо выше, либо ниже. На этих полках продукты дешевле и даже вкуснее.

Список продуктов. Перед тем как идти в магазин необходимо составить список продуктов. Так список будет постоянно перед глазами, и вы ничего лишнего не возьмете.

Н е стоит покупать вещи, которые рекламируется на каждом шагу. Товар, рекламу которого вы видите по телевизору, не всегда бывает лучшим. С помощью рекламы заставляют нас верить, что именно этот, а не другой аналогичный товар нам нужен. Реклама стоит очень дорого, и чтобы покрыть расходы на рекламу, производитель значительно завышает цену на свой товар.

А кционные товары.

Перед тем как поддаться на заманчивую акцию, подумайте. А нужен ли вам этот товар? Да и сроки годности у акционных продуктов зачастую на исходе.

Бесплатные интернет-приложения. Примером такого приложения может служить Едадил.ру. (https://edadeal.ru). В нем вы можете посмотреть акции на нужные вам товары в разных магазинах и выбрать, где выгоднее приобрести тот или иной товар.

Просмотров работы: 89