Не доходом экономят, а расходом

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Не доходом экономят, а расходом

Тристан А.В. 1
1МБОУ Основная образовательная школа №269 (МБОУ ООШ №269)
Клюшкина О.В. 1
1МБОУ Основная образовательная школа №269 (МБОУ ООШ №269)
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Мои сверстники и я очень рано познакомились с ролью денег в жизни человека. Мы слышим разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Я рано поняла, что деньги позволяют получить желаемое, и мне хотелось самостоятельно использовать их.

В нашей семье мне никогда ни в чём не отказывали. Каждый раз, когда я хотела что-нибудь на день рождения, мне дарили. Это были игрушки, девичьи забавы, сладости. А иногда и просто без повода баловали меня. Но по мере взросления мне захотелось иметь более серьёзную вещь – модный и шустрый смартфон. Когда я сказала об этом маме, мы решили провести с ней эксперимент: смогу ли я сама купить его себе? Тем более, что все члены моей семьи поддержали меня в этом эксперименте. Теперь мне предстояло узнать многое: как правильно обращаться с деньгами, на что лучше потратить, имеющиеся у меня денежные средства, чтобы приблизиться к желаемой покупке. Так началось моё исследование.

Тема: «Не доходом экономят, а расходом».

Предмет исследования: способы экономии семейного бюджета силами ученицы начальных классов

Объект исследования:семейный бюджет. 

ГИПОТЕЗА: если использовать разные способы экономии собственного бюджета, то за определённый период времени можно накопить нужную сумму.

Цель исследования: изучить варианты экономии семейного бюджета, накопление необходимой денежной суммы для покупки смартфона.

Задачи:

найти, изучить и проанализировать литературу по исследуемому вопросу;

узнать понятие и выяснить структуру семейного бюджета;

провести исследования и проанализировать свои расходы;

проанализировать цены в разных магазинах на определённую группу товаров;

провести эксперимент с экономией денежных средств;

предложить свои способы по экономии семейного бюджета.

Методы исследования: изучение и обобщение источников информации, консультация с родителями, работником банка, интервью, анкетирование, опрос, беседа, наблюдение, сравнительный анализ, эксперимент.

Актуальность темы:Я считаю, что тема моей работы актуальна, т. к. финансовая грамотность является крайне важным этапом в развитии ребёнка и становлении его как личности. Ведь психологами давно подмечена одна интересная особенность — активно участвующий в финансовой жизни семьи ребёнок и во взрослой жизни эффективно распоряжается деньгами и, что не маловажно, умеет их зарабатывать. Ребёнок должен уметь управлять собственными денежными средствами и чем раньше он научится это делать, тем будет лучше для него в будущем.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Деньги: история появления и использование в современном обществе

Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами. Но обменивать товары очень сложно. Ценность вещей и продуктов разная. Чтобы упростить обмен, люди придумали деньги. Правда, сначала деньгами служили различные предметы, например: морские раковины, шкурки зверей и даже сушёная рыба. Но самыми удобными деньгами оказались металлические. Однако и у них был недостаток – металлические деньги тяжелы и занимают немало места. И тогда люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото. Так впервые появились на свет бумажные деньги.

Что происходит с деньгами в современном обществе? Сегодня деньгами оплачивают вещи, услуги, продукты, обучение - всё, во что вложен труд. Деньги получают в обмен на свой труд наши родители. Это заработная плата. Или кратко - зарплата. Человек на заработанные деньги покупает товары и услуги. А ещё он может отложить деньги на будущее, сберечь их. В наши дни во многих странах современный человек может практически ежедневно обходиться без наличных денег — их заменяют пластиковые кредитные карточки, по сути — электронные деньги.

Таким образом, постепенно простой обмен товарами и услугами заменился на деньги, которые широко вошли в обиход. Внешний вид их стал другим и в каждой стране установились свои денежные единицы [2, 4].

1.2. Структура семейного бюджета

Одна из самых важных задач, встающих перед семьёй – формирование и использование семейного бюджета.

Бюджет -  [англ. budget \\ фр. bougett кожаный кошелек]:

роспись денежных доходов и расходов государства, предприятия, учреждения на определенный период;

совокупность доходов и расходов лица, семьи за определенный период. [5].

Семейный бюджет любой семьи состоит из двух частей: доходы и расходы. Доходы семейного бюджета – это денежные средства, получаемые членами семьи за определённый период времени. К ним относятся:

заработная плата родителей;

социальные пособия (бесплатное питание в школе, льготы на оплату коммунальных услуг и прочее);

проценты от вкладов в банк и другое.

Расходы семейного бюджета – это те денежные средства, которые мы тратим на обеспечение своих потребностей и определённых целей. 

Расходы могут быть обязательными. К ним относятся:

оплата коммунальных платежей;

расходы на продукты питания, бытовую химию, транспорт;

расходы на «внешний вид» - покупка необходимой одежды, обуви и лекарств.

Кроме того, существуют ещё и желательные расходы – это расходы для получения удовольствия. К подобным расходам можно отнести развлечения, семейные поездки, походы в кино, кафе, покупку новых книг, вещей, игрушек, карманные деньги. [1,3].

1.3. Карманные деньги в разных странах

Ни для кого не секрет, что родители сегодня выдают деньги ребёнку на карманные расходы. Выдавая деньги, родители учат детей умению обращаться с деньгами и используют карманные деньги как средство обучения, при помощи которых ребёнок учится принимать решение о покупке, делать выбор, сберегать какие-то суммы, знать цену деньгам.

Однако, как я выяснила, многих родителей волнует вопрос, сколько выдавать ребёнку, чтобы учесть его интересы, но в тоже время не слишком баловать.

Американские психологи считают, что надо привязывать размер карманных расходов к возрасту ребенка, т.е., если 6 лет – 6 долларов в неделю, 10 лет – 10 долларов и т.д. В Германии размер карманных расходов закреплён законодательно. За невыплату родителям угрожает штраф. Детям-шведам деньги на карманные расходы даёт государство. В Швеции детям до 16 лет каждый месяц выплачивают по 1050 крон ($152). В среднем маленькие шведы с 6—7 лет получают 20—45 крон ($3—6) в неделю. В Турции на большие национальные праздники всем детям, даже крохам, принято дарить праздничные деньги, а свои первые карманные деньги маленькие турки регулярно начинают получать, как только идут в школу. Как правило, на неделю дают 10—30 лир ($5,5—16). [4,7,8].

В нашей стране о необходимости иметь карманные деньги детям и их количество определяет каждая семья самостоятельно.

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Анализ литературы

Практическую часть своего исследования я начала с изучения различных источников информации по теме исследования. Я узнала, что ведение семейного бюджета позволяет понять – откуда поступают деньги и на что тратятся. Только разобравшись с тем, на что расходуются наши деньги, мы сможем определить пути их экономии. А моя задача — это уменьшить обязательные расходы своей семьи и продолжить увеличивать свои доходы, чтобы за накопленные мною средства купить желаемый смартфон.

В моём опыте основными доходами стали карманные деньги:

деньги, подаренные на день рождения или какие-либо праздники;

деньги, вырученные с приготовления своими руками символических поделок;

деньги, заработанные за какие-либо услуги.

Вывод: Главная задача ведения семейного бюджета - не допустить превышения расходов над доходами, постараться использовать бюджет таким образом, чтобы оставался дополнительный запас денежных средств.

2.2. Интервью

Практическую часть своего исследования я продолжила, взяв интервью у взрослых. Многие взрослые по-разному относятся к карманным деньгам у детей. Галина Петровнасчитает, что детей не надо баловать деньгами, что деньги могут «испортить» ребёнка,Бабушка Сашисказала, что в детстве они сами зарабатывали деньги на свои нужды: летом и осенью работали в поле на прополке и сборе овощей, собирали фрукты и ягоды, работали на пришкольном участке, помогали школе в ремонте. Часть заработанных денег отдавали родителям, а незначительную сумму тратили на кино и сладости. Ирина Владимировнаутверждает, что ребёнок должен получить представление о том, как можно расходовать деньги, соответственно, нужны карманные деньги.

Вывод: более старшее поколение имели карманные деньги, но при этом много работали физически и помогали тем самым своим родителям. Многие родители поощряют своих детей карманными деньгами.

2.3. Анкетирование

Из опроса моих одноклассников я узнала, что у 24 из 28 учеников моего класса есть карманные деньги. Если из 86% моих одноклассников есть карманные деньги, то мне стало интересно узнать, на что они тратят свои денежные средства. С этой целью я провела анкетный опрос одноклассников (Приложение 1). А из анкетного опроса родителей нашего класса я выяснила, как взрослые помогают первоклассникам овладеть финансовой грамотностью. Всего приняли участие 26 родителей 1-Б класса (93% всех родителей класса). Результаты анкетирования отображены в Приложении 2.

Вывод: большая часть моих одноклассников имеет некоторую сумму карманных денег и копит денежные средства. Основная масса ребят имеет цель накопления. Более 60% родителей нашего класса формируют финансовую грамотность своих детей.

2.4. Эксперимент

2.4.1. Анализ продуктовых цен

Проанализировав мои расходы, мы выяснили, что большая часть средств тратится на продукты, при этом не всегда полезные и нужные. Эти продукты покупались мной не столько для утоления голода или жажды, сколько для получения удовольствия от их вкуса и возможности самостоятельного приобретения без контроля взрослых. Чтобы сэкономить мама рассказала мне про акции в магазинах. Мы провели наблюдение за ценами любимых мною товаров в разных магазинах нашего города. Я выделила 4 наиболее часто покупаемых мною наименования. Мы провели сравнительный анализ случайной покупки и запланированной в определённом магазине. Данные представлены в Приложении 3.

Вывод: если я буду следить за ценами в магазинах на желаемый товар, то смогу покупать любимый ассортимент с выгодой от 11 до 27 рублей за день, за неделю – приблизительно 189 рублей, а за месяц – это более 750 рублей.

2.4.2. Рукоделие

Я очень люблю заниматься рукоделием. Этому меня научила моя бабушка. Я увлеклась поделками, которые изготавливаю с помощью утюга и термомозайки (Фото 1-2). Такие поделки я подарила подружкам, им настолько понравилось, что они захотели их иметь. Я сделала вывод, что это милый подарок друзьям, а ещё - это дополнительно сэкономленные деньги. Таким образом за лето и осень 2021 года я смогла накопить 800 рублей, а за зиму 2022 года - пока 200 рублей. Бабушка подсказала мне, что стоимость одного пакета составляет 5-7 рублей. Я сосчитала, что, если отказаться от них, за месяц мы экономим 84 рубля, т. к. мы с мамой ходим в магазин 3 раза в неделю. Мы с бабушкой придумали пакет заменить привлекательной тряпичной сумкой, которую купили в одном из магазинов (Фото 3).

Вывод: экономить можно и занимаясь любимым делом. Это полезно и увлекательно.

2.4.3. Коммунальные платежи

Одной из самых весомых статей расходов семейного бюджета являются коммунальные платежи. Как же я могу помочь? Я предположила, что смогу помочь на экономии потребления воды и электроэнергии. 

Исследования с водой. Я оставила кран не до конца закрытым, вода из него медленно капала. И за 30 минут полулитровая чаша была полна. Получается, если оставить капающий кран на сутки из него выльется 24 литра воды, а за месяц - 720 литров.

Я чищу зубы 2 раза в день и даже не задумывалась, что из открытого крана во время чистки зубов в течение одной минуты может вылиться 15 литров воды. Для того, чтобы измерить количество этой воды, мне потребовался тазик пластмассовый емкостью 10 литров и моя зубная щетка с таймером (он рассчитан ровно на 2 минуты). Во время того, как я чистила зубы, вода наполняла таз. Когда он наполнялся, то напор воды останавливался, вода выливалась и затем мы повторяли все снова. Измерить, сколько еще налилось воды в таз, мне помогли весы кухонные (Фото 4-5). Так как я чищу зубы по 2 минуты 2 раза в день, то выливалось 60 литров воды просто так, если оставить кран на время чистки зубов открытым. Пронаблюдав за этим, я решила донести эту информацию до родителей. Мы все стали закрывать кран во время чистки зубов. В день мы экономим 180 литров воды, а в месяц 5400 литров. Таким образом, только на чистке зубов с выключенным краном экономия составила 540 рублей в месяц на семью из трёх человек, а лично моя экономия – 180 рублей в месяц или 2160 рублей в год.

Вывод: оказывается, я наравне со старшими членами семьи могу принимать активное участие в экономии средств семейного бюджета и помочь сократить расходы по статье «Коммунальные платежи».

2.5. Игра

Среди своих одноклассников я провела игру «Карманные деньги» [6].

Цель игры: выявить умение школьников распоряжаться карманными деньгами. Содержание игры: мои одноклассники были разделены на три команды. Каждая команда получила по 100 рублей игровых карманных денег и одинаковый набор расходов школьников: покупка школьных принадлежностей, оплата мобильной связи, покупка сладостей, поход в бассейн, посещение парка развлечений, подарок другу, свой вариант.

Задача каждой команды — распределить имеющиеся у них игровые карманные деньги по своему усмотрению. Результаты игры «Карманные деньги» представлены в Приложении 4. По результатам игры выяснилось, что моих друзей объединяет одно: все команды потратили ВСЕ, имеющиеся у них деньги, хотя была возможность выбрать другой вариант. А чтобы узнать, правильно ли команды поступили, мы обратилась за помощью к финансовому консультанту Оксане Юрьевне (примеры вопросов – в Приложении 5), которая научила нас основным правилам распоряжения своими деньгами, а я дала свои советы ребятам. Результаты представлены в Приложении 6.

Вывод: карманные деньги способствуют развитию самостоятельности школьников и придают ребятам уверенности в себе. Знания о деньгах и правилах их использования помогут нам более осознанно подумать о своём будущем и самостоятельно выбирать наиболееразумные решения в жизни. При управлении личными деньгами каждый из нас сможет принимать, сформировать у себя правильные финансовые привычки и использовать свои знания на практике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проделанная мною работа дала мне возможность понять, что уметь управлять финансовыми средствами очень важно для человека в любом возрасте, в том числе и для меня – ученицы начальной школы. Наши потребности не всегда совпадают с нашими возможностями. Мы можем желать очень много, под час даже не столь нужное, не располагая необходимым количеством средств для удовлетворения своих желаний.

Мой опыт показал, что ученик начальных классов является активным участником в экономии средств семейного бюджета. 

Экономия – это уменьшение расходов и избавление от лишних трат. Как мы видим из эксперимента экономить, это не значит кардинально менять свой образ жизни, становиться скупым или жадным. 

Проведя эксперимент, я выяснила, что накопленных денежных средств мне ещё недостаточно для желаемой покупки, но мои разумные действия значительно пополнят семейный бюджет нашей семьи.Я могу совершать ряд простых действий: покупать действительно необходимые вещи, хорошо учиться, закаляться, заниматься спортом, чтобы не болеть, бережно относиться к своим вещам, экономно расходовать воду и электроэнергию. Я считаю, что гипотеза нашла своё подтверждение. Даже ученик начальной школы может существенно сэкономить денежные средства и потратить их с большей пользой. Ведь не доходом экономят, а расходом.

По итогам проделанной работы я могу дать советы, как правильно экономить деньги:

Перед тем как совершить покупку, подумайте, в течение какого времени вы сможете ею пользоваться, т. е. определите её окупаемость;

Заведите копилку и вносите в неё средства по возможности. Так вы накопите сбережения на желаемую покупку;

Когда идёте за покупками, старайтесь выбирать те магазины, в которых цены соответствуют вашим возможностям. При выборе покупки обращайте внимание на цену, срок годности и необходимость её приобретения в данный момент;

Финансовая грамотность необходима для каждого человека независимо от возраста.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Абрамов С.А. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для преподавателей/Волгоград ГБОУ СПО «ВТЭК» 2015 г.;

А. Алоева. Дети и деньги. Ростов - на – Дону: изд-во «Феникс», 2004 г. С. 260-266;

Бодо Шефер «Пес по имени Мани» (как научить ребенка обращаться с деньгами.) Минск:Поппури, 2019 г.;

Мухина Е.А. Люди и деньги «О роли денег в мировой истории» 2006 г.;

Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений /Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Викоградова.-4-е изд, дополненное.-М.: Азбуковник, 1999 г.;

Синкевич, П. О. Роль карманных денег в жизни школьников / П. О. Синкевич, Е. П. Коровайчик. — Текст: непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 4 (13). — С. 94-97. — URL: https://moluch.ru/young/archive/13/1037/ (дата обращения: 28.02.2022);

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: Дети и деньги: http://www.psychologos.ru/articles/view/deti_i_dengi (16.02.2022, 16:10);

[Электронный ресурс]. 10 правил «карманных денег» для родителей http://www.r-vmeste.ru/pochemuchki/Karmannye-dengi-desyat-pravil-dlya-roditelej.html (18.02.2022, 18:10).

Приложение 1. Анкетирование учеников.

АНКЕТА ДЛЯ УЧЕНИКОВ

1. Откладываете ли вы свои денежные средства?

ДА НЕТ

2. Укажите часто покупаемые вами 3 продукта или товара.

1_____________________

2_____________________

3_____________________

3. На что вы копите денежные средства?

_____________________________________

Таблица 1.

Итоги анкетирования учеников

Вопрос из анкеты

Варианты ответов

1. Откладываете ли вы свои денежные средства?

Да

68%

Нет

32%

     

2. Укажите часто покупаемые вами 3 продукта или товара.

Напитки

46%

Сладости

36%

Игрушки

18%

   

3. На что вы копите денежные средства?

Телефон

Велосипед

Просто так

На развлечения

На отпуск

26%

11%

26%

21%

16%

Приложение 2. Анкетирование родителей.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Нужны ли ребёнку карманные деньги?

Да Нет Затрудняюсь ответить

Вы даёте ребёнку деньги на карманные расходы?

Да Нет Иногда

Какую сумму денег вы даёте своему ребёнку?

Меньше, чем хочется, но больше, чем жизненно необходимо.

Столько, сколько просит.

Надо ли ребёнка посвящать в семейный бюджет?

Да Нет Иногда

Обсуждаете ли вы то, как распорядился деньгами ребёнок?

Да Нет Иногда

Рисунок 1. Результаты анкетирования родителей.

Приложение 3. Эксперимент в магазине.

Анализ цен на товары

 

Случайная покупка

Запланированная покупка

Товар

Магазин 1

Магазин 2

Магазин 3

 

Образец 1 (Чай бутилированный)

60 руб.

53 руб.

50 руб.

50 руб.

Образец 2 (Печенье порционное)

55 руб.

77 руб.

64 руб.

55 руб.

Образец 3 (Карамель на палочке)

10 руб.

12 руб.

13 руб.

10 руб.

Образец 4 (Батончик шоколадный)

20 руб.

19 руб.

19 руб.

19 руб.

Сумма

145 руб.

161 руб.

146 руб.

134 руб.

Приложение 4. Игра «Карманные деньги».

Результаты игры «Карманные деньги»

Расходы детей

«Фиксики»

«Барбоскины»

«Смешарики»

Оплата мобильной связи

20 рублей

30 рублей

10 рублей

Покупка сладостей

20 рублей

5 рублей

10 рублей

Посещение бассейна

10 рублей

10 рублей

15 рублей

Посещение парка развлечений

10 рублей

15 рублей

20 рублей

Покупка школьных принадлежностей

30 рублей

30 рублей

40 рублей

Подарок другу

10 рублей

10 рублей

5 рублей

Свой вариант

-

-

-

Всего

100 рублей

100 рублей

100 рублей

Приложение 5. Вопросы финансисту.

10 вопросов финансисту (Интервью)

Что такое деньги?

Откуда в нашей семье берутся деньги?

Куда мама все время тратит папины деньги?

Куда я могу потратить деньги?

Как понять, много ли я трачу?

Почему денег всегда не хватает?

Как накопить деньги на крупную покупку?

А можно тратить меньше?

Можно ли деньги заработать и как?

Как следить за своими тратами?

Приложение 6. Правила и советы.

Правила распоряжения денежными средствами

Частично или полностью отдай долги, если они имеются (кредит, плата за обучение, ипотека…).

Оплати коммунальные услуги, мобильную связь.

Веди личный бюджет на месяц.

Если расходов получилось больше доходов, нужно найти возможности сокращения затрат.

Заплати самому себе! Сберегай часть получаемых денег для обеспечения своей будущей жизни или непредвиденных затратах (на лечение, покупку лекарств).

Советы для ребят «Как правильно экономить деньги»

Перед тем как совершить покупку, подумайте, в течение какого времени вы сможете ею пользоваться, т. е. определите её окупаемость;

Заведите копилку и вносите в неё средства по возможности. Так вы накопите сбережения на желаемую покупку;

Когда идёте за покупками, старайтесь выбирать те магазины, в которых цены соответствуют вашим возможностям. При выборе покупки обращайте внимание на цену, срок годности и необходимость её приобретения в данный момент;

Финансовая грамотность необходима для каждого человека независимо от возраста. 

Фото 1.

Фото 2

 

Приложение 7. Фотоматериалы.

Фото 3.

Фото 4.

Фото 5.

 
Просмотров работы: 136