ВВЕДЕНИЕ
От взрослых в семье, с экрана телевизора, от знакомых часто слышишь слово «экономика». Я не обращал на него особого внимания, пока не понял, что экономика является частью моей повседневной жизни. Я тоже хожу в магазин за покупками. Значит, совершаю одно из действий экономики. Использую термины, употребляемые экономистами: «деньги», «цены», «расходы», «доходы», «заработная плата». Поэтому без знания экономической науки – никуда. Родители объяснили мне, что:
экономика позволяет получить чёткое представление о том, как устроен окружающий мир;
экономика помогает правильно вести свой бюджет;
экономика учит грамотным способам удовлетворения своих потребностей.
Но судя по тому, что и взрослые порой оказываются в экономических «тупиках» (экономические кризисы в странах, последствия экономических санкций), я решил попытаться разобраться в вопросах экономики. Я думаю, что, как и всё в жизни, она должна быть и простой, и сложной. Поэтому я поставил перед собой цель – создать книгу по экономике для детей.
Задачи:
Познакомиться с историей экономики.
Выяснить значение некоторых экономических терминов.
Найти интересные способы получения экономических знаний.
Апробировать на опыте класса разные способы освоения экономических знаний.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Впервые в научном труде слово «экономика» появляется в IV веке до н.э. у Ксенофонта, древнегреческого писателя, историка, политического деятеля.
В первобытном обществе уровень экономического развития был низким, обеспечивающим потребление на грани физического выживания. Сначала первобытные люди добывали средства к существованию охотой и собирательством, позднее возникли земледелие и животноводство. Развитие общества привело к разделению труда, появились социальные классы и государство. Постепенно развивался товарообмен, а с появлением денег превратился в торговлю.
Я узнал, что слово «экономика» состоит из двух слов «экос» – дом и «номос» – наука, а потому обозначает ведение хозяйства (личного или государственного) по особым законам. [3, с.383]
Экономика – это такая сфера деятельности людей, в которой создаётся богатство для удовлетворения их разнообразных потребностей. [2, с.786]
Потребность – это объективная нужда человека в чём-либо. [2, с.494]
Я был удивлен, узнав, что экономика – это не только заводы и фабрики. Это еще и отношения между людьми по поводу распределения, обмена и потребления материальных благ. Существуют такие понятия, как экономика семьи, экономика предприятия, экономика государства, мировая экономика.
Изучая историю экономики, я познакомился и с интересной историей возникновения денег [4,5,6]. (Приложение А)
Изучив историю экономики, мне стало интересно, каков уровень знаний о ней моих одноклассников. Проведя анкетирование, я выяснил, что знания моих одноклассников по экономике недостаточны. 63% учащихся моего класса считают, что разбираться в вопросах экономики учащимся 4-го класса необходимо, но при этом у 92% одноклассников уровень экономических знаний низкий, у 8% средний.
Мы все хотим, чтобы у нас, наших родных и близких потребности совпадали с возможностями, чтобы каждому человеку жилось хорошо и спокойно, чтобы у каждого человека были образование и работа. Поэтому ребята с воодушевлением приняли мою идею расширить свои познания, создать книгу по экономике для детей и согласились мне помочь. Мы разбились на группы, определили направления работы для каждой из них. Даже подключили родителей.
Шаг 1. Создание словаря экономических терминов.
Чтобы понять законы экономики, надо было вникнуть в термины этой науки. Я с помощью ребят составил словарь экономических терминов, необходимых при изучении экономики. (Приложение Б)
Шаг 2. Виртуальная экскурсия в банк
Далее на занятии мы совершили виртуальную экскурсию в банк, где познакомились с такими профессиями, как: кассир, специалист по обслуживанию, сотрудник кредитного отдела, работник валютного отдела, консультант, управляющий, бухгалтер банка, финансовый аналитик, аналитик фондового рынка, аудитор, банкир.
Шаг 3.Чтение литературных произведений
Изучая на уроках литературы стихотворные и прозаические произведения, я обратил внимание, что во многих из них встречаются экономические понятия, экономические деяния. Расширив круг произведений для чтения, я нашел упоминание экономических понятий в таких произведениях как «Аленький цветочек» (Аксаков С.Т.); «Дюймовочка», «Русалочка», «Свинопас», «Снежная королева» (Андерсен Г.Х.); «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы» (Бажов П.П.); «Он живой и светится» (Драгунский В.); «Конек-Горбунок» (Ершов П.П.); «Двенадцать месяцев» (Маршак С.Я.); «Бобик в гостях у Барбоса», «Веселая семейка», «Мишкина каша», «Незнайка на Луне» (Носов Н.Н.); «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане» (Пушкин А.С.); «Золотой ключик или Приключения Буратино» (Толстой А.Н.); «Муха Цокотуха» (Чуковский К.И.) и других.
Шаг 4.Экономические понятия в иллюстрациях
Здесь мне и каждому желающему представилась возможность побыть в роли художника-иллюстратора. После мы организовали выставку иллюстраций. (Приложение В)
Шаг 5. Народная мудрость об экономике
А о том, как изменялись представления людей об экономике, я решил узнать, познакомившись с устным народным творчеством. С помощью энциклопедий, журналов, интернета я собрал множество пословиц и поговорок о деньгах, трудолюбии. (Приложение Г)
Шаг 6. Практическая работа
Затем я попробовал решать задачи, разгадывать загадки, ребусы, кроссворды по экономике, т.к. с понимания бережного отношения к любой вещи начинается сознательное, хозяйское отношение к окружающему миру. При решении задач я учился элементарным расчётам. Теперь могу оценить выгоду той или иной покупки, найти рациональные и удобные способы решения разных практических задач. (Приложение Д)
Шаг 7.Творческий
Этот этап я посвятил тому, чтобы вместе с ребятами и их родителями сочинить стихи, загадки на тему экономики, составить ребусы и кроссворды, придумать задачи. (Приложение Е)
Шаг 8. Интеллектуальная игра «Простая и сложная экономика»
Чтобы проверить уровень экономических знаний, полученных в ходе проделанной работы, мы вместе с воспитателем группы продленного дня Ириной Николаевной подготовили и провели интеллектуальную игру «Простая и сложная экономика». Отвечая на вопросы, решая экономические задачи, участвуя в подготовке рекламы школьных предметов (ластика, ручки и обложки), ребята показали высокий уровень владения экономическими понятиями, построения бюджета семьи, экономного и рационального использования времени, а также получили удовлетворение от проделанной работы.
Шаг 9. Оформление книги «Экономика для детей»
Завершающим этапом стало издание книги «Экономика для детей». Обратив внимание на то, что у ребят моего класса наибольший интерес вызвали стихи, ребусы, загадки, кроссворды, иллюстрации, я решил использовать их при создании книги. (Приложение Ж)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы над проектом я убедился, что экономика – сложная наука. Как можно управлять государством, не разбираясь в значении слов «акция», «бюджет», «инфляция», «конкуренция», «кредит», «налог» и т.д.? Это просто невозможно.
Экономика – наука, без которой невозможно разумное ведение личного или государственного хозяйства.
Но постичь основы этой науки доступно, интересно, важно даже нам – ученикам. А достичь этого можно в процессе игры.
Своим проектом я хотел привлечь внимание одноклассников к пониманию того, что законы экономики важны в их жизни и жизни государства, в котором они живут. И изучение этого вопроса оказалось очень увлекательным делом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Большая иллюстрированная энциклопедия. В 32 т. Т.31. ШОП – ЯДО. – Москва: АСТ: Астрель; 2010. – 501с.
Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов; Под ред. Н. Ю. Шведовой. – Москва: «Русский язык», 1984. – 797с.
Шанский, Н.М. Этимологический словарь / Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. – Москва: «Дрофа», 2005. – 392 с.
Электронный ресурс. Код доступа: https://zen.yandex.ru/media/cb_collection/10-interesnyh-faktov-o-monetah-5b8a3055a2313f00ab0a86ad.
Электронный ресурс. Код доступа: https://www.factroom.ru/mir/10-samyh-strannyh-vidov-deneg-v-mire.
Электронный ресурс. Код доступа: https://umnazia.ru/blog/all-articles/udivitelnye-fakty-o-dengah-dlja-detej
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ИСТОРИЯ ДЕНЕГ
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ГАЛЕРЕЯ ИЛЛЮСТРАЦИЙ
Лукьянцев А.
Драгоценности
Бюджет
Деньги
Сделка
Сёмчена М.
Доход
Гаврилова М.
Бартер
Богданов Б.
Бизнес
Реклама
Жигунова Е.
Собственность
Сёмчена М
Федосенко Е.
Лукьянцев А.
Жигунова Е.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Алтын сам ворота отпирает и путь очищает.
Алтын серебра не ломит ребра.
Алтыном воюют, алтыном торгуют, а без алтына горюют.
Без гроша – слава нехороша.
Без денег сон крепче.
Без денег торговать, как без соли хлебать.
Без запасу не станет припасу.
Без копейки рубль щербатый.
Без нужды живет, кто деньги бережет.
Без расчёта жить – себя губить.
Без труда нет и плода.
Без ума торговать – только деньги терять.
Без хозяина деньги – черепки.
Береги (или: Паси) денежку про черный день!
Береги хлеб в углу, а деньги – в узлу.
Береги хлеб для еды, а деньги для беды.
Береги чужое, а свое – как знаешь.
Береженая вещь два века живёт.
Бережливость дороже богатства.
Бережливость – не скупость.
Ближняя копеечка дороже дальнего рубля.
Бог даст денежку, а черт – дырочку, и пойдет богова денежка в чертову дырочку.
Богатство слепо, оно словно муха: то на навоз садится, то на розу.
Богатому и на гору вода течет, а бедному и в долине колодец надо копать.
Богатый совести не купит, а свою погубит.
Больше денег – больше хлопот.
Брат братом, сват сватом, а денежки не родня.
Были б денежки в кармане, будет и тетушка в торгу.
Были денежки – любили Сеню девушки, а не стало денежек – забыли Сеню девушки.
Быть было беде, да деньги на бедре.
В голове ветер ходит, а в кармане пустота бродит.
В гроб смотрит, а деньги копит.
В деньгах родства нет.
В долгах не деньги, в снопах – не хлеб.
В иных руках и горсть пыли в золото превращается.
В казне холодно – в народе голодно.
В лесу дуб – рубль, в столице – по рублю спица.
В одной суме – да разные денежки, в одной семье – да разные детушки.
В одном кармане дыра, да и другой чинить пора.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
КНИГА «ЭКОНОМИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ»
11