Петр I и развитие математического образования в России

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Петр I и развитие математического образования в России

Палеха Н.А. 1
1ГБПОУ ВО «БТПИТ»
Мочалова С.Э. 1
1ГБПОУ ВО «БТПИТ»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

 

В последнее время многие писатели, публицисты, пишут о том, что не будь Петра и его преобразований, развитие России могло пойти по иному, менее драматическому пути. Но, существует и противоположное мнение, о том, что, реформы Петра в области просвещения и образования дали возможность подготовить множество отечественных специалистов во всех областях знаний. Были ли эти преобразования случайны или закономерны, нужны ли были эти преобразования России? Ответ на эти вопросы, по моему мнению, необходимо искать и в личности Петра, и в тех обстоятельствах, которыми он был окружен, в тенденциях русского исторического процесса, которые оказывали влияние на ход реформ, и, порой, носили хаотический характер. Меня заинтересовала эта тема. Она привлекла меня своей многоплановостью, разносторонностью. Думаю, и остальным студентам будет полезно и интересно разобраться в этом вопросе, ведь этот человек – наш соотечественник, и, рассматривая его заслуги перед нашей страной, мыосознаем себя гражданами великой страны. Я поставила перед собой проблему – познакомиться с процессом развития математического образования в России в эпоху великого реформиста и познакомить с этим процессом остальных студентов. С целью знакомства студентов решила изготовить информационную брошюру на эту тему.

Цели работы –  познакомиться с математическими открытиями в эпоху Петра великого и познакомить с ними других студентов.

Данная цель послужила постановке следующих задач:

Познакомиться с деятельностью Петра Великого в области развития математического образования;

Выявить российских математиков и их открытия в годы правления Петра I;

Изготовить информационную брошюру;

Провести социологический опрос.

Оборудование: литературные источники, интернет.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА I. ВНЕДРЕНИЕ ПЕТРОВСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ И ИХ ПРОБЛЕМЫ

Начало Петровских преобразований

Петр I обладал достаточно высокими познаниями в области математики. Еще в молодости он с охотой изучал математику. В четырнадцатилетнем возрасте, он заинтересовался инструментом, «которым можно брать дистанции или расстояния, не доходя до того места». Юный царь поручил купить себе такой инструмент во Франции, куда Долгорукий ехал в качестве посла. В 1688 г. Долгорукий привез из Франции астролябию и готовальню с математическими инструментами. С большим трудом отыскали голландца Франца Тиммермана, который объяснил царю их назначение. Тот приблизил к себе Тиммермана и начал учиться у него арифметике, геометрии и фортификации. Постепенно Петр I овладел математикой в объеме, необходимом для квалифицированного инженера, архитектора и навигатора своего времени [2]. Более того, он даже принимал участие в издании математических книг. Так, он тщательно отредактировал первое издание «Геометрия словенски землемерие…», для второго издания этого учебника написал раздел «Построение солнечных часов в различных случаях». Порой, он делал грамматические ошибки (рис.1), но с чертежами и математическими приборами обращался свободно.

Рис. 1. Почерк Петра Ⅰ

На Руси с древних времён обучение детей проходило в семьях, передача знаний проводилась по линии Рода. Дети более высоких сословий обучались в храмах, а после христианизации - в монастырях. Постепенное отдаление одних ветвей Рода от других по миграционным причинам, замена древних знаний и устоев религиозными догмами, фиксированное, наследственное разделение народа на сословия со временем, привели к разрозненности знаний [2].

Из-за недостаточного уровня развития образования в стране для работы на важных государственных должностях приходилось приглашать иностранцев, поэтому Пётр I осознавал, что в России требовались опытные и квалифицированные специалисты: инженеры, архитекторы, кораблестроители и другие. Это вело к необходимости поднимать уровень образования в стране. Сначала, видимо, памятуя о своих годах обучения, он попытался использовать образовательный потенциал развитых стран Европы. Но из этого пользы вышло мало: отправляемые им за границу дворянские дети чаще всего не хотели учиться, издаваемые одним из голландских коммерсантов книги не нашли в России своего потребителя.

Поэтому, Петр решил создать собственную образовательную систему. При его прямом участии в России были организованы первые светские государственные школы, причем преподавание во всех этих школах носило ярко выраженную математическую специализацию. Первой такой школой с военно-технической специализацией была математико-навигацкая школа (рис.2), начавшая функционировать в 1701 году. Обучение в ней велось в три класса: 1, 2 классы – учили математику, а 3 класс – навигацию. Позднее, в 1715 году, старший класс был переведен на обучение в Петербург в Морскую академию. Школа располагалась в Сухаревской башне. Там была создана и школа, и обсерватория. Школой руководили крупные ученые из России и из других стран. В 1703 году в Навигационной школе училось 300 человек, в 1711 – уже 500 человек [2].

Рис. 2. Математико-навигацкая школа

Потом были инженерная, артиллерийская школы, горные училища.

Большое влияние на осознание роли математики в российском обществе, оказал знаменитый немецкий математик Лейбниц, обладавший прогрессивными взглядами. Петр I до самой смерти немецкого ученого вел с ним оживленную переписку, присвоил звание тайного советника с жалованьем 1000 рейхсталеров в год.

Во всех организованных при нем первых специальных профессиональных школах математика стала одним из основных предметов, за преподаванием которого постоянно и пристально следили он сам и его сподвижники.

Петр Ⅰ серьезным образом подошёл к изменению системы обучения, которая была приведена к общеевропейскому стандарту, наравне с реформированием культуры, армии и флота, органов власти, церкви, сельского хозяйства. Изменение системы образования петровской эпохи и главные научные успехи при Петре Ⅰ включает в себя следующие главные направления:

Массовое создание школ различной направленности;

Введение гражданской азбуки в 1708 году;

Издание первой печатной газеты «Ведомости» с 1703 года;

Открытие в Петербурге Общественной библиотеки в 1714 году;

В 1714 году начала работу Кунсткамера, а также военно-морской и артиллерийский музей;

Создание академии наук в 1724 году.

Введением реформы образования Петр Ⅰ пытался создать собственную кузницу кадров. В этом и кроется главная причина усиления внимания Петра к развитию научных знаний в России [2].

Реформы Петра Ⅰ в области образования привели к тому, что в России появилась целая сеть школ и учебных заведений.

Проблемы образования при Петре Ⅰ

Обучение в школах при Петре имело свои особенности. Так, оно велось для детей 10-15 лет. В среднем длилось 6-8 лет. К ученикам применялись и наказания: побег с учебы – казнь, просьба об освобождении от учебы – ссылка.

Образование при Петре Ⅰ носило обязательный характер для дворянских детей. 20-28 февраля 1714 года был издан указ, который запрещал жениться дворянам, не окончившим школы, а это было страшной вещью для дворянства, с учетом важности продолжения рода. Еще одним недостатком обучения того времени было то, что оно носило механический характер: нужно было всего лишь запоминать правила и уметь применять их к определенным задачам.

Великие математические умы России в период правления Петра Ⅰ

Петр Ⅰ имел в своем деле помощников. Ближайшим был генерал Яков Вилимович Брюс, который весьма глубоко изучил науку математику и астрономию. Он много читал и оставил после себя большую библиотеку (около 1500 книг), а также собрание научных инструментов, которые завещал Академии наук. В Сухаревской башне он оборудовал первую в России обсерваторию, сам изготовлял для нее инструменты, вел наблюдения и составил звездную карту (рис.3). Он выпускал календари, занимался научными переводами и руководил как Навигацкой школой, так и изданием многих книг. Он был сторонником учения Коперника, которое в те годы в России ещё не поддерживалось православной церковью, а, также, сторонником идей Ньютона [2].

Рис. 3. Карта звездного неба Якова Брюса

Другие его помощники – глава навигацкой школы Андрей Данилович Фархварсон и – Леонтий Филлипович Магницкий. Фархварсон помогал царю в организации Навигацкий школы, где читал некоторые разделы математики, астрономию и мореходное дело. В 1716 г. его перевели профессором в Петербургскую Морскую академию. Фархварсон вместе с Магницким и Гвином опубликовал в 1703 г. «Таблицы логарифмов и синусов, тангенсов и секансов». Фархварсон и Магницкий подготовили также русское издание голландских «Таблиц северных и южных широт восхождения солнца», содержащие нужные мореплавателям таблицы с пояснениями» (рис.4).

Рис. 4. Русское издание голландских «Таблиц северных и южных широт восхождения солнца»

Леонтий Филиппович Магницкий (1669-1739) происходил из тверских крестьян. Он самостоятельно изучил многие науки, в том числе математику и европейские языки. В Навигацкой школе Магницкий работал с 1702 г., преподавал геометрию, арифметику и тригонометрию, мореходные науки. После перевода Фархварсона в Петербург с 1716 г. и до конца жизни Магницкий руководил Навигацкой школой. Его перу принадлежит знаменитое первое в России пособие по математике «Арифметика, сиречь наука числительная» (рис.5) [2].

Рис. 5. Страницы из пособия по математике «Арифметика, сиречь наука числительная»

Первые математические руководства

Чудом уцелели и дошли до нас и другие книги того времени.Одним из первых учебников геометрии на русском языке является рукопись начала XVII века «Синодальная № 42», составленная в 1625 году Елизарьевым и хранящаяся в Государственном историческом музее.По объему – 173 листа размерами 37×24 см. Написана полууставом XVII века; часть заглавных букв и обозначений выделена киноварью. Она была составлена не особенно тщательно: были не везде пронумерованы страницы, перепутаны несколько чертежей, не везде встречались обозначения. Рукопись включала некоторые исторические и географические сведения и была написана на основании сразу нескольких математических источников. Не совсем надлежащего качества были и другие источники того времени. Так, «Устав ратных дел» ((рис.6), изданный в начале XVII века, содержал несколько задач триангуляции на местности, изложенных довольно смутно.

   

Рис. 6. «Устав ратных дел»

Рис. 7. «Книга сошного письма»

Другое дошедшее до нас с тех времён руководство, «Книга сошного письма» (рис.7), посвящена задачам землемерия. Многие приведенные в ней правила вычисления площадей содержат грубые ошибки. Например, чтобы вычислить площадь треугольника, рекомендуется умножить половину меньшей стороны на бо́льшую (вероятно, треугольник считался прямоугольным, а бо́льшая сторона подразумевала больший из катетов) [4].

К этому периоду в арифметике уже частично сложилась русская терминология:

Считание

Вычитание

Перечни (слагаемые)

Исподний большой перечень (сумма)

Заёмный перечень (уменьшаемое)

Платёжный перечень (вычитаемое)

Большой перечень (делимое)

Деловой перечень (делитель)

Жеребейный перечень (частное)

Остаточная доля (остаток)

Сомножители и произведение названий не получили. Славянская нумерация начинает вытесняться десятичной записью с индо-арабскими цифрами.

ГЛАВАII. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Основное предназначение и принципы изготовления информационной брошюры

Чтобы познакомить студентов с математическими открытиями в эпоху Петра, решила создать информационную брошюру. Брошюра – это многополосная полиграфическая продукция. Представляет собой непериодическое печатное издание объемом от 4 страниц, сшитых между собой различными способами (от франц. brochure – «сшивать»). Такую продукцию заказывают как коммерческие, так и государственные предприятия. К печати брошюр, как и к любой другой современной печатной продукции, применяются строгие требования, ведь от качества бумаги, цветового оформления, способа производства, дизайна и многих других моментов зависит, будет ли достигнута цель, для которой напечатана та или иная брошюра [6].

При изготовлении брошюры старалась учесть её основные принципы:

информативность;

компактность – удобно распространять;

долгосрочное использование.

Моя брошюра, посвященная деятельности Петра великого в области развития образования будет носить информационный характер. При создании брошюры основной аспект деятельности заключался в высоком качестве подать нужную информацию. Сюда относится и подбор интересных картинок, интересных сведений, а так же, на мой взгляд, большую роль играет лаконичность информации. Здесь же можно использовать и различные схемы, которые упрощают понимание материала. На последней странице брошюры я поместила социальный опрос студентов техникума БТПИТ, который я проводила с целью представления о том, насколько студенты осведомлены по данной тематике.

2.2. Проведение социального опроса на тему: «Развитие образования в период правления Петра Ⅰ»

Вопросы:

В каком возрасте Петр вступил на русский престол?

А) 20 лет;
Б) 5 лет;
В) 10 лет;
Г) 19 лет.

Основателем какого города стал Петр Первый?

А) Москва;
Б) Елец;
В) Санкт-Петербург;
Г) Тула.

Куда выводит «окно», прорубленное Петром?

А) в Европу;
Б) в Америку;
В) в Азию;
Г) на северный полюс.

Какое прозвище имел царь Петр Ⅰ?

А) Могущественный;

Б) Великий;

В) Грозный;

Г) Всезнающий.

5. Кого первым приблизил к себе Петр Ⅰ?

А) Яков Вилимович Брюс;

Б) голландца Франца Тиммермана;

В) Леонтий Филиппович Магницкий;

Г) Андрей Данилович Фархварсон.

6. Год издания указа о создании Академии наук? 

А) 1724 г.

Б) 1768 г.

В) 1568 г.

Г) 1725 г.

7. Какая школа в 1715 году была переведена в Петербург из Москвы? 

А) Военная школа;

Б) Петербургская школа;

В) Московская школа;

Г) Навигацкая школа.

8. Как называлось первое издание по геометрии?

А) Синодальная № 42;

Б) учебник по геометрии;

В) Устав ратных дел;

Г) книга сошного письма.

(Синодальная №42)

9. Кто был главой в Навигацкой школе?

А) А. Д. Фархварсон;

Б) Л. Ф. Магницкий;

В) Стефан Гвин;

Г) Роберт Грейс.

10. Что запретил дворянам Петр Ⅰ?

А) учиться;

Б) жениться;

В) уезжать за границу;

Г) бездельничать.

Рис. 8. Диаграмма ответов, составленная по опросу

Мною было опрошено 180 студентов техникума БТПИТ. По количеству правильных ответов была составлена диаграмма (рис.8), показывающая процент людей, ответивших правильно на определенное количество вопросов. По нему становится понятно, что около половины студентов ответили правильно на 5 вопросов из 10, и лишь совсем малый процент только на 3 вопроса. Из этого следует, что большинство в среднем осведомлены о личности и деятельности Петра Ⅰ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По инициативе и под непосредственным наблюдением Петра I в первой четверти XVIII в. в России были заложены основы относительно массового математического образования. Большую роль при этом сыграли ближайшие сподвижники Петра I. Они активно занимались организацией обучения, сами прекрасно преподавали, создали замечательные учебники математики.  Л. Ф. Магницкий внес неоценимый вклад в развитие математического просвещения в России, создав одну из самых замечательных учебных математических книг — «Арифметику».  Я. В. Брюс осуществил издание учебных руководств по геометрии. Фархварсон помогал царю в организации Навигацкий школы, а в 1716 г. работал в Петербургской Морской академии, издал несколько полезных математических книг. В течение длительного времени Петр Ⅰ вел разнообразную деятельность по созданию материальной базы и всего необходимого для организации Академии наук, ее открытие состоялось уже после смерти царя в 1725г. Петровские школы и Академия наук положили начало формированию в России людей, профессией которых стал умственный труд, культурная, просветительская и научная деятельность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Интернет ресур. Форма доступа: https://compedu.ru/publication/issledovatelskii-proekt.html

2. Интернет ресурс. Форма доступа: https://infourok.ru/matematika-v-epohu-petra-i-5773664.html

3. Интернет ресурс.

Форма доступа: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2016/03/31/matematicheskoe-obrazovanie-v-rossii-v-epohu-petra-i

4. Интернет ресурс. Форма доступа: https://ru-wikipedia-org

5. Интернет ресурс. Форма доступа: https://helpiks.su/3-189256.html

6. Интернет ресурс. Форма доступа: https://icolorit.ru/blog/vse-o-broshyurakh

Просмотров работы: 2300