Формирование семейного бюджета

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Формирование семейного бюджета

Аслямова К.И. 1Цынгалова В.И. 1
1Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Дмитриевка муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан
Нургалиева Е.З. 1
1Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Дмитриевка муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Вы когда-нибудь задумывались над тем, сколько денег тратят мы сами, наши родители на наше содержание?

Молодые люди любят ходить в кино, на дискотеки, концерты, в кафе, покупать вкусную еду и т. д. Вокруг очень много соблазнов для траты денег, причём зачастую бездумной.

Вусловиях современной жизни актуально вести собственный бюджет и знать на что мы тратим свои деньги.

Проблемой исследования нашего мы ставим нерациональную трату денег

Целью данной работы является: подготовка к овладению элементарными практическими навыками по планированию собственного бюджета.

Для достижения цели решаются следующие задачи:

- рассмотрение литературы по сбалансированному бюджету;

- изучение МРОТ и потребительской корзины РБ;

- проведение работы с одноклассниками по определению общей финансовой грамотности;

- проведение анализа семейного бюджета.

Объектом исследования является рассмотрение структуры семейного бюджета.

А предметом исследования будет изучение структуры расходов и дохода семейного бюджета.

Гипотезу сформулируем следующим образом: предположим, что семья из четырех человек, получая МРОТ, живет целый месяц. (для точности исследования проводятся в двух семьях с одинаковым составом: мама, папа и две дочери одна учится в 8 классе, а другая в начальных классах )

Для проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:

- анализ источников по проблеме исследования, систематизация данных;

- работа в группе;

- описание структуры и анализ бюджета.

Подобное исследование проводится впервые в нашей семье.

Какова практическая значимость работы? На основе проделанной работы приобретаются навыки по экономии собственного семейного бюджета.

1 Что же такое бюджет?

Бюджетэто кошелек, в нем отражены доходы, т.е. поступающие деньги и всех виды расходов.

Расходы = Доходам

бюджет сбалансирован.

Расходы > Доходов

бюджет имеет дефицит (нехватка денег)

Доходов > Расходов

бюджет профицитный, имеются свободные деньги.

МРОТ и потребительская корзина

 С 1 января 2022 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в Башкортостане составляет 16330 рублей в месяц, с учетом уральского коэффициента. На эту минимальную зарплату один работающий человек, считает государство, может прожить целый месяц.

Потребительская корзина - этоминимальный перечень основных продуктов, предметов и услуг, необходимых семье для нормальной жизнедеятельности ее членов.

В потребительскую корзину в первую очередь включены продукты питания, которые составляют около 50% ее стоимости.

Стоит упомянуть, что большинство российских семей тратят на продукты питания также больше половины семейного бюджета.

Во вторую группу включены непродовольственные товары - одежда, обувь, головные уборы, бельё, лекарства, что составляет 25 % стоимости.

Ну и третья группа (также 25 %) потребительской корзины состоит из услуг: коммунальные услуги, расходы на транспорт, культурные мероприятия и прочее.

Что это значит в расчете на одного человека в день? А это значит, что обычный гражданин Российской Федерации должен употреблять в день 277 г. хлеба, картошки – 260 г., овощей – 301 г., фруктов свежих – 175 г., сладкого – 101 г., молока и молочных продуктов – 406 г., масла растительного и жиров – 25 г.

А также 1 раз в 2 дня съедать одной яйцо, довольствоваться в день 145 г. мяса, ну и употреблять за неделю 36 г. рыбы.

На свой прожиточный минимум раз в месяц можно сходить в кино или театр.

На эту зарплату можно купить путем ежемесячной экономии через 10 лет телевизор, через 15 лет – холодильник.

Рисунок 1 – Непродовольственные товары

За зарплату меньше установленной предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Кстати, у депутатов, средняя зарплата составляет 600 тысяч в месяц.

2. Структура семейного бюджета

Бюджет можно выразить в виде таблицы, которая состоит из двух разделов:

Доходы

Расходы

1. ….

1……

Все денежные поступления называют доходами.

Какой основной доход в семье? Это заработная плата, пенсия и так далее.

Необходимо, чтобы каждый умел правильно распределять свой бюджет (как тратить свои деньги). Условно все расходы можно подразделить на три группы:

- постоянные,

- переменные,

- непредвиденные.

Конечно, в первую очередь, необходимо выделить деньги на покупку продуктов питания, самую нужную одежду и обувь.

Есть и еще очень важная часть расходов: плата за квартиру, за пользование электричеством, телефоном, транспортные расходы.

К переменным расходам относятся, например, покупка канцелярии, посещение кино…

К непредвиденным расходам относятся расходы, которые невозможно учесть: ремонт сломавшейся техники, покупка лекарств и т. п.

Ещё одна важная часть любого бюджета называется сбережения.

Зачем нужнысбережения? Это часть денег на всякий случай. Или «на мечты: поездку на море и теперь копит на нее деньги. \

Анализ бюджета семьи

Предположим семья из четырех человек, двое взрослых и двое детей проживают на МРОТ, т.е. 16330 * 2 =32660 рублей и приобретающей продукты в магазине шаговой доступности (в нашем случае «Байрам»)

Исследования бюджета двух семьей приведено в таблице 3.

Таблица 3а - Примерная структура бюджета семьи из четырех человек на месяц

Доходы семьи, руб

Расходы семьи

наименование

сумма, руб

%

1. Заработная плата мамы

16330

Постоянные

затраты, руб

31701

96%

- питание

- молоко

- кефир

- хлеб

- творог, сметана

- мясо птицы

- мясо говядина

- мясо свинины

- рыба

- масло слив.

- сыр

- чай

- яйца

- фрукты, ягоды, орехи, сухофрукты

- овощи

- крупы

- макаронные изделия

- масло подсолн.

- печенье, др. сладости

- сахар, соль и др.

- транспорт

- коммунальные платежи, связь

- кружки, питание в школе

72*30дн=2160

80*15 дн = 1200 (через день)

43,90*30 дн = 1 371

160*8 дн = 1280 (2 раза в неделю)

259*4 = 1039

550*4=2200

270*4=1080

320*4=1280

179*4 = 716

119*4 = 476

219 (пачка)

90*4=360

1500

500

700

250

150 (1 литр)

400

120

(28*22)+50*10= 1116

6952

6632

17001

1116

6952

6632

52%

3%

21%

20%

2. Заработная плата папы

16330

Всего

32660

Переменные

459

2%

- непродовольственные (одежда, хоз. и канц.товары)

459

- культурное просвещение (поход в кино, музеи)

Пушкинская карта

Непредвиденные

500

2%

- лекарства, подарки

500

 

Сбережения

-

-

Итого

32660

100

Таблица 3б - Примерная структура бюджета семьи из четырех человек на месяц

Доходы семьи, руб

Расходы семьи

наименование

сумма, руб

%

1. Заработная плата мамы

16330

Постоянные

затраты, руб

31201,5

95%

питание

молоко

хлеб

сметана

мясо птицы

масло сливочное

мясо свинина

сыр

чай

яйца

фрукты

крупы

овощи

масло подсолнечное

сахар, соль и др.

печенье сладости

транспорт

коммунальные платежи, связь

доб. образование кружки, питание в школе

72*30дн=2160

41*30дн=1230

94*8дн=752

259*4=1036

179*4=716

270*5=1350

119*4=476

219

89,9*4=359,6

1500

700

300

149,9

120

350

(28*22)+50*10=1116

6952

107000

12417

1116

6952

10700

38%

3%

21%

33%

2. Заработная плата папы

16330

Всего

32660

Переменные

1000

3%

- непродовольственные (одежда, хоз. и канц. товары)

1000

- культурное просвещение (поход в кино, музеи)

Пушкинская карта

Непредвиденные

475

2%

- лекарства, подарки

475

 

Сбережения

-

-

Итого

32660

100

Семьи разные, в одной более сбалансировано питание, в другой 33% тратится на доп. образование детей. Таким образом, бюджет семей является строго сбалансированным, т.е. расходы равны доходам. Постоянные расходы составляют 95-96 % бюджета. Переменные расходы занимают 4-5 % от уровня дохода. Но могут изменяться в сторону уменьшения или увеличения. Семья, проживая на МРОТ, не может в полной мере позволить себе приобрести ни хозяйственные, ни канцелярские товары, ни одежду, ни технику.

Непредвиденные расходы могут быть непостоянными. Их сложно предсказать. Иногда бывают огромные затраты на лекарства, поэтому бюджет семьи в некоторые месяцы бывает и дефицитным Сбережения отложить никак не удается.

3 Рекомендации по экономии средств (Полезные советы)

Перед походом в магазин составьте список необходимых товаров и продуктов. Изучите сайты, показывающие проходящие скидки в магазине.

Не ходите в магазин на голодный желудок (по статистике до 20% лишних покупок)

В магазине строго следуйте вашему списку

Не берите с собой лишние деньги

Не ходите в магазин с маленькими детьми (только по необходимости)

Сократите количество походов в магазин в месяц (за продуктами раз в неделю, за одеждой еще реже (по необходимости)

7. «Оптом – дешевле» (продукты дешевле покупать на оптовых рынках, если есть где хранить) или в складчину с кем-нибудь из друзей.

8. Не переплачивать за рекламу и упаковку (упаковка это мусор). Есть товары не хуже по качеству в более скромных упаковках.

9. Приучите себя откладывать 1/10 часть любых доходов в месяц на «сбережения» (и ни при каких обстоятельствах не трогайте эту сумму - «неприкосновенный запас»)

Работа в классе

В классе провели экономическую викторину. Одноклассникам было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Какое животное всегда при деньгах? (поросенок: у него есть пятачок)

2. Назовите мероприятия, где цену набивают молотком? (аукцион)

3. Кто считает миллионы тысячами? (миллиардер)

4. Какую страну называют «банкиром всего мира»? (Швейцарию)

5. «Кока-кола» по отношению к «пепси – кола» это кто? (конкурент)

6. Лицо торговой точки — это что? (витрина)

7. Какое сказочное животное умело изготовлять монеты простым ударом копыт? (антилопа)

8. Какая русская народная сказка демонстрирует эффективность коллективного труда? (репка)

Результаты ответов представлены в следующей таблице 1.

Таблица 1 – Ответы на вопросы экономической викторины (23 чел.)

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

Кол-во прав ответов

10

5

2

9

1

1

14

6

В целом, по таблице можно сделать вывод, что одноклассники хорошо разбираются в вопросах на логическое мышление.

Далее выполнили шуточный тест.

1. Молодой длинноносый специалист по выращиванию деревьев с золотыми плодами – это… Кто?

а) Буратино

в) Карлик Нос

б) Барон Мюнхаузен

г) Комар Комарович

2. Сколько лет рыбачил старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина до того, как он поймал Золотую рыбку?

а) тридцать лет и три года

в)30 лет

б) три года

г) 33 года

3. Что сделано из золота у трудолюбивого умельца?

а) пальцы

в) зубы

б) руки

г) мозоли

4. Кто из этих сказочных персонажей периодически нёс золотые яйца?

а) Курочка Ряба

в) Крокодил Гена

б) Чёрная курица

г) Золотой петушок

5. Кто из указанных героев сказки «Золотой ключик» является куклой?

а) Папа Карло

в) Мальвина

б) Тортилла

г) Дуремар

6. У кого был золотой петушок?

а) у царя Салтана

в) у царя Дадона

б) у князя Гвидона

г) у королевича Елисея

7. Как называется известный футбольный приз?

а) «Золотой сапог»

в) «Золотая бутса»

б) «Позолоченная туфелька»

г) «Золотая подкова»

8. Какую медаль вручают за высшее спортивное достижение?

а) серебряную

в) золотую

б) медную

г) деревянную

Результаты ответов представлены в следующей таблице 2.

Таблица 2 – Ответы на вопросы шутливого теста (23 чел.).

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

Кол-во прав ответов

22

20

19

23

20

9

10

23

В целом, тест ребятам понравился. Они с интересом отвечали на шутливые вопросы.

Так же было предложено составить семейный бюджет по группам: 1 группа - 2 взрослых, 2 группа - 2 взрослых и 1 ребенок, 3 группа – 2 взрослых и 2 детей. Результаты были примерно одинаковые, а именно Расходы > Доходов бюджет имеет дефицит (нехватка денег). После мы познакомили ребят с Рекомендациями по экономии средств (Полезные советы). Надеюсь они к ним прислушаются!

Заключение

Целью данной работы являлась подготовка к овладению элементарными практическими навыками по планированию собственного бюджета.

Для достижения цели решили следующие задачи:

- рассмотрели информацию по сбалансированному бюджету;

- изучили МРОТ по Республике Башкортостан и структуру потребительской корзины РБ;

- изучили общую структуру семейного бюджета;

- провели анализ бюджета семьи из четырех человек, живущей на МРОТ и выяснили, что очень сложно жить, получая низкую зарплату;

- провели с одноклассниками экономическую викторину и шутливый тест по определению общей финансовой грамотности и составили структуру СБ;

- привели примеры рекомендаций по разумному использованию семейного бюджета.

Доказали в своей исследовательской работе гипотезу, что даже при умелом и экономном распоряжении собственным минимальным доходом, семье из четырех человек сложно вести сбалансированный бюджет.

Список использованных источников

1. Балакина А.П., Бабленкова И.И., Дмитракова Н.Д. и др. Введение в экономику и бизнес. Экономика для неэкономистов. Учебник для средних специальных учебных заведений – М.: Вита-Пресс, 1999.

2. Липсиц В.И. Экономика без тайн.- М. "Дело ЛТД", 1993.

3. Фирсов Е. Г. Экономика – интеллектуальные игры для школьников – Ярославль; “Академия развития”; 1998 г.

4. www. http://potrebkor.ru/

5. www. https://equity.today/

Просмотров работы: 62