Магический квадрат и его влияние на развитие логического мышления младших школьников

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Магический квадрат и его влияние на развитие логического мышления младших школьников

Рыбалко А.А. 1
1ГУ «Гимназия № 3 для одарённых детей г. Павлодара»
Кенжебаева Г.С. 1
1ГУ «Гимназия № 3 для одарённых детей г. Павлодара»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Величие человека - в его способности мыслить.
Блез Паска́ль 
(французский математик, механик, физик,

литератор и философ XVII века,

один из основателей математического анализа)

Мой интерес к теме исследования возник не случайно. Я очень люблю разгадывать ребусы, загадки, кроссворды, решать различные логические задачи. Эти увлекательные занятия захватывают меня настолько, что я могу очень долгое время проводить за ними.

При этом, как мне кажется, благодаря этим моим увлечениям, я достаточно быстро стал справляться не только с решением задач по математике, но также и с заданиями по другим школьным предметам.

Мне захотелось узнать действительно ли логические игры влияют на развитие мышления? А также найти ответы на следующие вопросы. Зачем нужно развивать логику у ребёнка? Насколько развитие логического мышления пригодится ему в будущем? Поэтому рассмотрим подробнее эту тему:

Объект исследования:

Цель: доказать необходимость развития логического мышления у ребёнка и что игра-головоломка «Логический квадрат» этому способствует.

Задачи:

Систематизировать и обобщить знания о взаимосвязи логических игр и развития логического мышления;

Исследовать игру-головоломку «Логический квадрат»;

Показать значимость и актуальность взаимосвязи для развития логического мышления у ребёнка;

Воспитывать желание заниматься решением различных логических задач.

Форма работы:

Организационный – выбор темы, постановка целей и задач исследования.

Формирующий – изучение литературы и интернет - источников по выбранной теме исследования.

Исследовательский – анализ информации, проведение экспериментов, систематизация полученных результатов, выводы.

Теоретическая значимость:

Изучение различных информационных источников.

Практическая значимость:

Ежедневно я делаю уроки, хожу на тренировки по тхэквондо, помогаю по дому, а также занимаюсь другими делами. При этом, чем бы я ни занимался, я всегда думаю, как лучше и быстрее сделать то или иное дело. И в этом мне помогают те умения и навыки, которые я приобретаю в результате решения различных логических задач. Именно поэтому я решил придумать свои логические задачи и составить сборник, чтобы предложить одноклассникам поучаствовать в их решении. Надеюсь, что это увлекательное занятие ещё больше разовьет их логическое мышление и принесёт им пользу.

Основная часть.

Каждый день человек сталкивается с множеством задач, решение которых требует от него способности к логическому мышлению.

Что же такое логическое мышление?

Логическое мышление – это...

Логика в переводе с греческого имеет несколько значений: это и «наука о правильном мышлении», и «искусство рассуждения», и «речь» и даже «мысль».

Поэтому логическое мышление – это мыслительный процесс, при котором человек использует логические понятия и конструкции. Этому процессу свойственны доказательность и рассудительность, а целью его является получение обоснованного вывода из имеющихся предпосылок.

Если выразиться короче, то логическое мышлениеэто, прежде всего, способность рассуждать.

Такого же мнения придерживался и английский педагог и философ Джон Локк, живший в XVII веке. Он говорил: «Логика - это есть анатомия мышления».  

Если обратиться к истории, то человек с самого начала своего существования познавал мир с помощью логики. Связь между событием и его последствием, наблюдения и выводы помогали людям выжить.

Например, наблюдая, как молния попадает в дерево и воспламеняет его, человек мог сделать вывод, что это может быть опасно, что лучше во время грозы спрятаться в укрытие. Если потереть одним куском дерева о другой, то можно добыть огонь.

И чем больше человечество развивалось, тем сложнее становились наблюдения за жизнью и тем интереснее делались выводы.

В наше время современным людям уже не нужно долго наблюдать за грозой, чтобы понять, что она может быть опасна, для нас это истина. То есть логика развивается вместе с нами, от века к веку. И следование её законам помогает человечеству двигаться вперед.

Необходимость развития логического мышления у ребёнка.

Привычки мышления во многом предопределяют жизнь человека. При этом логическое мышление не дается человеку по умолчанию. Это особый вид мыслительного процесса, которому нужно учиться.

Умение логически мыслить помогает человеку быстро находить правильные и нужные решения в разных ситуациях. Детям с развитой логикой легче учиться, понимать и запоминать материал, решать школьные и бытовые задачи.

Часто бывает, что ребёнок успешно читает, пишет и считает, но почему-то плохо успевает в школе. В чём же причина? Оказывается, в том, что у него не вполне развито логическое мышление. Ведь это сравнительно просто: механически читать, писать и считать. Намного сложнее анализировать ситуации, сопоставлять, приходить на их основе к своим выводам, делать собственные умозаключения.

А роль логического мышления, как раз и состоит в том, что ребёнок учится понимать закономерности, происходящие в материальном мире, и причинно-следственные связи. Логическое мышление позволяет ему анализировать ситуацию, выбирать лучший вариант поведения и действия в конкретных условиях.

Поэтому развитие логического мышления у ребёнка очень важно. Оно активизирует его умственную деятельность, улучшает смекалку и сообразительность.

Развитие логики поможет ребёнку научиться выделять суть в потоке информации, принимать взвешенные решения и чётко формулировать свои мысли. Эти способности ему пригодятся не только в школе.

Развитая логика станет подспорьем ребенку в будущем. Человеческое общество отличается нелогичностью. Люди склонны делать ошибки, повторять их, совершать бессмысленные действия в ожидании результата и злиться, не получая его. Поэтому человек, который умеет логически мыслить, выгодно отличается на общем фоне. Безупречной логикой всегда отличались ученые. Достаточно вспомнить физика-теоретика Альберта Эйнштейна и американского изобретателя Томаса Эдисона. Благодаря этому качеству они совершали свои открытия и изменили науку.

А в наше время высоких технологий умение мыслить логически становится не просто конкурентным преимуществом, но и жизненно необходимым навыком.

В общем, логика ребёнку нужна. Но как же ее развить? Легче всего это делать с помощью различных логических игр. Ведь всем детям очень нравится играть.

При этом логические игры будут не только приятным времяпрепровождением для ребёнка, но и полезным, так как они дают пишу для размышлений, учат думать и делать выводы на основе полученной информации.

Игра-головоломка «Логический квадрат».

Развивать логическое мышление у детей помогают различные игры, конструирование, разгадывание загадок и головоломок, решение шахматных и логических задач.

В данной работе будет рассмотрена увлекательная игра по разгадыванию головоломки, которая называется «Логический квадрат».

Между картинками в каждом ряду квадрата есть определенная связь. Решение такой логической задачи заключается в установлении закономерности и поиске недостающей в ряду квадрата фигуры или фигур.

Эта игра-головоломка развивает у детей образное и логическое мышление, внимательность, наблюдательность, умение последовательно думать и рассуждать, концентрироваться на задаче.

Она помогает научить ребенка самостоятельно анализировать, сравнивать, обобщать информацию и делать выводы.

Что представляет собой логический квадрат? Как правило, он представлен тремя горизонтальными и тремя вертикальными рядами.

В каждом ряду квадрата содержится по 3 фигуры. Это могут быть и геометрические фигуры, и изображения различных предметов.

Неизвестными в квадрате могут быть одна или несколько фигур. Отличаться фигуры могут по одному или нескольким признакам.

Чем больше в квадрате неизвестных фигур, которые отличаются между собой несколькими признаками, тем выше уровень сложности разгадывания такого логического квадрата.

Для наглядности рассмотрим несколько примеров.

Примеры логических квадратов.

Пример 1.

Из шести вариантов яблок, расположенных под таблицей, необходимо выбрать то, которое подходит для пустой ячейки.

Рассмотрев яблоки в таблице по горизонтали и по вертикали, можно сделать вывод, что они отличаются по двум признакам. Первый признак: по цвету, а именно черно-белое, серо-белое либо белое. Второй признак: принцип разделения на части (то есть вертикально, горизонтально или по диагонали).

В нижнем правом углу таблицы, как по горизонтали, так и по вертикали, отсутствует черно-белое яблоко. Также нет яблока, разделенного горизонтальной линией.

Отсюда ответ: из яблок, расположенных под таблицей, подходит черно-белое яблоко, разделённое горизонтальной линией.

Пример 2.

Найти геометрическую фигуру из фигур, помещенных под таблицей.

На основе анализа, сравнения и обобщения геометрических фигур в таблице, можно сделать вывод, что они отличаются по трём признакам: форма больших фигур, форма маленьких фигур и их цвет.

В нижнем правом углу таблицы, как по горизонтали, так и по вертикали, нет большого треугольника, также отсутствует фигура с квадратом внутри. Нет внутренней фигуры чёрного цвета.

Ответ: Недостающая фигура - большой треугольник с маленьким чёрным квадратом внутри (№6).

Пример 3.

Нужно выбрать недостающий самолёт из 6 фигур, помещенных справа.

При рассмотрении изображений самолетов, можно сделать вывод, что они отличаются по четырём признакам: формой корпуса, формой крыльев, окраской крыльев и количеством иллюминаторов.

В пустой ячейке и по горизонтали, и по вертикали отсутствует самолёт с прямоугольным корпусом, нет корпуса с одним иллюминатором. Отсутствуют крылья прямоугольной формы белого цвета.

Ответ: это самолёт с корпусом прямоугольной формы, с белыми прямоугольными крыльями и одним иллюминатором.

Пример 4.

Найти недостающие фигуры человечков.

В этой задаче отсутствуют 2 фигуры.

Отличаются фигуры только одним признаком: положением рук (вытянутые в сторону, поднятые вверх, опущенные вниз).

Ответ: В нижнем ряду в середине отсутствует человечек с опущенными вниз руками. В среднем ряду справа отсутствует человечек с поднятыми вверх руками.

Пример 5.

Нужно найти подходящую фигуру, из представленных справа.

Задача более сложная. Во-первых, отсутствуют 2 фигуры.

Во-вторых, рассмотрев таблицу по горизонтали и вертикали, видно, что фигуры отличаются семью признаками: формой туловища, формой головы, формой шеи (с прямым углом, дуга, крючок), хвостом (одна, две линии, нет линии), цветом головы (голубой и синий), цветом туловища (синий и тёмно-синий) и цветом ног (синий и тёмно-синий).

Ответ: В среднем ряду слева - фигура с треугольным синим телом, квадратной головой синего цвета, с шеей дугой, хвостом в 2 линии, ногами тёмного-синего цвета.

В среднем ряду в центре - фигура с круглым синим телом, треугольной головой голубого цвета, с шеей крючком, хвостом без линий, ногами синего цвета.

Практическая часть.

В данной работе представлена логическая игра на понимание закономерности или закономерностей расположения фигур и на правильный выбор недостающей фигуры или фигур.

Цель: способствовать развитию логического мышления, вниманию и наблюдательности младших школьников, развивать умение анализировать и сравнивать данные фигуры для нахождения недостающих.

После выбора темы находил книги с логическими заданиями и решал их.

Фото: Решаю логические квадраты.

В апреле 2021 года я начал придумывать и создавать свои логические квадраты.

Фото: Рисую логические квадраты.

После того, как логические квадраты были придуманы, переношу их в электронный вариант в файл Word.

Фото: Переношу квадраты в Word.

После этого начинаем с папой разрабатывать сайт с игрой и добавлять на него информацию. Проводим первые запуски игры.

Фото: Разрабатываем с папой сайт «Логическая игра».

Сборник задач (смотреть в приложении)

3.Заключительная часть.

3.1. Анализ результатов исследования.

Анализируя проделанную работу, я сделал следующие выводы:

Между логическими играми и развитием логического мышления у детей имеется тесная взаимосвязь.

Логические игры формируют способность концентрировать внимание над определенной задачей, анализировать ситуацию с различных точек зрения, учат мысленно разбирать целое на отдельные элементы и, наоборот, обобщать и собирать из элементов целое, систематизировать и классифицировать информацию.

Все эти навыки и умения жизненно необходимы любому человеку. Так как без привлечения логики невозможно решить нестандартную задачу, будь то задание по математике или непростая жизненная ситуация. Логическое мышление развивает интеллект во всех направлениях.

В марте защищал свой проект «Игра - головоломка «Логический квадрат» и рассказал своим одноклассникам о необходимости развития логического мышления у детей и почему детям с развитой логикой легче учиться, понимать и запоминать материал, решать школьные и бытовые задачи. На примерах показал как нужно находить закономерности и разгадывать логические квадраты.

Фото: Защита проекта в школе , март 2021г.

Также я предложил одноклассникам пройти придуманную мной игру «Логические квадраты» на сайте https://test.fst.kz/ для того чтобы потренировать логическое мышление.

На сайте было предложено выполнить по 5 задач для первого и второго класса. Были предложены варианты ответов от 3 до 8 фигур на выбор. Решая логические квадраты дети набирали баллы, максимальный-16 баллов. В игре приняли участие 16 детей.

9 человек набрали 16 баллов.

4 человека 15 баллов.

1 человек 14 баллов.

2 человека 13 баллов.

Мои одноклассники получили хорошие результаты в игре «Логические квадраты». И я рад, что благодаря моей теме проекта одноклассники узнали о том, как можно интересно, в игровой форме, развивать логическое мышление.

С данной темой я хочу продолжить работу, так как на этом развитие логического мышления не заканчивается, а только берёт своё начало.

Ведь развитие логики не заканчивается с завершением младшего школьного возраста, а длится в течение всего периода взросления.

С возрастом применение логики в мышлении позволит мне чётко изучать поставленные задачи, выявлять цели и наиболее важные моменты, создавать план и продумывать способы его реализации.

После прохождения мои одноклассники оставили отзывы о моей игре:

4.Выводы.

Рассмотрев тему, можно с уверенностью утверждать, что логические игры для детей, в том числе головоломки, не только интересны и увлекательны, но и очень полезны для их развития.

Логические квадраты не похожи друг на друга и имеют различный уровень сложности.

Поэтому, когда ребёнок их разгадывает, то улучшается его способность правильно рассуждать, развивается скорость логического мышления, он начинает быстрее находить решения поставленных задач.

При этом приобретаемые в процессе разгадывания навыки и умения самостоятельно анализировать, сравнивать, обобщать информацию и делать выводы ему всегда пригодятся и будут очень полезными в современном быстро меняющемся мире.

Развивать логическое мышление ребёнка так же важно, как давать ему новые знания. Ведь если знания — это инструменты, то логика — это умение ими пользоваться.

Также можно смело утверждать, что развитое логическое мышление - основа достижения успехов. И тренировать его необходимо с детства, уделяя этому серьезное внимание.

Именно навыки логического анализа, способность мыслить и находить нестандартные решения выделяют по-настоящему одаренных, талантливых детей среди примерных отличников.

Поэтому логические игры незаменимы для развития детей в любом возрасте.

Дневник исследования:

Дата

Деятельность

1

Октябрь 2020

Выбрал тему проекта, определил цели и задачи.

2

Ноябрь 2020

Начал изучать литературу по теме проекта.

3

Декабрь 2020

Поиск и решение готовых логических квадратов.

4

Январь-февраль 2021

Готовил презентацию на тему: Игра - головоломка « Логический квадрат» и её необходимость для развития логического мышления у ребёнка.

5

Март 2021

Провел анкетирование одноклассников по теме «Логический квадрат»

6

Апрель-август 2021

Начал создавать сборник по логическим играм.

7

Сентябрь 2021

Презентация сборника в школе.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. А. Зак «Путешествие в Сообразилию или как помочь ребёнку стать смышлённым» НПО «Перспектива», Москва 1993 г.

2. О.А. Холодова «Юным умникам и умницам: Информатика, логика, математика» 1класс РОСТкнига, 2019г.

3. https://moluch.ru/archive/45/5505/

4. https://vk.com/topic-125112909_35624895

5. https://yandex.ru/collections/user/nin30620617/poisk-9-go/

Приложение 1. Сборник задач 1-2 класса

1 класс

Задание 1. Перед вами логический квадрат с геометрическими фигурами.Внимательно рассмотрите квадрат, определите закономерность и поставьте недостающую геометрическую фигуру.

?

   
     
     

Задание 2. Внимательно рассмотрите квадрат, выберите нужную стрелку из трёх и перенесите её в пустой квадрат.

     
 


?

 
     

Задание 3. Рассмотрите логический квадрат, определите закономерности и дорисуйте недостающий математический знак.

     
     
   

?

Задание 4. Рассмотрите логический квадрат, найдите закономерность и дорисуйте недостающие фигуры.

   

?

?

   
     

Задание 5. Рассмотрите звёзды, подумайте каких звёзд не хватает в пустых клетках и поставьте их.

     
 

?

 

?

   

2 класс

Задание 1. Рассмотрите логический квадрат, определите закономерности и дорисуйте недостающие смайлы.

 

?

 
     
   

?

 

Задание 2. Рассмотрите логический квадрат, определите закономерности и дорисуйте недостающие фигуры.

   

?

     

?

   

Задание 3. Рассмотрите логический квадрат, определите закономерность и дорисуйте недостающие рисунки.

     

?

       
       
       

Задание 4. Перед вами логический квадрат с фруктами.Внимательно рассмотрите квадрат, определите закономерность и дорисуйте недостающие фрукты.

   

?

 
       

?

     
       

Задание 5. Перед вами логический квадрат с насекомыми.Внимательно рассмотрите квадрат, определите закономерности и дорисуйте недостающих насекомых.

     

?

       
 

?

   
       
Просмотров работы: 155