Методы решения задач с параметром

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Методы решения задач с параметром

Степанушкина А.Д. 1Гомелаури Е.А. 1Кузяков Н.О. 1Шайхутдинов О.В. 1
1МАОУ "Школа №47"
Лунькова Надежда Михайловна 1Кленьшина Наталья Владимировна 1
1МАОУ "Школа №47"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Параметр – это величина, входящая в математическую формулу и сохраняющая постоянное значение в пределах одного явления или для данной части задачи, но при переходе к другому явлению или другой задаче меняющая своё значение.» (Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова.)

В курсе школьной алгебры мы сталкиваемся с одним интересным видом задач, в котором вместо записи «решите уравнение» мы встречаем «для каждого значения а найдите решение». Такие задачи называются задачами с параметром.

Из чисто практического интереса в перспективе будущих экзаменов нас заинтересовала эта тема. Известно, что задачи с параметром считаются наиболее трудными. Это связано, видимо, с тем, что для их решения требуются не только формулы, используемые в обычных задачах, но и исследовательские навыки, применяемые для трезвой оценки условия и нахождения наиболее рационального решения. В ходе работы мы использовали различные материалы и источники: от нашего школьного учебника до различных справочников, курсов по подготовке к экзаменам и интернет ресурсов.

Таким образом, на создание данной работы нас мотивировало несколько факторов:

Такой вид задач встречается во всех современных вариантах ЕГЭ по профильной математике, а значит является более чем актуальным для нас.

В школьной программе не уделяется достаточно времени изучению данного материала, так как он редок в большинстве книг и пособий. Поэтому нам пришлось многие примеры и даже некоторые способы решения искать самостоятельно, а также под чутким руководством нашего преподавателя.

Решение подобных задач помогает рассмотреть «проблему» со всех сторон, найти наиболее рациональный подход к решению, а развитие таких навыков несомненно пригодится каждому из нас в будущем.

Написав работу на данную тему, мы также хотели бы зародить искру интереса к математике в других ребятах, ведь математика – чрезвычайно интересная и полезная в жизни наука.

Цели нашего проекта;

Более глубоко подготовится к ЕГЭ по математике

Выяснить способы решения параметрических уравнений

Научится решать задачи с параметром

Ликвидировать пробелы по некоторым разделам математики

Наши задачи:

Научиться решать линейные и квадратные уравнения с параметром

Разобрать возможные способы решения данных уравнений

Изучить методы решений параметрических уравнений

Разработать некоторые методы решений

Задачи с параметром.

Аналитический метод решения

Метод с использованием графических иллюстраций

Метод оценки обеих частей уравнения неравенства

Использование симметрии аналитических выражений

Аналитический метод

1 Решите уравнение для каждого значения параметра а

1) Если


Ответ: Если
№2 Для каждого значения параметра а решите уравнение:






 

4 Решить уравнение для каждого значения параметра a:

Решение:








 

Использование графических иллюстраций в задачах с параметром.

1 Найдите значение а, при которых система имеет ровно 4 решения (см. приложение рис.1)

Решение:

① 1)

2) – в I четверти

3)

Отберем

Построим в I четверти относительно координатных осей

Если a<0, то решений нет; Если а=0, то (0;0),

Если а>0, то получаем уравнение окружности с центром в т. (0;0) и радиусом (окружность (0;0); )

Система будет иметь ровно 4 решения тогда и только тогда, когда графики 1 и 2-ого уравнений будут иметь 4 общие точки.

В случае II: r=2, ; В случае III r=4

В случае I: AB= ; r= = =

Окружность(I) вписана в квадрат

Диагональ квадрата: BD=

Ответ:

2 Найдите все значения параметра , при которых ур-е имеет хотя бы одно решение.

Пусть

;

Данное уравнение будет иметь хотя бы одно решение тогда и только тогда, когда уравнение будет иметь хотя бы одно решение на отрезке .

Рассмотрим случай, когда оба корня попадают в промежуток (см приложение рис.2)

Только 1 корень лежит в промежутке от –1 до 1(приложение рис.3)

или

; ;

Ответ:

3.Использование симметрии аналитических выражений

В каждой задаче, которую можно решить этим методом обязательно имеется аналитическое выражение, геометрический образ, которой имеет или ось симметрии, или центр симметрии, или плоскость симметрии.

;

Мы видим, что если поменять местами, то уравнения остаются прежними.

Во всех таких задачах той или иной формы присутствует требование единства решения.

1 Найдите все значения параметра , при каждом из α уравнение

Имеет единственное решение.

Решение:

Если – решение уравнения, то – решение уравнения.

Чтобы уравнение имело единственное решение, необходимо, чтобы , т.е. число 0 являлось корнем данного уравнения.

При

Данное уравнение имеет единственное решение при и

Ответ: 3; –1

4.Метод оценки значений выражений (ограниченность)

1 Найдите все значения параметра , для каждого из и , удовлетворяющая неравенству:

5

Решение:

Оценим правую часть:

Оценим левую часть:

Если , то

При любом раскрытии знаков модуля является линейной возрастающей функцией

Если , то при любом раскрытии знаков модуля является линейной убывающей функцией (см. приложение рис. 4).

Наименьшие значение этой функции –

Мы видим, что неравенство имеет хотя бы одно решение, если

Ответ: при всех данное неравенство имеет хотя бы одно решение.

5.Исследование квадратного трехчлена в задачах с параметром 

1 При каких “a” уравнение: имеет корни, принадлежащие интервалу (-2;0). 

Решение: 

Если , т.е. , то уравнение примет вид: 

         

      

       ( 

Пусть: 2а-2<0 

Рассмотрим функцию  - квадратичная функция, графиком является парабола, ветви направлены вниз (см. приложение рис. 5) 

-неверно система не имеет решений

Пусть

Рассмотрим функцию квадратичная функция, график – парабола, ветви направлены вверх (см. приложение рис.6)

Решим по группам:

a

-1 1

; ;

Таким образом:

-1 1,5

Ответ:

2 При каких значениях “a” уравнение имеет хотя бы одно решение:

Решение:

Пусть

(1)

; ;

Уравнение будет иметь хотя бы одно решение, если уравнение (1) будет иметь хотя бы одно решение на промежутке .

-слишком сложные вычисления

Рассмотрим графический способ (альтернативно).

Рассмотрим функцию

Оба корня лежат в промежутке (см. приложение рис.7)

Система не имеет решений.

Только один корень лежит в промежутке

(см. приложение рис. 8,9)

и имеют разные знаки

То есть: ; ;

Ответ: [6 ; + )

6.Рассмотрим различные примеры решений задач с параметрами

1 Найдите все значения параметра a, при каждом из которых уравнение имеет единственное решение. Найдите это решение для каждого значения

| |+|x+1|+

Решение

Проведём замену:

| |+| |+ =

Если - решение данного уравнения, то так же решение уравнения. Чтобы уравнение имело ед. решение необходимо, чтобы

Т.е.

Подставим в уравнение, получим:

| |+ =0,25 +

,

+1) = 0

Обратная замена:

;

Необходимое условие:

Подставим в уравнение (1):

| |+| |+ =| |+| |+ =

| |+| |+ =

При a=1 уравнение (1), а, следовательно, и исходное уравнение имеет единственное решение

Ответ:

2При каких значениях a система:

Имеет хотя бы одно решение?

Решение: Если a=0, то система имеет решение, т.к. любая пара чисел, удовлетворяющая условию * , является решением системы.

Например: ; );

Пусть Разделим первое уравнение на второе; получим:

Подставим вместо y во второе уравнение системы

= (*)

Оценим левую часть

Уравнение (*) будет иметь решение при всех а, удовлетворяющим условию:

;

+ - + - +

-1 1

: ( ;-1)

4 Найдите все положительные значения параметра , при которых система уравнений.

имеет единственное решение.

Решение:

Построим график уравнений (см. приложение рис.10):

окружность

Уравнение окружности

Система имеет некоторые решения если окружность располагается так, как показано на чертеже.

;;

Ответ:

Использование графических иллюстраций

1 Для каждого значения параметра решите неравенство:

Изобразим множество решений неравенства в системе (см. приложение рис.11)

Решение:

Рассмотрим:

Если , то решений нет

Если

Если

Ответ:

Если , то решений нет

Если

Если

2 Найдите все значения параметра a, при которых уравнение:

имеет хотя бы одно решение.

Решение:

Построим линии в системе (см. приложение рис.12):

При каком значении a является касательной к

Уравнение касательной:

; ;

Уравнение касательной:

При каком значении a y=-x+a является касательной к y = 3 –

Ответ: При всех a принадлежит [ ; ]

2 способ: (без уравнения касательной)

3- = x-a - – x + (a+3) = 0 + X + (-a - 3) = 0

a= - работает только для квадратных функций

3 При каком значении параметра а система неравенств:

Имеет единственное решение по отрезке [3;4]

Решение:

1)Построим заданные области в системе координат (см. приложение рис.13)

2) Найдём ординаты точек

Ответ при a = и a = система имеет единственное решение на отрезке [3;4]

4 Найдите все значения а, при каждом из которых система уравнений:

имеет более двух решений:

Решение:

Упростим систему уравнений (см. приложение рис. 14)

или

A(5;0), B(3;-4)

0 = * 5 + -4 = * 3 +

a = 5 a= -5

При OC||AB - накрест лежащие при параллельных прямых

ONC MAO (по двум углам)

= =

AM = = =

= ; N (0; - )

Ответ: система уравнений имеет более 2-ух решений при всех a (

7. Литература

1) В., Якир М./Вентана-Граф 2016 270 страниц.

2) Колесникова С.И. Решение задач с параметром. М.: Потенциал, 2014

3) Мерзляк А., Полонский В., Якир М. Алгебра 8 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Вентана-Граф, 2019 – 256 с.

4) Черкасов О.Ю. и Якушев А.Г. Математика: интенсивный курс подготовки к экзамену. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Рольф, 2000.

8. Заключение

Исследуя многочисленные источники в процессе создания этого проекта, мы поняли, что математика – сложная, но очень интересная наука. Нам представилась возможность выступить в роли исследователей и даже, в некотором смысле, учёных, которые анализируют старые методы и на их основе пытаются выдвинуть что-то новое, ещё не известное. В результате выполнения этой работы мы научились мыслить шире и выходить за рамки «школьных» шаблонов. Надеемся, что нам удалось в достаточной мере освоить навык (если это вообще возможно) решения задач с параметром. Такой навык поможет многим ребятам в успешном прохождении экзамена и развитии собственных математических способностей, поэтому искренне верим, что наша работа была действительно полезной для вас.

П

Рисунок 2

риложение 1

Р исунок 1

 

Рисунок 6

 

Рисунок 5

 

Рисунок 3

Рисунок 4

 

Рисунок 7

Рисунок 8

Рисунок 7

 

Рисунок 12

 

Рисунок 9

Рисунок 10

 

Рисунок 11

 

Рисунок 14

Рисунок 13

Приложение 2

(некоторые решения задач с параметром)

1 Известно, что уравнение:

Решение:






Ответ: при
№2 При каком значении a сумма квадратов корень уравнения:

Решение:
(По теореме Виета)




Если

Ответ: 1; 1,4

3 Найдите все значения параметра b при каждом из которых уравнение имеет единственное решение

Решение:

Если

решение данного уравнения.

Для того чтобы уравнение имело единственное решение необходимо, что

Подставим

Подставим в исходное уравнение:

Уравнение (1) равносильно системе:

– единственное решение данного уравнения при

Ответ: ,

Просмотров работы: 74