Математика в художественной гимнастике

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Математика в художественной гимнастике

Балаева А.А. 1
1МБОУ г. Иркутска лицей №3
Жученя Н.Г. 1
1МБОУ г. Иркутска лицей №3
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение:

Математика — наука, исторически основанная на решении задач о количественных и пространственных соотношениях реального мира путём идеализации необходимых для этого свойств объектов и формализации этих задач. Наука, занимающаяся изучением чисел, структур, пространств и преобразований. [2]

Художественная гимнастика — вид спорта, заключающийся в выполнении под музыку различных гимнастических и танцевальных упражнений и элементов без предмета, а также с предметом (скакалкаобручмячбулавылента). [1]

В наши дни спорт хорошо развит и продолжает развиваться. Спортсмены стараются добиться в нём успеха. И художественная гимнастика – не исключение. Математика является основным предметом. Мы пользуемся ею не только на уроках, но и в жизни.

Математика пересекается с любым спортом. В художественной гимнастике очень много таких моментов. Математика может помочь выполнить правильно элемент, подобрать предмет и прочее. С помощью математики также можно достичь каких-либо успехов и результатов.

Поэтому цель моего исследования: показать применение математики в художественной гимнастике.

Для решения цели были поставлены следующие задачи:

1. исследовать гимнастические предметы (инструменты для гимнастики);

2. анализировать элементы гимнастики;

3. рассмотреть правила художественной гимнастики и судейства.

Объект исследования – математика и художественная гимнастика.

Предмет исследования – элементы математики в художественной гимнастике.

Методы исследования: поисковый метод, изучение, описание, анализ, сравнение, размышление, обобщение.

Результаты данной работы могут быть полезны всем, кто занимается художественной гимнастикой, родителям и всем, кто увлекается математикой.

Краткий обзор используемой литературы и источников: интернет- ресурсы.

Основная часть:

П омочь гимнастке понять какого размера должны быть некоторые предметы для её роста помогает математическое определение – диаметр. Диаметр — отрезок, соединяющий две точки на окружности и проходящий через центр окружности, а также длина этого отрезка. На данном этапе рассмотрим следующие предметы.

Обруч – спортивный снаряд в виде узкого кольца большого диаметра. Среди обручей для художественной гимнастики принята градация по 5 сантиметров в диаметре (от 55 до 90). Чтобы определить какой диаметр подходит гимнастке, замерьте расстояние от пола до тазовой кости и от пола до пупка. Это и будет оптимальный и максимальный размер обруча. Следует иметь в виду, что производители измеряют обручи по внутреннему диаметру, значит наружный будет на 3-4 сантиметра больше. [3]

Мячсплошной или полый внутри шар из упругого материала, отскакивающий при падении от твёрдой поверхности.

Популярными диаметрами мячей для художественной гимнастики является диапазон от 15 до 18,5 сантиметров. Конечно, есть отдельные модели, в характеристиках которых указано 13-15 или 18-20 см, но тренеры подобные отклонения не одобряют. Вообще, единственно утверждёнными Международной федерацией гимнастики параметрами являются вес 400 грамм и размер 18-20 сантиметров, но это не значит, что малышкам стоит начинать работу с такими мячами – у них просто ничего не получится.
Гимнасткам до 6 лет точно подойдёт мяч 15 см, с 10 лет обычно используют уже 18 см. А в возрасте от 6 до 10 лет стоит выбор между 16 или 17 см. Тут следует руководствоваться таким правилом: с каким диаметром мяча девочке удобнее выполнять элемент «восьмёрка», тот ей больше и подходит. Ключевую роль здесь играет физиология: пропорции туловища, ладони и предплечья. [4]

Е щё один из предметов для художественной гимнастики это скакалка. С математической точки зрения она является незамкнутой кривой линией. Незамкнутая кривая линия – это кривая линия, у которой начало и конец не совпадают. Длина физическая величина, числовая характеристика протяжённости линий.

Чтобы определить какой длины должна быть скакалка нужно встать на середину скакалки и натянуть её так, чтобы кончики ручек касались подмышек. [5]

Булава, с математической точки зрения, сложное геометрическое тело, состоящее из отрезка, к одному концу которого присоединен шар, а к другому два закругленные конуса, с обрезанными вершинами, присоединенные друг к другу основаниями.

Чтобы определить какой длины должны быть булавы нужно вытянуть её вдоль руки, держа в кисти за маленькую головку – шар, последний конус (считая от шара) должен доходить до середины плеча, но при этом не быть длиннее. [6]

Лента с математической точки зрения отрезокпрямой 50-60 см, один конец которой соединен с длинным пятиугольником, длинна которого равна 5 или 6 метров.

Длина палочки от ленты (отрезок прямой) зависит от длины самой ленты (длинный пятиугольник). В начале вы будете пользоваться и выполнять КМС с лентой длинною в 5 метров, для неё нужна палочка длиною 57 см, МС нужно уже будет выполнять с лентой длинною в 6 метров, для неё нужна палочка длиною 60 см. [7]

Элементы художественной гимнастики

Траекторияброска

Траектория – это воображаемая линия, вдоль которой движется тело. Градусная мера угла – положительное число, которое показывает, сколько раз градус и его части укладываются в данном углу.

В художественной гимнастике траектория броска в большинстве случаев связана с рукой или ногой, которая производит данное действие. С математикой больше связан бросок рукой, поэтому мы рассмотрим только этот случай.

Бросокрукой

В любых типах броска гимнастке не разрешается сгибать локоть. Для того чтобы кинуть предмет прямо, при броске нужно остановить руку, кисть с рукой должны создавать прямую, так чтобы у тела и руки угол был равен не больше 150°. Чтобы бросить над собой нужно остановить руку примерно от 150° до 170°. Чтобы бросить назад нужно остановить руку на 180°, но обычно в этом случае гимнастки работают кистью направляя предмет, поэтому чтобы бросить назад достаточно бросить на столько же градусов, как и “над собой”, но слегка загнуть кисть.

З атяжка, вытяжка

Этот элемент, как и все остальные, в разных группах называют по-разному. При нём корпус гимнастки должен быть развёрнут прямо, а её опорная стопа, считая от первой позиции ног, должна быть повёрнуты на не больше 90°. Ноги должны создавать прямую линию и быть перпендикулярны полу.

П ереднее равновесие

В этом элементе ноги должны быть перпендикулярны полу и создавать прямую линию. Корпус должен быть параллельно полу. Руки должны быть расположены так, чтобы угол между корпусом и руками был равен 90°. И также, как и корпус, руки должны быть параллельны полу.

Прыжок шагом прогнувшись

В данном элементе корпус гимнастки отклонён назад так, чтобы голова касалась ноги. Руки по-разному, либо они выполняют что-то с предметом, либо они должны быть параллельны полу. Ноги создают параллельную полу прямую, которая, должна создавать, относительно стоячего положения, угол больше 180°.

Правила художественной гимнастики

Выступления могут проходить с предметами или без, но в последнее время на соревнованиях мирового класса выступления без предмета не проводятся. В групповых упражнениях одновременно должны использоваться один или два вида предметов.

Все упражнения идут под фонограмму. Выбор музыки целиком зависит от пожеланий гимнастки и тренера. Но каждое упражнение должно быть длительностью от 75 до 90 секунд. Соревнования по художественной гимнастике проходят на гимнастическом ковре размером 13х13 метров.

Оценивают выступления три бригады судей:

Трудность (D) оценивают две подгруппы судей — D1 (2 судьи, оценивают технику исполнения) и D2 (2 судьи, оценивают технику работы с предметом). При подсчёте оценки учитывается среднее арифметическое бригад D1 и D2.

Артистизм и хореографию (А) оценивают 4 судьи.

Исполнение (Е) оценивают 4 судьи. Они снимают очки за ошибки. На любых соревнованиях обязательно присутствует судья-координатор, который следит за формальной стороной выступления.

Итоговая оценка подсчитывается по формуле: Оценка = (D1+D2)/2+A+E

Правила на 2022 – 2024

По количеству элементов ничего не изменилось. 7 у КМС и 9 у МС. Но добавились комбинированные (миксовые, унитарные) элементы. Комбинированный элемент – это элемент, состоящий из какой-либо комбинации или сочетания различных элементов. Такой элемент должен выполняться на одной ноге, если один из элементов выполняется на носке, то другой элемент должен тоже выполняться на носке и при переходе опускаться на пятку нельзя.

Также новым правилом стало обязательное исполнение полных волн. В упражнении без предмета должно быть минимум 3 полных волны, а в упражнении с предметом минимум 2.

Основным изменением в правилах стала работа с предметом. Раньше был акцент на бросках и мастерстве. Сейчас возвращается ценность базовой работы с предметом, которая так и будет называться “трудность предмета”.

У каждого предмета есть 4 закреплённые в правилах основные работы с предметом.

Основныеработы с предметом:

Скакалка

Количество, требуемое в каждом упражнении

Характерные Фундаментальные технические группы

2

Проход всем телом или частью тела через открытую скакалку с поворотом вперёд, назад, в сторону, также с:

Скакалка сложена вдвое или более

Двойное вращение скакалки

2

Отпускание и ловля одного конца скакалки, с вращением или без него
(Пример: эшаппе)

Вращение свободного конца скакалки, удерживаемой за один конец
(Пример: спирали)

-

Подпрыгивания/подскакивание с проходом через скакалку

Серии ( мин. 3): скакалка вращаемая спереди, сзади, сбоку

-

Ловля открытой скакалки по одному концу каждой рукой без помощи других частей тела

Обруч

Количество, требуемое в каждом упражнении

Специфическая Фундаментальная и Фундаментальная техническая группа предмета

2

Большой перекат обруча через минимум 2 большие части тела

2

Вращения обруча вокруг его оси между пальцами или на части тела

1

Вращение (мин.1) обруча вокруг кисти или вокруг части тела

1

Проход через обруч всем телом или частью тела (2 большие части тела)

Мяч

Количество, требуемое в каждом упражнении

Специфическая Фундаментальная и Фундаментальная техническая группа предмета

2

Большой перекат мяча через минимум 2 большие части тела

2

Восьмерка мячом с круговыми движениями рук(и)

1

Ловля мяча одной рукой

1

Отбивы:

Серии (мин. 3) малых отбивов от пола (ниже уровня колена)

Один высокий отбив от пола (на уровень колена или выше)

Булавы

Количество, требуемое в каждом упражнении

Специфическая Фундаментальная и Фундаментальная техническая группа предмета

2

Мельницы: не менее 4 – 6 малых кругов булавами с задержкой по времени, с попеременным скрещиванием запястий/кистей

каждый раз. Булавы удерживаются за конец (маленькая головка)

2

Малые броски 2 булав вместе одновременно (булавы не соединены между собой) или последовательно с вращением каждой из них на 360° и ловлей

-

Ассиметричные движения 2 булав

-

Малые круги обеими булавами, одновременно или последовательно, по одной булаве в каждой руке, удерживаемых за конец (мин.1)

Лента

Количество, требуемое в каждом упражнении

Специфическая Фундаментальная и Фундаментальная техническая группа предмета

2

Спирали (мин. 4 – 5 кругов), плотных и одинаковых по высоте, выполняемых по воздуху или по полу.

и/или

«Фехтовальщик» (мин. 4 – 5 кругов) - вращательное движение ленты вокруг палочки

2

Змейки (мин. 4 – 5 волн), плотных и одинаковых по высоте, выполняемых по воздуху или по полу

-

«Бумеранг»: отпускание палочки ленты с удержанием конца

ленты, затем подтягивание палочки обратно и ловля.

-

«Бумеранг»: отпускание палочки ленты с удержанием конца ленты, затем подтягивание палочки обратно и ловля.

Заключение:

В математике красота и гармония ведут за собой творческую мысль так же, как в художественной гимнастике. Занимаясь художественной гимнастикой, человек занимается математикой. Хороший математик - это всегда хорошая спортсменка, потому что логика чисел, с которой постоянно общаются математики, связана с логикой улучшения и развития элементов, бросков, рисков и тому подобное.

Математика очень тесно пересекается с художественной гимнастикой. Тем, кто только начал заниматься этим спортом царица наук помогает определить какого размера предмет должен быть и как не усложнить себе тренировки. Математика лучше помогает понять судейство и за что сколько баллов может получить гимнастка.

Список использованных источников и литературы:

1)Художественная гимнастика материал из Википедии — свободной энциклопедии (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0)

2) Что такое математика с сайта IT школы “Информат” (https://informat.name/articale/math_01.html)

3) Берегуша. Обруч для художественной гимнастики (https://www.google.com/url?sa=i&url=https%3A%2F%2Fwww.beregusha.com%2Farticles%2Fhoop-size%2F&psig=AOvVaw2ZrEXVeqSus6zOGEDtGzwA&ust=1667638516721000&source=images&cd=vfe&ved=0CAwQ3YkBahcKEwjovublk5T7AhUAAAAAHQAAAAAQBA)

4) Берегуша. Мяч для художественной гимнастики. (https://www.beregusha.com/articles/ball-for-gymnastic/)

5) Длина материал из Википедии — свободной энциклопедии (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0)

6) Как определить длину скакалки (https://www.eaglesports.ru/blogs/novosti/kak-opredelit-dlinu-skakalki#:~:text=%D0%A7%D1%82%D0%BE%)

7) Как выбрать палочку для художественной гимнастики (https://sport-prof.com/news/blog/kak_vybrat_palochku_dlya_khudozhestvennoy_gimnastiki/)

8) sportwiki. художественная гимнастика (http://ru.sport-wiki.org/vidy-sporta/hudozhestvennaya-gimnastika/)

9) Новые правила в художественной гимнастике 2022-2024 YouTube Lena Krupina

10) Новые правила в художественной гимнастике 2022-2024 (https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fdrive.google.com%2Ffile%2Fd%2F1gS4hpQNjnXTxNVu1TYOiFsxGbhoyxCAJ%2Fpreview&post=212152945_10254&cc_key)

Просмотров работы: 862