Великая Отечественная война в математических задачах

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Великая Отечественная война в математических задачах

Шахмаев Р.А. 1
1МБОУ "СОШ №41"
Сафина Г.Р. 1
1МБОУ "СОШ №41"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Своей работой я хочу передать любовь к математике и желание сохранить память о Великой Отечественной войне.

Тема проекта: Великая Отечественная война в математических задачах.

Актуальность моей темы: в учебниках, по которым мы занимаемся, мало сведений о Великой Отечественной войне 1941 – 1945гг, дополнительную литературу читают не все дети. Поэтому, я решил создать небольшой сборник задач-рассказов с фактами об этой войне, которые было бы интересно и познавательно решать.

Гипотеза: я думаю, что в истории Великой Отечественной войны 1941-1945гг много событий и дат, которые можно использовать при составлении задач-рассказов по математике для моих сверстников, а решение таких задач поможет углубить знания о войне и привить интерес к математике.

Цель: Составить сборник задач-рассказов по математике для начальной школы «Слагаемые Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг».

Задачи:

Познакомиться с историей Великой Отечественной войны 1941-1945гг., её героями.

Познакомиться с задачами-рассказами и особенностями их составления.

Показать связь математики с историей.

Придумать свои задачи-рассказы по истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Провести анкетирование среди одноклассников.

Объект исследования:исторические даты и события Великой отечественной войны 1941-1945гг.

Предмет исследования: математические задачи и задания в начальной школе.

Методы исследования: изучение различных источников информации, сбор и анализ полученной информации, анкетирование учащихся, обобщение,

практическая работа.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Мониторинг. Результаты анкетирования учащихся

Работу над проектом я начал с анкетирования учащихся своего класса. В исследовании приняли участие 27 учеников. Мониторинг показал, что большинство детей в классе считают, что они знают историю Великой Отечественной войны, а ответы на другие вопросы показывают, что это не так. Но все дети хотят узнать о Великой Отечественной войне и предполагают, что это можно сделать с помощью разных источников информации, кроме математических задач.

Вывод: Мое исследование может развеять сомнения моих одноклассников и быть полезным для них.

2.2. Её величество задача

В жизни нужны умения измерять, определять, рассчитывать, и сделать это без знания математики сложно. Помочь в их развитии могут задачи и не только те, которые в учебниках, но и задачи из повседневной жизни. Большое значение имеет наличие в них познавательного материала, связанного с жизненными ситуациями. Поэтому я решил составить задачи на основе исторических сведений о Великой Отечественной войне, которые были бы интересными, познавательными и доступными каждому. При работе над задачами я следовал рекомендациям по их составлению.

Решение задач и их составление требует смекалки, умения анализировать. Составлять задачи можно по-разному: условие задачи создать на основе наблюдений, на основе каких-то данных или просто вымысел. При составлении любой математической задачи нужно помнить о её структуре.

Я считаю, что решение только задач – это однообразное занятие, поэтому я придумал и другие математические задания.

Вывод: Текстовые задачи и другие математические задания на основе реальных событий помогают понять роль математики в познании окружающей действительности и развивают умения применять математические знания на практике.

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

3.1. Слагаемые Победы Великой Отечественной войны

Победа в Великой Отечественной войне далась нелегко нашему народу, у неё много слагаемых: солдаты, мирное население, дети, животные, техника, и целые города и все это умноженное на героизм. Вклад в Победу внесла и моя семья (Приложение 3). О героях и героизме мне захотелось узнать больше. Я стал искать материал и открыл много интересного для себя.

3.1.1. Дети – герои Великой Отечественной войны

Во время Великой Отечественной войны, когда родину захватили враги, все встали на её защиту, даже дети. В годы войны в боевых частях числились свыше 3500 детей до 16 лет.

Задача 1. Вычисли и расшифруй фамилию, имя четырех самых юных и знаменитых героев Великой Отечественной войны, удостоившихся звания: Герой Советского Союза.

П

2*8

 

Я

8*4

 

В

6*8

 

З

3*7

 

Ё

9*6

 

И

7*10

 

Р

4*9

 

Л

2*7

 

Г

8*8

 

М

5*8

 

Й

3*9

 

Н

9*9

 

К

6*3

 

Т

4*6

 

Е

6*0

 

О

7*7

 

А

5*7

       

1.

14

54

81

32

 

64

49

14

70

18

49

48

                         

2.

21

70

81

35

 

16

49

36

24

81

49

48

35

                           

3.

48

35

14

32

 

18

49

24

70

18

                     

4.

40

35

36

35

24

 

18

35

21

0

27

                       

Ответ: Леня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова и Валя Котик

Таким образом, четыре человека воевавшие в разных местах и совершившие разные подвиги, были партизанами.

Вывод: Наравне со взрослыми дети защищали родину, жертвуя собственными жизнями. Подвиги четверки героев стали известны всей стране, но и среди тех, кто не удостоился высшей награды, было немало настоящих героев — летчиков, моряков, снайперов, разведчиков и даже музыкантов. Их истории ещё предстоит мне изучить.

3.1.2. Животные – герои Великой Отечественной войны

Изучая события военных лет, я узнал, что помогали сражаться с

противником и животные. Самыми верными помощниками солдат были собаки. Они несли разную службу, были: ездовые собаки, собаки-связисты, собаки-миноискатели, собаки-санитары, собаки – истребители танков, собаки разведывательной службы, собаки диверсионной службы.

Задача 4. Соотнеси фото, породу с кличкой собаки и вид её службы во время войны, если овчарка Дина не связист и не миноискатель и на фото не с танкистами и не с красным крестом. Собака-санитар не немецкой породы и не колли. Джульбарс и Дик не связисты и не диверсанты.

1

2

3

4

А

Шотландский колли Дик

Б

Немецкая овчарка Джульбарс

В

Овчарка Дина

Г

Шотландская овчарка Мухтар

I

Собака-миноискатель

II

Собака-санитар

III

Собака-связист

IV

Собака-диверсант

Ответ: 1-Б-I; 2-В-IV; 3-А-I; 4-Г-II.

Вторыми по значимости на войне были лошади. По статистическим данным в Советской армии их было около двух миллионов. Использовали лошадей как транспортную силу в артиллерии, доставляли продовольствие и полевые кухни.

«Воевали» не только собаки и лошади, и другие животные помогали нашим солдатам. Например, в 28 резервной армии, сформированной в Астрахани, во время боев за Сталинград использовали верблюдов. Партизаны использовали прирученных и обученных лосей потому, что их следы в лесу не вызывали подозрения, тогда как лошадиные подковы были хорошо заметны.

Задача 10. СеверногооленякарибуиспользоваливЗаполярье. Вноябре1941годабылосформированотритранспортныхгруппы, вкаждойизкоторыхбылопотысячеоленей, они перевозилиоружие, вывозилираненых, использовалисьсвязистамидлядоставкисрочныхсообщений. Сколько всего оленей карибу было распределено в группы?

Ответ: 3000 оленей.

Задача 11. Выполнив это задание, ты узнаешь, какое животное «подсказывало» приближение бомбардировки и помогало людям в блокадном Ленинграде.

А

К

О

Ш

К

700 дм2

5 м2

500 см2

5 дм2

500 дм2

5 м2 = .. дм2

5 дм2 = .. см2

500 см2 =.. дм2

500 дм2 = .. м2

7 м2 = .. дм2

         

Ответ: Кошка.

Кошки тоже приносили пользу. Их повышенная чувствительность помогала заранее «подсказать» хозяевам приближение бомбардировки. В Ленинграде они охраняли продукты и Эрмитаж от крыс, приносили свою добычу хозяевам. Когда становилось совсем голодно, кошки служили едой для людей. На фронте бойцы тоже держали кошек. Они  гоняли грызунов, спасая бойцов от инфекций.

Во время войны уже были и радио, и телефоны. Но техника была очень ненадежной и работала на небольшом расстоянии. На помощь приходили голуби. Нацисты специально ставили стрелков для отстрела этих птиц, содержали ястребов. За содержание голубей хозяина расстреливали на месте.

Вывод: Такимобразом, животныенесли военную службунаравнеслюдьми.

3.1.3. Легендарная техника Победы

На войне главное – люди, но важна и техника. Какая же техника стала символом Победы? Задавшись этим вопросом, я изучил литературу и составил задачи.

Танк Т-34, изменивший ход войны.

Танк Т-34 появился 8 июля 1941г. возле города Сенно, недалеко от Днепра.

Задача 13. Таблица «Основные виды танков, воевавшие в годы Великой Отечественной войны»

 

Т-34

«Тигр»

«Пантера»

       

Боевая масса

32 тонны

56 тонн

44,8 тонн

Экипаж

4 чел.

5 чел.

5 чел.

Скорость движения

55 км/час

44 км/час

55 км/час

Лобовая броня

60-90 мм

100 мм

80 мм

Калибр пушки

76 мм

88 мм

75 мм

Боекомплект

77 выстрела

92-94 выстрела

81 выстрел

Длина корпуса

6,1 м

6,32 м

6,87 м

Ширина корпуса

3 м

3,71 м

3,27 м

Мощность двигателя

500 л.с.

700 л.с.

700 л.с.

Используя данную таблицу, ответьте на вопросы:

1.Какой танк самый легкий? А какой самый тяжелый? Насколько один тяжелее другого?

2.Определите, у каких из представленных в таблице танков наибольшая скорость.

3. Определите, какой из танков самый компактный?

4. Определите, вес, какого танка больше и насколько по отношению к самому легкому танку.

До настоящего времени сохранилось большое количество этих танков различных модификаций в виде памятников и музейных экспонатов.

Памятник в Семее

Легендарная БМ-13 «Катюша»

Систему полевой реактивной артиллерии БМ-13 фронтовики прозвали «Катюшей». С ней немцы познакомились летом 1941 года.

Монумент Катюше

Задача 18. Заполни пропуски в таблице, и ты узнаешьтехнические данные Гаубицы М-30 и «Катюши» БМ-13. Для решения используй условие, которое написано в последней колонке. Сделай сравнительный анализ полученных данных.

Технические данные

   

Условие

 

Гаубица М-30

БМ-13 «Катюша»

 

Калибр (диаметр боевой части)

… мм

132 мм

На 10 меньше

Количество стволов (направляющих)

1 шт

… шт

В 16 раз больше

Скорость передвижения (максимальная)

… км/ч (за тягачем)

60 км/ч

На 10 км/ч меньше

Время перехода из походного положения в боевое

2 мин

… мин

В 2 раза меньше

Скорострельность

1 снаряд за 10 сек.

… снарядов за 8-10сек.

На 15 больше

Ответ: 122мм, 16 шт, 50 км/ч, 1 мин, 16 снарядов.

Вывод: Советский танк Т-34, боевой самолет штурмовик Ил-2 и система полевой реактивной артиллерии БМ-13 «Катюша» - одни из самых узнаваемых символов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

3.1.4. Города-герои

 

Нигде в мире нет, чтобы город носил почетное наименование «Город-Герой». В СССР их было двенадцать. Это звание присвоено за то, что трудящиеся проявили героизм и мужество в защите Родины. Брестской крепости присвоено звание крепость-герой. В своей работе я остановлюсь на трех: Москва, Ленинград и Брестская крепость.

Москва – город – герой

30 сентября 1941 г. Фашистские генералы отдали приказ о наступлении на Москву. План своего наступления фашисты назвали «Тайфун», то есть ураганом ворваться в Москву, обойти ее с севера, с юга, схватить наши армии в огромные клещи и уничтожить.

Задача 19. Немцы предприняли два крупных наступления на столицу

нашей Родины в октябре и ноябре 1941 г. В первой операции гитлеровское командование использовало 74 дивизии (включая 22 моторизированных и танковых), вторая операция насчитывала 51 боеспособную дивизию. Распределение сил и средств в битве за Москву:

Силы и средства

Советские войска

Знак сравнения

>, <, =

Немецкие войска

Условие

Личный состав (тысяч чел.)

 

1800

На 550 тысяч меньше

Самолетов

677

 

На 723 больше

Танков

 

1700

На 730 меньше

Минометов и орудий

7600

 

На 6400 больше

   

   

Заполни пропуски (…) в таблице, сравни соотношение сил и средств, расставив знаки сравнения. Сделай вывод о том, чья армия имела преимущество.

Ответ: 1250 тыс.чел., 1400, 970, 14000, >

8 мая 1965 года Москве присвоено звание «Город-герой».

Город-герой Ленинград (Санкт-Петербург)

Фашисты хотели полностью уничтожить Ленинград, стереть его с лица земли истребить население. Ожесточенные бои на подступах к Ленинграду начались 10 июля 1941 г. Численное превосходство было на стороне противника: почти в 2,5 раза больше солдат, в 10 раз – самолетов, в 1,2 раза – танков и почти в 6 раз – минометов.

Задача 22. Самым голодным периодом в блокадном Ленинграде был предновогодний месяц 1941 года — с 20 ноября по 25 декабря. Запасов продовольствия в городе почти не осталось, поставки блокировались. Именно тогда была серьезно урезана норма выдачи хлеба.

Сосчитай,по сколько хлеба выдавалось, если известно, что солдатам,

которые сражались на передовой,  — по ½ булки в день, рабочим горячих цехов — по 3/8 булки, остальным труженикам — по 1/4 булки, служащим, иждивенцам и детям — всего по 1/8 булки. Вес булки хлеба 1кг.

 

Ответ: Солдатам — по 500 граммов в день, рабочим горячих цехов — по 375 граммов, остальным труженикам — по 250 граммов, служащим, иждивенцам и детям — всего по 125 граммов.

Несмотря на начавшийся голод и непрерывные атаки врага, в результате которых погибли почти 650 000 жителей Ленинграда, они показали себя героями, все свои силы направлявшими на борьбу с фашистскими захватчиками.

В 1965 году Ленинграду было присвоено звание Город – герой.

Крепость-герой Брест

Бресту первым столкнулся с немецко-фашистскими захватчиками. Ранним утром 22 июня 1941 г. Вражеской бомбардировке подверглась Брестская крепость, в которой на тот момент находились примерно 7 тысяч советских воинов, командиров и членов их семей.

Задача 24. В ходе захвата Брестской крепости было захвачено в плен около 7000 человек, убито военнослужащих в 3 с половиной раза меньше, чем захваченных в плен. Но и потери немцев от того отпора героев – защитников Бреста оказались значительны, убитыми и ранеными на 879 человек меньше, чем убито военнослужащих Советской армии. Во время оккупации Бреста, фашисты уничтожили в городе мирных жителей в 20 раз больше, чем убито военнослужащих. Сколько убито военнослужащих и мирных жителей Бреста при защите крепости? Сколько убито и ранено немцев в ходе захвата Брестской крепости?

Ответ: 2000 убито военнослужащих, 1121 человек убито немецких солдат, 40000 мирных жителей уничтожено.

Город Брест, включая и знаменитую крепость, встретил своих героев – освободителей 28 июля 1944 г.

8 мая 1965 г. Крепость получила звание «крепость-герой». В 1971 г крепость – герой «Брест» стала мемориальным комплексом.

Вывод: На защиту Родины от фашистской Германией встали целые города, в них шла героическая борьба за каждый метр земли. Особо отличившимся городам за массовое проявленное мужества было присвоено высокое звание «Города-героя».

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Великая Отечественная война 1941-1945гг. Великая потому, что не было войны такой огромной, такой разрушительной, никогда еще не воевало столько солдат, столько самолетов и танков, не было разрушено столько городов, убито столько людей. Страшная была война! А Отечественная потому, что защищали наши солдаты свое отечество — родные поля, дома, своих жен и детей. Защищали свободу родной страны от злых фашистов.

Время идет. Многие страницы героического прошлого уже стёрты из памяти и удалены из архивов. А иные события пытаются намеренно забыть или исказить.

Работая над проектом, я узнал много интересных фактов из истории Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Познавательной была информация о моих родственниках, которые принимали непосредственное участие в боевых действиях и трудились в тылу в годы войны. В своей работе я рассмотрел только небольшую часть исторических данных о подвигах и героизме детей, животных, легендарной технике, о нескольких городах-героях.

Я познакомился с задачами-рассказами, научился их составлять. А составление задач помогло закрепить мои умения в решении задач, уравнений, выражений, проверить знание таблицы умножения.

Я надеюсь, что мой сборник задач поможет учащимся повысить интерес к математике, истории, так как задачи составлены на основе реальных событий. Задачи-рассказы можно использовать не только на уроках математики, но и на дополнительных занятиях. А решать такие задачи будет интересно и познавательно.

Своей работой я хочу сохранить память о героях той войны, которым мы обязаны за мирное небо и беззаботное детство, чтобы мы гордились нашими прадедушками и прабабушками. Думаю, что мне удалось достичь поставленной цели.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Электронные ресурсы:

https://diletant.media/articles/25200502/

https://fishki.net/1438824-zhivotnye---geroi-velikoj-otechestvennoj-vojny.html

https://rebenok.mirtesen.ru/blog/43481295562/YUnyie-geroi-Velikoy-Otechestvennoy-voynyi-i-ih-podvigi?nr=1&utm_referrer=mirtesen.ru

https://rechrebenka.ru/kak-rasskazat-detyam-o-velikoj-otechestvennoj-vojne/

https://tatfrontu.ru/person/sagitov-sait-sagitovich

http://today.kz/news/tehno/2017-05-09/741869-tehnika-pobedyi-chto-pomoglo-sovetskim-soldatam-vyiigrat-vojnu/

http://www.pomnivoinu.ru/home/reports/1484/

Приложение 1

АНКЕТА

Что я знаю о Великой Отечественной войне 1941-1945гг.

Знаешь ли ты историю Великой Отечественной войны?

А) Да б) Нет

2. Напиши дату начала Великой Отечественной войны (число, месяц и год).

___________________________

3. Напиши дату окончания Великой Отечественной войны (число, месяц и год). ________________________________

4. Сколько дней длилась блокада Ленинграда? _________________________

5. Есть ли в твоей семье участники Великой Отечественной войны?

А) Да б) Нет

6. Назови родственников – участников Великой Отечественной войны. ___

_______________________________________________________________

7. Сколько в нашей стране городов-героев Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. ______________________________

8. Назови города-герои нашей страны. _______________________________

_______________________________________________________________

9. Назови прочитанные книги о Великой Отечественной войне. _________

_______________________________________________________________

10. Хотел бы ты узнать о Великой Отечественной войне узнать больше?

А) Да б) Нет

11. Где можно узнать о Великой Отечественной войне?

А) из рассказов и встреч с участниками Великой Отечественной войны;

б) прочитать в книгах;

в) прочитать в интернете;

г) из рассказов родственников, учителя;

д) решая задачи;

е) посещая музеи, выставки.

Приложение 2

Результаты анкетирования учащихся

Приложение 3

 

Шакиров Захар Шакирович,

17.06.1908 – 12.06.2000гг.

(Участник Великой Отечественной войны)

Год рождения: 1908
Место рождения: Татарская АССР, Кукморский р-н, д. Малая Кня

Место службы: 256 отдельная стрелковая бригада

Звание: сержант в РККА с 02.1942 года

Место призыва: Кукморский РВК, Татарская АССР, Кукморский р-н
Дата подвига: 10.01.1943 № записи: 80747178

Подвиг:

Архивные документы о данном награждении:

Приказ(указ) о награждении и сопроводительные документы к нему

 

Орден Славы III степени
№ наградного документа: 89
Дата наградного документа: 06.04.1985

Номер записи: 1522389098

 

Орден Отечественной войны I степени

Награды Шакирова Захара Шакировича

 

Чучалин Дмитрий Никифорович,

23.09.1914 – 07.10.1989гг.

(Участник Великой Отечественной войны)

Место рождения: Кировская обл., Уржумский р-н, д. Чекалки

 
 

Мой прадед Чучалин Дмитрий Никифорович

(первый ряд, первый справа)

Служба в Советской армии, 30.11.1937г.

Награды:

 

Орден Отечественной войны II степени

Награды Чучалина Дмитрия Никифоровича

 

Шахмаева Мария Александровна,

21.07.1915 – 03.10.1989гг.

(Труженица тыла)

 
 

Награды Шахмаевой Марии Александровны

М униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №41»

Сборник задач-рассказов по математике

для начальной школы

Слагаемые Победы в Великой Отечественной войне

Шахмаев Роман

Соавтор:

Сафина Г. Р., учитель русского языка и литературы

г. Набережные Челны

2 022

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………....………………………………...….….3

Слагаемые Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.….……....4

1. Дети – герои Великой отечественной войны ……………...……………….4

2. Животные – герои Великой Отечественной войны ……..……………….6

3. Легендарная техника Победы ………………..…..…………………………10

4. Города – герои Великой отечественной войны ……..…………….……...15

Ответы………………………………………………………………...…….……..19

Литература ………………………………………………………………….….…20

ВВЕДЕНИЕ

Дорогой друг!

Перед тобой сборник задач-рассказов, которые описывают события и приводят факты из истории Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

Время идет. Многие страницы героического прошлого Великой Отечественной войны 1941-1945гг. уже стёрты из памяти и удалены из архивов. А другие события пытаются специально забыть или изменить. Желание сохранить память о Великой Отечественной войне нашло отражение в текстовых задачах данного сборника. Решение этих задач позволит узнать о детях-героях, как они вместе со взрослыми защищали родину, жертвуя собственными жизнями, о животных, которыенесли военную службунаравнеслюдьми, о боевой технике, которая стала легендарной, о городах-героях и ещё много интересного.

С целью разнообразить математический материал использованы такие задания как:

- работа с таблицами;

- решение уравнений;

- числовые выражения.

Задачи-рассказы можно использовать не только на уроках математики, но и на дополнительных занятиях при подготовке к олимпиадам. Решать такие задачи интересно и познавательно.

А если, вдруг, захочется самим придумать подобные задачи, то советую воспользоваться рекомендациями для составления задач:

1. Сбор данных, т.е. каждую задачу необходимо сопроводить исторической справкой, содержащей цифровые данные (их можно искать в периодической печати, исторических справочниках, Интернете и др. источниках).

2. Составление задачи, т.е из исторической справки выбрать математическое содержание и тип задачи. Задача должна решаться арифметическими средствами.

3. Формулировка условия задачи, так чтобы задача была интересной, понятной и звучала корректно с точки зрения, как математики, так и истории.

Как работать над формулировкой задачи:

а) выписать из справки все числовые данные и установить зависимости между числами

или выяснить, во сколько раз (на сколько) одно число отличается от другого;

б) сформулировать условие задачи и вопрос задач;

в) решить задачу выбранным методом и получить ответ.

4. Правильное оформление задачи, т.е. корректность формулировки условия и наличие подробного решения.

И помнить о структуре задач, то есть, из каких частей она состоит:

Желаю удачи! Вперед!

Слагаемые Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.

«Была самая короткая ночь в году. Люди мирно спали. И вдруг:

Война! Война!» - так начинается рассказ «Победа будет за нами!» С. П. Алексеева, в котором автор описал хронологию основных событий Великой Отечественной войны.

Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года в 4 часа утравероломным нападением немецко-фашистских войск гитлеровской Германии на СССР, и продолжалась 3 года 10 месяцев и 18 дней или 1418 дней и ночей. 8 мая 1945 года побежденные фашисты окончательно сдались, и 9 мая стало великим праздником — Днем Победы.

Победа далась нелегко нашему народу, у неё много слагаемых: солдаты, мирное население, дети, животные, техника, и целые города и все это умноженное на героизм. Именно о героях и героизме пойдет речь далее.

1. Дети – герои Великой отечественной войны

Во время Великой Отечественной войны, когда родину захватили враги, все как один встали на её защиту, среди них было очень много детей. По данным Центрального архива Министерства обороны России, в годы войны в боевых частях числились свыше 3500 военнослужащих в возрасте до 16 лет.

Задача 1. Вычисли и расшифруй фамилию, имя четырех самых юных и знаменитых героев Великой Отечественной войны, удостоившихся звания: Герой Советского Союза.

П

2*8

16

Я

8*4

32

В

6*8

48

З

3*7

21

Ё

9*6

54

И

7*10

70

Р

4*9

36

Л

2*7

14

Г

8*8

64

М

5*8

40

Й

3*9

27

Н

9*9

81

К

6*3

18

Т

4*6

24

Е

6*0

0

О

7*7

49

А

5*7

35

     

1.

14

54

81

32

 

64

49

14

70

18

49

48

                         

2.

21

70

81

35

 

16

49

36

24

81

49

48

35

                           

3.

48

35

14

32

 

18

49

24

70

18

                     

4.

40

35

36

35

24

 

18

35

21

0

27

                       

Таким образом, четыре человека — Леня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова и Валя Котик — являются самым знаменитым символом героизма юных защитников нашей Родины. Воевавшие в разных местах и совершившие разные подвиги, все они были партизанами и все посмертно удостоены высшей награды страны — звания Героя Советского Союза.

Задача 2. К моменту, когда юным героям довелось проявить небывалое мужество, Леня Голиков был старше Вали Котика настолько же, насколько Марат Казей был младше Зины Портновой. Если Вале Котику и Марату Казею исполнилось по 14 лет, то Леня Голиков и Зина Портновабыли ровесниками. При этом всем четырем героям вместе было 62 года.

На сколько лет Леня Голиков и Зина Портнова были старше Вали Котика и Марата Казея?

Леня Голиков участвовать в разгроме трех вражеских гарнизонов, в подрыве десятка с лишним мостов, в захвате немецкого генерал-майора с секретными документами. И геройски погиб в бою под селом Острая Лука, не дождавшись высокой награды за захват стратегически важного «языка».

Леня Голиков был первым из четверки, кто удостоился высшего звания: Героя Советского Союза в апреле 1944 года.

После казни матери Марат Казей вместе с сестрой Адой ушел к партизанам и стал разведчиком. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя его данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске. Марат участвовал в боях, проявляя отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.

Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их и себя.

За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союзатолько в год 20-летия Победы.

В годы Великой Отечественной войны, находясь на временно захваченной немецко-фашистскими войсками территории, Валя Котик вёл работу по сбору оружия и боеприпасов, рисовал и расклеивал карикатуры на гитлеровцев. Валентин с друзьями-сверстниками примкнул к партизанам в сентябре 1941 г. В октябре 1943 года юный партизан разведал место нахождения подземного телефонного кабеля гитлеровской ставки, который вскоре был подорван. Он также участвовал в подрыве шести железнодорожных эшелонов и склада. 29 октября 1943 года, будучи на посту, Валя заметил, что каратели устроили облаву на отряд. Убив из пистолета фашистского офицера, он поднял тревогу, и благодаря его действиям партизаны успели приготовиться к бою.

16 февраля 44 года в бою за город Изяслав Хмельницкой области 14-летний партизанский разведчик был смертельно ранен и на следующий день скончался. Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно в июне 1958 года.

Зина Портнова участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку. С января 1942 года — член Обольской подпольной организации «Юные мстители».

В декабре 1943 года Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали, но она молчала, она презирала и ненавидела их, и решила бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в фашиста. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее. Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. Утром 10 января 1944 года её расстреляли в тюрьме города Полоцка.

Зина Портнова посмертно удостоена звания Героя Советского Союза в 1958 году.

Задача 3. Героическая воинская служба Лени Голикова длилась с марта 1942-го по январь 1943-го. Марат Казей прослужил разведчиком у партизан — с ноября 1942-го по май 1944-го. Первое боевое задание Валентин с друзьями-сверстниками получил в сентябре 1941 г., а в феврале 1944 года был смертельно ранен. Зина Портнова с января 1942 года стала участницей партизанского движения, её служба закончилась в январе 1944 года.

Кто из юных героев воевал против фашистов дольше всех? А чья воинская служба была самой короткой?

Наравне со взрослыми дети защищали родину, жертвуя собственными жизнями. Подвиги четверки героев стали известны всей стране, но и среди тех, кто не удостоился высшей награды, было немало настоящих героев — летчиков, моряков, снайперов, разведчиков и даже музыкантов. Их истории ещё предстоит нам изучить.

2. Животные – герои Великой Отечественной войны

Изучая события военных лет, я узнал, что не только люди были участниками военных действий. Помогали сражаться с противником и животные, но все они, начиная от мелких голубей и заканчивая крупными и выносливыми лошадьми, работали ради Победы. Самыми верными помощниками солдат были собаки. Они несли самую разную службу, были:

- ездовые собаки, подвозившие на небольших телегах боеприпасы и увозившие на них же раненных солдат. За годы войны ими было вывезено с линии огня около 700 тысяч раненых и доставлено около 3500 тонн боеприпасов.

- собаки-связисты, доставлявшие важные поручения и донесения через самый центр боевых действий. За годы войны ими было передано более 120 тысяч подобных поручений.

- собаки-миноискатели. Это была одна из самых востребованных собачьих «профессий». Благодаря им было обнаружено и обезврежено около 4 млн. мин, фугасов и прочих боеприпасов.

- собаки-санитары отыскивали в лесах и болотах наших раненых бойцов и приводили к ним медпомощь. А ещё, они таскали на себе небольшие рюкзачки со всеми необходимыми медикаментами, необходимыми для оказания ПМП. Наиболее известным был Мухтар – собака - санитар. За годы войны он спас около 400 раненых бойцов, в том числе и своего проводника, ефрейтора Зорина, контуженного взрывом бомбы.

- собаки – истребители танков. Этих собак готовили к одному-единственному заданию в их жизни – подрыву вражеских танков. Для этого их тренировали не бояться подлезать под движущиеся танки. Перед заданием на них одевали специальные мешки с минам. И как только собака оказывалась под бронетехникой, мина взрывалась. Таким способом за время войны было уничтожено около 300 вражеских танков. Причиной прекращения использования собак подобным способом стал тот факт, что такие собаки стали бросаться под гусеницы не только немецких, но и советских танков.

- собаки разведывательной службы помогали нашим разведчикам успешно проходить через передовые позиции врага, четко и слажено работали со своим проводником при захвате «языка».

- собаки диверсионной службы занимались подрывом мостов и немецких поездов.

Задача 4. Соотнеси фото, породу с кличкой собаки и вид её службы во время Великой Отечественной войны, если овчарка Дина не связист и не миноискатель и на фото не с танкистами и не с красным крестом. Собака-санитар не немецкой породы и не колли. Джульбарс и Дик не связисты и не диверсанты.

1

2

3

4

А

Шотландский колли Дик

Б

Немецкая овчарка Джульбарс

В

Овчарка Дина

Г

Шотландская овчарка Мухтар

I

Собака-миноискатель

II

Собака-санитар

III

Собака-связист

IV

Собака-диверсант

Задача 5. Немецкая овчарка Джульбарс – участник Великой Отечественной войны. Служил в 14-ой штурмовой инженерно-саперной бригаде. Единственная собака, награжденная медалью «За боевые заслуги». Благодаря его отличному чутью было разминировано 7468 мин и снарядов на 7318 меньше чем мин, на территории Чехословакии, Австрии, Румынии и Венгрии (с сентября 1944 года по август 1945 года).

Сколько всего мин и снарядов было разминировано Джульбарсом в 1944 и 1945 годах?

Он также участвовал в разминировании дворцов над Дунаем, соборов Вены и замков Праги. Джульбарс принял участие в параде на Красной площади 1945 года. Незадолго до Парада Победы в Москве 24 июня Джульбарс получил ранение и не мог пройти в составе школы военных собак. Тогда Сталин приказал нести пса по Красной площади на своей шинели. Поэтому ее нес на руках солдат – командир 37-го отдельного батальона разминирования, кинолог, майор Александр Мазовер.

Задача 6. Овчарка Дина – первая собака-диверсант. Участник «рельсовой войны» в Белоруссии. Она смогла успешно осуществить подрыв эшелона противника на перегоне Полоцк – Дрисса (19 августа 1943 год) и вывести из строя большую часть железной дороги.

Сколько вагонов было уничтожено, ты узнаешь, решив уравнение: 28*5+Х=150.

Также она отличилась при разминировании города Полоцка, где в одном из госпиталей обнаружила мину-сюрприз, оставленную немецкими солдатами для наших ребят.

Задача 7. Шотландский колли по кличке Дик – миноискатель. Дик «проходил службу» во 2-ом отдельном полку специальной службы – «Келецкий». Благодаря его чутью были спасены жизни тысячи людей. Самой известной заслугой Дика является обнаружение 2,5-тонного фугаса с часовым механизмом. Он был обнаружен собакой в фундаменте Павловского дворца (Ленинград) за час до момента взрыва. Если бы не эта собака, то взрыв унес бы тысячи человеческих жизней.

Сколько всего за годы войны с его помощью было обнаружено и обезврежено мин? Ты узнаешь это, если найдешь произведение количества месяцев в одном сезоне на количество кварталов в году и умножишь на 1000.

Задача 8. Наиболее известным был Мухтар – собака – санитар. За годы войны он спас своего проводника, ефрейтора Зорина, контуженного взрывом бомбы и раненых в 30 раз меньше, чем миноискатель-Дик обнаружил мин.

Сколько раненых спас Мухтар?

Вот как вспоминает в своих записках военный корреспондент Илья Эренбург: «Собака – санитар, шотландская овчарка, найдя раненого, ложилась рядом. У неё на спине была корзиночка с едой и водой. Потом она брала в зубы кожаную блямбу, подвешенную к ошейнику, и спешила к санитару, этим она показывала, что кого-то отыскала, вела санитара к раненому».

Вторыми по значимости животным на войне были лошади. По статистическим данным в Советской армии их было около двух миллионов. Использовали лошадей как транспортную силу, особенно в артиллерии. Упряжки в шесть лошадей всю войну без жалоб и капризов тянули орудия, меняя огневые позиции батареи, доставляли на позиции обозы с продовольствием и полевые кухни.

Командиры батальонов и полков, бойцы, назначенные связными, тоже предпочитали коня мотоциклу. Многие раненые обязаны своей жизнью этим труженикам войны, так как большинство лазаретов и медсанбатов были «на конной тяге». Нередко пехота выезжала на позиции на конных подводах. Перемещения партизанских отрядов без подобного вида транспорта вообще невозможно представить.

Раненных лошадей никогда не бросали, а собирали после каждого боя и отправляли в специальные ветеринарные лазареты. Тяжело раненным лошадям здесь делали операции, а потом много месяцев лечили их и выхаживали до полного выздоровления. Так что раненные лошади были окружены такой же заботой и вниманием, что и бойцы.

И все-таки очень много лошадей пало на полях сражений. Считается, что за время Великой Отечественной войны на полях сражений было потеряно более миллиона лошадей. И в отличие от людей, имена этих скромных тружеников фронта практически никому не известны. Но трудно представить нашу победу без этих красивых и благородных животных.

Задача 9. Лошади оказались незаменимы для рейдов по тылам противника, для налетов и диверсий. А все потому, что хотя конь бежит со средней скоростью 20 км в час и может преодолеть 100 км за сутки, но он может пройти там, где не пройдёт никакая техника — и сделает это незаметно.

Сколько часов понадобится лошади, чтобы преодолеть 100 км за сутки?

«Воевали» не только собаки и лошади, и другие животные помогали нашим солдатам. Например, в 28 резервной армии, сформированной в Астрахани, во время боев за Сталинград использовали верблюдов. Партизаны использовали прирученных и обученных лосей потому, что их следы в лесу не вызывали подозрения, тогда как лошадиные подковы были хорошо заметны.

Задача 10. СеверногооленякарибуиспользоваливЗаполярье. Вноябре1941годабылосформированотритранспортныхгруппы, вкаждойизкоторыхбылопотысячеоленей, они перевозилиоружие, вывозилираненых, использовалисьсвязистамидлядоставкисрочныхсообщений.

Сколько всего оленей карибу было распределено в группы?

Задача 11. Выполнив это задание ты узнаешь, какое животное «подсказывало» приближение бомбардировки и помогало людям в блокадном Ленинграде.

А

К

О

Ш

К

700 дм2

5 м2

500 см2

5 дм2

500 дм2

5 м2 = … дм2

5 дм2 = … см2

500 см2 = … дм2

500 дм2 = … м2

7 м2 = … дм2

         

Кошки тоже приносили пользу, хотя и не поддаются дрессировке, как собаки. Их повышенная чувствительность, выраженная активным беспокойством, помогала заранее «подсказать» хозяевам приближение бомбардировки. Что позволяло людям быстро спрятаться. Неоценима роль кошек в Ленинграде. Они охраняли продукты и Эрмитаж от крыс. Были случаи, когда кошки приносили свою добычу хозяевам. Когда становилось совсем голодно, кошки служили едой для людей. После прорыва блокады, оказалось, что в городе практически не осталось кошек и началось засилье крыс. Вместе с едой в Ленинград ввезли около пяти тысяч кошек, которые и помогли справиться с напастью. На фронте бойцы тоже держали кошек. Они  гоняли разных грызунов, спасая бойцов от разных инфекций.

Во время войны уже были и радио, и телефоны. Но техника была очень ненадежной и работала на небольшом расстоянии. На помощь приходили голуби. Нацисты специально ставили стрелков для отстрела этих птиц, содержали ястребов. За содержание голубей хозяина расстреливали на месте.

Задача 12. Если число сообщений, доставленных голубями (Х), разделить на 3, затем к частному прибавить 6 тысяч, потом сумму умножить на 4, к произведению прибавить 4 тысячи, а полученную сумму разделить на 8, то получим 6 тысяч.

Какое количество сообщений доставлено голубями за время войны?

 

:3

 

+6тыс.

 

*4

 

+4

 

:8

 

Х

 

Х

 

Х

 

Х

 

Х

 

6 тыс.

Таким образом, животные несли военную службу наравне с людьми.

3. Легендарная техника Победы

На войне главное – люди, но важна и техника. Какая же техника стала символом Победы? Задавшись этим вопросом, я обратился к литературе и вот что я узнал.

Танк Т-34, изменивший ход войны.

А как он появился? Его появление для немцев было неожиданностью, вот как описывают встречу немцев с Т-34 зарубежные историки: 8 июля 1941 года возле города Сенно, что недалеко от Днепра, завязался танковый бой: легкие советские Т-26 отбивались от немецких Т-III. В самый разгар сражения из густой ржи выполз русский танк, который немцам не был знаком. «Несколько немецких танков открыли по нему огонь, но снаряды рикошетом отлетали от его массивной башни. На его дороге стояла немецкая 37-мм противотанковая пушка. Немецкие артиллеристы выпускали снаряд за снарядом в надвигавшийся танк, пока он не вдавил их пушку в землю. Затем, оставив позади себя подожженный Т-III, танк углубился в немецкую оборону на 15 километров».

Долгое время немецкие конструкторы пытались создать танк, который смог бы соперничать с 34-кой. Так появились немецкие танки Т-6 «Тигр» (1942) и Т-5 «Пантера» (1943). Однако немецкие гиганты все равно проигрывали «лучшему танку мира», как окрестил Т-34 немецкий военачальник фон Клейст.

Задача 13. Таблица «Основные виды танков, воевавшие в годы Великой Отечественной войны»

 

Т-34

«Тигр»

«Пантера»

       

Боевая масса

32 тонны

56 тонн

44,8 тонн

Экипаж

4 чел.

5 чел.

5 чел.

Скорость движения

55 км/час

44 км/час

55 км/час

Лобовая броня

60-90 мм

100 мм

80 мм

Калибр пушки

76 мм

88 мм

75 мм

Боекомплект

77 выстрела

92-94 выстрела

81 выстрел

Длина корпуса

6,1 м

6,32 м

6,87 м

Ширина корпуса

3 м

3,71 м

3,27 м

Мощность двигателя

500 л.с.

700 л.с.

700 л.с.

Используя данную таблицу, ответьте на вопросы:

1.Какой танк самый легкий? А какой самый тяжелый? Насколько один тяжелее другого?

2.Определите, у каких из представленных в таблице танков наибольшая скорость.

3. Определите, какой из танков самый компактный?

4. Определите, вес, какого танка больше и насколько по отношению к самому легкому танку.

Задача 14. «Тридцатьчетверка», так ее называли в армии, начала серийно выпускаться с 1940 года. До начала войны было выпущено 1225 танков Т-34. И в период 1942-1947 годов была самым массовым танком Великой Отечественной войны. Всего за годы войны были выпущены не менее 35330 этих машин в различных модификациях.

Сколько танков Т-34 было выпущено с 1940 по 1947 годы?

Довоенные танки производства завода №183.

Слева направо: БТ-7М, А-20, Т-34 образца 1940 года с пушкой Л-11, Т-34 образца 1941 года с пушкой Ф-34

Разработан танк был в конструкторском бюро Харьковского завода №183 под руководством Михаила Ильича Кошкина. Однако для самого конструктора изобретение стало роковым: от Харькова до Москвы, где танк должны были показать руководству, простуженный Кошкин поехал на своей 34-ке. Доказав, что его танк может преодолевать такие расстояния без проблем, конструктор получил тяжелейшее воспаление легких и вернулся в Харьков в полубессознательном состоянии. Так и не оправившись от заболевания, Михаил Кошкин умер в больнице. Это самопожертвование убедило высших чиновников запустить танки в серийное производство.

По словам специалистов, применение дизель-мотора авиационного типа В-2, обеспечило в течение всей Великой Отечественной войны превосходство Т-34 в проходимости, маневренности и подвижности потому, что толстобронированный Т-34 получил высокую удельную мощность – отношение мощности двигателя к боевой массе.

Задача 15. Впервые на Т-34 была установлена длинноствольная 76-миллиметровая пушка Л-11 образца 1939 года, которая превосходила по начальной скорости снаряда (635 метров в секунду) существующие в те годы зарубежные танковые артиллерийские системы.

С февраля 1941-го на Т-34 стали устанавливать 76-миллиметровку Ф-34 с начальной скоростью снаряда в 662 метра в секунду, который пробивал 60-миллиметровую броню с километровой дистанции.

Насколько начальная скорость снаряда пушки Ф-34 больше, чем Л-11?

Памятник в Семее

До настоящего времени сохранилось большое количество этих танков различных модификаций в виде памятников и музейных экспонатов. Последняя модификация танка – Т-34-85 – до сих пор состоит на вооружении армий некоторых стран.

Штурмовик Ил-2

Самолеты ИЛ-2 вылетают на задание под Сталинградом, январь 1943 года

Задача 16. Реши уравнения и ты узнаешь все прозвища штурмовика «Ил-2».

Самый массовый боевой самолет в истории, каким долгое время был штурмовик «Ил-2», кажется, стал рекордсменом по количеству прозвищ. «х*40=760» — так прозвали его немецкие летчики: «Ил-2» обладал плохой маневренностью, однако при этом сбить его было очень трудно. Летчики даже шутили, что «Ил-2» может лететь «на половине крыла, да на честном слове». Наземные войска вермахта, видя в нем постоянную угрозу, называли самолет «6950:х=50 » или «524-х=198 », « х-286=35 ». Сами конструкторы называли «Ил-2» просто — « х:40=600 ». В Красной армии самолёт из-за необычной формы корпуса получил прозвище «700*х=203000».

Летающий танк

Горбатый

Железный Густав

Мясник

Бетонный самолет

Чума

24000

290

326

139

19

321

В таком виде Ил-2 долетел до аэродрома

Задача 17. Первый серийный самолёт «Ил-2» был выпущен 10 марта 1941 года на Воронежском авиазаводе, с тех пор над землей поднялось 36 183 таких же штурмовиков. Однако на момент, когда началась война, в распоряжении Красной армии было всего машин.

Количество самолетов ты узнаешь, составив выражение и найдя его значение.

 

225

138

240

96

+

Изначально Ильюшин, главный конструктор, создавал двухместный «бронированный штурмовик», но после первых же испытаний было принято решение вместо второго места установить дополнительный бензобак.

Все время советскому командованию не хватало специализированных боевых самолетов. Во многом поэтому «Ил-2», будучи самой распространенной машиной, использовался для разных задач. Так, например, для всех самолетов «Ил-2» была установлена обязательная бомбовая нагрузка, которую в шутку назвали «сталинский наряд». Помимо бомбардировки, «Ил-2» использовали, несмотря на его внушительные габариты, в качестве самолета-разведчика. Одна из интересных особенностей штурмовика в том, что пилоты, если машина в бою загоралась, зачастую сажали самолет на «брюхо», не выпуская шасси. Самым сложным для летчика было вовремя выбраться из фюзеляжа и убежать до того, как «Ил-2» взорвется.

Легендарная БМ-13 «Катюша»

Гаубицу М-30 фронтовики прозвали «Матушкой», а систему полевой реактивной артиллерии БМ-13 - «Катюшей» Одни из первых залпов «Катюш» обрушились на Базарную площадь города Рудня. БМ-13 во время выстрелов издавала своеобразный звук, в котором солдаты услышали популярную перед войной песню Матвея Блантера «Катюша». Меткое прозвище, данное орудию сержантом Андреем Сапроновым, за пару дней облетело всю армию, а потом стало достоянием советского народа.

Монумент Катюше

Первыми системы залпового огня применили немецкие войска, пытаясь в самом начале наступления разрушить Брестскую крепость. Однако крепость устояла и еще долгое время красноармейцы, оказавшиеся в ней, боролись с захватчиками. Приказ о запуске производства «Катюш» был подписан за несколько часов до начала немецкого вторжения. Меньше чем через месяц советские войска нанесли ответный удар: летом 41-го года немцам пришлось познакомиться не только с новым танком Т-34, но и с неизвестной до сих пор «Катюшей». Начальник немецкого Генерального штаба Гальдер записал в своем дневнике: «14 июля под Оршей русские применили неизвестное до этого времени оружие. Огненный шквал снарядов сжег железнодорожную станцию Орша, все эшелоны с личным составом и боевой техникой приехавших военных частей. Плавился металл, горела земля».

Задача 18. Заполни пропуски в таблице, и ты узнаешьтехнические данные Гаубицы М-30 и «Катюши» БМ-13. Для решения используй условие, которое написано в последней колонке. Сделай сравнительный анализ полученных данных.

Технические данные

   

Условие

 

Гаубица М-30

БМ-13 «Катюша»

 

Калибр (диаметр боевой части)

… мм

132 мм

На 10 меньше

Количество стволов (направляющих)

1 шт

… шт

В 16 раз больше

Скорость передвижения (максимальная)

… км/ч (за тягачем)

60 км/ч

На 10 км/ч меньше

Время перехода из походного положения в боевое

2 мин

… мин

В 2 раза меньше

Скорострельность

1 снаряд за 10 сек.

… снарядов за 8-10сек.

На 15 больше

Ракетные установки, в начале войны чаще всего водруженные на шасси машин ЗИС, потом стали монтировать на чем угодно: вплоть до мотоциклов, аэросаней и катеров. Уже к середине 1942 года, многие немецкие солдата испытали на себе действие «Катюш», они называли их «Гнев Божий». Операция, в которой обширнее всего использовались системы залпового огня, — штурм Берлина.

Советский танк Т-34, боевой самолет штурмовик Ил-2 и система полевой реактивной артиллерии БМ-13 «Катюша» - одни из самых узнаваемых символов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

4. Города-герои

На защиту Родины от фашистской Германией встали целые города, в них шла героическая борьба за каждый метр земли. Особо отличившимся городам за массовое проявленное мужества было присвоено высокое звание «Города-героя».

Нигде в мире нет, чтобы город носил почетное наименование «Город-Герой». В СССР их было двенадцать: Ленинград (ныне Санкт-Петербург), Одесса, Севастополь, Керчь, Брестская крепость, Москва, Киев, Минск, Новороссийск, Тула, Мурманск, Смоленск. Высшая степень отличия — звание «город-герой» присвоена городам Советского Союза, трудящиеся которых проявили массовый героизм и мужество в защите Родины. Кроме того, Брестской крепости присвоено звание крепость-герой. В настоящее время четыре из них находятся на территории Украины. Минск и Брестская крепость-герой — на территории Белоруссии, остальные — в России. Это высшая степень отличия городов, прославившихся своей героической обороной во время Великой Отечественной войны 1941—1945 годов.

Мы остановимся на трех: Москва, Ленинград и Брестская крепость.

Москва – город – герой

30 сентября 1941 г. Фашистские генералы отдали приказ о наступлении на Москву. План своего наступления фашисты назвали «Тайфун», то есть ураганом ворваться в Москву, обойти ее с севера, с юга, схватить наши армии в огромные клещи и уничтожить.

Задача 19. Немцы предприняли два крупных наступления на столицу нашей Родины в октябре и ноябре 1941 г. В первой операции гитлеровское командование использовало 74 дивизии (включая 22 моторизированных и танковых), вторая операция насчитывала 51 боеспособную дивизию. Распределение сил и средств в битве за Москву:

Силы и средства

Советские войска

Знак сравнения

>, <, =

Немецкие войска

Условие

Личный состав (тысяч чел.)

 

1800

На 550 тысяч меньше

Самолетов

677

 

На 723 больше

Танков

 

1700

На 730 меньше

Минометов и орудий

7600

 

На 6400 больше

   

   

Заполни пропуски (…) в таблице, сравни соотношение сил и средств, расставив знаки сравнения. Сделай вывод о том, чья армия имела преимущество.

Задача 20. Руководил защитой Москвы командующий Западным фронтом, генерал армии, впоследствии маршал, выдающийся полководец, герой Великой Отечественной войны.

Его фамилию ты узнаешь, если решишь уравнения и найдешь произведение их корней.

36:х=4 и х*3=15

63

 

Иван Степанович Конев –

советский полководец, маршал Советского Союза, дважды герой Советского Союза.

Великую Отечественную войну генерал - лейтенант Конев начал командующим 19-й армией. В Курской битве командовал войсками Степного фронта, освобождал Белгород и Харьков.

35

 

Константин Константинович Рокоссовский

выдающийся советский полководец, маршал Советского Союза, дважды герой советского Союза.

В годы Отечественной войны командовал Центральным фронтом.

45

 

Георгий Константинович Жуков –

выдающийся советский полководец, генерал армии, маршал Советского Союза. Четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа» и множества других советских и иностранных орденов и медалей.

Инициатор Московского контрнаступления против фашистских войск в 1942 г., в результате чего Красная Армия начала наступление по всему фронту, отбирая у врага захваченные территории.

За свои заслуги перед Отечеством, народ назвал Жукова «Маршалом Победы».

Гитлеровское командование поставило задачу: овладеть Москвой к 16 октября 1941 года. Но фашисты не смогли прорваться к Москве. В результате завязавшейся ожесточенной битвы, которая продолжалась более 200 дней, враг был отброшен к западу от Москвы на 80-250 км. Гигантское оборонительное сражение на подступах к столице выиграли наша армия и наш народ. И не просто выиграли. 5-6 декабря 1941 г. Началось контрнаступление наших войск. В наступлении участвовали 75 вражеских дивизий, почти половина всех вооруженных сил противника. Разгром немцев под Москвой имел огромное значение. На полях Подмосковья был развеян миф о непобедимости германской армии.

За образцовое выполнение боевых заданий 36 тысяч защитников – города были награждены различными орденами и медалями, а 110 человек – удостоены звания «Герой Советского Союза». Медалью «За оборону Москвы» были награждены более миллиона воинов.

8 мая 1965 года Москве присвоено звание «Город-герой».

Город-герой Ленинград (Санкт-Петербург)

Фашисты хотели полностью уничтожить Ленинград, стереть его с лица земли истребить население. Ожесточенные бои на подступах к Ленинграду начались 10 июля 1941 г. Численное превосходство было на стороне противника: почти в 2,5 раза больше солдат, в 10 раз – самолетов, в 1,2 раза – танков и почти в 6 раз – минометов.

Задача 21. 8 сентября 1941 года гитлеровцам удалось захватить Шлиссельбург и таким образом, взять под свой контроль исток Невы. В результате Ленинград был блокирован с суши (отрезан от Большой земли). С этого момента началась печально известная 872-дневная блокада города.

До какого года и до какого месяца продолжалась блокада Ленинграда?

Задача 22. Самым голодным периодом в блокадном Ленинграде был предновогодний месяц 1941 года — с 20 ноября по 25 декабря. Запасов продовольствия в городе почти не осталось, поставки блокировались. Именно тогда была серьезно урезана норма выдачи хлеба.

Сосчитай,по сколько хлеба выдавалось, если известно, что солдатам, которые сражались на передовой,  — по ½ булки в день, рабочим горячих цехов — по 3/8 булки, остальным труженикам — по 1/4 булки, служащим, иждивенцам и детям — всего по 1/8 булки. Вес булки хлеба 1кг.

Несмотря на начавшийся ужасный голод и непрерывные атаки врага, в результате которых погибли почти 650 000 жителей Ленинграда, они показали себя настоящими героями, все свои силы направлявшими на борьбу с фашистскими захватчиками.

Задача 23. Более 500 тысяч ленинградцев выходили на работы по строительству оборонительных сооружений; ими были построены 35 км баррикад и противотанковых препятствий, а также более 4 000 дзотов и дотов; оборудовано огневых точек в 5 с половиной раз больше, чем дзотов и дотов. Ценой собственного здоровья и жизней мужественные ленинградцы-герои дали фронту тысячи полевых и морских орудий, отремонтировали и выпустили с конвейера танков в 2 раза меньше, чем дзотов и дотов, изготовили снарядов и мин в 5000 раз больше, чем танков, автоматов на 5000 больше, чем огневых точек и минометов в 6 раз больше, чем танков.

Сколько оборудовано ленинградцами огневых точек, отремонтировано и выпущено танков, снарядов, автоматов и минометов?

Первый прорыв блокады Ленинграда произошел 18 января 1943 г усилиями войск Волховского и Ленинградского фронтов, когда между линией фронта и Ладожским озером был образован коридор 8-11 км шириной. А через год Ленинград был полностью освобожден. 22 декабря 1942 г. Была учреждена медаль «За оборону Ленинграда», которой наградили около 1500000 защитников города. В 1965 году Ленинграду было присвоено звание Город – герой.

Крепость-герой Брест

Из всех городов Советского Союза, именно Бресту выпала участь первым столкнуться с немецко-фашистскими захватчиками. Ранним утром 22 июня 1941 г. Вражеской бомбардировке подверглась Брестская крепость, в которой на тот момент находились примерно 7 тысяч советских воинов и члены семей их командиров.

Немецкое командование рассчитывало захватить крепость в течение нескольких часов, но 45-я дивизия вермахта застряла в Бресте на неделю и со значительными потерями еще целый месяц подавляла отдельные очаги сопротивления героев-защитников Бреста. В результате, Брестская крепость стала символом мужества, героической стойкости и доблести времен Великой Отечественной войны. Нападение на крепость было внезапным, поэтому гарнизон был застигнут врасплох. Огнем с воздуха фашисты уничтожили водопровод и склады, прервали связь и нанесли крупные потери гарнизону.

Неожиданная артиллерийская атака не позволила героическим защитникам крепости оказать сопротивление, поэтому оно было разбито на несколько очагов. По показаниям очевидцев тех дней, одиночная стрельба с крепости Бреста слышалась вплоть до начала августа, но, в конце – концов, сопротивление было подавлено.

Задача 24. В ходе захвата Брестской крепости было захвачено в плен около 7000 человек, убито военнослужащих в 3 с половиной раза меньше, чем захваченных в плен. Но и потери немцев от того отпора героев – защитников Бреста оказались значительны, убитыми и ранеными на 879 человек меньше, чем убито военнослужащих Советской армии. Во время оккупации Бреста, фашисты уничтожили в городе мирных жителей в 20 раз больше, чем убито военнослужащих.

Сколько убито военнослужащих и мирных жителей Бреста при защите крепости?

Сколько убито и ранено немцев в ходе захвата Брестской крепости?

Город Брест, включая и знаменитую крепость, встретил своих героев – освободителей 28 июля 1944 г.

8 мая 1965 г. Крепость получила звание «крепость-герой». В 1971 г крепость – герой «Брест» стала мемориальным комплексом.

ОТВЕТЫ

Задача 1. Леня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова и Валя Котик.

Задача 2. На 3 года.

Задача 3. Валя Котик служил дольше всех, а меньше всех – Леня Голиков.

Задача 4. 1-Б-I; 2-В-IV; 3-А-I; 4-Г-II.

Задача 5. Всего 7618 мин и снарядов вместе.

Задача 6. 10 вагонов.

Задача 7. 12 тысяч мин.

Задача 8. 400 раненых бойцов.

Задача 9. 5 часов.

Задача 10. 3000 оленей.

Задача 11.Кошка.

Задача 12. 15 тысяч.

Задача 14. 36555 танков Т-34.

Задача 15. На 27 метров в секунду.

Задача 16.х*40=760; х=19, Бетонный самолет 6950:х=50; х=139, Мясник

524-х=198; х=326, Железный Густав х-286=35; х=321, Чума

х:40=600; х=24000, Летающий танк 700*х=20300; х=290, Горбатый

Задача 17. 249.

Задача 18. 122мм, 16 шт, 50 км/ч, 1 мин, 16 снарядов.

Задача 19. 1250 тыс.чел., 1400, 970, 14000, >

Задача 20. 45.

Задача 21. До 27 января 1944г.

Задача 22. Солдатам — по 500 граммов в день, рабочим горячих цехов — по 375 граммов, остальным труженикам — по 250 граммов, служащим, иждивенцам и детям — всего по 125 граммов.

Задача 23. 22000 огневых точки, 2000 танков, 10 000 000 снарядов, 225000 автоматов и 12 000 минометов.

Задача 24. 2000 убито военнослужащих, 1121 человек убито немецких солдат, 40000 мирных жителей уничтожено.

ЛИТЕРАТУРА

Электронные ресурсы:

https://diletant.media/articles/25200502/

https://fishki.net/1438824-zhivotnye---geroi-velikoj-otechestvennoj-vojny.html

https://rebenok.mirtesen.ru/blog/43481295562/YUnyie-geroi-Velikoy-Otechestvennoy-voynyi-i-ih-podvigi?nr=1&utm_referrer=mirtesen.ru

https://rechrebenka.ru/kak-rasskazat-detyam-o-velikoj-otechestvennoj-vojne/

https://tatfrontu.ru/person/sagitov-sait-sagitovich

http://today.kz/news/tehno/2017-05-09/741869-tehnika-pobedyi-chto-pomoglo-sovetskim-soldatam-vyiigrat-vojnu/

http://www.pomnivoinu.ru/home/reports/1484/

Просмотров работы: 1167