Геометрия в архитектуре города Волгограда

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Геометрия в архитектуре города Волгограда

Низамов А.У. 1
1ФГКОУ Волгоградский Кадетский корпус Следственного комитета Российской Федерации имени Ф.Ф. Слипченко
Семейкина И.В. 1
1ФГКОУ Волгоградский Кадетский корпус Следственного комитета Российской Федерации имени Ф.Ф. Слипченко
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков  пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство.

                                                      Г. Вейль

       Основополагающим понятием всего проекта является понятие симметрии, играющей ведущую, хотя и не всегда осознанную, роль в современной науке, искусстве, технике и окружающей нас жизни. Симметрия пронизывает буквально все вокруг, захватывая, казалось бы, совершенно неожиданные области и объекты.

      С давних пор человек наблюдал явление симметрии в природе. Крылья бабочек, зеркально повторяющие друг друга, симметричны. Кусты и деревья симметричны своим отражением в воде. Если мысленно провести вертикальную линию, разделяющую пополам человеческую фигуру, то левая и правая стороны тоже превратятся в части симметричной «композиции».

     Симметрия - одно из величайших таинств в природе. Она проявляется не только на уровне изображения и внешнего вида. Это явление и природное, и математическое, и художественное, и космическое.

    Чувство равновесия заложено в природе человека и его ощущения прекрасного. Поэтому античные строители пользовались симметрией как художественным приёмом, считая её одним из главнейших признаков гармонии.

Симметрия (др. греч. συμμετρία «соразмерность», от μετρέω — «меряю»), в широком смысле — соответствие, неизменность, проявляемые при каких-либо изменениях, преобразованиях.

В своей работе хочу познакомить вас с красивейшими объектами Волгоградской архитектуры ,в которой присутствует симметрия.

2.1История возникновения города Волгограда.

История Царицына начинается в 1555 году. Царицын был основан на левом побережье реки Волга. Но спустя некоторое время был перенесен на правый берег в месте впадения в Волгу реки Царица, из-за чего и получил свое название. На месте, где в дальнейшем расположился Царицын, по данным археологических раскопок, находилось поселение орды, название которого не сохранилось. Жители Руси того времени называли его руины «Мечётным городищем». Современным ученым и археологам не удалось основательно исследовать эти руины, так как их остатки растаскивались на строительные материалы начиная с самого основания Царицына. Последняя направленная на это исследование экспедиция не состоялась из-за начала Гражданской войны, в ходе которой окончательно были уничтожены следы этого поселения. Изначально предполагалось, что название, которое дали русские люди происходит от слова «мечькъ» — медведь, но поскольку медведи в этой области не водились, то название, скорее всего произошло от существовавшей в поселении мечети. Ордынское поселение завершило свое существование за несколько сот лет до организации Царицына. Начиная с 15 века, орда начала делиться на отдельные, самостоятельные ханства в результате «Великой замятней». Естественно, что сопровождающийся кровопролитием распад значительно ослабил Золотую Орду, Русское же княжество на этом фоне значительно окрепло и централизовалось. Именно это и помогало захватывать разрозненные ханства одно за другим. В то время, когда основывался Царицын лишь одно ханство избежало захвата – Крымское и оно представляло большую опасность для южной части России. Земля между реками Волга и Дон была опасна для мирного поселения из-за постоянных крымско-ногайских нападений, но после появления военизированной охраны речного пути возобновился торговый путь Нижний Новгород – Казань – Астрахань. Данный речной путь имел огромное значение не только для России, но и для международной торговли. Первое документальное упоминание начала истории Царицына встречается в письме Христофора Бэрроу, который являлся купцом Московской компании. Российских источников, упоминающих это событие, к сожалению, не сохранилось из-за пожаров 17 века в Москве, в которых сгорел архив Казанского Приказа.

В 1925 году Царицын в честь признания заслуг Сталина во время гражданской войны был переименован в Сталинград. Под этим названием город стал известен всему миру после Сталинградской битвы (июль 1942 — февраль 1943 года). Здесь, у берегов Волги, произошло самое крупное сухопутное сражение Второй мировой и Великой Отечественной войн. Потери с обеих сторон превысили 2 млн человек. По всеобщему признанию, битва под Сталинградом стала коренным переломом в ходе всей войны с фашизмом. В послевоенные годы разрушенный город был восстановлен. Центральный проспект носил имя Сталина, нынешний Центральный район именовался прежде Сталинским районом. Было в городе немало памятников "вождю народов". Наиболее известны два из них — в центре на площади Павших Борцов и у шлюза №1 Волго-Донского судоходного канала. По воспоминаниям коренных волгоградцев, небольшие памятники и бюсты Сталину стояли в парках и скверах, перед некоторыми учебными заведениями и госучреждениями. Ни один из них не "дожил" до сегодняшних дней. В конце 1950-х — начале 1960-х Никита Хрущев начал кампанию по развенчанию культа личности и десталинизации страны. А 10 ноября 1961 года Сталинград был переименован в Волгоград. Предшествовали тому два документа о переименовании. Первый, датированный 5 ноября 1961 года, – Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о переименовании Сталинского района города Сталинграда в Центральный район. Второй документ – Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 10 ноября 1961 года о переименовании области и города.

2.2Геометрия в архитектуре города Волгограда.

1. Музей-заповедник «Старая Сарепта».

Музей-заповедник «Старая Сарепта» был создан в 1989 г. на базе сохранившегося историко-архитектурного комплекса колонии религиозного братства гернгутеров Сарепта. Сарепта была первой и единственной колонией Братского Союза гернгутеров на территории России. Сарептяне внесли значительный вклад в развитие экономики и культуры Нижнего Поволжья. Среди них были историки, археологи, этнографы, энтомологи и ботаники.

В мае 2014 года в одном из корпусов музея-заповедника открылся первый в России музей горчицы. Место для музея выбрано не случайно: в Сарепте было положено начало разведению отечественной горчицы, возникли первые заводы в России по переработке горчицы, и это место в XIX и начале XX века являлось центром горчичной промышленности России.

2. Железнодорожная станция Волгоград I.

Проект вокзала составлен Волгоградским филиалом Дорпроекта Приволжской железной дороги в 1950-1953 годах. Авторы проекта: архитектор Александр Куровский и Самуил Брискин, инженер-конструктор Александра Кадильникова. Строительство осуществлялось Главжелдорстроем Министерства путей сообщения СССР.

Вокзал представляет собой трёхэтажное здание с цокольным этажом, венчаемое башней со шпилем.

Здание построено из кирпича с железобетонными перекрытиями. Фасады облицованы гранитом и инкерманским камнем, частично оштукатурены. Стены в интерьере преимущественно облицованы мрамором. В целом, решение здания типично для архитектуры эпохи Сталина.

К главному входу в вокзал со стороны города ведёт широкая гранитная лестница. По обе стороны от неё на отполированном сером граните установлены два многофигурных барельефа высотой в пять метров каждый. Слева от входа — сражения гражданской войны за красный Царицын; справа — защитники Сталинграда в решительном наступательном порыве. У их ног лежит поверженное фашистское знамя. Выше, над центральным входом, размещены барельефы ордера Красного Знамени и медали «За оборону Сталинграда». Сверху, в арке над входом, установлена символическая скульптурная композиция «Апофеоз труда»: Родина-мать венчает лавровым венком победителей.

3.Казанский собор.

В 1894 году епископ Саратовский и Царицынский Николай (Налимов) осматривает место под новый Казанский храм. Закладка состоялась в 1896 году. Строилась церковь на средства прихожан как кладбищенская церковь на Дар-горе. Огромную роль в возведении храма сыграл протоиерей Иоанн Никольский. Автор проекта — саратовский архитектор Михаил Николаевич Грудистов. 23 августа 1899 года епископ Саратовский и Царицынский Иоанн (Кратиров) освятил церковь.

В церкви с 1902 года служил псаломщик Николай Алексеевич Долецкий, позже он стал дьяконом, при советской власти его арестовали.

В 1904 году к основному помещению церкви были пристроены трапезная и колокольня.

В 1907 году сюда назначают протоиерея Ивана Стефановича Смирнова, который стал настоятелем храма и избирался постоянным депутатом на епархиальные съезды духовенства в 1910—1912 годах. С 1908 года в Казанской церкви служит иерей Алексей Александрович Ушаков, бывший одновременно уездным миссионером. С 1909 года здесь дьяконствует Николай Павлович Соколов. В марте 1913 года он устраняется от должности «до решения дела». В 1912 году к храму принадлежат 6306 прихожан, приписано 20 инославных, 56 старообрядцев, 50 сектантов.

4. Волгоградский планетарий.

Волгоградский планетарий стал подарком тружеников Германской Демократической Республики советскому народу в преддверии 70-летия Сталина. Немецкие рабочие пожелали, чтобы звёздный дом был построен в городе мировой славы — Сталинграде. Здание находится в окончании улицы Мира, подобно храму, и, что символично, на улице, которая была одной из первых восстановленных улиц, после разрушительной Сталинградской битвы.

Полностью все строительные, отделочные работы, дорогостоящие материалы и самое лучшее на момент строительства оборудование было подарено трудящимися ГДР советскому народу и жителям Сталинграда.

 Авторы проекта — народный архитектор СССР в. Н. Симбирцев и архитектор М. А. Хомутов.

Летом 1954 года строительные работы внутри здания были закончены. 19 сентября 1954 года состоялось торжественное открытие планетария.

За 56 лет Волгоградский планетарий посетило свыше 32 миллионов человек.

22 сентября 2009 года Волгоградский планетарий отметил 55-летие.

5. Новый экспериментальный театр.

20 декабря 1915 года в Царицыне был открыт Дом науки и искусства, построенный на средства Царицынского купца Репникова. К парадному входу вела гранитная лестница, а внизу стояли белые скульптуры львов..

Во время Сталинградской битвы площадь Павших борцов стала местом ожесточённых боёв, и здание театра сильно пострадало. 2 августа 1952 была закончена реконструкция драмтеатра. Центральный фасад здания существенно изменился: перед центральным входом появилась колоннада, увенчанная скульптурами. Однако исторический фасад здания сохранился, его можно увидеть, зайдя внутрь колоннады. Театр отметил свое новоселье премьерой спектакля по пьесе Н. Погодина с очень символическим названием «Сотворение мира». Волгоградский драматический театр приобрел всесоюзную славу со спектаклями «Грозное оружие» (о последнем периоде жизни В. В. Маяковского), «Большой шаг» (о строительстве Волго-Донского канала), «Бег» (первая в мире постановка по пьесе М. Булгакова). Потом были столичные гастроли, присвоение Сталинской премии спектаклю «Совесть». На сцене театра шли пьесы А. П. Чехова, А. М. Горького, И. С. Тургенева, У. Шекспира, П. Кальдерона.

6. Дворец культуры профсоюзов.

Он расположен на проспекте Ленина. Здание является объектом культурного наследия регионального значения. В этом здании, а также в примыкающем к нему высотном здании на Советской улице располагается Волгоградский областной совет профсоюзов.

Здание построено в 1957 году по проекту архитектора В. Е. Масляева. Оно включает в себя полукруглый объём, выходящий на проспект Ленина, и прямоугольный объём с внутренним двором. Все фасады здания украшены колоннадами и различными декоративными элементами. Благодаря этому Дворец является одним из образцов поздней сталинской архитектуры в городе.

Над центральным входом на фронтоне помещён сталинский лозунг «Труд в СССР есть дело чести, славы, доблести и геройства». Поскольку между утверждением сметы строительства здания в 1951 году и его сдачей в эксплуатацию состоялся XX съезд КПСС, на котором был осуждён культ личности Сталина, под цитатой не помещена подпись, а над ней изображён профиль Ленина. По бокам от лозунга находятся два идентичных (не зеркальных) горельефа, каждый из которых включает в себя по двадцать одной фигуре объединённых в шесть групп представителей различных профессий.

7. Здание Госбанка.

Оно расположено по адресу: проспект Ленина, 18. Памятник архитектуры регионального значения.

Здание построено в 1957 году по проекту архитекторов Е. И. Обухова и А. И. Губина. Здание четырёхэтажное, в сталинском стиле. Фасад, обращённый на проспект Ленина, украшает высокая колоннада.

В советское время в здании находилась Волгоградская областная контора Госбанка СССР. В настоящее время в нем размещается Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Волгоградской области.

8. Храм Святого Николая.

Первыми католиками на территории современной Волгоградской области были поволжские немцы, которые появились здесь в конце XVIII века в ходе колонизации Поволжья немецкими переселенцами. С середины XIX века приход Царицына относился к Херсонской епархии, переименованной затем в Тираспольску.

В 30-х годах храм был закрыт и разграблен, в 1935 г. там разместилась школа, затем в здании находился клуб. К 80-м годам XX века здание обветшало настолько, что возник проект его сноса и строительства на его месте Дома техники молодёжи. В 90-х годах началась нормализация деятельности Католической церкви в России. 19 августа1991 г. был зарегистрирован католический приход Волгограда. 9 января 1992 года храм в полуразрушенном состоянии был передан Церкви. Реставрация здания продолжалась пять лет, 4 мая 1997 года храм был освящён во имя святого Николая Мирликийского. В 1999 году торжественно отмечалось столетие храма.

В приходе действует благотворительная организация «Каритас» и католическое движение «Ассоциация Иоанна XXIII».

Храм построен из кирпича в псевдоготическом стиле. Главный фасад украшен стрельчатой аркой и розеткой. Над главным входом — башня в готическом стиле с колокольной звонницей, увенчанная шпилем.

9. Церковь Параскевы Пятницы.

Церковь в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы была заложена в 1914 году и построена на средства царицынского купца Василия Фёдоровича Лапшина . Строительство храма было закончено уже в 1915 году, и несмотря на то, что оформить внутреннее убранство храма не успели из-за начавшейся войны.

В последующие годы благоустройство храма продолжалось, в том числе были установлены купола, расписаны стены, установлен иконостас. С 2002 года и в течение почти десяти лет храм был подворьем Усть-Медведицкого Свято-Преображенского монастыря.

Храм имеет пять золотых куполов. Стены храма сложены из кирпича. Углы акцентируются огибающими их рустованными пилястрами. Фасадный декор решён в «кирпичной» модификации русского стиля. Фасады главного двухсветного объёма храма фланкируют оконные проёмы (по восточному фасаду — ложные). Круглые окна верхнего света окаймлены сплошными наличниками, а крупные полуциркульные окна нижнего света декорированы архивольтам и пилястрами. Оконные проёмы рукавов креста — лучковые, украшены пилястрами и сложными многоступенчатыми сандриками. С западного фасада устроена паперть, вход в храм акцентируют роспис.

10. Особняк Репниковой.

Особняк был построен в 1896 году. В то же время, в ходе одной из реконструкций, были обнаружены кирпичи с клеймом 1903 года, однако возможно, что они остались от более поздних отделочных работ.

Перед революцией особняк принадлежал Юлии Репниковой — матери царицынского мецената Александра Репникова. 3 января 1937 году в здании был открыт «Музей Обороны Царицына имени товарища Сталина», посвящённый в основном истории Гражданской войны 1917—1920 годов в районе Царицына и на Дону. Во время Сталинградской битвы здание пострадало, однако в 1946-1947 годах восстановлено по проекту архитекторов С. З. Брискина и И. Е. Фиалко с максимальным приближением к первоначальному виду.

Заключение.

В своей работе я  рассмотрел архитектурные сооружения различных стилей, построенные в разные эпохи, и выявила, что в архитектуре каждого из них просматривается симметрия.

Памятники архитектуры, получившие широкую известность как образцы пропорциональности и гармонии, буквально пронизаны математикой, численными расчетами и геометрией.  

Исследования показали, что все виды симметрии используются при проектировании и конструировании архитектурных сооружений и оформлении фасадов зданий.

Симметрия встречается в жизни повсюду: в быту, архитектуре, строительстве. Значит люди неплохо относятся к ней, раз используют  в своих  целях: для красоты, удобства и изучения, то есть она им нужна и играет в их жизни не последнюю роль.

Я  считаю, что как бы ни развивалось в дальнейшем искусство, элементы симметрии в нем все же будут преобладать.

О, симметрия! Гимн тебе пою!

Тебя повсюду в мире узнаю

Ты в Эйфелевой башне, в малой мошке,

Ты в елочке, что у лесной дорожки.

С тобою в дружбе и тюльпан и роза

И снежный рай – творение мороза.

Комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда

http://www.volgadmin.ru/ru/MPEconomy/TownPlanning/VolgogradGeneralPlan/Po1

2. Официальный информационно-справочный портал Волгограда

3. Википедия (свободная энциклопедия) г. Волгоград http://ru.wikipedia.org/wiki/Волгоград

4. Картографический фонд Волгограда http://www.volgmap.ru/vlg.map.

5. Главное Управление Архитектуры и Градостроительства Администрации Волгоградской Области. http://volga-city.ru/yp/4703.

Просмотров работы: 373