Введение
На уроках окружающего мира мы узнали, что наша страна одна из самых больших по территории в мире. Мне стало интересно, а сколько людей живет в России, кого больше мужчин или женщин, как это сосчитать? Оказалось, что такую информацию собирают органы статистики, а помогает им в этом Всероссийская перепись населения, которая проводится регулярно.
Наша школа – это маленькая страна, со своими законами и порядками, обязанностями, общественной жизнью. А сколько в ней жителей? И кого больше, а кого меньше? Я решила провести свою перепись - перепись населения школы. К сожалению, во время учебного процесса у школьников не остается времени для общения друг с другом. Поэтому моя работа позволит больше узнать о ребятах, которые учатся со мной в одной школе. О результатах работы расскажу своим одноклассникам, думаю, им будет интересно.
Цель: Провести перепись учащихся школы.
Задачи:
Узнать, для чего нужна перепись населения, когда и как она проводится.
Изучить архивные документы Объединенного государственного архива Челябинской области.
Изучить материалы Всероссийской переписи населения 2002,2010 г.
Подготовить отличительные знаки и составить бланк переписного листа для переписи учащихся.
Провести опрос учащихся и собрать необходимые сведения.
Обработать полученный материал.
Сделать выводы и рассказать на уроке ребятам.
Методы:
Изучение литературы.
Создание анкет, бланков, таблиц для работы.
Беседа, интервью, опрос.
Анализ, сравнение, обобщение результатов.
Презентация, выступление с итогами.
Гипотеза:
Если провести опрос учащихся, можно узнать много интересного.
І. Всероссийская перепись населения.
Важное мероприятие.
Перепись населения – это сбор информации, анализ и обобщение, публикация данных о населении страны. За время существования русского государства, учет его населения осуществлялся много раз. При проведении переписи собирают сведения о том, сколько человек, где живут граждане на территории страны. Эта информация поможет понять, где именно нужно строить новые школы, детские сады и жилые дома. Перепись покажет, где уже строительство начинать не нужно, потому, что к моменту открытия новой школы в нее просто некому будет ходить. А в некоторых районах, где не планировалось открывать новую школу или детский сад, через несколько лет они будут очень нужны.
ВПН позволяет оценить национальный и языковой состав страны, образовательный уровень и другие важные вопросы. Цели, задачи, порядок проведения переписи населения записаны в законе о проведении переписи в России - № 8-ФЗ от 25 января 2002 года «О Всероссийской переписи населения». В статье 3 закона «О Всероссийской переписи населения» говорится, что это мероприятие надо проводить не реже, чем 1 раз в 10 лет. (Приложение1)
Первыми, кто решил пересчитать население России, стали монголы. Однако, монгольская перепись не была всеобщей. Учитывались лишь дома, которые могли облагаться данью. Выборочную перепись проводили и позже, во времена правления Петра 1. Тогда, пересчитывали всех мужчин податных сословий. За каждую мужскую «душу» община, то есть все население деревни, должна была платить подать. Количество душ считалось неизменным до новой переписи, даже если жителей стало меньше или больше.
В 1897 году прошла первая всеобщая перепись населения Российской империи. Большинство жителей страны оказалось не готово к такому событию и не понимало, зачем это делают. Так, некоторые мужики об имени и отчестве жены, отвечали так: «Буду я величать ее! Баба так и есть, и нет ей больше названия». А Николай II в графе «род занятий» указал «хозяин земли русской».
Переписные листы первой всеобщей переписи нашего региона сохранились в Объединенном государственном архиве Челябинской области: «Номер дела 322. Челябинская городская управа; г. Челябинск Челябинского уезда Оренбургской губернии.» Для ознакомления с историческими документами, я сделала запрос в систему АИС ЭЛАР-АРХИВ и получила доступ к переписным листам того времени. (Приложение2).
В переписной лист 19 века вносились все находящиеся на месте лица одного хозяйства или квартиры, а также временно отсутствующие. Все лица переписывались с указанием отношения к хозяину хозяйства. Во первых: кто как приходится хозяину по родству (жена, сын, теща и т.д.), а если родства нет, то в качестве кого он живет (работник, прислуга, гость и т.д.). Во-вторых, если в состав хозяйства входит другая семья, то нужно указать еще и отношение к главе этой семьи.
Помимо основных сведений (ФИО, возраст, семейное положение, пол, место рождения и регистрация) вносились данные о сословии или звании опрашиваемого лица, грамотности (с указанием школы, в которой обучался), вероисповедании, ремесле, которое приносит основные средства для существования, а также занятиях, приносящих дополнительный доход.
Из переписных листов жителей нашего региона следует, что читать умели далеко не все. Так, из 8 человек опрошенных одного хозяйства, грамотными оказались лишь двое. Причем один из них обучался грамоте в школе, другой дома. Основным же занятием наших земляков было земледелие. Все опрошенные оказались православными и родным языком считают- русский.
После заполнения переписных листов всех хозяйств поселения, данные по ним вносились в общую форму , где указывались номер переписного листа , количество лиц , количество мужчин и женщин , проживающих в каждом хозяйстве.
1.2 Всероссийская перепись населения в Российской Федерации
В Российской Федерации первая перепись населения была проведена в октябре 2002 года. А следующая состоялась уже в 2010 году, немного раньше, чем планировали - через 8 лет. Значит, очередная перепись населения в нашей стране должна была пройти по закону - в 2020 году. Однако, эпидимологическая ситуация не позволила провести это мероприятие. Поэтому последняя Всероссийская перепись населения была проведена в октябре 2021 года.
Все предыдущие переписи проходили только с помощью переписчиков, у которых были большие толстые портфели и пачки переписных листов. Переписчики заполняли их от руки на каждого взрослого гражданина. Потом собранную информацию долго сканировали и уходило очень много времени на подведение итогов. В 2021 году решили использовать современные технологии по сбору данных. Предлагалось три варианта, из которых гражданам можно было выбрать наиболее удобный, и пройти перепись:
Онлайн формат через портал Госуслуг. Можно внести данные своей семьи в анкету, не выходя из дома.
Стационарные участки. Каждый гражданин может прийти в удобное для него время на свой участок и внести своё имя в историю страны. Такой участок для переписи моей семьи находился в здании ДК Магнезит.
Традиционный формат с переписчиком. Переписчики ходили по домам, но вместо переписных листов каждый из них имел планшетный компьютер и все опросники заносились непосредственно уже в программу. Именно таким способом прошла перепись в моей семье. (Приложение 3 ). У переписчика, который пришел к нам были отличительные знаки: светоотражающий жилет, фирменный шарф, переписная сумка, планшет, и документы - удостоверение, действительное при предъявлении паспорта. (Приложение 4)
По данным Всероссийской переписи населения, которая была в 2010 году, численность постоянного населения Российской Федерации составила 142,9 млн. человек. По сравнению с переписью населения 2002 г. численность населения уменьшилась на 2,3 млн. человек. По документам переписи населения 2010 г. женщин в нашей стране больше чем мужчин на 10,8 млн. человек. В 2002 г. это превышение составляло 10,0 млн. человек. А вот данные последней переписи обещают опубликовать лишь к концу 2022 года.
Встреча с инструктором.
Для проведения ВПН привлекаются заведующие переписными участками, инструкторы и переписчики. Мама познакомила меня со Светланой Георгиевной Андреевских, которая была инструктором во время переписи в 2010 году (Приложение 5). А еще она принимала активное участие во Всероссийской сельскохозяйственной переписи, за что была награждена медалью. Встреча оказалась очень интересной и познавательной. По словам Светланы Георгиевны, организационные работы переписи населения начинаются намного раньше самого мероприятия. Во-первых, всем гражданам нашей страны посылают письма, в которых указываются сроки проведения переписи, объясняют важность этого мероприятия.
Во-вторых, проводится регистрация объектов, то есть проверяют, есть ли эти дома на самом деле, так как многих зданий, имеющихся на карте, уже не существует. В Саткинском районе возникли проблемы, связанные с отсутствием табличек с названием улиц и номеров домов. Светлана Георгиевна рассказала, что работу переписчиков осложняли стаи бездомных собак на Цыганке, Карге, в Старой части города. Власти города решали эти проблемы быстро, чтобы переписчики могли работать спокойно.
Светлана Георгиевна отметила, что в переписчики брали людей , состоящих на учете в службе занятости. Важно было иметь высшее образование. Для работы переписчикам вручались специальные наборы : портфель с символикой переписи, специальный шарф с фирменной символикой и карточка-удостоверение переписчика. Еще переписчикам выдавали "громкий свисток" на случай сложных ситуаций и фонарик для работы в вечернее время. Кроме этого, каждый переписчик обязан был иметь с собой паспорт.
Процесс переписи одной квартиры или дома занимал много времени, так как заполнялся не только переписной лист на домохозяйство, а также на каждого члена семьи. Светлана Георгиевна вспоминала, что жители нашего района с удовольствием принимали участие в переписи, отказов не было. Для переписи неблагополучных семей привлекался участковый инспектор.
Если гражданин не мог поучаствовать в переписи, то он выбирал удобное время, когда сможет ответить на вопросы переписчика.
За активное участие во Всероссийской переписи населения 2010 года, Светлана Георгиевна была награждена медалью (Приложение 6).
Перепись учащихся школы
Программа школьной переписи.
Прежде чем начинать перепись учащихся школы, я составила программу работы. Первое - изучила литературу. Нашла в энциклопедии материал о Всероссийской переписи населения, прочитала, разобралась. Затем я встретилась с участницей переписи 2010 года, взяла у нее интервью. После этого подобрала вопросы и составила переписной лист для учащихся школы. Потом мы с мамой стали искать отличительные знаки для переписчика, подготовили футболку с отличительными знаками , кепку, сумку, бейджик. И перед самым началом переписи я встречалась с учителями и администрацией школы. Они согласились помочь мне провести перепись учеников нашей школы.
У меня получилась упрощенная модель Всероссийской переписи населения 2021 года. Конечно, не все сведения я смогла получить методом опроса, ведь учащихся в нашей школе много. В начальной школе обучается 14 классов, в среднем звене – 15 классов и старшеклассников – 2 класса. В каждом классе от 25 до 32 учащихся. Поэтому и обратиться за помощью к директору школы, завучу, школьному секретарю и учителям.
Переписной лист для учащихся школы получился у меня из 20 вопросов (Приложение 7).
Вопросы можно объединить в группы:
Общие сведения (имя, пол, национальность, место рождения и т.д.)
Учебный процесс.
Внеурочная деятельность.
Интересы учащихся.
. Работаю переписчиком.
После составления программы, я принялась за подготовку соответствующей атрибутики: футболка, бейсболка, сумка переписчика, в которой находились переписные листы, удостоверение – бейджик. (Приложение 8). Ведь переписчик должен выделяться среди всех, чтобы его узнали и доверяли ему. Когда подготовительные работы были окончены, я со своим классным руководителем приступила непосредственно к переписи. Первыми были опрошены мои одноклассники, ученики 4-Б класса (Приложение 9), затем учащиеся второго класса (Приложение 10). Я рассказала им о Всероссийской переписи населения и предложила принять участие в школьной переписи. Ребятам было интересно, и они согласились заполнить переписные листы. Было много вопросов, я объясняла некоторые пункты. За один урок все ребята справились с этой работой. Далее я пошла в седьмые классы. С ними получилось быстрее, они пишут и соображают быстрее. На следующий день участниками опроса стали ученики 7, 8, 9 классов и 11классники. (Приложение 11). Ребята охотно отвечали на вопросы переписного листа, никто не отказался. Всего опрошенных 334 человека. Когда переписных листов набралось много, я села их разбирать (Приложение 12). Разложила по классам, начертила себе таблицу и стала записывать данные.
Подвожу итоги переписи.
Директор школы, Светлана Валерьевна сообщила мне, что количество учеников в нашей школе становится больше с каждым годом. Пять лет назад было 772, а в этом году в сентябре 831, а на сегодняшний день -843. (Приложение 13).
Учебный год |
2017-2018 |
2018-2019 |
2019-2020 |
2020-2021 |
2021-2022 |
Кол-во учеников |
772 |
794 |
786 |
826 |
831 |
Кол-во учителей |
42 |
41 |
41 |
43 |
44 |
А вот количество учителей существенно не меняется, взрослые уходят на пенсию по возрасту, и их заменяют молодые специалисты.
От завуча Елены Григорьевны я узнала, сколько в школе учится девочек и мальчиков (Приложение 14).
Учебный год |
2017-2018 |
2018-2019 |
2019-2020 |
2020-2021 |
2021-2022 |
Кол-во мальчиков |
380 |
395 |
383 |
404 |
409 |
Кол-во девочек |
392 |
399 |
403 |
422 |
422 |
Она отметила, что мальчиков в нашей школе по-прежнему меньше, чем девочек. Если пять лет назад девочек было больше чем мальчиков на 12 человек, то в этом учебном году девочек больше на 13 человека.
Школьный секретарь рассказала мне, сколько учащихся в каждом классе (Приложение 15 ).
Классы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
2017-2018 |
85 |
83 |
98 |
67 |
76 |
77 |
77 |
83 |
61 |
26 |
22 |
2021-2022 |
96 |
101 |
85 |
77 |
84 |
88 |
89 |
71 |
81 |
31 |
38 |
В 2017-2018 учебном году больше всего было учеников первых классов. В этом учебном году больше учеников во вторых классах, их 101. А вот в десятый класс пришли всего 31 человек, потому что многие ребята решили продолжить обучение в техникуме и училище.
Из переписных листов я узнала, что у многих ребят нашей школы есть сестры и братья. Многодетных семей, где 3 и больше детей, в нашей школе 83. Очень мало семей, в которых всего один ребенок .
Самый трудный предмет у старшеклассников – математика, а малыши не любят музыку. Очень мало ребят пользуется школьной библиотекой – всего 29 человек из всех опрошенных. Большинство учащихся нашей школы довольны питанием в столовой, за что хочется поблагодарить наших поваров.
Во внеурочное время ребята занимаются творчеством, спортом. С 1 по 4 классы почти половина учащихся занимаются в спортивных секциях – плаванием, футболом, теннисом, шахматами, скалолазанием, катаются на лыжах, коньках. Много ребят занимается в доме детского творчества «Радуга», школе искусств, во дворце «Магнезит», дворце «Строитель». А еще ребята младших классов ухаживают за бездомными животными, помогают в клинике «Друг». У старшеклассников свои интересы - волейбол, баскетбол, теннис, карате, самбо, горные лыжи, фитнес, йога. Многие изучают иностранный язык. Правда среди учеников 7-9 классов оказалось немало любителей посидеть за компьютером, поиграть в телефоне, посмотреть в интернете.
2.4. Многонациональная страна.
Наша большая многонациональная страна была образована 30 декабря 1922 года. На основании союзного договора между Российской Федерацией, Украинской, Белорусской и другими республиками была основан Союз Советских Социалистических Республик. В этом году исполняется - 100 лет со дня образования СССР. В составе большого союзного государства сначала было 4 республики, потом их стало 15 советских республик, где проживало более ста различных народов. И уже в декабре 1926 года состоялась первая Всесоюзная перепись населения новой огромной страны – Союза Советских Социалистических республик. Население СССР тогда составляло 147 миллионов человек, а в Российской Федеративной Республике – 92, 8 миллионов человек. Наша страна всегда была многонациональным государством. Интересно, а можно ли назвать нашу школьную страну многонациональной?
Изучив ответы ребят из переписных листов, я поняла, что учениками школы № 14 являются дети разных национальностей и народов - русские, татары, украинцы, белорусы, башкиры, чуваши, армяне, марийцы, мордва, таджики, немцы. Многие ребята знают национальность своих бабушек и дедушек. У 24% ребят бабушки и дедушки татары, башкиры, почти 3% - другие национальности. Даже эстонские корни есть. Сейчас много смешанных семей. Мы живем в многонациональном государстве и школа наша подтверждение этому.
Вывод
Всероссийская перепись населения - важное мероприятие в жизни страны, которое позволяет узнать численность ее населения, и получить много важной информации о жителях страны. Цель переписи — выяснить, кто и как живет в России; понять, что изменилось за 10 лет с прошлой переписи, и что можно сделать, чтобы жизнь стала лучше. Работа людей, занятых в подготовке и проведении переписи сложна и интересна. Последняя перепись населения в нашей стране прошла в прошлом 2021 году.
Я провела перепись школьного населения. В опросе приняли участие ученики вторых, четвертых , седьмых, девятых и одиннадцатого классов.
Из переписи учащихся нашей школы я узнала много интересного:
Сегодня в школе учится 843 ученика. Число учащихся растет.
В этом году, как и пять лет назад, девочек больше, чем мальчиков .
Самое большое количество первоклассников пришло в школу в 2020 году. Их было 101 ученик.
Половина учеников начальной школы и среднего звена занимаются спортом. Большинство учащихся 7-9 классов в свободное время любят гулять или сидеть в телефоне.
Из-за большой нагрузки в 11 классе, ребята тратят много времени на выполнение домашнего задания и подготовку к экзаменам. Поэтому в переписных листах они ответили, что у них нет свободного времени.
В нашей школе учатся дети разных национальностей, 23% учащихся из смешанных семей.
Мне очень понравилось работать переписчиком, но также с большим интересом я сама заполняла переписной лист. Обо всем, что я узнала о переписи населения в стране, о результатах переписи в школе я рассказала своим одноклассникам (Приложение 16). Оказалось, что некоторые ребята принимали участие во Всероссийской переписи 2021 года вместе с родителями. А вот итоги мы узнаем лишь в конце 2022 года, так как нужно много времени для обработки всех переписных листов по всей стране. Интересно, что изменилось в нашей стране за 11 лет?
Список литературы:
Дианов М.А., Антонова О.И., Базаров А.В. История переписей населения в России. Москва: Голден-Би, 2013. — 428 c.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Всё обо всём. – М.: «Издательство «Олимп», «Издательство АСТ», 2001.- 165 с.
Народонаселение. Энциклопедический словарь.- М, 1994.- 113 с, 114 с.
Интернет-сайты:
*archive74.ru
*www.gks.ru- ВПН-2010
*ru.wikipedia.org
Приложение 1
Изучаю литературу.
Приложение 2
Архивные документы 1897 г
Приложение 3
ВПН 2021 г
Приложение 4
Отличительные знаки переписчика
Приложение 5
Встреча с переписчиком
Приложение 6
Награда за работу
Приложение 7
Переписной лист школьной переписи
Приложение 8
Я готова
Приложение 9
Перепись одноклассников
Приложение 10
Опрос учеников второго, девятого классов
Приложение 11
Перепись старшеклассников
Приложение 12
Работа с переписными листами
Приложение 13
Встреча с директором
Приложение 14
Вопросы завучу
Приложение 15
Беседа с секретарем
Приложение 16
Рассказываю о работе одноклассникам