Введение
Ежегодно тысячи людей из разных городов и стран приезжают в Тюмень. Одни едут по работе, другие выбирают наш город, чтобы остаться тут постоянно. Миграция населения представляет собой перемещение людей, связанной с постоянной или временной переменной места жительства. Главная причина миграций — экономическая, но значительную роль также играют политические, национальные, религиозные и другие причины. Это связано с историческими событиями. Например, под влиянием распада Советского Союза, межэтнических конфликтов, войн. Часто в телевизионных передачах можно увидеть мигрантов ненавидящих западную жизнь и западного человека. Сначала они просят хотя бы крыши над головой и работы, потом начинают диктовать свои порядки, жечь автомобили, нападать на полицейских, как во Франции т.п. Как узнать, кто мигрант, а кто не мигрант? Мигранты - это не преступники. У них есть паспорта, визы, они имеют право на въезд в любую страну.
Город Тюмень обладает большим потенциалом для принятия мигрантов из других стран. Наш город в сравнении с другими обладает более высоким уровнем благосостояния населения (что выражается, в частности, в высоком уровне заработной платы, более выгодным географическим положением, развитыми межрегиональными связями). Помимо этого близость внешней границы даёт о себе знать. Тема трудовой миграции является актуальной потому что, под воздействием миграции изменяются демографическая структура населения, возрастной и половой состав, социальная структура, размещение и расселение населения, его этнический состав. Мигранты занимают различные ниши в обществе, соглашаются работать в самых тяжелых условиях, получая небольшие деньги за свой труд. Человек просто приехал в страну, решил немного подработать. Но их пребывание в стране провоцирует ряд проблем. Получается, что нужно вообще установить железный занавес и никого не впускать и не выпускать? А возможно использовать труд мигрантов, только соблюдая трудовые законы и не нарушать права человека.
Однако всё ли с трудовой миграцией в рамках нашего города в порядке или существуют определённые проблемы? Нужны ли мигранты нашему городу? Этому вопросу и будет посвящена данная работа.
Проблема трудовой миграции обсуждается в СМИ, на всех уровнях власти, с мигрантами мы встречаемся ежедневно на улицах. Одной из рассматриваемых проблем в парламентской газете «Тюменские известия» является проблема миграции трудовых ресурсов. Этому вопросу посвящено большее количество статей, чем другим проблемам в рассматриваемый период. Также для написания работы были использованы статистические данные с электронного режима доступа: Интернет.
Цель работы: выяснить как проблемы, связанные с трудовыми мигрантами влияют на миграционный процесс в г. Тюмени.
Задачи:
1. Изучить историю вопроса, отметив основные вехи в развитии миграции в рамках Тюмени.
2. Проанализировать проблемы, связанные с миграцией в г. Тюмени.
3. Выявить возможность развития города без участия мигрантов.
Гипотеза: появление трудовых мигрантов порождает проблемы, внушающие тревогу, то лучший вариант - привлечение внутренних мигрантов.
Объектом исследования являются проблемы, влияющие на миграционный процесс в г. Тюмени.
Предметом исследования являются миграционная политика в г. Тюмени.
Методы:
изучение статистических данных по проблеме;
сравнение, обобщение, анализ, синтез; обработка имеющей информации.
Теоретическая значимость: возможность использовать выводы для дальнейшего исследования миграционных процессов.
Практическая значимость: использование данного материала на уроках обществознания, географии и во время проведения внеклассных мероприятиях.
Глава 1. История вопроса
Длительное время после основания Тюмени еще в 1586 году, сам край (который тогда обобщённо назывался Сибирь) был непривлекателен для людей, воспринимался исключительно в контексте наказания за какие-либо деяния. Ссылки в Сибирь были обыденным делом, однако сам по себе край был достаточно богат, а потому ведущие умы своего времени понимали необходимость его освоения («Могущество России Сибирью прирастать будет» - Ломоносов).
Однако, несмотря на такое отношение к нашему краю, именно политические репрессии стали одним из наиболее ранних примеров массовой миграции. Декабристы после неудачного восстания были массово сосланы в Сибирь, в том числе и города нашей области (Ялуторовск, Тобольск, Тюмень и т.д.), что стало важным шагом на пути освоения края. Образованные мигранты буквально дали толчок развитию края и даже после амнистии по приходе к власти Александра II, немногие из них вернулись в Европейскую часть России. Однако стоит заметить, что Тюмень на тот момент не была крупным городом (характерно и прозвище, данное ей – Тюмень – столица деревень), поэтому основная миграция проходила в другие города края (польза миграции в Ялуторовск наглядно демонстрируется существованием в этом городе Рощи декабристов [2].
Вторая волна миграции связана с именем и деятельностью такого выдающегося деятеля, как Столыпин, который для решения проблемы перенаселённости центра организовал программу переселения в Сибирь. Множество крестьян поселились на постоянной основе в Сибири, однако кампания была организована не на высшем качестве, поэтому часть из них вернулась назад. Тем не менее, этот момент также необходимо отметить, говоря об истории миграционного вопроса нашего края. Тюмень, однако, по-прежнему оставалась маленьким провинциальным городишкой не намного больше деревни. Однако постепенно численность оного всё же увеличивалась. Связано это было со строительством Транссиба в годы правления Александра III. Вместо того, чтобы пустить ветку по наиболее крупному городу региона (Тобольску – столице губернии), что привело бы к большому крюку, было принято решение о проведении оной через Тюмень, что также повысило количество торговцев, купцов и иных сословий, ставших мигрантами в наш край.
Высокая миграционная активность, продолжающаяся и поныне, была также связана с особенностью нашего края, а именно с открытием в 60-е годы прошлого века нефтяных месторождений на севере области. После этого отрицательное сальдо миграции было только 3 года: в 1991, 1992 и 1999 годах [2]
Глава 2. Проблемы миграции в городе Тюмени
В отличие от прошлых лет современная трудовая миграция подлежит тщательному учёту, а потому исследовать проблемный вопрос становится проще в силу обилия статистического материала. Помимо основных показателей: численности, состава и т.д. мы также можем проанализировать и более частные аспекты, например, мы за или против мигрантов и т. д.
Для начала проанализируем порядок прохождения потенциальным мигрантом определенных инстанций для признания за ним статуса мигранта. По приезде в страну для постоянного проживания необходимо оформить визу. Сделать это можно в органах миграционной службы. При этом сам порядок ее оформления отражен в Федеральном законе №109 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» [4] (ред. от 22.12.2014)
Основными задачами государственной миграционной политики являются:
защита прав и интересов мигрантов;
развитие системы иммиграционного контроля;
соблюдение государственных интересов при разработке и реализации миграционных программ и мероприятий;
регулирование миграционных потоков с учетом социально-экономического развития и экологической обстановки в области;
Другая задача - обеспечить надёжную защиту местного рынка труда от незаконного притока иностранной рабочей силы, повысить ответственность работодателей за выполнения Положения по привлечению и использованию в Российской Федерации иностранной рабочей силы. С 1 ноября 2002 года вступил в силу Закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", согласно которому введены в действие миграционные карты. В настоящее время проведены необходимые организационные мероприятия, и миграционные карты выдаются иностранным гражданам, производится их сбор и первоначальная обработка. ГУВД Тюменской области приступило к созданию компьютерной базы данных прибытия и убытия в Российскую Федерацию иностранных граждан. С введением миграционной карты стало возможным контролировать передвижение иностранных граждан на территории РФ, а также соответствие заявленной при пересечении государственной границы цели пребывания реальным намерениям иностранного гражданина. В целом, необходимо отметить, что всеми вышеотмеченными мерами органы государственной власти не нарушают прав и свобод мигрантов.
Откуда к нам в город приезжают мигранты:
Страны Ближнего зарубежья |
количество |
Казахстан |
66,5% |
Узбекистан |
14,3% |
Кыргызстан |
9,8% |
Таджикистан |
6,3% |
Азербайджан |
1,2% |
Украина |
0,4% |
Армения |
0,3% |
Молдова |
0,2% |
Люди едут из родных краев, бросают налаженную жизнь от безнадежности, надеясь найти кусок хлеба и крышу над головой. К нам едут не от хорошей жизни. Тюмень, принимая мигрантов, помогает их странам решить проблему безработицы. Но в свою очередь возникают проблемы социальные, правовые, национальные в связи с их присутствием в нашем городе.
2.1. Демографическая
Если идет процесс сокращения населения (депопуляция), то ухудшается экономическое положение в городе. Для развития необходимы трудовые ресурсы. Откуда их взять? Выход один – привлечение рабочих из других стран. Тюмень является по-настоящему уникальным городом, в котором вот уже с 2012 года по 2019 год наблюдалось положительное миграционное сальто. Сравнение данных миграции по всей территории с данными по г. Тюмени интересно, поскольку население города составляет примерно половину населения всего региона. [1]
Численность населения на 1 января.
Показатель |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Всего по региону |
1454557 |
1477835 |
1498710 |
1518628 |
1537416 |
Тюмень |
733982 |
744554 |
768358 |
729666 |
807271 |
Трудовая миграция по Тюмени |
18144 |
15587 |
15683 |
86000 |
21500 |
Но в связи с пандемией за январь – декабрь 2020 года миграционный прирост по городу Тюмени по отношению к январю – декабрю 2019 года снизился на 53,2% и составил 6518 человек. Численность населения города Тюмени сократилась за счет миграционной убыли населения из стран дальнего зарубежья – на 195 человек (в январе – декабре 2019 года наблюдался миграционный прирост 412 человек). В основном прирост обусловлен приезжими из Ближнего зарубежья. «В целях обеспечения безопасности государства, защиты здоровья населения и нераспространения коронавирусной инфекции Правительством Российской Федерации с 18 марта 2020 года установлены временно ограничения на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства», — говорилось в официальном сообщении правительства Тюменской области. После того как летом 2020 года в Тюменской области начались послабления ограничительных мер мигрантам разрешили работать, но повезло только тем, кто оставался в Тюменской области с начала пандемии. Возобновился процесс оформления трудовой миграции с 2021 года. Это демонстрирует заинтересованность мигрантов в получении места жительства в нашем городе. «С 16 декабря иностранные граждане могут получать разрешения на работу в регионе. Ранее выдача патентов на работу была приостановлена из-за повышенной готовности», сообщил начальник управления по вопросам миграции УМВД России Тюменской области Дмитрий Мамонтов. Всем же другим выехавшим мигрантам до сих пор въезд закрыт. Таким образом, развитие экономики будет зависеть не только от энергоресурсов, но и от достаточного количества рабочих рук. И если к нам в город приедут иностранные специалисты, а самых нужных и ценных из них мы оставим работать в нашем городе- это будет победой. С другой стороны нужно заботиться о повышении рождаемости, а не надеяться на мигрантов.[3]
2.2. Экономическая проблема
Мигранты заполняют не престижные ниши. Приезд в Тюмень мигрантов всегда преследовал разные цели. Приезжали, прежде всего, сезонно. Весной всегда был пик приезда, как и в других районах России. Как правило, осенью они уезжали к себе на родину собирать там урожай. Трудовая миграция была разной: рабочие тяжелого труда, рабочие, которые подтверждали свои квалификации здесь.
Вот как поясняет ситуацию генеральный директор компании «Авантаж, соруководитель комитета «Деловой России» Светлана Чуйкова:- «Условия у них тяжелые, люди работают по 12 часов в день, бывает 2 выходных в месяц, и работодатели много раз комментировали, что россияне не готовы так работать. Они закрывали потребности в «грязных» профессиях клининга, уборки и т. п.». Она считает, что в настоящее время идет сильная борьба за кадры в этих отраслях. Значит, вероятно, проблема будет только усугубляться. С её мнением согласна газета «Новые известия». Она отмечает, что наши граждане немобильны в трудовом плане и ценят свой статус. «Многие будут жить впроголодь, на деньги родственников и займы в микрофинансовых организациях, но не за что не пойдут на не престижную работу».[3] Далее они сравнивают, что на месте мигранта работать придется много: в среднем по 10 часов в сутки 6 дней в неделю, получая в среднем 43 тыс. рублей. Час работы мигранта стоит в 1,5 раза меньше часа работы местного жителя, подсчитали «Новые известия».[4] С другой стороны трудовая миграция наносит ущерб экономике города. В первую очередь за счет денежных переводов за границу. Все заработанные деньги пересылаются в семью и тратятся за пределами нашего города.
Однако какие причины побуждают их переезжать в наш город?
Причины |
Количество человек |
Частные причины |
16494 |
Трудоустройство |
6935 |
Были в командировке |
24 |
Приехали на учебу |
90 |
Приехали в качестве туристов |
9 |
Транзит |
5 |
Как видно из представленной таблицы, основной причиной, побуждающей мигрантов к переезду, является поиск рабочих мест. Если посмотреть по отраслям, то наибольшее число иностранных рабочих заняты в строительстве, ЖКХ. Зачастую в наш город приезжает только один из членов семьи, в то время как остальные остаются у себя на родине. Зачастую малообразованные и неквалифицированные мигранты работают на низкооплачиваемых и малопрестижных профессиях, которые, однако, зачастую необходимы в силу того, что постоянно приходится контактировать с населением.
Таким образом, мы пришли к выводу, что с одной стороны мигранты способствуют развитию экономики, а с другой подрывают российский рынок труда. Надо понимать, что работодатель выберет дешевую рабочую силу вместо дорогой. Согласившись на любые условия, мигранты подрывают российский рынок труда. Последствием становиться безработица, снижение стоимости труда. Сегодня у нас на конец декабря 2020 года уровень зарегистрированной безработицы в городе Тюмени составил 2,96%. Потребность в рабочих кадрах уменьшилась.
2.3.Мигрантофобия (т.е. боязнь мигрантов)
Мы выяснили, что миграционный процесс желателен, но важно, чтобы он был позитивным фактором для безопасности города. «В чужой монастырь со своим уставом не суйся», - говорят у нас. Но мигранты, оказавшись в нашем городе, влияют на развитие теневой экономики, преступности и коррупции.
Мы решили провести опрос. В ходе интервью был задан один вопрос: как сегодня воспринимают мигрантов население города. Стало понятно, что, сколько людей – столько, и мнений. Было опрошено 163 человека. Опрос проводить было не сложно, так как респонденты охотно отвечали на поставленный мной вопрос.
После проведения опроса мы пришли к следующим цифрам.
Восприятие мигрантов населением города Тюмени.
возраст |
положительно |
отрицательно |
Затрудняюсь ответить |
% от всех мнений. |
|||
18-30лет |
70% |
25% |
5% |
30-40 лет |
30% |
55% |
15% |
40-50 лет |
53% |
32% |
25% |
Ситуация представляется более стабильной: процент преступлений не так высок, и недовольство возникает только неквалифицированными рабочими, в то время как отношение к тем, кто приезжает, например, учиться не является столь отрицательным. Опрос демонстрирует, что большое недовольство возникает среди трудоспособного населения.
Проявляется негативное тенденция преступности.Так, например, на 20% увеличилось количество преступлений, совершенных иностранными гражданами в Тюменской области по итогам пяти месяцев 2021 года, сообщил начальник регионального управления по вопросам миграции УМВД России Дмитрий Мамонтов. Он отметил, чаще всего иностранцы совершают кражи, грабежи, преступления против личности. В связи с этим будет усилена оперативно-профилактическая работа среди иностранных граждан.
Права и свободы мигрантов гарантируются в г. Тюмени лучше, органы миграционной службы работают более качественно, стараясь интегрировать мигрантов в социум. Это демонстрирует относительно низкий уровень преступности в их среде в сравнении с остальной страной. В любом случае, для сохранения и для дальнейшего развития необходимо учитывать нравственные ценности общества.
2.4. Культурологический аспект
В Тюмени проживают практически все национальности. Каждая нация не утратила свою культуру, язык, обычаи. Иностранная рабочая сила, как социальная группа, не может отрицательно повлиять на культуру этих наций. Наш город заинтересован в том, чтобы приезжали на постоянное место жительства высококвалифицированные рабочие, готовые интегрироваться в наше общество, пускай приезжают к нам те, кто знает наш язык, культуру и истории. Но если мигрантов будет много, то они способны создать отдельные поселения и это затруднит их ассимиляцию в обществе. Надо решить эту проблему. Но населять свои территории людьми, не являющимися носителями русской культуры, порой не знающими языка — значит подвергать опасности социально-культурные ценности страны в какой-то степени. В связи с тем, что миграционный поток в Россию стихийно увеличивается с каждым годом, актуализируется вопрос об образовании детей иностранных граждан. Отсюда вопрос, каков будет среднестатистический россиянин через десять-двадцать лет? Бесплатные уроки по русскому языку для детей мигрантов, школа выходного дня и адаптационные курсы проходят для семей иностранных граждан.Есть предложение, чтобы обучать мигрантов в своих родных странах русскому языку и знакомить с культурой. В любом случае, для сохранения и для дальнейшего развития необходимо учитывать нравственные ценности общества.
Заключение
Цель работы достигнута, поставленные задачи решены. Наша гипотеза подтвердилась. Исходя из выше приведенного материала, мы приходим к выводу, что трудовая миграция порождает множество проблем:
Мигранты конкурируют с местными работниками, снижая стоимость рабочей силы.
Мигранты вывозят из города большое количество валюты.
Некоторые мигранты работают нелегально, не платят налоги.
Мигранты совершают преступления или становятся жертвами преступления.
Но чтобы миграционный процесс не носил отрицательные последствия, нужны:
Жестко соблюдать трудовые законы.
Не нарушать права человека.
Доброжелательное, толерантное отношение местных жителей к мигрантам.
Строго контролировать нелегальную миграцию.
Контроль работодателей.
Есть мнение, что потребность в иностранной рабочей силе в Тюмени сильно преувеличена. При низкой безработице, власти Тюмени и работодатели разработают программу по привлечению внутренних мигрантов. При условии повышения зарплаты своим рабочим и служащим, рабочие места заполнятся. То есть надо заниматься целенаправленным набором рабочей силы в российских регионах с высокой безработицей, организуя переобучение людей под гарантию трудоустройства с предоставлением жилья и социального обустройства семей. И тогда таких проблем не будет. Но это будет тема моей следующей работы.
Литература
1. Анализ миграционных процессов в Тюменской….. cyberleninka.ru›Грнти›…-v-tyumenskoy-oblasti-1
2.. Воробьева О.Д. Основные проблемы современной миграционной политики России / О.Д. Воробьева, Л.Л. Рыбаковский, В.И. Савинков // Народонаселение. – 2016. – №4. – с. 4-13.
3. Конфликтология. industrialconflicts.ru›msg/10022929/w_tyumenskoy…
4. Кто работать будет? В Тюменской области обвал на рынке… nashgorod.ru›article…24-01-2021/kto…v…obval…truda
5..109-ФЗ О миграционном учете иностранных граждан... legalacts.ru›doc/federalnyi-zakon…18072006…109-fz…