Процесс становления табеевского движения и воспитание личностной эффективности «табеевцев»

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Процесс становления табеевского движения и воспитание личностной эффективности «табеевцев»

Мирзагабдуллин Б.Д. 1
1МБОУ «СОШ № 36» НМР РТ
Старостина Е.Е. 1
1МБОУ «СОШ № 36» НМР РТ
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В эпоху, когда даже «общеизвестная» история может ставиться под сомнение, мотивы принятия масштабных решений не всегда очевидны, а каждый новый день способен стать потрясением, способность к анализу наблюдаемых явлений трудно переоценить. Хорошая новость: эту способность вполне возможно развить и укрепить самостоятельно. Что для этого требуется? Читать вдумчивые книги о реальных событиях от авторитетных авторов, пропускать их через призму собственных ощущений, наблюдений, воспоминаний. Также нужно уметь сопоставлять факты, упражняться в выводах, что-то принимать, что-то ставить под сомнение, держать руку на пульсе событий новейшей истории, которая касается каждого из нас без исключения.

Наша исследовательская работа посвящена человеку, о котором пишут книги и снимают фильмы. Последнее время в нескольких городах республики Татарстан появились объекты связанные с именем Фикрята Табеева. В 2015 и 2016 гг. появились улицы имени Фикрята Табеева в Нижнекамске и Казани. Также в 2016 году имя Фикрята Табеева получила одна из набережных в Набережных Челнах.

В Нижнекамске название улице придумывали всем миром, подошли к этому вопросу ответственно. Ведь заслуги Фикрята Табеева перед Татарстаном бесспорны. Для Нижнекамска это, прежде всего, человек, стоявший у истоков строительства нашего города.

Цель исследования: отследить социальный эффект от деятельности семейного «Табеевского фестиваля» и табеевского движения в городе Нижнекамске и за его пределами.

Задачи:

- определить на каком уровни находится развитие движения в каждом из 9 направлений;

- разобрать некоторые качества «табеевца» для каждого участника движения: педагога, ученика, родителя, выпускника, партнера школы;

- оценка перспектив развития движений.

Объект исследования - табеевское движение. Предмет исследования - становление, содержание и значение социально-педагогической деятельности этого движения. Научная новизна исследования: мы хотим показать, что у школы есть ресурсы, чтобы ответить на негативные вызовы новой эпохи и начать играть совершенно новую роль в обществе, обрести новый статус. Практическая значимость: наработка школой инструментов, чтобы аккумулировать эти ресурсы – через формирование «Табеевского движения» и социальных партнеров.

В исследовании использовались следующие методы: наблюдение, в том числе включенное, онлайн-наблюдение, анализ книг, статей и Интернет-ресурсов, графический метод, анкетирование, опрос.

Научно-исследовательская работа состоит из двух частей. В первой части рассматриваются семейный «Табеевский фестиваль» и табеевское движение в городе Нижнекамске. Во второй части работы рассмотрены Нормы учеников школы, которые «по-табеевски» консолидируют нашу молодежь и общество.

I глава. Детские общественные движения

Российская действительность ХХI в. создает предпосылки для прогрессивного развития детских общественных движений. Популярность детско-молодёжного движения в нашей стране не снижается. Федеральный проект «Социальная активность» приоритетного национального проекта «Образование» — использует потенциал сферы молодёжной политики.

Указом Президента Российской Федерации от 14 июля 2022 года создается движение детей и молодежи, которое по структуре будет напоминать советское пионерское движение.

ХХI век –новый этап развития отечественного детского движения

С начала 1990-х гг. после распада СССР большинство детских организаций прекратили деятельность, либо утратили своё значение. Однако в начале XXI века некоторые из них возобновили свою деятельность.

В 2020 году в Татарстане состоялся мониторинг детских общественных объединений. Его прошли более 650 общественных объединений, общий охват мероприятий которых составил более 350000 детей и подростков по всей республике. Самым востребованным масштабом объединения является школьное –первичное детское общественное объединение. Кстати, город Нижнекамск оказался на втором месте, после Казани, по количеству детских общественных объединений.

Наличием членства общественная организация отличается от общественного движения, в котором членство не обязательно.

История полна примеров общественных движений, часть которых добилась успехов, а часть – провалилась. На сегодняшний день существуют такие движения: РДШ — Российское движение школьников, общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация, образована 29 октября 2015 года, в соответствии с Указом Президента РФ; «Юнармия», движение созданное по инициативе министра обороны Сергея Шойгу в 2016 году.

Идею создания движения, которое объединяло бы всех детей, 20 апреля 2022 года на заседании набсовета АНО «Россия — страна возможностей» поддержал Владимир Путин. Минпросвещения планируют создать новое общероссийское движение детей и молодежи. 19 мая в Госдуму внесен соответствующий законопроект - в эту дату в СССР отмечался День пионерской организации, которой в этом году исполнится 100 лет.

Давайте разберемся, что же это за явление - общественное движение? Согласно Гражданскому кодексу РФ общественным движением является состоящее из участников общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Детское общественное движение – состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, в которое входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Основная особенность современного детского общественного движения - это самодеятельность, направленная на реализацию ребенком его естественных потребностей - индивидуального самоопределения и социального развития.

Семейный «Табеевский фестиваль» и табеевское движение в городе Нижнекамске

Улица имени Фикрята Табеева одна из самых молодых улиц города Нижнекамска. Она названа в честь первого секретаря Татарского обкома КПСС. 3 июля отмечается день памяти Фикрята Табеева. Он сыграл большую роль в развитии нефтяной и нефтехимической промышленности и машиностроения в республике. Вклад Фикрята Ахмеджановича в открытие «Нижнекамского нефтехимкомбината» огромен. Благодаря его труду нижнекамцы имеют возможность работать на самом крупном предприятии нефтехимической отрасли России.

Первый семейный фестиваль имени Фикрята Табеева состоялся 3 июня 2021 года. На территории МБОУ «СОШ № 36» собралось много гостей. В этот день зрителей радовали выступлениями более 20 коллективов юных участников из учреждений дополнительного образования, детских садов, которые посещают жители микрорайонов 47 и 49, а также школьники МБОУ «СОШ № 36» и МБОУ «СОШ № 37». Во время фестиваля свое мастерство продемонстрировали воспитанники спортивных клубов по тхэквондо и кудо. Команды жителей четырех микрорайонов играли в волейбол, а тем временем на поле проходили мастер-классы по регби.

Второй фестиваль прошел в июне 2022 года. В приложение № 1 вы можете увидеть скриншоты из репортажей, вышедших на местном телеканале. Именно, на втором фестивале заговорили об организованном движении, которое начало зарождаться в стенах МБОУ «СОШ № 36». Замечательно, что табеевское движение уже поддерживают в других городах. В начале июля 2022 года Президента Национального конгресса татар Рустэма Ямалеева приняли в движение «табеевцев». Рустэм Файзович начал оказывать помощь в организации музея в школе, посвященного Фикряту Табееву. Рустэм Ямалеев всегда занимался сохранением родного языка, культуры и традиций, сейчас включился в развитие табеевского движения и в городе Москве.

В системе образования табеевское движение, реализует объективные воспитательно-образовательные возможности. Выступает как неформальное движение, осуществляя свою деятельность на базе государственных образовательных учреждений, и занимает определенное место в его учебно-воспитательной системе.

Сегодня любому общественному движению развиваться в обществе непросто. Нужны партнеры, притом надежные. Искать их следует, прежде всего, среди родителей.

Создавая модель развития табеевского движения, мы применили такие исследовательские методы как анкетирование и опрос, а также графический метод. Так модель получилась понятной, полной и практичной. В модели выделены 9 параметров — направлений, в которых может развиваться наше движение:

- коммуникация (обратная связь);

- вовлечение семьи;

- вовлечение жителей микрорайона;

- поддержка достижений (мотивация школьников, атмосфера радости и интереса

к обучению, снижение стресса);

- принятие решений (вовлечение участниковдвижения в управление, распределение ответственности);

- самореализация школьников (проявление себя);

- взаимодействие с движением школ других городов;

- формирование гражданско-патриотической позиции;

- формирование сильного педагогического сообщества.

Определение направлений помогает принимать качественные решения для развития школы и получать измеримый результат.

Далее был проведен опрос среди родителей и педагогов школы, в котором они определили развитие табеевского движения в 2022 году. После прохождения опроса мы обобщили ответы по каждому направлению и графически показали результаты измерений.

Диаграмма № 1. «Снимок» развития табеевского движения на 2022 год.

Диагностика развития — ни в коем случае не оценка и тем более не критика. Это способ «картировать местность» и проложить маршрут к цели — развитию движения.

Выводы по снимку можно сделать такие: - движение получило широкую огласку в обществе; - идет высокая самореализация школьников в различных направлениях учебной и воспитательной работе; - осуществляется поддержка достижений школьников и и их семей; - достаточно высокий уровень педагогической поддержки. Но еще не полностью сформировалась программа дейятельности «Табеевского движения». Над чем и предстоит рабатать в дальнейшем.

Имя Фикрята Ахметжановича Табеева хорошо известно и в России, и зарубежом. С особой теплотой его призносят в городе Нижнекамске, городе, рождение которого напрямую связано с его деятельностью.

Важно формировать образ участников табеевского движения, так как по мере формирования опыта участия в общественной жизни закладываются основы многих личностных качеств, определяющие социальную активность на протяжении дальнейшей жизни. В приложении № 2 можно прочитать отзывы о табеевском движении из электронных газет, как дополнительных источниках получения более широкой информации.

Резюмируя сказанное, отметим, что наблюдения и многочисленные беседы с родителями учащихся школы и другими жителями микрорайона дают основания для вывода, что пришло осознание ими становления нового общественного движения. В своих ответах они настаивали, что занимаются тем, что «близко к дому», «нужно для их детей», «затрагивает их лично» — тем, чего «реально можно достичь». Можно отметить положительную тенденцию – увеличивается число участников.

Несомненно, «Табеевский фестиваль» – визитная карточка МБОУ «СОШ № 36», а табеевское движение – неотъемлемая часть информационной и социокультурной среды.

II глава. Личная эффективность ученика через формирование образа «табеевца»

Вы как гордый буревестник

Пролетели над Россией

От рязанского аула

До Казани и Кабула

С. Исаев

В этом одном стихотворном предложении автор строк образно отразил маршрут биографии Ф. А. Табеева. В этом убеждаешься, когда читаешь автобиографическую книгу «Судьбе благодаря и вопреки». В ней он интересно рассказал о своем жизненном пути, который не был ковровой дорожкой, а представлял собой крутой маршрут, в котором приходилось преодолевать трудности, проявлять принципиальность и собирать волю в кулак и добиваться поставленной цели.

В своей работе мы не будем хронологически описывать вехи жизненного пути Ф. А. Табеева. Мы остановимся на его чертах характера. Для нас это важно, формирование социально значимых качеств личности обучающихся, ключевых базовых ценностей.

Личная эффективность ученика формируется на протяжении обучения (от дошкольного до высшего), и самый большой отрезок этого времени отводится на школу. Со дня основания МБОУ «СОШ № 36» в 2018 году педагогическим советом были приняты за основу «36 норм», к которым должен стремиться каждый ученик.

Вот они. Образовательно-воспитательный процесс в нашем учреждении строится на 36-и Нормах:

«Знание», «Мотивация», «Цель», «Уверенность», «Мудрость», «Спорт», «Идея», «Энтузиазм», «Толерантность», «Творчество», «Ответственность», «Искренность», «Усердие», «Вера», «Креативность», «Ожидание», «Мечта», «Оптимизм», «Шанс», «Воля», «Любовь», «Патриотизм», «Сила», «Достижение», «Красота», «Слово», «Успех», «Счастье», «Честность», «Справедливость», «Мир», «Труд», «Достоинство», «Время», «Родина», «Результат»

Основная задача школы – увидеть и развить внутренний потенциал ученика, уделить особое внимание его индивидуальным способностям. Все эти нормы должны сойтись в одну точку, развивая личную эффективность ученика во всех видах деятельности. Из этих норм, как из маленьких частичек пазла, складывается будущий успешный ученик, успешный выпускник, успешный лидер, успешный специалист. Эти нормы формируют также образ участников табеевского движения, так как Фикрят Табеев тоже был успешным учеником, успешным выпускником, успешным лидером и успешным специалистом. На примере его биографии, написанной Ягсуфом Шафиковым в книге «Фикрят Табеев», Ниной Шишкиной и Ириной Яковлевой вкниге «Фикрят Табеев. Судьбе благодаря и вопреки», а также его земляком Рашидом Бекбулатовым в двух книгах «На мокшанских просторах», мы рассмотрим его качества личности через призму норм МБОУ «СОШ № 36».

Нормы «ЗНАНИЕ» и «ДОСТИЖЕНИЕ»

Фикрят Табеев вспоминает, что с энтузиазмом учил школьные предметы и успешно сдал все экзамены: «Со своим пахнущим еще типографской краской аттестатом я махнул в Бакинское высшее военно-морское училище, и после успешной сдачи вступительных экзаменов меня зачислили в курсанты».

«Несмотря на более чем скромное питание и жилищные неудобства, учеба у Фикрята Табеева пошла успешно: он сдавал экзамены только на «отлично». С завидным рвением изучал Фикрят основы марксистско-ленинской философии, труды Карла Маркса, Ленина и Сталина».

Читая книгу Шишкиной Н. А. и Яковлевой И. А., мы видим, что знания, полученные в стенах Казанского университета не были показными. Будучи студентом, Фикрят Табеев уже тогда понимал, что уметь оперировать знаниями, понимать зачем эти знания нужны, как они пригодятся в жизни – это очень важно.

«...При этом Фикрят Табеев активно занимался общественной работой. В конце первого года учебы его избрали комсомольским вожаком факультета. Заметный парень, завидный умница, с активной жизненной позицией. Все вместе это стало основанием для назначения ему по окончании второго курса Сталинской стипендии».

Фикрят Табеев рассказывал: «Учеба у меня сразу пошла успешно, получал одни пятерки. Я стал сталинским стипендиатом, получая 790 рублей в месяц. По тем временам это были сумасшедшие деньги».

Авторы книги «Фикрят Табеев. Судьбе благодаря и вопреки» обращают внимание, что получение Сталинской стипендии было действительно серьезным признанием заслуг студента, которого проверяли по всем статьям, вплоть до того, что приходили в общежитие и выясняли, как он ведет себя среди ребят, как к нему относятся товарищи.

Мы видим, что учился Фикрят Табеев хорошо. (см. Приложение № 3) Учёба − основное занятие «табеевца», но это не значит, что он с утра до вечера сидит за партой и зубрит учебники. «Табеевец» учится не потому, что от него это требуют, а потому, что ему самому это необходимо. Ведь от того, что он знает и умеет, зависит его положение в коллективе, уважение товарищей, а также его будущее.

Норма «МОТИВАЦИЯ»

Как известно, любому человеку интересно только то, что встроено в нашу картину мира. В связи с этим возникают большие сложности в понимании происходящего, но, с другой стороны, могут открыться большие возможности. Сложности заключаются в том, что будь то ребенок или взрослый человек, чтобы запустить рабочий процесс надо бы дотянутся до той картины мира, которая есть у этих людей. Для этого нужно понимать эту картину мира. Если это получится, то дальше открываются широчайшие возможности, дальше нет проблем с мотивацией.

Таким сложным вопросом в Татарстане всегда был вопрос о родном языке. Об этом в своей книге отметил и Ягсуф Шафиков - писатель, публицист, общественный деятель, член Союза писателей РТ и Союза российских писателей, член Союза журналистов Татарстана. Являясь автором ряда книг, написанных в жанре документальной прозы, основанной на исторических фактах и источниках, он написал книги о первом секретаре татарского обкома партии «Фикрят Табеев».

Рассказывает Фикрят Табеев: «Когда я начал работать первым секретарем обкома КПСС, мы открыли достаточное количество национальных школ. Они были хорошо оснащены и укомплектованы учителями. Помню, я тогда сам ездил открывать Билярскую татарскую школу…Однако в силу разных причин они в течение трех лет распались из-за разногласий родителей учащихся».

(см. Приложение № 4)

Национальный язык – предмет не только изучения, но и предмет гордости, особого эмоционального отношения к этому. Проблема выработки мотивации к изучению родного языка, ее поиск прошел через всего годы жизни Ф. Табеева.

«Я всецело поддерживаю возрождение татарского языка. Однако здесь очень важно не впасть в крайность. Необходимо учесть, что многие учащиеся после окончания средних учебных заведений стремятся учиться в вузах Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России. Не зная общенационального языка, молодежь не сможет продолжить учебу».

Во всем должна быть разумная мера. В приложение № 4 фотография, где Ф. А. Табеев на открытии татарской школы в Билярске. Также там вы можете ознакомиться с таблицей, в которой показано увеличение количества школ в 60-70х годах.

Норма «УВЕРЕННОСТЬ»

Продолжая читать книгу «Фикрят Табеев. Судьбе благодаря и вопреки», на странице 127 находишь подтверждение того, что Фикрят Табеев интересен и как личность, и как человек большого калибра.

«Табеев не боялся отстаивать свою позицию тогда, когда на кону стояли интересы республики – так было в случае с разделением обкома. Он никогда не путал принципы с пустым героизмом. Здесь сказывались и природная дипломатичность, и жесткая выучка в правилах партийной дисциплины, и то качество, свойственное представителям его национальности, о котором он всегда со смехом говорил: «Я - хитрый татарский парень!»

Формирование уверенного поведения является столь же значимым качеством личности, как и стремление к знаниям. От уровня уверенности в себе во многом зависит эффективность и учебной деятельности школьника, и качество общения и психологический климат на в любом коллективе. На повышения уровня уверенности в себе у учеников нацелен образовательный процесс школы.

Норма «МУДРОСТЬ»

Уважение. Нравственность.

Председатель колхоза им. Калинина Мензелинского района К. Г. Гафиятовавторам книги рассказывал: «Я не припомню, чтобы Фикрят Ахметжанович, общавшийся напрямую с первыми руководителями страны, участвовавший в принятии важнейших решений, хоть раз ставил себя в общении выше других или неуважительно относился к народу».

Мудрость - это качество, которое соединяет в себе все положительные свойства мышления. Более того, мудрость собирает (интегрирует) основные ценности жизни.

Норма «ЧЕСТНОСТЬ»

Честность – это совокупность морально-нравственных норм, принципов и ценностей, определяющих поведение каждого члена табеевского движения.

«Профсоюзный лидер КГУ собрался с мыслями и с чувством, с толком, с расстановкой отчитался перед секретариатом об учебе и общественной жизни студентов. А в конце, совершенно совладав с волнением и осмелев, добавил от себя простым живым языком, что студентам Казанского университета в бытовом отношении живется нелегко, что кроме голода им приходится терпеть тесноту в общежитиях, которые далеки от идеала. После этих слов по залу заседания прошел шумок явного сочувствия и возмущения таким положением. Уверенно державшийся, отлично говоривший на русском языке Фикрят Табеев произвел на членов Секретариата неожиданно сильное и положительное впечатление».

(Шишкина Н. А., Яковлева И. А. «Фикрят Табеев. Судьбе благодаря и вопреки», стр. 48)

Честность включает правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, субъективную убежденность в правоте проводимого дела, искренность перед обществом и пред самим собой.

Норма «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ». Умение брать ответственность на себя. Лидерство.

Желание взять на себя ответственность за благосостояние других — важное качество, которое отличает лидеров.

«Поехал Фикрят Табеев во главе студенческой братии в запомнившуюся ему на всю жизнь Петровку, помогать послевоенной, полной, полной вдов и сирот русской деревне убирать второй хлеб…Трудились студенты на совесть. Что-что, а копать картошку их руководитель, то есть Фикрят Табеев умел, и остальные от него не отставали… А наш азеевский паренек снискал себе добрую славу среди товарищей и руководства факультета.

Лидеров отличает то, что они не изменяют своего поведения, даже несмотря на то, что на их плечи падает ответственность за благосостояние других людей.

«По завершении «картофельного семестра» студенты истфилфака единодушно избрали Фикрята старостой общежития. Словом, у студенческой пятилетки Табеева начало было добрым».

(Шишкина Н. А., Яковлева И. А. «Фикрят Табеев. Судьбе благодаря и вопреки», стр. 42)

Норма «КРЕАТИВНОСТЬ»

Изобретательность.

В книге Ягсуфа Шафикова «Фикрят Табеев» (стр. 427) вспоминает подробности работы с Фикрятом Табеевым Геннадий Николаевич Захаров – руководитель сбербанка «Татарстан»: «Я считаю, что очень весом вклад Табеева в индустриализацию сельскохозяйственного производства республики. Здорово поддержал он нас в изготовлении полиэтиленовых труб в республике. В те годы такие трубы во всем огромном Советском Союзе изготовляли только в Вильнюсе, и распределял их, как говорится, по сантиметрам Госплан СССР. Мы ездили в Вильнюс выбивать для себя трубы. Литовцы говорят: «Дайте нам полиэтилен, и мы изготовим вам сверх плана трубы». По указанию Табеева с Нижнекамского химкомбината мы отвезли полиэтилен, и прибалты изготовили нам шесть километров труб. А это для нашей республики мелочь.

Тогда мы всякими правдами и неправдами нашли американскую установку, стоявшую в одном из институтов после зарубежной выставки. Своими силами привели ее в порядок. Обком партии вынес постановление об отпуске нашему тресту с Нижнекамского химкомбината бракованной полиэтиленовой крошки. (Кондицию, упаси Боже, ни-ни, Госплан голову снимет!)

Мы брали крошку пищевого полиэтилена. В первый год изготовили триста километров труб. Пока я возглавлял трест, изготовили более трех тысяч километров труб. Это, действительно, была целая революция в этой отрасли. Мы тогда из этих труб подвели воду к животноводческим комплексам и фермам, населенным пунктам. Им ведь износа нет, гарантия — сто лет. Они не ржавеют, даже при сильных морозах не разрываются.

Нас в те дни Табеев называл «Татарстанским минмонтажстроем». Первый секретарь обкома был очень доволен нашей работой. И мы этим гордились. Мы три пятилетки подряд занимали первое место в Советском Союзе в своей отрасли и получали переходящее знамя ЦК КПСС. Знаете, таких почестей тогда достичь было очень трудно».

Креативное мышление рассматривается как мышление продуктивное, создающее нечто принципиально новое, выходящее за пределы сложившейся системы знаний. Основными свойствами креативного мышления являются: гибкость, оригинальность, разработанность. Это важно ив учебной деятельности, и в достижении общественно-ценных результатов.

Норма «СЛОВО»

В книге «Фикрят Табеев. Судьбе благодаря и вопреки» на странице 137 есть интервью с Героем Социалистического Труда Александром Александровичем Ежевским. В нем он говорит, что Табеев – интеллигентный, культурный, образованный человек, с которым всегда приятно общаться. Но, а мы в свою очередь, сделали подборку его фраз, которые носят большой воспитательный характер.

«Татарстан для меня – начало начал».

«В Татарии случайные люди на руководящие должности не попадали».

«Судить о людях надо, как учат Евангелие и Коран «по делам их».

«Прежде чем командовать людьми, научитесь командовать собой .

«Трудности забудутся, а добрые дела останутся».

«Раньше в людях превалировали патриотизм, честность, национальная гордость».

Норма «УСПЕХ»

Эрудиция, харизма

Цитата из книги: «Табеев отличался завидной эрудицией и искренним интересом как к предмету, так и к нам, студентам, постигавшим начала политэкономии. Не прерываться со звонком, а увлеченно продолжать со студентами обсуждение темы во время перерыва – это было обычным делом. Кроме того, Фикрят Ахметжанович обладал незаурядной харизмой и был для студентов примером».

(Шишкина Н. А., Яковлева И. А. «Фикрят Табеев. Судьбе благодаря и вопреки», стр. 55)

Норма «РЕЗУЛЬТАТ»

Авторы книги учебу Ф. Табеева в МГУ характеризовали так: «…пройти личностную шлифовку на самом высоком по тем временам уровне». (стр. 80)

После избрания первым секретарем обкома КПСС Фикрят Ахметжанович осознавал задачи, которые ему предстоит решать. Авторы книги, когда брали интервью, отметили: «Власть – это работа с утра до ночи плюс огромная ответственность. Ответственность теперь не только за свою семью, студентов, идеологический участок работы в обкоме партии, а за всю республику перед ее народом и перед огромной страной».

(Шишкина Н. А., Яковлева И. А. «Фикрят Табеев. Судьбе благодаря и вопреки», стр. 90-91)

В газете «Татарский мир» №11 2017 года в рубрике «Сыны Отечесва» Раил Вахитов дал интервью, в котором характеризовал Фикрята Табеева так:

«Главные отличительные черты в характере Табеева – это ум, видение проблем и путей их решения, высокая эрудиция и колоссальная память! Но больше всего я бы хотел отметить его человеческую доступность, с чем я столкнулся в Афганестане».

В этой же статье Р. Вахитов привел высказывание президента Академии военных наук России Махмата Ахметовича Гареева о Табееве:

«Дружеский характер, умение ладить и понимать каждого человека вызывали доверие к нему. В любых партийных и государственных должностях, являясь очень требовательным и строгим руководителем, он оставался доступным для всех подчиненных и окружающих его людей».

Можно привести сотни таких примеров об отношении Ф. Табеева к людям.

В своей исследовательской работе мы рассмотрели всего десять Норм нашей школы, постарались показать их через биографические книги о Фикряте Ахметжановиче Табеебе. «Вообще, у него было несколько принципов: кадры, самоотверженность и помощь друг другу,»- рассказываетРустэм Файзович Ямалеев - президентом национального конгресса татар Москвы и тюркских народов. Душевные и профессиональные качества Фикрята Табеева, на которые могут равняться сегодня школьники можно рассмотреть много. На примере таких людей, как Фикрят Ахметжанович Табеев, можно воспитать патриотизм и любовь к Родине.Уже сегодняученики, в организованном табеевском движении убеждаются в силе взаимоподдержки, честности, лидерства, осознают неоднозначность критики, взаимозависимость друг от друга, влияние личных мотивов на выполнение любой работы. Стараниями учащихся и педагогов МБОУ «СОШ № 36», а также жителей микрорайона движение «табеевцев» развивается и увеличивается численно.

Заключение

Результатом исследования стало создание «снимка» развития табеевского движения на 2022 год. В модели выделены 9 параметров — направлений, в которых может развиваться наше движение.

Вместе с тем, этой исследовательской работой ставится цель обратить внимание общественности на табеевское движение, так как только всесторонне подготовленный, воспитанный, умелый, духовно и физически здоровый, хорошо знающий свою страну молодой человек может быть настоящим патриотом.

Первый Президент РТ М. Ш. Шаймиев говорил: «Чудес на свете не бывает. Если сегодня в РФ и за ее пределами о Татарстане говорят как о прогрессивной республике, т это во многом благодаря тому прекрасному фундаменту, который был заложен в прежние десятилетия, особенно в годы руководства республикой Ф. А. Табеева».

Список литературы:

Бекбулатов Р. «На мокшанских просторах», Москва, 2021

Бекбулатов Р. «На мокшанских просторах», Москва, 2022

Шафиков Я. «Фикрят Табеев», Казань, 2001

Шафиков Я. «Кто водрузил знамя Победы над Рейхстагом», Казань, изд. Слово,2015.

Шишкина Н. А., Яковлева И. А. «Фикрят Табеев. Судьбе благодаря и вопреки», Москва, издательская группа «Крылья», 2012

газета «Татарский мир» №11, 2017

Сборник статей «Вековая история. Министерству финансов Татарстана 100 лет». Казань, 2020 г.

"Консультант Плюс" - законодательство РФ: кодексы ...

Интернет-ресурсы:

http://www.consultant.ru

https://m.business-gazeta.ru/news/556454

https://m.business-gazeta.ru/news/560226

http://www.tatarnews.ru/shortnews/27419

https://www.youtube.com/watch?v=HCjReezsHtc

https://ntr-24.ru/index.php?newsid=80706

https://m.business-gazeta.ru/news/562282

Приложение № 1. «Табеевские фестивали» 2021 и 2022 гг.

Приложение № 2. Отзывы о табеевском движении

9 июля в газете «БИЗНЕС Online» — одной из ведущих деловых СМИ Татарстана, была опубликована статья о начале создания краеведческого музея, в котором будут открыты экспозиции, посвященные Фикряту Ахмеджановичу Табееву. Статью прокомментировала общественность.

https://m.business-gazeta.ru/news/556454

https://m.business-gazeta.ru/news/560226

https://m.business-gazeta.ru/news/562282

http://www.tatarnews.ru/shortnews/27419

Приложение № 3. Успеваемость Ф. Табеева

Скриншот № , книга, стр. 65

Приложение № 4. Ф. А. Табеев на открытии татарской школы в Билярске

Просмотров работы: 34