Влияет ли цвет на работоспособность школьников?

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияет ли цвет на работоспособность школьников?

Матвеева Е.В. 1
1МБОУ «Гимназия №1 имени Н.И.Борцова» г. Лебедянь Липецкой области
Коротаева А.В. 1
1МБОУ «Гимназия №1 имени Н.И.Борцова» г. Лебедянь Липецкой области
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Я заметила, что мне нравятся некоторые цвета (зелёный, голубой, жёлтый) больше остальных. Они вызывают у меня радость, подъём настроения, желание учиться! А другие цвета (красный, фиолетовый) вызывают тревогу, грусть, лень! Мне захотелось узнать, какие цвета помогают мне учиться в школе, а какие мешают?  Стремление найти ответ на этот вопрос определило тему моего исследования: «Влияет ли цвет на работоспособность школьников?».

Цель:   Изучить особенности воздействия цвета на работоспособность и поведение учащихся 1-х и 4-х классов МБОУ «Гимназия №1 имени Н.И.Борцова».

Задачи исследования:

1) изучить книги, справочники, энциклопедии, журналы, в которых рассказывается о влиянии цвета на человека;

2) изучить взаимосвязь между цветовыми предпочтениями и поведением человека;

3) исследовать основные цветовые предпочтения одноклассников и их цветовые ассоциации.

Методы исследования: изучение литературы, анализ различных источников, наблюдение, анкетирование, использование методики «Корректурная проба».

Объект исследование: цветовая гамма.

Предмет исследования: влияние цвета на поведение и настроение учащихся 1-х и 4-х классов гимназии.

Гипотеза: цвет может оказать положительное влияние на состояние младших школьников, их поведение, способность к восприятию учебного материала и их работоспособность.

Актуальность проекта. Знание значения цвета в жизни каждого человека  необходимо, так как цвет оказывает воздействие на настроение, чувства, мысли и на здоровье человека.

Основная часть

Теоретическая часть

Влияние основных цветов на работоспособность

Изучая литературу, Интернет – источники, я узнала, что вопрос цветовой гармонии и её влияния на состояние человека поднимался давно. 

Ещё в Древнем Египте существовали храмы, где воздействовали на людей с помощью цвета (в культовых целях и для излечения). Храмы строились по отношению к солнцу таким образом, чтобы солнечный свет, попадая внутрь, распадался на семь цветов радужного спектра. Это позволяло людям принимать солнечные ванны и исцеляться!

Специальная краска, наносимая на тело воина и его доспехи, внушала противнику страх. Цвета, которые подбирали для одежды царей и жрецов, говорили об их могуществе, вызывали восторг и трепет.

Из истории возникновения цвета

Мне захотелось узнать, каким образом цвет возникает. Оказывается, свет, излучаемый Солнцем, называют белым цветом. Но в действительности белый цвет – это смесь разных цветов. Это можно обнаружить, если посмотреть через стеклянную призму. Свет, проходя через неё, распадается на различные цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, т.е. цвета радуги.

В 1666 году английский учёный Исаак Ньютон доказал, что обычный белый цвет – это смесь лучей разного цвета.

Если заглянуть в словарь С.И.Ожегова, то цвет - это один из видов красочного радужного свечения – от красного до фиолетового, а также их сочетаний или оттенков.

На уроках изобразительного искусства мы изучали, что все цвета делятся на тёплые (длинноволновые) и холодные (коротковолновые).

Тёплые цвета – бодрят, возбуждают и стимулируют, к ним относятся красный, оранжевый и жёлтый.

Холодные цвета - успокаивают и расслабляют, это голубой, синий и фиолетовый.

Зелёный - промежуточный, он воздействует медленно и мягко.

Характеристика цветов и влияние на человека.

В ходе подготовки работы я изучила характеристики цветов и их влияние на человека.

Красный цвет наиболее активный. Это насыщенный, горячий, яркий цвет. Он символизирует любовь, власть, огонь, войну.

Способствует активности, уверенности. В больших количествах может провоцировать ярость, гнев. Формирует лидера.

Оранжевый цвет - тёплый, лёгкий, создает ощущение благополучия и веселья, поднимает самооценку. Он символизирует праздник, благородство.

Влияние на физическое здоровье: Наделяет энергией и способствует мыслительному процессу и хорошему настроению.

Жёлтый цвет - тёплый, лёгкий, яркий, струящийся, радостный. Это цвет оптимизма, способствует активизации умственной деятельности.

Влияние на физическое здоровье: хорошо лечит пищеварительную систему, обеспечивает её работу. Улучшает память, способствует справедливому и быстрому принятию решений. Повышает познавательный интерес.

Зелёный цвет - спокойный, свежий, нежный, живой. Он символизирует мир, покой, любовь, спасение, Жизнь, рост, гармонию. Он объединяет нас с природой и помогает быть ближе друг к другу, действует успокаивающе.

Голубой цвет - легкий, воздушный, прохладный, спокойный, слегка пассивный. Он символизирует чистоту, разум, постоянство и нежность. Если же голубого цвета слишком много, это может вызвать лень, апатию.

Синий цвет - очень насыщенный и очень холодный. Он тяжёлый, строгий, таинственный, чистый. Первое чувство, которое он вызывает, - это чувство настороженности. Синий цвет символизирует вселенную, космос. Он способствует физическому и умственному расслаблению, создает атмосферу безопасности и доверия.

Фиолетовый цвет - холодный, тяжёлый, таинственный. Он символизирует мудрость, связан с артистизмом, великими идеями, интуицией. Это цвет вдохновения, который свойственен целителям и творческим личностям. Он поможет научиться принимать все происходящее с вами со спокойным сердцем, успокоить душу и напитать ее энергией вдохновения.

Использование цветов в жизни

Цвет используется в профессиональной деятельности художниками, дизайнерами, светотехниками, химиками, геологами, работниками кино и телевидения, фотографами, модельерами, медиками.

Приведу примеры использования цветов в прошлые века и в наши дни.

Красный - цвет лидеров, опасности, любви. В древнем Риме это цвет знати и императоров Рима. Только они могли носить одежду красного цвета.

    В наши дни этот цвет используют для предупреждения об опасности, например запрещающие дорожные знаки. Использование в открытках красной розы или сердца символизирует признание в любви.

Синий – цвет неба и моря, символ высоты и глубины. По сей день форма лётчиков и моряков синего цвета. А когда мы собираемся включить холодную воду, то, не задумываясь, поворачиваем синий вентиль.

Практическая часть

Исследование основных цветовых предпочтений

школьников и их цветовые ассоциации

Я решила исследовать основные цветовые предпочтения учеников 1, 4 классов и учителей начальных классов в нашей гимназии и их цветовые ассоциации. Школьникам была предложена анкета. (Приложение 1). Результаты анкетирования были оформлены в диаграммы.

С каким цветом ты себя ассоциируешь?

Оказалось, что большинство ребят 4-х классов ассоциируют себя с голубым (26%) и фиолетовым (23%) цветом, 1-х классов – с фиолетовым (30%), оранжевым и голубым (по 22%). Любовь к синему цвету говорит о совестливости и честности. Люди, отдающие предпочтения синим тонам обязательны и стремятся к гармонии во всём. Оранжевый цвет наделяет энергией и способствует мыслительному процессу и хорошему настроению. Фиолетовый цвет помогает научиться принимать всё происходящее с нами со спокойным сердцем, успокоить душу и напитать её энергией вдохновения. (Диаграмма 1.)

Диаграмма 1. С каким цветом ты себя ассоциируешь?

С каким цветом ты ассоциируешь своего друга?

У 4-х классов это фиолетовый цвет (26%), жёлтый (17%). У 1-х классов – это голубой (28%) и жёлтый (12%). Причём, друг у них ассоциируется с другим цветом, чем они сами. Друзей выбирают так, чтобы они дополняли, уравновешивали. (Диаграмма 2.)

Диаграмма 2. С каким цветом ты ассоциируешь своего друга?

Какой цвет предпочитаешь?

Девочки нашего класса предпочитают фиолетовый и чёрно-белые цвета, менее популярны голубой и розовый. Эти предпочтения говорят о том, что девочки: весёлые, жизнерадостные, целеустремлённые, уверенные в себе, при этом мечтательные и таинственные. (Диаграмма 3.)

Диаграмма 3. Какой цвет предпочитаешь? (девочки)

Мальчики предпочитают зелёный, красный, жёлтый, менее популярны синий и чёрный. Эти предпочтения говорят о том, что мальчики надёжны и великодушны, жизнерадостны и оптимистичны. Тот, кто предпочитает зелёный цвет, боится чужого влияния, ищет способ самоутверждения, так как для него это жизненно важно. Красный - Если это любимый цвет, то такой человек смел, это волевой, властный тип, вспыльчивый и общительный.

Жёлтый - означает общительность, любопытство, смелость, лёгкую приспособляемость и получение удовольствия от возможности нравиться и привлекать к себе людей. (Диаграмма 4.)

Диаграмма 4. Какой цвет предпочитаешь? (мальчики)

На вопрос о предпочитаемом цвете школьной формы большинство ребят ответили: чёрный и синий. Это не удивительно, ведь именно эти цвета говорят о деловом стиле. (Диаграмма 5.)

Диаграмма 5. Школьную форму какого цвета тебе хотелось бы носить?

На вопрос: Стены какого цвета ты хотел бы видеть в вашем классе? – И ученики 4-х, и 1-х классов выбрали сине-голубой. Сине-голубой - оказывает мягкое воздействие, расширяет пространство, облегчает восприятие действительности, даёт уверенность, что всё будет в порядке. На втором месте у 4-х классов – почему-то чёрный, у 1-х классов – красный. (Диаграмма 6.)

Диаграмма 6. Стены какого цвета ты хотел бы видеть в вашем классе?

Чёрный  всегда скрывает в себе всё, что несет; он “загадочен”. Он связан с любопытством, он притягивает к себе, пугает. Чёрный цвет всегда бросает вызов, как бы говоря: человек должен пройти через чёрное, чтобы познать, как много в нём белого. 

 Красный цвет олицетворяет могущество, он всегда добивается того, чего хочет. Он всегда в движении, всегда источник энергии.  

В школах согласно СанПин стены классов могут быть окрашены в светлые тона жёлтого, бежевого, розового, зелёного или голубого. При их правильном цветовом оформлении производительность труда учащихся повышается на 12-17%.

В нашем классе стены светло-зелёные, оконные рамы – белого цвета, жалюзи – светло-жёлтые, доска – светло-коричневая. Эти цвета подобраны так, что дают нам энергию, которой нам не хватает, стимулируют мозговую деятельность и повышают эффективность умственного труда.

Вывод: цветовое оформление класса подобрано верно и оказывает положительное влияние на поведении детей, характеристика цвета это подтверждает.

Какой цвет тебе нравится?

4-классникам больше нравится чёрный цвет, а первоклассникам – красный.

(Диаграмма 7.)

Диаграмма 7. Какой цвет тебе нравится.

Какой цвет тебя успокаивает?

А вот успокаивающе на ребят в 4-х классах действует – синий, голубой, чёрный, зелёный цвета. На первом месте – синий, голубой цвет. Это — цвет неба, покоя, расслабления. Он говорит о скромности и меланхолии; такому человеку часто нужно отдыхать, он быстро устает, ему крайне важно чувство уверенности.

У 1-х классов на первом месте чёрный, на 2-ом – жёлтый, на 3-ем – синий, голубой. Чёрный — цвет неуверенности, символизирующий мрачное восприятие жизни, свидетельствует о наличии кризисного состояния и характеризует агрессивное неприятие мира или себя. Скорее всего, чёрный цвет не успокаивает первоклассников, а вызывает апатию, пессимистическое настроение и даже депрессию, то есть период адаптация в гимназии для них оказался сложным.

Мы видим на диаграмме, что некоторые сложности в поведении наблюдаются и у учеников 4-х классов. (Диаграмма 8.)

Диаграмма 8. Какой цвет тебя успокаивает?

Педагоги начальной школы предпочитают сине – голубые цвета. Люди, предпочитающие синий цвет, стараются всё привести в порядок, систематизировать. Они всегда имеют собственную точку зрения; преданы тому, что делают. Синий цвет – это постоянство, упорство, настойчивость, преданность, самоотверженность, серьёзность, строгость.

Вывод: каждый возрастной уровень имеет предпочтение определённого цвета и характеристика цвета это подтверждает.

Свойства внимания у одноклассников

Ещё я исследовала свойства внимания у одноклассников. Экспериментально доказано, что высокий уровень внимания положительно влияет на успешность обучения.

Выбранная методика «Корректурная проба» была направлена на определение скорости, концентрации и устойчивости внимания, показателя умственной работоспособности младших школьников. Этот метод исследования в 1895 году изобрёл французский психолог Бенджамин Бурдон. Для проведения тестирования я использовала специальные бумажные бланки белого, красного и зелёного цвета, на которых распечатала буквы алфавита, расположенные в случайном порядке; 11 рядов букв по 35 букв в каждом ряду. (Приложение 2. Методика «Корректурная проба»). Суть методики состояла в том, что в каждом ряду надо вычеркнуть заданную букву. Работа длилась 3 минуты. Для фиксации времени измерения использовался секундомер. Через каждые 60 секунд по команде отмечалась вертикальная черта. На белых листочках зачёркивали букву К, на красных – А, на зелёных – В. Общее количество просмотренных знаков: на белых - 6,6 рядов, на красных – 8 рядов, на зелёных - 7,7 рядов. (Приложение 3. Таблица Анфимова: общее количество просмотренных знаков).

Количество ошибок – на белых 30 % (пропуски), на красных – 40%, на зелёных - 30%. (Приложение 4. Исследование динамики умственных способностей (пропуски букв).

Просмотренных знаков больше на красных карточках, но и количество ошибок тоже больше.

Вывод: цвет является одним из важнейших факторов активизации процесса обучения учащихся. На уроках лучше работать на белых листах, но, если надо что-то выделить для запоминания, можно использовать красный или зелёный цвета.

Общие выводы:

 1. Изучение соответствующей литературы показало, что каждый цвет имеет свою символику и свои психологические особенности. 

2. В зависимости от возраста каждый человек отдаёт предпочтение определённому цвету:

3. Эксперименты, проведённые в классе, показали, что цвет, действительно, влияет на поведение, самочувствие и работоспособность учащихся класса. Работоспособность и активность при красном цвете повышается, но и количество ошибок увеличивается.

Заключение.

В ходе исследования цель достигнута, задачи решены. Гипотеза нашла своё подтверждение. Изучая литературу, я многое узнала о цвете.
Оказывается, цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и тревожить. С помощью цвета можно поднять настроение и снять усталость. Он может оказать влияние на самочувствие человека, его работоспособность и настроение.

Каждый человек рождается с внутренним ощущением цвета, и на протяжении всей жизни имеет эмоциональную реакцию на тот или иной цвет, поэтому мы все знаем, что нам нравиться и что – нет.

Совет: Больше находитесь на свежем воздухе в любое время года. Природные цвета наполнят вас чувством спокойствия и подарят надежду научиться воспринимать себя и окружающую жизнь такими, какие они есть.

Список литературы и Интернет - источников

Акимова М.К. Диагностика умственного развития детей / М.К. Акимова, Б.Т. Козлова – СПб.: Питер, 2006. – 240 с.

Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления / А.М. Гельмонт. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1964. – 61 c.

Герасименко Н.В, Разноцветный класс //Домашний доктор, 1998, № 4.

Дядюн Т.В. Эмоциональные сферы // Школьный психолог, 2004, № 24.

Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М.: Изд-во ТЦ Сфера, 2004. – 262 с.

Ксавер.А., Фрименг Г.Н. Человек цвет- пространство. Прикладная цветопсихология. Издательский дом Питер, 1999г.

Миронова Л.Н. Цветоведение: учебное пособие / Л.Н. Миронова. – Минск, 1984.

Сухоруков Д.В.,Сорокина Л.А. Средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и повышающие их умственную работоспособность.-Образование и наука. 2014. №2.

Интернет-ресурсы:

http://ikeremina.ucoz.ru

http://internatpscov.ucoz.ru

http://images.yandex.ru

Приложение 1.

Анкета.

1. С каким цветом ты себя ассоциируешь?

2. Какой цвет тебе больше всего нравится?

3. Одежду какого цвета ты предпочитаешь?

4. Школьную форму какого цвета тебе хотелось бы носить?

5. Стены какого цветы ты хотел(ла) бы видеть в вашем классе?

6. Какой цвет тебя успокаивает?

7. Какой цвет тебе приносит радость?

Приложение 2.

Методика «Корректурная проба»

Приложение 3.

Таблица Анфимова: общее количество просмотренных знаков

Приложение 4.

Исследование динамики умственных способностей (пропуски букв)

Просмотров работы: 143