Техники, которые помогут справиться со стрессом на публике ученикам 8-11 классов Лицея №3

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Техники, которые помогут справиться со стрессом на публике ученикам 8-11 классов Лицея №3

Бердникова Д.В. 1
1МБОУ г Иркутска лицей №3
Доманова О.А. 1
1МБОУ г Иркутска лицей №3
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность: В ходе опроса среди учеников 8-11 классов МБОУ г. Иркутска лицея №3 было выяснено, что 80% лицеистов испытывают страх перед выступлением на публике. При этом во время учебного процесса 75% ребят выступало на уроке с докладом, а 16% опрошенных являются активными участниками проектной и научной деятельности образовательного учреждения. Проблема стресса перед выступлениями на публике является актуальной.

В сети “Интернет”, психологических справочниках содержится информация о техниках для преодоления стресса на публичных выступлениях. Однако в большинстве случаев это информация является недостоверной или представленной в форме научных статей.

Таким образом, нет источника, который содержал бы в себе данные об эффективных техниках преодоления стресса перед публичными выступлениями. Поэтому в ходе проекта будет создана инфографика, в которой будут собраны советы о преодолении стресса. Современный digital формат будет удобен для восприятия подростками полезной информации.

Цель: Создание инфографики с техниками, которые помогут преодолеть стресс перед публикой.

Задачи проекта:

1. Разработать и провести анкетирование среди 8-11 классов МБОУ г. Иркутска лицей №3, чтобы узнать какое количество учеников боятся выступать на людях.

2. Найти, проанализировать информацию с интернет-сайтов и литературных источников о том, как можно справиться со стрессом при выступлении на публике.

3. Провести интервьюрование с психологом МБОУ г. Иркутска лицея №3.

4. Структурировать и опубликовать информацию для создания инфографики.

5. Опубликовать инфографику в сообществе Вконтакте МБОУ г. Иркутска лицея №3

6. Представить инфографику в формате лекции для учащихся 8-11 классов МБОУ г. Иркутска лицей №3

Вопрос проекта: Какие техники помогут облегчить стресс перед выступлением на публике?

Главный вопрос проекта: Как справится со стрессом и какие техники помогут облегчить мандраж перед выступлением на публике?

Описание продукта: В результате проектной деятельности будет созданаинфографика, которая будет содержать в себе ряд рекомендаций, помогающих детям снять стресс перед выступлением на людях. Минималистичный дизайн, модные шрифты привлекут внимание подростков в публикации в лицейском сообществе.

Благодаря анализу материалов о стрессе перед публичными выступлениями были выявлены основные ошибки: отсутствие практических упражнений, ссылок на экспертное мнение, устаревший дизайн материалов.

Итоговый продукт может быть использован в образовательной и внеклассной деятельности школы.

Описание реализации: Во времяпубличного выступления перед учащимися 8-11 классов будет представлена инфографика «Паблик ток мне не страшен». С помощью рассказа простым для подростков языком информация о техниках, которые помогут справиться со стрессом перед выступлением на публике, ученики узнают практические упражнения от психологов.

Глава 1: Теоретическая часть

Понятие стресса

Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса.

Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел Уолтер Кэннон в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать».

Принято выделять 3 основных стадии стресса:

1. Фаза мобилизации. Это немедленная реакция на опасную или сложную ситуацию. В этот момент частота сердечных сокращений увеличивается, высвобождаются гормоны, такие как кортизол, и организм получает энергетический заряд адреналина, который помогает ему реагировать.

2. Фаза сопротивления. После первого воздействия стресса телу необходимо расслабиться и вернуться в нормальное состояние. Однако, если мы не преодолеем ситуацию, которая порождает стресс, организм сохраняет бдительность и привыкает к высокому уровню артериального давления и гормонов.

3. Фаза истощения. На этом этапе стресс становится хроническим, и организму становится все сложнее бороться с ним. Его воздействие ощущается эмоционально и физически через различные реакции.

Причины возникновения стресса у подростков

Сложные ситуации в школе являются значимыми причинами стресса для ребенка. Поводом для длительных и глубоких переживаний ребенка может стать конфликт с учителем или с одноклассниками, а также выступление на публике.

Другой потенциальной причиной стресса у ребенка является проблема с успеваемостью в школе. Особенно сильно давят на психику ребенка завышенные требования к нему со стороны школы. Он легко может погрузиться в уныние из-за несправедливо заниженной оценки, удариться в панику от обилия грядущих экзаменов, впасть в отчаяние от непомерных объёмов домашнего задания.

1.3 Стресс на публичных выступлениях

Публичное выступление — это всегда испытание. Психологи считают, что истоки этого страха кроются в биологических основах человеческого существования.

Основные причины возникновения именно страха публичного выступления делятся на биологические и социальные.

Генетически предпосылки: склонность к определенным видам страха, психологические характеристики личности и страх перед обществом вообще. Общество в древние времена воспринималось как синоним слову безопасность, и даже жизнь. В общине гораздо проще было добывать пищу и защищаться от диких зверей. За пределами общины жизнь была очень опасна, а выжить в одиночку было довольно трудно.

Среди основных психологических характеристик, предающихся генетически: темперамент, акцентуация и невротизм, на которых формируется характер. На этом фоне и формируются страх сцены.

Социальные предпосылки: недостатки в воспитании, запугивания в детстве, негативное восприятие выступления в школе, негативное отношение учителей. Негативная оценка деятельности ребенка родителями и учителями и другие социальные факторы. Кроме того, социальные страхи часто предаются в семье. Примером неправильного поведения, может служить запугивание матери своим уходом, или тем, что не будет любить ребенка. Причиной появления страха публичного выступления может быть искажение направленности воздействия страха, в силу воздействия стресса и негативных факторов глобализации и урбанизации. Также, возможной причиной появления страха выступлений является стремление к идеалу.

Страх выступать на публике — это весьма распространенное и вполне нормальное явление. Многим людям он не мешает, а помогает в их выступлениях.

1.4 Техники для преодоления стресса

Волнение обычно сопровождается выбросом гормонов стресса. Чтобы избавиться от излишка адреналина, нужно в течение нескольких минут активно двигаться: ходить, приседать, выполнять махи руками или отжимания.

Упражнение на расслабление

Нужно медленно поднять и опустить плечи. Опустить голову сначала к одному, потом к другому плечу. Поднять руки и резким движением опустить их вниз, как будто стряхивая воду. Потрясти ладонями, расслабляя кисти и пальцы. Каждый элемент повторить 2–3 раза.

Дыхательные упражнения

Вдох — пауза — продолжение вдоха — пауза — продолжение вдоха. Продолжать до тех пор, пока не возникнет ощущение, что легкие полностью наполнились воздухом. После также медленно выдохнуть, делая небольшие паузы.

Двойной вдох: вдох-вдох — выдох-выдох, и так несколько раз

Ритмичное дыхание. Медленно вдыхать, считая до 8, задержать дыхание, досчитать ещё до 8, после чего медленно выдохнуть на те же 8 счётов. Ритм дыхания может быть и другим — например, на 4 или 6 счётов.

Приёмы силы

Следует создать образ, в котором выступающий будет чувствовать себя уверенно. Например, надеть деловой костюм, взять в руки папку или карандан.

Осанка

Нужно попробовать изменить осанку — встать прямо, расправить плечи, поднять подбородок. Если ощутить прилив уверенности, следует запомнить это ощущение и следить за осанкой во время выступления.

Глава 2: Практическая часть

Анкетирование

Перед созданием проекта было проведено анкетирование целью которого было подтверждение актуальности проекта и опрос мнений об эмоциональном состоянии подростков перед выступлением, доступностью психологических материалов о преодолении стресса.

Вопрос анекеты

Результат

1

Испытывали ли вы стресс перед выступлением на публике?

80% испытывали

20% не испытывали

10% затруднялись ответить

2

В каких ситуациях вы выступали на публике?

75% на уроке с докладом

16% участвую в проектной и научной деятельности лицея

9% затруднялись ответить

3

Знаете ли вы о психологических ресурсах поддержки в сети «Интернет»?

74% нет

26% да

4

Удобно ли представлена информация на этих психологических ресурсах? (вопрос при положительном ответе на предыдущий вопрос анкеты)

65% нет

24% да

11% затрудняюсь ответить

5

По каким причинам у вас возникли трудности при изучении материала?

38% устаревший дизайн

27% обилие теоретически ненужного материала

21% отсутствие мнения эксперта

12% большое количество научных терминов

2% затрудняюсь ответить

В ходе опроса было выявлено, что основной проблемой уже имеющихся психологических материалов является устаревший дизайн. Большинство статей о стрессе перед выступлениями не являются отформатированными.

Поэтому итоговый продукт должен соответствовать современным правилам дизайна.

Интервьюирование

После изучения научных материалов и интернет-ресурсов было проведена беседа с психологом МБОУ г. Иркутска лицея №3. Важность интервьюирования была обусловлена важностью практических советов по преодолению стресса перед выступлением для подростков.

В ходе интервьюирования мы разобрали популярные советы и сформулировали 5 основных техник для текста инфографики.

Дыхательное упражнение

При сознательном способе дыхания замедляется скорость сердцебиения, что дает возможность успокоиться и лучше контролировать себя, эмоции и ощущения. Снятие стресса происходит еще и за счет расслабления мышц, активизации выработки эндорфинов – «гормонов счастья», понижения давления, стимулирования работы лимфатической системы. 

Воспоминания

Положительные воспоминания возвращают мозг в состояние спокойствия. Мысленно воссоздайте эту ситуацию в мельчайших деталях, и вы почувствуете, как возвращаетесь в нужное эмоциональное состояние, становитесь более расслабленным и уравновешенным.

Составления плана выступления

Четко сформулированные тезисы выступления помогут сконцентрировать внимание на тексте выступления.

Порядок подготовки к выступлению:

продумать структуру доклада или сообщения;

подготовить план ответа;

сформулировать и запомнить ключевые фразы, на которых будет строиться ответ;

придумать вопросы, которые могут поступить от аудитории или преподавателя, и подготовить ответы;

отрепетировать выступление: потренироваться дома на родителях, повторить доклад перед зеркалом или записать на камеру;

если возможно, познакомиться с местом будущего выступления, постоять у доски или за кафедрой;

если возможности посетить место выступления нет — мысленно проиграть своё выступление в аудитории, вообразить экзаменатора или зрителей.

Активные физические упражнения

Нужно медленно поднять и опустить плечи. Опустить голову сначала к одному, потом к другому плечу. Поднять руки и резким движением опустить их вниз, как будто стряхивая воду. Потрясти ладонями, расслабляя кисти и пальцы. Каждый элемент повторить 2–3 раза.

Осанка

Нужно попробовать изменить осанку — встать прямо, расправить плечи, поднять подбородок. Если ощутить прилив уверенности, следует запомнить это ощущение и следить за осанкой во время выступления.

Создание инфографики

Инфографика — это графический способ подачи информации в социальных сетях. Она позволяет вместить различный объём текста в удобные для чтения карточки. Хороший дизайн привлекает пользователей социальных сетей. С помощью алгоритмов её может увидеть не только подписанный на аккаунт пользователь, но и сторонний участник интернет пространства.

Отличительными параметрами хорошей инфографики являются:

Чёткая структура подачи материала

Яркий и запоминающийся дизайн

Ёмкое представление информации

При создании инфографики нужно было учесть основные тенденции публикаций: интригующий заголовок, минималистичный дизайн, продуманный подбор цветового сочетания.

Перед началом работы над инфографикой был составлен план работы:

Подбор техник по преодолению стресса

Создание эскиза в графическом редакторе GimpGNU Image Manipulation Program

Выбор общего дизайнесркого решения шаблона (шрифт, цвет)

Проработка деталей буклета

Завершение и публикация работы

Готовый вариант инфографики представлен в Приложении1.

2.4 Реализация

Презентация инфографики учащимся 8-11 классов МБОУ г. Иркутска лицей №3 стала завершающей частью проекта. При подготовке к выступлению был составлен план встречи, создана презентация.

План встречи

Встреча учащихся

Опрос о влиянии стресса на успех публичного выступления

Показ инфографики

Представление презентации

Подведение итогов встречи

После проведения презентации была проведена рефликсия. Целью которой было самостоятельно выявить сильные и слабые стороны итогового продукта и встречи с учащимися.

Во время лекции учащиеся поделились своими техниками по преодолению стресса перед выступлением, что позволяет дополнить инфографику после консультации с психологом новыми приемами.

Заключение

В ходе проекта среди учеников 8-11 классов МБОУ г. Иркутска лицея №3 было выяснено, что 80% лицеистов испытывают страх перед выступлением на публике. В сети “Интернет”, психологических справочниках содержится информация о техниках для преодоления стресса на публичных выступлениях. Однако в большинстве случаев это информация является недостоверной или представленной в форме научных статей. Поэтому в ходе проекта была создана инфографика, в которой собраны советы о преодолении стресса.

В процессе было разработано и проведено анкетирование среди 8-11 классов МБОУ г. Иркутска лицей №3, проанализирована информацию с интернет-сайтов и литературных источников о том, как можно справиться со стрессом при выступлении на публике. Во время интервью с Белоусовой Еленой Анатольевной (психологом МБОУ г. Иркутска лицея №3) были подобраны практические советы.

Инфографика была опубликована в сообществе Вконтакте МБОУ г. Иркутска лицея №3. Презентация прошла для учащихся 8-11 классов. После неё была проведена рефлексия, во время которой было услышано мнение о возможной доработке готового продукта.

Итоговый продукт может быть использован в образовательной и внеклассной деятельности школы.

Список литературы

Парин С.Б., Чугрова М.Е. Влияние индивидуальных особенностей личности на динамику вариабельности сердечного ритма при монологической речи // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2017. №3.

Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции // А. Н. Леонтьев. – 1971.

Щербатых Ю. В. Психология страха // Ю. В. Щербатых. – 1999.

Энтони Р. Главные секреты абсолютной уверенности в себе // Энтони Р. – 2019.

Истратова Е. Как помогать ребенку справляться с волнением перед публичными выступлениями [Электронный ресурс] /Е.Истратова. - Режим доступа: https://www.b17.ru/ . Дата обращения: 20.08.2022.

Приложение1

Просмотров работы: 45