ВВЕДЕНИЕ
Правила вежливости каждого народа — это очень сложное сочетание национальных традиций, обычаев и международного этикета. И в какой бы стране мы ни находились, хозяева вправе ожидать от гостя внимания, интереса и уважения к своим обычаям.
Этикет каждой страны может иметь свои, и довольно существенные особенности, что обусловлено историческими, национальными, религиозными и другими традициями и обычаями.
Общение представителей разных стран требует не только знания иностранных языков, но и умения вести себя естественно, тактично и достойно. Такое умение не приходит само собой. Этому следует учиться.
В людях очень ценят вежливость и аккуратность во всем, от поведения за столом, до обращения за помощью на улице.
Этикет затрагивает все стороны человеческой жизни. Главным в понятии этикета является уважение, которое мы способны иметь к себе и окружающим.
Цель проекта: найти способы распространения знаний этикета (особенно новые) среди молодежи.
Задачи:
Изучить понятие этикета и его историю.
узнать какие правила этикета устарели и новые правила этикета
провести опрос для изучения уровня понимания правил этикета современной молодежью
определить необходимость знаний этикета для жизни в обществе
найти способы распространения знаний этикета.
Гипотеза: значение этикета позволит приобрести уверенность и поможет свободно чувствовать себя в любом обществе.
Глава 1. Этикет, как совокупность правил.
Этикет – это составная часть внешней культуры общества, это своеобразный ритуал, который выражается в детально разработанных правилах поведения, организующих жизнь общества. «Словарь по этике» определяет это понятие так: «Этикет (фр. etiquette – ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)» Этикет – европейский феномен. История возникновения этикета. Слово «этикет» появилось при короле Людовике XIV во Франции. На одном из пышных приемов короля всем приглашенным были вручены карточки с правилами поведения, которые должны соблюдать гости. Эти карточки назвали «этикетками». Отсюда и произошло понятие «этикет» - воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе. Этикет Средневековья. Связано это с тем, что термин впервые был употреблен именно при дворе французского короля. Перед очередным светским мероприятием приглашенным раздавали специальные карточки. На них были указаны основные положения поведения.
Так появился первый официальный свод правил поведения в культурном обществе. С той поры началось активное развитие этикета в высших сословиях, несмотря на то, что определенные положения и нормы существовали еще в далекие времена.
Эксперты уверяют, что первые негласные правила работали на территории Европы еще в период Средневековья, но они не были где-либо зафиксированы. Гостей, участвующих в длительных застольях, рассаживали в определенной последовательности, хотя в то время еще не было столовых приборов в их современном понимании. Однако, некоторые эксперты уверяют, что должность страны-родоначальника вышеуказанного явления оспаривает еще и Англия. Несмотря на становление определенных норм поведения, они не могли развиваться в должной мере из-за суровых и жестоких условий того времени. В результате чего, нравственность, мораль и духовность отошли на второй план
Имеются данные, что определенные правила хороших манер появились в XIV веке в границах Италии. В государстве начал наблюдаться культурный личностный рост. Социальная сущность стала иметь значение в обществе.
В XV веке в странах Европы начали использовать личные столовые приборы. Спустя столетие, эти атрибуты стали обязательными во время проведения обедов. Использование вилки и ножа стало толчком к формированию общественного европейского этикета.
На развитие и распространение этого эффекта особо повлиял придворный ритуал. Появилась необходимость в должности церемониймейстера, который тщательно следил за выполнением всех необходимых указаний и предписаний.
Современный смысл термина складывался на протяжении нескольких веков и дошел до нашего времени. Например, рыцари, находясь в компании близких людей, снимали шлем. Это наглядно демонстрировало их доверие. Сейчас мужчины снимают головные уборы в помещениях. Также обнажали голову и в знак приветствия проходящих мимо людей. Традиция пожимать руку при встрече тоже берет начало в Европе. Равным по возрастной категории или положению людям пожимали руку, в то время как вышестоящему человеку ее целовали. Изучив основы этикета, вы сможете избежать неприятных ситуаций и будете чувствовать себя уверенно в обществе. Никогда не знаешь точно, где можешь оказаться завтра. Некоторые объясняют свое незнание по принципу «мне это никогда не понадобится». Например, зачем мне знать столовый этикет, если я не могу себе позволить ходить в рестораны?
Это тоже самое, что сказать: «Я не буду читать классическую литературу, мне она никогда не пригодится». Литературу читают для знаний, для расширения словарного запаса. И тоже самое про этикет – неожиданно вас пригласят в ресторан или на бизнес-встречу, у вас начнется паника, начиная от того, что надеть, до времени, когда положено покидать мероприятие. Знание этикета важно и необходимо каждому. 3. Основные понятия теории этикета. Существуют правила этикета, которые являются международными, то есть соблюдаются во всех странах. В то же время этикет каждой страны может иметь свои, и довольно существенные особенности, что обусловлено историческими, национальными, религиозными и другими традициями и обычаями. Россиянину, планирующему выехать в другую страну, в первую очередь, необходимо изучить те правила и нормы этикета, которые существенно отличаются от тех же норм своей страны.
В нашей работе мы коснемся только тех правил и норм этикета, без которых нельзя обойтись россиянину в зарубежной поездке. Мы посчитали необходимым также изучить нормы и правила делового этикета, так как, по нашему мнению, эти нормы и правила так же необходимо знать россиянам, выезжающим в Англию. Если, россиянин, посещающий Англию, еще может обойтись без знания правил делового этикета, то россиянину, выезжающему из страны с деловой целью, никак не обойтись без знания и следования правилам как делового, так и повседневного этикета.
Этикет делиться на:
Повседневный этикет;
Деловой этикет.
Правила повседневного этикета были распределены нами по следующим подгруппам (приложение 1):
Столовый этикет;
Этикет приветствия и обращения;
Гостевой этикет;
Этикет общения;
Этикет в транспорте.
Глава 2. Устаревшие и вечно актуальные.
Времена меняются, меняются и правила поведения. То, что долгое время считалось нормой, сегодня может вызвать у окружающих не только недоумение, но и насмешку. Так какие правила этикета потеряли свою актуальность, а какие, наоборот, ее сохранили?
Если вам подали руку для рукопожатия, а вы сидите, встаньте.
Перед рукопожатием мужчина снимает перчатку. Женщине это делать необязательно.
Если вы идёте с кем-нибудь и ваш спутник поздоровался с незнакомым вам человеком, поздороваться следует и вам.
Кто бы вы ни были, всегда придерживайте дверь для идущих следом за вами.
Никогда не показывайте пальцем на человека.
Когда вы садитесь за стол, кладите свою сумку на пустой стул рядом, на колени или позади себя. Неприлично ставить сумку на пол или вешать на спинку стула, так как это может помешать людям, которые будут проходить мимо. Продвигаясь в толпе, придерживайте сумку левой рукой и носите ее на левом плече. Либо вовсе снимите сумку с плеча и несите перед собой. Будьте внимательны к другим, когда надеваете свою сумку и снимаете ее с плеча, чтобы не задеть кого-либо
Не стоит кричать и махать рукой официанту во время ужина в ресторане. В ситуации, когда нужно сделать заказ или попросить счет, воспитанный человек проявит терпение или вежливо привлечет внимание, когда персонал будет проходить мимо: к примеру, достаточно слегка поднять руку или позвать официанта по имени
Движение в супермаркете, особенно в выходные и праздничные дни, крайне оживленное. Поэтому так же, как и при вождении автомобиля, здесь нужно соблюдать важное правило: просто держитесь справа. В проходах продуктовых магазинов двигайте тележку ближе к правой стороне прохода. Держите середину прохода открытой для других покупателей. Если проход слишком узкий, то припаркуйте тележку в начале прохода сбоку и идите за товаром.
Часто нам приходится отвечать на звонок в общественном месте, например в очереди в магазине, в банке, в автобусе. Во-первых, сначала стоит оценить, действительно ли так важно ответить прямо сейчас, потому что ваш разговор будут слышать все окружающие. Если все же это необходимо, то постарайтесь отойти в сторону, где не так много людей.
Кроме того, что это является базовым правилом приличного поведения за столом, неважно, за обедом ли в ресторане или на собрании в офисе, это еще и банальная забота об окружающих. Не забывайте пододвигать стул к столу, после того как вы встаете, чтобы он не мешал двигаться людям и кто-нибудь ненароком не налетел на него на своем пути.
Существует правило использования солнцезащитных очков, о котором многие люди забывают: считается невежливым не снимать их при разговоре. Ведь большую часть эмоций мы выражаем глазами, и если мы оставляем очки на лице, то, выходит, мы не хотим, чтобы собеседник видел наши истинные чувства.
Очень часто многие из нас, когда нам говорят «спасибо», отвечают простым и незамысловатым выражением «не за что». Мы произносим эту фразу настолько часто, что даже перестали задумываться над первоначальным смыслом этой фразы. А ведь это очень важно.
Есть сразу несколько причин, по которым не стоит говорить фразу «не за что». Во-первых, вы у себя в голове осуждаете человека, думаете о нём, как он не смог справиться с таким простым делом, которое для меня ничего не стоило. Во-вторых, вы показываете, что не цените свои усилия, своё время и свои способности. В таком случае и в глазах других вы тоже всё это обесцениваете. В-третьих, вы такой фразой демонстрируете превосходство над собеседником, что может вызвать агрессию с его стороны, хоть он и не покажет это открыто. В тоже время и доходить до крайностей наши психологи не советуют, в отличие от своих американских коллег. Те, например, советуют, на слова благодарности отвечать так: «Да и вы мне, наверное, хотели бы отплатить тем же». То есть завуалировано человек даёт понять, что теперь у него появился должник, который ему чем-то обязан. Находиться в роли должника в таком случае, наверняка, не очень приятно. Такие фразы попахивают неким цинизмом, для нашего менталитета это вовсе не свойственно.
Устаревшие
Еще совсем недавно правила делового этикета запрещали мужчине первому протягивать женщине ладонь для рукопожатия. Однако сегодняшние нормы гласят, что подавать руку может каждая из сторон, вне зависимости от пола. Более того, сегодня женщина обязана вставать, когда ее с кем-то знакомят, тогда как буквально несколько лет назад она могла позволить себе поздороваться сидя.
Мужчина должен идти слева от женщины. Это, пожалуй, одна из самых старых норм этикета, которая дошла до нас еще со времен рыцарей. Дело в том, что средневековые джентльмены просто вынуждены были идти по левую руку от женщины, чтобы не повредить ее мечом, который крепился к доспехам с левой стороны. Современные же мужчины подобное оружие не носят, поэтому и правил, диктующих положение в пространстве, больше не требуется.
Это важно!!!
Часто девушки в кафе сталкиваются с проблемой, куда деть сумку. Специалисты по этикету просят забыть про спинку стула — это не лучшее место, чтобы разместить вашу сумку. Тем более не размещайте ее на столе. Если у вас небольшой клатч, его можно положить на колени, а сверху прикрыть столовой тканевой салфеткой. Самый простой способ — поставить сумку позади себя на свой стул. Если вы пришли с массивной сумкой или сумкой для ноутбука, то допустимо поставить их на пол, предварительно подстелив салфетку.
Когда речь заходит о рисе, возникает много вопросов: к примеру, каким столовым прибором его едят. Итак, есть зерна ложкой — это словно перенестись в далекое прошлое. Но с ее помощью можно собрать крупу на вилку. Стоит заметить, что из риса делают очень много блюд в разных уголках нашей планеты, поэтому нормы употребления его могут сильно различаться.
Если вы хотите выглядеть как человек, знающий этикет, не пытайтесь засовывать в рот маффин целиком. Лучше разрезать его пополам. Кстати, половинки маффина потом можно смазать маслом или джемом.
Чтобы остудить суп, мы часто его размешиваем. Нормы этикета отвечают нам на вопрос, как это делать правильно. И здесь они понятны. Суп не нужно перемешивать по кругу. Так есть вероятность пролить его на себя, если отвлечься на собеседника. Стоит помешивать его легкими движениями вправо-влево на дальней от себя стороне тарелки.
Перед тем как спросить у тех, к кому в гости вы пришли, есть ли у них безглютеновый хлеб, растительное молоко или другой необычный продукт, задумайтесь дважды. Ведь если хозяин квартиры ест сливочное масло, то ваша просьба о кокосовом масле может поставить его в неудобное положение.
Выгуливая собаку, всегда следите, чтобы поводок не блокировал движение и чтобы о него никто не запинался. Также рекомендуется не гулять в городе со слишком длинным поводком, около 1,5–2 метров будет достаточно.
Прежде чем разрешить вашей собаке подойти к кому-либо, будь то взрослый или ребенок, уточните, можно ли это сделать. Спросите у родителей, можно ли вашей собаке поиграть с их ребенком. Следите за тем, чтобы собака не прыгала на ребенка и не касалась его носом. Не думайте, что всем комфортно рядом с вашим любимцем.
В спортзале и так достаточно раздражающих запахов. Когда же кто-то приходит на тренировку с парфюмом или дезодорантом с сильной отдушкой, то времяпрепровождение здесь может стать вовсе невыносимым. Ведь ароматы становятся сильнее, когда вы потеете. Лучше избегать использования средств с ярким запахом. Также специалисты по этикету напоминают, что после пользования тренажером его нужно протереть своим полотенцем. Вряд ли кто-то хочет тренироваться в чужом поту.
Когда вы закончили заниматься на тренажере, будет идеально привести его в исходное положение. Особенно если вы работали с тяжелым весом. Возможно, человек, который захочет потренироваться после, с трудом сможет снять утяжелители или переставить вес на меньший.
Глава 3. Знаем ли мы этикет?
Для ответа на этот вопрос, был проведен социологический опрос, в котором приняли участие 119 человек (Приложение 1). Из них 80,5% - женского пола и 19,5 – мужского пола (Приложение 2).
Из опрошенных, тем кому было 11-17 лет - 51%; 18-30 лет - 9%; 31-55 лет - 40% (Приложение 3).
В вопросе «знаю ли они этикет?» ответ был у все один - «ДА» (Приложение 4), но 4% людей ответили, что не соблюдают его (Приложение 5).
Но при этом на вопрос «Как по правилам этикета следует поступить, если вы сидите в ресторане и очень хотите кушать?» только 70% ответили правильно (Приложение 6).
На вопрос «Как по правилам этикета следует поступить если вам надо зайти в кабинет и открыта дверь?» 86% респондентов ответили: постучать перед тем, как зайти, а остальные зайдут и скажут здравствуйте, что не правильно (Приложение 7).
Меня заинтересовало, какие правила люди считают наиболее важными в обществе? (Приложение 8). К ним респонденты отнесли: 67 % - использовать вежливые слова, 17 % - не опаздывать, 13% - выглядеть опрятно, 3 % уступать место.
На вопрос, а какие нарушения этикета больше всего вызывают раздражение?, респонденты ответили следующим образом:
Нарушение личных границ
Чавканье
Грубые или не цензурные слова
Шум от ложек и вилок
Показывать пальцем на человека
Требования вместо просьбы
Опоздания
Неумение слушать собеседника
Громкая речь в общественном месте.
Интересный факт: о специальных правилах этикета в спорт зале и при выгуле собак, не знает никто.
На вопрос откуда они узнали о нормах этикета (приложение 9), получены следующие результаты: 86 % – в семье, 46 % - в школе.
Заключение
По данным проведенного исследования, можно с уверенностью сказать, что соблюдеине норм этикета важно для общества, для сохранения его стабильности, а нарушения этих норм, наоборот, раздражает и вызывает конфликты.
Но, чтобы собюдать эти нормы, нужно их знать. Поэтому необходимо больше знакомить людей и особенно молодежь с правилами поведения в общество, особенно с теми, которые вошли в нашу жизнь недавно.
В сети Интеренет есть целые циклы передачь, роликов, мульиипликационных фильмов, в интересной форме рассказывающие о правилах этикета. Результатом работы была подготовка нескольких буклетов для распространения знаний о правилах этикета.
Второй вариант распространения знаний этикета может быть школа. Во многих странах мира есть отдельные часы на преподавание норм этикета.
Третий вариант: планируется в социалных сетях создавать лонгриды по правилам этикета (социальный проект на следующий год).
Список литературы
Деловая этика: Учебное пособие / Подопригора М.Г. Таганрог: Издательство СФУ ТТИ, 2013 .
Этикет. Краткая энциклопедия. – М.: Эксмо-Пресс, 2011. – 256 с.
11 актуальных правил этикета, которые для многих могут стать настоящим вау-откровением / AdMe
https://ethicscenter.ru - «Этикет в обществе»
http://www.etiquette.ru/faq/
Приложение.
Приложение 1.
1-Пол
А) М
В) Ж
2-Возраст
А) 11-17
Б) 18-30
В) 30-50
3- Знаете ли вы что такое этикет?
-Да
-нет
4-Соблюдаете ли вы правила этикета?
-Да
-Нет
5-Как по правилам этикета следует поступить, если вы сидите в ресторане и очень хотите кушать?
Позвать официанта
Ждать когда официант подойдет сам
Подойти к официанту
Как по правилам этикета следует поступить, если вам надо зайти в кабинет и открыта дверь?
1.Зайти в открытую дверь
2.Постучаться, перед тем как зайти
3.Зайти и сказать здравствуйте
Как по правилам этикета следует поступить, если вы находитесь с телефоном в театре, библиотеке, кино на лекции и тд ?
включу на телефоне громкую связь, что бы не пропустить звонка от близких
включить беззвучный режим
фотографировать всех кто находится вокруг тебя.
Как по правилам этикета следует поступить если вы идете с кем-нибудь и ваш спутник(ца) поздоровался с незнакомым вам человеком?
1.молчать
2.не обращать внимания и отвернуться
3.поздороваться
Как по правилам этикета следует поступить, если вы открываете дверь, а следом за вами идет человек( не важно мужчина или женщина)?
1)пройти
2)не открывать дверь
3)открыть дверь
8-Какие правила вы считаете наиболее важными в обществе?
1)использование вежливых слов
2)показывать пальцем на человека который упал
3)ходить в не глаженой одежде
4)выглядеть опрятно
5)смотреться в зеркало каждые 10 минут
6)нести вещи в руках и случайно задевать ими прохожих
7)не опаздывать
8) петь песни
9) уступать место
10)на улице летом разговаривать в очках с собеседником
9 - Нарушение каких правил этикета вас раздражает больше всего?
10-Откуда вы узнали нормы этикета?
1.семья
2.школа
3.интернет
4.сад
5. от друзей
6.от учителя
7. энциклопедия
Приложение 2
Приложения 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Где посмотреть
https://youtu.be/B3Oc99R--Sk Этикет Школа хороших манер - Познавательный мультфильм для детей
https://yandex.ru/video/preview/14008961443516883546 ссылка на урок этикета в виде мультика, что бы привлечь детей
https://bbf.ru/magazine/26/7366/ 147 правил этикета, азбука вежливости.
https://youtu.be/z_CxqiCQKs4 Этикет. Золотые правила поведения | Полный курс Татьяны БелоусовойЭтикет.
Устаревшие
Еще совсем недавно правила делового этикета запрещали мужчине первому протягивать женщине ладонь для рукопожатия. Однако сегодняшние нормы гласят, что подавать руку может каждая из сторон, вне зависимости от пола. Более того, сегодня женщина обязана вставать, когда ее с кем-то знакомят, тогда как буквально несколько лет назад она могла позволить себе поздороваться сидя.
Мужчина должен идти слева от женщины. Это, пожалуй, одна из самых старых норм этикета, которая дошла до нас еще со времен рыцарей. Дело в том, что средневековые джентльмены просто вынуждены были идти по левую руку от женщины, чтобы не повредить ее мечом, который крепился к доспехам с левой стороны. Современные же мужчины подобное оружие не носят, поэтому и правил, диктующих положение в пространстве, больше не требуется.
Интересно об этикете
Автор:
Баженова Кира
Этикет
– это составная часть внешней культуры общества, это своеобразный ритуал, который выражается в детально разработанных правилах поведения, организующих жизнь общества. «Этикет (фр. etiquette – ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)»
Если вам подали руку для рукопожатия, а вы сидите, встаньте.
Если вы идёте с кем-нибудь и ваш спутник поздоровался с незнакомым вам человеком, поздороваться следует и вам.
Кто бы вы ни были, всегда придерживайте дверь для идущих следом за вами.
Никогда не показывайте пальцем на человека.
Когда вы садитесь за стол, кладите свою сумку на пустой стул рядом, на колени или позади себя. Продвигаясь в толпе, придерживайте сумку левой рукой и носите ее на левом плече. Либо вовсе снимите сумку с плеча и несите перед собой.
Существует правило использования солнцезащитных очков, о котором многие люди забывают: считается невежливым не снимать их при разговоре.
Очень часто многие из нас, когда нам говорят «спасибо», отвечают простым и незамысловатым выражением «не за что». Во-первых, вы у себя в голове осуждаете человека, думаете о нём, как он не смог справиться с таким простым делом, которое для меня ничего не стоило. Во-вторых, вы показываете, что не цените свои усилия, своё время и свои способности. Правильные варианты:
пожалуйста; рад был помочь вам; обращайтесь; всегда пожалуйста; мне было приятно сделать это; и вам большое спасибо за то, что обратились за помощью.
Интернет зависимость - это постоянное желание войти в интернет и проводить там как можно больше времени.
Тест на интернет зависимость:
Испытываете ли Вы потребность увеличить время пребывания в Сети?
Имели ли место у Вас безуспешные попытки ограничения от пользования Интернетом?
Пребываете ли Вы в Сети дольше, чем предполагали?
Приходилось ли Вам говорить неправду близким, чтобы скрыть время, проведенное Вами в Сети?
Используется ли Вами Интернет, как средство ухода от проблем?
Если на 3 и более вопросов вы ответили <да>, то вы страдаете зависимостью.
Кибербуллинг- это травля, оскорбления или унижения высказываемые жертве с помощью электронных гаджетов.
Как избежать кибербуллинга?
1)Не реагировать на провокации.
2)Не отвечать, заблокировать.
3)Не доверять личную и важную информацию малознакомым людям.
Куда обращаться за помощью?
Телефон доверия для детей, подростков и их родителей с единым общероссийским номером 8-800-2000-122 создан в 2010 году Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. За 10 лет работы Детский телефон доверия принял более 10 миллионов обращений от юных и взрослых абонентов.
Если вы сочтете случай кибербуллинга достаточно серьезным, возможно, вам следует обратиться:
К руководству школы, если обидчик вашего ребенка учится там же;
К родителям обидчика;
В полицию.
За что можно понести ответственность в интернете:
Оскорбление чувств верующих.
Призывы к экстремизму.
Призыв к массовым беспорядкам.
социальные сети – это всё в одном. общение, музыка, просмотр видео, обучения и подготовки к экзаменам.
При использовании интернета старайся не рассказывать много личной информации, не оставлять пароль от своей страницы, ограничить доступ к вашей странице.
Общие рекомендации по поведению и общению в интернете.
1. Придерживайтесь в сети тех же правил поведения, которым вы следуете в реальной жизни
Воздержитесь от оскорблений, провокаций, угроз и клеветы, уважайте мнение других участников диалога.
2. Думайте о своих собеседниках
оценивайте, что и как вы пишете – интернет ничего не забывает!
3. Покажите себя с лучшей стороны
Сетевой этикет подразумевает уважение, вежливость и профессионализм.
4. Сначала читайте, затем спрашивайте
5. Не забывайте об орфографии и пунктуации
6. Уважайте личные данные других
7. Уважайте время и возможности других
8. Прощайте другим мелкие ошибки
9. Старайтесь избегать словесных войн
– это сообщения, содержащие агрессивную личную критику или нападки. Сетевым этикетом не допускается ненормативная лексика.
10. Разберитесь с правилами конкретного сообщества