Как учится, как учить? Мотивация школьников

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Как учится, как учить? Мотивация школьников

Баркалова Е.А. 1
1МАОУ Гимназия № 61 МАУДО ГДТДиМ № 1
Хабитова И.Х. 1
1МАОУ Гимназия 61 МАУДО ГДТДиМ № 1
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Что такое мотивация?

– это сила, которая заставляет людей действовать и добиваться поставленных целей;

- стимул, который заставляет нас упорно работать и подталкивает к успеху;

- то, что формирует человеческое поведение и подталкивает к совершению тех или иных поступков.

Для успешного обучения школьника очень важна мотивация, без нее невозможно усвоение знаний, навыков и умений.

Цель: рассмотреть мотивацию школьников к учебе и варианты ее повышения.

Задачи:

- узнать, что такое мотивации

- изучить приемы и методы, которые психологи и учителя используют для мотивирования школьников

- понять, как самому организовать себя

- рассмотреть и на практике опробовать педагогические методы и технологии, для сравнения и выработки рекомендации.

Глава 1. Виды мотивации.

Психологи выделяют 5 уровней учебной мотивации:

Первый уровень. Высокий уровень школьной мотивации

Второй уровень. Хорошая школьная мотивация.

Третий уровень. Положительное отношение к школе.

Четвертый уровень. Низкая школьная мотивация.

Пятый уровень. Негативное отношение к школе.

Высокий уровень мотивации.

У этих детей положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования.

Как правило, эти ребята легко усваивают учебный материал; полно овладевают программой, прилежны; внимательно слушают указания учителя; выполняют поручения без внешнего контроля; проявляют интерес к самостоятельной работе, всем предметам; поручения выполняют охотно; занимают благоприятное статусное положение в классе.

Средний уровень школьной мотивации 

Ребенок положительно относится к школе; понимает учебный материал; усваивает основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний

но требует контроля; сосредоточен по интересу, готовится к урокам, поручения выполняет; дружит со многими детьми в классе.

Сниженный уровень мотивации 

Дети имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

Низкая школьная мотивация

Дети относится к школе отрицательно или безразлично, посещают школу неохотно.

На уроках часто занимаются посторонними делами, отвлекаются, нарушают дисциплину, а как следствие фрагментарно усваивают учебный материал.

Негативное отношение к школе

Такие дети испытывают серьезные трудности: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо.

Такие дети могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно – психического характера.

Мотивы к учебе бывают:

внешние(социальные)

Направлены на другого, связаны с различным взаимодействием школьника с другими людьми (к ним относятся и позиционные мотивы)

-желание выполнить долг

-чувство ответственности

-занять определенную позицию

-выбор профессии

Эти мотивы – основа воспитания и самосовершенствования.

Внутренние (познавательные)

Направлены на предмет изучения, на собственное самосовершенствование, связаны с содержанием учебной деятельности.

- ориентация на овладение новыми знаниями

- ориентация на усвоение способов добывания знаний

Эти мотивы – основа самообразования

Глава 2. Методы развития учебной мотивации:

Метод «Дидактические игры» 

Специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение данного метода - стимулировать познавательный процесс.

Метод «Ситуация успеха»

Это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности.

Можно выделить три вида:

-Предвосхищаемый успех, в основе его ожидания могут быть и обоснованные надежды, и упование на какое-то чудо, но на пустом месте успех родиться не может.

-Констатируемый успех фиксирует достижение, он дает учащимся возможность пережить радость признания, ощущение своих возможностей, веру в завтрашний день.

-Обобщающий успех способствует состоянию уверенности, защищенности, опоры на самого себя, но есть вероятность опасности переоценить свои возможности, успокоиться.

Метод «Соревнование»

При котором естественная потребность учащихся к соперничеству направляется на воспитание нужных человеку и обществу свойств. Соревнуясь между собой, учащиеся быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества.

Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий.

Метод проектов

В процессе обучения особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей приемам совместной деятельности в ходе создания проектов.

Метод создания проблемной ситуации.

Сущность её в том, чтобы «…не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести учащихся к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…». Создание проблемной ситуации возможно через проблемные вопросы, задачи, задания поискового характера.

Можно использовать проблемные вопросы, в которых сталкиваются противоречия; вопросы, требующие установления сходства и различия (чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить); вопросы по установлению причинно-следственных связей. Открытие каждой причины - шаг к более глубокому пониманию.

Прием «Верные - неверные утверждения».

Учащиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Прием «Лови ошибку».

При объяснении материала намеренно допускается ошибка. Поначалу учащиеся предупреждаются об этом заранее. Иногда можно в случае обнаружения преднамеренной ошибки «сигналить» об этом интонацией или жестом. Важно поощрять внимание учащихся.

Глава 3. Как самому организовать себя?

Установите адекватную планку притязаний

Ваша цель должна быть вам реально по силам, иначе вам никак не удастся себя мотивировать на ее выполнение. Но это не значит, что нужно отказываться от глобальных замыслов и планов. Просто разбейте их на более мелкие шаги и сосредоточьтесь на выполнении.

“Украдите” немного мотивации у вашего любимого занятия

Наверняка у вас есть хобби, занимаясь которыми вы не испытываете проблем с мотивацией. Наоборот, вы считаете часы и минуты до того момента, когда уже сможете окунуться в любимое дело с головой. А после окончания совсем не чувствуете усталости. Таким занятием может быть рукоделие, спорт, музыка, танцы, приготовление пищи, уборка – все, что угодно! Дело за малым – научиться понемногу “воровать” энергию и вдохновение у любимого дела и переносить их на другие занятия. Для этого нужно установить между этими действиями связь.

Делайте чуть больше, чем можете

Все, наверное, замечали, что, когда дело близится к своему завершению, мы чувствуем, прилив сил. Предвкушение результата не менее приятно, чем сам результат. Эти дополнительные силы можно использовать себе на пользу. Вместо того, чтобы закончить работу сразу, сделайте еще немного. Вам это будет совсем не в тягость, ведь в этот момент ваша мотивация как раз насытилась и готова к новым подвигам.

4. Используйте силу страха

Самый сильный мотиватор в природе – это страх. При помощи страха можно заставить кого угодно делать что угодно. Однако прибегать к этому методу я рекомендую лишь в крайних случаях. Например, при сильной фрустрации во всех сферах жизни, когда человек буквально прирос к дивану и ничего не хочет делать. Или при сильной склонности к прокрастинации, когда важные и ответственные задания откладываются на последний момент. Включите воображение и представьте, что с вами будет через некоторое время, если вы не возьмете себя в руки. Сильные негативные эмоции заставят вас шевелиться в сторону актуальной задачи. Однако положительные эмоции и воодушевление вы при этом вряд ли испытаете.

5.Сохраняйте позитивный настрой

Уныние – одно из самых энергозатратных состояний. Постоянно пребывая в подавленном настроении, вы не сможете двигаться к цели и добиваться хороших результатов. Легко быть позитивным и воодушевленным, когда ты уже добился успеха, скажете вы. На самом деле все наоборот – легко добиться успеха, когда ты позитивно настроен и воодушевлен. Поэтому верьте в свои силы, думайте о хорошем, а дурные мысли прогоняйте подальше.

6.Работайте через не хочу

Не надейтесь, что мотивация появится легко и быстро, как по мановению волшебной палочки. Если вы давно уже живете в апатии и фрустрации, этот психический орган у вас практически атрофировался. Хорошая новость в том, что благодаря пластичности и гибкости нервной системы, его можно восстановить. Но для этого вам придется начать что-то делать без какого-либо внутреннего побуждения и желания, преодолевая сопротивление своей инерции. Данного этапа никак не избежать, поэтому приготовьтесь стоически выдержать его. Начните выполнять работу понемногу, постепенно увеличивая нагрузку. Когда вы получите первые результаты своей деятельности, ваша мотивация начнет потихоньку раскачиваться. Ведь она питается чувством удовлетворения от хорошо выполненной работы. Чем быстрее и ощутимее прогресс, тем сильнее будет желание заниматься этим делом дальше.

7. Просыпайтесь с первыми петухами

Учеными доказано, что наиболее продуктивное время для человека с 6.00 до 9.00. Если вы любитель понежиться в постели до полудня, неудивительно, что вы испытываете проблемы с мотивацией. Попробуйте просыпаться с рассветом. Через пару недель вы заметите, что в утренние часы вам легко поддаются дела, которые раньше вызывали проблемы. Ведь сама природа будет помогать вам.

8.Занимайтесь спортом

Занятия спортом помогают поддерживать в тонусе не только тело, но и психические функции. К тому же это один из тех видов деятельности, где первые результаты можно получить довольно быстро. Еще неделю назад вы с трудом поднимали штангу весом 30 кг, а сегодня уже легко берете 35. Это укрепляет веру в себя и в свои силы и дает вдохновение для достижений в других сферах жизни.

9.Не забывайте про отдых

Мотивация – инструмент, который распределяет энергию на достижение целей. Бесполезно мотивировать себя, если ваша энергия на нуле. Каждому человеку жизненно необходим отдых. Когда чувствуете, что силы на исходе и ничего не хочется делать, возьмите тайм-аут. Иначе вместо достигнутых целей вы получите эмоциональное выгорание и затяжную депрессию.

Глава 4. Опрос и результаты опроса.

Для определения мотивации школьников и способов ее повышения был проведен опрос среди школьников. В нем приняли участие 72 ученика.

Из 72 человек 73%-девочки, а 26%-мальчики (Приложение 1).

Больше половины участников учатся в 5-8 классах, а 41% - в 9-11 (Приложение 2).

На вопрос почему Вы учитесь в школе были получены следующие ответы:

47% учатся в школе, потому они хотят получить профессию; 18% - потому что у них хорошие друзья, а 12% нравится учиться (Приложение 3).

30% учащихся считают, что общение с друзьями самое интересное в школе; 26% больше всего интересно познание нового; 22% школьников нравится готовиться к жизни; 13% радуют хорошие оценки и похвала учителей, а меньшему количеству учащихся интересны игры и физкультминутки (Приложение 4).

Почти одинаковое количество школьников (38% и 35%) стараются учиться лучше, чтобы приносить пользу и больше узнавать и уметь. И 20% учащихся для того, чтобы получить хорошую оценку (Приложение 5).

На вопрос “Что тебе нравится, если ты получаешь хорошую оценку?” почти схожее количество школьников (31% и 29%) ответили, что они радуются так как все выучили и узнали больше нового (Приложение 6).

Таким образом, школьники видят свой основной мотив в будущем, а не в настоящем, не в получении знаний и саморазвитии.

Чем же можно привлечь школьников?

Большему количеству школьников нравится урок, если учителя проводят игру, а 17% наоборот, не нравится (Приложение 7).

84% учащихся нравится работать в команде, а 16% не нравится (Приложение 8).

65% нравится соревноваться против других, а 33% наоборот, не нравится (Приложение 9).

Таким образом, можно сказать, что детям нравится больше игр, групповой работы.

Глава 5 «Эффективные образовательные технологии».

Для апробации данных приемов были привлечены учителя истории, русского языка, физики. Им было предложено отобрать из 115 приемов те, которые понравились по описанию, применить эти приемы на уроках и оценить их эффективность и удобство.

Название: Приём “Да-нетка”.

Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".

История и обществознание + Русский язык и литература + Физика +

Название: Приём “Шаг за шагом”.

Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.

История и обществознание + Русский язык и литература + Физика -

Название: Приём “Жокей и лошадь”.

Описание: приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения.Автор - А.Каменский. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».

История и обществознание +, неудобство в том, что дети перемещаются по классу и эффективнее и спокойнее проходит со старшими классами

История и обществознание + Русский язык и литература + Физика +

Название: Приём "Облака слов".

Учащиеся приводят первые пришедшие в голову признаки, не останавливаясь на них подробно. После того, как основные характеристики перечислены, они записываются на доске или листе бумаги и систематизируются в соответствии с заданными показателями.

История и обществознание + Русский язык и литература + Физика +

Название: Приём ""Реклама""

Описание: учитель предлагает прорекламировать предмет, на подготовку 5- 10 мин. Работу можно организовать в группе.

История и обществознание +

Русский язык и литература +

Физика +

Название: Приём ""Групповая скульптура""

Пример. Каждый учащийся одновременно и скульптор и глина. Он находит свое место в соответствии с общей атмосферой и содержанием композиции. Вся работа происходит в полном молчании. В центр комнаты выходит первый учащийся (это может быть любой желающий или назначенный ведущим человек) и принимает какую-то позу. Затем к нему пристраивается второй, третий пристраивается уже к общей для первых двух учащихся в композиции. Выполняя это упражнение, необходимо: 1) действовать в довольно быстром темпе, 2) следить, чтобы получающиеся композиции не были бессмысленной мозаикой изолированных друг от друга фигур. Вариант: «застывшая» скульптура может «ожить».

История и обществознание - Русский язык и литература + Физика +

Название: Приём ""УЧИМСЯ СООБЩА""

Описание: Алгоритм действий: 1. Индивидуальная работа. Маркировка на полях (знаки «?», «+», «!» и т.д.).

2.Работа в парах: обсудить текст, попытаться снять «знаки вопроса».

3.Обсуждение в четверках: учащиеся разбираются в сложных вопросах с теми, кто сидит рядом в соседнем ряду, или с теми, кто сидит на следующей парте. Если на уроке предусмотрена групповая форма работы, то после индивидуального изучения текста все «знаки вопроса» обсуждаются в группе. 4.Оставшиеся вопросы, требующие разъяснения, выносятся на обсуждение класса.

5.Учитель вносит дополнительные разъяснения.

История и обществознание + Русский язык и литература + Физика +

Название: Приём "Синквейн""

1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово; 3 строка – три глагола, показывающие действия понятия; 4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию; 5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.

История и обществознание + Русский язык и литература + Физика -

Название: «Фишбоун» (рыбный скелет)

Описание: голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

История и обществознание + Русский язык и литература - Физика -

Название: Приём "Вершина".

На доске или у каждого в тетради нарисована скала с извилистой горной дорогой, ведущей от глубокой пропасти («плохой человек») к вершине («идеальный человек»). Точкой нужно отметить то место горы, на которой находится герой рассматриваемого произведения. Можно расположить на скале целую систему персонажей романа.

История и обществознание - Русский язык и литература + Физика -

Название: Своя опора

Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу. Как ослабленный вариант приема можно рекомендовать составление развернутого плана ответа (как на экзамене). Ученики обмениваются опорными конспектами и проговаривают тему по соседскому опорному конспекту.

История и обществознание + Русский язык и литература + Физика +

Название: Лови ошибку

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом.

История и обществознание + Русский язык и литература + Физика +

Название: «Шесть шляп»

Учащихся можно разделить на группы и предложить приобрести одну из шляп. Обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам

Белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка.

Желтая шляпа – позитивные суждения.

Черная – отражает проблемы и трудности.

Красная – эмоциональные суждения без объяснений.

Зеленая – творческие суждения, предложения.

Синяя – обобщение сказанного, философский взгляд.

История и обществознание + Русский язык и литература + Физика -

Название: «Согласен – Не согласен»

Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по пра¬вилу: согласен – «+», не согласен – «-».

Результаты дети не оглашают, учитель только проговаривает «идеальный» вариант ответов и просит соотнести его с тем, что получилось у каждого из учащихся.

История и обществознание + Русский язык и литература + Физика +

Название: Корзина идей, понятий, имен""

Описание: Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

История и обществознание + Русский язык и литература + Физика +

Название: Дерево предсказаний

Описание: Прием «Дерево предсказаний» заимствован у американского учителя Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.

История и обществознание + Русский язык и литература + Физика +

Название: "Ромашка" Блума

Описание: "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков - шесть вопросов.

История и обществознание + Русский язык и литература + Физика +

Название: Создай паспорт

Описание: для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература).Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану

История и обществознание + Русский язык и литература + Физика +

Название: Дуэль

Класс делится на команды, каждая команда тренирует одного участника по изучаемому материалу, причем к выступлению готовят наиболее слабых участников."Дуэлянту" могут помогать "секунданты", как правило, их двое, учитель ставит оценку по результатам "дуэли" всем участникам.

История и обществознание + Русский язык и литература + Физика +

Название: Конкурс шпаргалок

Участники за определенное время (5 минут, например) должны качественно, быстро, кратко, точно и разборчиво записать всю важную информацию на небольшом листке бумаги. Побеждает тот, кто сможет, соблюдая все условия, "запротоколировать" наибольшее количество текста, и кто воспроизведет свой текст бегло, без ошибок.

История и обществознание + Русский язык и литература + Физика +

Таким образом были отобраны и рекомендованы 20 самых простых и интересных приемов, которые не требуют от учителя длительной подготовки и понравились ученикам

Заключение

В ходе работы были получены интересные результаты: для большинства учеников главной мотивацией является подготовка к будущей профессии, хорошими вариантами повышения мотивации к получению знаний и развитию личности, является использование приемов и методов. Такие приемы были отобраны и апробированы учителями, по результату создан буклет для педагогов и студентов педагогических ВУЗов. Так же для самих учащихся подготовлен буклет с рекомендациями и советами по повышению мотивации к учебе.

Грамотно организовать процесс мотивации и управлять им возможно, зная причины мотивационного кризиса учащихся, способы повышения мотивации, используя установки и действия, влияющие на мотивационную сферу учащихся.

Список литературы

Чтобы учение стало интересным и успешным //Педагогика. 2000. №4, с.30-33.

https://psymania.info/raznoe/307.php

Методы и приемы в обучении. (infourok.ru)

Приложение

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Как самому организовать себя?

Автор:

Баркалова Елизавета

Установите адекватную планку притязаний

Ваша цель должна быть вам реально по силам. Просто разбейте их на более мелкие шаги и сосредоточьтесь на выполнении.

Украдите” немного мотивации у вашего любимого занятия

Наверняка у вас есть хобби, занимаясь которыми вы не испытываете проблем с мотивацией. Дело за малым – научиться понемногу “воровать” энергию и вдохновение у любимого дела и переносить их на другие занятия.

Делайте чуть больше, чем можете

Вместо того, чтобы закончить работу сразу, сделайте еще немного.

4. Используйте силу страха

В ключите воображение и представьте, что с вами будет через некоторое время, если вы не возьмете себя в руки.

5.Сохраняйте позитивный настрой

Уныние – одно из самых энергозатратных состояний. Постоянно пребывая в подавленном настроении, вы не сможете двигаться к цели и добиваться хороших результатов.

6.Работайте через не хочу

7. Просыпайтесь с первыми петухами

Учеными доказано, что наиболее продуктивное время для человека с 6.00 до 9.00.

8.Занимайтесь спортом

Занятия спортом помогают поддерживать в тонусе не только тело, но и психические функции.

9.Не забывайте про отдых

Мотивация – инструмент, который распределяет энергию на достижение целей. Бесполезно мотивировать себя, если ваша энергия на нуле. Каждому человеку жизненно необходим отдых.

11.Название: Лови ошибку

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются.

12.Название: «Шесть шляп»

Учащихся можно разделить на группы и предложить приобрести одну из шляп. Обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам

13.Название: «Согласен – Не согласен»

Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-».

14.Название: Корзина идей, понятий, имен""

На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

15.Название: Дерево предсказаний

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.

16.Название: "Ромашка" Блума

Описание: "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков - шесть вопросов.

17.Название: Создай паспорт

создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями

18.Название: Дуэль

Класс делится на команды, каждая команда тренирует одного участника по изучаемому материалу, причем к выступлению готовят наиболее слабых участников."Дуэлянту" могут помогать "секунданты", как правило, их двое.

19.Название: Конкурс шпаргалок

Участники за определенное время (5 минут, например) должны качественно, быстро, записать всю важную информацию на небольшом листке бумаги.

«Эффективные образовательные технологии».

Автор:

Баркалова Елизавета

1.Название: Приём “Да-нетка”.

Учитель загадывает нечто. Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".

2.Название: Приём “Шаг за шагом”.

Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.

3.Название: Приём “Жокей и лошадь”.

Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».

4.Название: Приём "Облака слов".

Учащиеся приводят первые пришедшие в голову признаки, не останавливаясь на них подробно. 5.Название: Приём ""Реклама""

Описание: учитель предлагает прорекламировать предмет, на подготовку 5- 10 мин. Работу можно организовать в группе.

6.Название: Приём ""Групповая скульптура""

Пример. Каждый учащийся одновременно и скульптор и глина. Он находит свое место в соответствии с общей атмосферой и содержанием композиции. Вся работа происходит в полном молчании. В центр комнаты выходит первый учащийся (это может быть любой желающий или назначенный ведущим человек) и принимает какую-то позу. Затем к нему пристраивается второй, третий пристраивается уже к общей для первых двух учащихся в композиции.

7.Название: Приём "Синквейн""

8.Название: «Фишбоун»

голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос.

9.Название: Приём "Вершина".

На доске или у каждого в тетради нарисована скала с извилистой горной дорогой, ведущей от глубокой пропасти («плохой человек») к вершине («идеальный человек»).

10.Название: Своя опора

Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу. Как ослабленный вариант приема можно рекомендовать составление развернутого плана ответа (как на экзамене). Ученики обмениваются опорными конспектами и проговаривают тему по соседскому опорному конспекту.

Просмотров работы: 24