Введение
Актуальность
Перед будущими абитуриентами встает сложный вопрос о выборе специальности и экзаменов для ЕГЭ. Среди учеников 9-11 классов МБОУ г. Иркутска лицея №3 50% учеников собирается поступать в Иркутские ВУЗы. Однако лишь 23% опрошенных точно определились с факультетами и выбором специализации.
Справочник профессий с экзаменами для поступления на современные факультеты Иркутских ВУЗов станет помощником для будущих абитуриентов при подборе специальностей. Лаконичный дизайн и широкий обзор специальностей станет удобным помощником для лицеистов, выбравших местные вузы.
Цель
Создание справочника современных профессий с набором предметов ЕГЭ, для выпускников, которые будут поступать в Иркутские ВУЗы, но еще не определились с выбором специализации.
Задачи
Проанализировать списки современных профессий.
Сопоставить профессии и наборами предметов для сдачи ЕГЭ.
Провести анкетирование среди учеников 9-11 классов МБОУ г. Иркутска лицея №3
Разработать дизайн справочника
Подготовить презентацию справочника для учеников 9-11 классов МБОУ г. Иркутска лицея №3
Главный вопрос проекта: какие экзамены для ЕГЭ выбрать, если хочешь поступить на современную специальность
Описание продукта: cправочник профессий с экзаменами для поступления на современные факультеты Иркутских ВУЗов станет помощником для будущих абитуриентов. Лаконичный дизайн с полезной информацией станет отличительной чертой итогового продукта.
Справочник может быть использован в образовательной и внеклассной деятельности школы.
Описание реализации: презентация справочника для учеников 9-11 классов МБОУ г. Иркутска лицея №3
Теоретическая часть
1.1. Специфика понятия профессии
Профессия (лат. professio; от profiteor — «объявляю своим делом») — род трудовой деятельности человека, обычно его источник существования — это труд, за который человек получает доход [1]. Профессия требует владения теоретическими знаниями и практическими навыками, приобретаемыми в ходе специальной подготовки или получения специального образования.
Первые профессии начали появляться еще в доисторические времена, когда человек начал создавать поселения, заниматься сельским хозяйством, овладел кузнечным и гончарным делом. Один человек ввиду ограниченности своих сил не могу одновременно заниматься всеми делами одновременно.
Поэтому с выделением профессий охотника, земледельца, гончара и кузнеца начал свое движение товарный обмен. С появлением централизованных государств правителям понадобились представители управленческих и военных профессий: солдата, офицера, управляющего, распорядителя. Впоследствии при создании фабрик и заводов появилось большое количество технических специальностей. Прогресс стал движущей силой зарождения новых профессий. Сейчас многие современные аналитики предрекают скорый переход человечества к технологиям шестого технологического уклада, а это означает коренную смену и системы образования, и системы управления обществом [2].Стоит отметить, что на специализацию влияет и город проживания. Многие молодые люди стремятся переехать и получить образование в центральной части России в топовых ВУЗах. Однако есть спектр специальностей, которые востребованы у абитуриентов в местных учреждениях. Например, область энергетики, производственного труда, туризма, инженерии
1.2 Выбор экзаменов для сдачи ЕГЭ
С 2009 года ЕГЭ является единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы, при этом есть возможность повторной сдачи ЕГЭ в последующие годы. На данный момент экзамен проводится по следующим предметам:
Русский язык
Математика базовый или профильный уровень
Иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский)
Физика
Химия
Биология
География
Литература
История
Обществознание
Информатика
Каждый ученик сдает обязательный экзамен по русскому языку и математике профильного или базового уровня. Выпускника или иного участника ЕГЭ не ограничивают, но в процессе выбора необходимо руководствоваться Перечнем вступительных испытаний в ВУЗах по специальности (направлению подготовки).
На данный момент наборы предметов можно разделить на тематические группы необязательных предметов:
Гуманитарный набор (литература, история, иностранный язык)
Технический набор (физика)
Информационный набор (информатика)
Социально-гуманитарный набор (обществознание, история, иностранный язык)
Химико-биологический набор (химия, биология)
Географический набор (география, биология)
Таким образом, помимо выбора специальности абитуриентам предстоит выбрать набор предметов для сдачи ЕГЭ.
1.3. Понятие ВУЗа
ВУЗ — Высшее учебное заведение [составлено из первых букв этих слов][3].
Задача вуза – дать студентам необходимые теоретические знания и базовые практические навыки работы в выбранном направлении, помочь им реализовать свой творческий и научный потенциал, испытать свои силы в общественной деятельности, задать вектор трудоустройства и дальнейшего построения образовательной и карьерной траектории.
Высшее образование реализуется на следующих уровнях:
специалитет, программа обучения со сроком обучения 5—6 лет и присвоением квалификации специалиста (в настоящее время искореняется)
бакалавриат, наиболее распространенная и вскоре единственно возможная базовая программа обучения со сроком обучения 4 года и присвоением квалификации бакалавра, бакалавры получают фундаментальную подготовку без узкой специализации;
магистратура, программа обучения со сроком обучения 2 года и присвоением степени магистра (обучение возможно после получения диплома бакалавра);
аспирантура, адъюнктура, ординатура – программы подготовки научно-педагогических кадров
Согласно данным Росстата на 15.02.2018 г., в России насчитывается 950 образовательных организаций высшего образования, в которых обучается в общей сложности 5 209 000 студентов [4].
1.4 Виды ВУЗов
По видам выделяются государственные и частные учреждения. Также ВУЗ может иметь филиалы и представительства в других населённых пунктах. Образец документа об окончании филиала не отличается от документов, выдающихся основным университетом.
По другой классификации выделяют следующие виды вузов:
ведущие классические университеты РФ
федеральные университеты, национальные исследовательские университеты
ВУЗы, самостоятельно разрабатывающие и утверждающие образовательные стандарты по всем уровням высшего образования
ВУЗы со статусом государственного научного центра РФ
ВУЗы, самостоятельно присуждающие ученые степени.
Помимо различных видов ВУЗОВ, в них ещё практикуются разные методы обучения:
Теоретико-информационные методы обучения в основе которой лежит устная целостная, монологическое изложение учебного материала, устная диалогическое изложение материала (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, консультирование, аудио-видео демонстрация)
Практико-операционные методы в виде упражнения, решение задач, опыты, эксперименты
Поисково-творческие методы (наблюдение, опыт, эксперимент, мозговая атака)
Методы самостоятельной работы студентов (работа с учебником и другими пособиями, слушание, конспектирование, упражнение, решение задач, эксперименты)
Контрольно-оценочные методы (экзамен и его виды, устное выступление, контрольная работа, опыт, упражнения, программированный контроль, тестирование, ответ с места, опрос)
Из этого можно сделать вывод, что помимо выбора ВУЗа, набора ЕГЭ, абитуриенту нужно обращать внимание на виды и методов преподавания учреждения.
Анкетирование
На этапе анкетирования были опрошены потенциальные абитуриенты ВУЗов Иркутска, ученики 9-11 классов МБОУ г. Иркутска лицея №3.
В таблице представлены вопросы и данные о результатах анкетирования.
№ |
Вопрос |
Ответ |
1 |
Ты уже выбрал экзамен для сдачи ЕГЭ, определился с факультетом и выбором дальнейшей специализации? |
68% затрудняются ответить 23% точно определились с факультетами и выбором специализации 9% выбрали экзамены для сдачи ЕГЭ |
2 |
Ты уже определился, в каком городе собираешься получать высшее образование? |
50 % выбирает Иркутские ВУЗы 38% выбирает поступление в Москву и Санкт-Петербург 10% поступает в другие города (Новосибирск, Красноярск, Казань, Владивосток и др.) 2% затрудняются ответить |
3 |
Какое ты планируешь получать образование после окончания 11 класса? |
70% Высшее образование 23% Прохождение профессиональных курсов 4% Затрудняюсь ответить 3% Среднее образование |
Практическая часть
Перед началом этапа практической работы мной был составлен планы работы.
Анализ ВУЗов Иркутска
Составление списка специальностей для абитуриентов
Изучение набора предметов для сдачи ЕГЭ на определенные специальности.
Обобщение полученного материала в таблице
Создание дизайна справочника
Печать итогового продукта.
В Иркутске насчитывается 12 высших учебных заведений. В них на выбор абитуриенту предлагается более сотни специальностей и факультетов. Но при поступлении можно подать лишь документы в 5 ВУЗов по 5 специальностей. Стоит учитывать, что в разных учреждениях список предметов для сдачи ЕГЭ может отличаться, поэтому ученику важно определиться со специальностью и ВУЗами заранее. В этом ему может помочь справочник.
Основой для справочника стала таблица. В ней подробно расписана информация о специальностях, наборов ЕГЭ.
Дизайн справочника разрабатывался в графическом редакторе Insсape. В основе работы программы векторная графика. Она подходит для работы при рисовании фигур, кривых и текста, поскольку создаются четкие линии и могут изменяться в размере или изменяться в любое время без потери качества. Кроме того, цвет этих объектов можно изменить намного проще (обычно одним или двумя щелчками мыши), что делает его более эффективным для создания нескольких цветовых версий дизайна или для возврата и изменения цвета дизайна позже.
Печать справочника будет осуществлена в А5 формате, т.к. он является компактным, удобным при использовании.
Реализация
Реализация проекта будет осуществлена в формате презентации cправочника профессий с экзаменами для поступления на современные факультеты Иркутских ВУЗов.
При подготовке к выступлению был составлен план, создана презентация.
План встречи
Встреча учащихся
Интерактивная игра «Как я вижу своё будущее?»
Показ справочника
Представление презентации
Подведение итогов встречи
После проведения презентации была проведена рефлексия. Целью которой было самостоятельно выявить сильные и слабые стороны итогового продукта и встречи с учащимися.
Во время лекции учащиеся поделились своими отзывами на справочник, что позволяет доработать проект.
Учащийся 1
— Получился интересный справочник, которым мне хотелось бы воспользоваться. Но если говорит об изменениях, то было круто вставить реальные отзывы студентов о ВУЗах, добавить информацию о внеучебных активностях и льготах.
Учащийся 2
— Мне понравился лаконичный дизайн справочника.
Учащийся 3
— Я бы расширила список ВУЗов и добавила ССУЗы, варианты курсов.
Заключение
В ходе проекта среди учеников 9-11 классов МБОУ г. Иркутска лицея №3 50% учеников собирается поступать в Иркутские ВУЗы. Однако лишь 23% опрошенных точно определились с факультетами и выбором специализации. Поэтому возникает потребность в продукте, который бы объединял в себе информацию о специальностях и сдача экзаменов ЕГЭ.
Справочник профессий с экзаменами для поступления на современные факультеты Иркутских ВУЗов станет помощником для будущих абитуриентов при подборе специальностей. Лаконичный дизайн и широкий обзор специальностей станет удобным помощником для лицеистов, выбравших местные вузы.
Во время проекта были решены следующие задачи: анализ списка современных профессий, сопоставление списка профессии и наборов предметов для сдачи ЕГЭ, проведение анкетирования среди учеников 9-11 классов МБОУ г. Иркутска лицея №3, разработка дизайн справочника, подготовка презентации справочника для учеников 9-11 классов МБОУ г. Иркутска лицея №3.
Реализацией проекта стало публичное выступление перед учащимися. Основным событием встречи стала презентация справочника. В завершении встречи была проведена рефлексия с опросом зрителей об улучшении материала.
Итоговый продукт может быть использован в образовательной и внеклассной деятельности школы.
Список литературы
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М. : Оникс [и др.], 2009. - 1359 c.
Ильин А. С. Жизнь после школы. Краткое руководство к выбору образовательной и карьерной траектории, выбору вуза и суза, выбору профессии и дела жизни / А. С. Ильин — «Издательские решения», 2018. – 76 с.
Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. (4 т.)
Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] – режим доступа к исследованию.: Росстат — Образование (rosstat.gov.ru)
Приложение
Таблица 1
№ |
Название ВУЗа |
Тип |
Специальности |
Профессии |
ЕГЭ + доп.испытания |
1 |
Иркутский государственный университет |
Государственный |
Прикладная математика и информатика |
Программист, администратор, IT-специалист |
1. Математика (профильный уровень); 2. Информатика и ИКТ или физика; 3. Русский язык |
Фундаментальная информатика и информационные технологии |
|||||
Математическое обеспечение и администрирование информационных систем |
|||||
Прикладная информатика |
|||||
Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки – информатика и математика) |
Учитель информатики |
1. Математика (профильный уровень) или информатика и ИКТ; 2. Обществознание; 3. Русский язык; |
|||
Менеджмент |
Менеджер |
1. Обществознание или информатика и ИКТ; 2. Математика (профильный уровень); 3. Русский язык; |
|||
Социология |
Социолог, статистик |
1. Обществознание; 2. Русский язык; 3.Математика (профильный уровень) или история; |
|||
Журналистика и новые медиа |
Журналист, редактор, ведущий |
1. Обществознание; 2. Русский язык; 3. Творческое испытание по журналистике; |
|||
Лингвистика |
Лингвист, редактор, переводчик |
1. Иностранный язык; 2. Русский язык; 3. Обществознание или история |
|||
Психолого-педагогическое образование |
Психолог |
1. Биология; 2. Русский язык; 3. Математика (профильный уровень) или обществознание; |
|||
2 |
Байкальский государственный университет |
Государственный |
Международные отношения |
Редактор международных изданий, переводчик, дипломат, политолог |
История Русский язык География |
Перевод и переводоведение |
Редактор, переводчик |
1. Иностранный язык 2. История 3. Русский язык |
|||
Туризм |
Менеджер по туризму |
История Обществознание Русский язык |
|||
Экономическая безопасность |
Экономист |
Математика Обществознание Русский язык |
|||
Реклама и связи с общественностью |
Журналист, пресс-секретарь, специалист по связям с общественностью |
Обществознание История Русский язык |
|||
Бизнес-информатика |
Программист, администатор, IT-специалист |
1. Русский 2.География 3.Математика |
|||
1. Математика 2. Обществознание 3. Русский язык |
|||||
Управление персоналом |
Администатор, менеджер |
||||
3 |
Иркутский филиал Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А. Герасимова |
Государственный |
Драматургия |
Сценарист, режиссер, кинокритик |
|
Продюсерство |
Продюсер |
1. Русский 2. Литература 3. Дополнительные испытания |
|||
Режиссура кино и телевидения |
Режиссер |
||||
4 |
Иркутский национальный исследовательский технический университет |
Государственный |
Архитектура |
Архитектор, дизайнер |
Математика Рисунок Композиция русский язык |
Радиотехника |
Физик, военный связист, инженер по коммуникациями |
Математика физика (по выбору) информатика (по выбору) русский язык |
|||
Автоматизация технологических процессов и производств |
Дата-специалист, инженер производства, разработчик |
||||
Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств |
Инженер, конструктор, специалист произврдства |
||||
Мехатроника и робототехника |
Робототехник, IT-специалист |
Математика физика (по выбору) информатика (по выбору) русский язык |
|||
5 |
Филиал Московского государственного технического университета гражданской авиации
|
Государственный |
Организация перевозок и управление на воздушном транспорте
|
Авиаменеджер, лётный директор авиационного предприятия |
Математика физика (по выбору) информатика (по выбору) русский язык
|
Поддержание летной годности воздушных судов |
Инженер, авиационный инженер, специалист по производству и обслуживанию авиационной техники |
||||
Техническое обслуживание и ремонт авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов |
Авиационный инженер, инженер по авионике, штурман, инженер-штурман
|
Математика физика (по выбору) информатика (по выбору) русский язык
|
|||
6 |
Иркутский государственный университет путей сообщения |
Государственный |
Эксплуатация железных дорог |
агент транспортного обслуживания железнодорожного транспорта, инженер по безопасности транспортной сети, Менеджер по логистике, Поездной диспетчер
|
1.Русский язык |
Управление качеством |
авиаменеджер, бизнес-аналитик, инженер ОТК
|
Русский язык Математика Физика Информатика и ИКТ |
|||
Таможенное дело |
декларант, инспектор таможенной службы, менеджер по работе с таможней, специалист внешнеэкономической деятельности |
1. Русский язык 2. Обществознание |
|||
Программная инженерия |
BI разработчик (BI архитектор), IT-директор, web-дизайнер
|
Русский язык Математика Физика Информатика и ИКТ |
|||
Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств |
Инженер-конструктор, инженер-машиностроитель, |
||||
Информационные системы и технологии |
Аналитик компьютерных систем, ИТ-консультант, Системный аналитик |
1. Русский язык |
|||
7 |
Иркутский государственный медицинский университет |
Государственный |
Сестринское дело |
Медсестра |
1. Русский язык 2. Химия 3. Биология 4. Математика (на выбор) |
Лечебное дело
|
Врач, сетевой врач, косметолог, технолог-эстетист |
||||
Педиатрия |
Педиатр |
||||
Стоматология
|
Стоматолог |
||||
Фармация |
Фармацевт |
||||
Клиническая психология
|
Психиатр |
||||
8 |
Восточно-Сибирский филиал Российского государственного университета правосудия |
Негосударственный |
Юриспруденция
|
Адвокат, нотариус, судья |
1. История 2. Обществознания 3. Русский |
9 |
Восточно-Сибирский институт экономики и права |
Государственный |
Гражданское право |
Адвокат, нотариус, судья |
1. История 2. Обществознания 3. Русский |
Финансы и кредит
|
Страховой агент, банковский сотрудник, кредитный аналитик, операционист |
1. Математика 2. Русский 3. Обществознание |
|||
Менеджмент организации
|
Директор, бизнес-консультант, менеджер проекта |
1. Математика 2. Русский 3. Обществознание |
|||
10 |
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК) в г. Иркутске |
Государственный |
Спортивная подготовка в выбранном виде спорта |
Инструктор по физической культуре, спортивный менеджер, спортивный тренер, спортсмен, учитель по физической культуре, фитнес-тренер |
1. Русский язык 2.Биология 3.собеседование 4.профессиональная испытание |
11 |
Иркутский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) |
Государственный |
Уголовно-правовой профиль |
Юрист, прокурор, судья |
1.Русский язык 2. История 3. Обществознание |
Уголовно-правовая специализация |
|||||
Государственно-правовая специализация |
|||||
Гражданско-правовой профиль |
|||||
Гражданско-правовая специализация
|
|||||
12 |
Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского |
Государственный |
Прикладная информатика в агропромышленном комплексе
|
IT-специалист, IT-директор, агроинформатик, архитектор информационных систем, информатик, специалист по информационным системам |
1. Русский язык 2. Информатика 3. Профильная математика |
Энергообеспечение |
Энергетик, инженер |
1. Русский язык 2. Информатика 3. Профильная математика |