ВВЕДЕНИЕ
Процедура введения Единого государственного экзамена в российской системе образования вводилась поэтапно. Автором идеи Единого государственного экзамена в России стал Владимир Филиппов, возглавлявший Министерство образования с 1998 по 2004 год. Именно он начал масштабную реформу отечественного образования: присоединение России к Болонскому процессу с разделением высшего образования на бакалавриат и магистратуру, создание новых образовательных стандартов. Одним их необходимых условий этого процесса стало введение новых способов оценки знаний школьников. Вначале 2000-х гг. XX в. ЕГЭ проводился в некоторых регионах экспериментально. Официально ЕГЭ в России ввели в 2009 году. Он стал обязательным в качестве выпускного и вступительного экзаменов [2].
Ежегодно процедура проведения ЕГЭ в российских школах усложняется. Федеральный институт педагогических измерений каждый год публикует измененные и усложненные контрольно-измерительные материалы, в связи с чем средний балл сдачи ЕГЭ снижается. Кроме того, требования вузов ежегодно ужесточаются. Средний балл в ведущих московских вузах по состоянию на 2017 год составлял 76,2 балла. По данным Минобрнауки РФ по результатам приемной кампании в 2022 году средний бал у абитуриентов московских вузов составил 82 балла [4]. Тенденция увеличения проходного балла в региональных вузах такая. Средний балл абитуриентов Иркутских вузов в 2017 году составил 47,8 баллов, в 2022 году проходной балл увеличился до 61,5 баллов (без учета филиалов московских вузов в Иркутской области) [3].
На школьных уроках нет возможности подготовиться максимально качественно к экзаменам по нескольким причинам: 1) подготовка к экзамену это индивидуальная работа, так как пробелы в знаниях школьной программы различны и работа с ними должна быть адресной; 2) если подготовка к основным предметам (русский язык, математика) обязательная для всех выпускников и педагоги используют учебное время для эффективной подготовки на ряду с изучением нового материала, то с предметами по выбору такого внимания к подготовке к ЕГЭ уделить не возможно; 3) зачастую времени в рамках школьного урока не хватает, чтобы разобрать задание КИМа вместе с учителем, так как разновидностей одного задания может быть достаточно много и для его решения потребуется вспомнить несколько тем школьной программы, многое остается для самостоятельной отработки и понимания.
Необходимость в дополнительных занятиях для подготовки к экзаменам очевидна.Поиск хороших преподавателей всегда требует много времени и средств. Как подготовиться к единому государственному экзамену так, чтобы обеспечить себе поступление в выбранное высшее учебное заведение. Этот вопрос волнует многих обучающихся выпускных классов и, конечно, их родителей. Есть много способов подготовки: занятия с репетитором, обучение в онлайн-школах, самостоятельная подготовка.Но какой же способ самый эффективный, дешевый и качественный?
Цель проекта: Создание и публикация на электронных площадках МБОУ "Лицей №3"г. Иркутска информационного буклета с советами, а также SWOT-анализом онлайн-обучения и репетиторства.
Актуальность:
В современных условиях школьного образования неоспоримым остается факт необходимости дополнительной подготовки к экзаменам. Обучающиеся вынуждены обращаться к репетиторам или прибегать к онлайн-обучению. Которое в свою очередь дает возможность сдать экзамены на максимально возможные баллы, обеспечив поступление в желаемый вуз на бюджетные места.
Задачи:
Проанализировать услуги и отзывы о разных репетиторах и онлайн-школах;
Выявить плюсы и минусы обоих способов подготовки; (SWOT-анализ);
Разработать и разместить в открытый доступ буклет, включающий самую необходимую информацию, а также плюсы и минусы репетиторов и онлайн-школ.
Таким образом, решение поставленных задач позволит сделать вывод о том, что предпочтительнее при подготовке к Единым государственным экзаменам: онлайн-школа или репетитор.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. История возникновения репетиторства
Классическое репетиторство возникло в XI в., однако ещё в древней Спарте с 7 лет дети жили вдали от родителей в специальных лагерях под присмотром строгих наставников, чья цель состояла в воспитании воинов посредством развития силы воли. Особая система наставничества сложилась в конфуцианских общинах Древнего Китая, основанная на обучении одарёнными мальчиками своих менее смышлёных сверстников. В качестве оригинальной образовательной философии репетиторство восходит к средневековым европейским университетам XII-XIV вв., в первую очередь Оксфорду (XII в.) и Кембриджу (XIII в.). Главной задачей этих учебных заведений являлось обучение духовенства, которое было единственным грамотным классом в Европе.
В XVI в. репетиторство официально стало частью английской университетской системы, которая начала ориентироваться на развитие индивидуального образования и личностно-ориентированного общения, а также наличие трёх видов преподавателей с различными функциями: руководитель, моральный наставник и репетитор. В последующие века система преподавателей играла основополагающую роль в английской университетской системе, а массовые лекции превратились в исключительно дополнительный фактор учёбы.
Первые репетиторы в России появились в начале 18 века. Чаще всего это были гувернеры из Франции, Англии и Германии, которые также были учителями детей из богатых семей. Услуги репетиторов были очень дорогие, поэтому позволить их себе могли только богатые и известные люди. Профессия частного преподавателя закрепилась только через несколько десятков лет, ими считались учителя, которых приглашали для поурочных и внеурочных занятий, чаще всего по точным наукам и иностранным языкам.
В начале 20 века к деятельности индивидуальных преподавателей стали подключаться российские специалисты, в основном преподаватели и профессоры университетов. Их услуги стоили намного дешевле, чем у иностранных преподавателей, но еще долгое время предпочитались иностранцы. После событий 1917 года учебные заведения начали лучше готовить своих учеников, что повлекло за собой спад популярности индивидуального репетиторства. Повторный рост произошел в начале 1970-х годов, а официальный статус репетиторство обрело только после образования Российской Федерации [5].
1.2 Репетиторство сегодня
В 1990-е годы репетиторство обрело почти официальный статус. Во многих газетах в то время появляются объявления о дополнительных занятиях. Частные уроки дают не только выпускники вузов, но и профессора.
В наше время от репетиторов ожидают полноценного обучения по той или иной дисциплине. К услугам специалиста прибегают при подготовке к экзаменам, для улучшения знаний учащегося или студента.
Репетитор в наше время — это частный учитель по определенному предмету, которого нанимают родители для своего ребенка в нескольких случаях:
1. Предотвращение отставания по школьной программе
2. Подготовка к государственным или вступительным экзаменам
3. Интерес ученика к предмету и выход на уровень в знаниях
Репетиторство сегодня развивается в двух направлениях. С одной стороны, активизировались дистанционные технологии, растет популярность формата онлайн обучения. Но, с другой стороны, формат классического наставничества с индивидуальным подходом продолжает оставаться на рынке образовательных услуг, что конечно же сохраняет главный смысл репетиторства – возможность индивидуализации образовательного процесса.
1.3. История возникновения онлайн-школ
Занятия с репетиторами и сейчас очень популярны, но с каждым годом они становятся все менее востребованными, ведь конкуренцию им составляют самые разнообразные онлайн-платформы.
Формат «учёбы на расстоянии» зародился ещё несколько веков назад. В начале XVIII века в Европе возникло так называемое корреспондентское обучение. Учащиеся получали материалы от педагогов по почте, отправляли на проверку свои работы, которые возвращались им с комментариями.
Значимый вклад в развитие удалённого образования внёс британский учёный̆ Айзек Питмен (Isaac Pitman). В 1840-х годах он обучал по почте стенографическому письму: посылал шифрованные тексты своим ученикам и получал назад работы на проверку. С тех пор эта практика приобрела популярность.
В 1870-х годах в США были созданы первые заочные школы с обучением по почте. С 1914 года такие заведения стали появляться в Великобритании, и вскоре распространились в Канаде, Австралии и Новой Зеландии. В 1938 году состоялся первый съезд Международного совета по корреспондентскому обучению (International Council for Correspondence Education) — образование по почте приобрело мировой статус.
Первая полностью аккредитованная онлайн-школа CompuHigh была открыта в 1994 году, которая до сих пор обслуживает граждан США и иностранных учащихся с 9-12 классы. Школу долго критиковали, но со временем она стала одной из самых престижных учебных заведений.
В 1999 году был открыт первый полностью аккредитованный онлайн-университет, который предлагал свои услуги до 2015 года.
Одна их крупнейших в мире платформ онлайн-обучения была основана в 2012 году Эндрю Н.Г. и Дафной Коллер [6].
С каждым годом онлайн-образование набирает обороты и с каждым годом онлайн-школ становится все больше.
Глава 2. Практическая часть
Сегодня, чтобы найти репетитора достаточно ввести в строку поиска браузера желаемый запрос. Но для того, чтобы из огромного множества результатов выбрать репетитора, который качественно подготовит к сдаче экзаменов, необходимо провести анализ предложений.
Для того чтобы проанализировать все предложения репетиторов на рынке образовательных услуг, были выбраны следующие критерии.
Самым важным критерием для поиска репетитора является цена. Подавляющее большинство репетиторов выставляют цену на свои услуги за 1 академический час (90 минут).
Другим не менее важным критерием является вариативность формата проведения занятий. В век высоких технологий занятия с репетитором могут проходить в онлайн формате, однако не всем это может показаться удобным, качественным: нет непосредственной связи между учителем и учеником, а это важно. При анализе очных занятий с репетитором важно учитывать удаленность репетитора, возможность выезда репетитора на дом, ведь выезд к репетитору усилит нагрузку на выпускника.
Эти два показателя (цена, формат занятий) носят субъективный характер, каждый выпускник в этом случае будет ориентироваться на свои ресурсы и возможности.
Анализируя качественные показатели репетиторов, можно выделить следующие критерии выбора.
Квалификация и стаж работы педагога-репетитора являются важнейшими показателями профессионализма и опыта педагога в вопросе подготовки к экзаменам. Репетитор должен знать, как проверяются и оцениваются работы, что нового в ЕГЭ, а какие задания, наоборот, исчезли.
Но при выборе репетитора неверным будет опираться исключительно на большой опыт и стаж работы. Молодые педагоги также могут качественно готовить к экзаменам. Анализировать квалификацию и стаж работы стоит совместно с результатами учеников. Отметить для себя важную информацию можно в анализе отзывов репетиторов. Также у каждого преподавателя, который размещает свои предложения по услугам репетиторства на специальных сайтах, существует рейтинг или статистика. Такая статистика складывается из оценки отзывов и стажа работы, а также сервис считает. сколько раз обратились к тому или иному педагогу за оказанием услуг репетитора.
Мощное развитие интернета и интернет-технологий оказало серьезное влияние на все сферы человеческой деятельности. И неудивительно, что в образовательной деятельности с развитием технологий появилась такая возможность использования современных методов и способов обучения. Одним из таких новых форматов обучения стали онлайн-школы. При анализе привлекательности онлайн-школ как способа подготовки к экзаменам необходимо учитывать несколько важнейших критериев. Также как и с анализом предложений репетиторов, при рассмотрении онлайн-школ важно учитывать стоимость занятий. Также в зависимости от формата онлайн-школы предложения предметов для подготовки к экзаменам могут быть различными. Достаточно удобно, что, выбирая онлайн-школу, выпускник найдет для себя все необходимые ему предметы для подготовки.
Важнейшим показателем для объективной оценки качества предоставления образовательных услуг той или иной онлайн-школой является общая статистика, которая в свою очередь складывается из оценки услуг преподавания, педагогического состава, а также уникальных предложений, которые предоставляет школа. Такими предложениями могут быть скидки и акции на образовательные услуги, бесплатные пробные занятия и другое. Ну и не менее важным является анализ отзывов о преподавателях и школе в целом.
2.1. Анализ репетиторов Иркутской области
Мы провели анализ цен и предоставляемых услуг популярных репетиторов, на примере нашей области. В интернете есть огромное множество различных сайтов, на которых сконцентрированы предложения репетиторов. Мы проанализировали несколько сайтов и сделали выборку из 100 репетиторов г. Иркутска по критериям, которые были обозначены выше
В выборке участвовали репетиторы со стажем репетиторской деятельности от 3 до 35 лет
Почти каждый преподаватель - квалифицированные специалисты, подтвердившие свои знания и умения на соревнованиях, олимпиадах и конкурсах, их ученики добиваются успехов в сдаче экзаменов и гарантированно поступают в вузы.
Более 95% обучающихся оставляют положительные отзывы о своих преподавателях и рейтингом - от 4,5 до 5;
Не все преподаватели преподают дистанционно, что неудобно в сложившейся ситуации, многие преподаватели выезжают на дом к ученику, но это добавляет к стоимости одного занятия.
По каждому предмету цены варьируются в зависимости от преподавателя. Мы выяснили среднюю стоимость занятий, опираясь на найденные материалы [Приложение №2].
Подводя итог первого этапа нашей практической части, можно сказать, что репетиторов очень много, стоимость варьируется в зависимости от популярности того или иного предмета в качестве предмета по выбору на ЕГЭ. Возникает также вопрос объективности и полноты оценок учеников о качестве подготовки данного репетитора к экзаменам. Каждый преподаватель сам выставляет цену на свои услуги, и чаще всего это зависит от стажа и качества подготовки, каких-либо других регалий педагога.
2.2. Анализ онлайн-школ
Вторым этапом было изучение информации о популярных онлайн-школах. Преимущество онлайн-школ в том, что тут мы смогли не фокусироваться на географическом базировании школы. В интернете есть различные статьи и рейтинги эффективных и удобных онлайн-школ для подготовки к экзаменам.
Проанализировав предоставляемую информацию и отзывы десяти популярных онлайн-школ, мы сделали вывод, что:
Каждая онлайн-школа гарантирует высокие результаты своих выпускников, в этом заключается общая статистика и имидж онлайн-школы.
Подавляющее большинство обучающихся добиваются больших высот, и оставляют крайне положительные отзывы, что составляет позитивную картину в целом об онлайн-школе.
Многие онлайн-школы преподносят нестандартные объяснения, что крайне полезно, ведь каждое занятие интересное и уникальное.
Во всех онлайн-школах цена за обучения одинакова для всех предметов.
По формату ведения уроков есть различные варианты – это и онлайн-подключение один на один, работа в небольшой группе, прослушивание видео лекций.
По окончанию второго этапа нашей практической работы, мы сделали вывод, что услуги онлайн-школ становятся все популярнее. Это более дешевый и удобный вариант, ведь нет строгого расписания и необходимости добираться до преподавателя. Онлайн-школы пользуются большим успехом, это подтверждается многочисленными положительными отзывами.
2.3. Опрос и анализ результатов
Третьим этапом нашей практической части было проведение опроса, в котором приняли участие более 100 обучающихся. Основной целью этого опроса было выяснить каким видом дополнительной подготовки к экзаменам пользуется большинство выпускников. В опросе участвовали выпускники школ города Иркутска и Иркутского района. Выпускникам было предложено ответить на ряд вопросов как закрытых с вариантом ответа, так и открытых, где выпускники писали свои личные впечатления от того или иного вида подготовки.
1.Занимаетесь ли вы дополнительной подготовкой к ЕГЭ?
2. Какой способ подготовки Вы для себя выбрали?
3. Довольны ли Вы этим способом подготовки?
4. Как долго Вы занимаетесь?
5. Кратко опишите, почему сделали выбор в пользу Вашего способа подготовки.
Важно отметить, что в случае, если выпускник отвечал на первый вопрос "нет", следующие вопросы ему не открывались и в статистике по вопросам, характеризующих способ подготовки, он не участвовал. Также вопрос № 2 предполагал несколько вариантов ответов.
Проанализировав результаты опроса, были сделаны следующие выводы:
более 88 % выпускников занимаются дополнительной подготовкой к экзаменам;
около 47,9 % выпускников выбрали для себя вариант репетиторства;
около 27,1 % выпускников отметили, что онлайн-школа для них оптимальный вариант подготовки;
самостоятельной подготовкой к экзаменам занимаются 25 % учеников;
все 100% выпускников довольны своим способом подготовки и не хотели бы его менять [Приложение №1].
Проведя анализ открытых вопросов, было выяснено, что при выборе варианта ответа подготовка к ЕГЭ с помощью онлайн-школ самыми популярными ответами было - "удобный и дешевый способ подготовки", "Онлайн-школы нацелены на то, чтобы все (условно) 5000 человек поняли материал, поэтому все объясняется с азов и на самом доступном уровне", "удобно учиться из дома". При выборе варианта ответа "репетитор", самыми популярными ответами выпускников было: "Лучше воспринимаю информацию с глазу на глаз".
При ответе на вопрос "Как долго вы занимаетесь?" большинство выпускников указали, что занимаются с начала года, но есть те, кто дольше, в основном они готовятся к профильной математике, английскому.
На основании проведенных исследований мы провели SWOT-анализ преимуществ репетиторства и онлайн-школ [Приложение №3].
Таким образом, на основание проведенного анализа, можно сделать вывод, что онлайн-школы, несмотря на их недавнюю историю имеют больше преимуществ по сравнению с репетиторством, однако выпускники отдают свой выбор в пользу традиционного репетиторства, так как при подготовке к ЕГЭ ученики отмечают важность индивидуального подхода и восприятия информации «с глазу на глаз».
Заключение
Наша работа в рамках исследовательского проекта позволяет сделать следующие выводы:
С каждым годом репетиторов становится все больше, что приводит к здоровой конкуренции. Анализ, который мы провели, показал, что сейчас есть очень много необразованных и молодых преподавателей, которые предоставляют некачественные услуги, при этом выставляя высокие цены, несоответствующие их уровню обучения.
В свою очередь, конкуренцию репетиторству составляют и онлайн-школы, которые набирают обороты с каждым годом. Но вероятность попасть к непрофессионалам намного меньше, чем при выборе репетитора, все потому, что подбор педагогических кадров в онлайн- школы проходит жёсткий отбор. Учителя должны подтвердить свои знания прежде, чем начать свою педагогическую деятельность.
Однако, проведя опрос, мы убедились, что большинство обучающихся и их родители больше доверяют занятиям с репетитором, нежели подготовке онлайн.
В заключении хочется сказать, какой бы отличной не была онлайн-школа или репетитор, в первую очередь должно быть желание и упорство самого ученика. И тогда успех в получении хороших баллов будет гарантирован.
Список источников и используемой литературы
Ассоциация репетиторов [Электронный ресурс] : сайт. Режим доступа: https://irkutsk.repetit.ru (дата обращения: 11.10.2022).
Бывший министр и идеолог ЕГЭ Владимир Филиппов — о том, как меняли образование в начале 2000-х [Электронный ресурс] : сайт. Режим доступа: https://special.theoryandpractice.ru/minister-filippov (дата обращения: 10.10.2022).
Вузотека. Рейтинг вузов. Иркутск [Электронный ресурс] : сайт. Режим доступа: https://vuzoteka.ru/вузы/Иркутск (дата обращения: 11.10.2022).
Вузотека. Рейтинг вузов. Москва [Электронный ресурс] : сайт. Режим доступа: https://vuzoteka.ru/вузы/Москва (дата обращения: 11.10.2022).
История возникновения репетиторства [Электронный ресурс] : сайт. Режим доступа: https://dzodzo.ru/info/kak-razvivalos-repetitorstvo-v-rossii-i-mire/ (дата обращения: 07.10.2022).
История возникновения электронного образования [Электронный ресурс] : сайт. Режим доступа: https://dzen.ru/media/adept/istoriia-elektronnogo-obrazovaniia-5f4f9cfbd82fdb1fd9eca69c (дата обращения: 10.10.2022).
Онлайн-школа «Умникум» [Электронный ресурс] : сайт. Режим доступа: Https://umniqum.com/(дата обращения: 27.10.2022).
Онлайн-школа «Умскул» [Электронный ресурс] : сайт. Режим доступа: Https://www.umschool.net/(дата обращения: 27.10.2022).
Онлайн-школа «Школково» [Электронный ресурс] : сайт. Режим доступа: Https://2.shkolkovo.online/ (дата обращения: 27.10.2022).
Официальный сайт репетиторов Иркутской области [Электронный ресурс] : сайт. Режим доступа: Https://irkutsk.v2.repetitors.info/(дата обращения: 10.10.2022).
Онлайн-школа «Фоксфорд» [Электронный ресурс] : сайт. Режим доступа: Https://foxford.ru/ (дата обращения: 27.10.2022).
Приложение
Приложение №1 Результаты опроса
Приложение №2 Средние цены за услуги репетитора
Средние цены за услуги репетитора |
|
Предмет |
Цена р/час |
Русский язык |
800-1000 |
Математика |
1500-2000 |
Физика |
950 |
Обществознание |
800-1200 |
История |
800-1200 |
География |
550-700 |
Химия |
650-800 |
Биология Информатика Английский язык Литература |
650-800 950-1200 1000-1500 700-1000 |
Приложение №3 SWOT-анализ "Онлайн-школа или репетитор
Репетитор |
Онлайн - школа |
Плюсы: |
Плюсы: |
Частные репетиторы успешно обучают и детей со специфическими проблемами. Индивидуальный подход, можно заниматься в нужном ему темпе, и преподаватель уделит отдельным темам столько внимания, сколько потребуется. В то же время в школе или на групповых курсах учителя четко придерживаются программы и не ждут отстающих – наверстывать упущенное приходится самостоятельно. Грамотный репетитор научит главному: систематизировать знания. Удобство. Можно договориться о занятиях на любой территории и даже по скайпу. |
Сами составляете удобное расписание Не тратите время на дорогу Можете заниматься у преподавателей со всей страны Реально подготовиться на карманные деньги Большой выбор предметов и преподавателей В онлайн-школах работают профессионалы |
Минусы |
Минусы |
Цена. услуги репетитора могут серьезно ударить по вашему кошельку. Небезопасность. Дети остаются несамостоятельными. Некоторые считают, что репетиторы подают ребенку знания на блюдечке, хотя старшеклассник уже должен сам ориентироваться в учебном процессе и выбирать, какие темы подтянуть, в каком формате и с какой периодичностью заниматься. |
Большой объем неструктурированной информации Больше уроков, чем на офлайн-курсах Необходимо развивать самодисциплину |