Проблемы формирования гражданского общества и правового государства в современной России

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Проблемы формирования гражданского общества и правового государства в современной России

Овчинникова В.А. 1
1МБОУ "Средняя школа №32" 10 "А"
Шальнова Е.С. 1
1МБОУ "Средняя школа №32"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность темы

Гражданское общество и правовое государство – важные явления современного общества, к достижению которых должны стремиться все страны. Именно эти формы организации жизни людей способствуют установлению справедливого порядка, демократии, дают возможности для полной реализации своих интересов и потребностей. В работе рассматриваются проблемы формирования гражданского общества и правового государства в современной России.

Цель: выяснить проблемы формирования гражданского общества и правового государства.

Задачи:

Дать понятие правого государства и гражданского общества;

Рассказать о признаках правового государства и гражданского общества;

Провести социологический опрос;

Выяснить, насколько Россия соответствует правовому государству;

Определить, насколько в России развито гражданское общество

Правовое государство

Правовым государством может быть названа такая организация власти в стране, которая основана на верховенстве закона, действует строго в определённых законом границах, обеспечивает права и свободы своих граждан. В правовом государстве все структуры власти, в том числе и высшие, сами подчинены закону.

Правовое государство – государство, ограниченное в своих действиях правом, подчинённое воле суверенного народа, выражаемой конституции, и признанное обеспечить основополагающие права и свободы личности.

Признаки правового государства:

Верховенство права;

Гарантированность незыблемости прав и свобод человека;

Разделение властей;

Взаимная ответственность государства и личности;

Политический плюрализм.

Верховенство права (верховенство закона) – правовая доктрина, согласно которой никто не выше закона, все равны перед законом, никто не может быть наказан государством иначе как за нарушение закона и в установленном законе порядке.Данный признак означает, что ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив, государственная общественная организация, ни один человек не освобождается от обязанности подчиняться закону. Государство, подчиняясь юридическим нормам, становится одним из субъектов права и в этом качестве равноправно с другими субъектами. Без правового равенства между государством и личностью не может существовать ни право, ни правовое государство. Любая попытка государственного органа или должностного лица выйти за пределы права и поставить себя над людьми расценивается как правонарушение. Верховенство закона означает, что государство не вправе издавать законы, противоречащие так называемому естественному праву, и вместе с тем оно обязано принимать все законы, которые обеспечивают естественные права человека. Наконец, в силу рассматриваемого признака закон обладает высшей юридической силой. Все подзаконные акты должны строго соответствовать ему. Недопустимо подменять закон подзаконными актами и вкладывать в него смысл, который не был предусмотрен законодателем.

Гарантированность прав и свобод человека и гражданина являются составляющей, с одной стороны, правового статуса личности, с другой – более ёмкого понятия «конституционные гарантии», под которыми следует понимать совокупность правовых норм и институтов, обеспечивающих защиту конституционных принципов, прав человека, основ конституционного строя, выполнения конституционных обязанностей и функционирование различных органов публичной власти. Следовательно, гарантированность прав и свобод человека и гражданина – это совокупность конституционно-правовых норм, институтов, средств, способов, механизмов и процедур, обеспечивающих реализацию, охрану и защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Разделение властей. Один из основополагающих принципов конституционного строя РФ, закреплен в ст. 10 Конституции РФ: государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из ветвей власти (законодательная, исполнительная и судебная) самостоятельна и независима в реализации своих полномочий; ни одна из ветвей власти не может принять на себя осуществление функций др. ветви власти. Все государственные органы действуют в рамках своей компетенции. При этом все ветви власти взаимосвязаны, взаимодействуют и образуют единый государственный механизм. Тем самым создаются дополнительные правовые гарантии, препятствующие развитию в государстве авторитарных и тоталитарных тенденций, обеспечивающие свободу в обществе, защиту прав и свобод человека и гражданина.

Взаимная ответственность государства и личности. Граждане и властные структуры должны строго исполнять обязанности, которые возложены на них законом. Суть этого признака в том, что у каждой стороны есть как права, так и обязанности. Государство не только контролирует, насколько граждане законопослушны, но и само несёт ответственность перед обществом за свою деятельность.

Признаки взаимной ответственности государства и личности проявляются:

В установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности;

В принятии государством конкретных обязательств, которые направлены на обеспечение интересов граждан;

В наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.

Свобода личности при этом не может быть безграничной, так как она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц.

Политический плюрализм – это принцип многообразия политических сил, конкуренции между ними. Политический плюрализм подразумевает идеологическую свободу, многопартийность, наличие разных общественных движений, равных перед законом.

Плюрализм делает общество стабильнее – имея возможность высказывать свои взгляды, бороться за власть и решать проблемы легальным путём, люди и группы менее склонны к радикализму.

Отсутствие плюрализма характерно для недемократических политически режимов: при тоталитаризме все обязаны придерживаться государственной идеологии под угрозой репрессий, при авторитаризме свобода мнений и политическая конкуренция существенно ограничены.

Гражданское общество

Гражданское общество - это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, которые ограждены соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

Признаки гражданского общества:

Самоуправляемость общества;

Индивидуальная свобода;

Наличие среднего класса;

Открытость общества;

Плюрализм;

Правовое государство

Самоуправляемость общества предполагает, что люди самостоятельно управляют, создают общественные органы и организации, в том числе местные органы самоуправления.

Индивидуальная свобода предполагает широкую степень личной свободы человека – свободу слова, свободу собраний, объединений, передвижения, избирательную свободу, свободу выбора собственности, профессии и т.п. В гражданском обществе каждый индивид имеет возможность при необходимости привлечь государство к суду, а государство не должно вмешиваться в частную жизнь.

Наличие среднего класса предполагает наличие обеспеченной экономике, экономически самостоятельной и независимой прослойки людей, обладающих чувством ответственности перед обществом. Средний класс является социальной основой и опорой гражданского общества.

Открытость общества предполагает, что информация свободно перемещается в обществе и доступна, в том числе информация о том, что делает государство, государственные органы, должностные лица. В таком обществе нет культа секретности, обеспечена свобода печати, критики. В международных делах такое общество открыто для сотрудничества, взаимодействия с партнерами из-за рубежа, если партнеры, в свою очередь, ведут честную и открытую политику.

Плюрализм предполагает, что в таком обществе существует многообразие партий/общественных организаций, форм собственности, идеологических концепций, доктрин, воззрений и государство не навязывает какую-то одну из них в качестве обязательной для всех, не монополизирует политическую, экономическую или идеологическую сферу жизни. Плюрализм вовсе не препятствует государству придерживаться определенной идеологии и проводить ее в жизнь.

Правовое государство предполагает, что государство несет по отношению к обществу определенные обязанности и прежде всего обязанность закрепить законами и гарантировать естественные права человека. Граждане в таком обществе должны уметь уважать право. Право является приоритетом, как для граждан, так и для государства, должностных лиц.

Функции и структура гражданского общества

Функции гражданского общества:

Защита граждан, их объединений, интересов и потребностей от незаконного вмешательства в их жизнь государства и его органов;

Защита прав и свобод личности;

Расположение средств и санкций, с помощью которых можно заставить человека соблюдать общепринятые нормы, независимо от государства;

Способствует формированию органов государства, демократическому и гуманистическому развитию всей политической системы общества.

Структура – это внутреннее устройство чего-либо, совокупность структурных элементов, которые составляют гражданское общество и взаимосвязи между ними.

Гражданское общество имеет следующую структуру:

Политические партии и организации, создаваемые при органах власти;

Общественно-политические организации и отношения (экологические, антивоенные, правозащитные и т.д.);

Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды, кооперативы, арендные коллективы, акционерные общества;

Научные и культурные организации, спортивные общества;

Органы самоуправления по месту жительства и работы, ассоциации избирателей, политические клубы;

Независимые СМИ (средств массовой информации)

Отношения между компонентами общества, имеющие негосударственный и неполитический характер (семейные связи, профессиональные, экономические, религиозные и другие отношения);

Особое пространство свободного проявления людей, которое защищено от вмешательства государства и других сил.

Проблемы формирования

гражданского общества и правового государства

Гражданское общество:

Проблемы формирования гражданского общества обусловлены историческими условиями. В отличие от западных демократий, выраставших «снизу» на основе исторически предпосылок, в России гражданское общество формировалось «сверху», выступало скорее по образу и подобию западных государств. Крах либеральных реформ в России еще раз подтвердил опасность слепого подражательства Западу и одновременно высветил особую, если не исключительную, роль государства в создании в стране предпосылок формирования гражданского общества и вообще условий развития новой социально-политической системы.

Основные проблемы формирования гражданского общества:

Неразвитость гражданских структур;

Отношение граждан страны к понятию «Государство»;

Политическая апатия;

Недоверие общественности.

Россия вошла в тот период, когда ей приходится решать множество взаимосвязанных нерешенных задач, которые к тому же имеют свойство соединяться между собой, образовывать устойчивые неэффективные нормы с ужесточенным выходом. Если не учитывать этот очень существенный момент, то в реформах получится зацикливание с возвратом в исходную точку, к возвращению давно действующих правил.

Мнение того, что «государство может всё» препятствует развитию горизонтальных связей, поскольку так или иначе заставляет по любому вопросу искать арбитраж у тех или иных структур, которые считаются «государственными». Это неформальное правило, в свою очередь, делает государственные структуры действительно практически всесильными, самое главное, неделимыми и «компетентными» по любому вопросу. Русский язык отражает такую особенность отношения к государству: слово «государство» в том смысле, в каком они употребляются в России, не используются больше нигде. Английский язык в этом смысле более операционален, в нем присутствуют такие понятия как «government», «local government», «parlament, state», но нет того мифологического «государства», которое может все и которое можно только любить или ненавидеть, потому что как-либо по-иному к нему относиться нельзя.

Уход в частную сферу, неверие в то, что выборы проводятся честно и существует реальная возможность повлиять на их исход. По результатам проводимого в 2011 году опроса около 2/3 россиян считают участие в выборах обязанностью гражданина, хотя только 1/5 из того же числа опрошенных верит в то, что их голос влияет на итоги голосования. Результатом этого становится нежелание участвовать в политической жизни общества, а с другой стороны, растёт гражданское озлобление со стороны тех активных гражданских слоев, которые не имеют другого легитимного способа выразить свое недовольство происходящим, кроме как выйти на демонстрацию протеста или обсуждать свое мнение в блогосфере.

Важным препятствием к объединению и эффективным совместным действиям является дефицит доверия людей друг к другу и структурам гражданского общества. Возник своего рода прочный круг: недоверие порождает разобщённость – разобщённость питает недоверие. Недостаточная наглядность позитивной роли общественных структур, слабая информированность о них сильно мешают усилению этой роли. Осознание данных тенденций и противодействие им имеют принципиальное значение для политики поддержки гражданского общества и работа Общественной палаты Российской Федерации.

Правовое государство:

Для формирования правового государства Россия заимствовала западные идеи, как и саму идею правового государства. Некоторые учёные предполагали, что заимствованные идеи должны принести стране порядок, демократию, но этого не произойдёт, если эти идеи не адаптировать к российским условиям. В нашей стране особый менталитет, своя правовая культура, которая очень сильно подвержена влиянию традиций, культур государства.

Наиболее известнее проблемы, препятствующие формированию правового государства:

Неразвитость гражданского общества;

Искажение правосознания;

Неравенство граждан перед законом;

Правовой нигилизм;

Фальсификация итогов голосования.

В истории России обнаруживаются проблемы перспективного развития гражданской культуры и гражданских институтов. В Российском государстве на всех этапах своего существования стремились подавить любые проявления автономии личности и общества. Гражданское общество ещё находится на стадии развития, характерна нестабильность общественных отношений.

Искажение правосознания же представляет собой неверное понимание человеком государственно-правовой действительности в виде обобщенных понятий и образов, либо их отрицание. Деформация правосознания в любом обществе является сильнейшим фактором, отрицательно влияющим на процесс построения правового гражданского общества.

Одной из наиболее главных проблем развития правового государства является грубое нарушение в стране принципа верховенства права. Значительная часть норм, закрепленная федеральным законодательством, не реализуется, действует лишь формально. Принцип разделения властей в Конституции РФ показывает, что законодательная власть не способна в полной мере организовывать парламентский контроль за исполнительной властью по обеспечению реализации федеральных законов.

В числе явлений подрывающих работоспособность права и законов в нашей стране является правовой нигилизм. Правовой нигилизм (от лат. Nihil – ничего, ничто) – отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей. Можно сказать, что эта проблема приобрела всемирную огласку и известность, но особенно она развита в России на протяжении всей её истории, поэтому ей уделяется колоссальное внимание. Это доказывают слова, сказанные Салтыковым-Щедриным давно, но они не теряют смысл в наше время: «Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения».

Фальсификация итогов голосования – преступные действия должностных лиц, ответственных за организацию выборов, референдума или иного голосования и иных лиц, направленные на заведомо недостоверное установление итогов голосования на избирательном участке, а также результатов выборов, референдума, иного голосования в целом на какой-либо территории.

Пути решения проблем

1) Гражданское общество.

Социальная аномия – негативное отношение индивидов к нормам и ценностям существенной системы и проявляется она в:

Состоянии общества, при котором у его членов утрачена значимость социальных норм и ценностей, что приводит к увеличению отклоняющегося поведения;

Отсутствии у людей эталонов сравнения, социальной оценки своего поведения, что приводит к потере групповой солидарности.

Период социальной аномии является естественным процессом перехода к гражданскому обществу. Безусловно, в настоящее время нельзя говорить о полном преодолении тех последствий социальной аномии, которые возникли в начале 90-х годов XX столетия. Данные тенденции ещё проявляют себя.

Очевидна настоятельная необходимость адекватно информировать людей о реальности современного российского гражданского общества, вытесняя предубеждения и мифы. Нужно действительно помогать общественным объединениям и всем некоммерческим объединениям работать с прессой, обучать их активистов навыкам продвижения объективной информации о несенсационных, но зато общественно полезных инициативах и акциях, повысить роль гражданского образования. Вместе с тем важно овладеть навыками прямого обращения к потенциальным адресатам той или иной деятельности той или иной деятельности, которую организации проводят на местах, более точно учитывать их конкретные запросы.

Для цельного гражданского общества требуется высокий уровень правосознания и правовой культуры. Государство должно предоставить достойные условия жизни населению, социальные льготы. Это утвердит частное право, и последуют налоги государству для тех же социальных льгот, а это поспособствует устойчивости в экономическом секторе страны.

В законах и положениях должны быть чётко указаны полномочия публичных, общественных и корпоративных институтов, а также виды и основания за нарушения обязательств.

2) Правовое государство.

Для того чтобы создать в России демократическое правовое государство, достаточно обеспечить выполнение в полном объёме действующей Конституции. В связи с созданием института президентской власти необходимы повышение авторитета и роли представительных органов, совершенствование законодательства и создание единой системы контроля и надзора за его проведением в жизнь. В решении последней задачи особую миссию выполняет реформированная судебная система. Правовому государству органично свойствен контроль за соответствием нормативных актов закону (Конституции), и в качестве высшей контрольной инстанции нет эффективнее института, чем деполитизированный Конституционный суд.

Интересы демократии диктуют необходимость плюрализации общественных сил (партий, движений, объединений и формирований граждан) в ходе взаимного их влияния на государство. Каждая из властей в государстве может служить противовесом другой, если такого рода сдержки предусмотреть при законодательном закреплении компетенции соответствующих органов. 

Правовое государство возможно только в том случае, если законы соблюдает сама власть. Современное российское общество далеко от гражданского, пока оно остаётся объектом манипуляций со стороны власти. В целом речь идёт о едином и достаточно последовательном процессе приспособления политической сферы к такому типу развития, при котором государство играет центральную роль в структурировании экономических, политических и социальных отношений.

Практическая часть

В опросе приняли участие 22 человека от 12 до 74 лет.

Вопросы и варианты ответов:

1. Создано ли правовое государство в Российской Федерации?

а) Да б) Нет в) Не знаю г) Нет, но мы к этому стремимся

2. Как вы думаете, действуют ли законы в Российской Федерации?

а) Да б) Нет в) Не все г) Не на всех людей

3. Что больше всего препятствует формированию правового государства в Российской Федерации?

а) Фальсификация итогов голосования

б) Неравенство граждан перед законом

в) Неразвитость гражданского общества

г) Искажение правосознания

4. Что препятствует формированию гражданского общества?

а) Неразвитость гражданских структур

б) Недоверие общества

в) Ограничение СМИ

г) Политическая апатия

Результаты опроса:

На первый вопрос 36% выбрали вариант «а» - в России есть правовое государство. 36% выбрали вариант «г» - Россия стремится к правовому государству. 9% выбрали вариант ответа «б» - в России не создано правовое государство. 18% опрашиваемых выбрали вариант «в» - «не знаю»

На второй вопрос 50% опрашиваемых выбрали вариант «г» - в Российской Федерации действуют законы. 36% выбрали вариант «а» - законы действуют, но не на всех людей. 9% ответили, что в России действуют не все законы. 5% опрашиваемых не согласны, что в России действуют законы.

На третий вопрос большинство (36%) выбрали вариант «б» - неравенство граждан перед законом. 27% уверены в фальсификации итогов голосования, а другие 27% в неразвитости гражданского общества. 9% опрашиваемых опирались на искажение правосознания.

На четвёртый вопрос 45% ответили, что недоверие со стороны граждан мешает формированию гражданского общества. 23% уверенны в неразвитости гражданских структур. 18% считают, что главной проблемой является ограничение СМИ. 14% проголосовали за вариант «г» - политическая апатия.

Заключение

В ходе работы была поставлена цель и ряд задач.

Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях законом, подчинённое народу, обеспечивающее основополагающие права и свободы личности.

Гражданское общество – это совокупность неполитических отношений, то есть отношений вне рамок властно-государственных структур.

В ходе работы был проведён опрос на тему проекта. По результатам опроса можно сделать вывод, что в России формируется правовое государство. Больше всего правовому государству мешает неравенство граждан перед законом и действие закона не на всех людей. В формировании гражданского общество отрицательную роль играет недоверие со стороны общества.

В Российской Федерации только формируется правовое государство и гражданское общество. Правовое государство зафиксировано в Конституции, но Россия только идёт к нему. Несмотря на это путь к правовому государству и гражданскому обществу идёт очень медленно из-за ряда причин, указанных в работе.

Список литературы

Конституция Российской Федерации со всеми поправками. – Москва: Издательство АСТ, 2021. – 96 с.

Учебник обществознания 9 класс Л. Н. Боголюбов и др. Просвещение 2019г. – 27-45с.

Алексеева Т.А. Современная политическая мысль (XX-XXI вв.). – 16-38 с. Политическая теория и международные отношения: Учеб. пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2015. – 623 с. ISBN: 978-5-7567-0765-6

Рубанова Т.А., Фомина Н.А. Проблемы построения правового государства в России // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Международной научной конференции (г. Казань, май 2016) – 23-26 с.

Чистякова О. И. История отечественного государства и права часть 2 // 6-е изд. Москва. ЮРАЙТ Высшее образование, 2019. – 254 с.

Чашин А. Н. Теория государства и права: учебник / 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2019. – 43с.

https://studme.org/33200/pravo/problemy_puti_formirovaniya_pravovogo_gosudarstva_rossii

https://skysmart.ru/articles/obshestvoznanie/pravovoe-gosudarstvo

https://foxford.ru/wiki/obschestvoznanie/pravovoe-gosudarstvo

https://monographies.ru/en/book/section?id=5179

https://apni.ru/article/808-osnovnie-problemi-razvitiya-pravovogo-gos

Просмотров работы: 2823