Введение
Малое предпринимательство - это базовая составляющая рыночного хозяйства, которая является наиболее совершенной формой производственно-экономических отношений, при которых предприниматель, работая в условиях полной хозяйственной самостоятельности и имущественной ответственности, становится подлинным хозяином [9].
Малые и средние предприятия — коммерческие организации, показатели деятельности которых не превышают определенных пороговых значений.
Малое и среднее предпринимательство является одним из важных элементов стабильной рыночной экономики. МСП – это социально-экономический институт, без которого невозможно развитие здоровой конкурентной среды, необходимой для преодоления отраслевого и регионального монополизма и безработицы. Кроме того, МСП создает значительное количество новых рабочих мест, осуществляет значимый вклад в формирование среднего класса, необходимого для устойчивого развития общества, а также играет огромную роль в обеспечении социально-политической стабильности в обществе.
Гипотеза исследования: возрождение России невозможно осуществить без развития малого бизнеса, так как именно он является тем локомотивом, который, буквально, тащит за собой экономическое и социальное развитие.
Цель исследования:
Изучить развитие малого предпринимательства в России, выявить проблемы, с которыми оно сталкивается, и найти возможные пути их решения.
Объект исследования – малое предпринимательство
Предмет исследования – нормативные источники и финансово-кредитные механизмы финансирования малых предприятий.
Задачи:
рассмотреть особенности и функции развития малого предпринимательства в России;
выявить статистику и сделать анализ малого предпринимательства;
определить место и роль малого предпринимательства в российской экономике;
рассмотреть отраслевую структуру малого предпринимательства;
рассмотреть проблемы, с которыми сталкивается МСП;
изучить цели и меры государственной поддержки малого предпринимательства на современном этапе;
рассмотреть особенности малого бизнеса в Кемеровской области.
В работе использованы статистические методы абсолютных, относительных и средних величин; динамические ряды; метод массовых наблюдений; метод обобщающих показателей; графический метод и другие.
Практическая значимость работы:
Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что работу можно использовать в школьном курсе «Обществознание» по теме «Рыночная экономика» как дополнительный материал. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в работе учителей обществознания.
Современная история развития Российского малого предпринимательства (бизнеса)
Начиная с 1990-х годов, малое российское предпринимательство прошло четыре основных этапа в своем развитии.
Первый этап развития иллюстрирует, что отсутствие законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, негативно влияло на общий ход развития малой деятельности в целом. Отсутствие законодательных мер заставило многих кооператоров самостоятельно защищать и отстаивать свои интересы, выступать перед чиновниками страны как с экранов телевизоров и через различные средства массовой информации, так и публично перед всем народ на площадях. Таким образом, активная агитация приводила людей к так называемому сплочению, интеграции и объединению ряда предпринимателей по интересам. В результате сформировались отраслевые предприятия, в том числе и малого бизнеса в области сельского хозяйства, наукоемких отраслей и торговой деятельности. Так, в 1990 году был создан Российский союз совместного предпринимательства, а уже через год создали Аграрный союз.
Второй этап имел экстенсивный тип экономического развития. Так, развитие малого предпринимательства началось приблизительно в 1991-1992 годах в сопровождении либерализации цен. Новому витку развития предпринимательства посодействовала массовая приватизация государственного имущества, в том числе и малых предприятий (различных государственных учреждений) и отмена монополии внешней торговли. После 1993 года происходит определенный подъем развития малого бизнеса, частного сектора экономики. Впервые начинает создаваться правовая основа предпринимательской деятельности. После 1993 года также стали приниматься законы, регулирующие деятельность малых предприятий Гражданский кодекс, «О некоммерческих организациях»[2], было принято постановление Совета министров Правительства Российской Федерации «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации» и другие. В 1991-1994 годах число малых предприятий выросло с 267 до 897 тысяч, что увеличило численность занятости на 3,4 миллионов человек (с 5,4 до 8,8 миллионов человек) [9].
Тем не менее, заложенные основы рыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность к инвестиционной деятельности дают возможность предположить, что очередной - шестой этап (с 1995 г.) развития предпринимательства сможет изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов. Тогда предпринимательство сможет проявляться во всем многообразии и обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной экономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоит приложить усилия для всемирного развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве среды хозяйствования.
После 1995 года происходит определенный подъем развития малого бизнеса, частного сектора экономики. Впервые начинает создаваться правовая основа предпринимательской деятельности. Принимаются законы: Гражданский кодекс, «О некоммерческих организациях» [3] и др.
Третий этап развития малого предпринимательства начался приблизительно в 1996-1997 годах и продлился вплоть до 2003 года. С 1998 года начало появляться новое законодательство, стали ужесточаться требования касающиеся создания, существования и развития предприятий малого бизнеса. Отныне при регистрации необходимо проходить много различных обязательных процедур и фондов (Пенсионный фонд, Социальное страхование, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и другое), именно поэтому в этот период наблюдается сокращение числа малых предприятий. Это было связано с резким снижением доходности самостоятельной предпринимательской деятельности. Налоги стали отнимать до 80 % легального дохода предпринимателей. В итоге в 1990-е годы число малых фирм резко сократилось до 840 тысяч. Из-за финансового кризиса почти половина фирм ушли с легального рынка в «теневой». В 2002-2003 годах наблюдается рост числа малых предприятий, и соответственно увеличение их доли в валовом внутреннем продукте на 1,8 % (с 9,6 до 10,4 %).
Это позволило увеличить, прежде всего, занятость населения страны с 7,23 до 7,78 миллионов человек, то есть создать 550 тысяч рабочих мест.[10, c.3]
С 2003 года российский малый бизнес начал качественно новый виток развития – начался четвёртый этап, который продолжается по нынешний год
Особенности и функции малого предпринимательства
Согласно принятому в 2007 году Государственной Думой РФ закону «О развитии малого и среднего предпринимательства» [3] микропредприятиями признаются компании, с количеством сотрудников не более 15 челок. Малые предприятия - организации с количеством сотрудников от 16 до 100 человек. Компании с количеством работающих граждан от 101 до 250 уже считаются представителями среднего бизнеса.
Так же существует в Российской Федерации ограничение по выручке. С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
· микропредприятия - 60 млн рублей;
· малые предприятия - 400 млн рублей;
· средние предприятия - 1000 млн. рублей
В настоящий момент государство пытается ввести дополнительный критерий границ определения малого бизнеса, это определение предприятий по объему выручки и от реализованных товаров и услуг и балансовой стоимости. Так как существуют малые предприятия с оборотом средств несколько миллионов рублей в день, но штат может состоять из 2-3 человек. Это биржевые трейдерские компании по торговле ценными бумагами, акциями и другое [15].
Проблемы малого бизнеса в России
1. Низкий процент венчурной специализации.
Венчурный бизнес направлен на реализацию научно-технических проектов. Крупные предприятия финансируют малые инновационные предприятия, что позволяет им меньше рисковать. В случае удачи крупные предприятия присваивают себе результаты.
В экономически развитых странах малый бизнес играет важную роль в формировании инновационной экономики (около 25%), в России же основным видом деятельности малого бизнеса является торговля и коммерция, а не инновационное производство (всего около 6%). На сегодняшний день это важнейшая задача государства в области поддержки малого бизнеса - развитие предприятий, ориентированных на наукоемкие и высокотехнологичные отрасли.
2. Низкая легитимность малого бизнеса.
Еще одной проблемой развития малого бизнеса в России является низкая легитимность бизнеса, поскольку большой процент предприятий функционирует в сфере теневой экономики. Используя «серые схемы» работы, занижая прибыль, компании уменьшают свои налоговые выплаты, а, следовательно, и доходы в бюджет страны. Корни этой проблемы зародились на начале 90-х годов, когда предпринимателям установили большие налоги. Часть предприятий перестала существовать из-за низкой рентабельности бизнеса, другая часть стала наращивать теневой оборот. И хотя с тех пор, налоговое время существенно снизилось, многие предприятия малого бизнеса не могут выйти из тени, поскольку бояться конкурентов. В настоящее время это целая проблема на уровне государства.
3.Постоянная нехватка финансирования.
Малый бизнес в России характеризуется острой нехваткой финансирования из-за малой величины индивидуального капитала. Весь с трудом собранный стартовый капитал уходит в оборот, а производственный цикл предприятий не всегда совпадает временем обращения капитала. Таким образом, у малого бизнеса и появляется потребность - взять кредит для бизнеса. Но неудобство в том, что по сравнению со средним или крупным бизнесом, процентные ставки на услуги кредитовании малого бизнеса выше. В результате некоторые предприятия становятся банкротом.
4.Неустойчивость малого бизнеса.
Из предыдущей проблемы вытекает следующая: нестабильность малого бизнеса в результате нехватки финансирования, жесткой конкурентной борьбы и части внешних факторов (инфляции, энергетического кризиса и т.д.). Почти каждый четвертый представитель малого бизнеса в России становится в итоге банкротом, или, по крайней мере, сворачивает свою деятельность.
Значение малого бизнеса лучше всего проявляется в характерных функциях. Выделяют такие функции, как: ресурсную, организационную, творческую и социальную [19, c.20].
Ресурсная функция обеспечивает формирование и продуктивное использование капитала, трудовых, материальных и информационных ресурсов. Малый бизнес способствует экономии и рациональному использованию ресурсов. Объясняется наличием хозяйственного риска, который требует анализа рентабельности проектов и расчета экономических показателей.
Россия является одной из богатейших по наличию природных ресурсов стран мира. РФ обладает огромным и разнообразным по видовому составу (более 200 видов) природно-ресурсным потенциалом.
По объему и многообразию природных ресурсов России практически нет равных в мире. По расчетам ученых, запасами угля, железной руды, калийных солей и фосфатного сырья РФ обеспечена на 2–3 столетия. Значительны лесные, водные ресурсы, запасы газа, нефти. Население России составляет 2,4% от населения нашей планеты, а территория РФ составляет 10% от земной.
При этом в РФ сосредоточено ~ 45% мировых запасов природного газа, 13% нефти, 23% угля, на душу населения приходится 0,87 га пахотной земли, лесом в России покрыта территория, составляющая 22% от мировой «лесной» поверхности.
По запасам отдельных видов природных ресурсов России принадлежит первое или одно из первых мест в мире (1‑е – по запасам газа, древесины, железной руды, калийных солей, гидроресурсов; по запасам нефти – 3‑е место в мире). Россия также богата бокситами, никелем, оловом, золотом, алмазами, платиной, свинцом, цинком [19, c.22].
Многие из этих ресурсов находятся в Сибири, где большие расстояния, слабая населённость, суровый климат и многолетняя мерзлота создают значительные трудности для экономически эффективной добычи и транспортировки сырья к местам переработки и потребления.
Организационная функция заключается в формировании конкурентной среды, помогает утверждению конкурентных отношений, стимулирует хозяйственную активность, насыщает рынок качественными товарами и услугами.
Сфера доставки – довольно популярная услуга, которая пользуется большим спросом. Дело в том, что не всегда рядом с работой можно найти место для обеда. Не у всех сотрудников есть возможность пообедать. И тогда на помощь приходит доставка бизнес-ланчей.
Плюсы данного бизнеса:
Минимальные вложения, можно доставлять еду с ресторанов и кафе. Для этого необходимо только оформить бизнес и нанять курьера;
Большой спрос – пообедать хотят все;
Минимальные вложения в рекламу;
Для запуска бизнеса нет необходимости арендовать помещение. Для начала составьте список подходящих кафе, которые готовы к сотрудничеству. Далее – дело только за рекламой. Для начала можно договориться с различными офисами, и разнести рекламные листовки сразу к работникам.
Средняя окупаемость такого бизнеса – 1 месяц. Сумма вложений составляет около 20000 рублей. В него входят оплата курьера, оформление бизнеса и реклама. Заработать на таком проекте можно от 65000 ежемесячно.
Творческая функция объясняется внедрением в деятельность малых предприятий достижений научно-технического прогресса, отраслей электроники, кибернетики, информатики и привлечения инициативных специалистов.
На заводе Philips в поселке Шушары под Санкт-Петербургом производится один из самых доступных 4K-телевизоров. Модель Philips 40PUT6400/60 оснащена Wi-Fi для выхода в интернет и работает на платформе Android 5.1, так что это настоящий Smart TV, на который можно устанавливать приложения из Google Play. Телевизор умеет улучшать любое изображение до качества, близкого к 4K, оптимизировать контрастность изображения в зависимости от освещения и дублировать экран мобильного устройства посредством технологии Google Cast. Кстати, этот завод в Шушарах – второй по величине в Европе [17].
Социальная функция - решение проблем занятости, создание новых рабочих мест, поглощая избыточную рабочую силу во время циклических спадов экономики. Деятельность малых предприятий является основой формирования среднего класса.
ООО «Фитнес городских улиц» и магазин WORKOUT. Бесплатная онлайн программа тренировок на улице под названием «100-дневный воркаут». Коммерческая составляющая состоит из магазина, в котором продаются товары отечественного производства.
Основные характеристики малого бизнеса в России
1.Гибкость малого бизнеса
Малые предприятия в силу своей мобильности быстрее реагируют на всевозможные изменения на рынке, что дает им некоторые преимущества перед крупным бизнесом. Малый бизнес быстрее адаптируется, перестраивается, что наглядно и доказала история развития малого бизнеса. В период реформ именно малый бизнес поддержал российскую экономику на трудном этапе экономического развала и политической нестабильности.
2.Экономичность малого бизнеса.
Начать малый бизнес сравнительно проще, чем основать крупную фирму. Помещения, офис, автотранспорт можно арендовать, не нужно капитальное строительство, большие территории, помещения. Оборачиваемость средств малого бизнес выше, средний уровень заработной платы работникам малого бизнеса ниже. Т.е. меньше расходов на организацию бизнеса.
3.Узкая специализация малого бизнеса.
Именно узкая специализация малого бизнеса способствует в полной мере наилучшему удовлетворению потребительского спроса. Малый бизнес имеет наиболее детальное представление о конъюнктуре рынка и обеспечивает более индивидуальный подход к клиенту по сравнению с более крупным бизнесом, который направлен на удовлетворение спроса широких слоев населения.
4.Развитие регионального рынка.
Малый бизнес играет важную роль в развитии именно регионального рынка, формируя местную инфраструктуру. Таким образом, снижаются, и транспортные расходы на межрегиональные перевозки и увеличивается доля валового продукта региона. Не секрет, что наблюдается большой отток рабочей силы из регионов в центр страны. В результате нарушается дисбаланс и происходит дифференциация производства. Создание больших производственных центров сопровождается с разрушением региональных центров потребления. Развитие малого бизнеса формирует именно экономику региона, уменьшая отток рабочей силы [12].
Отраслевая структура малого бизнеса в России
Отраслевая структура малого бизнеса характеризуется преобладанием сферы торговли и услуг, в то время как промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь в большинстве случаев являются уделом крупного бизнеса. Сравнительно небольшая доля МП в сфере услуг объясняется тем, что она включает в себя коммунальные услуги, которые, как правило, предоставляются крупными предприятиями. В тоже время доля малых предприятий в сфере оказания услуг населению (рестораны, стоматологические клиники, прачечные, парикмахерские и пр.) значительно выше и достигает 70 - 80%.
Самые прибыльные отрасли малого предпринимательства:
Красота и здоровье. Не менее выгодной сферой предпринимательства во все времена были услуги в области красоты. Каждый человек желает быть не просто здоровым, но и красивым. Сегодня бизнес по предоставлению услуг красоты является востребованным и высокооплачиваемым. Люди всех финансовых возможностей и возраста всегда будут тратить деньги на поддержание своего здоровья и красоты. Именно поэтому массажные кабинеты и парикмахерские столь популярны.
Строительная сфера. Как уже указывалось выше, одним из наиболее выгодных видов бизнеса в России является строительство и монтажные работы. Объясняется это в первую очередь ростом рынка недвижимости и охватом широкого спектра деятельности. Одним из преимуществ данного вида предпринимательской деятельности является минимальный денежный порог. Например, если средств для открытия строительной компании недостаточно, то можно сформировать бригаду профессионалов, и постепенно расширять список предоставляемых ею услуг. При наличии значительных денежных средств, можно смело строить объекты недвижимости.
Диаграмма №1 [19]
Торговля пищевыми продуктами. Не менее востребованным и прибыльным является удовлетворение первостепенных потребностей человека – питание. Лучше всего начинать торговлю в спальном районе, в котором еще нет никаких торговых точек, способных оказать сколь-нибудь значительное конкурентное воздействие. В случае отсутствия больших инвестиционных возможностей можно открыть небольшой ларек, постепенно расширяя ассортимент и как следствие объем продаж. Собрав достаточное количество денег, можно смело открывать продовольственный магазин или небольшой ресторан. Самое главное в данной бизнес-сфере – правильный подбор поставщиков [8].
Малый бизнес в Кемеровской области
В настоящее время в сфере малого бизнеса в Кемеровской области занято более 120 тысяч человек. Ещё 60 тыс. человек зарегистрированы в Кузбассе как предприниматели без образования юридического лица. Доля занятых предпринимательской деятельностью в общем объёме занятости по Кемеровской области составляет 15,6 %. Для сравнения – по России эта доля составляет 21,2 %, по Сибирскому федеральному округу – 18, 5%.
При этом 70 % малых предприятий области сосредоточены в Кемерово, Новокузнецке и Междуреченске, и это показывает, что малый бизнес Кузбасса носит преимущественно обслуживающий характер, зависит от платежеспособности населения считанного числа экономических центров региона. На долю этих трёх городов приходится также 90 % выручки от реализации товаров и услуг, 66 % занятых в малом бизнесе и 80 % оборота розничной торговли. И если в Кемерово малый бизнес обеспечивает около 25 % бюджетных поступлений, то для Ленинск – Кузнецкого этот показатель составляет 15 %, для Прокопьевска 13 %, а для Белово всего 12 % [12].
За последние четыре года малые предприятия региона более чем вдвое увеличили выпуск товаров и услуг, в этом году рост составил 10 %. На малый бизнес приходится:
- более половины строительных работ
- 38% продукции лесной и деревообрабатывающей промышленности
- 24% легкой промышленности
- 27% полиграфии
- 13% пищевой промышленности
- 15% машиностроения
- 23% строительных материалов
По отраслям:
· 5,7 % малых предприятий находятся в топливной промышленности,
· 5,6 % в химической и нефтехимической,
· 31,4 % в машиностроении и металлообработке,
· 9,6 % в лёгкой,
· 13,5 % в пищевой,
· 13,4 % в лесной и деревообрабатывающей,
· 7,6 % в промышленности строительных материалов.
Продукция, выпускаемая малыми предприятиями в Кузбассе достаточно разнообразна. Предприятия машиностроения выпускают приборы, средства автоматизации, технологическое оборудование разных видов и запчасти к нему металлоконструкции. Только малыми предприятиями производятся силовые кабели, станки металлорежущие и деревообрабатывающие, оборудование для предприятий торговли и общественного питания.
Разнообразен ассортимент малых предприятий и в продовольственных товарах: это мясомолочная, хлебобулочная и кондитерская продукция, мука, макаронные изделия, безалкогольные напитки, минеральные воды и многое другое.
Кроме того, малые предприятия добывали уголь и золото, производили синтетические красители, полимерную плёнку, изделия из пластмасс, кирпич, строительные нерудные материалы, мебель, металлические окна и двери [12].
Статистика малого предпринимательства в РФ в 2019-2021 гг.
Основные выводы исследования состояния малого и среднего бизнеса в России:
В апреле 2021 года заметен прирост по количеству компаний в России. Число малого и среднего бизнеса выросло на 1,4% по сравнению с прошлым годом.
Больше всего по сравнению с допандемийным 2019 годом выросли средние обороты в сфере пассажироперевозок, а также финансов и страхования.
Предприниматели выделяют три основных риска для развития бизнеса в 2021: рост налоговой нагрузки, чрезмерное внимание к операциям бизнеса и ограничения из-за коронавируса.
В 2021 году вести свое дело в России стало безопаснее. За год число тех, кто не видит серьезных рисков для бизнеса, выросло почти втрое.
Споры бизнеса с государственными структурами редко доходят до суда — 92% малого бизнеса и 82% среднего решали споры мирным путем.
В 2021 году проблем с налоговым законодательством стало меньше. Число недовольных предпринимателей снизилось с 55 до 38%.
65% бизнеса никогда не сталкивались с ограничениями по счетам со стороны банков.
По данным Росстата, в 2020 году количество компаний малого и среднего бизнеса упало на 3,75%. На середину апреля 2021 года заметен прирост: компаний в России стало на 1,4% больше, чем в 2020 году, но на 2,4% меньше, чем в 2019 году.
Диаграмма №2 [18]
Наименьший разрыв показателей 2021 и 2019 годов в Центральном и Дальневосточном федеральных округах. Там количество компаний в 2021 сократилось на 0,6% по сравнению с 2020 годом и на 1,6% по сравнению с 2019 годом. Сильнее разрыв в Южном и Уральском округах — там количество компаний сократилось на 3,9 и 3,6% соответственно.
Диаграмма №3 [19]
Около 56% предпринимателей сообщили, что за год пандемии обороты их бизнеса просели. У 20% респондентов они, наоборот, выросли, и еще столько же не увидели изменений. Чтобы справиться с проблемами, 46% бизнеса перешли в онлайн, а 8% начали продавать товары на маркетплейсах. Еще 22% компаний признались, что сократили штат. Тех, кто его увеличил, оказалось 11%. Пришлось закрыть некоторые точки продаж 16% респондентов, тогда как открыли дополнительные точки только 9%. Еще 19% опрошенных полностью сменили сферу деятельности [8].
Планируемые изменения в сфере малого и среднего предпринимательства в 2022 году
Критерии МСП в 2022 году актуальны только для таких юридических лиц, как бизнес-ассоциации, включая АО и ООО; экономическое партнерство; потребительские кооперативы; производственно-ориентированные кооперативы; фермы. Принадлежность предприятия к сфере МСП определят по следующим очень важным критериям: количество граждан, работающих на предприятии; доход, полеченный от данного МСП; наличие филиалов; доля других предприятий и государства не более 25 процентов [5].
Важные изменения сфере малого и среднего предпринимательства:
– с 2022 года компании будут оформлять усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП) только в инспекции Федеральной Налоговой Службы (ИФНС);
– с июля 2022 года будут назначать штрафы для участников оборота прослеживаемых товаров при нахождении нарушений в счетах-фактурах, а также в отчетных формах;
– в 2022 году произойдёт ежегодное увеличится МРОТ.;
– больничные листы для сотрудников с 2022 будут только электронные, что уменьшит количество ненастоящих больничных листов;
– с 2022 года работодатели, которые имеют более 25 сотрудников в своей компании должны будут сдавать в центр занятости информацию о потребностях в сотрудниках, о наличии или отсутствии вакантных должностей и свободных рабочих мест, а также о наличии рабочих мест для людей с инвалидностью;
– для оплаты дополнительных выходных, представляющиеся для ухода за ребенком-инвалидом, продолжит действовать зачетная система;
– из-за коронавируса и последовавшими за ним коронавирусными ограничениями до конца 2022 года будет действовать мораторий на проверки субъектов МСП;
– также из-за коронавируса до конца 2023 года будут действовать налоговые каникулы для ИП;
– с марта 2022 года будут использоваться новые формы по контрольно-кассовой техники (ККТ). Однако важно учитывать тот немаловажный факт, что проверять работу по онлайн-кассам будут не планово, а внезапно без предупреждения [15].
Государственная поддержка малого предпринимательства.
Поддержка малого и среднего предпринимательства – это деятельность органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, которая осуществляется в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными и муниципальными программами (подпрограммами) (п. 5 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ) [2]. Совокупность органов власти и организаций, приведенных в данном определении, именуются также инфраструктурой поддержки малого и среднего предпринимательства [1].
Цели государственной поддержки малого бизнеса:
Основными целями государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в РФ являются (от 24.07.2007 № 209-ФЗ) [2] развитие субъектов малого и среднего предпринимательства (СМП) в целях формирования конкурентной среды в экономике РФ:
обеспечение благоприятных условий для развития СМП;
обеспечение конкурентоспособности СМП;
оказание содействия СМП в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок РФ и рынки иностранных государств;
увеличение количества СМП;
обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
увеличение доли производимых СМП товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
увеличение доли уплаченных СМП налогов в налоговых доходах бюджетов всех уровней.
Меры государственной поддержки малого предпринимательства:
специальные налоговые режимы;
упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
упрощенный порядок составления статистической отчетности;
меры по обеспечению прав и законных интересов СМП при осуществлении государственного контроля (надзора);
меры по обеспечению финансовой поддержки СМП.
К примеру, на территории Кемеровской области в соответствии с пунктом 3 части 1, частями 1.1 и 1.2 статьи 1 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" [6] ввести на территории Кемеровской области - Кузбасса с 1 июля 2020 года специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход". А также Микрокредитная компания Государственный фонд поддержки предпринимательства Кузбасса (далее – Государственный фонд) для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты МСП) предлагает следующие продукты финансовой поддержки: Микрозайм «антикризисный» – предоставляется на заявительной основе субъектам МСП, зарегистрированным и осуществляющим хозяйственную деятельность на территории Кузбасса в сфере общественного питания в соответствии с видом экономической деятельности по классу ОКВЭД 56 - деятельность предоставления продуктов питания и напитков (с учетом подклассов, групп и видов). Микрозайм предоставляется в сумме до 500 тыс. рублей сроком до 24 месяцев под 1 % годовых без залога (наличие поручителя (ей) обязательно) на приобретение основных фондов и пополнение оборотных средств. Также возможна отсрочка по оплате основного долга на срок до 6 месяцев [16].
Заключение
Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом. Развитие малого бизнеса имеет не только экономическое, но и социальное значение. Именно поэтому в последнее время вопрос поддержки малого бизнеса вышел на первый план в государственной политике правительства.
Исследуя развитие малого предпринимательства, я рассмотрела понятие предпринимательской деятельности, функции малого предпринимательства; его характеристики; изучила показатели статистики малого предпринимательства за последние три года; рассмотрела меры государственной поддержки малого предпринимательства; выявила проблемы малого предпринимательства.
Делая основные выводы можно отметить, что в современных условиях малый бизнес России наиболее приспособлен к новым условиям хозяйствования, а рыночная среда в большей степени, чем ранее, адекватна малому бизнесу. Фактор рыночной среды создает возможности активизации и повышения весомости малого бизнеса в мирохозяйственных связях, что положительно скажется на развитие экономики нашей страны. Реализация этих возможностей предопределяется другими обстоятельствами и в первую очередь развитием взаимодействия малого бизнеса с большим. Они обеспечивают малые предприятия необходимыми материалами, техникой, квалифицированной рабочей силой, технологиями, финансовыми ресурсами, торговой маркой, рынком сбыта, способствуют снижению рисков деятельности и завоеванию прочных конкурентных позиций на рынке (как внутреннем, так и внешнем). Таким образом, значение малого бизнеса, в России, для перспектив его развития определяется эффективностью форм сотрудничества с предприятиями большого бизнеса в рамках национальной экономики и за их пределами.
Малые предприятия России функционируют в качестве наиболее мобильного и маневренного «революционного» начала и являются структурообразующим фактором национальной экономики. Кроме того, малый бизнес позволяет повысить средний уровень социальной ответственности, экономической инициативы и осведомлённости российских граждан. Также конкуренция, являющаяся основным условием работы малых предприятий в системе с рыночной экономикой, позволяет сдерживать рост цен на товары и услуги, и побуждает предпринимателей постоянно повышать качество продукции и внедрять новые технологии.
Малый бизнес частично решает в государстве проблемы с безработицей. Так как развитие малого бизнеса имеет не только экономическое, но и социальное значение, руководители малых фирм помогают городам, в которых работают, добровольно облагораживают территории, примыкающие к офисам, а также реконструируют и ремонтируют фасады и помещения. Для власти меры, направленные на развитие малого бизнеса, позволяют решить проблему безработицы и благополучия граждан.
Стоит отметить, что роль малого предприятия в рыночной экономической системе трудно переоценить, так как, по сути, именно предпринимательство является конструктивной единицей и гарантией существования развитой рыночной экономики.
Список используемой литературы
Источники
Российская Федерация. Законы. "О некоммерческих организациях" (последняя редакция): Федеральный закон № 7-ФЗ: [принят Государственной думой 12 января 1996 года] – Текст: электронный // КонсультантПлюс : справочная правовая система / компания «КонсультантПлюс». — Москва, 1997 - . – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/ (дата обращения: 09.04.2022)
Российская Федерация. Законы. "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации": от 24.07.2007 N 209-ФЗ: в ред. от 14.07.2022г. – Текст: электронный // КонсультантПлюс: справочная правовая система / компания «КонсультантПлюс». — Москва, 1997 - . – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения: 09.09.2022)
Российская Федерация. Кодексы Гражданский кодекс РФ: от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ: в ред. от 18.12.2006 г. – Текст : электронный // КонсультантПлюс : справочная правовая система / компания «КонсультантПлюс». — Москва, 1997 - . – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 01.04.2022)
Российская Федерация. Правительство. О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: Постановление Правительства Российской Федерации: № 556 : [принят Правительством Российской Федерации 22 июля 2008 года] – Текст : электронный // КонсультантПлюс : справочная правовая система / компания «КонсультантПлюс». — Москва, 1997 - . – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_78660/ (дата обращения: 13.05.2022)
Российская Федерация. Правительство. Об особенностях проведения в 2022 году плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации: № 1520: [принят Правительством Российской Федерации 8 сентября 2021 года] – Текст: электронный // Гарант.ру : информационно-правовой портал / компания «Гарант.ру». — Москва, 2010 - . – URL: https://base.garant.ru/402777354/ (дата доступа:15.11.2022)
Российская Федерация. Правительство. О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход: Постановление Правительства Российской Федерации: № 422 пункт 3 часть 1: [принят Правительством Российской Федерации 27 ноября 2018 года] – Текст: электронный // КонсультантПлюс : справочная правовая система / компания «КонсультантПлюс». — Москва, 1997 - . – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_311977/ (дата обращения: 13.05.2022)
Список литературы и сайтов интернета
Государственная поддержка малого предпринимательства – Текст : электронный //– URL: https://glavkniga.ru/situations/k505724 (дата обращения: 10.05.2022)
Кошкина А. Вести бизнес в России за год пандемии стало безопаснее/ А. Ведомости. – 2021. - 28 апр. – Текст : электронный //– URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2021/04/27/867912-biznes-pandemii (дата обращения: 10.05.2022)
История развития Российского малого предпринимательства – Текст : электронный // – URL: https://studwood.net/1942932/ekonomika/istoriya_razvitiya_rossiyskogo_malogo_predprinimatelstva (дата обращения: 02.09.2022)
Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство: Учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2002 – 272 с.
Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» – Текст : электронный // – URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/nacionalnyy_proekt_maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_i_podderzhka_individualnoy_predprinimatelskoy_iniciativy/ (дата обращения: 08.05.2022)
О малом предпринимательстве в Кемеровской области и роли Кузбасской ТПП в развитии малого бизнеса (Из материалов VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления», состоявшейся 26 апреля 2015 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации) – Текст : электронный //– URL: https://nisse.ru/articles/details.php?ELEMENT_ID=128061 (дата обращения: 10.05.2022)
Отрасли бизнеса – Текст : электронный // – URL: https://homeinvesting.ru/glossary/otrasli-biznesa/ (дата обращения: 27.05.2022)
Пожаров, А. Ю. Планируемые изменения в сфере малого и среднего предпринимательства в 2022 году / А. Ю. Пожаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 11 (406). — С. 177-178. — URL: https://moluch.ru/archive/406/89452/ (дата обращения: 16.11.2022).
Понятие «малое предпринимательство», его структуры и функции – Текст : электронный // – URL: https://studwood.net/1484803/ekonomika/ponyatie_malyy_biznes_osobennosti_zadachi_funktsii (дата обращения: 22.06.2022)
Продукты финансовой поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства. Администрация г. Кемерово – Текст : электронный // – URL: https://kemerovo.ru/sfery-deyatelnosti/predprinimatelstvo/informatsionnye-soobshcheniya/produkty-finansovoy-podderzhki-dlya-subektov-malogo-i-srednego-predprinimatelstva--55783/ (дата обращения: 22.06.2022)
Сделано в России: как собирают телевизоры Philips и AOC – Текст : электронный // – URL: https://varlamov.ru/3319119.html (дата обращения: 22.06.2022)
Статистика малого предпринимательства в РФ – Текст : электронный // – URL: https://delovoymir.biz/issledovanie-pokazalo-sostoyanie-malogo-i-srednego-biznesa-v-rossii-posle-goda-pandemii.html (дата обращения: 10.09.2022)
Шевелев С. Ю., Шевелева Е. А., Кропотова Л. А. Развитие предпринимательства в России: организационные, правовые и экономические аспекты: монография. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2014 — 138 с.; ил.