Электронное государство: за и против

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Электронное государство: за и против

Шопинская С.А. 1
1МКОУ «Турманская средняя общеобразовательная школа»
Разгуляева В.В. 1
1МКОУ «Турманская средняя общеобразовательная школа»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В наш век новые информационные технологии получили очень широкое распространение и всё больше влияют на развитие общества. Огромное количество лиц и институтов имеют доступ в Интернет и используют его для удовлетворения своих потребностей. Расширяются возможности для использования политических и социальных технологий в управлении.

Сегодня официальные правительственные сайты становятся важным источником информации о деятельности органов государственного управления и органов местного самоуправления.

Внедрение информационных технологий в деятельность государственных органов стало одним из главных направлений информационной политики для развития общества во многих странах. Информационные технологии становятся связующим звеном во взаимодействии государства и общества, обеспечивают открытость государственных органов и дают возможность общественному контролю за деятельностью государства. Другими словами, реальная гарантия прав граждан на свободный поиск и получение информации является одним из важнейших условий развития демократии и верховенства закона.

Актуальность данной темы в том, что полная реализация программы «электронного государства» позволяет не только повысить эффективность самого правительства, но и помочь решить проблему доступа граждан к государственным информационным ресурсам, сделать действия правительства прозрачными по отношению к обществу и увеличить социальную ответственность чиновников.

Гипотеза: Возможно ли полностью внедрение электронного государства в наше общество

Цель: изучить формирование электронного государства в современной России.

Задачи:

Познакомиться с информацией, которая раскрывает сущность и особенности электронного государства.

Изучить развитие электронного правительства России

Проанализировать проект «Электронная Россия»

Определить положительные и отрицательные стороны «электронного государства».

Объект исследования: современная Россия.

Предмет исследования: электронное государство.

Методы исследования:

1. Анализ источников.

2. Сравнение.

3. Обобщение.

Глава 1. Понятие и сущность электронного государства.

1.1. Что такое Электронное государство.

В наш век через Интернет можно делать всё: общаться, покупать товары, смотреть любимые фильмы, играть, учиться и работать. Но многие сферы нашей жизни доставляют нам массу хлопот – для того, чтобы вступить в наследство, зарегистрировать брак, мы тратим много времени и сил на визиты в разные государственные органы. К этому добавляются бумажная волокита и бюрократия. Всё это можно перевести в онлайн, а для этого нужно создать электронное государство.

Электронное государство – это такой способ управления страной, при котором все перенесено в Интернет. Здесь выбирают президента, оформляют документы, подают жалобы и получают на них ответы. На английском языке этот термин звучит как «E-government», то есть «электронное правительство», хотя по факту в интернет переходит не только правительство, но и контроль документов вместе с судебной системой. Поэтому у нас в России принято называть это именно электронным государством.

Принципы электронного государства:

1. Прозрачность. В таком государстве всё находится на виду. В любой момент каждый может посмотреть, когда ожидается капитальный ремонт вашего дома и сколько на это выделено денег, как люди отдают голоса за того или иного кандидата.

2. Полная демократия. Открыты и доступны для всех голосования на любые вопросы.

3. Открытые обсуждения. Каждый может задать вопрос любой организации и органу управления и быть уверенным, что ему ответят.

4. Скорость. Оформить бумаги в автоматическом режиме можно в любой момент суток.

5. Простота и надежность. Все формы документов стандартизированы, их просто заполнять. Вы можете быть уверены, что они не потеряются, так как хранятся в единой базе данных и доступны любому человеку с соответствующими правами.

6. Доступность для всех. Даже если вы не можете выйти из дома, вы активно участвуете в жизни государства и можете оформить любые документы без нотариусов и посредников.

7. Экологичность. Тонна бумаги – это 17 срубленных деревьев. Если перевести всё в электронный формат, то человечество сохранит тысячи гектаров леса.

Принципы электронного государства провозглашают «свободу, равенство, братство». При таком ведении дел не будет ни коррупции, ни ущемления, ни неправомерных действий правительства, а каждый гражданин сможет почувствовать себя важным и значимым. Но на самом деле организовать это не просто, так как мешают следующие факторы:

1. Консервативность. Многие люди не готовы отказаться от бумаг, не доверяют интернету или просто не умеют им пользоваться. Нужно вводить новый порядок постепенно, чтобы все могли адаптироваться.

2. Разработка. Система электронного правительства очень сложная – она требует огромных баз данных, сложной защиты, разработки множества новых сайтов, страниц систем. Это долго и дорого, поэтому пока доступно только развитым странам.

3. Недоступность. В России интернетом пользуется 76,4% населения. В менее развитых странах, например, Камбодже, этот процент падает вообще до 1,26. То есть электронное правительство, которое должно быть доступно всем, на деле не охватывает население целиком.

4. Недоверие. Бумага пока безопаснее интернета. Вряд ли кому-то придёт в голову вламываться в паспортный стол, чтобы похитить новые паспорта – а вот в сети хакерские атаки случаются часто. Требуется разработка новых систем защиты, индивидуальных электронных ключей – но при этом нужно суметь соблюсти права и свободы человека.

5. Сложность внедрения. Чиновники не ускоряют процесс работы, а лишь плодят себе подчинённых. Как бы ни уменьшался объём необходимой работы, бюрократия только растет. Электронное государство способно нарушить этот принцип, из-за чего чиновники, скорее, сопротивляются автоматизации их труда.

1.2. История становления электронного государства в России.

«Электронное государство» стало формироваться на рубеже веков. По сути, оно означает новый этап развития конституционного государства.

Возникнув около трехсот лет назад, конституционное государство не только стало общецивилизационной моделью, признанной странами с разными правовыми и политическими традициями, но продемонстрировало свой значительный потенциал, способность перестраиваться с изменением социально-экономической среды. Как правовое государство оно сформировалось в доиндустриальную эпоху, как социальное в эпоху индустриальной экономики, и, наконец, как электронное –  с переходом к информационной экономике.

Каждый переход к новому качеству проходил сложно, зачастую сопровождаясь серьезными кризисами. Исходя из этого опыта, важно, чтобы государство смогло вовремя перестроить характер и способы управления, модернизировать их, с тем, чтобы избежать серьезных социально-экономических потрясений. От государства требуется выработка программы, определяющей пути перехода на новый этап. Именно такой переход демонстрируют страны со сложившимися демократическими традициями. Вместе с тем зарубежная практика показывает схожий характер первых шагов.

Глава 2. Развитие электронного правительства в России.

2.1. Проект «Электронная Россия»

16 августа 2007 года правительством России была утверждена концепция «электронное правительство». Согласно этой концепции «электронное правительство» планируется создаваться в два этапа:

2008 год – разработка и утверждение необходимых документов.

2009-2010 годы – практическое внедрение.

Программа «Электронная Россия» была разработана на период с 2011 по 2020 годы. Основная цель – повсеместное развитие технологии «Электронное правительство» Это означает, что все граждане России и различные учреждения смогут воспользоваться всеми возможностями информационных технологий и технологий телекоммуникаций. В числе основных можно выделить следующие задачи:

1. Обеспечить всем российским гражданам и учреждениям доступ к услугам на базе информационных технологий.

2. Развивать технологическую и техническую базу для формирования информационного общества.

3. Обеспечение полной безопасности внутри информационного общества.

Предполагалось реализовать программу в два этапа. Первый этап уже завершен, это были 2011-2014 годы. Второй этап планировался с 2015 по 2020 годы. В результате планировалось получить:

1. Современную информационную и телекоммуникационную инфраструктуру во всех регионах России.

2. Полную техническую и технологическую независимость России в области информационно-коммуникативных технологий.

3. Развитие общедоступных и разноплановых почтовых услуг.

4. Повышение качества предоставляемых электронных государственных услуг, выполнение практически всех юридических операций в электронном виде.

5. Повсеместное соблюдение прав человека, включая главное право на доступ к информации.

6. Устранение цифровых неравенств среди регионов России, недопущение изоляции отдельных людей и социальных сообществ.

7. Появление разнообразных услуг и сервисов на базе информационно-коммуникативных технологий в культурной, образовательной и медицинской сферах.

8. Увеличение количества самозанятых граждан из-за возможности трудиться дистанционно.

9. Россия интегрируется в значительной мере в общемировое информационное сообщество.

2.2. Время порталов.

В любой современной стране государство является крупнейшим поставщиком услуг населению, бизнесу. Государственные учреждения являются источниками нормативных актов, защищают права граждан и организаций, лицензируют многие виды деятельности и распределяют ограниченные природные ресурсы.

Многие функции государства стали настолько знакомыми, что роль государства в их обеспечении вспоминается только в связи с возникающими трудностями. Государство также является крупнейшим потребителем товаров и услуг частных и общественных организаций, а также граждан.

Неудивительно, что государственные органы взаимодействуют чаще и с большим количеством граждан, предприятий и других государственных органов, чем любой другой субъект современного общества. На этом сложном пути трудно избежать ошибок, потери времени и конфликтных ситуаций. Сегодня уже признано, что наиболее эффективным способом организации работы государственного учреждения, а также обеспечения его взаимодействия с заинтересованными гражданами и организациями, является создание информационного портала.

Первые информационные порталы были «единой точкой входа» в Интернет для пользователей, интересующихся определённой темой. Создатели порталов стремились собрать и представить в систематической и удобной форме как можно больше полезных информационных ресурсов, распределяя их для удобства по категориям (рубрикам). Некоторые ресурсы были представлены на порталах непосредственно с их собственными материалами, и большинство из них были гиперссылки.

Со временем концепция порталов разрабатывалась и совершенствовалась. Сегодня существуют интернет - порталы, предназначенные для широкого круга пользователей, и интернет - порталы, предназначенные для повышения производительности труда сотрудников одного или нескольких учреждений.

Интернет - порталы позволяют широкому кругу пользователей находить необходимую информацию наиболее удобным способом, задавать вопросы/запросы и получать ответы от организации – владельца портала в режиме 365х24х7. Современные интернет-порталы способны «приспосабливаться» к каждому пользователю, «доставляя» ему в первую очередь интересующую его информацию и помогая избежать ошибок и недоразумений.

Разумеется, каждый орган управления при создании портала преследует вполне конкретные задачи. Например, для федерального министерства главной задачей может быть информирование как всех сотрудников на местах, так и граждан по всей стране об изменениях в законодательстве.

Органы местного самоуправления должны знать мнение жителей о конкретных инициативах – новых зданиях, изменениях транспортных маршрутов и т.п.

Особое значение имеет правильный дизайн порталов, который позволяет решать задачи быстрее, проще, дешевле.

Существует несколько разновидностей порталов:

1. Горизонтальные – «универсальные». Они включают в себя широкий спектр тем, сервисов и функций. Их задача заключается в том, чтобы охватить и предоставить как можно больше информации, создать широкий охват и предоставить как можно больше информации, создать широкий охват и вовлечь максимальное количество посетителей. Это такие, например, как Yandex, Mail.ru

2. Вертикальные – «портал-ниша». Их особенностью является узкая тематика. Например, образовательная или автомобильная. На таких площадках собираются единомышленники, которые очень активно общаются на форумах или чатах.

2.3. Плюсы и минусы электронного государства.

Плюсы есть и очень даже значительные:

1. Удобно и просто.

2. Можно оплачивать и заказывать не выходя из дома.

3. Можно использовать в любое время.

4. Большое кол-во услуг от оплаты ЖКХ до покупки недвижимости.

Естественно есть и минусы:

1. Все равно есть очереди в плане изготовления, а не в плане ожидания подачи заявки или оплаты.

2. На сайте Гос. Услуг присутствуют не вся информация, конкретно по органам власти.

Так же не стоит забывать о безопасности в интернете. Относитесь внимательно, потому что злоумышленники не дремлют, Проверяйте сайты на подлинность, потому что есть идентичные сайты различных порталов Гос. Услуг которые создают мошенники с целью узнать ваш пароль.

3. Так же будьте внимательны при регистрации на сайтах. При регистрации вы оставляете идентификационные данные, то есть данные о себе.

4. При скачивании какого-нибудь интернет ресурса убедитесь в его безопасности путем проверки антивирусом. Так же пользуйтесь проверенными сайтами.

5. Не стоит забывать о детях, которые могут зайти на сайты вредоносного характера которые могут причинить психологическую травму вашему ребенку.

Заключение

В заключение хочется отметить, что и проблемы, и перспективы развития электронного государства показали наличие ряда противоречий, которые оказывают негативное влияние на развитие новой формы реализации государственной власти в условиях глобального постиндустриального общества начала XXI века. В условиях современного российского общества наблюдается, с одной стороны, внутренние противоречия становления электронного государства, связанные с неполной готовностью российского общества к интеграции в глобальную информационную микросистему, что отражается на качестве внедрения таких проектов, как «Электронная Россия».

С другой стороны, та геополитическая обстановка, которая сложилась в последнее время, также не способствует постепенному переходу от традиционной модели государства к его современной электронной форме. Существуют угрозы международного терроризма, развиваются масштабные военные конфликты… все это не позволяет стабилизировать обстановку и сохранить национальную безопасность государству.

В то же время надо заметить, что альтернативы развитию электронного государства практически нет. Именно оно является адекватной реакцией на происходящее – выход на первый план информационно - компьютерных и интернет-технологий.

Список источников:

1. Апанасенко Ф.Е. Перспективы построения электронного государства в России // Философия права. – 2018. – № 2 (85). – С. 19–24.

2. Дмитриев К.А. Проблемы развития электронной демократии в электронном государстве // Информационное право. – 2020. – № 3. – С. 32–36.
3. Карнаушенко Л.В. Электронное государство в «Открытом» постиндустриальном обществе XXI в. : основные угрозы и вызовы // Общество и право. – 2017. – № 3 (61). – С. 173–176. –7. Киселев А.С. Современные теоретические подходы к понятию электронного государства // Актуальные проблемы российского права. – 2018. – № 6 (91). – С. 32–39.

Просмотров работы: 1840