Детская беспризорность в России

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Детская беспризорность в России

Алибеков Ш.Р. 1
1ГБОУ Школа № 2089 г. Москвы
Фёдорова С.Р. 1
1ГБОУ Школа № 2089 г. Москвы
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Маленькие дети, брошенные своими родителями,

Живут на улицах, вырастая вредителями,

И им неизвестна ласка матерей-отцов,

И бедным детям помочь никто не готов,

Живут на улицах, сидят в тюрьме за воровство,

Если ты не воруешь, значит, жизнь - не твоё…

За что родители так поступают со своими детьми,

Ведь они тоже люди, как и все мы

Как и все мы, они умеют мечтать,

О любви материнской хочется им узнать,

Они хотят посидеть поговорить с отцом

О том, о сём, как мужик с мужиком

Они хотят гулять с ними по парку и ходить в магазины,

Но ходят по улицам они, наступают на мины…

Крик и плач разрывают в ушах перепонки,

Мучения этих детей вечны и долги

А я не знаю, что их ожидает дальше,

Я лишь хочу, чтоб их грело солнце наше,

И я желаю им обрести то, о чём они мечтают,

То, что в холодную зиму не забывают…

Каждый вечер, когда мы сидим у камина,

На улице от голода умирают дети мира,

На улице от голода гибнет будущее страны…

И неужели им не можем помочь мы?

Каждый день в каждом районе умирают чьи-то дети,

Но не будет слов о смерти в последнем куплете!

Не будет слов о том, что они гибнут от голода

Из жалости депутатов этого города…

Ведь этим людям не нужно чувство горя,

Когда у них в кармане денег полное море,

Они плевать хотели на чьи-то судьбы жизни,

О медленной смерти меня посещают мысли

А я не знаю, что их ожидает дальше,

Я лишь хочу, чтоб их грело солнце наше,

И я желаю им обрести то, о чём они мечтают,

То, что в холодную зиму не забывают…

(исполняется в стиле рэпа автором проекта)

1. Введение.

Российская Федерация - это социальное государство. Его политика направлена на создание условий, которые обеспечивали бы достойную жизнь и свободное развитие человека; под государственной защитой находится человек, его права и свободы. Дети - это будущее государства, и забота о формировании их личности должна быть главной целью всего общества. «Но сейчас над будущим нашей страны нависла реальная угроза - это беспризорность и безнадзорность детей, так как перспективы развития государства непосредственно зависят от физического здоровья, нравственного воспитания и образовании. Необходимо разграничивать понятия безнадзорности и беспризорности. Итак, «беспризорные дети - это те, кто не имеет определённого места жительства и (или) места пребывания. Такие дети составляют не более 1/10 от числа безнадзорных, к которым относятся те, за поведением которых отсутствует контроль вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию со стороны родителей (законных представителей) либо должностных лиц.» Известно, что по официальным данным после Гражданской Войны 1917 года число беспризорных в России составляло 4-6 млн. человек. Необходимо учесть и тот факт, что это официальные данные, сколько же их было на самом деле остаётся только догадываться. Перенесёмся в годы Великой Отечественной Войны, когда число беспризорных детей, которые воспитывались в интернатах, составляло более одного миллиона. Из выше сказанного видно, что послевоенные годы в истории России являются временем всплеска беспризорности и виной тому последствия кровавых войн. Но вот что интересно, третья волна беспризорности в России отмечена с 90-х годов и длится она по сей день. Количество беспризорников уже превысило 2,5 миллиона. При этом надо учитывать, что мы живём в мирное, спокойное во всех отношениях время.

В своей работе нам бы хотелось выявить причины беспризорности и проанализировать пути решения проблемы. Таким образом, целью работы является выявление причин беспризорности в России на протяжение всей её истории, а также сравнение мер, принимаемых правительством по борьбе с беспризорностью.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

-выявить причины трёх всплесков беспризорности в России:

а) в годы Гражданской войны 1917 г.

б) в годы Великой Отечественной Войны

в) в наши дни

-исследовать меры борьбы с беспризорностью в России:

а) в годы Гражданской войны 1917 г.

б) в годы Великой Отечественной Войны

в) в наши дни

-сравнить пути решения данной проблемы в разные периоды и

проанализировать их эффективность

-выработать и предложить свои меры борьбы с беспризорностью.

2. Причины детской беспризорности.

«Детскую беспризорность и безнадзорность политологи, социологи и правоведы нашего времени относят к социальным болезням, характерным для любого цивилизованного государства, в том числе и России, напрямую связанным с политическим, экономическим развитием страны, функционированием его правовой системы.».1 Причины его возникновения и распространения кроются как в правовых и социально-политических аспектах функционирования государства, так и в национальных семейных традициях, в степени развития общественной морали, а также социальной защищенности института семьи и каждого отдельного гражданина государства. В связи с этим данное явление требует глубокого изучения со стороны различных специалистов (юристов, правоведов, политологов, социологов, психологов, педагогов).

2.1. Причины детской беспризорности в годы Гражданской войны 1917г.

В первых публикациях о причинах беспризорности в советской России авторы придерживались теории моральной дефективности. Вскоре эта концепция подвергалась резкой критике, и корни беспризорности стали связываться с социальными проблемами, важнейшими из которых были первая мировая и гражданская войны, массовый голод и эпидемии. Спор о причинах беспризорности, заключающихся в личностных особенностях подростка и его психологической недостаточности, разрешается в пользу социально-экономических факторов. Начало XX века, с которым связывалась надежда на улучшение положения детей, особенно осиротевших, не принесло для них облегчения. Скорее наоборот. Первая империалистическая война способствовала увеличению числа детей, лишившихся семьи, родителей, крова. Ее продолжение зимой 1917-1918 года породило “миллионы беженцев с малолетними детьми, расстроило правильное обучение детей в школах, подорвало здоровье детского населения длительными лишениями, вовлекло десятки тысяч детей раннего возраста в непосильный для них труд и наполнило еще неокрепшую детскую психику нездоровыми переживаниями разгула военных страстей и спекулятивного ажиотажа”.

Факторами, отвлекающими от естественной заботы о детях, в 1917 году стало революционное брожение в широких массах населения, развертывание политической борьбы. Увеличилось число бездомных детей, детей, оказавшихся сиротами при живых родителях. Громадные размеры это явление приобрело чуть позже – в годы гражданской войны и голода. К миллионам осиротевших детей, чьих отцов унесла империалистическая война, добавились потерявшие родителей в годы войны гражданской. Тем более, что она сопровождалась голодом, разрухой, ожесточенной борьбой с “контрреволюцией”, столь необходимой для борьбы “за охрану завоеваний Октября”, потребовавшей “не мало жертв, принесенных на алтарь революции”. Также в первые послеоктябрьские годы одной из главных причин страдания всех детей был голод.

Наиболее важной причиной беспризорности являлись репрессии. Жертвами репрессий становились не только активные политические противники большевиков, но те, которые просто не были согласны с их политикой, а таковых было не мало. Людей сажали за «контрреволюционные преступления», а также депортировали по национальному признаку. В то время как их дети оставались один на один с судьбой.

2.2. Причины детской беспризорности в годы Великой Отечественной войны.

1. Война и ее последствия. Среди причин детской беспризорности и сиротства на первом месте была эта причина, но если бы она была единственной, то с окончанием войны число детей - сирот пошло на убыль. Однако этого не произошло. Напротив, после войны число детей в детских учреждениях продолжало расти, и достигло в 1947-1948 годах своего максимума, когда в детских приемниках - распределителях было зафиксировано рекордное число задержанных - почти полмиллиона. По оценке отдела по борьбе с беспризорностью и безнадзорностью МВД СССР, в 1948 году численность детей, потерявших родителей и подлежащих учету в Центральном адресно-справочном детском столе составила два с половиной миллиона. Сюда не входили дети, сданные матерями - одиночками или многодетными родителями в детские учреждения, сироты, сохранившие связь с родственниками, и ряд других категорий. Вероятно, общая численность детей, лишившихся родительского попечения, приближалась к трем миллионам.

2. Голод. Кроме войны, были и другие причины, порождающие сиротство. К ним следует отнести прежде всего голод, охвативший в 1946 году ряд регионов страны. От голода бежали целыми семьями, но, попав в безвыходное положение, родители сами вынуждены были нередко бросать детей, тем самым давая им шанс на спасение. Детские учреждения были переполнены и не принимали детей от живых родителей, даже если у тех не было возможности их прокормить.

3. Социальная бедность семей. Другой причиной сиротства можно считать уход детей из семей и детских учреждений, т.к. тысячи семей оказались не в состоянии прокормить детей и обеспечить им нормальные условия существования. Особенно трудно было многодетным и неполным семьям. Работа зачастую не оставляла родителям сил и времени для надлежащего присмотра за детьми. Не хватало средств, чтобы одеть и обуть их.

Массовый характер имели побеги из детских учреждений (1945 год - 24 тыс.).

4. Поиск родителей. Бежали не только из-за плохих условий содержания, многие дети не могли поверить в потерю родителей и хотели их найти.

5. Внебрачная рождаемость. Одной из причин сиротства был рост внебрачной рождаемости после войны. Матери-одиночки сдавали младенцев в дома ребенка, оказавшись не в состоянии их содержать.

2.3. Причины детской беспризорности в наши дни.

1. Неблагополучие в семье - основная причина ненормального детского поведения, когда подростки предпочитают жить вне дома, ночевать в грязных подвалах, на чердаках, на вокзалах. К началу 90-х неблагополучных семей стало больше. И основная причина - это ухудшение общей социально - экономической обстановки в стране. Волна сокращения рабочих мест и, как результат, падение уровня благосостояния, не могли не отразиться на микроклимате семьи. Во многих регионах России безработные женщины, имеющие детей, составляли более 40% от общего числа безработных. На рынке труда поисками работы были заняты порядка 60 тыс. матерей-одиночек.

«Находясь у черты бедности, многие родители вынуждены работать на двух и трех работах, не видя практически своих детей, не имея времени наладить с ними общение». В отношениях с детьми у родителей в таких семьях все большее распространение получает грубость, повышенная агрессивность, вплоть до различных форм насилия. Возросло количество родителей (опекунов, попечителей), поставленных на учет в органах внутренних дел, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию несовершеннолетних.Психологическая неготовность многих «старых русских» жить по рыночным правилам. В связи с этим, участившиеся разводы. В настоящее время в России треть браков распадается. Причем, в отличие от конца 80-х годов, наше время характеризуется разводами в семьях, где супруги прожили пять и более лет и имеют одного - двоих детей.

2.Ослабление воспитательной роли школы. В последнее десятилетие резко ослабла профилактическая, воспитательная роль школы; отказ от «всеобуча» снизил гарантии обязательного обучения каждого ребенка. Продолжается рост числа несовершеннолетних, не обучающихся в образовательных учреждениях и нигде не работающих. Во многих случаях несовершеннолетние уклоняются от обучения, не посещают занятия, формально числясь в образовательном учреждении.

3. Доступность алкоголя и наркотиков. Особенно по сравнению с дефицитом других товаров. Расширение рынка сбыта наркотиков.

4. Ликвидация детских и подростковых бесплатных клубов, спортивных секций, кружков и т.д.

5. Разрушение системы социального контроля, постоянные изменения в социальном законодательстве. В начале 90-х годов стало гораздо проще лишить женщину родительских прав, притом, что оформить усыновление, опеку или попечительство над ребенком - в несколько раз сложнее.

6. Побег детей из интернатных учреждений. Большую часть юных путешественников составляют «государственные» дети. Более половины из них не проводят в казенном учреждении и трех месяцев. Почему?

Причин несколько.

- Невозможность ребенка адаптироваться к интернатской жизни.

- Недостаточность и задержки финансирования системы интернатных учреждений. В государственных детских домах, которых в России 2 тысячи, находится 67 тысяч детей, еще 27 тысяч живут в 150 школах-интернатах. Однако и у большинства этих детей, вроде бы как-то устроенных, жизнь далека от благополучия. 10% детских домов и школ-интернатов не имеют нормальных санитарных условий, 48% требуют капитального ремонта, 5% находятся в аварийном состоянии. Под более-менее регулярное государственное внимание попадают только три статьи бюджета: коммунальные услуги, зарплата сотрудникам и питание детей, которое к тому же резко ухудшилось. Сокращается строительство детских учреждений, обострился вопрос обеспечения детей-сирот одеждой, обувью, постельными и школьно-письменными принадлежностями. Массовый характер имеют случаи воровства и нецелевого использования бюджетных средств администрациями детских домов. Садовская Ю. Беспризорников гораздо больше, чем мест для них в детских приютах.

- Уходы детей часто вызваны побоями и жестоким обращением, в том числе со стороны педагогических работников.

Не секрет, что и в советские времена интернатские дети были «пехотой любого фронта». После перестройки усилилась тенденция использовать «казенных» детей как бесплатную рабочую силу. Девочки, живущие в интернатах, нередко подвергались сексуальному насилию, как со стороны воспитателей, так и со стороны «заказчиков». Прообразом первых российских контор «по вызову» стали именно детские дома и интернаты.

3. Способы решения проблемы детской беспризорности.

3.1. Способы решения проблемы детской беспризорности в годы Гражданской войны.

Со дня революции коммунистическая партия проводила широкие мероприятия по устройству жизни беспризорных детей и созданию благоприятных условий для их воспитания. Была законодательно оформлена система социально-правовой защиты несовершеннолетних, создана система взаимосвязанных органов и учреждений, способных вести одновременно и борьбу с беспризорностью и ее профилактику. В 1918 году декретом Совета Народных комиссариатов приюты и сиротские дома преобразовались в детские дома и передавались в ведение специально созданных комиссий. В январе 1919 года был основан Государственный совет защиты детей, главной функцией которого являлось изыскание средств для содержания воспитанников в детских учреждениях. В совет входили представители наркоматов социального обеспечения, просвещения, здравоохранения, продовольствия и труда. Председателем был нарком просвещения А. В. Луначарский. Помимо изыскания средств для содержания воспитанников в детских учреждениях совет направлял деятельность представленных в нем наркоматов по эвакуации детей в хлебородные губернии, согласовывал планы организации общественного питания, продовольственного и материального снабжения детей. «Значительную помощь детским домам оказала созданная в 1921 году при ВЦИК комиссия по улучшению жизни детей во главе с Ф. Э. Дзержинским. Особенно большая работа была проведена ею в 1921 - 1922 годах по спасению детей от голода в неурожайных частях страны, размещение их в детских учреждениях и в семьях трудящихся в хлебородных частях. Комиссия активно участвовала в организации детских домов и колоний для беспризорных детей и подростков. Были созданы сотни детских домов и трудовых колоний, в которых дети, лишившиеся родителей, были окружены теплом и вниманием. Все эти меры способствовали ликвидации беспризорности и безнадзорности в стране».

Основной формой борьбы с беспризорностью было определение детей и подростков в детские учреждения интернатного типа для временного содержания или длительного проживания, обучения и воспитания. Задачей различных приемно-распределительных пунктов было оказание общественной помощи беспризорным, подготовка их к вступлению в организованный коллектив и распределение по стационарным учреждениям; в них дети находились под постоянным наблюдением педагогов и врачей. В таких учреждениях дети могли содержаться до четырех месяцев. За это время их либо отправляли в постоянные детские учреждения (детские дома и коммуны), либо трудоустраивали, либо возвращали родителям и родственникам.

В стране проводились различные съезды деятелей по охране детства. На собраниях поднимались и вопросы, связанные с работой детских учреждений.

Первый Всероссийский съезд деятелей по охране детства (февраль 1918 года) оценивал детские дома как очаг коммунистического воспитания.

Второй Всероссийский съезд по охране детства (ноябрь 1924 года) обратил свое внимание на организацию трудового и общественно-политического воспитания детей.

Третий Всероссийский съезд по охране детства (май 1930 года) указал на необходимость прикрепления каждого детского учреждения к производству в городе или к колхозу либо совхозу в деревне с целью улучшения трудовой подготовки воспитанников.

Часто из детских домов беспризорных детей передавали на попечение родственников и на воспитание в семьи трудящихся. Патронат, усыновление, назначение опеки, организованное определение на работу и устройство в профессиональные школы и техникумы - все это было большой помощью в работе детских домов и воспитательных учреждений по борьбе с беспризорностью.

Важное значение имели постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 21 сентября 1925 года о мероприятиях по подготовке воспитанников детских домов к трудовой общественно-полезной деятельности и такое же постановление от 5 апреля 1926 года о порядке и условиях передачи воспитанников в крестьянские семьи для подготовки их к сельскохозяйственному труду.

В августе 1926 года ЦИК и СНК СССР приняли развернутое постановление «О мерах по борьбе с детской беспризорностью», которое должно было способствовать улучшению трудовой подготовки подростков в детских домах, коммунах и колониях и размещению их на предприятиях и в хозяйственных учреждениях. ЦИК и СНК СССР обязали местные органы советской власти привлекать в борьбе с беспризорностью широкую общественность. Ведущую роль в этой борьбе сыграл комсомол, профсоюзы и женские организации. Было создано добровольное общество «Друг детей» и его отделения на местах. Макаренко писал: «История борьбы с бродяжничанием детей, которая вызывала столько злорадства и клеветы со стороны наших врагов, доказала, что советское общество не жалеет усилий и средств, для благополучия детей и делает это, не унижая ребенка, а соблюдая полное уважение к его личности».

В результате мер, принимаемых правительством, количество беспризорников в стране сократилось с 4,5 млн. человек до 158 тысяч 554 человек.

3.2. Способы решения проблемы детской беспризорности в годы Великой Отечественной Войны.

В годы войны перед Советскими государством встала проблема спасе­ния десятков тысяч осиротевших и оставшихся без присмотра детей. С первых же дней войны местные органы власти при содействии обще­ственных организаций начали проводить активные мероприятия, направлен­ные на помощь детям, оставшимся без родительского попечения.

В сложнейших условиях из прифронтовой полосы и районов, находившихся под угрозой вражеской оккупации, в сжатые сроки были выве­зены в глубокий тыл сотни детских домов с десятками тысяч воспитанников. Так, за полтора года, прошедших с начала войны, в тыл были эвакуированы 976 детских домов.

Только через детские приемники-распределители НКВД за годы войны прошло около 1 млн. беспризорных и безнадзорных, стало очевидным, что необходимы меры в общегосударст­венном масштабе для координирования работы по предупреждению детской беспризорности и безнадзор­ности.

23 января 1942 г. Совнарком СССР принял решение «Об устройстве детей, оставшихся без родителей», в котором были определены основные направления деятельности государства по данному вопросу. Личная ответственность за устройство детей, оставшихся сиротами или потерявших родите­лей, возлагалась на председателей СНК союзных и автономных республик, их исполнительных комитетов. При исполнительных комитетах краевых, обла­стных, городских и районных Советов депутатов трудящихся создавались комиссии по устройству детей, оставшихся без родителей, в составе замести­теля председателя соответствующего исполнительного комитета и предста­вителей профсоюзов, ВЛКСМ, органов НКВД, народного образования и здравоохранения для непосредственной работы по устройству детей в дет­ские учреждения. НКВД СССР обязывался увеличить сеть приемников-распределителей, куда направлялись дети в возрасте до пятнадцати лет включительно, а Наркомфин СССР и Совнаркомы союзных республик должны были предусмотреть в ме­стных бюджетах отпуск средств на вновь открываемые детские приемники-распределители.

В детских приемниках дети могли находиться не более двух недель. За этот срок детей до 14 лет должны были либо возвратить родным, либо направить в детские дома, на патронирование, а старше 14 лет - трудоycтроить. Дети в возрасте до 3 лет включительно отправлялись в дома ребен­ка. В целях оказания помо­щи родителям в отыскании детей НКВД СССР должен был организовать центральные справочный адресный детский стол, а также справочно-адресные детские столы при областных и краевых управлениях НКВД, го­родских отделах и районных отделениях НКВД. Всех детей, прошедших че­рез детские приемники, должны были зарегистрировать в справочно-адресных детских столах. Главному управлению трудовых резервов при СHK СССР разрешалось проводить набор детей из детских домов от 14 лет и старше для обучения в школах ФЗО, ремесленных и железнодорожных учи­лищах.

Наркомпросы союзных республик обязывались трудоустраивать всех детей детских домов старше 14 лет. В короткое время в стране было создано несколько тысяч комиссий по устройству детей, лишившихся родителей. В 1942-1943 гг. для усиления борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью был принят ряд мер административного характера. В частно­сти, к штату райотделов народного образования, имеющих свыше 190 патронированных детей, вводилась должность инспектора по патронирова­нию, опеке и усыновлению. В составе Управления детскими домами в пределах утвержденных штатов было решено организовать oтдел по охране прав детей для работы по устройству детей, оставшихся без родителей. Постановление СНК РСФСР от 25 ноября 1942 г. о выполнении постановления СНК СССР от 23 января 1942 г. «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» обязывало Наркомпрос РСФСР увеличить количество детских домов с особым режимом с таким расчетом, чтобы в каждой области, крае, республике было не менее одного детдома такого типа. Важное значение имело постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 г. «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации», которое пре­дусматривало для детей воинов Красной Армии, партизан Великой Отечественной, детей-сирот, родители которых погибли от рук оккупантов, открытие суворовских военных училищ, специальных ремесленных училищ, специальных детских домов и домов ребенка, детских приемников - распределителей.

Государство брало на себя в полном объ­еме содержание воспитанников этих учреждений. На протяжении всех военных лет Советское государство выделяло на содержание детских домов крупные денежные суммы, которые из года в год возрастали. Если в 1940 г. на их содержание было направлено 900 млн. руб., то в 1945 г. - 2237 млн. руб., т.е. в два с лишним раза больше, чем до войны.

В целом, в годы Великой Отечественной войны, деятельность советского государства по борьбе с детской беспризор­ностью и безнадзорностью дала свои результаты. Размеры и острота порожденного войной такого опасного социального бедствия, как массовая детская беспри­зорность и безнадзорность были в значительной мере минимизированы.

3.3. Способы решения проблемы детской беспризорности в наши дни.

В целях усиления профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних федеральными и региональными органами исполнительной власти Российской Федерации осуществляются следующие меры:

«Разрабатываются нормативные акты, регулирующие деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, изменения в законодательство, направленные на усиление ответственности родителей (законных представителей) несовершеннолетних за невыполнение обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению несовершеннолетних».1

В соответствии со ст. 14,15 ФЗ «Об основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» миссия и задачи образовательного учреждения определены следующим образом:

- оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;

- выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам школу, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;

- выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей;

- обеспечение организации в школе спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

- осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на развитие законопослушного поведения несовершеннолетних.

МВД России обеспечивает координацию деятельности органов внутренних дел по оперативному выявлению на вокзалах, улицах и других общественных местах беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, а также несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, установлению личности, обеспечению перевозки в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений по месту выявления и по месту постоянного проживания несовершеннолетних; усилена работа по выявлению лиц и преступных группировок, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния.

Минтруд России создает дополнительные места для приема и размещения беспризорных детей, оказанию помощи в организации и оборудовании вновь создающихся в субъектах Российской Федерации специализированных учреждений для несовершеннолетних, в том числе осуществляющих прием и перевозку несовершеннолетних к месту их постоянного проживания.

Министерство образования и науки РФ обеспечивает координацию органов управления образованием по оказанию помощи во временном устройстве безнадзорных детей в образовательные учреждения (в том числе детские дома, школы-интернаты, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи и др.), по выявлению и учету не обучающихся несовершеннолетних и принимает меры по их возвращению в образовательные учреждения, организации воспитательной работы с этими детьми, в том числе по месту жительства.

Минздрав России обеспечивает координацию деятельности органов управления здравоохранением по приему в медицинские учреждения беспризорных и безнадзорных детей с острыми заболеваниями, в том числе инфекционными, находящихся в состоянии одурманивания психоактивными веществами по медицинским показаниям, с психическими и наркологическими заболеваниями. Пищулин Н.П. Исследование состояния, динамики и профилактики детской безнадзорности.

На данный момент в Росси насчитывается около 3 млн. беспризорников.

4.Причины несостоятельности проводимых мер в борьбу с беспризорностью в современной России.

Если проанализировать методы борьбы с беспризорностью в России, то, к сожалению, на сегодняшний день мы увидим плачевный результат. С каждым годом количество беспризорных растёт. Конечно, нельзя сказать, что правительство сидит, сложа руки, но большинство методов борьбы не приносят никаких результатов. В чём же проблема?

Дело в том, что ранее решение этой проблемы в России носило государственный характер, все возможные средства и силы применялись для сокращения числа беспризорных и безнадзорных детей. А что сейчас? Самое "смешное", что на сегодняшний день в России нет ни одной государственной структуры, ответственной за социально-психологическое состояние семьи. В отношении же детей-сирот преобладает установка на их содержание в учреждениях интернатного типа, то есть в изоляции от общества. Между многочисленными ведомствами, занимающимися вопросами детей, отсутствует какая-либо взаимосвязь. Нет какого-либо координационного центра, в обязанности которого входили бы разработка и осуществление стратегии деятельности государства в интересах детей. Представителей неправительственных организаций, которые добровольно взяли на себя роль контролеров, таскают по инстанциям и отчитывают за то, что они пытаются бороться за права детей, которых продолжают не обувать, не одевать, не кормить, не воспитывать, не учить, а нередко - применять к ним насилие. Радует тот факт, что сейчас некоторые новые организации нашли новый подход к решению проблемы. Они начинают работать с родителями еще до того, как из семьи может уйти ребенок. Но и это никак пока не улучшило ситуацию с беспризорниками в стране.

Эту задачу мы должны решать все вместе. Люди, осмотритесь вокруг, посмотрите на своих соседей, друзей, знакомых. Если мы все будем действовать слаженно, то в наших силах будет остановить увеличение числа российских беспризорников.

5. Наиболее эффективные методы борьбы с беспризорностью.

Рассмотрев и проанализировав, как государство боролось с беспризорностью в разное время, я хочу предложить наиболее эффективные методы борьбы:

1. Создание системы взаимосвязанных органов и учреждений, способных вести одновременно и борьбу с беспризорностью и ее профилактику.

2. У государства должна быть чётко-выработанная стратегия по борьбе с беспризорностью.

3. Хорошее финансирование детских домов и других учреждений интернатного типа.

4. Решение столь важной проблемы должно носить государственный характер.

5. Привлечение граждан к усыновлению.

Хочу отметить, что столь сложным делом должны занимать не равнодушные люди, которые смогут подарить несчастному ребёнку хоть капельку своей душевной теплоты.

Заключение.

В ходе своей исследовательской работы мне удалось выявить причины беспризорности в Гражданскую войну. Наиболее важными из них были: первая мировая и гражданская войны, массовый голод, эпидемии и репрессии. Второй всплеск беспризорности накрыл Россию после Великой Отечественной Войны, и виной тому было множество причин: война и её последствия, голод, социальная бедность семей, поиск родителей и внебрачная рождаемость. И, наконец, третий всплеск беспризорности был отмечен с начала 90-х и длится он, по сей день. Удивительно, но и в мирное время для этого нашлось немало причин: неблагополучие в семье, ослабление воспитательной роли школы, доступность алкоголя и наркотиков, ликвидация детских и подростковых бесплатных клубов, спортивных секций, кружков и т.д., разрушение системы социального контроля, постоянные изменения в социальном законодательстве и Побег детей из интернатных учреждений.

Но во все времена правительство боролось с этой проблемой и часто успешно. Главным образом потому что борьба эта носила государственный характер, выделялось много средств и не было равнодушных людей. К сожалению такого нельзя сказать о нашем времени. Число беспризорников ежедневно растёт, а принимаемые в связи с этим меры, не дают никаких результатов. На данный момент в нашей стране насчитывается уже более 3 млн. беспризорных детей. Нельзя не отметить, что в отдельных областях страны эта проблема решается успешно. Примером может служить Самарская область. Здесь активно практикуется усыновление и это приносит свои плоды. Мне удалось выявить наиболее эффективные меры борьбы с детской беспризорностью. И я бы хотела, чтобы эта проблема затронула сердца людей, которые могут помочь в её решение.

В ходе исследовательской работы, проанализировав причины беспризорности и меры борьбы с ней, я сформулировала и представила в исследование свой взгляд на решение этой проблемы.

Список используемой литературы:

1.Учебная:

1.Бельский В. Ю., Беляев А. А., Лощаков Д. Г. Социология: Учеб. /Под ред. Д. Г. Лошакова. — М.: ИНФРА–М, 2002. — 304 с.

2. Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология в вопросах и ответах: Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 1999. — 374 с.

3. Кравченко А. И. Социология: Общий курс: Учеб. пособие для вузов. — М.: ПЕРСЭ; Логос, 2000. — 640 с.

2. Научно-популярная:

1. Восстановление социального статуса безнадзорных детей / Под ред. Г.М. Иващенко - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2002. - 128 с.

2. Максимов Л.Н. Организация работы с беспризорными детьми в 1920-е годы//Нескучный Сад.- 2003.- №1

3. Мустаева Ф.А. Основы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. - М.: Академический проект, 2003. - 456 с.

4. Озеров В.А. Детская безнадзорность и беспризорность, как один из факторов угрозы национальной безопасности России // Аналитический вестник Государственной Думы Российской Федерации. - 2002. - №20. - С. 6-17.

5. О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад. - М.: М-во труда и соц. развития РФ, 2003. - 128 с.

3. Справочники и словари:

1.Большая Советская Энциклопедия. - М.: Советская Энциклопедия, 1930. Т. 1. С. 438.

Просмотров работы: 496