Анализ уровня знаний несовершеннолетних в области информационной безопасности и методы защиты их прав в информационном пространстве (на примере обучающихся в 10-х классах МОУ гимназии №87)

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Анализ уровня знаний несовершеннолетних в области информационной безопасности и методы защиты их прав в информационном пространстве (на примере обучающихся в 10-х классах МОУ гимназии №87)

Стаценко А.Е. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар ГИМНАЗИЯ № 87 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ЕМЕЛЬЯНА ГЕРАСИМЕНКО
Копанева О.И. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар ГИМНАЗИЯ № 87 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ЕМЕЛЬЯНА ГЕРАСИМЕНКО
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Интернет – это одна из важнейших частей жизни современного общества. Бесспорную пользу, которую Интернет принес людям - это молниеносный обмен информацией. За очень короткое время можно найти в Сети нужную книгу, связаться с друзьями и родными, находящимися в другом городе или на другом конце света, отыскать ответ на интересующий вопрос - сложно даже представить насколько такие возможности поменяли представления о знаниях, информации, бизнесе, отношениях. При этом, можно не только посмотреть фильм, но и тут же обсудить его с другими пользователями, не только прочесть статью, но и пообщаться со специалистами, и понять, насколько она компетентна.

Актуальность. Став неотъемлемой частью жизни, Интернет, вместе с тем, часто используется для совершения правонарушений, направленных против личности, частной собственности, финансов, нравственных устоев и политического строя, в которых участвуют, в том числе несовершеннолетние. Широкое использование в современной жизни компьютерных технологий и телекоммуникационных и информационных систем, создание на их основе глобальных компьютерных сетей, постепенно приводит к тому, что «киберпространство» активно используется для совершения преступлений. Особую угрозу таит в себе чрезмерная демонстрация насилия, цинизма, жестокости, что коренным образом противоречит любым нравственным барьерам.

Цель проекта: исследовать и проанализировать уровень правовых знаний несовершеннолетних в области информационной безопасности, а также определить пути формирования навыков защиты подростков в информационном пространстве (на примере обучающихся МОУ гимназии №87)

Задачи проекта:

Проанализировать виды правонарушений, распространенных в информационной сети Интернет.

Провести комплексный анализ знаний, обучающихся Гимназии № 87 путем анкетирования, решения практических задач, с помощью тематического видеоматериала.

Разработать рекомендации «Как защитить себя в Интернете»

Сделать выводы.

Теоретико-методическую базу исследования составили диалектический, социологический, логический, сравнительный методы познания.

Эмпирическую базу работы составили результаты проведенного социологического исследования уровня правовых знаний в области информационной безопасности обучающихся гимназии №87 г. Краснодар в возрасте 15-16 лет.

Объект исследования: информационная безопасность несовершеннолетних в информационном пространстве

Предмет исследования: права и обязанности несовершеннолетних в информационном пространстве.

Литературный обзор. Проблемой защиты прав пользователей сети Интернет заинтересовались давно, и сейчас эта тема изучается такими экспертами, как например, А.Г. Волеводз «Правонарушения в информационной сфере: некоторые проблемы ответственности» - М., 2019 г., Ж.В. Соркина, Э.Т. Баталова, А.М. Вафина «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних», Казань, 2019г., А.Л. Осипенко «Борьба с преступностью в глобальных компьютерных сетях: Международный опыт» М., 2019г. и др. Эти работы посвящен проблемам защиты детей в Интернет-пространстве, рассмотрены проблемы подростковых суицидов. Приведен зарубежный и отечественный опыт в сфере создания безопасной информационной среды, обозначены профилактические меры по борьбе с нежелательным и опасным контентом.

Проблема. Интернет – это всемирная база знаний, включающая в себя множество информационных массивов, состоящих из документов, данных, текстов, объединенных между собой телекоммуникационной информационной паутиной или сетью. Но не вся информация может положительно повлиять на подростка. В виду своего возраста и низкому уровню развития защитных реакций от нежелательной информации ребенку, можно без труда навязать практически любую точку зрения и идеологию, что впоследствии негативно скажется как на личности школьника, так и на его отношениях с обществом и государством в целом.

В ходе данного исследования был проведен анализ правонарушений, совершаемые в сети интернет и мер противодействия им, комплексно проанализирован уровень правовой информированности несовершеннолетних 15-16 лет на примере обучающихся в 10-х кл. МОУ гимназии №87 и разработаны рекомендации «Как защитить себя в Интернете».

Практическое значение. Материалы данного исследования могут быть использованы на классных часах по информационной безопасности, также на уроках «Обществознание».

1. Правонарушения в информационном пространстве с участием несовершеннолетних

1.1. Виды правонарушений, совершаемые в сети интернет и меры противодействия им

Правонарушение, по своей сути, является противоправным деянием дееспособного лица, которое наносит вред обществу. «Информационное правонарушение, - это общественно опасное противоправное и виновное деяние (действие, бездействие), совершенное в сфере информации, либо иных областях человеческой деятельности, но с использованием информационных систем. Правонарушения информационного характера обладают общими признаками: общественная опасность; противоправность; виновность деяния»

Среди самых распространённых правонарушений в сети Интернет можно выделить следующие - мошенничество, публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, унижение человеческого достоинства, клевета, оскорбление и др. Рассмотрим некоторые из них, наиболее часто встречающиеся, правонарушения.

1.Распространение экстремистских материалов в сети Интернет

Незаконная информация экстремистского толка возбуждает вражду и ненависть к представителям других народов, содержит предложения об услугах киллеров, информация по приготовлению взрывчатых веществ.

2. Пропаганда, незаконная реклама наркотических средств и психотропных веществ

Зная возможности влияния Всемирной паутины на молодежь, наркосбытчики через сеть разжигают интерес к наркотикам, идет открытая пропаганда наркотиков и психоактивных веществ, откровенные и настойчивые призывы к употреблению наркотиков.

3 Клевета в сети Интернет

В настоящее время, чтобы опорочить человека, заинтересованному субъекту достаточно разместить соответствующие сведения на каком-либо посещаемом сайте в Интернете. Механизм тут же будет запущен, и их будет обсуждать неограниченный круг лиц, на них будут ссылаться как на источник информации. В следствии этого, распространяется информация, дискредитирующая граждан, участников интернет-отношений, известных государственных деятелей, конкурентов в избирательных кампаниях разных уровней и т.д. [7].

4 Наиболее типичной и массовой интернет-угрозой для детей и подростков в настоящее время является кибертравля. 

Иллюзия анонимности и безнаказанности приводит к тому, что подростки оскорбляют других пользователей сети Интернет или провоцируют их на конфликт. Троллинг и кибербуллинг преимущественно встречаются в социальных сетях, на форумах и в чатах.

5 Хищения, совершаемые с помощью сети Интернет и компьютерной техники

Цель финансовых преступлений, совершаемых в компьютерной сети, – получение дохода с помощью компьютерных технологий. Существует так называемый фишинг – метод сетевого мошенничества, при котором пользователей заманивают на фальшивые сайты и информационные платформы, где получают доступ к данным платежных карт с целью хищения денежных средств. Следующим этапом развития киберпреступности стал фарминг – перенаправление жертвы на ложный IP-адрес. Как и при фишинге, целью фарминга является получение персональных данных клиентов платежных систем. Разница заключается в том, что атака преследует цель перенаправления трафика к веб-сайту в другое место. В результате механизм перенаправления активизируется, когда пользователь набирает адрес, соответствующий его банку, и жертва попадает на один из ложных сайтов.

6. Распространение персональных данных и сведений о частной жизни в сети Интернет

Уже известно, что недостаточное обеспечение защиты личных данных физических и юридических лиц представляет опасность и является нарушением в среде цифровых сетей. Сюда можно отнести: сбор данных о пользователях без их согласия, незаконные способы завладения информацией, позволяющие создавать базы данных пользователей, совершать неправомерные покупки или обмены личными данными пользователей.

В настоящее время меры противодействия правонарушениям можно подразделить на технические, организационные, правовые.

Технические: защита от несанкционированного доступа к компьютерным системам, принятие конструктивных мер защиты от хищений и диверсии, обеспечение резервного энергопитания, разработка и реализация специальных программ и аппаратных комплексов безопасности.

Организационные: – охрана компьютерных систем, подбор персонала, создание органов и отделов по борьбе с такими правонарушениями и др.

Правовые: разработка норм и установление ответственности за правонарушения, совершенствование законодательства.

В данное время основным документом, регулирующим вопросы международного сотрудничества в борьбе с правонарушениями, является «Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации». В этом документе сформулированы принципы по обеспечению мер по борьбе с правонарушениями в сети Интернет на национальном и международном уровнях. Международное сотрудничество способствует решению вопросов в отношении выдачи лиц, совершивших кибернетические преступления, общих принципов взаимной помощи, касающихся правил направления информации, запросов о взаимной помощи, конфиденциальности и обеспечении сохранности информации

К действующим в Российской Федерации законам, которые могут применяться к отношениям, связанными и с Интернетом, можно отнести следующие Законы РФ: "О средствах массовой информации", "Об авторском праве и смежных правах", "О связи", "Об информации, информатизации и защите информации", "Об участии в международном информационном обмене", проект “О государственной политике Российской Федерации по развитию и использованию сети Интернет”, ряд указов Президента, нормативно-правовые акты органов связи, ряд международных соглашений, связанных с использованием объектов интеллектуальной собственности[5].

В России все подразделения МВД уделяют большое внимание борьбе с правонарушениями в Интернете.

Но, несмотря на все предпринимаемые меры, в связи с тем, что мошенники постоянно повышают свою изворотливость и «квалификацию», отмечается необходимость совершенствования законодательства, определяющего правовой статус сети Интернет, права и обязанности его пользователей, а также ответственность за правонарушения, совершаемые в сети Интернет.

1.2. Способы защиты прав пользователей сети Интернет от правонарушений, направленных на нанесение вреда несовершеннолетним

Все правонарушения направлены для нанесения вреда пользователям, в том числе и несовершеннолетним. Что необходимо для того, чтобы обезопасить себя от правонарушений?

Информационная безопасность

В качестве основного подхода к созданию безопасного интернет-пространства целесообразно использовать программные и технологические решения, обеспечивающие безопасность детей, подростков и всего населения страны. Первая такая попытка была реализована посредством установки контент-фильтров во многих российских школах.

Защита авторских прав.

Прежде чем разместить объект интеллектуальной собственности в сети Интернет, правообладатель (автор) может по собственной инициативе применить различные организационные и технологические способы, направленные на защиту своих интеллектуальных прав. В частности:

- удостоверение интеллектуальных прав (техническое и нотариальное). Техническое удостоверение авторских прав обычно осуществляется путем присвоения объекту интеллектуальной собственности знака копирайта, включающего, как правило, три элемента: символ "C" в окружности, наименование правообладателя, год первого представления (выпуска);

- обеспечение технологической безопасности объектов интеллектуальной собственности.

На практике, чаще всего процесс доказывания авторства опирается на так называемую презумпцию авторства и сводится к предоставлению наиболее раннего по времени создания экземпляра объекта интеллектуальной собственности, на котором указан автор. Во избежание спорных ситуаций необходимо нотариально удостоверить экземпляр информационного объекта интеллектуальной собственности или осуществить депонирование экземпляра в специальном архиве Web-депозитария или в одной из организаций, предлагающих такую услугу, например, в Российском авторском обществе (www.rao.ru). Кроме того, возможна регистрация программного кода интернет-сайта, на котором размещается информационный объект интеллектуальной собственности, в Роспатенте.

Можно также использовать различные средства технологической защиты, позволяющие предотвратить нарушения интеллектуальных прав в сети Интернет, включая:

- информационно-компьютерные технологии, позволяющие ограничить копирование или налагающие другие ограничения (например, ограничение срока, в течение которого возможен просмотр или воспроизведение защищаемого информационного объекта);

- информационно-программные средства, затрудняющие создание копий защищаемых объектов в электронной форме либо позволяющие отследить создание таких копий (шифрование, установление "водяных" меток в электронных копиях защищаемого информационного объекта);

В случае неправомерного использования объекта интеллектуальных прав, размещенного в сети Интернет, возникает необходимость установления правонарушителя. Возможны различные варианты выявления правонарушителя с использованием систем идентификации компьютеров, подключенных к сети Интернет, включая систему айпи-адресов (IP-адресов) и систему доменных имен. Идентификация правонарушителя при этом возможна путем определения айпи-адреса компьютера, с которого осуществлялись неправомерные действия, а также при обращении к администратору домена.

В случае возникновения препятствий на пути сбора сведений о правонарушителе у владельцев доменов, истец может обращаться в суд с иском к администратору домена, на сайте которого размещена информация, наносящая ущерб правам и законным интересам других лиц. Идентифицировать правонарушителя можно на основе использования данных whois-сервиса – реестра регистратора доменных имен в российском сегменте сети Интернет (www.nic.ru).

Исходя из вышеизложенного, прекратить (удалить, заблокировать) доступ к информационному объекту, признанному судом незаконным, – это прямая обязанность провайдера, т.к. после получения судебного решения он будет осведомлен о незаконности такого информационного объекта.

С 01 августа 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 02.07.2013 № 187-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях"[14], который определяет порядок ограничения доступа к информационным ресурсам, посредством которых осуществляется распространение аудиовизуальных произведений и фонограмм с нарушением интеллектуальных прав правообладателей. Правообладатель в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях фильмов, которые распространяются без его разрешения или иного законного основания, вправе обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти с заявлением о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такие фильмы, на основании вступившего в силу судебного акта. Уполномоченный орган определяет провайдера хостинга, обеспечивающего размещение в Интернете информационного ресурса, на котором содержится информация, нарушающая исключительные права, и направляет ему уведомление о нарушении интеллектуальных прав. Провайдер хостинга уведомляет владельца сайта, который обязан незамедлительно удалить незаконно размещенную информацию или принять меры по ограничению доступа к ней. В случае неисполнения владельцем сайта данной обязанности провайдер хостинга обязан ограничить доступ к соответствующему информационному ресурсу, а если этого не происходит – доступ ограничивается оператором связи.

2. Анализ правовой информированности несовершеннолетних 15-16 лет на примере обучающихся 10-х кл. МОУ гимназии №87

Благодаря Интернету, люди общаются без границ, совершают сделки, но при этом информационное пространство - широкий простор для неправомерных действий мошенников. Стремительно растет угроза компьютерной преступности в России. По данным МВД России, за последние три года общее количество зарегистрированных преступлений в сфере компью­терной информации возросло более чем в 60 раз, почти в 30 раз возросло количество преступлений, связанных с неправомер­ным доступом к компьютерной информации; почти в 140 раз — с созданием, использованием и распространением вредоносных программ для ЭВМ; в 75 раз — с незаконным производством, сбытом или приобретением в целях сбыта специальных тех­нических средств, предназначенных для негласного получения информации [11].

Использование Интернета в образовательных учреждениях и дома расширяет информационное образовательное пространство обучающего. Доступ учащихся к информационным ресурсам сети Интернет дает возможность школьникам пользоваться дополнительным учебным материалом, активно участвовать в конкурсах и олимпиадах. Однако использование Интернета таит в себе и много опасностей.

С целью определения правовой информированности школьников был проведен анонимный добровольный опрос обучающихся в гимназии №87 [Приложение1]. Проанкетировано 67 обучающихся 10-х классов. Средний возраст опрашиваемых 15-16 лет.

Результаты анкетирования [Приложение 2].

Следует отметить, что на вопрос «Что такое фишинг?» правильный ответ - «вид интернет мошенничества» - дали менее половины учащихся (49%).

Ответы на вопрос «С какими видами правонарушений сталкивался в Интернете?», показали, что практически 100% опрошенных уже сталкивались с каким-либо видом правонарушений в Интернете. Наиболее частые случаи – (34%) – это хищение средств (в том числе у родителей) и (82%) - мошенничество в информационной сети.

Из ответов на этот вопрос, «Знаешь ли ты, как защитить себя в интернете?» можно сказать, что почти половина опрошенных учеников уверены, что защитить себя в сети Интернет невозможно.

Так же обучающиеся решали три практические задачи в области информационной безопасности [Приложение 3]. К сожалению, при решении задач 32 % опрошенных допустили ошибки.

Таким образом, анализируя результаты анкетирования, решения практических задач можно сделать вывод о том, что обучающиеся 10-х классов МОУ гимназии №87 в некоторой степени владеют знаниями о правильном поведении в информационном пространстве, но данных знаний недостаточно для того, чтобы защитить себя от мошенников в сети и правонарушений, направленных на нанесение вреда несовершеннолетним и самим не стать нарушителем информационного законодательства РФ.

Заключение

Развитие технического прогресса, широкое использование компьютерной техники, появление информационного рынка повлекло за собой возникновение совершенно нового вида правонарушений, посягающих на правоотношения в сфере Интернет. В связи с этим возникла проблема обеспечения защиты от интернет-правонарушений.

В целях помощи родителям в вопросах безопасного пользования Интернетом создано много сервисов, в том числе общественной организацией «Лига безопасного Интернета» [10]. На странице сайта организации размещена информация о наиболее эффективных способах защиты детей от нежелательного контента – различных программах родительского контроля интернет-поведения детей.

Выводы.

Правонарушение в области информационной безопасности – это деяние, т.е. действие или бездействие, которое нарушает правовые нормы, которое совершается дееспособным лицом по вине этого лица, т.е. по умыслу или неосторожности, которое опасно для общества, поскольку наносит вред окружающим.

Анкетирование обучающихся 10-х классов МОУ гимназии 87 и решение практических задач показало, что не все несовершеннолетние достаточно информированы с практическим подходом к соблюдению всех мер безопасности при пользовании социальными сетями и другими информационными ресурсами.

В связи с недостаточными знаниями несовершеннолетних 15-16 лет в области информационной безопасности были созданы рекомендации «Как защитить себя в Интернете» [Приложение 4].

Список использованной литературы

Гилева Н.С. К вопросу о профилактике интернет-зависимости у подростков // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. №4 (26). – С. 136-139.

Информационные технологии: учебник / под ред. В.В Трофимова. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2019. — 624с

Лопатин В.Н. Правовые основы информационной безопасности: учеб. Пособие, - М.: МИФИ, 2018.

Федотов Н. Н. Форензика — компьютерная криминалистика — М.: Юридический Мир, 2017. — 432 с.

Чекунов И. Г. Киберпреступность: понятие и классификация // Российский следователь.2018. n 2. с. 37–44.

6. Щербаков, А. Современная компьютерная безопасность. Теоретические основы. Практические аспекты : учебное пособие / А.Щербаков. - Москва : Книжный мир, 2019. - 352 с.

7. Консультант плюс: Гражданский кодекс РФ // URL:// http://base.consultant.ru.

8. Консультант плюс: Уголовный кодекс РФ // URL:// http://base.consultant.ru

9. «МедиаГвардия» - федеральный проект, целью которого является объединение усилий интернет-пользователей для совместного выявления интернет-сайтов, сообществ и групп в социальных сетях, специализирующихся на распространении gротивоправного контента // http://mediagvardia.ru/

10.  Лига Безопасного Интернета//  http://www.ligainternet.ru/ 

11. Статистические данные правонарушений по России // URL://http://www.gks.ru

12. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации // http://www.mvd.ru

13. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

14.Федеральный закон от 02.07.2013 № 187-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях

15. Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" от 29.12.2010 N 436-ФЗ. - https://rg.ru/2010/12/31/deti-inform-dok.html

16. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций //http://eais.rkn.gov.ru/feedback

Приложение 1 Анкета

Укажите Ваш возраст.

Что необходимо для предотвращения заражения компьютера вирусами?

А) не пользоваться Интернетом

Б) устанавливать и обновлять антивирусные средства

В) не чихать и не кашлять рядом с компьютером

Что такое фишинг?

А) вид рыбной ловли

Б) вид интернет мошенничества

В) вид бесконтактной оплаты

С какими видами интернет-мошенничества сталкивался ты? (выбери один или несколько вариантов)

А) хищение средств

Б) реклама наркотических средств

В) ложная информация о себе либо разглашение персональных данных

Г) информация экстремистского характера

Знаешь ли ты, как защитить себя в интернете?

А) это невозможно

Б) да, я знаю и использую свои знания

В) да, я знаю, но не использую на практике свои знания

Размещаете(ли) ли Вы свои фото с другим человеком в сети Интернет? (да/нет)

Является ли публикация фото гражданина, а также видеозаписи с его участием в информационном пространстве правонарушением, согласно законодательству РФ? (да/нет)

Что нужно делать, чтобы антивирусная программа была эффективна?

А) лучше не иметь антивирусную программу

Б) обновлять антивирусную базу

В) не посещать сайты, где нет достоверности, что сайт находится под защитой

Что нужно сделать при получении на электронную почту «подозрительного» письма, в котором есть вложения и активные ссылки?

А) открыть, пройти по предлагаемым ссылкам

Б) переслать своим друзьям и знакомым

В) удалить, не открывая письмо

Приложение 2 Результаты анкетирования

Вопрос анкеты

Верный ответ (%)

Неверный ответ (%)

Что необходимо для предотвращения заражения компьютера вирусами

51

49

Что такое фишинг?

49

51

Является ли публикация фото гражданина, а также видеозаписи с его участием в информационном пространстве правонарушением, согласно законодательству РФ?

40

60

Что нужно делать, чтобы антивирусная программа была эффективна?

21

79

Что нужно сделать при получении на электронную почту «подозрительного» письма, в котором есть вложения и активные ссылки?

52

48

Приложение 3 Практические задачи

Задача 1

Ребята, сейчас вам нужно очень внимательно прочесть ситуацию, которая может произойти с каждым пользователем сети Интернет.

Какие будут ваши действия в данной ситуации.

«Ваш друг зашёл на незнакомый ему сайт. Вдруг на экране компьютера появились непонятные сообщения. Что вы посоветуете предпринять вашему другу?»

Задача 2

Ребята, сейчас вам нужно очень внимательно прочесть ситуацию, которая может произойти с каждым пользователем сети Интернет.

Какие будут ваши действия в данной ситуации.

Дима создал себе электронный ящик. Теперь он может обмениваться сообщениями со своими друзьями. Сегодня на адрес его электронной почты пришло сообщение: файл с игрой от неизвестного пользователя. Как поступить Диме?

Задача 3

Ребята, сейчас вам нужно очень внимательно прочесть ситуацию, которая может произойти с каждым пользователем сети Интернет.

Студенты второго курса Государственного Университета отмечали Новый год. Маша на вечеринке вела тайную видео- и фото- съемку. Кадры на фотографиях получились смешные. Маша не захотела отправлять каждому из присутствующих на праздновании Нового года его фотографии, а выложила фото- и видео- на своей странице в сети Интеренет, сообщив об этом ребятам. Маша ожидала, что всем будет весело и ее поблагодарят за фото. Однако, она с удивлением узнала, что ее вызывают в суд в качестве ответчика.

Как вы думаете, почему обиделись ребята на Машу. Какие неправомерные действия совершила Маша?

Приложение 4 Способы защиты своих данных

1.Завести специальный мейл

Основная проблема заключается в беспечном отношении пользователей к личным данным. Зачастую, граждане бездумно отдают свой номер телефона или электронный адрес для участия в различных маркетинговых исследованиях или для получения бонусных карт, и трудно предположить, сколько ресурсов хранят эти данные. И что более опасно, в каких целях эти данные могут быть использованы. Не стоит указывать в анкетах тот электронный ящик, который используется для важных задач, и не использовать личный ящик для рабочих переписок.

«Чтобы обезопасить себя от действий преступников, имеет смысл создать отдельную электронную почту для подобных сервисов».

2.Использовать сложные вопросы и пароли

Если адрес электронной почты нигде не «засвечен», злоумышленник не будет перебирать все на свете комбинации почтовых адресов. Если же есть конкретный мейл, то его можно попытаться взломать. Например, попробовать стандартные пароли. «Как показывает практика, большинство людей использует ограниченный, достаточно примитивный набор.

Злоумышленники могут попытаться установить доступ к почтовому ящику, ответив на секретные вопросы. Поэтому не стоит использовать вопросы «Назовите девичью фамилию матери» или «Какая кличка у вашей собаки» — ответы на них можно найти в ваших социальных сетях. Лучше выбрать что-то нестандартное. «Если вы придумаете пароль из 15 символов в верхнем и нижнем регистре с цифрами и специальными символами, злоумышленники не будут тратить время на ваш аккаунт, взломав сто более легких.

3.Пользоваться виртуальной картой

Для покупок в интернете пользоваться банковской картой с небольшим объемом средств, в том числе виртуальной. Если есть возможность, то лучше иметь отдельную карту для таких целей, и не хранить все накопления на одном счете.

4.Не устанавливать на телефон что попало

Не стоит посещать сомнительные ссылки, даже присланные знакомыми, и устанавливать приложения из подозрительных источников.

При установке и использовании приложений обращайте внимание и проверяйте то, какие права и информацию они запрашивают. В случае любой подозрительной просьбы, внимательно проверяйте электронную почту написавшего вам сообщение, чтобы удостовериться, действительно ли он тот, за кого себя выдает, не переходите по ссылкам и не открывайте вложения, если вы не уверены, что они адресованы именно вам.

5 Не рассказывать всю правду о себе и своих близких

Довольно часто для получения бонусной карты, или получения доступа к сервису пользователей просят заполнить анкету, но оставлять настоящие персональные данные или предоставлять расширенную информацию вовсе необязательно. Если вы делаете покупку в интернет-магазине, и от вас требуют ввести дату рождения, эти данные могут использовать как для вас — прислать подарок или дать дополнительную скидку, и это очень привлекает. Но эти данные могут использовать и против вас.

С особенной осторожностью передавайте ксерокопии документов, в частности – паспорта. Если же такая необходимость все-таки возникнет, лучше себя подстраховать, и прямо на бумажной копии написать, кому и для каких целей вы ее предоставили, при этом, не закрывая основные данные.

Просмотров работы: 209