«Азы научной грамотности» как среда обучения основам НИРС и проектной деятельности для успешного профессионального становления на рынке труда

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Азы научной грамотности» как среда обучения основам НИРС и проектной деятельности для успешного профессионального становления на рынке труда

Абдрахманова Д.Ф. 1Грачева А.И. 1Жицкус В.Д. 1Пиянзин Н.С. 1
1ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум»
Борзилова Л.В. 1
1ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

«По оценке исследователей, ежегодно отмирает более 500 старых и появляется более 600 новых профессий. Если ранее специалисту с образованием полученных знаний хватало на 20-25 лет практической деятельности для достижения профессиональной эффективности, то сейчас оптимальный срок их эффективности составляет 5-7 лет, а в отдельных отраслях – всего 2-3 года. Это означает, что в некоторых профессиях инновационные периоды короче, чем время подготовки специалистов, что приводит к необходимости непрерывного повышения квалификации и переподготовки кадров». Условия «новой реальности» и вовсе показали, что «непредвиденные обстоятельства» и форс-мажоры становятся нормой жизни и диктуют новые компетенции, которые должны быть сформированы на пути к профессиональному становлению.

Обозначенные проблемы:

-технологического устаревания кадрового потенциала при выходе из стен образовательной организации,

- нестабильность сегментов рынка труда,

обуславливают актуальность выбранной нами темы исследования.

В свое время Александр Белл сказал: «Когда одна дверь закрывается, открывается другая, а мы часто с таким жадным вниманием смотрим на закрывшуюся дверь, что совсем не замечаем открывшуюся».

Сегодня на рынке труда говорят о когнитивной гибкости, коммуникативности и умении работать в команде, нацеленности на результат (Soft Skills или гибкие навыки). Кого ожидает бизнес сегодня для пополнения своих рядов? Специалистов, которые не просто «проводят свой рабочий день, выполняя набор профессиональных действий» – World Skills, а рефлексируют (оценивают ситуацию на «злобу дня») и продвигают компанию вперед. Как сформировать гибкие компетенции? Через проектную деятельность.

Наша гипотеза: если обучающийся сформирует навыки проведения исследовательской работы (НИРС) и проектной деятельности, то он не только овладеет Soft Skills (гибкими навыками), но и будет комфортно себя чувствовать на рынке труда при любых внутренних и внешних вызовах, то есть, будет успешен в личной и профессиональной сферах жизни.

Цель исследования: научно обосновать значимость навыков НИРС и проектной деятельности в реалиях быстрой смены технологий для успешного профессионального становления молодого специалиста и создать среду для формирования новых компетенций (Проект «Азы научной грамотности»).

Задачи исследования:

1. Проанализировать тенденции современного рынка труда в РФ.

2. Обосновать World Skills и Soft Skills как продукты заказа современного работодателя.

3. Выявить связь между профессиональным становлением и личностным становлением человека

4. Дать обоснование нужности навыков НИРС и проектной деятельности требованиями реальности современного рынка труда.

5. Разработать и реализовать Проект «Азы научной грамотности»

Объект исследования – требования современного рынка труда в условиях внутренних и внешних вызовов в экономике.

Предмет исследования – гибкие компетенции, формируемые НИРС и проектной деятельностью.

Практическая значимость работы: формирование Soft Skills у участников Проекта «Азы научной грамотности»

Глава 1. Актуальность НИРС и проектной деятельности как условие профессионального становления в 21 веке: требования рынка труда (научно- теоретическое обоснование Проекта)

Современный рынок труда: структура и требования

Понятие «рынок труда» используется в микро- и макроэкономике.

В макроэкономике – «Рынок труда» - это базовой компонент института занятости. Мы же будем использовать микроэкономическое понимание «рынка труда» - как сферы (области), где формируется спрос и предложение на энергию рабочей силы.

На рынке труда совершается сделка купли-продажи, где работодатель выступает в качестве покупателя, а специалист – в качестве продавца. Что же выставляется на продажу? Два элемента:

- квалификация или профессиональные компетенции - World Skills;

- надпрофессиональные (гибкие) компетенции - Soft Skills.

Рынок труда находится под давлением двух сил:

- государственного заказа (речь идет о социально-экономической политики страны и регламентации воли власти в соответствующих нормативных актах);

- жизненных потребностей (конъюнктуры спроса на витальном уровне).

В тоже время, рынок труда работает на все сферы жизни человека:

- экономическую (ВВП, занятость, финансовая стабильность, профицит/дефицит бюджета, экономический суверенитет страны);

- политическую (стабильность государственного строя напрямую зависит от уровня благосостояния народа и занятости);

- социальную (реализация социальных программ, декриминализация общества, поддержка незащищенных слоев населения);

- духовную (при высоких показателях первых трех позиций, в стране наблюдается культурный бум).

Если следовать классикам, например теории трех стадий Д. Белла, то современное общество является постиндустриальным и для него характерно:

- смещение бизнеса в сферу услуг;

- появление нового продукта - знания (интеллект);

- появление «умных» технологий и быстрый научно-технический прогресс;

- переход от массовости к индивидуализации производства.

Все это обуславливает формирование новой модели специалиста, стрессоустойчивого, мобильного, коммуникабельного с навыками самообразовательной деятельности. Так американский экономист Питер Фердинанд Друкер в своей работе «Задачи менеджмента в XXI веке» вводит понятие «информационного работника» и говорит о «лидерах перемен». Стабильность в производстве – это вчерашний день. Сегодняшняя реальность – это «творческая деструкция», которая предполагает, что перемены – это норма с которой мы должны смериться и быть готовыми к ускоренному приспособлению (адаптации).

Таким образом, мы можем констатировать, что рынок труда изменил заказ работодателя к профессиональным навыкам будущего работника (специалиста), появились новые требования:

- быстрая приспособляемость к изменению условий, которая базируется на стрессоустойчивости, любознательности, умении работать в команде и ориентироваться в информационном пространстве, хорошее здоровье и позитивный настрой.

Для работника «завтрашнего дня» перемены должны стать нормой, как и самообразование.

Подобные перемены не могли не отразиться на образовательной парадигме.

World Skills; и Soft Skills как продукты заказа современного работодателя

Под «компетенциями» понимается способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной детальности в определённой области. Под «компетентностью» понимается результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором способов деятельности.

Новые требования – новые приемы. Под инновационной деятельностью В.С. Лазарев и Б.П. Мартиросян понимают целенаправленное введение новшеств (нововведений) в педагогическую систему с целью повышения качества образования.

Смена парадигмы образования со «знаниевой» на «умениевую» модель является закономерным процессом. Логично, что профессиональные компетенции напрямую зависят от заявленной специальности, но образовательные стандарты акцентируют внимание педагога и на надпрофессиональные компетенции, которые идентичны для всех квалификационных групп.

Образование – это процесс вхождения обучающегося в культуру (культурную среду) своей нации, своего Государства, поэтому в ФГОС нового поколения делает акцент на общекультурную составляющую обучающегося (будущего специалиста).

Выпускник должен не только выполнять профессиональные манипуляции (решать профессиональные задачи: стандартные и нестандартные), но и пользоваться современными продуктами НТП, работать в коллективе, то есть соотносить свои личностные желания с интересами общества, ориентироваться в политических событиях, уметь находить объективную информацию, ориентироваться на гуманные (нравственные) ценности и уметь конструктивно реагировать на вызовы «дня». Именно эти ориентиры нашли отражение в ОК (общих компетенциях), сформулированных в ФГОС и в Soft Skills (гибких навыках), о которых стали говорить в последнее время.

В ТОП-10 Soft Skills навыков востребованных работодателями принято вносить:

- коммуникативные навыки,

- компьютерная и техническая грамотность,

- способность работать в команде,

- адаптивность,

- навыки исследования,

- навыки управления проектами,

- умения решать проблемы,

- навыки оптимизации бизнес-процессов,

- трудовая этика,

- эмоциональны интеллект.

На основе проведенного анализа, мы можем сделать следующие выводы:

- Стандарты (ФГОС нового поколения) сделали шаг вперед от «знаниевой» парадигмы к «умениевой», то есть, теперь обучающемуся недостаточно дословно формулировать закон, теорию или схему, он должен применить свои теоретические знания на практике (решить профессиональную задачу еще в стенах учебного заведения);

- Работа в коллективе, с техникой и/или природой предполагает сформированность надпрофессиональных (гибких) компетенций (навыков), так как говорить о профессиональной компетентности обучающегося без рассмотрения уровня сформированности «общей культуры» - нелогично.

Профессиональное становление как форма личностного становления

Личностью – это понятие, отражающее социально-значимые качества человека. Личностью не рождаются. Если человеческий детеныш оказывается в среде животных, он не приобретает личностных характеристик (феральный человек). Личностью становятся в процессе социализации (передачи социальных норм), но результат «общественного воспитания», так называемый «урожай», будет зависеть от того, «в какую почву попали семена», то есть от ряда психофизиологических характеристик индивида.

Под становлением личности мы понимаем итоговый продукт социализации индивида, когда на основе врожденных психофизиологических характеристик формируется устойчивая индивидуальная система общечеловеческих ценностей в сознании человека; именно эта система и будет детерминировать его мироощущение и поведение.

Данный вопрос многоаспектен, поэтому мы остановимся только на понятиях успеха и успешности.

Успешность является мощнейшим мотиватором в эволюции личности. Положительные эмоции позволяет повысить самооценку, а достижение некого рубежного результата создает «ступень» для продвижения вверх. Это универсальная категория, которая затрагивает все области жизни человека: профессиональную карьеру, межличностные отношения и создание семьи, бытовую сферу, хобби. Само слово успех, связано с понятием «успеть».

«Успешный» – значит «успевающий» – делающий нечто вовремя, умеющий согласовывать свои планы и устремления с реальными координатами жизненного времени. Успешный человек – это человек, ставящий перед собой перспективные цели и умеющий грамотно их достигать: своевременно, с минимальными затратами энергии, в гармонии с жизнью и обстоятельствами. Если человек добивается своих целей с огромным трудом, его можно назвать успешным, но с определенными оговорками и поправками. Цена, заплаченная за такой успех, бывает порой слишком велика: расходуется психическая энергия, выходит из строя нервная система, тратятся силы и здоровье. Успех, завоеванный слишком большой ценой, не является полным и стопроцентным. Успешные люди в глубоком понимании этого слова – это не баловни судьбы, которым все само плывет в руки, но люди, умеющие с наименьшими энергетическими затратами достигать наибольших результатов.

Итак, для становления личности необходима «зона успеха» во всех сферах, в том числе и в профессиональной области. Треть нашей жизни мы проводим во сне, больше трети – принадлежит работе.

Под профессиональным становлением мы понимаем форму личностного становления через профессиональную деятельность.

При оценке уровня профессионального становления выделяют две группы критериев:

- формальные критерии (диплом (-ы), сертификаты, грамоты, звания, должность);

- неформальные критерии (умение решать нестандартные задачи и востребованность на рынке труда).

Успешность на профессиональном поприще обуславливается не только трудовыми навыками, но и личностными характеристиками, позволяющими перейти от стадии исполнителя к стадии созидателя.

Принято выделять 4 этапа профессионального становления:

- предварительный (до поступления в профессиональные образовательные организации), через игру дети складывают общее представление о профессиях;

- подготовительный (обучение в ссуз и/или вуз);

- адаптационный (начало профессиональной деятельности);

- профессионализация (усовершенствование своих профессиональных навыков).

Последний этап профессионального становления не возможен без положительной мотивации, которая базируется на успешности (успехе).

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

- входя в социум человек, социализируясь, развивает свою личность;

- личностное становление как устойчивая индивидуальная система общечеловеческих ценностей в сознании индивида зависит от ряда факторов, например, от успеха (успешности);

- профессиональное становление как составная часть личностного становления, не возможно без позитивной мотивации, детерминированной успешностью в работе.

Навыки НИРС и проектной деятельности как продукты парадигмы «Образование через всю жизнь»

«Парадигма» в переводе с греческого означает «образец» или «пример». Понятие «парадигмы» ввел в оборот Т. Кун, обосновав этот термин в своей работе «Структура научных революций».

Парадигма – это совокупность научных достижений, признаваемых всем научным сообществом в тот или иной период времени и служащих основой и образцом новых научных исследований.

Парадигма образования - это исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения в области образования.

Образовательные парадигмы отражают цивилизационные особенности эпох. Если раньше реальное образование (профессиональное мастерство) передавалось от ремесленника к подмастерью на практике, то по мере накопления теоретических научных знаний появляется потребность усадить обучающегося за парту. Так сформировалась традиционно-консервативная (знаниевая) парадигма. За время ее применения классические 45 минут урока позволяли педагогу передать информацию ученику и закрепить ее. На выходе из образовательной организации мы получали высококлассного специалиста. Сегодня это уже не возможно.

Коммерциализация жизни стала детерминантой (причиной) ускорения инновационных процессов и старения знаний, плюс сам объем информации (опыта жизни всего человечества в доступной информационной среде) – все это кардинально изменило как структуру урока, так и педагогические методы и приемы. Сегодня педагог не столько ретранслятор знаний, сколько тьютор (наставник, который ведет по образовательному маршруту). Все это обуславливает переход от конструкции «образование на всю жизнь» к конструкции «образование через всю жизнь».

Для реализации нового образовательного тренда необходимо изменить отношение обучающегося к образованию и образовательному процессу, другими словами, от «потребителя готовой информации на уроке», он должен стать «самостоятельным добытчиком и создателем современной информации». Речь идет о навыках исследовательской (НИРС) и проектной деятельности.

Что включает в себя исследовательская деятельность? Анализ современной источниковой базы, обработку информации (таблицы, схемы), проведение социологического опроса (коммуникативные навыки и навыки работы в группе), обработка информации и правильное оформление, создание продукта (сценария, буклета, сайта и т.п.) и выход на проектную деятельность. Проект по апробации (внедрения) созданного продукта, то есть, НИРС выступает базой научного обоснования нужности и эффективности Проекта.

На основании вышесказанного мы можем сделать следующие выводы:

- сама жизнь изменила концептуальную модель постановки проблемы и ее решения в образовании (парадигму);

- новый заказ ориентирует педагога на то, что по выходу из образовательной организации молодой специалист окажется в реальности «устаревания» своих знаний, поэтому он должен быть подготовлен к самообразовательной деятельности («образование через всю жизнь»);

- работодатель формулирует свои требования (ориентиры) в профессиональных стандартах в виде компетенций, который ориентируются на дуальность заказа: профессиональные требования (навыки выбранного ремесла) и личностные (гибкие навыки);

- НИРС и проектная деятельность объединяют World Skills; и Soft Skills;

- НИРС и проектная деятельность связаны между собой: исследование придает научности Проекту, а Проект придает практической значимости НИРС.

Глава 2. Социологическое исследование «Уровень научной грамотности у обучающихся (на примере группы ИС-212б)» (эмпирическая база проекта)

2.1. Разработка инструментария социологического исследования (анкеты)

Для проведения социологического исследования нами была разработана анкета «Азы научного знания», см. приложение 1.

При составлении анкеты мы руководствовались материалом из книги Владимира Александровича Ядова «Стратегия социологического исследования».

Опросы – неизмеримый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях.

Говорят, что о намерениях лучше всего судить по поступкам, а не по словам. И вместе с тем это лишь часть правды. Другая ее часть скрыта в субъективных состояниях человека, которые могут и не найти выражения в его поведении в данной ситуации, но проявляются в иных условиях и в других ситуациях. Только по совокупности действий человека можно судить об устойчивости мотивов или побуждений, которыми он руководствуется. Опрос позволяет мысленно моделировать любые нужные экспериментатору ситуации для того, чтобы выявить устойчивость склонностей, мотивов и т. п. субъективных состояний человека.

Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, о чем именно спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы и, наконец, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Добавив несколько других условий, как-то: кого спрашивать, где вести беседу, как обработать данные и нельзя ли узнать все эти вещи, не прибегая к опросу, — мы получим более или менее полное представление о возможностях этого метода.

Анкетирование - один из основных видов опроса, осуществляемого путем опосредованного общения социолога и респондента.

2.2. Проведение и анализ первичного опроса

Для выполнения эмпирической части нашего исследования, мы опросили 26 студентов группы ИС-212б, из них:

- юношей – 15 человек,

- девушек – 11 человек

Анализ результатов анкетирования

Первый вопрос выявлял опыт исследовательской и проектной деятельности наших респондентов.

Вопрос 1 У вас есть опыт участия в НПК?

Как видно из диаграммы, у наших респондентов либо нет опыта участия в научно-практических конференциях, либо этот опыт единичный.

Вопрос 2 выявлял понимание различия между исследовательской работой (в которой большую часть занимает теоретический анализ источников, а. следовательно, обязательными элементами являются гипотеза, научная новизна, методы исследования и проектной деятельностью, которая более ориентирована на практическое внедрение (реализацию) продукта и апеллирует понятиями рисков, партнеров и критериев измерения результативности.

Вопрос 2 Выберите из списка элементы, которые обязательно должны быть представлены в паспорте Проекта

Как видно из диаграммы, подавляющие большинство выбрали для паспорта Проекта понятия методов исследования, гипотезы, научной новизны, что характерно для НИРС и проигнорировали понятие рисков и измерителей.

С 3 по 6 вопросы проверяли уровень понимания научного аппарата НИРС: понимание как формулируется гипотеза, в чем разница между предметом и объектом исследования, как правильно формулируется тема исследования и последовательность задач в работе. Результаты следующие:

- правильно определили в предложенном списке формулировку гипотезы 30,5% (мальчиков – 33%, девочек – 28%),

- правильно выбрали соотношение объекта и предмета исследования между собой 23,5% (мальчиков – 33%, девочек – 14%),

- выбрали правильную формулировку темы НИРС – 43% (мальчики – 44%, девочки – 42%),

- правильно расположили последовательность задач в НИРС – 27% (мальчики – 11%, девочки – 43%)

В 7 вопросы мы предложили правильно расположить элементы структуры НИРС: приложение, главы, содержание, заключение, список литературы, титульный лист, введение и получили 0% правильных ответов.

Восьмой вопрос нашей анкеты выявил 75% желания научиться исследовательской и проектной деятельности (мальчики – 76%, девочки – 74%)

На основании проведенного исследования авторы разработали и запустили Проект «Азы научной грамотности», смотри Приложение 2.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

1). Современный рынок труда сменил требования к компетенциям молодого специалиста: бизнес не ждет исполнителя, он ждет участника процесса, не только заинтересованного в продвижении товара, но и умеющего работать в команде, решать бизнес-проблемы, мыслить креативно.

2) Сегодня вместе с World Skills стали говорить и о Soft Skills как неотъемлемой составляющей личностного и профессионального становления.

3) При выполнении исследовательской и проектной деятельности формируются компетенции Soft Skills, следовательно, НИРС и Проект сегодня являются неотъемлемой частью подготовки будущего специалиста.

4) Социологическое исследование выявило существенные пробелы в понимании разницы между исследовательской и проектной деятельности у студентов, но желание и готовность освоить новые компетенции высоко (75%).

Полученные данные в ходе проведенного социологического опроса позволили выявить «пробелы» и разработать урок «Ликбез по научной грамотности».

Авторами был проведен мастер-класс, урок-конкурс «Научно-практическая конференция».

Повторный опрос выявил существенное повышение понимания научного аппарата исследовательской работы и практической ориентированности проектной деятельности: от 29-42% до 73-100%. , смотри Приложение 3.

Все этапы выполнения исследовательской работы и реализации Проекта освещались в аккаунте социальной сети ВКонтакте группы ИС-212б.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Борзилова. Л.В. Низамиев И. Интеллектуальная увлеченность как ресурс самообразования. Научно-исследовательская работа. - 2016. АПТ.

2. Винель Н.В. Лекция 5. Психология профессиональной деятельности. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://8master.wix.com/studypsychology#!sdm2l5/c1yzb

3. Гузенко Л.В. Профессиональная ориентация в системе общего среднего образования Германии: современное состояние и тенденции развития: Автореф. Дис. …канд. Пед.наук. Волгоград, 2013.

4. Даниел Белл и теория постиндустриального общества. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://e-soc.ru/statya/daniel-bell-i-teoriya-postindustrialnogo-obshchestva

5. Кун Т.С. Структура научных революций Перевод с английского И.З.Налетова [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/kunts01/

6. Лазарев В.С., Мартирасян Б.П. Нормативный подход к оценке инновационной деятельности школы // Педагогика. 2018.№3.

7. Питер Ф. Друкер. Задачи менеджмента в XXI веке Лидер перемен [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://polbu.ru/druker_xximanagement/ch17_i.html

8. Рынок труда — сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://sdamzavas.net/1-44934.html

9. Фадеева Ю.В. От образования «на всю жизнь» к образованию «через всю жизнь» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://infourok.ru/ot_obrazovaniya_na_vsyu_zhizn__k_obrazovaniyu_cherez_vsyu_zhizn-299944.htm

10. Философская энциклопедия [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/902/%D0%9F%D0%90%D0%A0%D0%90%D0%94%D0%98%D0%93%D0%9C%D0%90

11. Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. Учебное пособие. - Кемерово, 2021. С. 101.

12. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. – Москва: Омега-Л, - 2019. – С. 201, 202.

13. Якушенко А. Что такое успешность. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.trn.ua/articles/3041/

Приложение 1

АНКЕТА

«Азы научного знания»

Уважаемый респондент, мы проводим анкетирование с целью определения уровня научного знания (владения научным аппаратом) обучающихся для проведения мастер класса по устранению выявленных затруднений.

Просим вас следовать нашим инструкциям при ответе на вопросы,

надеемся на Ваше сотрудничество с нами.

Анонимность гарантируем

Благодарим, что Вы уделили нам время

Выберите один из ответов, который Вы считает верным для вас – поставьте напротив него галочку или обведите его.

Если нет ответов, которые Вам подходят, то можете дописать свой вариант ответа.

1. У вас есть опыт участия в научно-практических конференциях?

а) да, более 3-х раз б) да, 2-3 раза

в) участвовал 1 раз г) никогда не участвовал.

2. Выберите из списка ВСЕ элементы, которые должны быть представлены в паспорте проекта:

а) цель и задачи б) методы исследования

в) гипотеза г) научная новизна

д) риски е) измерители результативности

ж) партнеры

3. В научном аппарате НИРС (научно-исследовательской работы) используется понятие гипотезы. Из списка примеров выберите правильную формулировку гипотезы:

а) «…работа является результатом заказа преподавателей учебной дисциплины «История» ГАПОУ «АПТ», столкнувшихся с трудностями при подготовке к ФЭПО, таким образом, тренажер будет внедрен в учебный процесс техникума».

б) «…разработать «дорожную карту» по выстраиванию личностной траектории профессионального становления специалиста в условиях российской действительности на рынке труда».

в) «…если обучающемуся начального или среднего звена предоставить научно-обоснованную информацию о правилах выбора профессии с учетом своих психофизиологических особенностей, показать образовательные траектории и примеры личностной реализованности, то можно вызвать профессиональную мотивированность и заинтересованность в самообразовании».

г) «По оценке исследователей, ежегодно отмирает более 500 старых и появляется более 600 новых профессий. Если ранее специалисту с образованием полученных знаний хватало на 20-25 лет практической деятельности для достижения профессиональной эффективности, то сейчас оптимальный срок их эффективности составляет 5-7 лет, а в отдельных отраслях – всего 2-3 года. Это означает, что в некоторых профессиях инновационные периоды короче, чем время подготовки специалистов, что приводит к необходимости непрерывного повышения квалификации и переподготовки кадров».

4. В научном аппарате НИРС используются понятия предмета и объекта.

Выдерите правильное описание их сравнения между собой:

а) понятие объекта шире, чем понятие предмета: объект это часть реальности., а предмет – это изучаемая часть объекта

б) понятие объекта уже, чем понятие предмета: предметом исследования выступает никакая система, а объект – это то, на что направлено исследование внутри системы

в) понятия «объект и предмет» несопоставимы между собой: объект – это одушевленные элементы исследования (например, «молодежь»), а предмет – это неодушевленные элементы исследования (например, природа).

5. Из приведенных ниже примеров формулировки темы НИРС выберите научно-обоснованную (правильную формулировку):

а) «Подготовка обучающихся к Федеральному-интернет тестированию по истории»

б) «Федеральное-интернет тестирование по истории на «5»»

в) «Образовательный тренажер по подготовке обучающихся к Федеральному интернет-тестированию по учебной дисциплине «История».

г) «Образовательные тренажеры и их роль в современном образовании (на примере истории)»

6. Расположите задачи НИРС в правильной последовательности:

а) изучить опыт использования образовательных тренажеров в обучении;

б) апробировать тренажер в ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум»:

в) разработать веб-приложение – образовательный тренажер по учебной дисциплине «История»;

г) дать теоретическое обоснование актуальности и эффективности использования Интернет-тестирования в учебном процессе;

Ответ оформите в виде правильной (на Ваш взгляд) последовательности букв, например: вгда

Ответ: ______________________________________

7. Расположите элементы структуры НИРС в правильной последовательности:

а) приложение б) главы

в) содержание г) заключение

д) список литературы е) титульный лист

ж) введение

Ответ оформите в виде правильной (на Ваш взгляд) последовательности букв, например: вгда

Ответ: ______________________________________

8. По шкале от 0 до 10 определите степень Вашего желания научиться исследовательской и проектной деятельности, где 0 – вообще нет желания, а 10 – максимальная готовность и желание. Ответ: ___________________

Ваш пол: М или Ж

Ваш возраст _________ лет

СПАСИБО!

Приложение 2

ПРОЕКТ «Азы научной грамотности»

Описание Проекта «Азы научной грамотности»

Суть проекта в повышении уровня научной грамотности обучающихся через серию мероприятий:

- первичный опрос для выявления «пробелов» в понимании НИРС и проектной деятельности,

- проведение теоретического занятия «Ликбез по научной детальности» и мастер класса,

- вторичный опрос для мониторинга устранения «пробелов»,

- работа в командах (выполнение НИРС),

- урок-конкурс «Научно-практическая конференция» с приглашением модераторов со 2 курса,

- подведение итогов: награждение и опрос (определение уровня удовлетворенности от участия в Проекте «Азы научной грамотности»).

Паспорт Проекта «Азы научной грамотности»

Авторы проекта

Абдрахманова Динара, Грачева Анна, Жицкус Виктория, Пиянзин Никита, 2 курс

Образовательная организация

ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум»

Руководитель

Борзилова Людмила Викторовна, преподаватель гуманитарных дисциплин

Аудитория Проекта

Студенты группы ИС-212б

Актуальность проекта

Сегодня на рынке труда нужен не исполнитель, а полноправный участник всего процесса, способный продвигать продукцию на рынке, оперативно реагировать на внешние вызовы и работать в команде, поэтому рынок труда сегодня требует сформированности не только профессиональных компетенций - World Skills, но и надпрофессиональных - Soft Skills:

- коммуникативности,

- нацеленности на результат,

- умения работать в команде,

- когнитивной гибкости (умения решать проблемы) и др.

Все это формируется и отрабатывается на практике во время выполнения исследовательской и проектной деятельности

Цель проекта

Научно обосновав аудитории нужность компетенций исследователя и продвиженца продукта, создать среду для обучения НИРС и проектной деятельности

Этапы проекта

Первый этап – научное обоснование нужности Проекта и разработка н – для социологического исследования (январь 2022 года) – авторы Проекта.

Второй этап – проведение первичного опроса (февраль 2022 года) – вторы Проекта и группа ИС-212б.

Третий этап – анализ «пробелов», разработка урока «Ликбез по научной грамотности» и мастер класс (начало марта 2022 года) – авторы Проекта и руководитель.

Четвёртый этап – вторичный опрос для мониторинга устранения пробелов (середина марта 2022 года) – авторы Проекта

Пятый этап – игра-конкурс «Научно-практическая конференция» (конец марта) - авторы Проекта, руководитель и модераторы 2 курса.

Шестой этап – подведение итогов (награждение, опрос) (апрель 2022 года) – авторы Проекта, руководитель и модераторы 2 курса.

Критерии измерения

- качество теоретических знаний (выполнение заданий на оценку),

- уровень удовлетворённости (опрос),

- практическая значимость (% участников в последующих НПК и конкурсах)

Риски и их устранение

1. Трудозатратность Проекта – делегирование заданий между собой.

2. Отсутствие заинтересованности аудитории – организация конкурса с пополнением портфолио студентов.

Ресурсы

1. Буклеты со скетчами «Ликбез по научной грамотности».

2. Аккаунт в социальных сетях (публикация отчетов).

3. Сайт руководителя (публикация достижений участников Проекта)

Перспективы

Выступление в других группах с мастер классами

Партнеры

ЦК «Социально-гуманитарных дисциплин» техникума.

Воспитательная служба техникума.

Смета Проекта

Проект носит некоммерческий характер

Приложение 3

Результативность Проекта (анализ вторичного опроса)

Итоги вторичного опроса показали:

С 3 по 6 вопросы проверяли уровень понимания научного аппарата НИРС: понимание как формулируется гипотеза, в чем разница между предметом и объектом исследования, как правильно формулируется тема исследования и последовательность задач в работе.

Результаты вторичного опроса следующие:

- правильно определили в предложенном списке формулировку гипотезы с 30,5% до 100% ,

- правильно выбрали соотношение объекта и предмета исследования между собой с 23,5% до 73%,

- выбрали правильную формулировку темы НИРС с 43% до 91% ,

- правильно расположили последовательность задач в НИРС с 27% до 89%

В 7 вопросы мы предложили правильно расположить элементы структуры НИРС: приложение, главы, содержание, заключение, список литературы, титульный лист, введение и получили 0% правильных ответов, после реализации Проекта – 100%22

Просмотров работы: 73