Цвет в жизни человека

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Цвет в жизни человека

Дергунова Б.К. 1
1МОУ «СОШ №56 УИМ» г. Магнитогорска, 4 "Б"
Безмельницына О.В. 1
1МОУ «СОШ №56 УИМ» г. Магнитогорска
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Я очень люблю рисовать. В процессе изучения живописи я обнаружила, что некоторые цвета мне нравятся больше, некоторые – меньше, а некоторые не нравятся совсем. Когда я рассматриваю картины художников, я замечаю, что от некоторых картин мне становится тепло и уютно, от некоторых – грустно, а некоторые даже пугают. Когда я задумалась над вопросом, почему так происходит, я решила, что это во многом зависит от цветовой гаммы картин и моём отношении к тому или иному цвету.

Всё в мире имеет цвет, цвета окружают нас, но мы редко задумываемся о том, насколько важен для нас цвет, настолько непривычно нам рассматривать его как что-то отдельное от предметов.

Я решила изучить вопрос, как разные люди воспринимают цвета, и есть ли какие-то закономерности, а также от чего зависит, какие цвета любит человек.

Гипотеза:

Цветовые предпочтения человека во многом обусловлены личностными особенностями.

Несмотря на различные цветовые предпочтения, восприятие цветов у людей во многом схоже.

Актуальность работы обусловлена актуальностью предмета исследования, так как цвет – это неотъемлемая часть нашей жизни и имеет большое влияние на человека.

Цель работы: изучение взаимосвязи цветовых предпочтений и личностных особенностей человека, а также изучение закономерностей восприятия цвета.

Задачи:

Определить понятие цвета и его основные характеристики.

Выявить связь между предпочитаемым цветом и личностными особенностями человека.

Изучить влияние цвета на восприятие человеком различных предметов и явлений и выявить закономерность восприятия.

Подготовить необходимые материалы и провести практические исследования.

Сформулировать выводы по результатам проведённых экспериментов для подтверждения или опровержения гипотезы.

Методы исследования: изучение теории, анкетирование, практический эксперимент, обработка опросников, анализ и систематизация информации.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Цвет

Цвет – это восприятие человеческим глазом световых волн; другими словами цвет – это ощущение, которое мы получаем при попадании в глаз световых лучей. Каждая световая волна имеет разную длину, поэтому воспринимается по-разному, а цвет определяется длиной световой волны.

То, что цвет – это свойство света, было доказано в 17 веке известным учёным Исааком Ньютоном, который провёл эксперимент и разделил световой луч с помощью призмы.

Рис. 1. Разделение светового луча с помощью призмы

В полученном цветовом спектре явно различались 7 цветов, которые всем прекрасно известны, как цвета радуги.

Рис. 2. Цветовой спектр

Практическое использование цветов, в том числе художниками, показало, что многие цвета и оттенки можно получить смешением других цветов. В теории изобразительного искусства существуют понятия основных и составных цветов. Основных цветов три – красный, жёлтый и синий. С их помощью создаются все остальные цвета и оттенки, которые, соответственно, называются составными.

Стоит отметить, что шкала основных цветов в изобразительном искусстве немного отличается от шкалы, которая используется в технике, и в которой основными цветами считаются красный, зелёный и синий (так называемая модель RGBred (красный), green (зелёный), blue (синий)). Скорее всего, такое различие вызвано тем, что зелёный цвет можно получить смешением синего и жёлтого цветов.

Каждый цвет имеет следующие характеристики: тон и яркость.

Цветовой тон обозначает положение цвета в цветовом спектре. Если, к примеру, менять тон синего цвета в зелёную сторону спектра, он становится голубым, если двигать его в красную сторону спектра, он становится фиолетовым.

Рис. 3. Тон цвета

Яркость по-другому также называется светлота цвета. Одинаковые оттенки, относящиеся к одному и тому же цвету спектра, могут различаться степенью светлоты. Любой цвет при максимальном увеличении его светлоты становится белым, а при максимальном уменьшении светлоты – чёрным.

Рис. 4. Яркость (светлота) цвета

Белый и чёрный цвет, а также все оттенки серого цвета, называются ахроматическими цветами, то есть это цвета, которые не имеют цветового тона.

Рис. 5. Ахроматические цвета

Цветовой круг

В теории изобразительного искусства также существует понятие «цветовой круг». Цветовой круг – это условное представление цветов спектра в виде круга.

Рис. 6. Цветовой круг и его деление на тёплые и холодные оттенки

Цветовой круг делят пополам, на тёплые и холодные оттенки. К тёплым цветам относятся красный, оранжевый, жёлтый и жёлто-зелёный; к холодным – синий, голубой, голубо-зеленый и фиолетовый.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

В рамках практической части были проведены такие исследования:

Анкетирование учеников моего класса (29 человек):

Опрос с целью определения предпочитаемых цветов.

Тестирование с целью определения темперамента как основной личностной характеристики.

Практический эксперимент на восприятие различной цветовой гаммы.

Анкетирование

В ходе анкетирования участникам было предложено ответить на вопросы психологического теста на определение типа темперамента, а также написать свой любимый цвет.

В качестве теста на определение темперамента был использован тест Айзенка (см. Приложение 1), адаптированный для младших школьников.

После обработки опросников, было произведено сопоставление направленности личности (экстраверсия-интроверсия), типа темперамента (холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик) и предпочитаемого цвета. Полученные результаты представлены в следующих диаграммах:

Рис. 7. Предпочитаемые цвета в зависимости от типа личности

Рис. 8. Предпочитаемые цвета в зависимости от типа темперамента

Таким образом, можно сделать вывод о том, что предпочитаемый цвет во многом зависит от типа личности: люди, склонные к экстраверсии отдают большее предпочтение тёплым оттенкам цветового спектра, в то время как люди, склонные к интроверсии в основном предпочитают холодные спокойные оттенки.

Практический эксперимент

В ходе практического эксперимента на восприятие цвета участникам было предложено рассмотреть изображения, выполненные в различной цветовой гамме, и ответить на соответствующие вопросы.

Часть 1. Домик.

Для первой части эксперимента я нарисовала одинаковый домик в тёплой и холодной цветовых гаммах, ничего не меняя и не добавляя (см. Приложение 2). Участникам было предложено выбрать, в каком домике они предпочли бы жить.

Часть 2. Персонаж.

Для второй части эксперимента я создала персонаж в технике аппликации, по которому было бы неясно, злой он или добрый, и выполнила его в тёплой и холодной цветовых гаммах (см. Приложение 3). Для того, чтобы персонаж был абсолютно одинаковый, я сфотографировала его и применила цветовые фильтры. Участникам было предложено написать характеристику персонажа (злой/добрый).

Часть 3. Пейзаж.

Для третьей части эксперимента я написала одинаковый по композиции пейзаж в тёплой и холодной цветовых гаммах, ничего не меняя и не добавляя (см. Приложение 4). Участникам было предложено ответить на вопрос, какой пейзаж им нравится больше.

Результаты эксперимента представлены в таблице ниже.

Таблица 1

Восприятие изображений в разных цветовых гаммах

Вопрос

Тёплая цветовая гамма

Холодная цветовая гамма

В каком домике тебе бы больше понравилось жить?

 

19

 

10

Какой персонаж злой, а какой – добрый?

 

Добрый 28

Злой 1

 

Добрый 1

Злой 28

Какой пейзаж тебе больше нравится?

 

15

 

14

В ходе эксперимента выяснилось, что большинство ребят предпочли тёплую цветовую гамму при выборе домика, в котором они хотели бы жить; все, за исключением одного человека, назвали добрым персонажа, выполненного в тёплой цветовой гамме; при выборе понравившегося пейзажа результат получился почти равный, но тоже с перевесом в сторону тёплой гаммы. Можно заметить, что ребята охотнее выбирали тёплую цветовую гамму в случае, когда речь шла о чём-то личном и близком, то, с чем мы сталкиваемся каждый день и с чем лично взаимодействуем (человек, дом); пейзаж же имеет больше декоративный характер и воспринимается более отстранённо.

Таким образом, эксперимент в целом подтвердил мою гипотезу о том, что большинство людей имеют схожее цветовое восприятие, несмотря на различные цветовые предпочтения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам исследований, проведенных в ходе работы над проектом, можно сделать два основных вывода:

Любимый цвет человека зависит от типа личности.

Восприятие цветов у людей схожее, несмотря на различные цветовые предпочтения; при этом, чем более личный характер носит предмет или явление (человек, дом), тем скорее человек предпочтёт тёплую цветовую гамму.

Цель работы достигнута, гипотеза успешно подтверждена.

Данная работа помогла мне углубить знания о цвете и почувствовать силу его влияния на человека. Работая над проектом, я поняла, что изучение темы цвета очень увлекательное занятие и открывает широкий простор для дальнейших исследований и экспериментов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Печатные источники

Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство, 1 класс : учебник / Н. М. Сокольникова. – 4-е изд., стереотип. – Дрофа ; Астрель, 2019. – 143, [1] с. : ил. – (Российский учебник : Планета знаний). – ISBN 978-5-358-21912-0

Электронные источники

Дополнительные цвета [Электронный ресурс] : Википедия. Свободная энциклопедия. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Дополнительные_цвета (дата обращения: 10.11.2022).

Основные цвета [Электронный ресурс] : Википедия. Свободная энциклопедия. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Основные_цвета (дата обращения: 10.11.2022).

Тест Айзенка на темперамент (детский вариант) [Электронный ресурс] : Образовательная социальная сеть. – URL: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2018/01/13/test-ayzenka-na-temperament-detskiy-variant (дата обращения: 10.10.2022).

Цвет [Электронный ресурс] : Википедия. Свободная энциклопедия. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Цвет (дата обращения: 10.11.2022).

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Опросник Айзенка. Круг Айзенка

(изучение темперамента младшего школьника)

Тебе нравится находиться в шумной и весёлой компании?

Часто ли ты нуждаешься в помощи других ребят?

Когда тебя о чем-нибудь спрашивают, ты, чаще всего, быстро находишь ответ?

Бываешь ли ты очень сердитым, раздражительным?

Часто ли у тебя меняется настроение?

Бывает такое, что тебе иногда больше нравится быть одному, чем встречаться с другими ребятами?

Тебе мешают уснуть разные мысли?

Ты всегда выполняешь всё сразу, как тебе говорят?

Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь?

Было ли когда-нибудь так, что тебе становилось грустно без особой причины?

Можешь ли ты сказать, что ты, в общем-то, очень весёлый человек?

Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?

Бывает ли так, что иногда тебя почти всё раздражает?

Тебе нравилась бы такая работа, где всё надо делать очень быстро?

Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя всё кончилось хорошо?

Было ли когда-нибудь, чтобы тебе доверили секрет, а ты по каким-то причинам не смог его сохранить?

Ты сможешь без особого труда развеселить компанию скучающих ребят?

Бывает так, что твоё сердце начинает сильно биться, даже если ты почти не волнуешься?

Если ты хочешь познакомиться с другим мальчиком (девочкой), то ты почти всегда первый начинаешь разговаривать?

Ты когда-нибудь говорил неправду?

Легко ли ты расстраиваешься, когда тебя ругают за что-нибудь?

Тебе постоянно нравится шутить и рассказывать весёлые истории друзьям?

Ты иногда чувствуешь себя усталым без особой причины?

Ты всегда выполняешь то, что тебе говорят старшие?

Ты, как правило, всегда бываешь доволен?

Можешь ли ты сказать, что ты чуть-чуть больше обидчивый, чем другие?

Тебе всегда очень нравится играть с другими ребятами?

Было ли когда-нибудь, чтобы тебя попросили дома помочь по хозяйству, а ты по какой-то причине не смог этого сделать?

Бывает, что у тебя иногда без особой причины кружится голова?

Бывает ли, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?

У тебя временами бывает такое чувство, что тебе всё надоело?

Ты любишь иногда похвастаться?

Бывает такое, что, находясь среди других ребят, ты чаще всего молчишь?

Бывает, что ты так волнуешься, что не можешь усидеть на месте?

Ты очень быстро принимаешь решение?

Ты шумишь иногда в классе, если нет учителя?

Тебе иногда снятся страшные сны?

Можешь ли ты веселиться, не сдерживая себя, в компании ребят?

Тебя легко огорчить?

Случалось ли тебе говорить о ком-нибудь плохо?

Можешь ли ты иногда сказать про себя, что ты беззаботный человек?

Если ты оказываешься в глупом положении, то ты потом долго расстраиваешься?

Тебе очень нравятся весёлые игры?

Ты ешь всё, что тебе подают?

Когда тебя о чём-нибудь просят, тебе всегда бывает трудно отказать?

Ты любишь часто ходить в гости?

Был ли хотя бы раз в твоей жизни такой момент, когда тебе хотелось всё бросить?

Было ли такое, что ты когда-нибудь грубо разговаривал с родителями?

Как ты думаешь, тебя считают весёлым человеком?

Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

Нередко бывает так, что тебе не хочется принимать участие в общем веселье?

Тебе очень трудно бывает уснуть из-за разных мыслей?

Ты почти всегда уверен, что справишься с делом, за которое взялся?

Бывает, что ты нередко чувствуешь себя одиноким?

Ты обычно стесняешься заговаривать первым с новыми людьми?

Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-либо исправлять?

Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?

Бывает, что ты очень весёлый или очень печальный без особой причины?

Тебе иногда кажется, что трудно получить настоящее удовольствие от компании ребят?

Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь, не подумав?

Приложение 2

Практический эксперимент. Часть 1 «Домик»

Приложение 3

Практический эксперимент. Часть 2 «Персонаж»

Приложение 4

Практический эксперимент. Часть 3 «Пейзаж»

Просмотров работы: 59