Реабилитация детей с расстройством аутистического спектра в условиях современных реалий г. Магнитогорска

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Реабилитация детей с расстройством аутистического спектра в условиях современных реалий г. Магнитогорска

Шутова М.Е. 1
1МОУ "СОШ №55"
Зыбайлов Р.В. 1
1МОУ "СОШ №55"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной работы заключается в том, что сегодня современный мир стремиться привить обществу толерантность в области детей с особенностями развития, создать для них мир, котором они не будут чувствовать себя дискомфортно. Сегодня многие считают, что именно социализация помогает особенным детям победить свои проблемы и занять достойное место в обществе. Год от года медики, ученые наблюдают повышение процента детей с особенностями развития, в том числе и расстройством аутистического спектра (РАС).

Проблема состоит в том, что на данный момент существует множество способов реабилитации детей с РАС, но в то ж время доступность их на периферии нашей страны ограничена. Недостаток специалистов высокого уровня наблюдается не только в небольших населенных пунктах, но и в областных центрах, крупных городах, подобных Магнитогорску. Дети с РАС, не получающие соответствующую помощь навсегда уходят в себя, не социализируются, получают инвалидность.

Объект исследования: дети с РАС города Магнитогорска.

Предмет исследования: реабилитационные мероприятия для детей с РАС в г. Магнитогорске.

Цель: исследование методов, приемов практики реабилитации детей с РАС в городе Магнитогорске в 2022-2023 годах. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

Познакомиться с терминами «аутизм», «расстройства аутистического спектра»,

Выявить отличительные маркеры диагноза «расстройства аутистического спектра»;

Понять, современные методы, приемы методы и практики реабилитации детей с РАС;

Выявить центры обучения и коррекции для детей с РАС в г. Магнитогорске и оценить эффективность их работы.

Гипотеза: сегодня во многих крупных городах появились центры, где детям с РАС оказывают реабилитационную помощь, в том числе и в городе Магнитогорске. Обучение и коррекция детей с РАС, позволяет им адаптироваться к жизни в обществе.

Методология: анализ, синтез, наблюдение.

ГЛАВА 1. АУТИЗМ КАК ДИАГНОЗ: ОТ ПЕРВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДО СОВРЕМЕННОСТИ

Понятия «аутизм» и «РАС»: история появления терминов

Понятие «аутизм» присутствует во многих словарях. Втолковомсловаре психиатрических терминов: «аутизм»(греч. autos – сам) отщепление от действительности, фиксация на внутренних переживаниях, аффективных комплексах при шизофрении. Под аутизмом понимают изменение отношения больного к людям, уход в себя, отгороженность от внешнего мира, потерю эмоционального контакта с окружающими [17]. В антропологическом толковом словаре аутизм – состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира.[15] В толковом словаре «Медицинских терминов» - погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности, отсутствием стремления к общению с окружающими людьми, скудностью эмоциональных проявлений; признак психического расстройства.[14] В толковом словаре «Словарь иностранных слов» аутизм – это погружение в мир личных переживаний с активным отстранением от внешнего мира.[5] Все эти трактовки объединяет одно: аутизм-это неврологическое нарушение развития с разнообразными симптомами.

Уже в XVIII веке появляются медицинские материалы, содержащие описания людей, которые, вероятно, страдали аутизмом: они были замкнуты, не общались, речи не было. Впервые термин аутизм появился благодаря швейцарскому психиатру Юджину Блейлер в 1911 году, а в 1928 году он ввел его в психологию. Тогда он рассматривал аутизм, как проявление шизофрении.[4] В современном значении, аутизм описали в 1940-х годах психиатры Лео Каннер и Ганс Аспергер. Позже их именами стали называть разные степени проявления аутизма (синдром Каннера и синдром Аспергера).

Уже в 1980-х годах взгляд на аутизм был пересмотрен. Дело в том, что все дети с аутизмом непохожи друг на друга, у них не совпадали все критерии аутизма, даже в рамках одного синдрома. Как сказал Стивен Шор (человек с РАС, ученый): «Если вы знаете одного человека с аутизмом, то вы знаете одного человека с аутизмом».[12] Так в международной классификации болезней, термин «аутизм» был изменен на «расстройства аутистического спектра». В МКБ 10 еще использовали понятие «аутизм» и выделяли различные синдромы, то в МКБ 11 мы уже видим понятия «РАС» (классификатор DSM лежит в основе пересмотра термина).  DSM – это диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, изначально разрабатывалось Американской Психиатрической Ассоциацией. [7] Сейчас используется уже 5-е издание (DSM-V), выпущенное в 2013 году. Отличительной особенностью этого руководства является подробная классификация и, самое главное, описание именно психических расстройств.

Расстройства аутистического спектра (РАС) — обширная гетерогенная группа состояний, связанных с развитием нервной системы, которые характеризуются стойким дефицитом навыков социальной коммуникации и социального взаимодействия без учета наличия общей задержки развития, ограниченными, повторяющимися моделями поведения, интересов и деятельности и, как следствие, ограничением и нарушением повседневного функционирования.[6]

В ближайшие годы Россия должна перейти на МКБ-11, а это значит, что люди официально будут иметь в диагнозе запись «РАС» и код. Но уже сегодня на практике, в том числе и в городе Магнитогорске, ряд детей имеют медицинские документы, в которых диагноз обозначен, как «РАС». Потребуется много времени, когда наше общество примет новую классификацию, а термин «аутизм» выйдет из оборота. В тоже время, люди с синдромом Аспергера «вышли из диагноза», чем некоторые недовольны. Они уже осознают себя и синдром Аспергера, как единое целое. В настоящее время ученые многих стран мира, медицинские специалисты, педагоги стали больше интересоваться проблемой аутизма, так как постоянно растет количество диагностированных случаев заболевания среди детей. Если в начале XX века на 1000 рожденных детей выявляли всего 1-2 детей с аутизмом, то сегодня эта статистика звучит более угрожающе: 1 ребенок с аутизмом на 68 рожденных детей. Для науки вопрос аутизма на данный момент является проблемным, так как ответов на интересующие вопросы его происхождения, течения и лечения на самом деле сейчас нет.

Причины возникновения аутизма и критерии диагностирования

Причины, приводящие к развитию РАС, на самом деле не выяснены. В настоящее время РАС считается полиэтиологическим заболеванием, так как нет доказательств влияния именно одного фактора. Сегодня научный мир выделяет три основных фактора:

Генетический фактор. На Западе были исследования, которые показали, что существуют гены, ответственные за появление РАС и примерно у 50 % людей они есть. Но «поломка» происходит лишь при сочетании определенных генов.

Нарушения головного мозга. С помощью магнитно-резонансной томографии МРТ удалось выяснить, что часть людей с РАС имеют структурные нарушения в отдельных частях головного мозга: лобных долях, мозжечке, стволовом отделе головного мозга. Многие люди с РАС испытывают нарушения кровоснабжения головного мозга, часть из них страдает от эпилепсии.

Биохимические изменения. Во время исследований, ученые выяснили, что у многих людей с РАС увеличен сератонин в крови (30 %). Таким образом, в головном мозге нарушен обмен веществ, которые отвечают за передачу импульсов между нервными клетками. Также существует гипотеза, что РАС появляется и с нарушением усвоения некоторых белков: глютена, казеина. Данные исследование еще не закончены.

Впервые критерии диагностирования аутизма (маркеры аутизма) выделил Лео Каннер в 1956 году: 1) полное отсутствие аффективного контакта с другими людьми; 2) настойчивое стремление к сохранению однообразия в окружающей обстановке и повседневных действиях; 3) привязанность к предметам, постоянное верчение их в руках; 4) мутизм или речь, не предназначенная для коммуникации; 5) хороший познавательный потенциал, который проявляется в прекрасной памяти или выполнении проверочных тестов.[4] Но сегодня подход Каннера пересмотрен. Для включения ребенка в группу риска РАС, у него должны быть обнаружены проявления триады нарушений: трудности коммуникации, социализации, поведения.[3] Согласно критериям DSM-V, люди с РАС имеют: проблемы с общением и взаимодействием с другими людьми; ограниченные интересы и стереотипное поведение; симптомы, влияющие на способность человека существовать в социуме (школа, работа).

В DSM-V диагностика РАС подразумевает три стадии. Первая стадия – скрининг, то есть возможное наличие расстройств, выявление группы риска. Вторая стадия подразумевает дифференциальную диагностику, то есть обращение к врачу. В этом случае данная компетентность находится в руках психиатра. Третья стадия включает в себя  диагностику развития, проверку сохранных либо нарушенных особенностей развития.

Сегодня ясно одно, что РАС – это нарушение врожденное и неизлечимое, симптомы сохраняются всю жизнь. Но в то же время при коррекции и лечении выраженность симптоматики слабеет. Ранее вмешательство помогает детям с РАС снизить тяжесть проявления аутистических расстройств, уменьшить когнитивные нарушения, повысить обучаемость и адаптировать с социальную среду. Сегодня реабилитация детей с РАС включает в себя социализацию, обучение и психокоррекционную работу, медикаментозное лечение. В тоже время, среди взрослых людей с РАС существует мнение, что лечить аутизм не стоит, так как происходит «ломка» человека. Многие высокофункциональные аутисты не считают свой диагноз болезнью, предпочитая называть его «другим взглядом на мир». Некоторые из людей с синдромом Аспергера, говорят, что глупо было бы «лечить» гениальность Илона Маска, Альберта Эйнштейна, Темпл Грандин и других известных людей с аутизмом. Мир от этого лишь бы потерял многие достижения.[18]

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С РАС В Г. МАГНИТОГОРСКЕ В 2022 ГОДУ

Как известно, многим детям медицинские специалисты очень долго и часто неохотно выставляют РАС, во всяком случае, в городе Магнитогорске. В ходе работы, нам удалось познакомиться с семьями, где есть особенные дети. В обоих случаях диагнозы звучат как «ЗПРР с аутистическими чертами». А многие аутисты так живут с диагнозами «ЗРР», «ЗПРР», «СДВГ», позже пишут «алалию», «умственную отсталость». Порой в диагнозе аутистические черты даже не указывают. На самом деле это важно только с одной точки зрения – получение инвалидности, так как аутистам она положена. В любом случае, как известно на примере Темпл Грандин, аутистов из низкофункционального состояния можно перевести в высокофункциональное. Для этого существуют три методики по реабилитации: 1) социализация 2) корректирующие занятия с дефектологом, нейропсихологом, а еще АВА специалистом. 3) Медикаментозное лечение и рефлексотерапия. Современная медицина считает, что именно сочетание трех методик позволяет отчасти помочь детям с РАС. Хотелось бы отметить, что необходимо, на наш взгляд, выделить еще один пункт – это постоянная работа родителей дома с детьми, в том числе основанная на АВА.

В ходе исследования все три направления были задействованы, а также работа родителей дома. Мы наблюдали за реабилитацией девочки 3-3,5 лет, у которой в 3 года поставили диагноз «ЗРР», что на наш взгляд является, как минимум ошибкой. На наш взгляд, отсутствие речи после 3 лет, как минимум вызывает и задержку психического развития. Чуть позже психолог центра на Грязнова 30, подтвердила наши умозаключения. Работа с данным ребенком началась в возрасте 3 года, 1 месяц. Первые занятия были исключительно с дефектологом, так как родственники беспокоились только из-за отсутствия речи. Со временем пришло понимание, что проблема не только в речевой коммуникации. Например, данная девочка: постоянно прыгала, не было указательного жеста, не могла рисовать и лепить (отказывалась с истерикой, не позволяя рисовать даже другим при ней), у ребенка отсутствовал дневной сон, был поиск утяжеленных предметов, таких как одеяла, матрасов (сенсорная интеграция), особая зацикленность на качелях.

В городе Магнитогорске есть два популярных центра коррекции и развития для детей с РАС: «Дети Индиго» и Коррекционно-логопедический Марии Черняк.

«Дети Индиго» предлагают как терапевтические процедуры (транскраниальная микрополяризация, чрезкожномикротокая терапия, БАК, Томатис), так и коррекционные занятия. Особенный интерес вызывают занятия по нейропсихолгии. На занятиях обучение и коррекция детей идет при помощи сенсорной интеграции. Дети с РАС «насыщаются» сенсорными ощущениями на батуте, гамаке, качелях, специальных вращающихся трубах. Сенсорная интеграция позволяет детям с РАС «успокоить» нервную систему, плавно подвести ребенка к обучению и познанию мира. Также это позволяет развивать крупную и мелкую моторику, которая часто страдает у детей с РАС. Мы наблюдали за занятиями детей с РАС у нейропсихологов «Дети Индиго». Спустя 2 месяца было ощутимое движение. Ребенок освоил свое тело в пространстве, произошли улучшение в области моторики, развилось межполушарное взаимодействие, ребенок смог выполнять задания обеими руками, держать баланс на доске Бильгоу. В идеале доступ в «сенсорную комнату» для ребенка с РАС должен быть постоянным.

Мы наблюдали также за занятиями ребенка в центре Марии Черняк. В данном случае речь шла о занятиях по «прикладному анализу поведения» (АВА). Данный подход коррекции сегодня является наиболее эффективным и доказанным при работе с детьми с РАС. Его цель заключается в том, что сформировать у ребенка отсутствующие навыки. Принцип АВА построен на результатах и последствиях деятельности ребенка. Если результат нравится, то ребенок его будет повторять. Каждое выполненное задание подкрепляется одобрением или поощряется «подкрепителем» (игрушкой, сладким, специальным жетоном). Изначально с «маленькими» детьми с РАС работают только пищевые «подкрепители» или игрушки. Но со временем их количество сокращается и заменяется на жетоны. Если ребенок на занятии выполняет задание, то получает «подкрепитель», неудачи игнорируются, «подкрепитель» не выдается. Задания обычно разбиваются на небольшие простые блоки, когда результаты закреплены, то задания объединяются в более крупные блоки. В литературе и социальных сетях, среди родителей AВА пользуется популярностью и имеет хорошие отзывы. За три месяца наблюдения за деятельностью ребенка на занятиях по АВА-терапии мы заметили, что девочка, которой на момент октября 2022 было уже 3 года и 6 месяцев значительно улучшила свои навыки и приобрела новые. Окончательно закрепились навыки работы обеими руками (например, работа со снежколепом и мячиками), улучшились навыки сортировки объектов по размеру, цвету, форме. Прорывом были новые навыки: дуть в соломинку и выдувать пенопластовый шарик; соотносить разные вариации одной и той же картинки (изображения); повторять («зеркалить») действия за педагогом (высовывать язык, делать им «часики»); появились новые звуки и отдельные слова; ребенок осваивает глобальное чтение; освоен счет до 10 при помощи речи. Сегодня АВА тренеры говорят о том, что девочка начнет читать раньше, чем говорить. Поведение ребенка значительно изменилось за три месяца. Первое занятие началось с истерики, характерной для всех детей с РАС. Продолжалась она около 20 минут. На данный момент истерики также присутствуют, но стали гораздо реже, по длительности короче. Девочка лучше стала воспринимать обращенную речь, а также говорить больше слов. Например, теперь она не пытается закатывать истерику, если что-то хочет, а пытается попросить при помощи слов «хочу» и «дай». Появились первые простейшие фразы. Например, «я хочу конфетку». В целом даже АВА тренер удивляется скорости обучения данной девочки. В этом же центре некоторые малыши учатся полгода только тому, чтобы сконцентрироваться на какой-либо деятельности. Это еще раз нам доказывает, что РАС очень широк, степень аутизации у всех детей различна, как и набор аутистичных черт. Степень исхода у всех детей с РАС различна, многое зависит от потенциала самого ребенка, но в тоже время большое значение имеет медикаментозная, социальная и коррекционная поддержка. Чем раньше начинают оказывать помощь, тем более оптимистичные прогнозы на жизнь ребенка в обществе. Стоит отметить, что во время наших наблюдений и занятий происходила и медикаментозная поддержка. Были применены такие препараты, как глиатилин (Италия), когитум (Франция). Оба они считаются ноотропами, которые помогают построить нейронные связи в мозге, взамен поврежденных. Хотя АВА тренеры занимают антимедикаментозную позицию в целом, родители девочки в нашем исследовании не исключили медикаментозный метод реабилитации. В том числе ранее летом были проведены терапевтические процедуры БАК, транскраниальная микрополяризация.

На данный момент нельзя сделать вывод о том, что именно помогает девочке в нашем исследовании. Это могут быть ноотропы, занятия или их комплекс. В целом мы не раз читали в сети мнения мам особенных детей, что те же ноотропы действенны только в сочетании с занятиями. Проблемой остается лишь стоимость занятий и реабилитации. В идеале, необходимо посещать АВА специалистов минимум 3 раза в неделю, а нейропсихолога, как минимум 2 раза. В среднем в неделю стоимость данных занятий около 5000 рублей. Не сложно посчитать, что минимальная реабилитация, построенная только на занятиях, составляет 20000 рублей в месяц. Учитывая средние заработные платы в г. Магнитогорске, мы можем утверждать, что для многих родителей детей с РАС, эти центры практически недоступны.

В нашем учебном заведении также обучаются дети с РАС. Процент их небольшой от общего числа учеников. Часть из них справляется с общеобразовательной программой, не испытывает проблем именно с обучением. Но в то же время, существуют проблемы общения, восприятия собеседника. Но процесс социализации позволяет им компенсировать свои проявления аутизма.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования задачи, поставленные нами, были решены. А именно мы раскрыли понятия «аутизм», «РАС», определили маркеры, по которым можно выявить РАС у ребенка, собрали информацию о методах и приемах коррекции и обучения детей с РАС. Наша цель в итоге была достигнута. Гипотеза подтверждена – в городе Магнитогорске есть реабилитационные центры, в которых оказывают помощь детям с РАС. Реабилитационные мероприятия в данных центрах приносят успехи в обучения детей с РАС.

В любом случае любая реабилитация детей с РАС – это многолетняя работа родителей и специалистов. Никто и никогда не может гарантировать, что симптоматика РАС будет подавлена, а ребенок приблизится к «около норме». Для каждого ребенка с РАС и его родителей – это своя неизвестная дорога, свой мир, свой путь в будущее. Ребенок с РАС может жить с нами в одном доме, играть на одной площадке или ходить с нами в один класс. Еще вчера мы могли назвать таких детей сумасшедшими, нелюдимыми, с ужасным характером и т.д. Часто родители нейротипичных детей, видя то, что они общаются с нейроособенными, пытаются забрать свое чадо с игровой площадки, ограничить, либо пресечь общение. Наше общество хочет говорить о толерантности, иметь европейские стандарты, но при этом находится в глубоком невежестве о проблемах детей с РАС. Они были и будут всегда. Никто не застрахован от рождения ребенка с РАС. Науке до сих пор неизвестно ничего о том, каковы шансы появления ребенка РАС в семье. Также неизвестно, что реально влияет на причины появления РАС. Мы знаем лишь одно, что детям с РАС нужна поддержка, коррекция и социализация и тогда, они смогут жить среди нас, делая свой посильный вклад в жизнь общества. Быть человеком – это, прежде всего, уметь протягивать руку другому человеку, оказывать помощь и поддержку. Понятия норма и не норма, достаточно относительны. «Миру нужны разные типы мышления», – сказала профессор Темпл Грандин во время лекции на канале ТED.[16]

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Ворхлик Е.В., Аутизм: что это, признаки у детей и симптомы у взрослых, лечение [электронный ресурс] // ПРОБОЛЕЗНИ. – URL: https://probolezny.ru/ autizm/ (дата обращения: 20.09.2022 г.)

Глава 06. 2. Психические и поведенческие расстройства и нарушения нейропсихического развития. Статистическая классификация. – М.: «КДУ», «Университетская книга» – 2021. - 432с. (дата обращения: 10.11.2022 г.)

Демина Анна, Статья/Диагностика ранних проявлений РАС [электронный ресурс] // Растим детей. Навигатор для современных родителей. – URL: https://xn--80aidamjr3akke.xn--p1ai/articles/diagnostika-rannix-proyavlenii-ras (дата обращения: 10.10.2022 г.)

Докукина, Н.К., Григорьева, Т.Н. Алыко, Н.А. Сергеева, ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ДЕТСКОГО АУТИЗМА [электронный ресурс] // Республиканский научно-практический центр «Психического здоровья». –URL: file:///C:/Users/%D0%95%D0%B2%D0 %B3%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9/Downloads/2013071513273422.pdf (дата обращения: 01.10.2022 г.)

Комлев Н.Г,Словарь иностранных слов русского языка. – URL:https://dic.academic.ru/contents.nsf/dicfwords/ (дата обращения: 01.10.2022 г.)

Кудлач Алиса, Клинические маркеры расстройств аутистического спектра у детей раннего возраста [электронный ресурс] // Медицинский
вестник. – URL: https://medvestnik.by/konspektvracha/klinicheskie-markery-rasstrojstv-autisticheskogo-spektra-u-detej-rannego-vozrasta (дата обращения: 10.10.2022 г.)

Леонов Сергей, МКБ-10 и DSM-V: отличия в диагностике расстройств пищевого поведения [электронный ресурс] // Центр изучения пищевого расстройства поведения. – URL: https://cirpp.ru/blog/mkb-10-i-dsm-v-otlichiya-v-diagnostike-rasstrojstv-pishhevogo-povedeniya/(дата обращения: 01.11.2022 г.)

Лиза Джо Руди ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ. НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. АУТИЗМ. ВЫСОКОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АУТИЗМ// Синдром Аспергера больше не является официальным диагнозом. – URL: https://translated.turbopages. org/proxy_u/en-ru.ru.9d2a6d11-6372a753-790afde6-74722d776562/https/www.verywellhealth. com/does-asperger-syndrome-still-exist-259944 (дата обращения: 15.10.2022 г.)

МЕЖДУНАРОДНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ БОЛЕЗНЕЙ Краткий вариант, основанный на Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем 10-го пересмотра [введен в действие приказом Минздрава Российской Федерации от 27.05.97 N 170. Дата введения: 01.01.99 г.]- URL: https://clck.ru/32eKS2 МКБ-11.(дата обращения: 10.11.2022 г.)

МКБ 10 [электронный ресурс] //МКБ 10- Международная классифи- кация болезней 10-го пересмотра. – URL:https://mkb-10.com/ (дата обращения: 05.10.2022 г.)

МКБ-11 ― что это? В чем разница между МКБ-10 и 11? [электронный ресурс] // Купрум. – URL: https://dzen.ru/media /cuprum/mkb11--chto-eto-v-chem-raznica-mejdu-mkb10-i-11-5f5f2bdfd709247317e14f74/ (дата обращения: 05.10. 2022 г.)

Опубликовано интервью с профессором Стивеном Шором на портале психологических изданий PsyJournals.ru [электронный ресурс] // Аутизм. Федеральный ресурсный центр. - URL: https://autism-frc.ru/news/world/978

(дата обращения: 13.11.2022 г.)

Перевод: Павличенко А.В., редактура: Буховец И.И. DSM-5: КЛАССИФИКАЦИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ КРИТЕРИЕВ [электронный ресурс] // Психоанализ.-URL:https://psychoanalysis.by/2018/02/13/dsm-5/(дата обращения: 17.10.2022 г.)

Словарь Медицинская энциклопедия [электронный ресурс] // АУТИЗМ. – URL: https://rus-medical.slovaronline.com/ (дата обращения: 01.10.2022 г.)

Словари. Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь. АУТИЗМ. – URL: https://rus-anthropology.slovaronline.com/ (дата обращения: 01.10.2022 г.)

Темпл Грандин. Миру нужны разные способы мышления [электронный ресурс] // TED. – URL: https://www.ted.com/talks/temple_grandin_the_world_ needs_all_kinds_of_minds?language=ru ( дата обращения: 15.11.2022 г.)

Толковый словарь психиатрических терминов [электронный ресурс]. – URL: https://psychiat ry.academic.ru/ (дата обращения: 01.10.2022 г.)

Autistic City. Сообщество — страница сайта autistic.city (ранее aspergers.ru) в социальной сети [электронный ресурс] // ВКонтакте. – URL: https://vk.com/autistic.city (дата обращения: 17.11.2022 г.)

Officers : President D ilip V. Jeste, M.D. ,President-Elect Jeffrey A. Lieberman, M.D., Treasurer David Fassler, M.D., Secretary Rcxser Peele, M.D. DIAGNOSTIC AND STATISTICAL MANUAL OF MENTAL DISORDERS FIFTH EDITION DSM-5TM. – URL: DSM https://clck.ru/32eKVc (датаобращения:13.11.2022 г.)

Просмотров работы: 91