Синдром хронической усталости- болезнь современной цивилизации

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Синдром хронической усталости- болезнь современной цивилизации

Ковалева Е.Е. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия
Шихов В.А. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I. Введение

Во второй половине XX века человечество столкнулось с группой проблем, от решения которых зависит дальнейшее существование мирового сообщества. Эти проблемы получили название глобальных.

Всю свою историю человеческое общество сталкивалось с различными видами заболеваний, которые не раз ставили человечество перед угрозой полного уничтожения, прежде всего, это были инфекционные заболевания. Постепенно медицина научилась бороться с подобным. Пенициллин, антибиотики, вакцинация населения – всё это действенные орудия в борьбе с различными инфекционными и вирусными заболеваниями. Прогресс не стоит на месте. Однако, уничтожая старые проблемы, прогресс может порождать новые. Это касается и болезней.

В современных развитых странах, в которых социальный и научно-технический прогресс продвинулся наиболее далеко, зафиксирована новая проблема, связанная со здоровьем человека – на смену смертельным инфекционным заболеваниям, приходит синдром хронической усталости (далее СХУ). Несмотря на развитость стран, не существует единой общепринятой теории, объясняющей этиологии возникновения данной патологии. Особое значение проблеме придает существенная вредоносность симптомов СХУ. Так, заболевание сопровождается нарастающей и не проходящей в течение полугода и более выраженной усталостью, приводящей к ограничению трудоспособности. [3].

Данный синдром зачастую рассматривается как медицинское заболевание, но в сфере психологии он не развит.В настоящее время одной из проблем в исследовании синдрома хронической усталости является недостаток сведений.

Этому заболеванию подвержены представители любых социальных групп, а диагностироваться данный синдром может уже в возрасте 12-14 лет.Глядя, с какой скоростью, распространяется синдром хронической усталости в развитых странах, нельзя не обратить внимание на следующие противоречия: научно-технический прогресс, увеличивая комфорт нашей жизни и уровень потребления, подвергает человечество испытанию на возникновение внутреннего дискомфорта, стресса и депрессии, а также синдрома хронической усталости. Несмотря на инновационные медицинские технологии, население безграмотно в вопросах этой болезни.

Исходя из всего вышесказанного, автор формулирует проблему: не является ли синдром хронической усталости платой за тот уровень жизни, который мы сейчас имеем. Гипотеза: чем больше человек работает над повышением уровня жизни, тем выше риск заболевания СХУ.

Поэтому автор ставит перед собой цель:

Рассмотреть СХУ как социально-психологическое явление и определить возможные методы лечения и профилактики синдрома.

Исходя из цели и гипотезы, автор ставит перед собой следующие задачи:

изучить явление синдрома хронической усталости;

узнать, в каких странах он более распространен;

выявить, как и чем он опасен для цивилизации;

выявить патогенез, симптомы и последствия СХУ;

узнать, как можно минимизировать последствия СХУ;

изучить распространенность синдрома хронической усталости на базе МАОУГ;

провести анкетирование по вопросам симптоматики заболевания среди обучающихся 8-11 классов и учителей МАОУГ;

провести сравнение между результатами исследования 2014 года и 2022 среди обучающихся 8-11 классов и учителей МАОУГ;

предложить способы профилактики и борьбы с симптомами СХУ.

Объект исследования – синдром хронической усталости, предмет – причины, последствия и способы борьбы с СХУ.

Методы исследования – причинно-следственный анализ изучаемой информации, синтез полученных результатов,Анкета «Критерии синдрома хронической усталости» (С.Г. Комаров, 2008г.), формулирование выводов на основе проведенного анализа.

Для написания своей работы автор, в первую очередь, использовал следующие источники:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Синдром_хронической_усталости

http://myfamilydoctor.ru/sindrom-xronicheskoj-ustalosti-lechenie/

https://archive.org/details/understandingchr0000alin

http://gerontology-explorer.narod.ru/a31c209e-7331-4dfc-a9ea-6f9b31ef2cb1.html

I. Теоретическая часть

Глава 1.

Синдром хронической усталости

Синдром хронической усталости (СХУ) – заболевание, которое сопровождается постоянной слабостью (не проходящей после длительного отдыха), включающее в себя совокупность признаков, при котором нарушается работа иммунной, нервной, гормональной и других систем организма. [1; 3; 7].

При изучении СХУ было выявлено, что данное заболевание не имеет территориальной привязанности, оно не ограничивается по распространению и географическим областям. Подвергает все расовые, а также, возрастные группы. Частота встречаемости заболевания у мужчин составляет 291 случай на 100 000, а у женщин 522. [5]. Было замечено, что развитие синдрома СХУ у детей и подростков меньше, чем у взрослых людей. [7].

Распространённость СХУ варьируется от 0.006% до 6.41%, но в большинстве случаев (80%) остается не диагностированным. По мнению некоторых авторов, только 16% пациентов ставится диагноз СХУ. [4].

Несмотря на большую разницу в статистических данных, большинство исследователей отмечают, что тенденция распространения предрасположенности и заболевания СХУ растет. [4].

Этиология возникновения синдрома хронической усталости

Причины возникновения СХУ до сих пор неизвестны, но существует несколько теорий этиологии синдрома:

Инфекционная теория: причиной возникновения СХУ являются герпесвирусы (вирус Эпштейна-Барра, цитамегаловирус, герпесвирусы 1,2,6,7 типов) и энтеровирусы (вирус Коксаки и др.).

Иммунная теория: нарушение иммунной системы является основой возникновения СХУ.

Психогенная теория: основой для возникновения СХУ являются нейропсихические заболевания, которые приводят к дисфункции работы иммунной и ЦН систем.

Психосоциальная теория: учеными было выявлено, что неблагоприятная обстановка в семье, негативное событие, негативная атмосфера в обществе человека влияют на риск возникновения СХУ.

Генетическая теория: зафиксированы случаи передачи СХУ по наследству.

Отмечено, что стресс признается одним из основных факторов возникновения СХУ. [4]. Так же было выделено 3 фазы развития стресса:

1)Фаза тревоги. Защитная реакция организма на опасность.

2)Фаза резистентности. Основа устойчивости организма к неблагоприятным условиям среды.

3)Фаза истощения. Прекращение продуцирования защитных гормонов, вследствие этого ухудшение состояния организма.

СХУ может быть спровоцирован каким-либо заболеванием, но общее состояние усугубляется психологическим состоянием. [3]. Ухудшение состояние связано с понижением физической активности, вследствие этого затруднение выполнения обыденных дел. [3;4]. В дополнение к ухудшению физического состояния, проблемы со сном могут вызывать еще большее недомогание. [4]. В связи с недостаточной осведомленностью врачей в данной сфере, дополнением к ухудшению состояния может являться неправильное лечение. [3].

Вывод: все теории возникновения СХУ связаны между собой. Одна вытекает из другой или же дополняет. Оснований для обоснования единой причины недостаточно, нужно время для больших наблюдений

Глава 2.

Клиническая картина

Симптоматика у пациентов может значительно отличаться, но существует набор одинаковых симптомов: светобоязнь, потеря веса, эмоциональная нестабильность, ухудшение памяти и сна. Основным и ярко выраженным является усталость, возникающая внезапно, не проходящая на протяжении длительного времени (даже после отдыха), ограничивающая возможности человека как в физической, так и в умственной деятельности. [3].

Причины возникновения синдрома хронической усталости:

нехватка сна (7-8 часов);

постоянные эмоциональные стрессы;

плохая экологическая обстановка;

наличие хронических заболеваний;

вирусные инфекции;

В развитии недуга различают три основные стадии.

Скомпенсированная. В начале заболевания, как правило, отмечается эмоциональная неустойчивость, незначительные нарушения сна, повышенная утомляемость. На этой стадии работоспособность почти не меняется.

Частично скомпенсированная. Характеризуется нарастанием симптоматики, трудностями в общении с людьми, понижением работоспособности.

Декомпенсированная. Наблюдается повышенная раздражительность, рассеянность, забывчивость, нарушение контакта с окружающими, постепенная утрата работоспособности. Могут появиться и соматические симптомы: головная боль, боли в спине, повышение температуры, озноб, боли в суставах и мышцах, припухание и болезненность лимфатических узлов. Иногда возникает повышенная чувствительность к яркому свету.

Обобщая все вышесказанное можно сделать вывод: СХУ – это болезнь цивилизации и беспричинная, сильно выраженная, изматывающая организм общая усталость, не проходящая после отдыха, мешающая человеку жить в привычном для него ритме. Данное заболевание в большей степени распространено на территории развитых стран.

Симптомы синдрома хронической усталости

Симптомы синдрома хронической усталости проявляются не сразу. Чаще всего СХУ начинается с гриппоподобного состояния (типа ОРВИ): повышение температуры тела, боли в горле, увеличение лимфатических узлов, головные боли. Затем быстро, в течение нескольких часов или дней, к этим симптомам присоединяется необъяснимая мышечная слабость, болезненность отдельных мышц или боли в суставах, истощаемость после физических нагрузок, невосстанавливающееся самостоятельно хорошее самочувствие на протяжении суток. Развернутый синдром включает также расстройства сна, снижение памяти и интеллекта, депрессивные явления и измененные состояния сознания, которые не являются вторичными, а входят в структуру синдрома. Потом у больного появляется внезапное возникновение изнуряющей слабости. Усталость прогрессирует и не проходит после отдыха (ночного полноценного сна), резко снижается работоспособность, повышенная раздражимость

Из-за этих симптомов синдром хронической усталости путают с другими болезнями. Перечислим ещё раз характерные для этого заболевания симптомы:

Прогрессирующая или продолжительная усталость, особо выраженная после любых физических нагрузок, которые прежде переносились легко;

Низкотемпературная лихорадка;

Мышечная слабость;

Миалгия (боль в мышцах);

Расстройство сна (бессонница или, напротив, сонливость);

Нейропсихические расстройства: повышенная чувствительность к яркому свету, расстройство зрения (пятна перед глазами), забывчивость, раздражительность, нерешительность, снижение мыслительной активности и способности к концентрации внимания;

Депрессия.

Автору часто приходилось слышать, как одноклассники и учителя жалуются на головную боль, боль в горле, животе, на нарушение сна, ухудшение памяти, рассеянность. Кроме того, у них бывают повышенная температура без заболеваний и головокружение. Многие обращают внимание на снижение работоспособности к концу недели или четверти.

Это встревожило автора, и было решено провести анкетирование, чтобы определить, у кого в МАОУ Гимназии может проявиться СХУ, у кого можно заметить симптомы СХУ в начальной стадии.

Выводы

Обобщая все вышесказанное можно сделать вывод: СХУ – это болезнь цивилизации, беспричинная, сильно выраженная, изматывающая организм общая усталость, не проходящая после отдыха, мешающая человеку жить в привычном для него ритме. Данное заболевание в большей степени распространено на территории развитых стран, а среди пациентов с этим диагнозом преимущественно население мегаполисов и больших промышленных городов. Как правило, этим заболеванием страдают люди с высокой квалификацией, занятые умственным трудом.

Несмотря на развитие исследований в данной сфере, тенденция распространения СХУ растет.

Обострение СХУ связано со стремлением человека повысить свой социальный уровень. Его желание улучшить положение в обществе приводит к истощению человеческого ресурса, после чего организм не в силах справляться с нагрузкой.

Симптоматика СХУ может значительно отличаться, но существует комплекс одинаковых симптомов: светобоязнь, эмоциональная нестабильность, ухудшение памяти и сна. Основным ярко выраженным симптомом является усталость.

В развитии недуга различают 3 основные стадии: скомпенсированная, частично скомпенсированная, декомпенсированная.

Анкетирование необходимо для профилактики, выявления предрасположенности/заболевания СХУ.

Лечение данного заболевание в первую очередь направлено на терапевтические способы воздействия на больного.

II. Практическая часть

Анкетирование

Автор считает, что подобное анкетирование на определение СХУ необходимо для того, чтобы выявить симптоматику и склонность к заболеванию синдромом хронической усталости. А также для того, чтобы предотвратить начало этого заболевания.

Все лица, страдающие СХУ, должны пройти тщательное медицинское обследование и получить разрешение врача выполнять физические упражнения. Главная цель медицинского обследования - удостовериться в отсутствии поддающейся лечению причины хронического утомления, а также в том, что такие занятия не приведут к ухудшению состояния больного.

У автора на руках были результаты анкетирования 2014 года, на основе которой был проведен первый сравнительный анализ результатов обучающихся и учителей на определение симптоматики СХУ. В 2014 году для проведения исследования было подготовлено две анкеты- одна для учителей, другая для обучающихся. В результате анкетирования было опрошено 25 учителей (75% педагогического состава МАОУГ) и 63 ученика 8, 10, 11 классов (80% от всех обучающихся в этих классах).

В 2022 году для достоверности сравнения результатов было опрошено 67 обучающихся 8, 10, 11 классов (84% от всех обучающихся в этих классах) и 27 учителей (90% педагогического состава МАОУГ).

По результатам анкетирования 2014 года и их анализа можно сделать следующие выводы: Обучающиеся МАОУГ 8, 10, 11 классов спят 7-8 часов в сутки, работоспособность по сравнению с началом учебного года снизилась у 8-х классов, у 10-11 осталась прежней, усталость после ночного сна проходит лишь частично, у обучающихся после умственной работы случаются головные боли, режим дня практически не соблюдается, однако проблем с памятью не наблюдаются. Налицо также три признака СХУ – несоблюдение режима дня, головные боли, усталость после ночного сна проходит только частично. У 8-х учащихся 8Б класса 3 и более признака СХУ. У 7-х учащихся 8А класса 3 и более признака СХУ. Таким образом, у 15 обучающихся 8-х классов явно проявляются три и более симптома СХУ, то есть они стоят на пороге заболевания, что составляет 23% всех учащихся в этих классах.

Вывод по результатам анкетирования в этом году: обучающиеся МАОУГ 8, 10, 11 классов спят менее 7 часов в сутки, работоспособность по сравнению с началом учебного года снизилась у 8-х классов, у 10, 11 осталась прежней, усталость после ночного сна проходит лишь частично, у 1/3 опрошенных, а именно у 8 Б класса, не проходит совсем, у обучающихся после умственной работы случаются головные боли, режим дня практически не соблюдается, однако проблем с памятью не наблюдаются. Налицо также три признака СХУ – несоблюдение режима дня, головные боли, усталость после ночного сна проходит только частично, хотя эти признаки выражаются не так ярко, как у учителей. У 11-и обучающихся 8Б класса 3 и более признака СХУ. Из них у 3 человек женского пола проявляются абсолютно все симптомы СХУ.У 9-и обучающихся 8А класса 3 и более признака СХУ. Из них у одного человека женского пола проявляются абсолютно все симптомы СХУ.

Таким образом, у 20 обучающихся 8-х классов явно проявляются 3 и более симптома СХУ, т.е. они стоят на пороге заболевания, что составляет 30% всех учащихся в этих классах. Из них 4 человека находятся в группе риска, эти данные подтверждают статистику большей подверженности людей женского пола к заболеванию синдромом хронической усталости.

В 2014 году были сделаны такие выводы: среднестатистический учитель МАОУГ спит 7-8 часов в сутки, его работоспособность по сравнению с началом учебного года уменьшается, он подвержен головным болям, при том, что его рабочий день длится более 8 часов, а к концу недели он сильно устает. При этом его полностью устраивает урочная и внеурочная нагрузка в неделю. Налицо наличие трех признаков СХУ, которые ярко выражены – работоспособность уменьшается, усталость к концу недели, рабочий день более 8 часов в сутки. Это говорит о том, что учителя в МАОУГ стоят на пороге такого заболевания, как СХУ. 3 признака СХУ наблюдается у 5-х учителей МАОУГ,4 признака СХУ наблюдается у 1 учителя МАОУГ, 5 и более признаков СХУ наблюдается у 3-х учителей МОУГ. Таким образом, пять учителей МОУГ подвержены СХУ (20% всех учителей), ещё у шестерых (24% всех учителей МОУГ) явно проявляются симптомы этого заболевания. То есть практически половина педагогов Гимназии (44%) страдает от симптомов СХУ или уже болеет этим заболеванием.

В этом году по результатам опроса можно сделать следующие выводы: Среднестатистический учитель МАОУГ спит менее 7 часов в сутки, его работоспособность по сравнению с началом учебного года уменьшилась, он подвержен головным болям, при том, что его рабочий день длится больше 8 часов в сутки, а к концу недели он сильно устает. Более 3 признаков СХУ обнаружено у 25 учителе, что составляет 93% от всех опрошенных, из них у 2 на лицо все признаки СХУ (сон менее 7 часов, снижение работоспособности по сравнению с началом учебного года, сильная перегруженность от урочной и внеурочной деятельности, частые головные боли, чувствительность к свету, длина среднестатистического рабочего дня больше 8 часов, сильное переутомление к концу учебной недели). Обобщим данные: часы сна педагогов уменьшились, больше половины спят менее 7 часов, за счет этого снизилась работоспособность. Больше педагогов перегружены, головные боли также участились, чувствительность к свету наблюдается у половины опрошенных, длина среднестатистического дня осталась практически неизменной, переутомление в конце учебной недели наблюдается у всех педагогов, но в разной степени. Главные отличия результатов 2014 и 2022 года: подверженных СХУ стало больше, спят педагоги меньше, чувствительность к яркому свету у большего числа педагогов стало, загруженность учителей увеличилась.

Основываясь на этих результатах, автор предположил, что ухудшение общего состояния педагогов, повышение чувствительности к свету и утомляемости прямолинейно связано с уменьшением длительности сна. Ведь сон крайне важный источник энергии, во время сна мы получаем заряд, который после используем на протяжении всего дня, также во время сна происходит восстановление организма, и если пренебрегать им, то общее состояние будет ухудшаться.

Таким образом, учителей, подверженных СХУ за 8 лет стало больше почти в два раза.

У обучающихся 8-х классов признаки СХУ наблюдаются больше всего. Учителя так же явно подвержены этому синдрому. Рекомендации по профилактике СХУ направлены учителям и обучающимся, у которых выявлено 3 и более признака. Причины симптоматики СХУ у учителей – это длина среднестатистического рабочего дня – более 8 часов. Причины симптоматики у обучающихся – несоблюдение режима дня. И тем, и другим можно предоставить следующие рекомендации – следить за режимом сна, не пренебрегать отдыхом.

Памятка по профилактике СХУ

Автор решил создать инструкцию по профилактике СХУ и минимизации его последствий на основании изученного теоретического материала.

1. Соблюдать правильный режим дня. (Хорошо спланированный день, чередование работы и отдыха, ежедневные прогулки на свежем воздухе, достаточный сон)

2. Сбалансированное питание. (Отказ от фаст-фуда, употребление большого количества свежих овощей и фруктов, правильное приготовление пищи, обильное питьё в течение дня способствуют восстановлению запасов энергии, хорошей работе всех органов и систем, а также укреплению иммунитета)

3. Чередование умеренных физических нагрузок с продолжительным отдыхом, занятия спортом. (Регулярные занятия спортом укрепляют организм, улучшают кровообращение и питание головного мозга, повышают стрессоустойчивость организма, восстанавливают метаболизм)

4. Закаляться, делать оздоровительную гимнастику.

5. Пить витаминные курсы.

6. Отказ от вредных привычек. (Чрезмерное употребление алкоголя, курение, некачественная пища или злоупотребление кофе могут стать причиной различных заболеваний, включая синдром хронической усталости)

7. Смена окружения. (Поездки на природу, частые прогулки или вылазки в лес, отдых на курорте помогут избежать перенапряжения и дадут нервной системе возможность отдохнуть и восстановиться).

 

Заключение

Ускоренный ритм жизни, большие объемы информации каждый день, загрязнение окружающей среды – все это привело к тому, что все больше людей стали жаловаться на постоянную усталость. Причем усталость не проходит даже после длительного полноценного отдыха и характеризуется снижением физической и умственной деятельности.

СХУ поражает в основном молодых, образованных, преуспевающих людей. СХУ – это болезнь цивилизации и беспричинная, сильно выраженная, изматывающая организм общая усталость, не проходящая после отдыха, мешающая человеку жить в привычном для него ритме. Данное заболевание в большей степени распространено на территории развитых стран, а среди пациентов с этим диагнозом преимущественно население мегаполисов и больших промышленных городов. Как правило, этим заболеванием страдают люди с высокой квалификацией, занятые умственным трудом. СХУ может передаваться инфекционно с другими заболеваниями.

Симптомы СХУ очень разные, от усталости до психических расстройств. Их можно распознать только у специалиста. Вылечить СХУ можно. Только если с самого начала обратиться к врачам-специалистам. Срок выздоровления от 1 до 5 лет. Особой системы лечения еще не разработано, но нужно соблюдать правила, которые скажет врач. Несмотря на то, что изучением данной проблемы медицина всего мира занимается уже не один десяток лет, особых успехов в лечении синдрома хронической усталости врачам добиться не удалось. Лечение этого перманентного состояния организма человека должно быть комплексным и длительным. И в первую очередь направлено на терапевтические способы воздействия на больного.

Проведя большую теоретическую и практическую работу по изучению материала по СХУ, анкетированию учителей и учащихся МАОУГ и анализу результатов анкетирования, автор пришел к следующему выводу. Главное – не ждать, когда заболевание захватит тебя, а уже сейчас делать все, чтобы избежать этой «болезни современной цивилизации». Поэтому автор и создал свою памятку по профилактике синдрома.

ПРЕДУПРЕЖДЕН – ЗНАЧИТ ВООРУЖЕН.

Список литературы

Алефиров А.Н. Синдром хронической усталости// М.: «ЭКСМО», 2012 г. – 120 с. https://www.dom-knigi.ru/catalog/knigi/leontev_a_n_problemy_razvitiya_psikhiki_5_e_izd_ispr_i_dop_m_smysl_2020_527s/

Аминев Ф. Г. Профессиональное здоровье учителя /Редакционная коллегия: ДИ Бахтизина. 2014.С. 25. https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/7562/1/SKhU_disser_1.docx

Арцимович Н. Г. Синдром хронической усталости /Арцимович Н. Г., Галушкина Т. С.. - М. : Науч. мир, 2002.220 с https://search.rsl.ru/ru/record/01000905645

Бикбулатова Л. Ф., Кутлубаев М. А., Ахмадеева Л. Р. Шкала оценки усталости (перевод на русский язык), адаптация и оценка психометрических свойств в стационарах клиник неврологии и терапии /Медицинский вестник Башкортостана., 2012.Т. 7. №. 1. http://links.mnogosdelal.ru/wp-content/uploads/FAS.xlsx

Богаевская О. Ю. Распространенность синдрома хронической усталости у стоматологических пациентов/Современные наукоемкие технологии. 2009. №. 12-С. – С. 21-22. https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25877

Бондаренко И. Н. Адаптация опросника «Диагностика рабочей мотивации» Р. Хакмана и Г. Олдхема на русскоязычной выборке //Психологический журнал., 2010. – Т. 31. – №. 3., С. 109-124. https://arxiv.gaugn.ru/index.php?dispatch=materials.getfile&object_id=35427&object_type=pdf

Бэрроу М. Синдром хронической усталости /Максимилиан Бэрроу; [Пер. с англ. Е.К. Денякиной]. - М.: Изд. Дом "Панорама" Междунар. журн. "Панорама", 1999.181с. https://search.rsl.ru/ru/record/01000618506

Приложение А

АНКЕТИРОВАНИЕ

Анкета для обучающихся

1. Сколько часов в сутки в среднем вы спите?

10-12 часов

7-8 часов

Менее 7 часов

2. Снизилась ли у вас работоспособность по сравнению с началом учебного года?

Да, я заметил(а)

Нет

Я не замечал(а) за собой такое

3. Проходит ли усталость после отдыха (ночного сна)?

Да, полностью

Да, частично

Нет, не проходит

4. Случается ли у вас головная боль

Да, часто

Нет, не часто

Нет, никогда не болит

5. Имеется ли у вас чувствительность к яркому свету?

Да, есть

Нет

6. Соблюдаете ли вы режим сна?

Да, полностью

Да, частично

Нет, не соблюдаю

7. Замечали ли вы за собой ухудшение памяти по сравнению с началом года?

Да, замечал(а)

Нет, не замечал(а)

Анкета для учителей

1. Сколько часов в сутки в среднем вы спите?

10-12 часов

7-8 часов

Менее 7 часов

2. Снизилась ли у вас работоспособность по сравнению с началом учебного года?

Да, я заметил(а)

Нет

Я не замечал(а) за собой такое

3. Вас устраивает урочная и внеурочная деятельность?

Да, полностью

Нет, я перегружен(а)

Нет, я сильно перегружен(а)

4. Случается ли у вас головная боль

Да, часто

Да, не часто

Нет, никогда не болит

5. Имеется ли у вас чувствительность к яркому свету?

Да, есть

Нет

6. Какова длина вашего среднестатистического рабочего дня?

4-6 часов

6-8 часов

Более 8 часов

7. Чувствуете ли вы переутомление в конце учебной недели?

Да, сильно

Да, не очень

Нет, не чувствуется

Приложение Б

Физиопроцедуры при синдроме хронической усталости

Вид лечения

Метод

Результативность

Успокаивающий массаж

Расслабляющее массирование мышц и суставов, а также головы

Массаж помогает снять напряжение, уменьшает болевые ощущения, улучшает кровообращение и питание мышц

Акупунктура

Воздействие на определённые точки организма

Снимает болевые ощущения, успокаивает нервную систему, способствует восстановлению жизненных сил организма

Лечебная физкультура

Активные упражнения для разных групп мышц

Зарядка помогает улучшить кровообращение, восстановить энергетический обмен, снять чувство напряжения

Магнитотерапия

Воздействие на организм магнитного поля

Помогает восстановить деятельность эндокринной и иммунной систем, а также обладает обезболивающим и расслабляющим эффектами

Гидротерапия

Расслабляющее действие на организм водных процедур

Снимает напряжение, болевые ощущения, обладает успокаивающим и расслабляющим эффектами

Лазерная терапия

Применение лазерного излучения с лечебной целью

Активирует системы саморегуляции, ускоряет метаболизм, стимулирует деятельность нервной системы

Просмотров работы: 172