СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Филиппова Д.А. 1
1МОУ «СШ № 10» города Волжска Республики Марий Эл
Евдокимова О.А. 1
1МОУ «СШ № 10» города Волжска Республики Марий Эл
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность. Семья, в которой растёт ребёнок, становится моделью его будущей семьи. Слово семья с самого раннего возраста известно всем. Это самое ценное в жизни. Семья и семейные ценности во всех странах мира всегда лежали в основе любого общества. 1

Тема, которую я взяла для исследовательской работы, актуальна, так как особый интерес к вопросам семейной жизни появился в последние годы в связи с кризисным состоянием современной семьи.2 Семья издавна считалась самым главным в жизни человека. Также семья является самым важным агентом социализации ребенка. Постепенно духовные ценности уходят на второй план, семейные ценности в том числе. У родителей в современном ритме жизни на беседы с детьми почти не остается времени. Так и получается, что ребёнок оказывается в ситуации диссонанса относительно семейных ценностей.

Я решила исследовать, является ли актуальной проблема семейных ценностей для педагогов и учащихся нашей школы, отличается ли роль семейных ценностей для людей разных возрастов, а в последующем выяснить, чем это обусловлено. (Приложение 1)

Цель: выявить с помощью социологического опроса педагогов и учащихся школы сформированность представления о семейных ценностях и их значимости в семье.

Задачи:

изучить теоретическую часть данного вопроса;

провести социологический опрос педагогов и учащихся школы о семейных ценностях;

сделать анализ полученных результатов.

Предмет исследования: представления семейных ценностей у педагогов и учащихся школы

Объект исследования: семейные ценности семьи.

Гипотеза: понимание семейных ценностей у современных учащихся в отличие от педагогов сформированонедостаточно.

В процессе работы использованы следующие методы:

Теоретические (изучение литературы, информация в Интернете, анализ)

Эмпирические (беседа, опрос, анкетирование, наблюдение)

Методы статистической обработки результатов

Новизна работы заключается в выявлении, сравнении и анализе семейных ценностей у взрослых и подрастающей молодежи, результаты которыхоформлены в виде диаграмм.Результаты социологического опроса окажут помощь по корректировке воспитательной работы в школепо духовно-нравственному воспитанию в урочное и во внеурочное время. (Приложение 2)

Структура работы. Во введении раскрывается актуальность, определяются цели, задачи, объект, предмет, гипотеза и методы исследования, новизна работы, раскрывается теоретическая и практическая значимость. Первая глава посвящена семье, ее функциям и семейным ценностям. Вторая глава знакомит с проблемами семейных ценностей в современном мире. В третьей главе рассматривается сохранение семейных ценностей как основной задачи для молодежи. Четвертая глава посвящена причинам трансформации семейных ценностей молодого поколения и знакомит с результатами социологического опроса среди учащихся школы. В заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы по рассматриваемой теме и направление дальнейших исследований по возможному практическому использованию его результатов.

Практическая значимость работы. Данная работа может быть использована на классных часах, а также в практической деятельности педагогов, социальных работников, психологов, родителей, участвующих в процессе социализации личности. Проведенный анализ семейных ценностей молодежи можно включить в содержание уроков по обществознанию 8-11 классов и во внеурочную деятельность в выработке новых подходов по приобщению к семейным ценностям.

1. Теоретические основы семьи и семейных ценностей

1.1.Что такое семья?

На основании изучения научных источников, семья – это одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культура не обошлась без семьи. 3

Социальная необходимость в семье действительно есть, потому что исчезни она, само существование человечества оказалось бы под угрозой. В семье закладывается фундамент идейного, эстетического, нравственного, философского опыта ребенка, его представления о добре и зле, основы умственного, морального и физического облика будущего гражданина современного общества.4

За всю свою историю человечество так и не создало - и, наверное, никогда не создаст - лучшего института воспитания. Специальные исследования психологов и педагогов убедительно доказали: ни одно воспитательное учреждение не может дать детям того, что дает нормальная семейная атмосфера, общение ребенка с отцом и матерью. Нужно постоянно помнить, что мы воспитываем не только ребенка, но гражданина и человека.5

1.2. Семейные ценности

Ценность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Семейные ценности – это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Это – чувства, благодаря которым семья становится крепкой. Это – всё то, что люди переживают вместе внутри дома – радость и горе, благополучие или проблемы и трудности.

В основе ценностей современной ячейки общества по-прежнему лежат любовь, доверие и взаимопомощь. Однако времена меняются, каждая эпоха несет с собой что-то новое, прогрессивное. Наше общество стало более свободным и открытым. Эти факторы оказывают влияние на формирование мировоззрения наших граждан.6

Вступать в брак начали позже – темп жизни изменился. Молодым людям хочется все успеть – получить высшее образование, поработать, получить какой-то опыт, встать на ноги. Все эти явления присутствуют сегодня в нашем обществе и это нормально. Здесь главное не переусердствовать в своих стремлениях, знать меру и помнить о заветах наших предков. 7

Для того, чтобы родители смогли передать свой опыт взращивания семейных ценностей ребёнку, а ребенок начал этот опыт привносить в общество, важно понимать все психологические проблемы, связанные с семейными ценностями.8

Любовь: это главная семейная ценность. Она проявляется в нежности по отношению к любимым, желанием о них заботиться, защищать, быть постоянно рядом. Доверие: важно научиться доверять друг другу и приучить к этому своих детей. Доброта: это желание помочь слабому, беззащитному, оказать ему поддержку, потребность быть полезным. Такие отношения делают семью более гармоничной. Верность: еще один залог крепости любовных уз. Готовность быть с любимым человеком и в горе и в радости, несмотря ни на какие соблазны. Взаимопонимание: важно понимать друг друга с полуслова, уважать интересы и стремления своей второй половинки и детей.9 Уважение: оно выражается в уважении к индивидуальности каждого члена фамилии, недопустимости «переламывания» одного супруга под интересы и потребности другого, невмешательства в дела молодых со стороны родителей.

Все хорошее и плохое закладывается человеку с детства. На примерах он учится, перенимает опыт, модель поведения и отношения к окружающим. Одним из наиболее доступных способов, как это сделать естественно и непринужденно, являются традиции. В каждой семье они могут быть совершенно разными, но решающими одну важную задачу – сплотить и укрепить.10

Чувство значимости и необходимости. Важно, чтобы каждый член семьи знал, что его любя, ценят, в нем нуждаются. Даже будучи сплоченной семьей, каждому члену семьи должно быть, выделено пространство и предоставлена свобода для деятельности.

Гибкость в решении семейных проблем – путь к счастью и ощущению комфорта. В каждой семье устанавливается свой порядок, режим дня, структура, правила. Но слишком много правил и порядка может привести к ухудшению отношений и появлению обид.

Честность образует глубокую связь между членами семьи. Поощряйте честность, практикуя понимание, уважение любых поступков, которые совершают ваши близкие.

Необходимо научиться прощать людей, которые вас обидели. Все делают ошибки. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на обиды.

Семейные ценности формируют у маленького человека понимание роли семьи, ее значимости и уникальности. Именно в окружении близких дети учатся правильно выражать свои чувства, доброту и щедрость, уважение и ответственности за свои поступки, любовь, доверие и честность.

2. Какие проблемы семейных ценностей видят психологи?

Очень много молодых людей создают семейный союз, беря за основу для будущей семьи свое чувство влюблённости. Это чувство хорошее, но для создания семьи обманчивое. Для влюблённости всегда достаточно психофизиологической и психологической совместимости, а иногда даже только психофизиологической. Ценностные ориентации у партнёров могут и не совпадать, но они либо игнорируют этот факт, либо вообще из-за пылкости чувств не думают о каком-то там совпадении своих взглядов на жизнь.

Когда молодой человек влюбляется только в привлекательную внешность девушки и её весёлость нрава, очень нравится ему то, что она «заводная». При создании семьи, опираясь только на такие параметры это огромная ошибка. Внешность девушки со временем будет изменяться. Соответственно влюблённость молодого человека утрачивается и видоизменяется. Пылкость чувств остывает. Что останется, если социальной совместимости между молодыми супругами так и не было? Штамп в паспорте, общее имущество и общий ребенок и всё. И тогда начинаются скандалы: кто и кому должен, ты был другим, ты была другой. Зачастую подобные браки распадаются. Иногда существуют достаточно долго, но при этом они мертвы. Очень сложно уже в этом случае привить с воспитанием семейные ценности.

В современном обществе, в наше время, когда материальное преобладает над духовным, молодые девушки влюбляются во внешние атрибуты молодого человека, в наличие хорошего дохода, красивой машины. Они женятся, но если потом по какой-то причине, материальное положение этого молодого человека меняется, то жена утрачивает смысл нахождения рядом с мужем. Для неё счастливая картинка рушится, утрачивается первоначальная влюбленность, он её раздражает.

Если дети выросли в неблагополучной семье, то где взять пример благополучной?

3. Сохранение семейных ценностей: что является основной задачей нашего поколения?

90-е годы, отмеченные в нашей истории такими явлениями как свобода, независимость, вседозволенность, неуважительное отношение к взрослым и их мнению, остались позади. Во многих домах и квартирах можно увидеть большие фотопортреты своих родственников. Возродился интерес к забытому обычаю – составлению альбома.

Одним из ярких проявлений уважения к своей истории является акция «Бессмертный полк», которая проводится во многих городах России 9 мая в честь Дня Победы. Маленькие дети, несущие фотографию своих родственников, отлично знают, кто это, где воевали, как они погибли, храбро защищая свою родину.

Простые правила и моральные устои, формируясь в пределах родного дома, переносятся затем и в общество. Родовые ценности формируют культуру человека, делают общество более гуманным..11

Изменение и развитие общества, новые взгляды соответственно формируют и новое понимание семейных ценностей. Сегодня нравственные приоритеты родителей и детей значительно разнятся. У детей отношение к данному понятию обладает более прогрессивным, но жестким характером. Такая тенденция наблюдается ввиду того, что каждое последующее молодое поколение берет от предыдущего только самое необходимое, привносит в него собственные, актуальные в настоящее время, семейные обычаи и традиции. Безусловно, такие понятия, как доверие, любовь, взаимопомощь, уважение и доброта, остаются основополагающими и для человека 21-го века. Но, как ни печально, они подвергаются давлению со стороны самых разных факторов, которые обусловлены проблемами общества.

Как воспитываются семейные ценности? Сегодня взаимодействия между близкими людьми могут условно подразделяться на современные и традиционные, и они иногда конфликтуют между собой. У каждого человека есть свое индивидуальное понятие о том, как сохранить отношения и брак. На этом этапе следует понять, что ответственность за гармоничный союз лежит как на мужчине, так и на женщине в равной степени. Идеалом можно не быть, но стараться нужно. В любой период взаимоотношений (неважно, это пара, прожившая в браке много лет, или молодая семья) необходимо заниматься самовоспитанием, работать над собой. 12

Любые проблемы можно научиться решать мирно, что и станет началом пути к взаимному счастью. В результате в скором времени у супругов жизнь преобразится в лучшую сторону, наладится или трансформируется общение.

Дети – цветы жизни. Ни в коем случае не стоит забывать и о самых маленьких. Детям в первую очередь нужен в семье мир и благополучие, ведь они являются самым незащищенным и уязвимым родовым звеном. К ним необходимо проявлять благосклонность и на собственном примере показывать, как важна семья, разъяснять, почему необходимо чтить традиции. Такое морально-нравственное воспитание не будет напрасным.

Из-за информационного дефицита и из-за навязываемых обществом новых ценностей денег и статуса, дети отодвинули самые дорогие и необходимые составляющие своей нормальной жизни на второй план. Разобраться малышам и подросткам в данной теме также помогают и школьные учреждения. В последнее время все чаще стал проводиться классный час, на котором семейные ценности являются главной темой для бесед. Это большой шаг вперед, так как правильное развитие самосознания ребенка поможет ему найти и свое место в жизни.

Почему отличается роль семейных ценностей для двух поколений?

Семья является одним из самых многогранных явлений общественной жизни, сопровождающих человечество с древнейших времен и до наших дней. В современном мире отношение к семье как основному общественному институту изменилось. Это связано с утратой ведущих позиций большой патриархальной семьи, возрастанием самостоятельности молодого поколения. Действительно, современная семья не может являться единственным источником информации для молодого поколения. Развивающиеся информационные технологии позволяют пользоваться самыми широкими базами данных и проводить сравнительный анализ. Тем не менее, семья по-прежнему остается важнейшим источником формирования представлений об этнокультурных и морально-нравственных традициях общества. Ребенку передаются такие семейные ценностные понятия как «родительский дом» и его «будущая семья».13

Проблема в трансформации семейных ценностей молодого поколения заключается не только в желании свободы человека от сковывающих его брачных уз, но и в том, что родители, которые «живут работой» или вечно занятые, не замечают, как их ребенок отдаляется от понятия полноценной семьи. В расплывчатости семейных ценностей и неопределенности дальнейшей жизни так же зачастую виноват сам родитель.

В семейных отношениях, должно быть ценно взаимное уважение и доверие, чувствовать любовь и заботу друг о друге, возможность реализовать себя вне семьи, семейное единство и сплоченность, общение, возможность получить поддержку в трудную минуту, дружеские отношения детей и родителей.

Прошлое поколение воспитывалось в строгости семейных традиций, передаваемых из уста в уста и строго соблюдались потомками семей. Также в современном мире времени у родителя на воспитания семейных ценностей совершенно не остается, из-за этого они преподаются в учебных заведениях.

Заключение

Разрушение института семьи и семейных отношений ведет к потере обществом нравственного благополучия. Семья является колыбелью человеческой личности, школой добродетели и самых лучших человеческих чувств. Всестороннее гармоничное развитие ребенка немыслимо без семейного воспитания.

Актуальность раскрываемого в данной работе вопроса позволяет сделать вывод о высокой значимости традиций семейного воспитания в современном мире. Обычаи и традиции – это два рядом идущих канала, по которым старшие поколения передают молодым опыт своего социального поведения, свои нравственно-политические убеждения и чувства, способы и приемы общественной деятельности.14

Важно помнить только одно: каждое поколение имеет свою неповторимую и уникальную историю, дорожит своими ценностями и опирается на них. Мы, как их носители, можем этих ценностей и не замечать, но они определяют наше поведение и стиль жизни.

В результате исследования я пришла к выводу, что моя гипотеза подтвердилась. Таким образом, я могу сделать следующий вывод – семейные ценности не в полной мере осознаются учащимися как социальный институт. Семья для них является ценностью, однако у них нет установок, ценностных ориентаций на семейную жизнь.

Я планирую дальше продолжить работу по данной тематике. В перспективе знакомство с секретами семейного счастья от пар города Волжска, проживших в браке 50 и более лет. По итогам проделанной работы создать брошюры «Секреты долголетия супружеской жизни».

Список использованных источников и литературы

Ганнак А.Л. Семья. Версии катастрофы.- Вопросы социального обеспечения, 2008. -№19.- С.13-19

Горячев А.П. Проблемы семейных отношений.- Ростов – на - Дону: Феникс, 2005.- 35 с.

Докучаева С. О. Влияние родительской семьи на построение супружеской

семьи в следующем поколении [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование: электронный научный журнал. 2005. -№2.- С. 27-33

4. Леонова С. Мой дом – моя крепость /С. Леонова // Классное руководство и воспитание школьников. Газета «Первое сентября». 2001. -№14.- С.20-21

5. Москвичева Н. Л. Семья в системе ценностных ориентаций личности студента. СПб, 2000.- 45 с.

6. Нравственность современного российского общества: психологический анализ // Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. - М.: «Издательство психологии РАН», 2016.- 69 с.

7. Рахманова В. К. Первый опыт отцовства и отношение к своему отцу // Психологическая наука и образование. 2008.- № 4.- С.17-23

8. Самсонова П. М. Роль родительской семьи в формировании представлений подростков о будущей семье // Тезисы второй всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» (25–27 октября 2005 г.). В 3-х частях. Ч. 3. М. 2005.- 123 с.

9. Туманова Е. В., Филиппова Е. В. Образ отца и образ себя у подростков (возрастные и гендерные аспекты) //Психологическая наука и образование. 2007. № 2.- С.34-38

10. Шнейдер Л.Б. Семейная психология,-М.: Академический проект, Екатеринбург 2006. – 768 с.

11. Юркевич Н. Г. Семья и личность. – Мн. : Нар. Асвета, 1986. – 79 с.

Приложение 1. Социологический опрос педагогов и учащихся.

АНКЕТА (для педагогов)

Что, по-вашему, семья?

Что, по-вашему, самое главное в семье?

Что входит в понятие «семейные ценности»? (выберите не более 3-х ответов)

А) любовь

Б) доверие

В) верность

Г) доброта

Д) уважение

Е) взаимопонимание

Ж) взаимопомощь

З) почитание старших и родителей

4. В каком возрасте вы создали семью?

А) до 18 лет Б) от 18 до 20 лет

В) от 20 до 25 лет Г) от 25 до 30 лет

Д) старше 30 лет Е) нет семьи

5. Какой форме семейной жизни вы отдаете предпочтение?

А) официально зарегистрированный брак

Б) не регистрированный брак с дальнейшим намерением его заключить

В) не регистрированный брак без дальнейшего намерения его заключить

Г) затрудняюсь ответить

6. Желаете ли вы иметь свою будущую семью похожую на родительскую?

А) да, хочу

Б) скорее хочу, чем не хочу

В ) скорее не хочу, чем хочу

Г) нет, не хочу

АНКЕТА (для учащихся)

1.Что, по-твоему, семья?

2.Что, по-твоему, самое главное в семье?

3. Что входит в понятие «семейные ценности»? (выберите не более 3-х ответов)

А) любовь

Б) доверие

В) верность

Г) доброта

Д) уважение

Е) взаимопонимание

Ж) взаимопомощь

З) почитание старших и родителей

4. В каком возрасте ты хотел бы создать семью?

А) до 18 лет

Б) от 18 до 20 лет

В) от 20 до 25 лет

Г) от 25 до 30 лет

Д) старше 30 лет

Е) не хочу создавать семью

5. Какой форме семейной жизни вы отдаете предпочтение?

А) официально зарегистрированный брак

Б) не регистрированный брак с дальнейшим намерением его заключить

В) не регистрированный брак без дальнейшего намерения его заключить

Г) затрудняюсь ответить

6. Желаете ли вы иметь свою будущую семью похожую на родительскую?

А) да, хочу

Б) скорее хочу, чем не хочу

В) скорее не хочу, чем хочу

Г ) нет, не хочу

Приложение 2. Анализ социологического опроса

Я провела социологический опрос, в котором приняли участие 55 учащихся и 20 педагогов МОУ СШ № 10 города Волжска Республики Марий Эл.

Вывод: Самыми популярными ответами у педагогов на этот вопрос были родители и дети, причина жить, а у учащихся – брак, доверие и любовь. Удивил ответ трех учащихся, что «Семья – абсолютная бессмыслица, я не вижу в ней никакого смысла, я могу прожить и без неё». Это доказывает, что семья для людей старшего поколения важнее, чем семья для современного поколения. Но радует тот факт, что у учащихся часто встречался ответ, что семья для них – это близкие люди, поддерживающие друг друга в самые сложные моменты жизни.

Вывод: Большинство педагогов отметило, что самое главное в семье – верность, поддержка, теплые отношения между членами семьи. У учащихся чаще встречались ответы – взаимопонимание, любовь, верность, уважение. Ни одна категория опрошенных не выбрала взаимопомощь, что позволяет сделать вывод, что все полагаются только на собственные силы и не доверяют друг друг

Вывод: Отрадно, что обе категории имеют понятие о семейных ценностях, знают, что они из себя представляют. На первом месте у педагогов – это верность, уважение, почитание старших. У учащихся – это любовь, доверие, взаимопонимание. Но таким важным ценностям, как верность, почитание родителей и доброта у учащихся отведены последние места. О доброте редко вспоминают, люди не спешат быть добрыми, доброты современному миру не хватает. А ведь это самое ценное, что может быть у людей и самое нужное для обретения семейного счастья. В семейной жизни верность также является критерием сохранения полноты и искренности отношений. Причинами неуважения подростками родителей могут быть отсутствия примера родителей по отношению к собственным родственникам.

Вывод: И педагоги, и учащиеся не приветствуют ранние браки до 18 лет. Большее количество педагогов, чем учащиеся выбрали возраст для создания семьи от 18 до 25 лет. Но количество учащихся, выбравших брачный возраст от 25 до 30 лет больше, чем у педагогов. Напрашивается вывод, что семья для них препятствие в саморазвитии, мешает сделать карьеру, а может, не видели пример удачного брака, росли в неполных семьях. Огорчает тот факт, что трое учащихся не планируют создание семьи. Молодежи хочется погулять или поехать путешествовать по миру, но только не жениться. Одиночество - это распространенная проблема молодых людей. Большинство молодежи это не осознает. Быть может, эта проблема обоснована тем, что они видели неустройство у своих родителей и не хотели бы подобное в своей семье.

Вывод: Поразительное сходство в ответах и педагогов, и учащихся. Обе категории опрошенных отдают предпочтение официальному браку- 90%. Достоинства официального брака – это  юридическая защищенность прав обоих супругов. Ответственность мужчины и женщины вне брака очень низка.

Вывод: 70 % педагогов ответили да, хочу и скорее хочу, чем нет. Ответы учащихся разделились: 40 % - утвердительно, 40 % - отрицательно. Их ответы наводят на мысль о том, что в своих будущих семьях им хочется уйти от таких жизненных ситуаций, с которыми они достаточно часто сталкиваются в родительских семьях.

1Ганнак А.Л. Семья. Версии катастрофы.- Вопросы социального обеспечения, 2008. №19. С.18

2Леонова С. Мой дом – моя крепость /С. Леонова // Классное руководство и воспитание школьников. Газета «Первое сентября». 2001. №14. С.20.

3Туманова Е. В., Филиппова Е. В. Образ отца и образ себя у подростков (возрастные и гендерные аспекты) //Психологическая наука и образование. 2007. № 2. С.34.

4Ганнак А.Л. Семья. Версии катастрофы.- Вопросы социального обеспечения, 2008. №19. С.13.

5Москвичева Н. Л. Семья в системе ценностных ориентаций личности студента. СПб, 2000. С. 99

6 Горячев А.П. Проблемы семейных отношений.- Ростов – на - Дону: Феникс, 2005. С. 15 с.

7Москвичева Н. Л. Семья в системе ценностных ориентаций личности студента. СПб. 2000. С.23

8Москвичева Н. Л. Семья в системе ценностных ориентаций личности студента. СПб. 2000. С.17

9Леонова С. Мой дом – моя крепость /С. Леонова // Классное руководство и воспитание школьников. Газета «Первое сентября». 2001. №14. С.21

10Горячев А.П. Проблемы семейных отношений.- Ростов – на - Дону: Феникс, 2005. С.35.

11Юркевич Н. Г. Семья и личность. – Мн. : Нар. Асвета. 1986. С. 79.

12Шнейдер Л.Б. Семейная психология. М.: Академический проект, Екатеринбург . 2006. С. 38

13Москвичева Н. Л. Семья в системе ценностных ориентаций личности студента. СПб. 2000. С 43

14Докучаева С. О. Влияние родительской семьи на построение супружеской

семьи в следующем поколении [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование: электронный научный журнал. 2005. №2. С. 23

Просмотров работы: 9304