Чувствительность к справедливости в зависимости от уровня развития моральных суждений

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Чувствительность к справедливости в зависимости от уровня развития моральных суждений

Писарев К.Б. 1
1МБОУ "СОШ №10"
Вайцель Б.А. 1Теобальдт О.И. 2
1КГБУ ДО «Детский технопарк Алтайского края «Кванториум.22»
2МБОУ «СОШ №10» г. Славгорода
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность. Актуальность исследования обосновывается следующими факторами: во-первых, возрастает внимание отдельных людей к вопросам справедливости, их готовность действовать в соответствии с нормами, а также бдительно следить за возможными нарушениями и стремиться к восстановлению справедливости благоприятны для самого общества; во-вторых, на данном этапе отсутствуют научные исследования и труды, которые бы указывали на зависимость чувствительности к справедливости от уровня развития моральных суждений; в-третьих, юридическая наука при исследовании различных сторон общественного бытия призвана рассматривать не только внешние, формально-юридические характеристики статусного положения субъектов права, но и проникать в глубинные, социально-волевые начала формирования и реализации поведенческих актов. Данная работа носит междисциплинарный характер, обеспечивая рассмотрение отношение к правоохранительным органам не только с формальной стороны, но и психологической.

Объект: чувствительность к справедливости.

Предмет: чувствительность к справедливости в зависимости от уровня развития моральных суждений.

Цель: определить зависимость чувствительности к справедливости от уровня развития моральных суждений старших школьников.

Задачи:

Изучить теоретические подходы к определению понятий «справедливость», «мораль» и «нравственность».

Провести эмпирическое исследование среди старших школьников на выявление уровня морального развития и чувствительности к справедливости.

Проследить взаимосвязь между показателями морального развития и чувствительности к совести.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические (теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; аналитико-синтезирующий; сравнительно-сопоставительный); эмпирические (анкетирование, обобщение данных); математические (статистический анализ).

Гипотеза: между чувствительностью к справедливости и уровнем морального развития есть прямая связь.

Эмпирическая основа: диагностика морального сознания «Дилеммы» Л. Кольберга, опросник «Чувствительность к справедливости» М. Шмитта.

Объем выборки: обучающиеся старших классов в возрасте 16-17 лет, N=32 человека. Данная выборка является репрезентативной, так как проводилось качественное исследование, для которого достаточно 30 объектов исследования.

Научная новизна: проведено эмпирическое исследование среди школьников МБОУ «СОШ №10» на выявление уровня морального развития и чувствительности к справедливости и прослежена взаимосвязь между этими показателями. Выявлены особенности проявления чувства справедливости в различных группах респондентов. Определена аксиологическая природа справедливости, показана связь справедливости с уровнем моральных суждений. Определена нормативная (регулятивная) природа справедливости, показана связь ценностной и нормативной сторон справедливости.

Практическая значимость: данная работа может применяться при подготовке к урокам обществознания, права, истории. Выводы, сделанные в ходе работы, представляют интерес для ученных в областях: психология, социология, философия, конфликтология. Анализ справедливости как социокультурного и социоправового феноменов дает возможность избежать суженного, одномерного понимания справедливости и показать широкий спектр его проявления в различных областях социальной действительности, субъектом которой выступает старший школьник. Выводы исследования могут лечь в основу дальнейших социально-правовых, социально-психологических, философско-правовых, политологических, социологических исследований справедливости.

Практические рекомендации способствуют формированию адекватного представления о справедливости.

Теоретико-методологическая база. Справедливость как одно из ключевых понятий человеческой культуры, использующееся для обозначения идеальной формы социального взаимодействия [18], является критически значимой для успешного функционирования общества; нормы справедливости являются необходимой базой существования любых социальных институтов. В связи с этим внимание отдельных людей к вопросам справедливости, их готовность действовать в соответствии с нормами, а также бдительно следить за возможными нарушениями и стремиться к восстановлению справедливости благоприятны для самого общества. [19, С. 36]

Наряду с определенными объективными критериями всегда присутствует субъективное понятие справедливости. Как отмечают некоторые авторы, в разные периоды истории и теории права и государства справедливость толкуется как категория этического, морального и социально-правового характера; подразумевающая оценку различных явлений или действий с позиции добра и зла, истины и лжи, закона и беззакония; как самосознание, самовыражение и самооценка права. Но при этом так и не выработано определение, которое бы можно было применять «как трафарет» к определенным жизненным ситуациям. [16, С.113] Справедливость представляет собой социальную ценность, которая играет важную роль в распределении разнообразных ресурсов, поддержании устойчивости общества, поэтому общество заинтересовано в ее укреплении и восприимчивости отдельных членов общества к фактам нарушения справедливости. Однако феномены, которые благоприятны для общества в целом, не всегда способствуют благополучию отдельного индивида [17, C. 479] Понятие «чувствительность к справедливости» было предложено германским психологом М. Шмиттом для акцентирования устойчивых индивидуальных особенностей в отношении к справедливости, которые бы отличались от ситуативно действующих мотивов, равно как от переживаний или поступков [1, Т. 6. С. 151–168.] В настоящее время ЧС понимается как черта личности (диспозиция), которая заключает в себе устойчивые индивидуальные различия в готовности воспринимать случаи несправедливости и в силе когнитивных, эмоциональных и поведенческих реакций на несправедливость [10, С. 159–180; 11, С. 161–180.]

Чувствительность к справедливости включает в себя четыре компонента: а) частоту переживаемой несправедливости, б) интенсивность эмоциональных реакций на несправедливость, в) устойчивость мыслей о несправедливых событиях, г) мотивацию к восстановлению справедливости [4, С. 385–407.] Первоначально эти компоненты были идентифицированы только применительно к позиции жертвы несправедливости. Однако фокус внимания последующих исследований переместился также и на позиции других участников взаимодействия — нарушителя справедливости и свидетеля [5, Т. 21. С. 202–211.] Еще позже было отмечено, что человек может оказаться незаслуженно одаренным какими-то ресурсами или привилегия. Эта позиция была названа бенефициаром [6, С. 105-106]

В исследовании особое место занимает такое понятия, как мораль. Мораль – феномен в социокультурной истории особенный. Ее своеобразие состоит прежде всего в том, что к морали причастны все. Моральные ценности универсальны, но одновременно они и глубоко личностны. Каждый человек неизбежно, осознанно или неосознанно, решает для себя проблему смысла жизни, каждый индивидуально для себя определяет границы представлений о добре и зле, чести, достоинстве, долге, ответственности. Мораль всегда «ускользает» от точных и прямых дефиниций и представляет собой незаметную духовную силу, которая обеспечивает качественное функционирование социального организма, но утрата которой становится сразу очевидной и делает жизнь общества и индивида хаотичной, дезинтегрированной, бессмысленной [8, С. 1245]

Основное содержание

Чувствительность к справедливости в зависимости от уровня развития моральных суждений старших школьников МБОУ «СОШ №10»: эмпирическое исследование

В экспериментальном исследовании использовались следующие методики:

1. Дилеммы Л.Кольберга.

2. Опросник «Чувствительность к справедливости».

Эмпирическое исследование происходило в три этапа. Этап 1 — Определение уровня морального развития. Этап 2 - Выявление чувствительности к справедливости. Этап 3 – Установление взаимосвязи между уровнем морального развития и чувствительностью к справедливости.

Этап 1 - Определение уровня морального развития.

Для выявления уровня морального развития была задействована методика «Дилеммы Л.Кольберга». Кольберг определил, что в процессе нравственного развития главную роль играет понятие справедливости, и что это развитие происходит на протяжении всей жизни человека[9]. Поскольку все культуры имеют общие основы социального взаимодействия, процесс морального развития во всех обществах подчиняется общим закономерностям [10, С. 512]. Сам тест продолжает использоваться во многих областях, где требуется моральное тестирование [11].

Лоуренс Кольберг выделяет три уровня морального развития: преконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный, описание которых приведено в таблице (Приложение 2, таблица 3).

Эта методика позволила разделить респондентов на группы с разными уровнями морального развития: – респонденты преконвенционального уровня (далее - ПреКУ) – 6%; – респонденты конвенционального уровня (далее - КУ) – 75%; - респонденты постконвенционального уровня (далее - ПостКУ) – 19% (Приложение 2, таблица 3, рисунок 1).

Объясняется это тем, чтодоконвенциональный уровень моральных рассуждений особенно часто встречается у детей, реже такое поведение может прослеживаться у взрослых, а такого уровня абстрактных моральных рассуждений как на преконвенциональном уровне, как считают некоторые теоретики [20, 21, 22] многие люди, возможно, никогда не достигнут. Конвенциональный уровень в свою очередь является типичным для подростков и взрослых.

У этой методики есть шесть идентифицируемых стадий развития, на каждой из которых ответы на моральные дилеммы более адекватны, чем на предыдущей. Со временем сложилась чёткая картина соответствия возрастов и стадий морального развития [21].

Л. Кольберг внутри каждой группы выделил 6 стадий нравственного развития, развёртывающихся в строгой последовательности аналогично когнитивным стадиям Пиаже. К преконвенциональному уровню (Стадии 1 и 2) относятся дети до девяти лет, некоторые подростки и взрослые. Конвенциональный уровень (Стадии 3 и 4) развития характерен для подростков и взрослых от двенадцати до восемнадцати лет. Постконвенциональный уровень (Стадии 5 и 6) достигается большинством взрослых обычно после двадцати лет.

В исследовании 3.13% оказалось на первой стадии морального развития, также 3,13% оказались на 2 стадии. 28,13% оказались на 3 стадии морального развития и ещё 46,85% на 4. В свою очередь на 5 стадии оказалось 15,63% и на самой высокой 6 стадии 3,13% (Приложение 2, рисунок 2). Респонденты, принимавшие участие в исследовании, подростки 16-17 лет. Как видим, лишь малая часть находится на самом низком, характерном для детей преконвенциональном уровне морального развития. Большинство же находится на типичном конвенциональном уровне. И лишь некоторые из респондентов достигли постконвенционального уровня морального развития.

Этап 2 - Выявление чувствительности к справедливости.

Чувствительность к справедливости состоит из четырех выделенных исследователями позиций: жертвы (ЧСжертв), нарушителя (ЧСнаруш), свидетеля (ЧСсвид) и бенефициара (ЧСбенеф) — феноменологически они не одинаковы, за ними стоят разные переживания, представления и намерения [23, 24]

Диагностика ЧС осуществляется при помощи одноименного опросника «Чувствительность к справедливости», первоначально описанного в 2005 году, измененного в 2010 году [5, 4]. Опросник включает 40 пунктов и четыре шкалы, по десять пунктов для каждой из позиций внутри ситуации нарушения несправедливости, причем утверждения с одинаковыми номерами имеют практически одну и ту же формулировку, различающуюся лишь спецификой позиции. Например, если пункт шкалы Чсжертв. сформулирован: «Мне тяжело, когда меня ругают за то, что легко сходит с рук другим», то аналогичный пункт шкалы Чссвид. звучит как: «Мне тяжело наблюдать, когда кого-то ругают за то, что легко сходит с рук другим». Респондентов просят обратиться к своему опыту столкновения с ситуациями несправедливости и оценить, насколько их реакции на эти ситуации соответствуют реакциям, описанным в пунктах опросника, по шестибалльной шкале Лайкерта от 0 («совершенно не так») до 5 («полностью согласен») [6, С. 106]

Проанализировав результаты эмпирического исследования (Приложение 2, таблица 4), были подсчитаны числовые показатели по формуле:

ЧСжертв = ∑(чсжертв1,10); ЧСсвид = ∑(чссвид11,20); ЧСбенеф = ∑(чсбенеф21,30); ЧСнаруш = ∑(чснаруш31,40).Содержание и смысл четырех позиций чувствительности к справедливости в структуре личности объясняется их связью и с другими чертами. ЧСжертв отрицательно связана с уступчивостью, а ЧСнаруш — положительно, Чсвид положительно связана с открытостью опыту. Связано это и с возрастной динамикой: ЧСжертв монотонно снижается по мере взросления человека, в то время как остальные виды чувствительности не изменяются. Однако в подростковом возрасте ЧСнаруш и ЧСбенеф значимо ниже, чем в других возрастных группах. Поскольку чувствительность к справедливости представляет собой черту личности, активизирующую поведение, направленное на восстановление справедливости, неудивительно, что были получены связи с моральными действиями и мотивами [6].

Рассмотрим чувствительность к справедливости в разрезе со стадиями нравственного развития.

У респондентов с 1 стадией морального развития ярко выражена позиция ЧСсвид, в свою очередь у респондентов со 2 стадией морального развития на первое место выходят позиции ЧСбенеф и ЧСнаруш. У респондентов с 3 и 4 стадиями ко всему прочемудобавляется позиция ЧСсвид.Уучеников находящихся на 5 стадии морального развития растут значения относительно ЧСсвид и ЧСнаруш,а на 6 стадии имеют завышенные значения в позициях ЧСбенеф и ЧСнаруш.

Этап 3 – Установление взаимосвязи между уровнем морального развития и чувствительностью к справедливости.

Для сравнения групп между собой был использован однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA).Дисперсионный анализ — метод в математической статистике, направленный на поиск зависимостей в экспериментальных данных путём исследования значимости различий в средних значениях. В отличие от t-критерия, позволяет сравнивать средние значения трёх и более групп. Разработан Р. Фишером для анализа результатов экспериментальных исследований. Данные представлены в таблице (Приложение 2, таблица 8).

Были выявлены значимые различия между группами по шкале «ЧСжерт», «ЧСсвид», «ЧСбенеф», «ЧСнаруш» (F=7.499, p<0,05). По шкале «ЧСжерт» максимальное значение наблюдается в группе «Постконвенциональный уровень» (среднее значение = 41.433), минимальное значение в группе «Преконвенциональный уровень» (среднее значение = 22.55). По шкале «ЧСсвид» максимальное значение наблюдается в группе «Постконвенциональный уровень» (среднее значение = 405.233), минимальное значение в группе «Преконвенциональный уровень» (среднее значение = 21.55). По шкале «ЧСбенеф» максимальное значение наблюдается в группе «Постконвенциональный уровень» (среднее значение = 695.8), минимальное значение в группе «Преконвенциональный уровень» (среднее значение = 10.65). По шкале «ЧСнаруш» максимальное значение наблюдается в группе «Постконвенциональный уровень» (среднее значение = 1172.267), минимальное значение в группе «Преконвенциональный уровень» (среднее значение = 31.4).

Можно сделать вывод о том, что люди на постконвенциональном уровне морального развития нацелены на восстановление существующей несправедливости, как в отношении людей, которые её творят, так и в отношении себя, и в целом более чувствительны к справедливости. На преконвенциональном уровне люди особо не испытывают негативных эмоций, наблюдая и верша несправедливость, или будучи незаслуженно одарёнными какими-либо ресурсами. На конвенциональном уровне респонденты имеют усреднённые значения касательно всех четырех позиций, но на первое место начинают выходить ЧСнаруш и ЧСбенеф

По результатам работы были составлены практические рекомендации, направленные на формирование адекватного чувства к справедливости:

Интегрированность программ духовно-нравственного воспитания.

Развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье; учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей.

Приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям.

Проводить беседы на темы нравственного воспитания с учащимися регулярно и как можно чаще, однако не следует превращать такие беседы в монолог преподавателя, который воспринимается как назидательные наставления.

Оптимизация окружающей социальной среды, влияющей на формирование нравственных отношений.

Индивидуально-личностное развитие.

создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания.

Воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека.

Формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.

формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику.

Заключение

Рассматривая корреляцию чувствительности к справедливости и уровня морального развития, можно заметить, что для людей с высоким уровнем морального развития свойственна повышенная чувствительность к справедливости. В результате проделанной работы мы изучили теоретические подходы к определению понятий «справедливость», «мораль» и «нравственность», провели эмпирическое исследование среди старших школьников на выявление уровня морального развития и чувствительности к справедливости. Так, гипотеза, что между чувствительностью к справедливости и уровнем морального развития есть прямая связь была подтверждена.

Все респонденты были разделены на три группы:

- ПреКУ - с преконвенциональным уровнем морального развития;

- КУ - сконвенциональным уровнем морального развития;

- ПостКУ - с постконвенциональным уровнем морального развития.

Исследование показало, что большинство школьников находится на конвенциональном уровне морального развития и что между чувствительностью к справедливости и уровнем морального развития есть прямая связь, и чем выше уровень морального развития, тем выше чувствительность ксправедливости.

Были выявлены значимые различия между группами по шкале «ЧСжерт», «ЧСсвид», «ЧСбенеф», «ЧСнаруш» (F=7.499, p<0,05).

По результатам работы были составлены практические рекомендации,направленные на формирование адекватного чувства к справедливости.

Список используемых источников и литературы

Ван ден Бос К., Маас М., Уолдринг И., Семин Г.П. К пониманию психологии реакции на воспринимаемую справедливость: роль интенсивности аффекта // Исследования социальной справедливости. 2003.

Баумерт А., Ротмунд Т., Томас Н., Голлвитцер М.,

Шмитт М. Справедливость как нравственный мотив: вера в справедливое, чувствительность к миру и справедливости как потенциальный индикатор, Мотив справедливости // Справочник по нравственной мотивации / Под ред. Хайнрихс К., Осер Ф., Ловат Т. Роттердам: SensePublishers, 2013.

Баумерт А., Шмитт М. Чувствительность правосудия // Справочник теории и исследований социальной справедливости / Под ред. К. Саббах и М. Шмитт. Нью-Йорк: Спрингер, 2016.

Шмитт М., Нойманн Р., Монтада Л. Диспозиционная чувствительность к постигшей несправедливость // Исследования социальной справедливости 1995. Т. 8.

Шмитт М., Голлвитцер М., Маес Дж., Арбах Д. Джастис

чувствительность: оценка и расположение в личности пространство // Европейский журнал психологической оценки.

2005.

Психологический журнал, 2018, том 39, № 4, с.105-116 Опросник “Чувствительность к справедливости”: Валидизация на русскоязычной выборке 2018 г. А. А. Адамян, С. К. Нартова-Бочавер , М. Шмитт

Психологический журнал, 2018, том 39, № 1, с. 5–14 Теоретические иметодологические проблемы психологии. Совесть: психолого-философский анализ 2018 г. В. Д. Шадриковъ

Вестник Башкирского университета. 2010. Т. 15. №4. Мораль как социальный феномен: духовная природа и общественные функции, В. Р. Ибрагимова, А. Я. Фаткуллина

Кольберг, Лоуренс (1958). «Развитие способов мышления и выбора в возрасте от 10 до 16 лет». Докторская диссертация, Чикагский университет.

Психологические основы юриспруденции: учебное пособие / О. А. Гулевич — М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2009.

Рест, Джеймс; Барнетт Р., Бебо М., Димер Д., Гетц И., Мун Ю., Спикельмайер Дж. Тома С. и Волкер Дж. (1986). Нравственное развитие: достижения в исследованиях и теории. Издательство Прегер.

Банч, Уилтон Х. (2005). «Изменение моральных суждений у студентов богословия». Журнал нравственного воспитания 34 (3)

Мюльбергер, П. (2000). «Эффект морального мышления на политическое участие». Политическая психология 21 (4)

Хедл, Джон Дж.; Глейзер, Х. и Чан, Ф. (2005). «Улучшение нравственного мышления студентов AlliedHealth». Журнал AlliedHealth 34 (2)

Феномен совести в истории философской мысли Шевченко Е. С., доцент Арямнова М. А. руководитель – Арямнова М. А.

Вестник ТвГУ. Серия «Право». 2020. № 1 (61). «Реплика о справедливости как правовой категории» Ю.А. Дронова, Л.В. Туманова

Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2019. Т. 16. № 3. «Чувствительность к справедливости и ее последствия для личности» А.А. Адамян

Гулевич О. А. Структурно-функциональная модель регуляции обыденных представлений о справедливости. Институт психологии РАН, 2012

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» 2019. Научный доклад по результатам подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации) на тему: «Чувствительность к справедливости как личностный феномен»

Кольберг, Лоуренс (1971). «От «сущего» к «должному»: как совершить натуралистическую ошибку и избежать наказания за нее при изучении нравственного развития» Нью-Йорк: Академическая пресса.

Кольберг, Лоуренс; Т. Ликона, изд. (1976). «Моральные стадии и морализация: когнитивно-развивающий подход». Нравственное развитие и поведение: теория, исследования и социальные проблемы. Холт, Нью-Йорк: Райнхарт и Уинстон

Колби, Энн; Кольберг, Л. (1987). Измерение морального суждения Том 2: Стандартное руководство по подсчету баллов. Издательство Кембриджского университета.

Падун М.А., Котельникова А.В. Модификация методики исследования базисных убеждений личности Р. Янофф-Бульман //Психологический журнал. 2008. Т. 29. №. 4. С. 98–106

Ван ден Бос К., Маас М., Уолдринг И., Семин Г.П. К пониманию психологии реакции на воспринимаемую справедливость: роль интенсивности аффекта // Исследования социальной справедливости. 2003. Т. 6. С. 151–168.

Приложения

Приложение 1

Таблица 1. Подходы к определению понятия «Мораль»

Понятие

Определение

Автор / труд

Год

Область науки

Мораль

Понятие европейской философии, служащее для обобщенного выражения сферы высших ценностей я долженствования. Мораль обобщает тот срез человеческого опыта, разные стороны которого обозначаются словами "добро" и "зло", "добродетель" и "порок", "правильное" и "неправильное", "долг", "совесть", "справедливость" и т. д.

Новая философская энциклоепдия/В. С. Стёпин, А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, А. П. Огурцов

2010

Философия

Мораль

«Всё предназначение человека, и философия, исследующая эту цель, называется моралью»

«Критика чистого разума» И. Кант

1781

Философия

Мораль

Мораль – это одна из важнейших сторон (форм) индивидуального, группового и общественного сознания, включающая в себя правила повседневного человеческого поведения. Она представляет собой совокупность духовных ценностей, которыми индивидуумы, социальные группы и народы (этносы) руководствуются в своей жизни и деятельности.

фтлософско-этический анализ понятий «мораль», «нравственность», «этос» / К. А. Мигушов

2017

Философия

Мораль

Представление о справедливости, добре и зле, плохом и хорошем, сложившееся на основе оценки поведения людей в данных условиях жизни общества

Нравственность как категория гражданского права/Пушкарев Максим Сергеевич

2009

Право

Мораль

Мора́ль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений

Новый энциклопедический словарь, М.: Большая Российская Энциклопедия/КамильАбдуловичБекяшев

2005

Философия

Мораль

Словаре Академии Российской в конце XYIII и определяется как «сообразность свободных деяний с законом»

Словарь Академии Российской/ Биржакова Е. Э.

Конец 18 века

Право

Мораль

Это общая тенденция вести себя таким образом, который соответствует нравственному кодексу общества

Артур Ребер/Большой толковый психологический словарь

1983

Психология

Мораль

во-первых, обычаи и нравы, в которых индивид не отличает себя как личность от стихийно формирующихся в обществе и усвоенных им стихийно привычных форм поведения, т. е. нечто исторически предшествующее собственно морали или же, поскольку обычаи сохраняют значение и в современном обществе, более простые формы регуляции поведения, чем мораль; во-вторых, конкретные обязанности человека перед государством, сословиями, семьей, санкционируемые и регулируемые правом, что также выходит за собственные рамки морали

Гегель/Философия Духа

1807

Философия

Мораль

Все понимали, что человек своим долгом связан с законом, но не догадывались, что он подчинен только своему собственному и тем не менее всеобщему законодательству, и что он обязан поступить, лишь сообразуясь со своей собственной волей, устанавливающей, однако, всеобщие законы согласно цели природы (моралью)

Иммануил Кант «Основы метафизик нравственности»

1785

Философия

Мораль

Мора́ль — один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром излом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью. Мораль - это внутренняя направленность личности

Учебно-методическое пособие «профессиональная этика»/Составители: Р.Д. Галиева, И.И.Кирюшин

2017

Право

Мораль

Соц. институт, система норм, санкций, оценок, предписаний, образцов поведения, выполняющих функции соц. контроля и регулирования соц. отношений в той или иной соц. группе, обществе

Энциклопедия социологии/А.Антинази

2009

Социология

Мораль

 нравственность, совокупность норм и принципов поведения индивида по отношению к обществу и другим людям, — одна из основных форм общественного сознания.

Большая психологическая

Энциклопедия/Николай Козлов.

2007

Психология

Таблица 2. Подходы к определению понятия «Справедливость»

Понятие

Определение

Автор / труд

Год

Область науки

Справедливость

Первая добродетель социальных институтов

Дж. Ролза
«Теория справедливости»

1971

Философия

Справедливость

«Справедливость выступает квитэссенцией системы демократических ценностей, обладает способностью устанавливать границы свободных действий субъектов общественных отношений, выступать обязательным критерием оценки качества государства и права, принадлежит к числу вечных ценностей, имея всеобъемлющий и универсальный характер»

Милушева, Т.В. «Пределы деятельности государственной власти в России: вопросы теории и практики»

2011

Право

Справедливость

«Естественно-правовое определение справедливости традиционно понимается как воздаяние равным за равное»

Нерсесянц, В.С. «Философия права»

1998

Право

Справедливость

«…справедливость, как кажется, есть равенство, и так оно и есть, но только не для всех, а для равных; и неравенство также представляется справедливостью, и так оно и есть на самом деле, но опять-таки не для всех, а лишь для неравных»

Аристотель. «Политика»

335—322 год до н. э.

Философия

Справедливость

Понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия между практической ролью различных индивидов (соц. слоев, групп) в жизни общества и их соц. положением, между их правами и обязанностями, трудом и вознаграждением, заслугами и их общественным признанием, преступлением и наказанием.

Социологический энциклопедический словарь/Осипов Г. В

2000

Социология

Справедливость

справедливость — не только воплощение объективного порядка, соответствующего естественному праву, но и одна из основных, «кардинальных» добродетелей

Беседкина Н. И. «Разумность как категория частного права»

2017

Право

Справедливость

Справедливость представляет собой аккумулирующее в себе уравнивающий и распределяющий аспекты требование к определяемой судом мере уголовно-правового воздействия, в соответствии 155 Ф.Ф. Мамедова. Справедливость в уголовном праве: современное состояние вопроса. С которым вид и размер наказания должны быть определены согласно характеру и степени общественной опасности преступного деяния, личности виновного, обстоятельствам, смягчающим и отягчающим ответственность

Ласточкина Р.Н.

«Явная несправедливость наказания как основание к отмене или изменению приговора»

1983

Право

Справедливость

справедливость – правильное соотношение базисных политических ценностей свободы и блага, свободы и равенства

Григорий Канарш

«Энциклопедический поиск»

2018

Право

Справедливость

справедливость состоит в том, чтобы не делать другому того, чего не желаешь себе

Бэкон Ф. «О достоинстве и приумножении наук»

1605

Философия

Справедливость

Справедливость – категория морально-правового, социально-политического сознания. Она закрепляет понятие о должном, которое соответствует основным представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах

Кучеренко Петр Александрович,

Абрамов Алексей Владимирович

«Справедливость в праве: историческая ретроспектива и современная роль»

2017

Право

Приложение 2

Таблица 3. Характеристика уровней моральных суждений

Уровни морального развития

Уровень

Основания морального выбора

Преконвенциональный

Индивид судит о нравственности действия по его прямым последствиям. Доконвенциональный уровень состоит из первого и второго этапов морального развития и связан исключительно с эгоцентрической установкой индивида. Ребёнок, находясь на доконвенциональном уровне, ещё не усвоил, не интериоризировал общепринятые нормы относительно того, что является правильным или неправильным; вместо этого он фокусируется в основном на внешних последствиях, которые могут принести какие-либо действия. Поведение ребёнка основано исключительно на принципе выгоды и оценивается исходя из дальнейших последствий [20, 21 ,23.]

Конвенциональный

Индивид судит о нравственности действий, сравнивая их с мнениями и ожиданиями общества. Традиционная мораль характеризуется принятием конвенций общества относительно того, что правильно и неправильно. На этом уровне индивид подчиняется правилам и следует нормам общества, даже если нет никаких последствий после их нарушения. Следование правилам и соглашениям несколько ригидно, их целесообразность или справедливость редко подвергается сомнению [20, 21, 22.]

Постконвенциональный

На уровне, также известном как уровень автономной морали/принципов, отмечается растущее осознание того, что индивиды являются отдельными от общества объектами, и что собственная точка зрения индивида может иметь приоритет над точкой зрения общества в целом; то есть люди могут не подчиняться правилам, несовместимым с их собственными принципами. Люди на данном уровне живут, руководствуясь собственными моральными принципами, которые обычно включают такие основные права человека, как право на жизнь, свободу и справедливость. Они рассматривают законы как полезные, но гибкие механизмы, которые, в идеале, могут поддерживать общий социальный порядок и защищать права человека. Правила и законы не являются абсолютными диктатами, которые должны выполняться без вопросов [20, 21, 22.]

Таблица 4. Результаты методики «Дилеммы Л. Кольберга»

Код

Дилеммы Л.Кольберга

Уровень

Балл

Основания морального выбора

А26

Преконвенциональный уровень

1

Ориентация на возможное наказание

А09

2

Наивный потребительский гедонизм

А04

Конвенциональный уровень

3

Мораль "пай-мальчика". Поступаю так, чтобы избежать неодобрения, неприязни ближних, стремлюсь быть (слыть) "хорошим мальчиком", "хорошей девочкой"

А15

A06

А24

А08

А10

А23

А28

А32

А02

Конвенциональный уровень

4

Поступаю так, чтобы избежать неодобрения авторитетов и чувства вины; выполняю свой долг, подчиняюсь правилам

А05

А07

А12

А14

A21

А25

А01

А03

А16

А19

А20

А22

А30

А31

A29

Постконвенциональный уровень

5

Мораль, основанная на признании прав человека и демократически принятого закона. Поступаю согласно собственным принципам, уважаю принципы других людей, стараюсь избежать самоосуждения

А27

А13

А11

А17

А18

Постконвенциональный уровень

6

Индивидуальные принципы, выработанные самостоятельно. Поступаю согласно общечеловеческим универсальным принципам нравственности


РисуноРисунок 1. Разделение респондентов на группы по методике «Дилеммы Л. Кольберга»

Рисунок 2. Диаграмма с уровнями

Таблица 4. Первичные результаты методики «Чувствительность к справедливости»

Код

Дилеммы Л.Кольберга

Чувствительность к справедливости

Уровень

ЧСжертв

ЧСсвид

ЧСбенеф

ЧСнаруш

А09

Преконвенциональный уровень

12

1

1

2

А26

Преконвенциональный уровень

29

5

0

0

А02

Конвенциональный уровень

30

20

20

20

А04

Конвенциональный уровень

34

19

19

35

А05

Конвенциональный уровень

30

28

31

18

А07

Конвенциональный уровень

20

25

24

34

А12

Конвенциональный уровень

10

23

27

38

А14

Конвенциональный уровень

19

21

17

24

А15

Конвенциональный уровень

26

45

11

2

A21

Конвенциональный уровень

28

5

21

18

A06

Конвенциональный уровень

13

20

22

20

А24

Конвенциональный уровень

18

18

28

22

А25

Конвенциональный уровень

33

32

12

4

А01

Конвенциональный уровень

34

20

10

11

А03

Конвенциональный уровень

28

35

15

5

А08

Конвенциональный уровень

10

30

5

15

А10

Конвенциональный уровень

34

14

0

2

А16

Конвенциональный уровень

31

41

10

10

А19

Конвенциональный уровень

30

30

21

5

А20

Конвенциональный уровень

21

34

25

18

А22

Конвенциональный уровень

33

25

20

18

А23

Конвенциональный уровень

29

25

15

10

А28

Конвенциональный уровень

29

12

17

20

А30

Конвенциональный уровень

31

10

19

20

А31

Конвенциональный уровень

18

32

21

25

А32

Конвенциональный уровень

18

32

22

15

A29

Постконвенциональный уровень

32

33

35

34

А27

Постконвенциональный уровень

41

45

31

36

А13

Постконвенциональный уровень

39

32

22

25

А18

Постконвенциональный уровень

41

40

45

43

А11

Постконвенциональный уровень

33

37

23

36

А17

Постконвенциональный уровень

40

30

40

50

Таблица 5. Результаты методики «Чувствительность к справедливости», посчитанные по формулам

Код

Дилеммы Л.Кольберга

Чувствительность к справедливости

Уровень

ЧСжертв

ЧСсвид

ЧСбенеф

ЧСнаруш

А09

Преконвенциональный уровень

13,2

11,2

21,3

62,8

А26

Преконвенциональный уровень

31,9

56

0

0

А02

Конвенциональный уровень

33

224

426

628

А04

Конвенциональный уровень

37,4

212,8

404,7

1099

А05

Конвенциональный уровень

33

313,6

660,3

565,2

А07

Конвенциональный уровень

22

280

511,2

1067,6

А12

Конвенциональный уровень

11

257,6

575,1

1193,2

А14

Конвенциональный уровень

20,9

235,2

362,1

753,6

А15

Конвенциональный уровень

28,6

504

234,3

62,8

A21

Конвенциональный уровень

30,8

56

447,3

565,2

A06

Конвенциональный уровень

14,3

224

468,6

628

А24

Конвенциональный уровень

19,8

201,6

596,4

690,8

А25

Конвенциональный уровень

36,3

358,4

255,6

125,6

А01

Конвенциональный уровень

37,4

224

213

345,4

А03

Конвенциональный уровень

30,8

392

319,5

157

А08

Конвенциональный уровень

11

336

106,5

471

А10

Конвенциональный уровень

37,4

156,8

0

62,8

А16

Конвенциональный уровень

34,1

459,2

213

314

А19

Конвенциональный уровень

33

336

447,3

157

А20

Конвенциональный уровень

23,1

380,8

532,5

565,2

А22

Конвенциональный уровень

36,3

280

426

565,2

А23

Конвенциональный уровень

31,9

280

319,5

314

А28

Конвенциональный уровень

31,9

134,4

362,1

628

А30

Конвенциональный уровень

34,1

112

404,7

628

А31

Конвенциональный уровень

19,8

358,4

447,3

785

А32

Конвенциональный уровень

19,8

358,4

468,6

471

A29

Постконвенциональный уровень

35,2

369,6

745,5

1067,6

А27

Постконвенциональный уровень

45,1

504

660,3

785

А13

Постконвенциональный уровень

42,9

448

468,6

1130,4

А18

Постконвенциональный уровень

45,1

358,4

958,5

1350,2

А11

Постконвенциональный уровень

36,3

414,4

489,9

1130,4

А17

Постконвенциональный уровень

44

336

852

1570

Таблица 6. Средние показатели методики «Чувствительность к справедливости», распределенные по уровням морального развития

Дилеммы Л.Кольберга

Чувствительность к справедливости

Уровень

ЧСжертв

ЧСсвид

ЧСбенеф

ЧСнаруш

Преконвенциональный уровень

22,5

33,6

21,3

62,8

Конвенциональный

27,82

278,133

383,316

535,108

Постконвенциональный уровень

41,43

405,06

695,8

1172,26

Таблица 7. Средние показатели методики «Чувствительность к справедливости», распределенные по стадиям морального развития

Дилеммы Л.Кольберга

Чувствительность к справедливости

Стадия морального развития

ЧСжертв

ЧСсвид

ЧСбенеф

ЧСнаруш

1

0

56

0

0

2

13,2

11,2

21,3

62,8

3

25,78

267,5

328,96

521,93

4

29,04

284,48

416,06

560,613

5

40,7

414,4

214,42

1136,68

6

45,1

358,4

958,5

1350,2

Таблица 8. Эмпирические значения однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA).

Название шкал

Эмпирическое значение F критерия

Уровень значимости БЕЗ ЗВЕЗДОЧЕК

Уровень значимости

Вывод про уровень значимости

Психологический вывод

ЧСжерт

27,821

41,433

22,55

7,499

0.002**

ЧСсвид

278,433

405,233

21,55

11,339

0***

ЧСбенеф

383,4

695,8

10,65

15,936

0***

ЧСнаруш

535,108

1172,267

31,4

15,003

0***

Просмотров работы: 91