Введение
Актуальность. Актуальность исследования обосновывается следующими факторами: во-первых, возрастает внимание отдельных людей к вопросам справедливости, их готовность действовать в соответствии с нормами, а также бдительно следить за возможными нарушениями и стремиться к восстановлению справедливости благоприятны для самого общества; во-вторых, на данном этапе отсутствуют научные исследования и труды, которые бы указывали на зависимость чувствительности к справедливости от уровня развития моральных суждений; в-третьих, юридическая наука при исследовании различных сторон общественного бытия призвана рассматривать не только внешние, формально-юридические характеристики статусного положения субъектов права, но и проникать в глубинные, социально-волевые начала формирования и реализации поведенческих актов. Данная работа носит междисциплинарный характер, обеспечивая рассмотрение отношение к правоохранительным органам не только с формальной стороны, но и психологической.
Объект: чувствительность к справедливости.
Предмет: чувствительность к справедливости в зависимости от уровня развития моральных суждений.
Цель: определить зависимость чувствительности к справедливости от уровня развития моральных суждений старших школьников.
Задачи:
Изучить теоретические подходы к определению понятий «справедливость», «мораль» и «нравственность».
Провести эмпирическое исследование среди старших школьников на выявление уровня морального развития и чувствительности к справедливости.
Проследить взаимосвязь между показателями морального развития и чувствительности к совести.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические (теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; аналитико-синтезирующий; сравнительно-сопоставительный); эмпирические (анкетирование, обобщение данных); математические (статистический анализ).
Гипотеза: между чувствительностью к справедливости и уровнем морального развития есть прямая связь.
Эмпирическая основа: диагностика морального сознания «Дилеммы» Л. Кольберга, опросник «Чувствительность к справедливости» М. Шмитта.
Объем выборки: обучающиеся старших классов в возрасте 16-17 лет, N=32 человека. Данная выборка является репрезентативной, так как проводилось качественное исследование, для которого достаточно 30 объектов исследования.
Научная новизна: проведено эмпирическое исследование среди школьников МБОУ «СОШ №10» на выявление уровня морального развития и чувствительности к справедливости и прослежена взаимосвязь между этими показателями. Выявлены особенности проявления чувства справедливости в различных группах респондентов. Определена аксиологическая природа справедливости, показана связь справедливости с уровнем моральных суждений. Определена нормативная (регулятивная) природа справедливости, показана связь ценностной и нормативной сторон справедливости.
Практическая значимость: данная работа может применяться при подготовке к урокам обществознания, права, истории. Выводы, сделанные в ходе работы, представляют интерес для ученных в областях: психология, социология, философия, конфликтология. Анализ справедливости как социокультурного и социоправового феноменов дает возможность избежать суженного, одномерного понимания справедливости и показать широкий спектр его проявления в различных областях социальной действительности, субъектом которой выступает старший школьник. Выводы исследования могут лечь в основу дальнейших социально-правовых, социально-психологических, философско-правовых, политологических, социологических исследований справедливости.
Практические рекомендации способствуют формированию адекватного представления о справедливости.
Теоретико-методологическая база. Справедливость как одно из ключевых понятий человеческой культуры, использующееся для обозначения идеальной формы социального взаимодействия [18], является критически значимой для успешного функционирования общества; нормы справедливости являются необходимой базой существования любых социальных институтов. В связи с этим внимание отдельных людей к вопросам справедливости, их готовность действовать в соответствии с нормами, а также бдительно следить за возможными нарушениями и стремиться к восстановлению справедливости благоприятны для самого общества. [19, С. 36]
Наряду с определенными объективными критериями всегда присутствует субъективное понятие справедливости. Как отмечают некоторые авторы, в разные периоды истории и теории права и государства справедливость толкуется как категория этического, морального и социально-правового характера; подразумевающая оценку различных явлений или действий с позиции добра и зла, истины и лжи, закона и беззакония; как самосознание, самовыражение и самооценка права. Но при этом так и не выработано определение, которое бы можно было применять «как трафарет» к определенным жизненным ситуациям. [16, С.113] Справедливость представляет собой социальную ценность, которая играет важную роль в распределении разнообразных ресурсов, поддержании устойчивости общества, поэтому общество заинтересовано в ее укреплении и восприимчивости отдельных членов общества к фактам нарушения справедливости. Однако феномены, которые благоприятны для общества в целом, не всегда способствуют благополучию отдельного индивида [17, C. 479] Понятие «чувствительность к справедливости» было предложено германским психологом М. Шмиттом для акцентирования устойчивых индивидуальных особенностей в отношении к справедливости, которые бы отличались от ситуативно действующих мотивов, равно как от переживаний или поступков [1, Т. 6. С. 151–168.] В настоящее время ЧС понимается как черта личности (диспозиция), которая заключает в себе устойчивые индивидуальные различия в готовности воспринимать случаи несправедливости и в силе когнитивных, эмоциональных и поведенческих реакций на несправедливость [10, С. 159–180; 11, С. 161–180.]
Чувствительность к справедливости включает в себя четыре компонента: а) частоту переживаемой несправедливости, б) интенсивность эмоциональных реакций на несправедливость, в) устойчивость мыслей о несправедливых событиях, г) мотивацию к восстановлению справедливости [4, С. 385–407.] Первоначально эти компоненты были идентифицированы только применительно к позиции жертвы несправедливости. Однако фокус внимания последующих исследований переместился также и на позиции других участников взаимодействия — нарушителя справедливости и свидетеля [5, Т. 21. С. 202–211.] Еще позже было отмечено, что человек может оказаться незаслуженно одаренным какими-то ресурсами или привилегия. Эта позиция была названа бенефициаром [6, С. 105-106]
В исследовании особое место занимает такое понятия, как мораль. Мораль – феномен в социокультурной истории особенный. Ее своеобразие состоит прежде всего в том, что к морали причастны все. Моральные ценности универсальны, но одновременно они и глубоко личностны. Каждый человек неизбежно, осознанно или неосознанно, решает для себя проблему смысла жизни, каждый индивидуально для себя определяет границы представлений о добре и зле, чести, достоинстве, долге, ответственности. Мораль всегда «ускользает» от точных и прямых дефиниций и представляет собой незаметную духовную силу, которая обеспечивает качественное функционирование социального организма, но утрата которой становится сразу очевидной и делает жизнь общества и индивида хаотичной, дезинтегрированной, бессмысленной [8, С. 1245]
Основное содержание
Чувствительность к справедливости в зависимости от уровня развития моральных суждений старших школьников МБОУ «СОШ №10»: эмпирическое исследование
В экспериментальном исследовании использовались следующие методики:
1. Дилеммы Л.Кольберга.
2. Опросник «Чувствительность к справедливости».
Эмпирическое исследование происходило в три этапа. Этап 1 — Определение уровня морального развития. Этап 2 - Выявление чувствительности к справедливости. Этап 3 – Установление взаимосвязи между уровнем морального развития и чувствительностью к справедливости.
Этап 1 - Определение уровня морального развития.
Для выявления уровня морального развития была задействована методика «Дилеммы Л.Кольберга». Кольберг определил, что в процессе нравственного развития главную роль играет понятие справедливости, и что это развитие происходит на протяжении всей жизни человека[9]. Поскольку все культуры имеют общие основы социального взаимодействия, процесс морального развития во всех обществах подчиняется общим закономерностям [10, С. 512]. Сам тест продолжает использоваться во многих областях, где требуется моральное тестирование [11].
Лоуренс Кольберг выделяет три уровня морального развития: преконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный, описание которых приведено в таблице (Приложение 2, таблица 3).
Эта методика позволила разделить респондентов на группы с разными уровнями морального развития: – респонденты преконвенционального уровня (далее - ПреКУ) – 6%; – респонденты конвенционального уровня (далее - КУ) – 75%; - респонденты постконвенционального уровня (далее - ПостКУ) – 19% (Приложение 2, таблица 3, рисунок 1).
Объясняется это тем, чтодоконвенциональный уровень моральных рассуждений особенно часто встречается у детей, реже такое поведение может прослеживаться у взрослых, а такого уровня абстрактных моральных рассуждений как на преконвенциональном уровне, как считают некоторые теоретики [20, 21, 22] многие люди, возможно, никогда не достигнут. Конвенциональный уровень в свою очередь является типичным для подростков и взрослых.
У этой методики есть шесть идентифицируемых стадий развития, на каждой из которых ответы на моральные дилеммы более адекватны, чем на предыдущей. Со временем сложилась чёткая картина соответствия возрастов и стадий морального развития [21].
Л. Кольберг внутри каждой группы выделил 6 стадий нравственного развития, развёртывающихся в строгой последовательности аналогично когнитивным стадиям Пиаже. К преконвенциональному уровню (Стадии 1 и 2) относятся дети до девяти лет, некоторые подростки и взрослые. Конвенциональный уровень (Стадии 3 и 4) развития характерен для подростков и взрослых от двенадцати до восемнадцати лет. Постконвенциональный уровень (Стадии 5 и 6) достигается большинством взрослых обычно после двадцати лет.
В исследовании 3.13% оказалось на первой стадии морального развития, также 3,13% оказались на 2 стадии. 28,13% оказались на 3 стадии морального развития и ещё 46,85% на 4. В свою очередь на 5 стадии оказалось 15,63% и на самой высокой 6 стадии 3,13% (Приложение 2, рисунок 2). Респонденты, принимавшие участие в исследовании, подростки 16-17 лет. Как видим, лишь малая часть находится на самом низком, характерном для детей преконвенциональном уровне морального развития. Большинство же находится на типичном конвенциональном уровне. И лишь некоторые из респондентов достигли постконвенционального уровня морального развития.
Этап 2 - Выявление чувствительности к справедливости.
Чувствительность к справедливости состоит из четырех выделенных исследователями позиций: жертвы (ЧСжертв), нарушителя (ЧСнаруш), свидетеля (ЧСсвид) и бенефициара (ЧСбенеф) — феноменологически они не одинаковы, за ними стоят разные переживания, представления и намерения [23, 24]
Диагностика ЧС осуществляется при помощи одноименного опросника «Чувствительность к справедливости», первоначально описанного в 2005 году, измененного в 2010 году [5, 4]. Опросник включает 40 пунктов и четыре шкалы, по десять пунктов для каждой из позиций внутри ситуации нарушения несправедливости, причем утверждения с одинаковыми номерами имеют практически одну и ту же формулировку, различающуюся лишь спецификой позиции. Например, если пункт шкалы Чсжертв. сформулирован: «Мне тяжело, когда меня ругают за то, что легко сходит с рук другим», то аналогичный пункт шкалы Чссвид. звучит как: «Мне тяжело наблюдать, когда кого-то ругают за то, что легко сходит с рук другим». Респондентов просят обратиться к своему опыту столкновения с ситуациями несправедливости и оценить, насколько их реакции на эти ситуации соответствуют реакциям, описанным в пунктах опросника, по шестибалльной шкале Лайкерта от 0 («совершенно не так») до 5 («полностью согласен») [6, С. 106]
Проанализировав результаты эмпирического исследования (Приложение 2, таблица 4), были подсчитаны числовые показатели по формуле:
ЧСжертв = ∑(чсжертв1,10); ЧСсвид = ∑(чссвид11,20); ЧСбенеф = ∑(чсбенеф21,30); ЧСнаруш = ∑(чснаруш31,40).Содержание и смысл четырех позиций чувствительности к справедливости в структуре личности объясняется их связью и с другими чертами. ЧСжертв отрицательно связана с уступчивостью, а ЧСнаруш — положительно, Чсвид положительно связана с открытостью опыту. Связано это и с возрастной динамикой: ЧСжертв монотонно снижается по мере взросления человека, в то время как остальные виды чувствительности не изменяются. Однако в подростковом возрасте ЧСнаруш и ЧСбенеф значимо ниже, чем в других возрастных группах. Поскольку чувствительность к справедливости представляет собой черту личности, активизирующую поведение, направленное на восстановление справедливости, неудивительно, что были получены связи с моральными действиями и мотивами [6].
Рассмотрим чувствительность к справедливости в разрезе со стадиями нравственного развития.
У респондентов с 1 стадией морального развития ярко выражена позиция ЧСсвид, в свою очередь у респондентов со 2 стадией морального развития на первое место выходят позиции ЧСбенеф и ЧСнаруш. У респондентов с 3 и 4 стадиями ко всему прочемудобавляется позиция ЧСсвид.Уучеников находящихся на 5 стадии морального развития растут значения относительно ЧСсвид и ЧСнаруш,а на 6 стадии имеют завышенные значения в позициях ЧСбенеф и ЧСнаруш.
Этап 3 – Установление взаимосвязи между уровнем морального развития и чувствительностью к справедливости.
Для сравнения групп между собой был использован однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA).Дисперсионный анализ — метод в математической статистике, направленный на поиск зависимостей в экспериментальных данных путём исследования значимости различий в средних значениях. В отличие от t-критерия, позволяет сравнивать средние значения трёх и более групп. Разработан Р. Фишером для анализа результатов экспериментальных исследований. Данные представлены в таблице (Приложение 2, таблица 8).
Были выявлены значимые различия между группами по шкале «ЧСжерт», «ЧСсвид», «ЧСбенеф», «ЧСнаруш» (F=7.499, p<0,05). По шкале «ЧСжерт» максимальное значение наблюдается в группе «Постконвенциональный уровень» (среднее значение = 41.433), минимальное значение в группе «Преконвенциональный уровень» (среднее значение = 22.55). По шкале «ЧСсвид» максимальное значение наблюдается в группе «Постконвенциональный уровень» (среднее значение = 405.233), минимальное значение в группе «Преконвенциональный уровень» (среднее значение = 21.55). По шкале «ЧСбенеф» максимальное значение наблюдается в группе «Постконвенциональный уровень» (среднее значение = 695.8), минимальное значение в группе «Преконвенциональный уровень» (среднее значение = 10.65). По шкале «ЧСнаруш» максимальное значение наблюдается в группе «Постконвенциональный уровень» (среднее значение = 1172.267), минимальное значение в группе «Преконвенциональный уровень» (среднее значение = 31.4).
Можно сделать вывод о том, что люди на постконвенциональном уровне морального развития нацелены на восстановление существующей несправедливости, как в отношении людей, которые её творят, так и в отношении себя, и в целом более чувствительны к справедливости. На преконвенциональном уровне люди особо не испытывают негативных эмоций, наблюдая и верша несправедливость, или будучи незаслуженно одарёнными какими-либо ресурсами. На конвенциональном уровне респонденты имеют усреднённые значения касательно всех четырех позиций, но на первое место начинают выходить ЧСнаруш и ЧСбенеф
По результатам работы были составлены практические рекомендации, направленные на формирование адекватного чувства к справедливости:
Интегрированность программ духовно-нравственного воспитания.
Развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье; учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей.
Приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям.
Проводить беседы на темы нравственного воспитания с учащимися регулярно и как можно чаще, однако не следует превращать такие беседы в монолог преподавателя, который воспринимается как назидательные наставления.
Оптимизация окружающей социальной среды, влияющей на формирование нравственных отношений.
Индивидуально-личностное развитие.
создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания.
Воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека.
Формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.
формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику.
Заключение
Рассматривая корреляцию чувствительности к справедливости и уровня морального развития, можно заметить, что для людей с высоким уровнем морального развития свойственна повышенная чувствительность к справедливости. В результате проделанной работы мы изучили теоретические подходы к определению понятий «справедливость», «мораль» и «нравственность», провели эмпирическое исследование среди старших школьников на выявление уровня морального развития и чувствительности к справедливости. Так, гипотеза, что между чувствительностью к справедливости и уровнем морального развития есть прямая связь была подтверждена.
Все респонденты были разделены на три группы:
- ПреКУ - с преконвенциональным уровнем морального развития;
- КУ - сконвенциональным уровнем морального развития;
- ПостКУ - с постконвенциональным уровнем морального развития.
Исследование показало, что большинство школьников находится на конвенциональном уровне морального развития и что между чувствительностью к справедливости и уровнем морального развития есть прямая связь, и чем выше уровень морального развития, тем выше чувствительность ксправедливости.
Были выявлены значимые различия между группами по шкале «ЧСжерт», «ЧСсвид», «ЧСбенеф», «ЧСнаруш» (F=7.499, p<0,05).
По результатам работы были составлены практические рекомендации,направленные на формирование адекватного чувства к справедливости.
Список используемых источников и литературы
Ван ден Бос К., Маас М., Уолдринг И., Семин Г.П. К пониманию психологии реакции на воспринимаемую справедливость: роль интенсивности аффекта // Исследования социальной справедливости. 2003.
Баумерт А., Ротмунд Т., Томас Н., Голлвитцер М.,
Шмитт М. Справедливость как нравственный мотив: вера в справедливое, чувствительность к миру и справедливости как потенциальный индикатор, Мотив справедливости // Справочник по нравственной мотивации / Под ред. Хайнрихс К., Осер Ф., Ловат Т. Роттердам: SensePublishers, 2013.
Баумерт А., Шмитт М. Чувствительность правосудия // Справочник теории и исследований социальной справедливости / Под ред. К. Саббах и М. Шмитт. Нью-Йорк: Спрингер, 2016.
Шмитт М., Нойманн Р., Монтада Л. Диспозиционная чувствительность к постигшей несправедливость // Исследования социальной справедливости 1995. Т. 8.
Шмитт М., Голлвитцер М., Маес Дж., Арбах Д. Джастис
чувствительность: оценка и расположение в личности пространство // Европейский журнал психологической оценки.
2005.
Психологический журнал, 2018, том 39, № 4, с.105-116 Опросник “Чувствительность к справедливости”: Валидизация на русскоязычной выборке 2018 г. А. А. Адамян, С. К. Нартова-Бочавер , М. Шмитт
Психологический журнал, 2018, том 39, № 1, с. 5–14 Теоретические иметодологические проблемы психологии. Совесть: психолого-философский анализ 2018 г. В. Д. Шадриковъ
Вестник Башкирского университета. 2010. Т. 15. №4. Мораль как социальный феномен: духовная природа и общественные функции, В. Р. Ибрагимова, А. Я. Фаткуллина
Кольберг, Лоуренс (1958). «Развитие способов мышления и выбора в возрасте от 10 до 16 лет». Докторская диссертация, Чикагский университет.
Психологические основы юриспруденции: учебное пособие / О. А. Гулевич — М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2009.
Рест, Джеймс; Барнетт Р., Бебо М., Димер Д., Гетц И., Мун Ю., Спикельмайер Дж. Тома С. и Волкер Дж. (1986). Нравственное развитие: достижения в исследованиях и теории. Издательство Прегер.
Банч, Уилтон Х. (2005). «Изменение моральных суждений у студентов богословия». Журнал нравственного воспитания 34 (3)
Мюльбергер, П. (2000). «Эффект морального мышления на политическое участие». Политическая психология 21 (4)
Хедл, Джон Дж.; Глейзер, Х. и Чан, Ф. (2005). «Улучшение нравственного мышления студентов AlliedHealth». Журнал AlliedHealth 34 (2)
Феномен совести в истории философской мысли Шевченко Е. С., доцент Арямнова М. А. руководитель – Арямнова М. А.
Вестник ТвГУ. Серия «Право». 2020. № 1 (61). «Реплика о справедливости как правовой категории» Ю.А. Дронова, Л.В. Туманова
Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2019. Т. 16. № 3. «Чувствительность к справедливости и ее последствия для личности» А.А. Адамян
Гулевич О. А. Структурно-функциональная модель регуляции обыденных представлений о справедливости. Институт психологии РАН, 2012
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» 2019. Научный доклад по результатам подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации) на тему: «Чувствительность к справедливости как личностный феномен»
Кольберг, Лоуренс (1971). «От «сущего» к «должному»: как совершить натуралистическую ошибку и избежать наказания за нее при изучении нравственного развития» Нью-Йорк: Академическая пресса.
Кольберг, Лоуренс; Т. Ликона, изд. (1976). «Моральные стадии и морализация: когнитивно-развивающий подход». Нравственное развитие и поведение: теория, исследования и социальные проблемы. Холт, Нью-Йорк: Райнхарт и Уинстон
Колби, Энн; Кольберг, Л. (1987). Измерение морального суждения Том 2: Стандартное руководство по подсчету баллов. Издательство Кембриджского университета.
Падун М.А., Котельникова А.В. Модификация методики исследования базисных убеждений личности Р. Янофф-Бульман //Психологический журнал. 2008. Т. 29. №. 4. С. 98–106
Ван ден Бос К., Маас М., Уолдринг И., Семин Г.П. К пониманию психологии реакции на воспринимаемую справедливость: роль интенсивности аффекта // Исследования социальной справедливости. 2003. Т. 6. С. 151–168.
Приложения
Приложение 1
Таблица 1. Подходы к определению понятия «Мораль»
Понятие |
Определение |
Автор / труд |
Год |
Область науки |
Мораль |
Понятие европейской философии, служащее для обобщенного выражения сферы высших ценностей я долженствования. Мораль обобщает тот срез человеческого опыта, разные стороны которого обозначаются словами "добро" и "зло", "добродетель" и "порок", "правильное" и "неправильное", "долг", "совесть", "справедливость" и т. д. |
Новая философская энциклоепдия/В. С. Стёпин, А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, А. П. Огурцов |
2010 |
Философия |
Мораль |
«Всё предназначение человека, и философия, исследующая эту цель, называется моралью» |
«Критика чистого разума» И. Кант |
1781 |
Философия |
Мораль |
Мораль – это одна из важнейших сторон (форм) индивидуального, группового и общественного сознания, включающая в себя правила повседневного человеческого поведения. Она представляет собой совокупность духовных ценностей, которыми индивидуумы, социальные группы и народы (этносы) руководствуются в своей жизни и деятельности. |
фтлософско-этический анализ понятий «мораль», «нравственность», «этос» / К. А. Мигушов |
2017 |
Философия |
Мораль |
Представление о справедливости, добре и зле, плохом и хорошем, сложившееся на основе оценки поведения людей в данных условиях жизни общества |
Нравственность как категория гражданского права/Пушкарев Максим Сергеевич |
2009 |
Право |
Мораль |
Мора́ль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений |
Новый энциклопедический словарь, М.: Большая Российская Энциклопедия/КамильАбдуловичБекяшев |
2005 |
Философия |
Мораль |
Словаре Академии Российской в конце XYIII и определяется как «сообразность свободных деяний с законом» |
Словарь Академии Российской/ Биржакова Е. Э. |
Конец 18 века |
Право |
Мораль |
Это общая тенденция вести себя таким образом, который соответствует нравственному кодексу общества |
Артур Ребер/Большой толковый психологический словарь |
1983 |
Психология |
Мораль |
во-первых, обычаи и нравы, в которых индивид не отличает себя как личность от стихийно формирующихся в обществе и усвоенных им стихийно привычных форм поведения, т. е. нечто исторически предшествующее собственно морали или же, поскольку обычаи сохраняют значение и в современном обществе, более простые формы регуляции поведения, чем мораль; во-вторых, конкретные обязанности человека перед государством, сословиями, семьей, санкционируемые и регулируемые правом, что также выходит за собственные рамки морали |
Гегель/Философия Духа |
1807 |
Философия |
Мораль |
Все понимали, что человек своим долгом связан с законом, но не догадывались, что он подчинен только своему собственному и тем не менее всеобщему законодательству, и что он обязан поступить, лишь сообразуясь со своей собственной волей, устанавливающей, однако, всеобщие законы согласно цели природы (моралью) |
Иммануил Кант «Основы метафизик нравственности» |
1785 |
Философия |
Мораль |
Мора́ль — один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром излом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью. Мораль - это внутренняя направленность личности |
Учебно-методическое пособие «профессиональная этика»/Составители: Р.Д. Галиева, И.И.Кирюшин |
2017 |
Право |
Мораль |
Соц. институт, система норм, санкций, оценок, предписаний, образцов поведения, выполняющих функции соц. контроля и регулирования соц. отношений в той или иной соц. группе, обществе |
Энциклопедия социологии/А.Антинази |
2009 |
Социология |
Мораль |
нравственность, совокупность норм и принципов поведения индивида по отношению к обществу и другим людям, — одна из основных форм общественного сознания. |
Большая психологическая Энциклопедия/Николай Козлов. |
2007 |
Психология |
Таблица 2. Подходы к определению понятия «Справедливость»
Понятие |
Определение |
Автор / труд |
Год |
Область науки |
Справедливость |
Первая добродетель социальных институтов |
Дж. Ролза |
1971 |
Философия |
Справедливость |
«Справедливость выступает квитэссенцией системы демократических ценностей, обладает способностью устанавливать границы свободных действий субъектов общественных отношений, выступать обязательным критерием оценки качества государства и права, принадлежит к числу вечных ценностей, имея всеобъемлющий и универсальный характер» |
Милушева, Т.В. «Пределы деятельности государственной власти в России: вопросы теории и практики» |
2011 |
Право |
Справедливость |
«Естественно-правовое определение справедливости традиционно понимается как воздаяние равным за равное» |
Нерсесянц, В.С. «Философия права» |
1998 |
Право |
Справедливость |
«…справедливость, как кажется, есть равенство, и так оно и есть, но только не для всех, а для равных; и неравенство также представляется справедливостью, и так оно и есть на самом деле, но опять-таки не для всех, а лишь для неравных» |
Аристотель. «Политика» |
335—322 год до н. э. |
Философия |
Справедливость |
Понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия между практической ролью различных индивидов (соц. слоев, групп) в жизни общества и их соц. положением, между их правами и обязанностями, трудом и вознаграждением, заслугами и их общественным признанием, преступлением и наказанием. |
Социологический энциклопедический словарь/Осипов Г. В |
2000 |
Социология |
Справедливость |
справедливость — не только воплощение объективного порядка, соответствующего естественному праву, но и одна из основных, «кардинальных» добродетелей |
Беседкина Н. И. «Разумность как категория частного права» |
2017 |
Право |
Справедливость |
Справедливость представляет собой аккумулирующее в себе уравнивающий и распределяющий аспекты требование к определяемой судом мере уголовно-правового воздействия, в соответствии 155 Ф.Ф. Мамедова. Справедливость в уголовном праве: современное состояние вопроса. С которым вид и размер наказания должны быть определены согласно характеру и степени общественной опасности преступного деяния, личности виновного, обстоятельствам, смягчающим и отягчающим ответственность |
Ласточкина Р.Н. «Явная несправедливость наказания как основание к отмене или изменению приговора» |
1983 |
Право |
Справедливость |
справедливость – правильное соотношение базисных политических ценностей свободы и блага, свободы и равенства |
Григорий Канарш «Энциклопедический поиск» |
2018 |
Право |
Справедливость |
справедливость состоит в том, чтобы не делать другому того, чего не желаешь себе |
Бэкон Ф. «О достоинстве и приумножении наук» |
1605 |
Философия |
Справедливость |
Справедливость – категория морально-правового, социально-политического сознания. Она закрепляет понятие о должном, которое соответствует основным представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах |
Кучеренко Петр Александрович, Абрамов Алексей Владимирович «Справедливость в праве: историческая ретроспектива и современная роль» |
2017 |
Право |
Приложение 2
Таблица 3. Характеристика уровней моральных суждений
Уровни морального развития |
||
Уровень |
Основания морального выбора |
|
Преконвенциональный |
Индивид судит о нравственности действия по его прямым последствиям. Доконвенциональный уровень состоит из первого и второго этапов морального развития и связан исключительно с эгоцентрической установкой индивида. Ребёнок, находясь на доконвенциональном уровне, ещё не усвоил, не интериоризировал общепринятые нормы относительно того, что является правильным или неправильным; вместо этого он фокусируется в основном на внешних последствиях, которые могут принести какие-либо действия. Поведение ребёнка основано исключительно на принципе выгоды и оценивается исходя из дальнейших последствий [20, 21 ,23.] |
|
Конвенциональный |
Индивид судит о нравственности действий, сравнивая их с мнениями и ожиданиями общества. Традиционная мораль характеризуется принятием конвенций общества относительно того, что правильно и неправильно. На этом уровне индивид подчиняется правилам и следует нормам общества, даже если нет никаких последствий после их нарушения. Следование правилам и соглашениям несколько ригидно, их целесообразность или справедливость редко подвергается сомнению [20, 21, 22.] |
|
Постконвенциональный |
На уровне, также известном как уровень автономной морали/принципов, отмечается растущее осознание того, что индивиды являются отдельными от общества объектами, и что собственная точка зрения индивида может иметь приоритет над точкой зрения общества в целом; то есть люди могут не подчиняться правилам, несовместимым с их собственными принципами. Люди на данном уровне живут, руководствуясь собственными моральными принципами, которые обычно включают такие основные права человека, как право на жизнь, свободу и справедливость. Они рассматривают законы как полезные, но гибкие механизмы, которые, в идеале, могут поддерживать общий социальный порядок и защищать права человека. Правила и законы не являются абсолютными диктатами, которые должны выполняться без вопросов [20, 21, 22.] |
Таблица 4. Результаты методики «Дилеммы Л. Кольберга»
Код |
Дилеммы Л.Кольберга |
||||
Уровень |
Балл |
Основания морального выбора |
|||
А26 |
Преконвенциональный уровень |
1 |
Ориентация на возможное наказание |
||
А09 |
2 |
Наивный потребительский гедонизм |
|||
А04 |
Конвенциональный уровень |
3 |
Мораль "пай-мальчика". Поступаю так, чтобы избежать неодобрения, неприязни ближних, стремлюсь быть (слыть) "хорошим мальчиком", "хорошей девочкой" |
||
А15 |
|||||
A06 |
|||||
А24 |
|||||
А08 |
|||||
А10 |
|||||
А23 |
|||||
А28 |
|||||
А32 |
|||||
А02 |
Конвенциональный уровень |
4 |
Поступаю так, чтобы избежать неодобрения авторитетов и чувства вины; выполняю свой долг, подчиняюсь правилам |
||
А05 |
|||||
А07 |
|||||
А12 |
|||||
А14 |
|||||
A21 |
|||||
А25 |
|||||
А01 |
|||||
А03 |
|||||
А16 |
|||||
А19 |
|||||
А20 |
|||||
А22 |
|||||
А30 |
|||||
А31 |
|||||
A29 |
Постконвенциональный уровень |
5 |
Мораль, основанная на признании прав человека и демократически принятого закона. Поступаю согласно собственным принципам, уважаю принципы других людей, стараюсь избежать самоосуждения |
||
А27 |
|||||
А13 |
|||||
А11 |
|||||
А17 |
|||||
А18 |
Постконвенциональный уровень |
6 |
Индивидуальные принципы, выработанные самостоятельно. Поступаю согласно общечеловеческим универсальным принципам нравственности |
РисуноРисунок 1. Разделение респондентов на группы по методике «Дилеммы Л. Кольберга»
Рисунок 2. Диаграмма с уровнями
Таблица 4. Первичные результаты методики «Чувствительность к справедливости»
Код |
Дилеммы Л.Кольберга |
Чувствительность к справедливости |
|||
Уровень |
ЧСжертв |
ЧСсвид |
ЧСбенеф |
ЧСнаруш |
|
А09 |
Преконвенциональный уровень |
12 |
1 |
1 |
2 |
А26 |
Преконвенциональный уровень |
29 |
5 |
0 |
0 |
А02 |
Конвенциональный уровень |
30 |
20 |
20 |
20 |
А04 |
Конвенциональный уровень |
34 |
19 |
19 |
35 |
А05 |
Конвенциональный уровень |
30 |
28 |
31 |
18 |
А07 |
Конвенциональный уровень |
20 |
25 |
24 |
34 |
А12 |
Конвенциональный уровень |
10 |
23 |
27 |
38 |
А14 |
Конвенциональный уровень |
19 |
21 |
17 |
24 |
А15 |
Конвенциональный уровень |
26 |
45 |
11 |
2 |
A21 |
Конвенциональный уровень |
28 |
5 |
21 |
18 |
A06 |
Конвенциональный уровень |
13 |
20 |
22 |
20 |
А24 |
Конвенциональный уровень |
18 |
18 |
28 |
22 |
А25 |
Конвенциональный уровень |
33 |
32 |
12 |
4 |
А01 |
Конвенциональный уровень |
34 |
20 |
10 |
11 |
А03 |
Конвенциональный уровень |
28 |
35 |
15 |
5 |
А08 |
Конвенциональный уровень |
10 |
30 |
5 |
15 |
А10 |
Конвенциональный уровень |
34 |
14 |
0 |
2 |
А16 |
Конвенциональный уровень |
31 |
41 |
10 |
10 |
А19 |
Конвенциональный уровень |
30 |
30 |
21 |
5 |
А20 |
Конвенциональный уровень |
21 |
34 |
25 |
18 |
А22 |
Конвенциональный уровень |
33 |
25 |
20 |
18 |
А23 |
Конвенциональный уровень |
29 |
25 |
15 |
10 |
А28 |
Конвенциональный уровень |
29 |
12 |
17 |
20 |
А30 |
Конвенциональный уровень |
31 |
10 |
19 |
20 |
А31 |
Конвенциональный уровень |
18 |
32 |
21 |
25 |
А32 |
Конвенциональный уровень |
18 |
32 |
22 |
15 |
A29 |
Постконвенциональный уровень |
32 |
33 |
35 |
34 |
А27 |
Постконвенциональный уровень |
41 |
45 |
31 |
36 |
А13 |
Постконвенциональный уровень |
39 |
32 |
22 |
25 |
А18 |
Постконвенциональный уровень |
41 |
40 |
45 |
43 |
А11 |
Постконвенциональный уровень |
33 |
37 |
23 |
36 |
А17 |
Постконвенциональный уровень |
40 |
30 |
40 |
50 |
Таблица 5. Результаты методики «Чувствительность к справедливости», посчитанные по формулам
Код |
Дилеммы Л.Кольберга |
Чувствительность к справедливости |
|||
Уровень |
ЧСжертв |
ЧСсвид |
ЧСбенеф |
ЧСнаруш |
|
А09 |
Преконвенциональный уровень |
13,2 |
11,2 |
21,3 |
62,8 |
А26 |
Преконвенциональный уровень |
31,9 |
56 |
0 |
0 |
А02 |
Конвенциональный уровень |
33 |
224 |
426 |
628 |
А04 |
Конвенциональный уровень |
37,4 |
212,8 |
404,7 |
1099 |
А05 |
Конвенциональный уровень |
33 |
313,6 |
660,3 |
565,2 |
А07 |
Конвенциональный уровень |
22 |
280 |
511,2 |
1067,6 |
А12 |
Конвенциональный уровень |
11 |
257,6 |
575,1 |
1193,2 |
А14 |
Конвенциональный уровень |
20,9 |
235,2 |
362,1 |
753,6 |
А15 |
Конвенциональный уровень |
28,6 |
504 |
234,3 |
62,8 |
A21 |
Конвенциональный уровень |
30,8 |
56 |
447,3 |
565,2 |
A06 |
Конвенциональный уровень |
14,3 |
224 |
468,6 |
628 |
А24 |
Конвенциональный уровень |
19,8 |
201,6 |
596,4 |
690,8 |
А25 |
Конвенциональный уровень |
36,3 |
358,4 |
255,6 |
125,6 |
А01 |
Конвенциональный уровень |
37,4 |
224 |
213 |
345,4 |
А03 |
Конвенциональный уровень |
30,8 |
392 |
319,5 |
157 |
А08 |
Конвенциональный уровень |
11 |
336 |
106,5 |
471 |
А10 |
Конвенциональный уровень |
37,4 |
156,8 |
0 |
62,8 |
А16 |
Конвенциональный уровень |
34,1 |
459,2 |
213 |
314 |
А19 |
Конвенциональный уровень |
33 |
336 |
447,3 |
157 |
А20 |
Конвенциональный уровень |
23,1 |
380,8 |
532,5 |
565,2 |
А22 |
Конвенциональный уровень |
36,3 |
280 |
426 |
565,2 |
А23 |
Конвенциональный уровень |
31,9 |
280 |
319,5 |
314 |
А28 |
Конвенциональный уровень |
31,9 |
134,4 |
362,1 |
628 |
А30 |
Конвенциональный уровень |
34,1 |
112 |
404,7 |
628 |
А31 |
Конвенциональный уровень |
19,8 |
358,4 |
447,3 |
785 |
А32 |
Конвенциональный уровень |
19,8 |
358,4 |
468,6 |
471 |
A29 |
Постконвенциональный уровень |
35,2 |
369,6 |
745,5 |
1067,6 |
А27 |
Постконвенциональный уровень |
45,1 |
504 |
660,3 |
785 |
А13 |
Постконвенциональный уровень |
42,9 |
448 |
468,6 |
1130,4 |
А18 |
Постконвенциональный уровень |
45,1 |
358,4 |
958,5 |
1350,2 |
А11 |
Постконвенциональный уровень |
36,3 |
414,4 |
489,9 |
1130,4 |
А17 |
Постконвенциональный уровень |
44 |
336 |
852 |
1570 |
Таблица 6. Средние показатели методики «Чувствительность к справедливости», распределенные по уровням морального развития
Дилеммы Л.Кольберга |
Чувствительность к справедливости |
|||
Уровень |
ЧСжертв |
ЧСсвид |
ЧСбенеф |
ЧСнаруш |
Преконвенциональный уровень |
22,5 |
33,6 |
21,3 |
62,8 |
Конвенциональный |
27,82 |
278,133 |
383,316 |
535,108 |
Постконвенциональный уровень |
41,43 |
405,06 |
695,8 |
1172,26 |
Таблица 7. Средние показатели методики «Чувствительность к справедливости», распределенные по стадиям морального развития
Дилеммы Л.Кольберга |
Чувствительность к справедливости |
|||
Стадия морального развития |
ЧСжертв |
ЧСсвид |
ЧСбенеф |
ЧСнаруш |
1 |
0 |
56 |
0 |
0 |
2 |
13,2 |
11,2 |
21,3 |
62,8 |
3 |
25,78 |
267,5 |
328,96 |
521,93 |
4 |
29,04 |
284,48 |
416,06 |
560,613 |
5 |
40,7 |
414,4 |
214,42 |
1136,68 |
6 |
45,1 |
358,4 |
958,5 |
1350,2 |
Таблица 8. Эмпирические значения однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA).
Название шкал |
Эмпирическое значение F критерия |
Уровень значимости БЕЗ ЗВЕЗДОЧЕК |
Уровень значимости |
Вывод про уровень значимости |
Психологический вывод |
ЧСжерт |
27,821 |
41,433 |
22,55 |
7,499 |
0.002** |
ЧСсвид |
278,433 |
405,233 |
21,55 |
11,339 |
0*** |
ЧСбенеф |
383,4 |
695,8 |
10,65 |
15,936 |
0*** |
ЧСнаруш |
535,108 |
1172,267 |
31,4 |
15,003 |
0*** |