Восприятие событий Великой Отечественной войны 1941-1945 гг с учетом ведущей перцептивной модальности старших школьников

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Восприятие событий Великой Отечественной войны 1941-1945 гг с учетом ведущей перцептивной модальности старших школьников

Капура А.Е. 1
1МБОУ "СОШ №10" г. Славгород
Теобальтд О.И. 1Вайцель Б.А. 2
1МБОУ "СОШ №10" г. Славгород
2КГБУ ДО "Детский технопарк Алтайского края" Канториум. 22"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Актуальность. Исследование образно-символического аспекта восприятия школьниками Великой Отечественной войны (далее – ВОВ) имеет как научно-теоретическое, так и практическое значение. Во-первых, события тех времен все дальше отдаляются от современных школьников, а участников ВОВ все меньше, поэтому необходимо сохранение преемственности поколений. А для этого надо правильно воспринимать события войны. Во-вторых, символический и ценностный потенциал событий 1941–1945 гг. стал фундаментом политики идентичности и политики памяти, реализуемых в РФ. В-третьих, знание прошлого своей страны стало неотъемлемой частью личности.

Тема «восприятие школьниками событий ВОВ с учетом ведущей перцептивной модальности» будет актуальна.

Объект: восприятие событий ВОВ.

Предмет: восприятие событий ВОВ с учетом ведущего типа перцептивной модальности.

Цель: выявить когнитивный и эмоциональный аспекты восприятия событий ВОВ с учетом ведущей перцептивной модальности старших школьников.

Задачи:

1. Изучить теоретические аспекты восприятия.

2. Определить тип доминирующей перцептивной модальности старших школьников СОШ № 10.

3. Провести эмпирическое исследование среди старших школьников на выявление информированности и эмоционального восприятия событий ВОВ с учетом различных типов перцептивной модальности.

4. Составить практические рекомендации, направленные на актуализацию знаниевого и эмоционального компонента относительно ВОВ.

Гипотезы:

- когнитивный и эмоциональный аспекты восприятия событий ВОВ старших школьников будут дифференцироваться в зависимости от ведущего типа перцептивной модальности;

- учащиеся – аудиалы будут точнее воспринимать события ВОВ в когнитивном аспекте;

- учащиеся – визуалы и кинестеты будут точнее воспринимать события ВОВ в эмоциональном аспекте.

Эмпирическая основа: диагностика доминирующей перцептивной модальности Е. Ефремцева/методика восприятия; авторская анкета «Информированность школьников о событиях ВОВ»; «Ассоциативный эксперимент» по методике О. Н. Колышева.

Объем выборки: учащиеся 10 А класс-18 человек; 10 Б класс-19 человек; 11 А класс-13 человека. N=50 человек. Данная работа представляет собой качественное исследование, репрезентативность выборки которого будет обоснована при наличии 50 объектов.

Научная новизна: был определен доминирующий тип перцептивной модальности школьников, проведено эмпирическое исследование среди школьников на выявление информированности о событиях ВОВ и на выявление эмоционального восприятия с учетом ведущей перцептивной модальности, разработана авторская анкета «Информированность школьников о событиях ВОВ».

Практическая значимость: результаты работы на уровне школы могут использоваться при подготовке к урокам истории, обществознания и проведении классных часов. Данная работа может служить базисом при разработке воспитательных программ по патриотическому воспитанию школьников. Разработанная авторская анкета «Информированность школьников о событиях ВОВ» может служить методологической основой для проведения аналогичных исследований.

Теоретико-методологическая база

Восприятие (перцепция) — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. [1, С.448.].

Общепризнанные положения отечественной психологии раскрывают процесс перцепции как целостное полимодальное поле (Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн), как структурное психологическое образование, состоящее из модальности восприятия (Л. А. Венгер, Б.Б. Коссов) [3, С.5].

Виды восприятия различаются по разным основаниям: в зависимости от анализаторов, по форме материи, по видам деятельности (Приложение 1, рисунок 1).

Модальность – это форма проявления раздражителя в существующей сенсорной системе человека (слуховой, зрительной, тактильной) [4, С.156]. Исходя из этого, под доминирующей перцептивной модальностью с точки зрения психологии понимают ведущую сенсорную систему – визуальную, аудиальную, кинестетическую.

По признаку ведущей модальности выделяют три типа личности: визуалы, аудиалы, кинестеты. Выделяют и смешанный тип восприятия информации, у которого присутствуют два типа восприятия, при этом один – доминирующий, а другой находится в латентной форме [3, С. 28–35.].

Для исследования восприятия событий ВОВ необходимо понимание исторической памяти о ВОВ, а именно ее двоякое содержание. В ней диалектически взаимосвязаны 1) «живая», непосредственная память народа и 2) универсальная обобщенная реконструированная память (историческая литература, учебники по истории, телевидение, художественные произведения, кинофильмы и т.д.). Бытующая ныне память о войне являет собой весьма противоречивый комплекс правдивых, истинных и ложных, искаженных знаний, представлений, понятий, образов, идеологем.

Основное содержание

Эмпирическое исследования восприятия старших школьников событий ВОВ с учетом ведущей перцептивной модальности

В экспериментальном исследовании использовались следующие методики: 1. диагностика доминирующей перцептивной модальности Е. Ефремцева/методика восприятия. 2. авторская анкета «Информированность школьников о событиях ВОВ». 3. «Ассоциативный эксперимент» по методике О. Н. Колышева.

Для проведения эмпирического исследования были выделены следующие этапы: Этап 1 –Выявление доминирующего типа перцептивной модальности; Этап 2 – Выявление когнитивного аспекта восприятия событий ВОВ с учетом ведущей перцептивной модальности; Этап 3 – Выявление эмоционального аспекта восприятия событий Великой Отечественной войны с учетом ведущей перцептивной модальности старших школьников.

Этап I – Выявление доминирующего типа перцептивной модальности

Был проведен опрос с использованием методики Е. Ефремцева. Респондентам предлагалось 48 утверждений, возле которых надо было поставить «+» в случае согласия или «-» в случае несогласия. Результаты опроса были систематизированы в таблицу (Приложение 2, таблица 2).

Большей части респондентов (46%) присущ тип – «аудиалы», для которого характерен способ поучения информации посредством слуха. На втором месте - «кинестеты/аудиалы» (20%), смешанный тип. Следующие по численности «кинестеты» (18%), особенность которых в хорошем запоминании своих и чужих поступков, жестов и движений. Наименьшую группу составили «визуалы» (16%), воспринимающие информацию посредством зрения. Количественные показатели методики отображены на диаграмме (Приложение 3, рисунок 2).

Таким образом, видно, что доминирующим типом перцептивной модальности старших школьников выступает аудиальный тип, а самым редким - визуальный. Так, старшие школьники в основном воспринимают информацию с помощью слуха.

Этап II - Выявление когнитивного аспекта восприятия школьниками событий ВОВ с учетом ведущей перцептивной модальности старших школьников

Для определения информированности о событиях ВОВ проведено анкетирование по авторской анкеты «Информированность школьников о событиях ВОВ» (Приложение 3). Анкета включала в себе вопросы открытого и закрытого типов, что позволило разносторонне рассмотреть вопрос об информированности школьников о событиях ВОВ.

По результатам ответов на вопрос «даты ВОВ» большую часть верных ответов дали кинестеты (88,9%), кинестеты/аудиалы. Больше половины визуалов верно указывают дату. Однако аудиалы допускают большее количество других вариантов ответов, что может быть связано с искажением услышанной информации. (Приложение 4, рисунок 3, 4,5,6).

Ответы на открытый вопрос с указанием событий ВОВ показали, у кинестетов война ассоциируется с такими событиями как битва за Сталинград (66,7%), Блокада Ленинграда (55,6%), так как проводятся тематические классные часы, на которых демонстрируются картинки, воспроизводятся истории и кинестеты «ощущают» это на себе.

У кинестетов/аудиалов и аудиалов война ассоциируется с Блокадой Ленинграда(80%, 65,2%), битвой за Сталинград (20%, 43,5%), Курской битвой (50%, 34,8%), битвой за Берлин (30%, 39,1%), битвой за Москву (40%, 39,1%), с Ржевской битвой (30%, 21,7%). Данные события самые распространенные, поэтому информацию о них люди с аудиальным восприятием слышали больше.

В большинстве визуалы указали битву за Москву (62,5%). Фильм про это событие войны («Битва за Москву»), является яркой картиной. (Приложение 4,рисунок 7, 8,9,10).

Большее количество кинестетов и кинестетов/аудиалов относят к героям ВОВ А. Матросова (33,3%, 40%). Это связанно с тем, что А.Матросов был почти ровесником респондентов, что помогло образно на себе прочувствовать жизнь героя. Для аудиалов Георгий Жуков (52,2%) и для визуалов (37,5%) является самым распространенным героем, поскольку его фамилия очень часто слышится и упоминается в различных исторических источниках. (Приложение 4,рисунок 11, 12,13,14).

С установлением хронологии событий в лучшей степени справились кинестеты (55,6%), меньше половины кинестеты/аудиалы (40%) и аудиалы (39,1%) справились с установлением хронологии. Визуалы в сравнении с другими хуже всех справились с установлением хронологии событий (25%). Однако если изучить характеристику данного перцептивного типа модальности, то именно они должны лучше запоминать информацию о войны из учебников. (Приложение 4,рисунок 15, 16,17,18).

С визуальным определением полководцев справились почти все типы перцептивной модальности, однако ошибки допустили аудиалы (8,7%) и визуалы (12,5%). Однако ученики с визуальным восприятием должны запоминать зрительные объекты в том числе и людей-полководцев. (Приложение 4,рисунок 19,20,21, 22).

Для большинства кинестатов причиной начала ВОВ является желание иметь новые территории (33,3%), так как для них главным является восприятия пространства. Для кинестетов/аудиалов и аудиалов главной причиной начала войны является стремление Гитлера к господству во всем мире (30%) и желание Германии господствовать во всем мире (26%), это может быть связанно с тем, что в обсуждениях и во многих источниках говорят именно о этой причине войны. Большинство визуалов не дали ответа (37,5%), это можно объяснить тем, что для зрительного восприятия по этому вопросу нет информации. (Приложение 4,рисунок 23,24,25,26).

На вопрос, связанный с указанием событий не относящихся к ВОВ, 61,1% кинестеты указали все верные, что является лучшим показателем в сравнении с кинестетами/аудиалами (57,5%), аудиалами (50%) и визуалами (53,1%). Однако кинестеты занимают первое место и по неверным ответам (28%), второе место занимают визуалы (18,8%), далее идут аудиала (17,4%), и последнее место занимают кинестеты/аудиалы (15%). Все это может свидетельствовать о низкой информированности о малоизвестных событиях войны. (Приложение 4,рисунок 27,28,29,30).

Все кинестеты/аудиалы в полной мере уверены в том, что в данной войне победил СССР. Однако 11,1% кинестетов, 4,3% аудиалов и 25% визуалов допускают то, что в ВОВ победили США или Великобритания, это связанно с тем, что начиная с девяностых годов идет очернение событий войны, и на многих сайтах, форумах, видео в интернете идет дезинформации о победителях в войне. (Приложение 4,рисунок 31,32, 33,34).

Этап III – Выявление эмоционального компонента восприятия событий ВОВ с учетом доминирующей перцептивной модальности

Для выявления эмоционального компонента восприятия проведен ассоциативный эксперимент по методике О. Н. Колышева.(Приложение 4). Ученикам было предложено написать 5-10 слов реакций на слово «ВОВ», и написать 5-10 слов реакций на слова-реакции к слову «ВОВ».

Результаты ответов-реакций на слово «ВОВ» распределились следующим образом: среди всех типов перцептивной модальности данная война ассоциируется со смертью, этому может быть объяснение тем, что война является самой кровопролитной за всю историю.

Среди кинестетов и кинестетов /аудиалов популярным ответом является «Победа», так как люди с тактильным восприятием привыкли к активности, и скорее всего они принимают активное участие в социальных практиках по сохранению исторической памяти о ВОВ.

Среди аудиалов популярными ответами являются «Голод» и «Страх», это характеризуется тем, что в художественных произведениях, песнях про войну и во многих СМИ люди делают акцент на том, как страшно было на войне.

В большинстве ответов ВОВ среди визуалов ассоциируется с определенными событиями войны (битва за Сталинград, битва за Москву, Курская и Ржевская битвы, Блокада Ленинграда). Визуалы ассоциируют войну с увиденными картинами отдельных событий в фильмах. (Приложение 4,рисинок 35, 36,37 38).

Среди ассоциаций кинестетов и кинестетов/адиалов на слово «Смерть» частыми ответами являются «Страх», «Боль», «Страдания», эти ответы связаны с тем, что ученики с тактильным восприятием воспринимают смерть как то, что ощущают люди и они сами.

Аудиалы в большей степени ассоциируют смерть с «грустью» и «слезами», т. к. аудиалы слушая истории, песни, произведения художественной литературы, слышат плач людей, а звуковые эффекты, как правило, запечатлеются в памяти аудиалов.

Для визуалов частыми ответами являются «страх», «боль», «слезы», «грусть», так как визуалы на траурных событиях, в фильмах видят страх, боль, слезы людей. (Приложение 4, рисинок 39,40, 41,42).

У кинестетов популярной ассоциацией на слово «Голод» является «недостаток», так под недостатком подразумевается малое количество продовольствия.

Среди кинестетов/аудиалов и аудиалов частыми ответами являются «недостаток», «смерть», этому может свидетельствовать то, что во многих СМИ, когда идет речь о голоде, о большой смертности и недостатках продовольствия, поэтому люди с аудиальным восприятием обращают на это большое внимание.

Визуалы ассоциируют «Голод» с видимым объектом таким как «еда». (Приложение 4,рисинок 43, 44,45,46).

Кинестеты и кинестеты/аудиалы ассоциируют «Победу» как то, что испытывают люди- это «счастье», «радость», «триумф».

У аудиалов «Победа» ассоциируется с «успехом», скорее всего они считают, что после победы человек или страна будут очень успешны и получат всемирную огласку, то есть о них будут говорить и слышать. (Приложение 4,рисунок 47, 48,49).

Кинестеты и кинестеты/аудиалы ассоциируют «Оружие» как с конкретными орудиями (танк, граната, автомат), так и с тем, что испытывают люди (страх, опасность).

Для сопоставления когнитивного и эмоционального аспекта восприятия событий ВОВ между респондентами с различными типами ведущей прецептивной модальности была составлена таблица (Приложение 4, таблица 3). Стоит отметить следующие моменты:

1. На когнитивном уровне вернее всего устанавливают хронологию кинестеты 55,6%. Ученики с данным типом в буквальном смысле «прочувствовали войну» и закрепили основные события войны на подсознании. На втором месте – кинестеты/аудиалы (гибридный тип), 40% которых верно расположили события ВОВ. Показатель данной группы по точности ниже на 15,6%, что совпадает с такой проблемой аудиального типа восприятия – звуковая (фонетическая) путаница. С небольшой разницей в 0,9% на третьем месте по верности расположения событий ВОВ идут аудиалы – 39,1%. И на четвертом месте визуалы, верность расположения которых составила 25%. Визуалы запоминают картинку, поэтому систематизация знания по этапам может вызвать определенные трудности.

Если говорить про точность распознавания личностей ВОВ, то на первом месте так и останутся кинестеты – 100% и аудиалы / кинестеты – 100%. На втором месте будут аудиалы – 91,3%, а на третьем месте визуалы – 87,5%.

2. На эмоциональном уровне все учащиеся независимо от типа перцептивной модальности ассоциируют войну через символы, такие как «смерть», «голод», «холод», «смерть», «оружие», «победа».

3. На эмоциональном уровне представляет интерес тот факт, что среди ответов из категории «события» и «личности» упоминают только визуалы. Если на когнитивном уровне в фактаже визуалы допускают ошибки, то из всех типов – это единственные респонденты, которые упоминают события и людей, не ограничиваясь символами.

4. На эмоциональном аспекте аудиалы упоминают ассоциации из категории «события», а именно «Ленинград». Объяснить данный феномен можно тем, что исследование среди старших школьников происходило в январе-февраля 2022 г., именно в этот период начали реализовываться практики, направленные на актуализацию знаний о события Блокадного Ленинграда (классные часы, выставки, посещение музея). Это событие стало «на слуху», поэтому аудиалы на эмоциональном аспекте отметили его, так как восприятия через звук – доминирующее.

Практические рекомендации, направленные на актуализацию знаниевого и эмоционального компонента относительно Великой Отечественной войны

На основе проведенного эмпирического исследования с учетом доминирующего перцептивного типа модальности были сформированы рекомендации.

1. Организовать совместные просмотры исторических фильмов о Великой Отечественной войне.

2. Провести тематические классные часы по Великой Отечественной войне.

3. Провести литературные вечера.

4. Организовать встречи с ветеранами и тружениками тыла.

5. Организовать экскурсии в музей по Великой Отечественной войне.

6. Оформить стенд «Страницы Великой Отечественной войны».

7. Создать информационные брошюры.

8. Организовать викторины, интеллектуальные игры по Великой Отечественной войне.

9. Составить и провести маршрут «По местам сражений в ВОВ»

Заключение

Доминирующим типом перцептивной модальности старших школьников выступает аудиальный тип, а самым редким типом является визуальный.

Когнитивный аспект восприятия событий ВОВ преобладает над эмоциональном у кенестетов и кенестетов/ аудиалов. Между когнитивным и эмоциональными аспектами восприятия событий ВОВ у аудиалов можно поставить условный знак равенства. У визуалов эмоциональный аспект доминирует над когнитивным в процессе восприятия событий ВОВ.

На эмоциональном уровне все учащиеся независимо от типа перцептивной модальности ассоциируют войну через символы. У визуалов первые три места отданы таким единицам, как «смерть», «голод», «холод». У аудиалов – «смерть», «голод», «страх». Кинестеты среди символов выделяют «смерть», «голод», «победа». Кинестеты/ аудиалы отметили «смерть», «оружие», «победа».

На эмоциональном уровне среди ответов из категории «события» и «личности» упоминают только визуалы. Если на когнитивном уровне в фактаже визуалы допускают ошибки, то из всех типов – это единственные респонденты, упоминающие события и людей, не ограничиваясь символами. На эмоциональном аспекте аудиалы упоминают ассоциации из категории «события», а именно «Ленинград».

Доминанты «военного» сознания старших школьников - всеобщность гордости за выигранную войну, за Победу; всенародный патриотизм, массовый героизм; единство фронта и тыла.

Список источников и литературы

1. Арнтц У., Чейс Б., Висенте М. Кроличья нора или что мы знаем о вселенной и о себе. – М.: Эксмо, 2011. – 448 с. – (Психология. Зарубежный бестселлер).

2.Гаранина Ж. Г. Романов К. М. Практикум по общей психологии. Учебное пособие / Под ред. К.М. Романова. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002

3. Евсюткина П. А. Роль модальностей восприятия в сенсорно-перцептивной организации учащегося // Молодой ученый.2017. № 38. С. 28–35. URL: https://moluch.ru/archive/172/45689/ (дата обращения: 19.09.2018).

4. Романова Т. В. Модальность. Оценка. Эмоциональность. Н. Новгород: Изд-во НГЛУ, 2008. 309 с.

5. Титова С. С. К обзору диагностических методик определения модальностей восприятия // Педагогическое мастерство:материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). М.: Буки-Веди, 2016. С. 50–53. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11227/ (дата обращения: 15.11.2018).

Приложения

Приложение 1

Виды восприятия

 

В зависимости

от анализатора

По форме

материи

По видам

деятельности

 

Зрительное

Восприятие

времени

Самопроизвольное

 

Слуховое

Преднамеренное

 

Восприятие

пространства

 

Осязательное

 

Восприятие

движения

 

Кинестетическое

 

Вкусовое

 

Обонятельное

Рис. 1. Виды восприятия

Приложение 2

Код респондента

Тип перцептивной модальности

Характеристика

10А класс

   

А112

Аудиал

Способ получения информации: посредством слуха-в процессе разговора, чтения вслух, спора или обмена мнением со своими собеседниками.

Восприятие окружающего мира: испытывают потребность в непрерывной слуховой стимуляции, а когда вокруг тихо, начинают издавать различные звуки — мурлычут себе под нос, свистят или сами с собой разговаривают, но только не тогда, когда они заняты учебой, потому что в эти минуты им необходима тишина; в противном случае им приходится отключаться от раздражающего шума, который исходит от других людей.

На что обращают внимание при общении с людьми: на имя и фамилию человека, звук голоса, манеру речи и сказанные им слова.

Речь: описывают звуки и голоса, музыку, звуковые эффекты и шумы, которые можно услышать в окружающей их обстановке, а также пересказывают то, что говорят другие люди.

Движение глаз: обычно смотрят то влево, то вправо и лишь изредка и ненадолго заглядывают в глаза говорящему.

Память: хорошо запоминаю разговоры, музыку и звуки.

А107

Аудиал

А111

Аудиал

А105

Аудиал

А120

Аудиал

А123

Аудиал

А101

Аудиал

Б101

Аудиал

Б102

Аудиал

Б117

Аудиал

Б105

Аудиал

Б106

Аудиал

Б107

Аудиал

Б120

Аудиал

Б119

Аудиал

Б112

Аудиал

Б118

Аудиал

Б113

Аудиал

Б116

Аудиал

А129

Аудиал

А137

Аудиал

А142

Аудиал

А132

Аудиал

А109

Кинестет

Способ получения информации: посредством активных движений скелетных мышц — участвуя в подвижных играх и занятиях, экспериментируя, исследуя окружений мир, при условии, что тело всегда находится в движении.

Восприятие окружающего мира: привыкли к тому, что во круг них кипит деятельность; им необходим простор для движения; их внимание всегда приковано к движущимся объектам; зачастую их отвлекает и раздражает, когда другие люди не могут усидеть на месте, однако им самим необходимо всегда двигаться.

На что обращают внимание при общении с людьми: на то, как другой себя ведет; что он делает и чем занимается.

Речь: широко применяют слова, обозначающие движения и действия; говорят в основном о делах, победах и достижениях; как правило не многословны и быстро переходят к сути дела; часто в разговоре используют свое тело, жесты, пантомимику.

Движение глаз: им удобнее всего слушать и размышлять, когда их глаза опущены вниз и в сторону; они практически не смотрят в глаза собеседнику, поскольку именно такое положение глаз позволяет им учиться и одновременно действовать; но если поблизости от них происходит суета, их взгляд неизменно направлен в ту сторону.

Память: хорошо запоминают свои и чужие поступки, жесты и движения.

А108

Кинестет

Б114

Кинестет

А143

Кинестет

А128

Кинестет

А134

Кинестет

А127

Кинестет

А145

Кинестет

А151

Кинестет

   

А119

Визуал

Способ получения информации: посредством активных движений скелетных мышц — участвуя в подвижных играх и занятиях, экспериментируя, исследуя окружений мир, при условии, что тело всегда находится в движении.

Восприятие окружающего мира: привыкли к тому, что во круг них кипит деятельность; им необходим простор для движения; их внимание всегда приковано к движущимся объектам; зачастую их отвлекает и раздражает, когда другие люди не могут усидеть на месте, однако им самим необходимо всегда двигаться.

На что обращают внимание при общении с людьми: на то, как другой себя ведет; что он делает и чем занимается.

Речь: широко применяют слова, обозначающие движения и действия; говорят в основном о делах, победах и достижениях; как правило не многословны и быстро переходят к сути дела; часто в разговоре используют свое тело, жесты, пантомимику.

Движение глаз: им удобнее всего слушать и размышлять, когда их глаза опущены вниз и в сторону; они практически не смотрят в глаза собеседнику, поскольку именно такое положение глаз позволяет им учиться и одновременно действовать; но если поблизости от них происходит суета, их взгляд неизменно направлен в ту сторону.

Память: хорошо запоминают свои и чужие поступки, жесты и движения.

А104

Визуал

Б103

Визуал

Б108

Визуал

Б111

Визуал

А138

Визуал

А139

Визуал

А125

Визуал

   

А113

Кинестет/ Аудиал

Способ получения информации:

-посредством активных движений скелетных мышц — участвуя в подвижных играх и занятиях, экспериментируя, исследуя окружений мир, при условии, что тело всегда находится в движении.

-посредством слуха-в процессе разговора, чтения вслух, спора или обмена мнением со своими собеседниками.

Восприятие окружающего мира:

-привыкли к тому, что во круг них кипит деятельность; им необходим простор для движения; их внимание всегда приковано к движущимся объектам; зачастую их отвлекает и раздражает, когда другие люди не могут усидеть на месте, однако им самим необходимо всегда двигаться.

-испытывают потребность в непрерывной слуховой стимуляции, а когда вокруг тихо, начинают издавать различные звуки — мурлычут себе под нос, свистят или сами с собой разговаривают, но только не тогда, когда они заняты учебой, потому что в эти минуты им необходима тишина; в противном случае им приходится отключаться от раздражающего шума, который исходит от других людей.

На что обращают внимание при общении с людьми:

-на то, как другой себя ведет; что он делает и чем занимается.

-на имя и фамилию человека, звук голоса, манеру речи и сказанные им слова.

Речь:

-широко применяют слова, обозначающие движения и действия; говорят в основном о делах, победах и достижениях; как правило не многословны и быстро переходят к сути дела; часто в разговоре используют свое тело, жесты, пантомимику.

-описывают звуки и голоса, музыку, звуковые эффекты и шумы, которые можно услышать в окружающей их обстановке, а также пересказывают то, что говорят другие люди.

Движение глаз:

-им удобнее всего слушать и размышлять, когда их глаза опущены вниз и в сторону; они практически не смотрят в глаза собеседнику, поскольку именно такое положение глаз позволяет им учиться и одновременно действовать; но если поблизости от них происходит суета, их взгляд неизменно направлен в ту сторону.

-обычно смотрят то влево, то вправо и лишь изредка и ненадолго заглядывают в глаза говорящему.

Память:

-хорошо запоминают свои и чужие поступки, жесты и движения.

-хорошо запоминаю разговоры, музыку и звуки.

А102

Кинестет/ Аудиал

А114

Кинестет/ Аудиал

А118

Кинестет/ Аудиал

А117

Кинестет/ Аудиал

А103

Кинестет/ Аудиал

А115

Кинестет/ Аудиал

Б110

Кинестет/ Аудиал

Б115

Кинестет/ Аудиал

Б104

Кинестет/ Аудиал

   

Таблица 2. Результаты диагностики обучающихся «Доминирующая перцептивная модальность Е. Ефремцева».

Приложение 3.

Вопрос I. «Напишите полную дату начала и окончания Великой Отечественной войны.»

Начало:_______________________________;

Конец:________________________________.

Вопрос II. «Напишите события, относящиеся к Великой Отечественной войне.»

Вопрос III. «Напишите героев Великой Отечественной войны, которых Вы знаете.»

Вопрос V. «В ходе какой битвы произошло крупнейшее танковое сражение за всю Великую Отечественную войну?»

 Битва за Сталинград;  Ржевская битва; Битва за Москву; Битва под Курбском.

Вопрос VI. «Установите хронологию событий Великой Отечественной Войны.»

А) Освобождение Ленинграда от вражеской блокады; Б) Создание Государственного Комитета Обороны; В) Взятие берлина советскими войсками; Г) Битва по Курбском

1

2

3

4

       

Вопрос VII. «Сколько дней длилась блокада Ленинграда?»

 927 дней; 794 дня; 872 дня; 856 дней.

Вопрос VIII. «Кто командовал Первым Парадом Победы?»

 Жуков; Рокоссовский; Сталин; Василевский.

Вопрос IX. «Как в народе называлась советская боевая машина - БМ-13?»

 Маруся; Андрюша; Катюша; Кирюша.

Вопрос X. «Укажите на какой картинке изображён Георгий Жуков и напишите кто изображен на другой картинке.»

А) Б)

Вопрос XI. «Как Вы считаете, почему началась Великая Отечественная война?»

Вопрос XII. «Какие из перечисленных событий не относятся к Великой Отечественной войне?»

 Битва за Бамут; Висло-Одерская операция; Ледовое побоище; Битва под деревней Прохоровка; Берлинская операция; Битва на Марне; Штурм Грозного; Битва за Днепр.

Вопрос XIII. «Кто лично по Вашему мнению победил в Великой Отечественной войне?»

Вопрос XIV. «Как называется праздник победы Союза Советских Социалистических Республик и какого числа мы его отмечаем?»

Приложение 4.

 

Рис.2. Результаты диагностики «Доминирующая перцептивная модальность Е. Ефремцева».

 

Рис.3. Распределение ответов на первый вопрос. Даты Великой Отечественной войны (кинестеты).

 

Рис.4. Распределение ответов на первый вопрос. Даты Великой Отечественной войны (кинестеты/аудиалы).

 

Рис.5. Распределение ответов на первый вопрос. Даты Великой Отечественной войны (аудиалы)

 

Рис.6. Распределение ответов на первый вопрос. Даты Великой Отечественной войны (визуалы).

 

Рис.7.Распределение ответов на второй вопрос. События, относящиеся к Великой Отечественной войне (кинестеты).

 

Рис.8.Распределение ответов на второй вопрос. События, относящиеся к Великой Отечественной войне (кинестеты/аудиалы).

 

Рис.9.Распределение ответов на второй вопрос. События, относящиеся к Великой Отечественной войне (аудиалы).

 

Рис.10.Распределение ответов на второй вопрос. События, относящиеся к Великой Отечественной войне (визуалы)

 

Рис.11. Распределение ответов на третий вопрос. Герои Великой Отечественной войны (кинестеты).

 

Рис.12. Распределение ответов на третий вопрос. Герои Великой Отечественной войны (кинестеты/аудиалы).

 

Рис.13. Распределение ответов на третий вопрос. Герои Великой Отечественной войны (аудиалы).

 

Рис.14. Распределение ответов на третий вопрос. Герои Великой Отечественной войны (визуалы).

 

Рис.15. Распределение ответов на шестой Рис.16. Распределение ответов на шестой

вопрос. Установление хронологии событий вопрос. Установление хронологии событий

Великой Отечественной войны (кинестеты). Великой Отечественной войны

(кинестеты/аудиалы).

 
 

Рис.17. Распределение ответов на шестой Рис.18. Распределение ответов на шестой

вопрос. Установление хронологии событий вопрос. Установление хронологии событий

Великой Отечественной войны (аудиалы). Великой Отечественной войны (визуалы).

 

Рис.19. Распределение ответов на десятый Рис.20. Распределение ответов на десятый

вопрос. Визуальное определение вопрос. Визуальное определение

полководцев (кинестеты). полководцев (кинестеты/аудиалы).

 

Рис.21. Распределение ответов на десятый Рис.22. Распределение ответов на десятый

вопрос. Визуальное определение вопрос. Визуальное определение

полководцев (аудиалы). полководцев (визуалы).

 

Рис.23. Распределение ответов на одиннадцатый вопрос. Причины начала Великой Отечественной войны (кинестеты).

 

Рис.24. Распределение ответов на одиннадцатый вопрос. Причины начала Великой Отечественной войны (кинестеты/аудиалы).

 

Рис.25. Распределение ответов на одиннадцатый вопрос. Причины начала Великой Отечественной войны (аудиалы).

 

Рис.26. Распределение ответов на одиннадцатый вопрос. Причины начала Великой Отечественной войны (визуалы).

 

Рис.27. Распределение ответов на двенадцатый вопрос. События, не относящиеся к Великой Отечественной войны (кинестеты).

 

Рис.28. Распределение ответов на двенадцатый вопрос. События, не относящиеся к Великой Отечественной войны (кинестеты/аудиалы).

 

Рис.29. Распределение ответов на двенадцатый вопрос. События, не относящиеся к Великой Отечественной войны (аудиалы).

 

Рис.30. Распределение ответов на двенадцатый вопрос. События, не относящиеся к Великой Отечественной войны (визуалы).

 

Рис.31. Распределение ответов на тринадцатый вопрос. Победитель в Великой Отечественной войне (кинестеты).

 

Рис.32. Распределение ответов на тринадцатый вопрос. Победитель в Великой Отечественной войне (кинестеты/аудиалы).

 

Рис.33. Распределение ответов на тринадцатый вопрос. Победитель в Великой Отечественной войне (аудиалы).

 

Рис.34. Распределение ответов на тринадцатый вопрос. Победитель в Великой Отечественной войне (визуалы).

 

Рис.35. Частотность повторений ассоциаций на Рис.36. Частотность повторений

слово «Великая Отечественная война» ассоциаций на слово «Великая

(кинестеты). Отечественная война»(кинестеты/аудиалы).

 

Рис.39. Частотность повторений ассоциаций на Рис.40. Частотность повторений

слово «Смерть» (кинестеты). ассоциаций на слово «Смерть»

(кинестеты/аудиалы).

 

Рис.37. Частотность повторений ассоциаций на Рис.38. Частотность повторений

слово «Великая Отечественная война» (аудиалы). ассоциаций на слово «Великая

Отечественная война» (визуалы).

 
 

Рис.41. Частотность повторений ассоциаций Рис.42. Частотность повторений

на слово «Смерть»(аудиалы). ассоциаций на слово «Смерть»(визуалы).

 

Рис.43. Частотность повторений Рис.44. Частотность повторений

Ассоциаций на слово «Голод»(кинестеты). ассоциаций на слово «Голод»

(кинестеты/аудиалы).

 

Рис.45. Частотность повторений ассоциаций Рис.46. Частотность повторений

на слово «Голод»(аудиалы). ассоциаций на слово «Голод»(визуалы).

 
 

Рис.47. Частотность повторений ассоциаций Рис.48. Частотность повторений

на слово «Победа»(кинестеты). ассоциаций на слово

«Победа»(кинестеты/аудиалы).

 
 

Рис.49. Частотность повторений ассоциаций Рис.50. Частотность повторений

на слово «Победа»(аудиалы). ассоциаций на слово «Оружие»

(кинестеты/аудиалы).

 

Рис.51. Частотность повторений ассоциаций на слово «Оружие»(аудиалы).

 

Тип

События

Личности

Когнитивный аспект

Визуал

Битва за Москву-62,5%; Ржевская битва-50%;

Курская битва-37,5%; Битва за Берлин-37,5%;

Битва за Сталинград-37,5%; Блокада Ленинграда-25%; Битва за Днепр-12,5%;

Освобождение Крыма-12,5%.

Верно установлена хронология событий-25%;

Неверно установлена хронология событий-75%.

Жуков-37,5%; А.Матросов-25%;

Портнова-25%; Рокоссовский-12,5%;

Василевский-12,5%; Афанасьев-12,5%;

Харитонов-12,5%; Гаврилов-12,5%;

Панфиловцы-12,5%.

Верно визуально определены полководцы-87,5%; Неверно визуально определены полководцы-12,5%.

Аудиал

Блокада Ленинграда-65,2%; Битва за Сталинград-43,5%; Битва за Берлин-39,1%; Битва за Москву-39,1%; Курская битва-34,8%; Ржевская битва-21,7%; Битва за Днепр-8,7% Битва за Кавказ-4,3%.

Верно установлена хронология событий-39,1%;

Неверно установлена хронология событий-43,5%.

Жуков-52,2%; Космодемьянская-21,7%;

А.Матросов-17,4%; Портнова-13%;

П.Матросов-8,7%; Василевский-8,7%;

Рокоссовский-8,7%; Сталин-8,7%;

Гаврилов-8,7%; Харитонов-4,3%.

Верно визуально определены полководцы-91,3%; Неверно визуально определены полководцы-8,7%.

Кинестет

Битва за Сталинград-66,7%; Блокада Ленинграда-55,6%; Битва за Москву-44,4%; Ржевская битва-33,3%; Курская битва-22,2%; Битва за Берлин-11,1%; Битва за Днепр-11,1%.

Верно установлена хронология событий-55,6%;

Неверно установлена хронология событий-33,3%.

Жуков-33,3%; А.Матросов-33,3%;

Сталин-22,2%; Портнова-22,2%; Панфиловцы-22,2%; Афаносьев-11,1%;

Бочков-11,1%; Осипенко-11,1%;

Рокоссовский-11,1%; Василевский-11,1%.

Верно визуально определены полководцы-100%;Неверно визуально определены полководцы-0%.

Кинестеты/ аудиалы

Блокада Ленинграда-80%; Курская битва-50%;

Битва за Москву-40%; Битва за Берлин-30%;

Ржевская битва-30%; Битва за Сталинград-20%;

Битва за Кавказ-20%; Битва за Днепр-10%.

Верно установлена хронология событий-40%;

Неверно установлена хронология событий-30%.

А.Матросов-40%; Портнова-40%; Сталин-30%; Волчков-30%; Василевский-30%;

Жуков-20%; Афанасьев-10%; Панфиловцы-10%; Рокоссовский-10%;Бочков-10%.

Верно визуально определены полководцы-100%;Неверно визуально определены полководцы-0%.

 

Тип

События

Личности

Символы

 

Визуал

Блокада Ленинграда;

Ржевская битва;

Битва за Москву;

Битва за Сталинград;

Курская битва.

Гитлер.

Смерть; Голод; Холод; Герои; Страх; Разруха; Подвиг;

Боль; Фашисты; Россия; Битва; Германия; Кровь; Жертвы; Солдаты; Боязнь; Патриотизм.

Аудиал

Ленинград

Гитлер;

Сталин.

Смерть; Голод; Страх; Победа; СССР; Война; Нацисты;

Фашисты; Германия; Кровь; Битва; Холод; Танк; Жертвы;

Люди; Оружие; Солдаты; Коммунизм; Патриотизм; Сила;

Смелость; Противник; Военные действия; Катюша; Граната; Выстрелы; Боль; Слезы; Подвиг; Раненные;

Герои; Сражения; Берлин; Отвага.

Кинестет

   

Смерть; Победа; Голод; Фашисты; Война; Страх; СССР;

Оружие; Поражение; Россия; Болезнь; Холод; Стрельба;

Солдаты; Кровь; Битва; Сражения; Германия; Деды;

Воевали; Лето.

Кинестеты/аудиалы

   

Смерть; Оружие; Победа; Голод; Сражение; Кровь;

Фашисты; Нацисты; Жестокость; Болезнь; Противник;

Потери; Холод; Война; Люди; Подвиг; Слезы; Солдаты;

Танк; Жертвы; Долг; Горе; Битва; Раненные; Союз.

Таблица 3. Сопоставление когнитивного и эмоционального аспекта восприятия событий Великой Отечественной войны в зависимости от ведущего типа перцептивной модальности

Просмотров работы: 156