Факторный анализ причин агрессивного поведения с учетом уровня невротизации старших школьников

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Факторный анализ причин агрессивного поведения с учетом уровня невротизации старших школьников

Музыченко Е.Ю. 1
1МБОУ "СОШ №10", ученица 10 класса
Вайцель Б.А. 1Теобальдт А.А. 2
1КГБУ ДО «Детский технопарк Алтайского края «Кванториум.22»
2МБОУ "СОШ №10"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность. Согласно Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) психическое здоровье определяется как состояние благополучия, при котором каждый человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

По утверждению экспертов, 70% населения России живет в состоянии затяжных психоэмоциональных и социальных стрессов, вызывающих рост депрессий, реактивных психозов, тяжелых неврозов и психосоматических расстройств [8]. Основные источники стресса – падение доходов, ситуация цейтнота, дефицит личной безопасности, преступность, страх перед будущим, конфликты и семейные проблемы.

Проблема агрессивного поведения является крайне актуальной, имеет весьма разнообразную природу и негативные социальные последствия. В случае прямой агрессии это приводит к нарушению нормального социального функционирования, влечет за собой вред здоровью.

В качестве темы исследования было выбрано агрессивное поведение старших подростков. Проявления агрессии у обучающихся старшего подросткового возраста является острой проблемой для образовательных учреждений и общества в целом. У определенной категории обучающихся агрессия трансформируется в устойчивое качество личности. В результате снижается продуктивность личности, которая не раскрывает свой потенциал в полной мере, нарушается полноценное общение, проявляются личностные деформации.

Объект: агрессивное поведение.

Предмет: агрессивное поведение старших школьников.

Цель: провести факторный анализ причин агрессивного поведения с учетом степени невротизации старших школьников.

Задачи:

1. Изучить теоретические подходы к определению категорий «агрессия».

2. Определить уровень невротизации у старших школьников.

3.Выявить склонность респондента к определенному типу агрессии.

4. Провести эмпирическое исследование, направленное на определение факторов, оказывающих влияние на проявление агрессивного поведения старшими школьниками.

5. Обобщить полученные теоретические и эмпирические результаты и разработать практические рекомендации, направленные на развитие компетенций в области контроля агрессивного поведения.

Гипотеза: факторы агрессивного поведения у старших школьников дифференцируются в зависимости от уровня невротизации.

Эмпирическую основу составили методика «Уровень вашей невротизации» Л.И.Вассермана, В.В.Бойко; методика по выявлению склонности респондената к определенному типу агрессии «Агрессивное поведение» Е.П.Ильин, П.А.Ковалев; авторская методика незаконченного выражения «Что может вызвать у вас агрессивное поведение».

Генеральная совокупность – социально-демографическая группа, выделяемая по возрастному признаку: от 15 до 18 лет. Объем выборки: N=31 человек, ученики 10 класса. Данная работа представляет качественное исследование, репрезентативность выборки которого будет обоснована при наличии 30 объектов.

Для исследования используется следующий комплекс методов: индивидуальное анкетирование, тестирование, ранжирование, математико-статистический анализ полученных данных, описание, сравнение, объяснение, шкалирование, анализ, моделирование, факторный анализ, метод вращения факторных структур Варимакс, структурно-логический.

Исследование по теме проходило в четыре этапа: теоретический – анализ источников и литературы по обозначенной проблематике; эмпирический – проведение эмпирического исследования, направленного на изучение особенностей агрессивного поведения в подростковом возрасте и определение уровня невротизации; аналитический – анализ полученных результатов, составление диаграмм и таблиц; заключительный – подведение итогов исследования, подтверждение или опровержение гипотезы.

Степень научной разработанности темы: Современные подростки более прагматичны, чем предшествующие поколения, а снижение «планки» духовных ценностей, пренебрежение позитивными социокультурными целями, деформации временнóй перспективы «Я» породили резкий количественный рост акцентуированных (А. Е. Личко, К. Леонгард) и, так называемых, трудных подростков (Т. Д. Молодцова).

В истории науки детская и подростковая агрессивность исследовалась в трудах А. Фрейд, которая связывает проявления патологической агрессивности с потребностью ребенка в любви, которая не находят полноценной реализации в аномальных условиях развития. Ю. Б. Можгинский, изучая особенности агрессии подростков, установил, что чаще всего она разворачивается в ближнем к ним социальном пространстве, а ее жертвами являются, прежде всего, родные, друзья. А. А. Бандура, И. В. Дубровина, М. П. Квадрициус, М. П. Коренева, Р. Уотерс, А. С. Макаренко, Т. Д. Молодцова, А. В. Мудрик и др. доказали, что главными причинами социальных, психологических и нравственных деформаций личности прежде всего являются недостатки семейного и школьного воспитания. А. А. Реан изучал спонтанные и реактивные агрессивные действия в группах внешне вполне благополучных старшеклассников. Научение агрессии ярко проявилось в известных экспериментах А. Бандуры с куклой Бобо: агрессивные действия взрослых по отношению к кукле (угрозы, физические действия и др.) затем воспроизводились детьми.

Р. С. Сирс, Е. Е. Маккоби и К. Левин попытались установить оптимальный тип детско-родительских отношений, в рамках которого социализация агрессивности минимальна.

И. С. Кон, Ю. Б. Можгинский, М. И. Лисина, отмечают, что наибольшую трудность у старших подростков вызывает сфера общения с родителями и другими взрослыми, с которыми им приходится контактировать наиболее часто.

Научная новизна: в научный оборот вводится значительное количество нового материала (теоретико-эмпирического).

Всесторонний анализ литературы показал, что существуют труды, прослеживающие связь агрессивного поведения с акцентуациями, аффектами, тревожностью, напряженностью, однако взаимосвязь агрессивного поведения и уровня невротизации не обнаружена. Тезисы, сформулированные в ходе работы, будут характеризоваться уникальностью и новизной.

Системно-методологический поход в изучении агрессивного поведения старших школьников, который объединяет в себе как прослеживание специфики агрессивного поведения в контексте невротизации, так и контекст личной позиции, характерный для отдельно взятого респондента.

Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования позволяют осуществить более широкий подход к решению проблемы агрессивного поведения старших школьников на основе учёта факторного анализа и учета уровня невротизации; расширяются теоретические представления о содержании, формах и методах деятельности психолога по коррекции агрессивного поведения старших школьников, а также формирования у них самоконтроля и саморегуляции.

Теоретико - методологическая база. Агрессивное поведение изучается следующими ученными: Конрад Лоренц, Э.Фромм, А.Басс, Р. Бэрон ,Д. Ричардсон, Л.Берковици.(Приложение 1, таблица 1). К настоящему времени различными авторами предложено множество определений агрессии, ни одно из которых не может быть признано исчерпывающим и общеупотребительным. Можно выделить основные взгляды на содержание понятия «агрессия» Э.Фромм: агрессия-инструмент доминирования, выражающегося в стремлении «человека к абсолютному господству над другим живым существом»; А.Басс: агрессия- реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы; Л.Берковиц: агрессия-«как драйв», «естественный рефлекс человека», «как следствие фрустрации» или форму отреагирования на физический и психический дискомфорт. (Приложение 1, таблица 1) Самым удачным видится определением определение Р. Бэрона: «агрессия-форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения» [2, С.24 ]. В данном определении объясняется сама суть данного состояния, которую человек действительно переживает в момент агрессии. Есть определенные отличительные черты агрессивного поведения: человек часто теряет контроль над собой; часто спорит и ссорится с окружающими, отказывается выполнять просьбы; могут намеренно вызывать у других чувство злости и раздражения; склонны винить других в своих ошибках и неудачах; часто испытывают чувство злости, гнева и зависти; не способны забыть об обиде, не отплатив; мнительны и раздражительны.

Особый интерес для данного исследования представляет агрессивное поведение старших школьников. Личность в 15-17 лет заявляет о себе, как о взрослом человеке, но порой совершает детские поступки. Это связано с тем, что подростки еще не имеют хорошо усвоенных взрослых форм поведения, взрослых «заготовок» поведения.

В структуре агрессивного поведения выделяют несколько взаимосвязанных уровней: поведенческий; аффективный; когнитивный; мотивационный. Агрессивное поведение можно отличить как по внешним признакам, так и по внутренним репрезентантам. Внутренними репрезентациями агрессивного поведения могут быть идеи, фантазии и аффекты.[5, С.18] Агрессивное поведение старших школьников может дифференцироваться: 1. По степени личностной вовлеченности. 2. По степени активности.

3. По эффективности. 4. По выраженности психопатологической составляющей. [7, C. 21-22].

Основное содержание

Факторный анализ причин агрессивного поведения с учетом уровня невротизации старших школьников

В экспериментальном исследовании использовались следующие методики:

«Уровень вашей невротизации» Л.И. Вассермана, В.В. Бойко. 2. Методика по выявлению склонности респондента к определенному типу агрессии «Агрессивное поведение» Е.П.Ильин, П.А.Ковалев. 3.Авторская методика незаконченного выражения «Что может вызвать у вас агрессивное поведение?».

Эмпирическое исследование происходило в три этапа. Этап 1 — определение уровня невротизации. Этап 2 - выявление склонности респондента к определенному типу агрессии. Этап 3 - выявление факторов возникновения агрессивного поведения у подростков.

Этап 1 – Определение уровня невротизации

На первом этапе была использована методика «Уровень вашей невротизации» Л.И. Вассермана, В.В. Бойко. Предлагаемый опросник фиксирует степень неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности. В методике не представлено четких норм определения высокого или низкого уровня невротизации личности, поэтому интерпретация результатов возможна по аналогии со шкалой нормального распределения.

Результаты опросника «Уровень вашей невротизации» Л.И. Вассермана, В.В. Бойко приведены в приложении ( Приложение 2, таблица 1). Методика «уровень невротизации» является отображением типологического подхода к личности. Не опираясь на ту или иную теорию личности, «уровень невротизации» достоверно дифференцирует группы. Так, старшие школьники были разделены на 4 группы по уровню невротизации личности: низкий уровень невротизации (далее - НУН) – 22,5%; пониженный уровень невротизации (далее - ПНУН) – 41,9%; СУН - средний уровень невротизации (далее - СУН) – 22,7%; ПВУН - повышенный уровень невротизации (далее - ПВУН) – 12,9% (Приложение 2, рисунок 1).

Данные методики показывают, что самым распространенным уровнем невротизации выступает пониженный, на втором месте – средний, на третьем – низкий, на четвертом – повышенный. Респонденты с НУН и ПНУН (больше половины – 64,4%) будут отличаться эмоциональной устойчивостью и положительным фоном основных переживаний (спокойствие, оптимизм). Оптимизм и инициативность, простота в реализации своих желаний формируют у респондентов чувство собственного достоинства, социальную смелость, независимость, легкость в общении и связанную с этими качествами хорошую стрессоустойчивость. Существует тезис, согласно которому, результаты, приравненные к низкому и пониженному уровню, свидетельствуют об отсутствии невротических черт.

Характеризуя респондентов с ПВУН, надо сказать о выраженной эмоциональной возбудимости, продуцирующей различные негативные переживания (тревожность, напряженность, беспокойство, растерянность, раздражительность). Эгоцентрическая личностная направленность таких лиц (респондентов с ПВУН – 12,9%) проявляется в склонности к ипохондрической фиксации на неприятных соматических ощущениях, сосредоточенности на переживаниях своих личностных недостатков и, как следствие, вызывает чувство собственной неполноценности, затрудненность в общении, социальную робость, зависимость и, в конечном итоге, дезадаптированность в общесоциальном плане.

Сложнее всего описать черты респондентов с СУН, так как согласно методике, нельзя исключать возможности наличия у них черт невротизации (они либо в стадии формирования, либо проявления носят неяркий характер). И если говорить о глубине невротизации, то она будет не такая явная, как у ПВУН, но и стабильный статус личности не будет совпадать с респондентами НУН и ПНУН.

Этап 2 – Выявление склонности респондента к определенному типу агрессии.

На втором этапе использовался опросник «Агрессивное поведение» Е.П. Ильина, П.А. Ковалева, направленный на выявление сдержанности-несдержанности и типа агрессивного поведения по четырем шкалам: склонность к прямой вербальной агрессии, склонность к косвенной вербальной агрессии, склонность к косвенной физической агрессии, склонность к прямой физической агрессии. Числовые показатели по опроснику «Агрессивное поведение» Е.П. Ильин, П.А. Ковалев представлены в приложении (Приложение 2, таблица 3).

Профиль агрессивного поведения по уровню невротизма приведен в приложении (Приложение 2, рисунок 2). На диаграмме видно, что косвенная вербальная агрессия (далее - КВА) характерна для респондентов с СУН (=4,71). Доминирование КВА среди СУН является закономерным, так как данные респонденты не будут проявлять ярких прямых актов (пограничное состояние между невротизацией и стабильностью), а следовательно и выражают свою агрессию через косвенную вербализацию. Отличительно и то, что такие респонденты имеют низкий показатель по косвенной физической агрессии (далее - КФА). Они четко ощущают грань между словом и действием, поэтому их косвенность агрессии не распространяется на КФА (=1,57). По шкалам прямой вербальной агрессии (далее - ПВА) и прямой физической агрессии (далее - ПФА) респонденты показывают одни из самых низких результатов – 1,57 и 2,42 соответственно. Респонденты имеют самый низкий показатель по шкале несдержанность (далее - Н) – 8,57, так как они стараются проецировать нормальность поведения, т.е. то поведение, которое соответствует наиболее распространенному поведению в обществе, а, следовательно, проявление несдержанности для них является «выдать себя».

Самые низкие показатели по КВА у респондентов НУН и ПНУН = 2,57 и 3,15 соответственно. Однако по ПВА респонденты с НУН и ПНУН имеют самые высокие показатели – 4,14 и 3,38 соответственно. Обозначенные школьники не будут прибегать к формату общения «говорить за спиной», а на прямую способны дать отпор оппоненту, обозначить то, что не нравится. Данную черту подкрепляют и характеристики низкого и пониженного уровней невротизации - чувство собственного достоинства, социальная смелость, легкость в общении. У двух обозначенных групп наблюдаются различая в показателях по КФА и ПФА, у респондентов с НУН самый низкий показатель КФА (0,85), а у ПНУН один из самых высоких (3,38), уступает только ПВУН. А по ПФА наоборот, респонденты с НУН имеют один из высоких результатов (4,42) уступая только ПВУН, а с ПНУН один из самых низких показателей (3,07). Объяснить такую разницу можно тем, что респонденты с НУН и ПНУН имеют незначительные разночтения по выраженности черт социальная смелость и независимость. Показатели Н у НУН и ПНУН практически на одном уровне – 9,14 и 10,69 соответственно. В отличие от СУН, респонденты с НУН и ПНУН имеют показатель выше, но он находится в границах нормы и объясняется балансом чувства собственного достоинства и стрессоустойчивостью.

Респонденты с ПВУН имеют одни из самых высоких показателей по КВА (4,5) и ПВА (4), а также самые высокие показатели КФА (3,75), ПФА (4,75). Характеристики невротизма находят отражение в агрессивном поведении. Показатель Н выше нормы (12,5), что говорит либо об отсутствии регулятивной функции, либо о низком уровне ее овладения.

Этап 3 – Выявление факторов возникновения агрессивного поведения у подростков.

На третьем этапе были использованы: факторный анализ и авторская методика «Что может вызвать у вас агрессивное поведение?». Результаты методики приведены в приложении. (Приложение 2, таблица 4). Данная методика позволяет определить, какие факторы влияют на появление агрессивного поведения подростков.

Для НУН характерны такие факторы агрессивного поведения: нарушение личного пространства, несправедливость, когда лезут в личные границы. На ряду с этими факторами, идут незначительны факторы агрессивного поведения: много людей в комнате, усталость, негрмотнсть. Это говорит о том, что у людей с НУН могут иногда раздражать несущественные вещи. Для ПНУН характерны следующие факторы агрессивного поведения: кто-то использует мои вещи без спроса, крик в споре, беспричинные оскорбления, неспособность повлиять на события. У ПНУН ест незначимые факторы, вызывающи агрессию: невоспитанность, младший брат, постоянные вопросы, «выскочки». ПНУН переживает агрессивное поведение также, как и НУН. Агрессивно поведение у них вызывает не так много несущественных вещей. СУН определяют факторы: когда что-то идет не по плану, кто-то делает то, что меня может разозлить, когда бьют и ударяют недовольство в себе, когда кто-то пытается вызвать у меня агрессию. У СУН есть много незначительных факторов, которые вызывают агрессивное поведение: плохая оценка, плохое самочувствие, стресс, задают много уроков, помятая одежда, наступили на ногу, нет настроения. У этого уровня больше факторов, вызывающих агрессивное поведение, чем у ПНУН и НУН. Для ПВУН характерны следующие факторы: делают то, что мне не нравится, предательство, неуравновешенные поступки. У этого уровня есть тоже несерьезные факторы агрессивного поведения: некультурное поведение людей, люди, которые ведут себя ужасно, что угодно. Видно, что у СУН и ПВУН намного больше незначительных факторов, вызывающие агрессивное поведение, чем у ПНУН и НУН, поэтому можно понять, что эти уровни намного агрессивнее. Это может быть связано с гормональной перестройкой организма, так же может быть из-за привлечения внимания к себе или же неправильное воспитание.

Вопросы методики Ильина были преобразованы в причины агрессивного поведения. Если данная причина была фактором агрессивного поведения, старшие школьники ставили 1, если нет – 0. Ответы разделены по группам.

Был осуществлен факторный анализ причин агрессивного поведение в программе SPSS. 1 шаг. Перевод номинальных переменных в дихотомические. 2 шаг. Вычисление корреляционной матрицы для всех переменных, участвующих в анализе. Программа SPSS создаст ее сама на основе данных файла. 3 Шаг. Извлечение факторов.Извлечение факторов заключается в выборе взаимодействующих переменных, чья взаимная корреляция обусловливает наибольшую долю общей дисперсии. Эти переменные образуют первый фактор. Затем первый фактор исключается и из оставшегося множества переменных снова выбираются те, чье взаимодействие определяет наибольшую долю оставшейся общей дисперсии. Эти переменные образуют второй фактор. Процедура извлечения факторов продолжается до тех пор, пока не будет исчерпана вся общая дисперсия переменных. После того как процедура извлекает каждый фактор, напротив его номера появляется собственное значение, которое пропорционально доле общей дисперсии, определяемой данным фактором. 4 Шаг. Выбор факторов и вращение факторов для создания упрощенной структуры (Приложение 2, таблица 5). Метод «каменистой осыпи» (Приложение 2, рисунок 3). Четыре собственных факторов имеют значения, превосходящие 1. Следовательно для анализа отобрано только четыре фактора. Первая главная компонента объясняет 48,04% общей дисперсии, вторая 26,7%, третья 15,3, четвертая 9,8. Всего в модели отобрано четыре фактора, которые объясняют 100% общей дисперсии.5 Шаг. Интерпретация факторов. (Приложение 2, рисунок 4).Возможно графическое изображение переменных, координатами которых служат величины факторных нагрузок. Так, в конце оси расположены переменные, которые имеют большие нагрузки только в связи с этим фактором и, следовательно, характеризуют его. Переменные в начале координат имеют небольшие нагрузки в связи с обоими факторами. Переменные, расположенные вдали от осей, связаны с обоими факторами. Если фактор нельзя четко определить с точки зрения связи с исходными переменными, то его следует пометить как неопределяемый или генеральный (общий для всех переменных).

Заключение

Рассматривая агрессивное поведение старших школьников, было выделено четыре уровня невротизации: НУН - низкий уровень невротизации; ПНУН - пониженный уровень невротизации; СУН - средний уровень невротизации; ПВУН - повышенный уровень невротизации.

У респондентов с низким уровнем невротизации отмечено, что они эмоционально устойчивы; у них положительный фон переживаний (спокойствие, оптимизм); независимы, социально смелые; легки в общении.

У респондентов с повышенным уровнем невротизации может наблюдаться выраженная эмоциональная возбудимость, продуцирующая различные негативные переживания (тревожность, напряженность, беспокойство, растерянность, раздражительность) и легкую фрустрируемость различными «внешними» и «внутренними» обстоятельствами.

В косвенной вербальной агрессии преобладает средний уровень невротизации, в прямой вербальной агрессии преобладает низкий уровень невротизации, в косвенной физической агрессии – повышенный уровень невротизации, в прямой физической агрессии – повышенный уровень, в несдержанности больше всего выражен повышенный уровень невротизации.

Исследование показало, что у старших школьников наблюдается агрессивное поведение в зависимости от невротизации.

Эмпирическое исследование подтвердило гипотезу «факторы агрессивного поведения у старших школьников дифференцируются в зависимости от уровня невротизации».

Список литературы

1. Под ред. А. С. Батуева, Е. П. Ильина, Л. В. Соколовой Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007. – C. 375

2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб: Питер, 1999 — С.24

3. Дудьев, Василий Петрович. Психомоторика : словарь-справочник / В. П. Дудьев. - Москва : Владос, 2008. – C.197

4. Джордж а. Келли теория личности. Психология личных конструктов, перевод с английского и научная редакция А. А. Алексеева, 2000 — С.10

5. Ильин Е. П. Психология агрессивного поведения. — СПб.: Питер, 2014. — С.18

6. Палмер Дж., Палмер Л. Эволюционная психология. Секреты поведения Homo Sapiens. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. — С. 192

7. Под ред. Н.М.Платоновой Агрессия у детей и подростков. Спб, 2006 — С. 21-22.

8. Шахматова М. Большинство жителей России находятся в состоянии стресса // Великая эпоха (The Epoch Times) [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.epochtimes.ru/content/view/ 67016/3/ (дата обращения 21.02.2013).

Приложения

Приложение 1

Таблица 1. Подходы к определению понятия «агрессивное поведение».

Понятие

Определение

Автор/ труд

Год

Область науки

Агрессия (Нормативный подход)

Поведение, нацеленное на умышленное причинение физического и морального вреда другому живому существу, в силу чего действия агрессора вступают в противоречие с нормами уголовного права, хотя сам он не всегда становится объектом уголовно-правового воздействия.

Д. Жмуров

Психолог, изучающий проблем агрессии в отечественной психологии. Ему принадлежат несколько научных трудов, посвященных исследованию этой сложной проблемы, среди них « насилие (агрессия) и литература» , «криминальная агрессия детей и подростков» и «словарь терминов агрессии».

2005

Психология

Агрессия (Глубинно-психологические подходы)

Агрессия у людей представляет собой совершенно такое же самопроизвольное инстинктивное стремление, как и у других высших позвоночных животных.

Конрад Лоренц

Книга «Так называемое зло», получившая в русском переводе лаконичное название «Агрессия», увидела свет в серии «Библиотека зарубежной психологии». Выдающийся австрийский ученый – прослеживает интересные аналогии в поведении различных видов позвоночных и человека, выделяя при этом внутривидовую агрессию, как наибольшую опасность, грозящую человечеству в современных условиях.

1994

Психология

Агрессия (Целевые подходы)

Инструмент доминирования, выражающегося в стремлении «человека к абсолютному господству над другим живым существом».

Эрих Фромм

Американский психоаналитик, разработавший концепцию гуманистического анализ, теоретик психологии личности.

1994

Психология

Агрессия (Подходы акцентирующие внимание на последствиях агрессии)

Агрессия — реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы.

Арнольд Басс

Воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятие агрессии и враждебности и определил последнюю как «реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий».

1961

Философия

Агрессия (Подходы основанные на оценке намерений агрессора)

Форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Роберт Бэрон профессор психологии и профессор менеджмент, известен в социальной психологии за исследование по агрессии и организационному поведению. Дэбора Ричардсон

американский психолог, профессор кафедры факультета психологии Augusta State University, член редакционного совета журналов «Агрессивное поведение» и «Журнала социальной и клинической психологии», Исполнительный секретарь Международного общества по изучению агрессии.

1997

Психология

Агрессия (Эмоциональные подходы)

Ообидное общение, словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений.

Ю.Щербина

Психолог, работает в направлениях: Арт-терапия, Гештальт-трапия, Индивидуальная психология А.Адлера, поведенческая психотерапия, позитивная психотерапия, психоанализ (классический).

2008

Психология

Агрессия (Многоаспектные подходы)

Целенаправленное разрушительное, наступательное поведение, нарушающее нормы и правила сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям и вызывающее у них психический дискомфорт, отрицательные переживания состояния страха, напряженности, подавленностию

Ениколопов Сергей

Советский и российский психолог. Кандидат психологических наук, руководитель отдела медицинской психологии ФГБНУ «Научного центра психического здоровья»[1], доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова (с 1989 год)[2], заведующий кафедрой криминальной психологии факультета юридической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета.

1994

Психология

Агрессия (Недифференцированные подходы)

Агрессию «как драйв», «естественный рефлекс человека», «как следствие фрустрации» или форму отреагирования на физический и психический дискомфорт.

ЛеонардБерковиц

Американский социальный психолог, наиболее известный своими исследованиями альтруизма и человеческой агрессии. Он создал когнитивную неоассоциационную модель агрессивного поведения, которая была создана, чтобы помочь объяснить случаи агрессии, которые гипотеза фрустрации-агрессии не могла объяснить.

1993

Психология

Приложение 2

Таблица 1. Результаты методики «Уровень вашей невротизации».

Коды

Баллы за методику

Уровень невротизации

Характеристика

01

4

Низкий

Этому уровню характерно: эмоциональная устойчивость; положительный фон переживаний (спокойствие, оптимизм); инициативность; чувство собственного достоинства; независимости, социальной смелости; легкость в общении.

015

5

Низкий

021

8

Низкий

023

5

Низкий

026

6

Низкий

030

8

Низкий

031

5

Низкий

03

11

Пониженный

04

14

Пониженный

05

13

Пониженный

06

10

Пониженный

07

13

Пониженный

08

9

Пониженный

09

10

Пониженный

010

9

Пониженный

018

10

Пониженный

022

10

Пониженный

024

9

Пониженный

025

10

Пониженный

028

13

Пониженный

02

19

Средний

Может наблюдаться выраженная эмоциональная возбудимость, продуцирующая различные негативные переживания (тревожность, напряженность, беспокойство, растерянность, раздражительность) и легкую фрустрируемость различными «внешними» и «внутренними» обстоятельствами.

012

19

Средний

013

22

Средний

014

20

Средний

017

22

Средний

019

21

Средний

027

17

Средний

011

28

Повышенный

016

30

Повышенный

020

31

Повышенный

029

26

Повышенный

Рисунок 1. Результаты методики «Уровень вашей невротизации».

Таблица 2. Профиль агрессивного поведения в зависимости от невротизации.

Уровень невротизации

КВА

ПВА

КФА

ПФА

Н

Низкий (НУН)

2,57

4,14

0,85

4,42

9,14

Пониженный (ПНУН)

3,15

3,38

3,38

3,07

10,69

Средний (СУН)

4,71

1,57

1,57

2,42

8,57

Повышенный (ПВУН)

4,5

4

3,75

4,75

12,5

Рисунок 2. Профиль агрессивного поведения в зависимости от агрессивного поведения.

Таблица 3. Факторы агрессивного поведения у старших школьников по методике незаконченного выражения «Что может вызвать у вас агрессивное поведение?» в зависимости от уровня невротизации

Группа

Факторы агрессивного поведения

Низкий (НУН)

Нарушение личного пространства

Агрессия в мою сторону

Когда отвлекают от дела

Когда мешают

Несправедливость

Лезут в личные границы

Много людей в комнате

Что-то не получается сразу

«Токсичный» человек

Непристойное поведение

Несправедливость

Переутомление

Кто-то использует мои вещи без спроса

Когда переходят личные границы

Неуважительное отношение

Усталость

Не учитывают моего мнения

Когда люди лезут, а я хочу побыть один

Когда меня не слушают

Несправедливость

Несправедливость поступков

Неграмотность

Пониженный (ПНУН)

Кто-то использует мои вещи без спроса

Крик в споре

Беспричинные оскорбления

Неспособность повлиять на события

Несправедливость

Люди, которые очень сильно глупят

Люди, которые не могут или не хотят признать свою вину или ошибку

Мерзкое поведение человека

Невоспитанность

Грубость

Человек, который никого не уважает

Люди, которые пакостят

Младший брат

Младший брат

Неуважение

Когда трогают вещи

Постоянные вопросы

Поступки людей, за которые они не хотят нести ответственности

«Выскочки»

Повышение тона

Оскорбления

Крик

Средний (СУН)

Разные вещи

Когда что-то идет не по плану

Плохая оценка

Недовольство в себе

Недовольство в ком-то

Кто-то делает то, что меня может разозлить

Когда кто-то пытается вызвать у меня агрессию

Плохое самочувствие

Стресс

Обида

Глупые поступки

Крики

Когда бьют и ударяют

Когда спорят со мной

Задают много уроков

Помятая одежда

Наступили на ногу

Берут без спроса вещи

Лезут в телефон

Лезут в личные границы

Нет настроения

Когда меня спрашивают много

Причины разные и непредсказуемые

Делают то, что мне не нравится

Предательство

Неуравновешенные поступки

Разные причины

Может вывести все что угодно

Когда в наглую противоречат люди, сами понимая, что они не правы

Много разных ситуаций

Повышенный (ПВУН)

Люди, которые ведут себя так, как будто все в этом мире крутится вокруг них

Люди, пытающиеся подлизаться

Люди, которые выставляют себя теми, кем не являются

Некультурное поведение людей

Кто-то использует мои вещи без спроса

Когда люди агрессивно высказываются в сторону больных

Когда на меня кричат

Когда кричат

Люди, которые ведут себя ужасно

Что угодно

Таблица 4. Результаты опросника «Что может вызвать у вас агрессивное поведение?»

 

Нарушение личного пространства

Агрессия в мою сторону

Когда отвлекают от дела

Несправедливость

Лезут в личные границы

Что-то не получается сразу

«Токсичный» человек

Непристойное поведение

Переутомление

Неуважительное отношение

НУН

0,5

0,16

0,33

0,66

0,5

0,33

0,16

0,16

0,33

0,5

ПНУН

0,33

1

0,33

0,5

0,33

0,16

0,16

0,5

0

0,5

СУН

0,16

0,66

0,33

0,66

0,83

0,16

0

0,33

0,5

0,16

ПВУН

0,16

0,16

0,5

0,16

0

0,16

0,16

0

0

0

Таблица 5. Выбор факторов.

Объясненная совокупная дисперсия

Компонент

Начальные собственные значения

Извлечение суммы квадратов нагрузок

Ротация суммы квадратов нагрузок

Всего

% дисперсии

Суммарный %

Всего

% дисперсии

Суммарный %

Всего

% дисперсии

Суммарный %

1

18,739

48,048

48,048

18,739

48,048

48,048

13,609

34,896

34,896

2

10,419

26,714

74,762

10,419

26,714

74,762

10,775

27,627

62,523

3

6,005

15,397

90,160

6,005

15,397

90,160

8,150

20,897

83,419

4

3,838

9,840

100,000

3,838

9,840

100,000

6,466

16,581

100,000

5

3,649E-15

9,357E-15

100,000

           

6

2,449E-15

6,278E-15

100,000

           

7

1,704E-15

4,369E-15

100,000

           

8

1,384E-15

3,548E-15

100,000

           

9

9,797E-16

2,512E-15

100,000

           

10

7,633E-16

1,957E-15

100,000

           

11

6,608E-16

1,694E-15

100,000

           

12

5,477E-16

1,404E-15

100,000

           

13

5,215E-16

1,337E-15

100,000

           

14

4,696E-16

1,204E-15

100,000

           

15

4,251E-16

1,090E-15

100,000

           

16

3,936E-16

1,009E-15

100,000

           

17

3,374E-16

8,651E-16

100,000

           

18

2,660E-16

6,820E-16

100,000

           

19

2,165E-16

5,550E-16

100,000

           

20

1,610E-16

4,129E-16

100,000

           

21

1,383E-16

3,546E-16

100,000

           

22

5,028E-17

1,289E-16

100,000

           

23

3,269E-17

8,381E-17

100,000

           

24

8,650E-18

2,218E-17

100,000

           

25

-3,879E-17

-9,947E-17

100,000

           

26

-9,336E-17

-2,394E-16

100,000

           

27

-1,546E-16

-3,965E-16

100,000

           

28

-1,784E-16

-4,575E-16

100,000

           

29

-2,535E-16

-6,501E-16

100,000

           

30

-2,640E-16

-6,769E-16

100,000

           

31

-2,676E-16

-6,861E-16

100,000

           

32

-3,601E-16

-9,234E-16

100,000

           

33

-4,336E-16

-1,112E-15

100,000

           

34

-4,849E-16

-1,243E-15

100,000

           

35

-5,562E-16

-1,426E-15

100,000

           

36

-6,074E-16

-1,558E-15

100,000

           

37

-7,559E-16

-1,938E-15

100,000

           

38

-1,535E-15

-3,935E-15

100,000

           

39

-1,626E-15

-4,169E-15

100,000

           
 

Рисунок 3. График собственных значений.

Таблица 6. Вращение факторов методом Варимакс.

Повернутая матрица компонентовa

 

Компонент

1

2

3

4

V1

,770

,554

-,187

,256

V2

,359

-,663

,644

-,131

V3

-,011

,049

,113

-,992

V4

,776

,586

-,227

-,061

V5

,439

,449

,773

,084

V6

,240

-,126

,938

,215

V7

,917

,131

,357

,121

V8

,638

,739

,139

,165

V9

,931

,164

,002

,326

V10

,659

-,279

,466

,520

V11

,940

,084

,277

,183

V12

,101

,960

,242

,102

V13

-,028

-,347

-,928

,135

V14

,555

,030

,342

,757

V15

,701

,115

,700

,073

V16

,155

,958

,058

,233

V17

,568

,083

,435

,694

V18

-,281

-,204

,786

,511

V19

,797

,141

,181

,559

V20

,265

,048

-,939

,213

V21

-,218

-,014

-,918

-,331

V22

-,161

,843

-,344

-,380

V23

,979

,175

,103

-,002

V24

-,034

,989

,140

,035

V25

,708

,187

,004

,681

V26

-,068

-,956

-,047

,280

V27

,693

,522

,366

,337

V28

,839

,438

,290

-,140

V29

,016

-,145

-,573

-,807

V30

,391

-,511

,572

,509

V32

,432

,724

-,050

,536

V33

,387

,701

-,197

,566

V34

,775

-,518

-,192

,307

V35

,994

-,106

,018

,002

V36

,180

,983

-,031

-,034

V37

,989

-,127

-,068

,038

V38

,797

,141

,181

,559

V39

-,222

,664

-,691

-,180

V40

,407

,769

-,070

,487

 

Рисунок 4. Диаграмма компонентов во вращаемом пространстве.

Практические рекомендации

Коррекция агрессивного поведения старших школьников.

1.Работа по коррекции агрессивного поведения подростков должна вестись комплексно, учитывая три основных направления – работу с родителями, работу с учителями, работу с самими детьми с непременным учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

2 Работая с родителями нужно указать на то, что нужно находить возникновение агрессии у их детей.

3. Не позволяйте себе оскорбить подростка в диалоге, не используйте жаргонных слов — это не даст им права оскорблять вас и показывать все недовольство.

4. Общайтесь с подростком на равных, но не впадать в зависимость от них.

5. Общайтесь о поведении подростка только после того, как он успокоится. В порыве агрессии и подросток не сможет ясно мыслить.

6. Выясните, как возникает агрессивное поведение и возможные решения. Большинство подростков скрывают свои проблемы от родителей. Из — за этого и может возникнуть агрессивное поведение со стороны подростка.

Формирование самоконтроля и саморегуляции.

1. Знайте какие ситуации у вас вызывают гнев и как это можно избежать. Не избегая такой ситуации может произойти всплеск агрессии.

2. Спите достаточно, так как недостаток сна негативно влияет на эмоции.

3. Поговорите с кем- то из близких, что может вас тревожить, так вы сможете выплеснуть свои эмоции и не агрессировать на окружающих.

4. Занимайтесь спортом, творчеством, слущайте музыку, читайте книги с целью избежания агрессивного поведения.

5. Делайте медитации для успокоения. Это поможет вас сдерживать агрессию.

Просмотров работы: 37