Введение
Актуальность: Одиночество является предметом исследования психологии, философии и смежных наук. Существует также направление исследований, в которых одиночество рассматривается в ситуативном ракурсе. То есть, одиночество в одних ситуациях имеет положительное значение для личности, в других – отрицательное. Особый интерес вызывают вопросы субъективного переживания одиночества подростков. В наше время у школьников особенно остро выражена неустойчивая психика. В подростковое время значимой потребностью является потребность устанавливать регулируемые границы между собой и внешней средой, что позволяет подростку сохранять психологическое благополучие и собственную индивидуальность. Состояние и сохранность психологического пространства, целостность его границ, отсутствие ощущения одиночества определяют психологическое благополучие подростка, поэтому, так необходимо выявление взаимосвязи субъективного переживания одиночества с суверенностью психологического пространства у подростков. Об этом свидетельствует работа С.К. Нартовой-Бочавер, которая ввела термин суверенности психического пространства. Переживание одиночества у подростка в современном мире является распространенным явлением. Это чувство влияет на формирование и адаптацию личности, и поэтому важно исследовать эту тему.
Объект: одиночество
Предмет: субъективное чувство одиночества старших подростков.
Цель: исследовать субъективное чувство одиночества старших школьников в зависимости от суверенности психологического пространства.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические подходы к определению понятия одиночества.
2. Провести эмпирическое исследование, направленное на выявление уровня суверенности психологического пространства у школьников.
3. Определить преобладающий вид одиночества у школьников.
4. Провести измерения межличностных отношений в группе.
5. Обобщить полученные теоретические и эмпирические результаты.
Гипотеза исследования: субъективное чувство одиночества изменяется в зависимости от уровня суверенности психологического пространства.
Эмпирическую основу составили: опросник для определения вида одиночества С.Г. Корчагиной, социометрические измерения, опросник «Суверенность психологического пространства» С.К. Нартовой-Бочавер, ассоциативный опрос.
Генеральная совокупность: старшие школьники. Признаки выборочной совокупности: возраст, тип деятельности. Объем выборки:N = 31 человек,ученики 10 класса.
Для исследования используется следующий комплекс методов: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме, тестирование, ассоциативный опрос, социометрические измерения, опросник для определения вида одиночества.
Исследование по теме проходило в четыре этапа: теоретический – анализ источников и литературы по обозначенной проблематике; эмпирический – проведение социологического исследования, направленного на изучение соотношения ощущения одиночества с различным уровнем психологического пространства; аналитический – анализ полученных результатов, составление таблиц; заключительный – подведение итогов исследования, подтверждение или опровержение гипотез.
Степень изученности темы: центральную роль в исследование субъективного ощущения одиночества сыграли работы Фромма Э., Хорни К., Франкла В., Сатра Ж.П., Камю А., Кьеркегора А., Яспера К. В своих трудах Э. Фромм, Уильям А. Садлер и Томас Б. Джонсон четко объясняют смысл понятия определения одиночество, исходя из того, мы можем судить о том, что одиночество- это субъективное ощущение. У одиночества существует классификация, которая представлена в работе С.Г. Корчагиной. Оно имеет различное влияние на личность, что доказывает исследование Е.В. Неумоевой-Колчеданцевой. Благодаря работам Покровского Н.Е.,Зимбардо Ф., Киселевой В. И Коротаевой О.В. мы может выявить причины возникновения чувства одиночества.
Теория С.К. Нартовой-Бочавер является основой в изучении суверенности психологического пространства. Психолог изучает роль психологической суверенности в развитии личности и разрабатывает методики суверенности психологического пространства.
Научная новизна исследования заключается в методологическом подходе к изучению одиночества как целостного, многомерного явления, обуславливающего суверенность психологического пространства старших школьников.
Полученные эмпирические данные о связи уровня суверенности психологического пространства и вида одиночества выступают подтверждением теоретических тезисов С.Г Корчагиной, С.К. Нартовой-Бочавер, Е.В. Неумоева-Колчеданцевой.
В исследовании на выборке старших школьников подтверждаются положения юношеского максимализма, подростковой дистанцированности, как отражения суверенности психологического пространства и субъективного чувства переживания одиночества.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть полезными для совершенствования психологической помощи старшим школьникам, страдающим от одиночества, в качестве научного обоснования при коррекционной и психотерапевтической работе с ними.
Полученные данные позволяют по-новому взглянуть на проблему одиночества как производную проблем суверенности психологического пространства.
Выводы эмпирической части исследования можно использовать при разработке учебных программ, курсов по психологии личности, спецкурса «Психология одиночества», они могут быть также использованы психологическими службами при разработке программ работы с семьей с целью ранней профилактики одиночества старших школьников и для развития оптимального типа детско-родительских отношений.
Теоретико - методологическая база. У понятия одиночества нет однозначного определения. Проблему одиночества исследовали Фромм Э., Хорни К., Франкл В., Сатр Ж.П., Камю А., Кьеркегор А., Ясперс К. и др. (Приложение 1, таблица 1)Из таблицы видно, что в одном случае оно поднимается как разрушающее явление для личности, а в другом- считается важной ступенью самопознания и самоопределения.
Одиночество по мнению С.Г Корчагиной имеет следующие виды: отчуждающее, самоотчуждающее, уединенность, и связано это с различным соотношением механизмов идентификации и обособления. [3, С. 51]
По мнению И.С. Кона подросток, проявляя эмпатические чувства к близким людям, еще плохо осознает границы своего «Я» и вследствии этого общение приобретает тревожно-мнительный характер. Подросток, после неудачных попыток в общении со сверстниками убеждает себя в их бесполезности, что в будущем приведет его к одиночеству. [2, С. 6-15]
Е.В. Неумоева-Колчеданцева в своих исследованиях описывает негативное влияние одиночества на личность: дисбалансированные отношения к окружающим, к себе, к событиям в жизни. [6, С. 113-119]
Подростки, испытывающие состояние одиночества обладают более низкой самооценкой, становятся менее общительными, открытыми; они углублены в себя, пессимистичны, сдержанны, имеют низкий уровень коммуникативных способностей и организаторских навыков.
Существует множество причин возникновения чувства одиночества у старших школьников. Исследователи объединяют эти причины в несколько групп факторов:
1. Возрастные способности личности подросткового периода (развитие рефлексии, самонаблюдения и самоанализа, потребность в самосознании и самооценки).
2. Индивидуально-личностные особенности подростка, порожденные первой группой факторов (застенчивость, заниженная самооценка, завышенные требования к себе или другим, нереалистичные ожидания и представления о любви, дружбе и общении).
3. Социально-психологические факторы, приводящие к одиночеству. В исследовании В. Киселевой выделяются следующие социально-психологические факторы: «неприятие подростка группой сверстников (социальное отторжение), разрыв дружеских отношений или отсутствие круга общения и близких друзей». [1, С. 24]
Чувство одиночества у разных индивидов проявляется по-разному, что объясняется субъективными характеристиками психологического состояния, индивидуальными чертами личности. В работе акцентировано внимание на субъективное чувство одиночество в зависимости от суверенности личного пространства.
Опираясь на теорию С.К. Нартовой-Бочавер, мы понимаем под суверенностью психологического пространства - способность человека контролировать, защищать и развивать свое психологическое пространство, основанное на обобщенном опыте успешного автономного поведения. [4, С. 11]
Свойства психологического пространства личности, выделяемые С.К. Нартовой-Бочавер: ощущение пространства как присвоенное или созданное им самим и поэтому представляющее ценность; возможность контролировать и защищать все находящееся и возникающее внутри пространства (чувство авторства); существует естественно и не рефлексируется без возникновения проблемных ситуаций; сохранность его границ. [5, С 27]
Основное содержание
Субъективное ощущение одиночества у школьников с различным уровнем суверенности психологического пространства
В экспериментальном исследовании использовались методики: 1. Опросник «Суверенность психологического пространства» С.К. Нартовой-Бочавер. 2. Авторский ассоциативный опросник, позволяющий понять источники и причины возникновения переживания одиночества. 3. Опросник для определения вида одиночества С.Г. Корчагиной, который позволяет диагностировать глубину переживания одиночества. 4. Социометрия Дж. Морено, показывающая положение индивида в коллективе.
Для проведения эмпирического исследования выделены три этапа: Этап 1- Исследование уровня суверенности психологического пространства. Этап 2- Исследование субъективного чувства одиночества старших школьников. Этап 3- Измерения межличностных отношений в группе.
Этап 1- Исследование уровня суверенности психологического пространства
Для определения уровней выраженности суверенности психологического пространства использовался опросник «Суверенность психологического пространства» С.К. Нартовой-Бочавер. Опросник относится к группе стандартизированных личностных тестов. Предполагаемый адресат теста – подростки (от 11-12 лет и старше) и взрослые, которым предъявляется смещенная ретроспективная инструкция. Респондентам предлагается оценить утверждения теста, который описывает детство человека. Интерпретация уровней выраженности суверенности или депривированности производился по абсолютной величине полученных процентов.
Анализ результатов показывает, что у большинства опрашиваемых старших школьников (32%) уровень суверенности средний. Количество респондентов с депривированностью - 13%. Низким и пониженным уровнем обладают 19% респондентов. Повышенный уровень прослеживается у 7% испытуемых. Высоким уровнем суверенности обладают 10% респондентов. Таким образом, все респонденты были разделены на шесть групп(Приложение 2, таблица 2, рисунок 1): депривированные (далее - Д); низкий уровень суверенности (далее - НУС); пониженный уровень суверенности (далее - ПонУС); средний уровень суверенности (далее - СУС); повышенный уровень суверенности (далее - ПовУС), высокий уровень суверенности (далее - ВУС).
Помимо оценки уровня выраженности был построен профиль психологического пространства с помощью T-баллов и процентов (Приложение 3, таблица 3).Методика включает шесть шкал: суверенность физического тела (далее - СФТ) - отражает степень соматического благополучия; суверенность территории (далее - СТ) - отражает переживание безопасности физического пространства, на котором находится человек; суверенность мира вещей (далее - СВ) - отражает уважительное отношение к личной собственности человека, распоряжаться которой может только он; суверенность привычек (далее - СП) - отражает принятие временной формы организации жизни(при высоких показателях) и насильственные попытки изменить комфортный для человека распорядок(при низких показателях); суверенность социальных связей (далее - CС) - отражает право иметь друзей и знакомых, которые могут не одобряться в семье; суверенность ценностей (далее - СЦ) - отражает свободу вкусов и мировоззрения(при высоких показателях) и насильственное принятие неблизких отношений(при низких показателях).
Таким образом, наименьшей суверенностью по выборке обладает СВ (16%), что говорит о шаткости уверенности респондентов в уважении к их личной собственности; на пониженном уровне находятся СФТ (29%), СТ (33%), СП (39%) и СС (40%); на среднем уровне — СЦ (44%). Это говорит, о том, что у респондентов больше всего выражена свобода вкусов и мировоззрения.
Далее были посчитаны средние значения по каждой из 6 обозначенных шкал для каждой группы респондентов с различным уровнем суверенности психологического пространства (Приложение 4, таблица 4, рисунок 2). У группы Д все средние значения по шкалам низкие (варьируется от -41,3% до 39,5%), но больше всего выражена шкала СФТ (39,5), что говорит о тенденции к отсутствию особых попыток нарушить соматическое благополучие личности, а самый низкий показатель- по шкале СТ (-41,3%), то есть они совсем не переживают о безопасности физического пространства, на котором находятся. У группы с НУС больше всего выражена шкала СП (28,1%)- это указывает на отсутствие насильственных попыток изменить комфортный для них распорядок. Респонденты с ПонУС обладают низким уровнем СВ (4%), что говорит о неуважении к личной собственности человека и непризнание его права иметь личные вещи. У группы школьников со СУС высокие значения по шкалам СС и СЦ (56,9%), что говорит о выраженности права иметь друзей и знакомых, которые могут не одобряться близкими, свободы вкусов и мировоззрения. Низкий уровень СЦ (33,5%) у группы с ПовУС говорит о насильственном принятие неблизких ценностей. У респондентов с ВУС почти все средние значения по шкалам на высоком уровне (варьируется от 62% до 95,3%)- это значит, что они могут благополучно построить границы своего личного пространства.
Этап 2- Исследование субъективного чувства одиночества старших школьников
В ходе исследования сопоставлялись результаты опросников «Суверенность психологического пространства» С.К. Нартовой-Бочавер и «Определение вида одиночества» С.Г.Корчагиной (Приложение 5, таблица 5, рисунок 4). Результаты показали, что у респондентов с Д и НУС преобладают отчуждающий вид одиночества (у Д-8б, у НУС-7,8б) и состояние одиночества без определения вида (8б). Для испытуемых с Д и НУС характерны тревожность, циклотимность характера, неспособность к сотрудничеству, высокий уровень напряженности, что находит отражение в отчуждающим виде одиночества, провоцируя оборонительную позицию и настороженное отношение к окружающему. У респондентов с ПонУС ярко выражено диффузное одиночество (6,6б). Пониженный уровень суверенности влечет обострение раздражительности и застенчивости, и, как следствие, респонденты с ПонУС не принимают себя и начинают идентифицировать себя с другими людьми или социальными группами. Диффузное одиночество видится логическим следствием психо - эмоциональных состояний группы с ПонУС, так как оно объясняет появление возбудимости и эмотивности характера, процесса потери своих собственных особенностей, зависимость и подчинение жизни в соответствии с объектом своей идентификации. У респондентов со СУС, характеризующихся спонтанно агрессивными состояниями и стрессоустойчивостью, преобладает отчуждающее одиночество (7,2б).Это объясняется тем, что у них доминирует механизм обособления, принимающий форму отчуждения от других людей. И в результате появляется защищенность от стресс факторов. У респондентов с ПовУС равномерное распределение баллов по всем видам одиночества (4,0-4,5б). Это объясняется тем, что испытуемые склонны к защите своих границ и чутко реагируют на их посягательства. В зависимости от того, какая шкала будет в «зоне риска», старшие школьники с ПовУС будут ситуативно выбирать вид одиночества. У респондентов с ВУС, как и респондентов с ПонУС, лидирующие позиции занимает диффузное одиночество (6,3б). Стоит отметить, что респонденты с ВУС отличаются умением устанавливать личные границы, тем самым, проявление диффузного одиночество будет иметь отличие по сравнение с ПонУС. Они (ВУС) могут сопротивляться и приспосабливаться в конфликтах, что порождает умение устанавливать верную психологическую дистанцию по отношению к угрожающим явлениям и разотождествляться с ними.
Для исследования мотивации личности и выявления ассоциаций, сложившихся у индивида в его предшествующем опыте, была использована авторская темодика ассоциативный опрос.
Результаты методики по каждому уровню суверенности психологического пространства приведены в приложении (Приложение 6, таблица 6).
Респондентам предлагался вариант свободных ассоциаций, при котором не задаются направления или рамки ответов. Школьники выстраивали цепочку образов. Важным условием при этом являлась необходимость абстрагироваться от общественных оценок и правил, максимально «отпустив» фантазию. Метод позволял «вытащить» испытуемых из рамок конкретной ситуации или социальной роли, задаваемых обычно опросниками с закрытыми вопросами и получить более объективные результаты. На основе полученных данных сделаны следующие выводы: группа Д воспринимает одиночество как положительный аспект. Для них это состояние, где можно провести время наедине с собой и, при этом, получить удовольствие. Больше всего Д используют позитивные ассоциации- спокойствие, тишина, порядок, гармония, хорошее время, счастье, помощь. Это говорит о том, что они уже привыкли находиться в изоляции от общества и не переживают о безопасности своего физического пространства. Но также присутствуют и ассоциации, характеризующие поведение Д- раздражительность, злость, тревожность. Группа с НУС переживает одиночество тяжелее, чем Д. Для них это дискомфорт, апатия, безысходность, закрытость. Это связанно с тем, что у этой группы также выражено отчуждающее одиночество, но их суверенность личности уже увеличивается, и они более чувствительно переживают эту изоляцию, им не все равно на то, что они одиноки. Эта группа сосредоточена на своем личном пространстве и пытается обособиться к этому. Происходит это из-за неспособности к сотрудничеству. Группа с ПонУС глубоко переживает одиночество. Они используют ярко выраженные отрицательные ассоциации (боль, эмоциональное выгорание, яма, психические отклонения, страдания). Это связано с тем, что они в обществе чувствуют себя ненужными, и поэтому хотят подстроиться под других людей и быть такими как все. Группа со СУС использует много отдаленных ассоциаций (машина, фото, хоккей, птица, салфетки, песни) и ассоциирует одиночество с ненавистью, негодованием, предательством, раздражительностью. Это связано с наличием спонтанно агрессивного состояния. Также, исходя из ассоциаций, у них присутствует самоподдержка, саморазвитие, самодостаточность- они занимаются собой. Из-за этого и появляется защита от стресс факторов. Группа с ПовУС воспринимает одиночество как испытание и труд, а также использует поверхностные ассоциации. Это объясняется тем, что у них нет точного понимания одиночества, они не знаю по-настоящему что это такое. Группа с ВУС, у которых доминирует диффузный вид одиночества (как и у ПонУС), не воспринимают одиночество как глубокое переживание. Это можно понять при анализе ассоциаций. Они используют заурядные слова (тоска, грусть, печаль), но глубоких ассоциаций, показывающих наличие тяжелых переживаний, у них нет. Таким образом, сравнив группы с ПонУС и ВУС, следует отметить, что, несмотря на наличие одинакового вида одиночества, они ощущают его по-разному.
Этап 3- Измерения межличностных отношений в группе
Социометрическая методика предназначена для оценки межличностных отношений неформального типа: симпатий и антипатии, привлекательности.Социометрическая процедура заключается в том, что членам группы предлагают перечислить в порядке предпочтения тех товарищей по группе, к которым они бы обратились за помощью, поехали в путешествие и тех, кто лучше всех исполнит функции лидера. И наоборот, тех, к кому не обратились бы за помощью, не поехали в путешествие и тех, кому тяжело будет исполнять обязанности лидера. Результаты методики приведены в приложении (Приложение 7, таблица 7).
По результатам анкетирования (Приложение 8, таблица 8, рисунок 5) у группы Д больше всего пренебрегаемых (75%), но также есть и принятые (25%). Это значит, что из-за их интровертности они мало общаются со сверстниками, но всё же не полностью изолированны. У группы с НУС одинаковый показатель у параметров «отвергаемые» и «звезды» (33%) и между «пренебрегаемые» и «предпочитаемые» (16%). Это обуславливается тем, что им некомфортно находиться в одиночестве, поэтому они чаще всего ищут общение, стараются быть деятельными в окружении людей, но у них не всегда это получается из-за оборонительной позиции, которую они принимают в отношении других людей, и неспособности к сотрудничеству. У респондентов с ПонУС больше всего пренебрегаемых (33%), но нет изолированных. Это происходит из-за того, что они стесняются разговаривать с людьми, но не полностью их отталкивают. У группы со СУС из всего количества респондентов половина принятых (50%), а также есть пренебрегаемые (20%), предпочитаемые (10%) и отвергаемые (20%). Это из-за того, что респонденты со СУС находятся на стадии формирования целостности личных границ, и у них происходят вспышки агрессии, несмотря на защищенность от стресс факторов. У группы ПовУС равное количество предпочитаемых и отвергаемых (50%). Это происходит из-за того, что они склонны к защите своего пространства, и те, кто входят в границы этого пространства будут принимать группу с ПовУС, а те, кто находится за пределами границ будут их не понимать и не принимать. У группы с ВУС у всех респондентов социальный статус — предпочитаемые, так как они уважают свое личное пространство и хотят общаться со сверстниками, потому что чувствуют с ними комфорт.
Заключение
Рассматривая корреляцию субъективного ощущения одиночества и суверенности психологического пространства, было выдено шесть групп: Д (депривированные), НУС (низкий уровень суверенности), ПонУС (пониженный уровень суверенности), СУС (средний уровень суверенности), ПовУС (повышенный уровень суверенности), ВУС (высокий уровень суверенности)
У респондентов с Д отчуждающий вид одиночества, что говорит о связи между параметрами «депривированность» и « неспособность к сотрудничеству».
У респондентов со СУС отчуждающий вид одиночества, что говорит о связи между параметрами: «средний уровень суверенности» - «депрессивное, раздражительное состояние» и «выраженная неспособность к сотрудничеству».
У респондентов с ВУС диффузный вид одиночества, что говорит о связи между параметрами «приспосабливание в конфликтах» и «умение устанавливать личные границы».
Был проведен факторный анализ, для определения вида одиночества и выявления причин возникновения переживания одиночества.
Исследование показало, что у большинства старших школьников средний уровень суверенности психологического пространства (т.е могут защищаться от воздействия стресс факторов), у них преобладают диффузное и отчуждающее виды одиночества и состояние одиночество без определения вида.
Благодаря методики ассоциативного опроса выяснилось, что, несмотря на одинаковый преобладающий вид одиночества (диффузный) у школьников с ПонУС и ВУС, они рассматривают одиночество по-разному. Группы с ПонУС глубоко переживают одиночество, а группы с ВУС не имеют четкого понимания переживания одиночества.
Анализ результатов методики социометрия показал, что те группы, у кого низкий уровень суверенности меньше общаются с обществом по сравнение с группами, у которых высокий уровень суверенности. Это происходит из-за их зажатости, и из-за этого и появляется чувство одиночества.
Исследование показало, что у школьников наблюдается переживание одиночества в зависимости от уровня суверенности психологического пространства.
Эмпирическое исследование подтвердило гипотезу «субъективное чувство одиночества изменяется в зависимости от уровня суверенности психологического пространства».
Список литературы:
Киселева В. Подростковое одиночество. Школьный психолог, № 8. 2002.
Кон И.С. Ребенок и общество. - М.: Академия, 2003. - 366 с.
Корчагина С.Г. Генезис, виды и проявления одиночества. М.: МПСИ, 2005. - 196 с.
Нартова-Бочавер С.К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. Санкт-Петербург: Питер, 2008
Нартова-Бочавер С.К. Понятие «психологическое пространство личности»: обоснование и прикладное значение // Психол. журн. Т. 24, № 6. 2003. - 400 с.
Неумоева-Колчеданцева Е.В. Позитивный потенциал одиночества в юношеском возрасте // Весник Пермского университета 2012 Философия. Психология. Социология Выпуск 2 (10). - 175 с.
Приложения
Приложение 1
Таблица 1. Подходы к определению понятия одиночество
Понятие |
Определение |
Автор и труд |
Год |
Одиночество (Экзистенциальный подход) |
Одиночество есть «самосознательное осознание» собственной изоляции, оно имманентно, то есть внутренне присуще человеческой психике, поэтому преодолеть его невозможно. Одиночество молено осмыслить как часть своей собственно человеческой природы и примириться с ним, но не избавиться от него. |
Кларк Мустакас работает с клиническими пациентами и положительно оценивает одиночество. Экзистенциалисты не прослеживают причинных корней одиночества в привычном смысле слова. Их особенно не интересуют факторы, увеличивающие или уменьшающие вероятность одиночества, для них оно изначально имманентно человеческому существованию. |
1961, 1972 |
Одиночество (Феноменологический подход) |
Одиночество-проявление слабой приспособляемости личности, отчуждение личности от ее истинных внутренних чувств |
Карл Роджерс является наиболее известным сторонником феноменологического направления. Роджерс дважды обращался к теме одиночества, его анализ основан на «Я-теории» личности. Роджерс полагает, что общество вынуждает индивида действовать в соответствии с социально оправданными, ограничивающими свободу действия образцами. Это ведет к противоречию между внутренним истинным «Я» индивида и проявлениями «Я» в отношениях с другими людьми. Одно лишь исполнение социальных ролей, неважно, насколько оно адекватно, ведет к бессмысленному существованию индивида. |
1961, 1970-1973 |
Одиночество (Социологический подход) |
Одиночество- это общий статистический показатель, характеризующий общество. Результат того, что в обществе все чаще реализуется принцип «каждый за себя», потребности в общении, сопричастности и зависимости оказываются неудовлетворенными |
Карл Боумен, Дэдив Рисмен и Слейтер - представители социологического подхода к одиночеству. В своей небольшой статье Боумен выдвинул гипотезу о трех силах, ведущих к усилению одиночества в современном обществе: 1) ослабление связей в первичной группе; 2) увеличение семейной мобильности; 3) увеличение социальной мобильности. И Рисмен, и Слейтер связывают свой анализ одиночества с изучением американского характера и одновременно анализируют способность общества удовлетворять потребности его членов. Рисмен и его последователи заявляют, что американцы превратились в личности, «направленные вовне». Индивиды, «ориентированные на других», не только хотят нравиться, но и постоянно приспосабливаются к обстоятельствам и контролируют свое межличностное окружение с тем, чтобы определить линию своего поведения. «Ориентированные вовне» люди обособлены от своего истинного «Я», своих чувств и своих ожиданий. (В этом смысле анализ Рисмена, видимо, дополняет анализ Роджерса.) Такими чертами могут быть наделены родители, учителя, основная масса людей. В результате «ориентированная на других» личность может приобрести синдром обеспокоенности и чрезмерную потребность в пристальном внимании к себе со стороны других людей, которая никогда полностью не удовлетворяется. Члены нашего «направленного вовне» общества образуют, как заявляет Рисмен в своем названии книги, «одинокую толпу». |
1955, 1961, 1976 |
Одиночество (Интеракционистский подход) |
Одиночество - продукт комбинированного (или интерактивного) влияния фактора личности и фактора ситуации. Существует два типа одиночества: 1.эмоциональное одиночество(отсутствие любовной или супружеской привязанности) 2.социальное одиночество(отсутствие значимых дружеских связей или чувства общности) |
Вейс - главный выразитель интеракционистского подхода к проблеме одиночества.Вейс установил два типа одиночества, которые, по его мнению, имеют различные предпосылки и различные аффективные реакции.Вейс проводил семинары для вдовцов и недавно разведенных. Думается, что именно из собственных попыток оказать помощь участникам этих семинаров он вывел многие из своих теоретических положений. |
1976 |
Одиночество (Психодинамический подход) |
Одиночество- реакции на неадекватное удовлетворение потребности в тесных человеческих связях |
Психоаналитики школы Фрейда- Зилбург, Фромм-Рейхман, Салливан. Зилбург проследил происхождение одиночества, начиная с детской колыбели. Ребенок узнает радость быть любимым и вызывать восхищение вместе с потрясением, порожденным тем, что он - маленькое, слабое существо, вынужденное ждать удовлетворения своих потребностей от других. Это и есть, по Зилбургу, «квинтэссенция того, что позже становится нарциссистической ориентацией... Это и есть также зародыш отчужденности, враждебности и бессильной агрессивности одинокого» Салливан также усматривал корни одиночества взрослого в его детстве. Он установил движущую силу потребности в человеческой близости. Фромм-Рейхман признает влияние Салливана на ее понимание данной проблемы и соглашается с его точкой зрения о том, что одиночество - «чрезвычайно неприятное и гнетущее чувство». |
1938, 1953, 1959 |
Одиночество (Когнитивный подход) |
Одиночество- субъективно переживаемое несоответствие между наблюдаемой реальностью и желаемым идеальным состоянием |
Энн Пепло, определяя указанную роль познания, обращает внимание на теорию атрибуции (объяснения). Она рассматривает, например, как познание причин одиночества может влиять на интенсивность переживания и на восприятие неизбывности одиночества, сохраняющихся на протяжении определенного времени. Исследует как характерологические, так и ситуативные факторы, способствующие его возникновению, а также влияние как прошлого, так и настоящего на формирование личности. |
1981 |
Одиночество (Приватный подход) |
Одиночество- нарушение баланса между интимностью и формальным характером общения в сторону его схематизации. Поверхностность межличностных контактов, не затрагивающих глубинной психической реальности, скоротечность отношений, их формальность и прагматичность |
Валериан Дерлега и Стефан Маргулис разработали модель шкалирования уровня интимности общения, специфически наложив ее на феномен одиночества. Они расценивают одиночество как нормальный опыт в условиях сплошной атомизации общества. Одиночество с неизбежностью присутствует в современном индустриальном и постиндустриальном обществе, играя роль индикатора отклонений от оптимального психологического баланса личности. |
1982 |
Приложение 2
Таблица 2. Разделение респондентов на группы по уровню суверенности/депривированности (Т-баллы, %)
Код респондента |
СПП |
Уровень суверенности/депривированности |
|
T-балл |
% |
||
B18 |
-24 |
-30 |
депривированность (высокий уровень выраженности напряженности, дисгармония в межличностных отношениях; проявление невротичного и депрессивного состояния; раздражительность, застенчивость; низкий уровень потребности в общении, интровертность) |
B15 |
-20 |
-25 |
|
B12 |
-16 |
-20 |
|
B29 |
-12 |
-15 |
|
B19 |
2 |
2 |
низкий уровень суверенности |
B11 |
6 |
7 |
|
B24 |
8 |
10 |
|
B21 |
10 |
14 |
|
B10 |
12 |
15 |
|
B2 |
14 |
17 |
|
B13 |
20 |
26 |
пониженный уровень суверенности |
B6 |
24 |
30 |
|
B30 |
26 |
32 |
|
B17 |
28 |
35 |
|
B3 |
28 |
35 |
|
B4 |
30 |
37 |
|
B5 |
34 |
42 |
средний уровень суверенности (высокий уровень выраженности напряженности, невротичности, спонтанно агрессивного, депрессивного, раздражительного состояния; высокая защищенность от воздействия стресс факторов) |
B27 |
34 |
42 |
|
B8 |
36 |
45 |
|
B14 |
36 |
45 |
|
B16 |
38 |
47 |
|
B28 |
42 |
52 |
|
B20 |
42 |
52 |
|
B9 |
42 |
53 |
|
B25 |
46 |
56 |
|
B23 |
46 |
57 |
|
B7 |
48 |
60 |
повышенный уровень суверенности |
B26 |
58 |
72 |
|
B31 |
66 |
83 |
высокий уровень суверенности (умение устанавливать верную психологическую дистанцию по отношению к угрожающим явлениям и разотождествляться с ними) |
B22 |
68 |
84 |
|
B1 |
68 |
85 |
Рисунок 1. Процентное соотношение респондентов в зависимости от уровня суверенности/депривированности
Приложение 3
Таблица 3. Результаты методики «Суверенность психологического пространства» (С.К Нартовой-Бочавер), (%, Т- балл)
Код |
СФТ |
СТ |
СВ |
СП |
CС |
СЦ |
СПП |
|||||||
% |
Т- баллы |
% |
Т- баллы |
% |
Т- баллы |
% |
Т- баллы |
% |
Т- баллы |
% |
Т- баллы |
% |
Т- баллы |
|
B1 |
85 |
12 |
86 |
12 |
76 |
13 |
85 |
11 |
100 |
7 |
87 |
13 |
85 |
68 |
B2 |
14 |
2 |
0 |
0 |
-59 |
-1 |
54 |
7 |
14 |
1 |
33 |
5 |
17 |
14 |
B3 |
0 |
0 |
57 |
8 |
18 |
3 |
8 |
1 |
43 |
3 |
87 |
13 |
35 |
28 |
B4 |
71 |
10 |
29 |
4 |
6 |
1 |
23 |
3 |
100 |
7 |
33 |
5 |
37 |
30 |
B5 |
43 |
6 |
43 |
6 |
18 |
3 |
54 |
7 |
-14 |
-1 |
87 |
13 |
42 |
34 |
B6 |
0 |
0 |
57 |
8 |
6 |
1 |
38 |
5 |
14 |
1 |
60 |
9 |
30 |
24 |
B7 |
71 |
10 |
57 |
8 |
65 |
11 |
54 |
7 |
71 |
5 |
47 |
7 |
60 |
48 |
B8 |
29 |
4 |
43 |
6 |
18 |
3 |
69 |
9 |
71 |
5 |
60 |
9 |
45 |
36 |
B9 |
57 |
8 |
57 |
8 |
-6 |
-1 |
85 |
11 |
71 |
5 |
73 |
11 |
53 |
42 |
B10 |
14 |
2 |
-29 |
-4 |
29 |
5 |
38 |
5 |
-14 |
-1 |
33 |
5 |
15 |
12 |
B11 |
0 |
0 |
-14 |
-2 |
29 |
5 |
23 |
3 |
-14 |
-1 |
7 |
1 |
7 |
6 |
B12 |
-29 |
-4 |
-29 |
-4 |
-53 |
-9 |
8 |
1 |
71 |
5 |
-33 |
-5 |
-20 |
-16 |
B13 |
43 |
6 |
14 |
2 |
6 |
1 |
23 |
3 |
43 |
3 |
33 |
5 |
26 |
20 |
B14 |
57 |
8 |
57 |
8 |
41 |
7 |
8 |
1 |
71 |
5 |
47 |
7 |
45 |
36 |
B 15 |
-29 |
-4 |
0 |
0 |
-18 |
-3 |
-38 |
-5 |
-71 |
-5 |
-20 |
-3 |
-25 |
-20 |
B 16 |
57 |
8 |
43 |
6 |
53 |
9 |
23 |
3 |
71 |
5 |
47 |
7 |
47 |
38 |
B 17 |
14 |
2 |
29 |
4 |
-6 |
-1 |
38 |
5 |
71 |
5 |
87 |
13 |
35 |
28 |
B 18 |
-71 |
-10 |
-29 |
-4 |
-65 |
-11 |
-23 |
-3 |
-14 |
-1 |
33 |
5 |
-30 |
-24 |
B 19 |
0 |
0 |
-43 |
-6 |
-18 |
-3 |
8 |
1 |
14 |
1 |
60 |
9 |
2 |
2 |
B 20 |
14 |
2 |
86 |
12 |
65 |
11 |
38 |
5 |
43 |
3 |
60 |
9 |
52 |
42 |
B 21 |
-14 |
-2 |
57 |
8 |
-6 |
-1 |
23 |
3 |
43 |
3 |
-7 |
-1 |
14 |
10 |
B 22 |
86 |
12 |
100 |
14 |
76 |
13 |
100 |
13 |
43 |
3 |
87 |
13 |
84 |
68 |
B 23 |
14 |
2 |
57 |
8 |
53 |
9 |
69 |
9 |
71 |
5 |
20 |
13 |
57 |
46 |
B 24 |
29 |
4 |
14 |
2 |
-18 |
-3 |
23 |
3 |
-14 |
-1 |
20 |
3 |
10 |
8 |
B 25 |
100 |
14 |
43 |
6 |
53 |
9 |
69 |
9 |
71 |
5 |
4 |
3 |
56 |
46 |
B 26 |
71 |
10 |
57 |
8 |
65 |
11 |
69 |
9 |
100 |
7 |
20 |
13 |
72 |
58 |
B 27 |
43 |
6 |
29 |
4 |
6 |
1 |
69 |
9 |
100 |
7 |
47 |
7 |
42 |
34 |
B 28 |
57 |
8 |
71 |
10 |
6 |
1 |
85 |
11 |
14 |
1 |
73 |
11 |
52 |
42 |
B 29 |
-29 |
-4 |
-14 |
-2 |
-29 |
-5 |
-23 |
-3 |
-43 |
-3 |
33 |
5 |
-15 |
-12 |
B 30 |
43 |
6 |
43 |
6 |
-6 |
-1 |
23 |
3 |
71 |
5 |
47 |
7 |
32 |
26 |
B 31 |
57 |
8 |
100 |
14 |
88 |
15 |
85 |
11 |
43 |
3 |
100 |
15 |
83 |
66 |
Средние значения |
29 |
4 |
33 |
5 |
16 |
3 |
39 |
5 |
40 |
3 |
44 |
7 |
34 |
27 |
Приложение 4
Таблица 4. Результаты средних значений (Т-балл, %)
Уровень суверенности/депривированности |
СПП |
СФТ |
СТ |
СВ |
СП |
CС |
СЦ |
|||||||||||||
Т-балл |
% |
Т-балл |
% |
Т-балл |
% |
Т-балл |
% |
Т-балл |
% |
Т-балл |
% |
Т-балл |
% |
|||||||
Д |
-18,0 |
-22,5 |
5,5 |
39,5 |
-7 |
-41,3 |
-2,5 |
-19 |
-0,5 |
-3,8 |
-1 |
-14,3 |
0,5 |
3,25 |
||||||
НУС |
8,6 |
10,8 |
1,0 |
7,1 |
-0,3 |
-2,5 |
0,3 |
-7,1 |
3,6 |
28,1 |
0,3 |
4,8 |
2,8 |
20,8 |
||||||
ПонУС |
26,0 |
32,5 |
4,0 |
28,5 |
5,3 |
38,1 |
0,6 |
4,0 |
3,3 |
19,1 |
4,0 |
57,0 |
8,7 |
57,8 |
||||||
СУС |
39,6 |
49,1 |
6,6 |
35,7 |
7,4 |
52,9 |
5,2 |
30,7 |
7,4 |
56,9 |
4,0 |
56,9 |
9,0 |
51,8 |
||||||
ПовУС |
53,0 |
66,0 |
10,0 |
71,0 |
8,0 |
57,0 |
11,0 |
65,0 |
8,0 |
61,5 |
6,0 |
85,5 |
10,0 |
33,5 |
||||||
ВУС |
67,3 |
84,0 |
7,3 |
76,0 |
13,3 |
95,3 |
13,7 |
80,0 |
11,7 |
90,0 |
4,3 |
62,0 |
13,7 |
91,3 |
Рисунок 2. Результаты средних значений (Т-балл, %)
Приложение 5
Таблица 5. Сопоставление результатов опросников «Суверенность психологического пространства» С.К. Нартовой-Бочавер и «Определения вида одиночества» С.Г. Корчагиной (балл)
Группа |
СПП |
Одиночество |
||||
Диффузное* |
Отчуждающее** |
Диссоциированное*** |
Состояние одиночества (без определения вида) |
|||
Д |
- 18 |
6,5 |
8 |
7 |
8 |
|
НУС |
9 |
6 |
8 |
7 |
8 |
|
ПонУС |
26 |
7 |
5,5 |
6 |
5 |
|
СУС |
40 |
5 |
7 |
6 |
5 |
|
ПовУС |
53 |
4,5 |
4,5 |
4 |
4,5 |
|
ВУС |
67 |
6 |
6 |
4 |
5 |
*Возникает при идентификации себя с другими людьми, группами. Человек начинает копировать, как ему кажется успешных людей и теряет собственную уникальность. Характеристика: сопротивление и приспособление в конфликтах; наличие всех уровней эмпатии; возбудимость, тревожность и эмотивность характера, коммуникативная направленность.
**Человек осознанно самоустраняется от общения и понимает, что лежит в основе такого поведения. Характеристика: возбудимость, тревожность, циклотимность характера, низкая эмпатия, противоборство в конфликтах, выраженная неспособность к сотрудничеству.
***Наиболее сложное переживание, рассматривается как пограничное состояние расстройства личности. Характеристика: тревожность, возбудимость и демонстративность характера, противоборство в конфликтах, личная направленность, сочетание высокой и низкой эмпатии, эгоистичность и подчиняемость в межличностных отношениях.
Рисунок 4. Сопоставление результатов опросников «Суверенность психологического пространства» С.К. Нартовой-Бочавер и «Определение вида одиночества» С.Г. Корчагиной (балл)
Приложение 6
Таблица 6. Результаты методики «Ассоциативный опрос»
Код |
Уровень суверенности/депривированности |
Вид одиночества |
Ассоциации |
Ассоциации к ассоциациям |
B18, B15, B12, B29 |
депривированность |
отчуждающее |
спокойствие(3), тишина(2), пусто, порядок, еда, один(2), общение, клаустрофобия, выбор, колодец, грусть(2), бессонница, раздражительность, болезнь, депрессия(2), скука, тоска, печаль |
Гармония(2), нормально, время, тишина, спать(2), спокойствие(5), кайф, радость, свободно, чисто, порядок, личное, пространство(2), книга(2), скука(6), желание, мечта, хорошее время, готовка, кофе, печенье, весело, не скучно, интересно, всегда, сон(2), сок, серый цвет, фоновая музыка, сериал, дождь(7), смена, центр, глаза, лагерь, школа, молния, психология, фобия, решение, дилемма, счастье, страх, природа, снег, вечер, сумерки, камень, лягушка, змея, гендер, влажность, число, номер, одиночество, цифра, настроение, слезы, синий, плохо(5), телефон, качество, злость, чувствительность, болезнь(2), боль(4), неприятно, температура, лекарства(2), лечение, помощь, тоска(2), печаль, медитация(3), страх(2), вода(3), туман, подавленность(2), апатия(2), тревожность, грусть(2), умиротворение |
B19, B11, B24, B21, B10, B2 |
низкий уровень суверенности |
отчуждающее |
тоска(6), самодостаточность, спокойствие(2), умиротворенность(2), радость(2), удовлетворение, подавленность, грусть(2), холод, уединение(2), покой, пусто, тишина, вечер(2), обыденность, страх, один, скука, ночь, монотонность, время, мысли, парк, чувство, дом |
Грусть(4), печаль(4), закрытость(2), муки, контроль, радость(3), комфорт, успех(3), достаток, мир(2), покой(2), кайф(2), равновесие, самоконтроль, уединение(2), своевременность, спокойствие(4), веселье, лучезарность, желание, мечта(2), счастье, довольны, тревожность, уныние(2), депрессия, безысходность, угнетенность, безразличие(2), загнанность, безнадежность(2), отчаяние, горечь, апатия, дискомфорт, бесчувственность, тишина(2), комната, обособленность, умиротворение, расслабление, саморазвитие, отдых, одиночество(6), пробел, ничего, неизвестность(3), черный, темный, беззвучие, молчание, пустота(2), оранжевый, закат(2), солнце(2), тьма(2), дом(2), улица, семья, темнота(3), никого нет, антисуицид, телефон(2), постель(2), подушка, печь, кино, музыка, слезы(2), дело, чай, солнце, непонимание, сон(2), скука(2), чувство, слепота, лупа, красота, ночь, один(2), скука(3), тяжесть(4), ум, боль(4), долгота, гроза, время(2), момент(2), труд(2), зима, смех, дождь, тепло, дела, прогулка, серость(2), трудность, отчуждение, непонятность, затрудненность, листья, лавочка, природа, вечер, фонарь, друзья, магазин, небо, состояние, обида2), плохо, серый, унылость, опустошение, покой, изоляция, затерянность, телефон, сон, кровать, пустота |
B13, B6, B30, B17, B3, B4 |
пониженный уровень суверенности |
диффузное |
медитация, пустота, скука(3), тревожность, спокойствие(4), темнота, боль, эмоциональное выгорание, яма, музыка(2), безразличие, тоска, грусть(5), холод, ночь, чтение, печаль(2), один, чувства, тоска, умиротворение(2), тишина(2), уединение |
слезы(9), одиночество(6), сон(2), люди, мрак(2), спокойствие(9), работа, книга(3), депрессия(5), музыка(5), удовлетворение, игры, прогулка, уныние(2), умиротворение(4), дождь(5), кофе(2), мысли(6), смерть, страх(4), раздумья, взгляд, чувство(2), нервозность(3), сам(2), вода, боль(3), грусть(2), никого, пустота(4), единственный, тишина(5), холод(3), безнадежность(2), злость, психические отклонения(2), шизофрения, медитация, необщительность, зеленый, дом(2), чай(3), осознание, день(2), волнение(2), солнце(2), обида(2), мята, один(2), мир(2), мечты(2), ночь(3), кино(2), библиотека, черный, звезды(2), время, физическая, моральная, страдание, состояние, опустошение, усталость, пассивность, дно, конец, сложности, тревожность, спасение, помощь, выход, звук, мелодия, пессимизм, безэмоциональность, игнорирование, равнодушие, потеря, фильм, весна, грязь, зима, дрожь, снег, луна, телефон, переписки(2), свечи, лампа, теплый плед, серый цвет, уединение, один дома, плохое настроение |
B5, B27, B8, B14, B16, B28, B20, B9, B25, B23 |
средний уровень суверенности |
отчуждающее |
грусть(6), спокойствие(3), тишина(2), один, паника, еда, гармония, покой(3), радость, слезы(2), кайф, мысли(2), скука(4), изоляция, уединение, отрицание, горе, переживание, пустота(3), комната, потеря, обида(2), погода, старость, свобода, чувства(2), тоска(3), ненависть, любовь, удовлетворение, эмоции, печаль, задумчивость, негодование, страх, боль, отсутствие поддержки |
плохое настроение(3), слезы(10), серый цвет, плохая погода, одиночество(5), чай, фильм, скука(6), безнадежность(3), зима(4), безэмоциональность, пасмурная погода, ночь(4), снег, дождь(5), пустота, тоска(6), печаль(8), грусть(9), негодование(2), обида(6), безысходность, непонимание(2), страх(4), мрак, остаться одному, неизвестность, паника(4), сомнение(2), волнение, депрессия(5), ненависть, недоверие, музыка(2), машина, еда(2), одежда, фото, смерть, саморазочарование, отдых(3), улет, деньги, вилла, лето, будущее, дорога, облака(2), лень(2), тишина(3), осень, тихо, уединение(2), подавленность, обособленность, обсервация, изолированность, глушь, запечье, затворничество, глухое место, неподвижность, безмятежность, спокойствие(3), умиротворенность(3), тишь, молчание, безмолвие, беззвучие, согласие, разлука(2), горе(2), плач, отказ, осуждение, ущемление, отвержение, небо, листья, природа(2), сон, хоккей(2), лед, пожилые люди, деревня, время, душа, доброта, спорт, птица, облака, уныние(2), тревожность, боль(5), комната, кровать, холод(2), страдания, улица, плохая оценка, один(3), скучать, даль, расстояние, предательство(2), жалость, раздражительность, эмоции, вода(2), салфетки, песни, дыра, отрицание(2), окно, учеба, нервозность, школа, потерянность(2), жизнь, прогулка, чтение, толк, мир(3), YouTube, TikTok, игра The Sims, мультфильмы, компьютер, шизофрения, вкусно, сладость, кофе, печенье, сила, семья, любовь, слава, теплота, вечер, бездействие, бесконечность, маяк, болезнь, состояние(2), спирт, воля, расслабленность, самоубийство, победа, ненужность, развод, дно, темнота, пустыня, космос, дыра, место, игры, боксерская груша, чистота, конец, разрыв, люди(2), тьма, самоподдержка, саморазвитие, самодостаточность, уделять себе время, свобода(3), свободное время, комфорт, понимание, успех, обстоятельства, причины, слабость, нет человека рядом, невозможность получить поддержку, молодость, окружающий мир, себя, близкие, животные, погода, время, занятость, кайф |
B7, B26 |
повышенный уровень суверенности |
грусть(2), отчуждение, изоляция, тоска, старость, жизнь, трудность, скука, спокойствие, эмоции, человек, |
труд, работа, проблема, испытание, тоска(2), грусть(3), скучать, уединение, печаль(3), тишина, сон, покой, отдых, спокойствие(2), радость, чувства, смех, любовь, добрый, красивый, молодой, хороший, умный, слезы, одиночество, боль, уныние, горесть, мрак, злость, гнев, непонимание, забитость, затравленность, время, вакуум, мир(2), умиротворение, осознание, безысходность, апатия, страдание, депрессия, немощь, конец, холод, итог, неизбежность, судьба, дорога, время, реальность |
|
B31, B22, B1 |
высокий уровень суверенности |
диффузное |
тоска(2), грусть(3), печаль, пустота, кайф, скука(2), обида, плохо, досада, дождь, бессилие, бесконечность, утешение |
Неумение, бессилие(2), дождь, пассивность, радость, хорошее настроение, одиночество(7), беспокойство(2), утешение(2), скука(3), грусть(8), плохое настроение, пустота, тоска(4), обида(3), недовольство, безнадежность(2), боль(2), досада(4), настроение, плохо(4), слезы(4), отсутствие друзей(5), ночь(2), уныние, зима(2), нет настроения, желание погулять, счастье, саморазвитие, задумчивость, желание пообщаться |
Приложение 7
Таблица 7. Результаты методики «Социометрия» (Дж. Морено)
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
||||||||||
1 |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
|||||||||||||||||||||||||||||
3 |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
||||||||||||||||||||||||||
5 |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
|||||||||||||||||||||||||||||
6 |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
|||||||||||||||||||||||||||||
7 |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
||||||||||||||||||||||||||||||||
9 |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
||||||||||||||||||||||||||||
10 |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
||||||||||||||||||||||||||||
11 |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
|||||||||||||||||||||||||
12 |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
||||||||||||||||||||||||||||
13 |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
|||||||||||||||||||||||||||||
14 |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
|||||||||||||||||||||||||||||||
15 |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
|||||||||||||||||||||||||||
16 |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
||||||||||||||||||||||||||||
17 |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
||||||||||||||||||||||||||||||||
18 |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
|||||||||||||||||||||||||||||
19 |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
|||||||||||||||||||||||||||||||
20 |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
|||||||||||||||||||||||||||||
21 |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
||||||||||||||||||||||||||||||
22 |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
||||||||||||||||||||||||||||||
23 |
+ |
+ |
- |
- |
- |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
||||||||||||||||||||||||||||||||
26 |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
|||||||||||||||||||||||||||||
27 |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
|||||||||||||||||||||||||||
28 |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
||||||||||||||||||||||||||||||||
29 |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
|||||||||||||||||||||||||||||||
30 |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
|||||||||||||||||||||||||||||||
31 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
|||||||||||||||||||||||||||||||
В+ |
7 |
1 |
1 |
14 |
6 |
2 |
8 |
3 |
2 |
14 |
8 |
3 |
4 |
7 |
3 |
3 |
1 |
3 |
14 |
5 |
3 |
9 |
0 |
1 |
5 |
1 |
3 |
1 |
4 |
7 |
9 |
||||||||||
В- |
11 |
16 |
0 |
8 |
0 |
0 |
1 |
6 |
3 |
0 |
9 |
8 |
5 |
0 |
4 |
3 |
15 |
8 |
5 |
1 |
20 |
3 |
3 |
6 |
2 |
10 |
2 |
13 |
15 |
6 |
9 |
||||||||||
⅀ |
18 |
17 |
1 |
22 |
6 |
2 |
9 |
9 |
5 |
14 |
17 |
11 |
9 |
7 |
7 |
6 |
16 |
11 |
19 |
6 |
23 |
12 |
3 |
7 |
7 |
11 |
5 |
14 |
19 |
13 |
18 |
||||||||||
ВВ+ |
2 |
1 |
1 |
6 |
2 |
2 |
4 |
1 |
2 |
4 |
4 |
3 |
3 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
0 |
2 |
0 |
1 |
2 |
1 |
1 |
0 |
1 |
2 |
4 |
||||||||||
ВВ- |
3 |
4 |
0 |
5 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
4 |
2 |
2 |
0 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
4 |
1 |
0 |
1 |
1 |
3 |
1 |
4 |
2 |
1 |
2 |
Взаимно-положительные выборы: В1 — В4, В1 — В31, В2 — В9, В3 — В20, В4 — В5, В4 — В6, В4 — В10, В4 — В14, В4 — В31, В5 — В7, В6 — В15, В7 — В10, В7 — В11, В7 — В12, В8 — В31, В9 — В31, В10 — В11, В10 — В20, В11 — В12, В11 — В25, В12 — В26, В13 — В16, В13 — В18, В13 — В29, В14 — В20, В16 — В18, В17 — В24, В19 — В20, В19 — В22, В19 — В30, В22 — В25, В27 — В30
Взаимно-отрицательные выборы: В1 — В2, В1 — В13, В1 — В28, В2 — В18, В2 — В24, В2 — В26, В4 — В19, В4 — В21, В4 — В22, В4 — В25, В4 — В28, В7 — В21, В8 — В11, В9 — В11, В11 — В21, В11 — В26, В12 — В17, В12 — В20, В13 — В31, В15 — В19, В16 — В28, В17 — В29, В18 — В28, В21 — В27, В26 — В29, В30 — В31
Парадоксальные выборы: В1 — В21, В4 — В2, В5 — В21, В5 — В26, В7 — В29, В10 — В8, В10 — В29, В13 — В28, В14 — В11, В19 — В18, В19 — В28, В19 — В29, В21 — В17, В22 — В15, В22 — В18, В25 — В30, В27 — В28, В29 — В21, В30 — В15, В31 — В21
Приложение 8
Таблица 8. Персональные социометрические индексы
№ |
Код |
Группа |
Статус |
Персональные социометрические индексы |
|||||
Социометрический статус * |
Эмоциональная экспансивность ** |
||||||||
положи- |
отрица- |
общий |
положи- |
отрица- |
общая |
||||
1 |
В1 |
ВУС |
предпочитаемый |
0.23 |
0.37 |
-0.13 |
0.1 |
0.17 |
0.27 |
2 |
В2 |
НУС |
отвергаемый |
0.03 |
0.53 |
-0.5 |
0.17 |
0.23 |
0.4 |
3 |
В3 |
ПонУС |
пренебрегаемый |
0.03 |
0 |
0.03 |
0.13 |
0.23 |
0.37 |
4 |
В4 |
ПонУС |
звезда |
0.47 |
0.27 |
0.2 |
0.23 |
0.27 |
0.5 |
5 |
В5 |
СУС |
принятый |
0.2 |
0 |
0.2 |
0.17 |
0.23 |
0.4 |
6 |
В6 |
ПонУС |
пренебрегаемый |
0.07 |
0 |
0.07 |
0.2 |
0.2 |
0.4 |
7 |
В7 |
ПовУС |
предпочитаемый |
0.27 |
0.03 |
0.23 |
0.2 |
0.17 |
0.37 |
8 |
В8 |
СУС |
пренебрегаемый |
0.1 |
0.2 |
-0.1 |
0.17 |
0.13 |
0.3 |
9 |
В9 |
СУС |
пренебрегаемый |
0.07 |
0.1 |
-0.03 |
0.2 |
0.23 |
0.43 |
10 |
В10 |
НУС |
звезда |
0.47 |
0 |
0.47 |
0.13 |
0.3 |
0.43 |
11 |
В11 |
НУС |
предпочитаемый |
0.27 |
0.3 |
-0.03 |
0.23 |
0.3 |
0.53 |
12 |
В12 |
Д |
пренебрегаемый |
0.1 |
0.27 |
-0.17 |
0.23 |
0.2 |
0.43 |
13 |
В13 |
ПонУС |
принятый |
0.13 |
0.17 |
-0.03 |
0.2 |
0.2 |
0.4 |
14 |
В14 |
СУС |
предпочитаемый |
0.23 |
0 |
0.23 |
0.1 |
0.23 |
0.33 |
15 |
В15 |
Д |
принятый |
0.1 |
0.13 |
-0.03 |
0.17 |
0.3 |
0.47 |
16 |
В16 |
СУС |
принятый |
0.1 |
0.1 |
0 |
0.2 |
0.23 |
0.43 |
17 |
В17 |
ПонУС |
отвергаемый |
0.03 |
0.5 |
-0.47 |
0.17 |
0.13 |
0.3 |
18 |
В18 |
Д |
пренебрегаемый |
0.1 |
0.27 |
-0.17 |
0.2 |
0.2 |
0.4 |
19 |
В19 |
НУС |
звезда |
0.47 |
0.17 |
0.3 |
0.13 |
0.2 |
0.33 |
20 |
В20 |
СУС |
принятый |
0.17 |
0.03 |
0.13 |
0.17 |
0.23 |
0.4 |
21 |
В21 |
НУС |
пренебрегаемый |
0.1 |
0.67 |
-0.57 |
0.17 |
0.2 |
0.37 |
22 |
В22 |
ВУС |
предпочитаемый |
0.3 |
0.1 |
0.2 |
0.13 |
0.23 |
0.37 |
23 |
В23 |
СУС |
отвергаемый |
0 |
0.1 |
-0.1 |
0.07 |
0.1 |
0.17 |
24 |
В24 |
НУС |
отвергаемый |
0.03 |
0.2 |
-0.17 |
0.1 |
0.1 |
0.2 |
25 |
В25 |
СУС |
принятый |
0.17 |
0.07 |
0.1 |
0.1 |
0.2 |
0.3 |
26 |
В26 |
ПовУС |
отвергаемый |
0.03 |
0.33 |
-0.3 |
0.2 |
0.2 |
0.4 |
27 |
В27 |
СУС |
принятый |
0.1 |
0.07 |
0.03 |
0.2 |
0.27 |
0.47 |
28 |
В28 |
СУС |
отвергаемый |
0.03 |
0.43 |
-0.4 |
0.13 |
0.17 |
0.3 |
29 |
В29 |
Д |
пренебрегаемый |
0.13 |
0.5 |
-0.37 |
0.17 |
0.17 |
0.33 |
30 |
В30 |
ПонУС |
предпочитаемый |
0.23 |
0.2 |
0.03 |
0.13 |
0.2 |
0.33 |
31 |
В31 |
ВУС |
предпочитаемый |
0.3 |
0.3 |
0 |
0.17 |
0.17 |
0.33 |
* — Индекс социометрического статуса отражает отношение членов группы к каждому ее представителю
** — С психологической точки зрения показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении
Рисунок 5. Классификация испытуемых по итогам социометрического эксперимента
Статусная группа - Количество полученных выборов
«Звезды» - В два раза больше положительных выборов, чем среднее число полученных положительных выборов одним испытуемым
«Предпочитаемые» - В полтора раза больше положительных выборов, чем среднее число полученных положительных выборов одним испытуемым
«Принятые» - не попавшие в другие группы
«Пренебрегаемые» - В полтора раза меньше положительных выборов, чем среднее число полученных положительных выборов одним испытуемым или отрицательных выборов в полтора раза больше, чем положительных
«Отвергаемые» - В два раза меньше положительных выборов, чем среднее число полученных положительных выборов одним испытуемым или есть отрицательные выборы, но нет положительных
«Изолированные» - Нет ни положительных ни отрицательных выборов
В данной группе испытуемых среднее число положительных выборов - 4.9, Среднее число отрицательных выборов - 6.19
Рисунок 6. Cоциограмма положительных выборов
Рисунок 7. Cоциограмма отрицательных выборов
Рисунок 8. Социограмма взаимных выборов
Рисунок 9. Социометрический график с мишенью
Приложение 9
Практические рекомендации для развития коммуникативных компетенций:
1. Участие в диалоге: старайтесь проявлять интерес к собеседнику, делайте комплименты, научитесь быть интересным собеседником (для этого можно регулярно читать популярные книги, интересоваться происходящими событиями).
2. Не отталкивайте людей: большинство подростков осознанно отчуждаются от общества, не принимая попытки других людей пообщаться с ними. Нужно стараться начинать общение со сверстниками, принимать приглашение в гости.
3. Научитесь не бояться услышать «нет»: осознание факта, что с вами ничего не случится, что бы вы не услышали- «да» или «нет» придает уверенность.
4. Помощь другим людям: давайте советы другим людям, если им это нужно, чтобы сблизиться.
5.Поиск новых способов знакомства: посещайте секции, театр; поддерживайте связь со сверстниками в социальных сетях; поездки в лагерь помогут вам завести новых друзей.
6. Научитесь не вступать в конфликты: сохраняйте ровный тембр речи, ищите компромиссы, не давайте невыполнимых обещаний.
7. Выделяйте слова-паразиты и учитесь их избегать («короче», «типа», «как бы», «во-о-от»): в момент, когда хочется произнести слово-паразит, сделайте глубокий вдох. Собеседнику приятней вас слушать, когда у вас четкая и понятная речь.