Современные обучающиеся в самооценке" Забота о себе" результаты эмпирического исследования

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Современные обучающиеся в самооценке" Забота о себе" результаты эмпирического исследования

Кутасова Е.А. 1
1МБОУ"СОШ№10",9 Класс
Теобальдт О.И. 1Вайцель Б.А. 2
1МБОУ"СОШ№10"
2Кванториум22
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Актуальность. В процессе своей жизнедеятельности каждый индивид как социальное существо на постоянной основе получает оценку своим действиям ии поступкам как со стороны окружающих , так и общества в целом . Основы самооценки формируются еще в детстве, именно с того момента когда ребенок осознает свое «Я» и когда начинает сравнивать себя с другими.

На основе оценок своих действий и возможностей происходит формирование самооценки, которая в свою очередь оказывает значительное влияние на работу таких психических компонентов как самодисциплина и самоконтроль. То, как человек относится к себе, «программирует» его на дальнейшие действия. Самооценка играет значимую роль в жизни каждого индивида,поэтому не стоит упускать его из виду. Базовые знания об этом не повредят, а пойдут всем лишь на пользу. Они помогут выделить проблемные моменты и поспособствуют их коррекции. Следовательно, тема «самооценка в понятии забота о себе» будет актуальна

Объект исследования : самооценка.

Предмет исследования: самооценка «забота о себе» старших школьников.

Цель: исследовать самооценку «Забота о себе» старших школьников и ее влияние на самосознание.

Задачи исследования ;

1. Изучить теоретический аспект понятия самооценки.

2. Изучить понятие самооценки как самооценка «забота о себе».

3.Провести эмпирическое исследование среди старших школьников на выявление уровня их самооценки.

4. Сделать выводы по результатам эмпирического исследования , составить практические рекомендации, направленные на актуализацию знаниевого и эмоционального компонента относительно самооценки.

Эмпирическая основа: опросник «Тест Сонерсен» М. Сонерсен, опросник самоотношения (ОСО) В.В.Столина, С.Р.Пантилеева , авторская карта наблюдения «Забота о себе»

Генеральная совокупность: старшие школьники. Признаки выборочной совокупности: возраст, тип деятельности.

Объем выборки: учащиеся старших классов (N=74 человека).

Для исследования используется следующий комплекс методов: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме, тестирование, психологический анализ, включенное наблюдение, методы математической статистики.

Научная новизна: проведено эмпирическое исследование среди школьников на выявление информированности о самооценке школьников на выявление эмоционального восприятия самооценки школьников

Практическая значимость: результаты работы на уровне школы могут использоваться при подготовке к урокам обществознания и проведении классных часов. Данная работа может служить базисом при разработке воспитательных программ по социальному воспитанию школьников.

Теоретико-методологическая база. Самооценка - это оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. Таким образом, самооценка является практическим инструментом для достижения высоких результатов в области качества .В психологии самооценка рассматривается как совокупность представлений человека о себе , которое сформировалось на основе сравнения себя с окружающими. Эти представления играют очень большую роль в формировании образа собственного «Я». [ 8,С.362]

Психологи рассматривают самооценку с различных позиций. Так, оценку себя в целом как хорошего или плохого принято считать общей самооценкой , а оценку достижений в отдельных видах деятельности – частной. Кроме этого выделяют актуальную (то, что уже достигнуто) и потенциальную (то, на что способен) самооценку , которую нередко именуют уровнем притязаний.[6,С.8-9]

Человек по своей сущности является частью социума ,и для него большое значение имеет отношение окружающих , оценка его способностей , качеств и внешнего вида. Но и не менее важна и самооценка ,отношение к самому себе , которое формируется в течении всей жизни.[1, С.389]

Осознанно или несознательно , но мы всегда сравниваем себя с окружающими и оцениваем с таких позиций , как «лучше», «хуже» или «такой же как все». От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими ,его критичность , требовательность к себе . отношения к успехам и неудачам . Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности .[6, С.5]

Что касается подходов к изучению самооценки , то их выделяют несколько (по Да Круш Сампайо Антеро): 1) личностный подход, рассматривающий самооценку как важнейший компонент самосознания личности; 2)структурно-целостный подход ,предполагающий рассмотрение самооценки как одного из компонентов целостной структуры личности и одновременно как сложное системное по своей природе образование; 3) деятельностный подход – подход , предполагающий рассмотрение самооценки как фактора влияющего на качество результатов деятельности (в том числе профессиональной); 4) динамический подход используется при рассмотрении самооценки возрастного изменения индивида во взаимосвязи со становлением личности; 5) психопатологический подход – самооценка рассматривается как показатель психического здоровья человека как личности; 6) функциональный подход предполагает рассмотрение самооценки как одной из главных функций личности. [3,С.460]

Так же были проанализированы различные подходы к определению понятия «самооценка» (Приложение 1. таблица 1). В философии существует понятие самооценка «забота о себе» (Приложение 1, таблица 2)

Понятие самооценка «забота о себе» рассматривается в философии как, преобладание репродуктивного характера познания прогнозируемых результатов за счет получения знаний , поддерживаемой ассиметрией общения . Достижение необходимого понимания механизмов развития способности и готовности владеть собой, чтобы помогать другим. В целом это путь преодоления бесцельности собственного существования, ответа на вопрос о жизни, которая дана как «дар напрасный и случайный». [1,С.6]

Относим концепт «заботы о себе» к числу насущных не только для философской антропологии , но педагогики и персонологии, исследующих ключевые понятия человеческого бытия , связанные с эстетическим и экзистенциальным измерениями. [1,С.6]

Так, самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей , качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона сознания личности . [8,С.362] В психологической науке существуют два уровня самоотношения - уровень частных самооценок и уровень обобщенной самооценки. Структура же самоотношения, фактически, сводится к структуре входящих в Я-концепцию аспектов «Я».

Несмотря на распространенность этих взглядов и их кажущуюся очевидность, прямых доказательств обоснованности соответствующих представлений до сих нор не получено.

В определенной степени это связано с неразработанностью понятия субъективной значимости и возможностью существования взаимодействия между значимостью и самооценкой. Исходя из теории когнитивного баланса Фестингера, Узле и Марвелл считают, что если низкая оценка по отдельному качеству вступает в противоречие с потребностью иметь высокое общее самоуважение, то одним из возможных механизмов, с помощью которого индивид выходит из этой дилеммы, является снижение значимости тех аспектов, по которым субъект себя низко оценивает [С.11]. Розенбергом было получено подтверждение этой идеи, когда он обнаружил, что более высокая значимость приписывается индивидом именно тем аспектам, по которым он успешен [С.11]. Однако, свобода манипулирования значимостью оказывается не без-граничной, ведь многие критерии самооценки задаются объективной ситуацией жизнедеятельности. В соответствии с различными гипотезами о взаимодействии между уровнем самооценки и субъективной значимостью того или иного качества личности созданы различные модели взвешивания частичных самооценок при их интеграции в глобальную самооценку.

Основное содержание

Исследование самооценки «забота о себе» старших школьников

В эмпирическом исследовании использовались следующие методики: 1.«Тест Сонерсен» М. Сонерсен, позволил измерять уровень самооценки. 2. Опросник самоотношения (ОСО) В.В.Столина, С.Р.Пантилеева , позволил понять различие содержания «Я-образа» и самоотношения . Опросник ориентирован только на широкий контингент психической нормы и направлен на анализ самоотношения. Представляет собой принятие на себя ответственности за собственное поведение, демонстрацию самоотношения и уважения к другим людям. 3. Была составлена авторская карта наблюдения «Забота о себе», которая позволила определить уровень заботы о себе и своих действиях .

Для проведения эмпирического исследования были выделены следующие этапы: Этап 1 – Определение уровня самооценки. Этап 2 – Исследование уровня самоотношения. Этап 3– Определение уровня заботы о себе.

Этап 1 – Определение уровня самооценки

Результаты опросника «Тест Сонерсен» М. Сонерсен приведены в приложении (Приложение 2, таблица 1, рисунок 1). У большинства опрашиваемых в 10 классах был выявлен стабильный уровень самооценки – 45,1%; Количество респондентов с крайне низким уровнем самооценки составляет-9,6%, низкий уровень самооценки - 25,8%; средний уровень 19,3%.

Таким образом все респонденты были разделены на четыре группы:

КНУС (крайне низкий уровень самооценки);

НУС (низкий уровень самооценки);

НУВЛ (средний уровень самооценки).

СТУС (стабильный уровень самооценки )

Для дальнейшего исследования было выявлено среднее значение по опроснику «Тест Сонерсен» М. Сонерсен для каждой группы ( Приложение 2 ,таблица 2).

Среднее значение (КНУС) составило -27,500 баллов, у опрошенных респондентов был выявлен крайне низкий уровень самооценки с заниженным самоуважением, оставляющим психический и физический дискомфорт, среднее значение (НУС) составило - 19,375 баллов, часть опрошенных имеет низкий уровень самооценки, среднее значение (НУВЛ) составило - 111,666 баллов, у большинства опрошенных этой группы был выявлен средний уровень самооценки , в этом случае человек иногда переживает о своей внешности и мнении окружающих , среднее значение группы (СТУС) составило -3,333 баллов, у меньшей части опрошенных этой группы было выявлено идеальное состояние самостоятельности и независимости.

Этап 2 — определение уровня глобального самоотношения

На втором этапе применялся опросник самоотношения (ОСО) В.В.Столина, С.Р.Пантилеева

Опросник позволяет понять различие содержания «Я-образа» и самоотношения . Представляет собой принятие на себя ответственности за собственное поведение, демонстрацию самоотношения и уважения к другим людям. Среднее значение по опроснику самоотношения приведены в приложении (Приложение 2 , таблица 2 ) .Таким образом у большинства опрашиваемых каждой группы по шкале «глобальное самоотношение показали» , что наиболее высоким показателем является интегральный показатель самоотношения , при этом в выборке опрашиваемых представлены уровни формирования самоотношения , следовательно уровень самоотношения этих групп показан как выражение смысла «Я-образа» для субъекта , респонденты отражают положительную оценку своего «Я-образа» по о по отношению к социально-нормативным критериям общества . У людей с низким уровнем самооценки по шкале самоуважения прослеживается , что по всем 5 шкалам опрашиваемые видят в себе по преимуществу недостатков и готовы к самообвинению . Для них свойственны негативные эмоциональные реакции на себя . Из таблицы 2 рисунка 1 следует , что частота низких баллов представлена среди таких дифференцированных шкал как «Аутосимпатия» , «Самоинтерес» и «Ожидаемое отношение от других» , что свидетельствует о том что опрашиваемые видят в себе по преимуществу недостатков и готовы к самообвинению . Для них свойственны негативные эмоциональные реакции на самих себя . От окружающих они обычно ожидают негативное отношение к себе .

Исследование показало ,что у большинства школьников наблюдается стабильный уровень самоотношения ,что представляет собой принятие на себя ответственности за собственное поведение.

Этап 3 — Анализ самоуверенности

Анализ самоуверенности , вступает как отражение бесконфликтонсти в зависимости от содержания уровня общественной структуры и в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью этого анализа можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить уровень их уверенности в самих себе .

Результаты анализа приведены в приложении (Приложение 2, таблица 3). По результатам анкетирования в 10 классах большая часть учеников группы НУС не уверены в себе, это показано методом шкалирования , их среднее значение составляет 11,6 , по шкале отношения других у респондентов всех групп был выявлен низкий уровень самопринятия и самообвинения , в шкале самоинтереса и самопониманяи среднее значение группы НУВЛ-10,3 б. и группы СТУС — 7,3 б., что отражает меру близости к самому себе , интерес к собственным чувствам и мыслям .

Заключение

Рассматривая понятие самооценка « забота о себе», можно заметить, что для людей с высоким уровнем самооценки свойственны самоуверенность и конкурентоспособность, их инструментами в достижении целей являются самоинтерес и самоотношение . Самовлюбленность человека ставит желание не утратить веры в себя и веры в его способности других людей, тем самым задействуются именно те качества, которые делают человека способным к конкуренции.

Все респонденты были разделены на четыре группы:

- КНУС (крайне низкий уровень самооценки);

НУС (низкий уровень самооценки);

НУВЛ (средний уровень самооценки).

- СТУС (стабильный уровень самооценки )

У респондентов с крайне низким уровнем самооценки выявлена взаимосвязь между параметрами физического дискомфорта и заниженным уровнем самоуважения .

У респондентов с низким уровнем самооценки выявлена связь между параметром: «низкая самооценка».

У респондентов со средним уровнем самооценки отмечено, что такие люди переживают о своей внешности и мнении окружающих .

У респондентов со стабильным уровнем самооценки выявлено идеальное состояние самостоятельности и независимости.

Исследование показало, что у большинства школьников наблюдается стабильный уровень самооценки .

Список литературы

Шакирова Д.М. «Роль социального окружения в формировании делинквентного поведения »// « Вестник экономики , социологии и права » №1

Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой – Тбилиси , 1989

Абрахманова В.Б. Зависимость самооценки от интраличностного сравнения детей // Вопросы психологии – 1975.- №5 – С. 138-141

Липкина А.И Самооценка школьника – М.:1976

Большой психологический словарь / Под. ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П.-СПБ.:2004

Бороздина Л.В .Что такое самооценка ? // Психологический журнал Т.13.-1992.-№4.-С.99-100

Да КрушСампайоАнтеро. Роль самооценки в составе интеллектуального потенциала :Дис…канд.психолог. наук- СПб.:1995

Лозовая Г.В. Методические проблемы изучения самооценки личности //Ежегодник Российского психологического общества .

СтолинВ.В.Самосознание личности – М.:1983

Бернс Р. Развитие Я-концепция и воспитание –М., 1986

Приложения

Приложение 1

Таблица 1. Подходы к определению понятий «самооценка», «Я - концепция»

Термин

Содержаниетермина

Автор,труд,год

Областьнауки

Самооценка

Представляетсобойособуюступеньвразвитиисамосознания ,накоторойвозникаетопределенноеоценочноеотношениексебе, своимспособностям ,продуктамдеятельностиидр.

Б.А.Абд-рахманов1916-1996 советскийгосударственныйдеятель

Социология

Психология

Самооценка

Нашисвоеобразныекогнитивныесхемы ,которыеобобщаютпрошлыйопытличностииорганизуютновуюинформациюотносительноданногоаспекта«Я»

И.С.Кон 1928 советскийироссийскийсоциолог ,психолог ,философ

Социология

Психология

Самооценка

Отношениексебе ,своимотдельнымкачествам

Абрамова .Г.СКандидатпсихологическихнаук

Социология

Адекватнаясамооценка

Этосамооценкаличности ,прикоторойсвоиспособностиивозможностивоспринимаютсятрезвоиадекватно

Абрамова .Г.С.Кандидатпсихологическихнаук

Социология

Психология

Самооценка

Являетсясложнымличностнымобразованиемиотноситсякфундаментальнымсвойствамличности. Внейотражаетсято, чточеловекузнаетосебеотдругих ,егособственнаяактивность ,направленнаянаосознаниесвоихдействийиличностныхкачеств

Захарова.А.В.-1993

Социология

Развитиесамосознания

Противоречивостьположенияподростка ,изменениеегосоциальныхролейиуровняпритязаний

И.С.Кон

Социология

Психическоеразвитие

Заключаетсявизменениимежфункциональныхсвязейиотношениймеждуотдельнымипроцессами ,втомчислеизучаемыхввозрастномконтекстеизмененийсвязеймеждуинтелектомисамооценкой

Л.С.Выгодский 1896 Советскийпсихолог ,основательмарксистскойисследовательскойтрадицииизучениявысшихпсихологическихфункций

Социология

Психология

Самооценка

Совокупностьпредставленийчеловекаосебе ,котороесформировалосьнаосновесравнениясебясокружающими

Шакирова .Д.М.

Социология

Эмоциональныйкомпонент

Отношениечеловекаксебеисвоимсобственнымпроявлениям

Шакирова.Д.М

Социология

Когнитивныйкомпонент

Знанияиндивидаосамомсебе ,своихвозможностях ,способностяхслабыхисильныхсторонах

Шакирова .Д.И .

Социология

Неадекватнаясамооценка

-этовсегдаплохо , онасоздаетнеудобстваипроблемы ,каксамомучеловеку ,такиегоокружению .

Шакирова .Д.И.

Социология

Самооценка

Ценность .значимостькоторойиндивиднаделяетсебясамвцеломиотдельныесторонысвоейличности ,поведенияидеятельности , атакжевыступаетотносительноустойчивымструктурнымобразованием ,компонентом«Я» - концепции , самосознания

Б.Г.Мещеряков

В.П.Зинченко

Социология

Психология

Самооценка

Целостноеотношениексебекакк«любимомуокружающими», важномудлянихиликакк«незначимомусуществу»

М.И.Лисина 1929советскийпсихолог ,докторпсихологическихнаук

Социология

Психология

Самооценка

Упорядоченнаясовокупностьпредставленийизнаний ,оценокиустановокчеловекапоотношениюксобственнойличности«образсебяиотношениексебе»

Б.Г.Ананьев 1907 советскийпсихолог ,докторпедагогическихнаук

Психология

Влияниесамооценкинаэмоционально-ценностныйуровеньсамосознаниячеловека

Самооценкаразвиваетсянаосновеэмоционально-ценностногоуровнясамосознания ,оказываявдальнейшемвлияниекакнаповеденческий ,такинакогнитивныйуровень

И.И.Чеснокова 1989

Социология

Самооценкаличности

Психологическоесвойство ,заключающеесявоценкесебя ,своегоместасредидругихлюдей , своихспособностейивозможностей . Самооценкавыступаетмощнымрегуляторомповедениячеловека .влияетнамножествопсихологическихсвойствипроцессовпсихики .

Е.В.Валиуллина

Социология

Самооценка

Относитсякдостоинствуиценности ,приписываемымсебечеловеком

М.Якоби

Социология

Я-концепция

Совокупностьвсехпредставленийиндивидаосебе ,сопряженнаясихоценкой .ОписательнуюсоставляющуюЯ-концепцииназываютобразомЯиликартинойЯ .Составляющую, связаннуюсотношениемксебеиликотдельнымсвоимкачествам ,называютсамооценкойилипринятиемсебя

Ф.Хоппе -1930

Бернс -1986

Социология

Таблица 2. – Таблица 1. Подходы к определению понятия «забота о себе»

Термин

Описание термина

Автор,труд ,год

Самооценка забота о себе

Преобладание репродуктивного характера познания прогнозируемых результатов за счет получения знаний , поддерживаемой ассиметрией общения

 

Самооценка забота о себе

Путь преобладания бесцельности собственного существования .Ответа на вопрос о жизни, которая дана как «дар напрасный и случайный»

 

Самооценка забота о себе

Возможность отличить истину от лжи ,познать то,как и зачем взаимодействовать с другими

Сократ

Самооценка забота о себе

История субъекта утверждает в потенциале и реалиях делания человеком самого себя ,используя техники развития себя ,соответствующие той или иной культуре

М.Фуко

Забота о себе

Связано с устойчивыми эгоистическими представлениями о пренебрижении к другим ,к коннотацией ущемления прав за счет поддержания собственного благополучия любыми средствами

 

Забота о себе

Стратегия человеческого существования ,охватывающая социальные и культурные измерения и имеющая своим стержнем , ядром некоторую практику себя ,так что сама она принадлежит к разряду практик себя

С.С. Хоружей

Забота о себе

Улучшающее душу самопознание ,обеспечивающее способность управлять государством . Забота о себе позволяет человеку анализировать свои действия ,поступки ,привычки ,развивает чувствительность к несправедливости ,а так же к другим отклонениям от нравственных норм

Сократ

Забота о себе

Забота о себе ,являясь заботой о душе и теле ,должна быть направлена на достижение совершенного надлежающего

Марк Цицерон

Забота о себе

Забота о душе и о теле

Сенека

Приложение 2

Таблица 1. – Результаты методики «Тест Сонерсен» М. Сонерсен

Код

Балл

Уровень самооценки

Характеристика

18

29

Крайне низкий

Крайне низкая самооценка. Человек чувствуете себя жертвой обстоятельств и зависит от чужого мнения

22

26

5

20

Низкий

Самооценка низкая. С такой самооценкой человек обрекает себя на неудачу в любой деятельности и межличностных отношениях

6

11

9

11

10

24

12

25

15

21

28

23

31

20

13

10

Средний

Обозначает среднюю самооценку. В этом случае человек иногда переживает о своей внешности и мнении окружающих

14

11

16

10

2

13

27

15

29

11

17

0

Стабильный

Свидетельствует об идеальном состоянии, самостоятельности и независимости

19

0

20

0

21

5

23

7

24

0

25

7

30

4

1

7

Рисунок 1. – Процентное соотношение респондентов по уровню самооценки

Таблица 2. – Средние значения опросника «Тест Сонерсен» М. Сонерсен

Балл

Уровень самооценки

Среднее значение

1

Крайне низкий

27,500

2

Низкий

19,375

3

Средний

111,666

4

Стабильный

3,333

Таблица 2

Группа

Код

Глобальное самоотношение

Шкала самоуважения

Шкала аутосимпатии

Шкала ожидаемого отношения от других

Шкала самоинтереса

КНУС

18

14

10

11

11

8

 

22

19

10

9

9

6

Среднее значение

 

16,5

10

10

10

7

НУС

5

22

11

11

10

8

 

6

22

13

10

10

7

 

9

0

0

0

0

0

 

10

17

10

10

10

7

 

12

11

7

10

9

7

 

15

14

10

10

11

8

 

28

17

10

9

10

7

 

31

20

10

11

11

8

Среднее значение

 

15, 3

8,8

8,8

8,8

6,5

НУВЛ

13

24

11

10

11

8

 

14

13

6

9

11

7

 

16

13

7

9

11

8

 

2

22

11

11

10

8

 

27

21

11

10

10

8

 

29

0

0

0

0

0

Среднее значение

 

15,5

7,6

8,1

8,8

6,5

СТУС

17

13

6

10

11

7

 

19

21

10

11

10

8

 

20

19

12

11

11

7

 

21

9

6

9

9

6

 

23

22

10

11

11

8

 

24

20

13

10

10

8

 

25

0

0

0

0

0

 

30

0

0

0

0

0

 

1

21

10

12

10

8

Среднее значение

 

13,8

7,4

8,2

8

5,7

Рисунок 1 – шкала глобального самоотношения

Таблица 3

Группа

Код

Шкала самоуверенности

Шкала отношения других

Шкала самопринятия

Шкала самопоследовательности

Шкала самообвинения

Шкала самоинтереса

Шкала самопонимания

КНУС

18

4

5

5

5

3

4

5

 

22

7

5

6

6

5

5

5

Среднее значение

 

5,5

5

5,5

5,5

4

4,5

5

НУС

5

7

5

3

4

4

5

5

 

6

7

6

4

6

5

5

4

 

9

0

0

0

0

0

0

0

 

10

6

6

3

4

5

5

4

 

12

4

3

3

4

5

4

4

 

15

4

5

3

4

5

5

5

 

28

5

5

3

4

4

5

4

 

31

7

5

6

6

5

4

4

Среднее значение

 

5

4,3

3,1

4

4,7

4,1

3,7

НУВЛ

13

24

11

10

11

8

24

11

 

14

24

11

10

11

8

24

11

 

16

5

4

5

4

5

4

5

 

2

7

6

5

6

4

5

6

 

27

7

6

6

5

4

5

4

 

29

0

0

0

0

0

0

0

Среднее значение

 

11,6

6,3

6

6,1

4,8

10,3

6,1

СТУС

17

4

4

3

4

3

5

4

 

19

7

5

6

6

3

3

4

 

20

7

5

6

6

3

3

4

 

21

5

4

6

3

5

5

4

 

23

7

6

6

5

6

6

5

 

24

7

6

6

5

6

6

5

 

25

0

0

0

0

0

0

0

 

30

0

0

0

0

0

0

0

 

1

7

5

6

6

3

5

4

Среднее значение

 

4,8

3,8

4,3

3,8

3,2

3,6

7,3

Рисунок 2- шкала уровня самоуверенности

Просмотров работы: 32