Введение
Актуальность. В процессе своей жизнедеятельности каждый индивид как социальное существо на постоянной основе получает оценку своим действиям ии поступкам как со стороны окружающих , так и общества в целом . Основы самооценки формируются еще в детстве, именно с того момента когда ребенок осознает свое «Я» и когда начинает сравнивать себя с другими.
На основе оценок своих действий и возможностей происходит формирование самооценки, которая в свою очередь оказывает значительное влияние на работу таких психических компонентов как самодисциплина и самоконтроль. То, как человек относится к себе, «программирует» его на дальнейшие действия. Самооценка играет значимую роль в жизни каждого индивида,поэтому не стоит упускать его из виду. Базовые знания об этом не повредят, а пойдут всем лишь на пользу. Они помогут выделить проблемные моменты и поспособствуют их коррекции. Следовательно, тема «самооценка в понятии забота о себе» будет актуальна
Объект исследования : самооценка.
Предмет исследования: самооценка «забота о себе» старших школьников.
Цель: исследовать самооценку «Забота о себе» старших школьников и ее влияние на самосознание.
Задачи исследования ;
1. Изучить теоретический аспект понятия самооценки.
2. Изучить понятие самооценки как самооценка «забота о себе».
3.Провести эмпирическое исследование среди старших школьников на выявление уровня их самооценки.
4. Сделать выводы по результатам эмпирического исследования , составить практические рекомендации, направленные на актуализацию знаниевого и эмоционального компонента относительно самооценки.
Эмпирическая основа: опросник «Тест Сонерсен» М. Сонерсен, опросник самоотношения (ОСО) В.В.Столина, С.Р.Пантилеева , авторская карта наблюдения «Забота о себе»
Генеральная совокупность: старшие школьники. Признаки выборочной совокупности: возраст, тип деятельности.
Объем выборки: учащиеся старших классов (N=74 человека).
Для исследования используется следующий комплекс методов: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме, тестирование, психологический анализ, включенное наблюдение, методы математической статистики.
Научная новизна: проведено эмпирическое исследование среди школьников на выявление информированности о самооценке школьников на выявление эмоционального восприятия самооценки школьников
Практическая значимость: результаты работы на уровне школы могут использоваться при подготовке к урокам обществознания и проведении классных часов. Данная работа может служить базисом при разработке воспитательных программ по социальному воспитанию школьников.
Теоретико-методологическая база. Самооценка - это оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. Таким образом, самооценка является практическим инструментом для достижения высоких результатов в области качества .В психологии самооценка рассматривается как совокупность представлений человека о себе , которое сформировалось на основе сравнения себя с окружающими. Эти представления играют очень большую роль в формировании образа собственного «Я». [ 8,С.362]
Психологи рассматривают самооценку с различных позиций. Так, оценку себя в целом как хорошего или плохого принято считать общей самооценкой , а оценку достижений в отдельных видах деятельности – частной. Кроме этого выделяют актуальную (то, что уже достигнуто) и потенциальную (то, на что способен) самооценку , которую нередко именуют уровнем притязаний.[6,С.8-9]
Человек по своей сущности является частью социума ,и для него большое значение имеет отношение окружающих , оценка его способностей , качеств и внешнего вида. Но и не менее важна и самооценка ,отношение к самому себе , которое формируется в течении всей жизни.[1, С.389]
Осознанно или несознательно , но мы всегда сравниваем себя с окружающими и оцениваем с таких позиций , как «лучше», «хуже» или «такой же как все». От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими ,его критичность , требовательность к себе . отношения к успехам и неудачам . Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности .[6, С.5]
Что касается подходов к изучению самооценки , то их выделяют несколько (по Да Круш Сампайо Антеро): 1) личностный подход, рассматривающий самооценку как важнейший компонент самосознания личности; 2)структурно-целостный подход ,предполагающий рассмотрение самооценки как одного из компонентов целостной структуры личности и одновременно как сложное системное по своей природе образование; 3) деятельностный подход – подход , предполагающий рассмотрение самооценки как фактора влияющего на качество результатов деятельности (в том числе профессиональной); 4) динамический подход используется при рассмотрении самооценки возрастного изменения индивида во взаимосвязи со становлением личности; 5) психопатологический подход – самооценка рассматривается как показатель психического здоровья человека как личности; 6) функциональный подход предполагает рассмотрение самооценки как одной из главных функций личности. [3,С.460]
Так же были проанализированы различные подходы к определению понятия «самооценка» (Приложение 1. таблица 1). В философии существует понятие самооценка «забота о себе» (Приложение 1, таблица 2)
Понятие самооценка «забота о себе» рассматривается в философии как, преобладание репродуктивного характера познания прогнозируемых результатов за счет получения знаний , поддерживаемой ассиметрией общения . Достижение необходимого понимания механизмов развития способности и готовности владеть собой, чтобы помогать другим. В целом это путь преодоления бесцельности собственного существования, ответа на вопрос о жизни, которая дана как «дар напрасный и случайный». [1,С.6]
Относим концепт «заботы о себе» к числу насущных не только для философской антропологии , но педагогики и персонологии, исследующих ключевые понятия человеческого бытия , связанные с эстетическим и экзистенциальным измерениями. [1,С.6]
Так, самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей , качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона сознания личности . [8,С.362] В психологической науке существуют два уровня самоотношения - уровень частных самооценок и уровень обобщенной самооценки. Структура же самоотношения, фактически, сводится к структуре входящих в Я-концепцию аспектов «Я».
Несмотря на распространенность этих взглядов и их кажущуюся очевидность, прямых доказательств обоснованности соответствующих представлений до сих нор не получено.
В определенной степени это связано с неразработанностью понятия субъективной значимости и возможностью существования взаимодействия между значимостью и самооценкой. Исходя из теории когнитивного баланса Фестингера, Узле и Марвелл считают, что если низкая оценка по отдельному качеству вступает в противоречие с потребностью иметь высокое общее самоуважение, то одним из возможных механизмов, с помощью которого индивид выходит из этой дилеммы, является снижение значимости тех аспектов, по которым субъект себя низко оценивает [С.11]. Розенбергом было получено подтверждение этой идеи, когда он обнаружил, что более высокая значимость приписывается индивидом именно тем аспектам, по которым он успешен [С.11]. Однако, свобода манипулирования значимостью оказывается не без-граничной, ведь многие критерии самооценки задаются объективной ситуацией жизнедеятельности. В соответствии с различными гипотезами о взаимодействии между уровнем самооценки и субъективной значимостью того или иного качества личности созданы различные модели взвешивания частичных самооценок при их интеграции в глобальную самооценку.
Основное содержание
Исследование самооценки «забота о себе» старших школьников
В эмпирическом исследовании использовались следующие методики: 1.«Тест Сонерсен» М. Сонерсен, позволил измерять уровень самооценки. 2. Опросник самоотношения (ОСО) В.В.Столина, С.Р.Пантилеева , позволил понять различие содержания «Я-образа» и самоотношения . Опросник ориентирован только на широкий контингент психической нормы и направлен на анализ самоотношения. Представляет собой принятие на себя ответственности за собственное поведение, демонстрацию самоотношения и уважения к другим людям. 3. Была составлена авторская карта наблюдения «Забота о себе», которая позволила определить уровень заботы о себе и своих действиях .
Для проведения эмпирического исследования были выделены следующие этапы: Этап 1 – Определение уровня самооценки. Этап 2 – Исследование уровня самоотношения. Этап 3– Определение уровня заботы о себе.
Этап 1 – Определение уровня самооценки
Результаты опросника «Тест Сонерсен» М. Сонерсен приведены в приложении (Приложение 2, таблица 1, рисунок 1). У большинства опрашиваемых в 10 классах был выявлен стабильный уровень самооценки – 45,1%; Количество респондентов с крайне низким уровнем самооценки составляет-9,6%, низкий уровень самооценки - 25,8%; средний уровень 19,3%.
Таким образом все респонденты были разделены на четыре группы:
КНУС (крайне низкий уровень самооценки);
НУС (низкий уровень самооценки);
НУВЛ (средний уровень самооценки).
СТУС (стабильный уровень самооценки )
Для дальнейшего исследования было выявлено среднее значение по опроснику «Тест Сонерсен» М. Сонерсен для каждой группы ( Приложение 2 ,таблица 2).
Среднее значение (КНУС) составило -27,500 баллов, у опрошенных респондентов был выявлен крайне низкий уровень самооценки с заниженным самоуважением, оставляющим психический и физический дискомфорт, среднее значение (НУС) составило - 19,375 баллов, часть опрошенных имеет низкий уровень самооценки, среднее значение (НУВЛ) составило - 111,666 баллов, у большинства опрошенных этой группы был выявлен средний уровень самооценки , в этом случае человек иногда переживает о своей внешности и мнении окружающих , среднее значение группы (СТУС) составило -3,333 баллов, у меньшей части опрошенных этой группы было выявлено идеальное состояние самостоятельности и независимости.
Этап 2 — определение уровня глобального самоотношения
На втором этапе применялся опросник самоотношения (ОСО) В.В.Столина, С.Р.Пантилеева
Опросник позволяет понять различие содержания «Я-образа» и самоотношения . Представляет собой принятие на себя ответственности за собственное поведение, демонстрацию самоотношения и уважения к другим людям. Среднее значение по опроснику самоотношения приведены в приложении (Приложение 2 , таблица 2 ) .Таким образом у большинства опрашиваемых каждой группы по шкале «глобальное самоотношение показали» , что наиболее высоким показателем является интегральный показатель самоотношения , при этом в выборке опрашиваемых представлены уровни формирования самоотношения , следовательно уровень самоотношения этих групп показан как выражение смысла «Я-образа» для субъекта , респонденты отражают положительную оценку своего «Я-образа» по о по отношению к социально-нормативным критериям общества . У людей с низким уровнем самооценки по шкале самоуважения прослеживается , что по всем 5 шкалам опрашиваемые видят в себе по преимуществу недостатков и готовы к самообвинению . Для них свойственны негативные эмоциональные реакции на себя . Из таблицы 2 рисунка 1 следует , что частота низких баллов представлена среди таких дифференцированных шкал как «Аутосимпатия» , «Самоинтерес» и «Ожидаемое отношение от других» , что свидетельствует о том что опрашиваемые видят в себе по преимуществу недостатков и готовы к самообвинению . Для них свойственны негативные эмоциональные реакции на самих себя . От окружающих они обычно ожидают негативное отношение к себе .
Исследование показало ,что у большинства школьников наблюдается стабильный уровень самоотношения ,что представляет собой принятие на себя ответственности за собственное поведение.
Этап 3 — Анализ самоуверенности
Анализ самоуверенности , вступает как отражение бесконфликтонсти в зависимости от содержания уровня общественной структуры и в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью этого анализа можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить уровень их уверенности в самих себе .
Результаты анализа приведены в приложении (Приложение 2, таблица 3). По результатам анкетирования в 10 классах большая часть учеников группы НУС не уверены в себе, это показано методом шкалирования , их среднее значение составляет 11,6 , по шкале отношения других у респондентов всех групп был выявлен низкий уровень самопринятия и самообвинения , в шкале самоинтереса и самопониманяи среднее значение группы НУВЛ-10,3 б. и группы СТУС — 7,3 б., что отражает меру близости к самому себе , интерес к собственным чувствам и мыслям .
Заключение
Рассматривая понятие самооценка « забота о себе», можно заметить, что для людей с высоким уровнем самооценки свойственны самоуверенность и конкурентоспособность, их инструментами в достижении целей являются самоинтерес и самоотношение . Самовлюбленность человека ставит желание не утратить веры в себя и веры в его способности других людей, тем самым задействуются именно те качества, которые делают человека способным к конкуренции.
Все респонденты были разделены на четыре группы:
- КНУС (крайне низкий уровень самооценки);
НУС (низкий уровень самооценки);
НУВЛ (средний уровень самооценки).
- СТУС (стабильный уровень самооценки )
У респондентов с крайне низким уровнем самооценки выявлена взаимосвязь между параметрами физического дискомфорта и заниженным уровнем самоуважения .
У респондентов с низким уровнем самооценки выявлена связь между параметром: «низкая самооценка».
У респондентов со средним уровнем самооценки отмечено, что такие люди переживают о своей внешности и мнении окружающих .
У респондентов со стабильным уровнем самооценки выявлено идеальное состояние самостоятельности и независимости.
Исследование показало, что у большинства школьников наблюдается стабильный уровень самооценки .
Список литературы
Шакирова Д.М. «Роль социального окружения в формировании делинквентного поведения »// « Вестник экономики , социологии и права » №1
Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой – Тбилиси , 1989
Абрахманова В.Б. Зависимость самооценки от интраличностного сравнения детей // Вопросы психологии – 1975.- №5 – С. 138-141
Липкина А.И Самооценка школьника – М.:1976
Большой психологический словарь / Под. ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П.-СПБ.:2004
Бороздина Л.В .Что такое самооценка ? // Психологический журнал Т.13.-1992.-№4.-С.99-100
Да КрушСампайоАнтеро. Роль самооценки в составе интеллектуального потенциала :Дис…канд.психолог. наук- СПб.:1995
Лозовая Г.В. Методические проблемы изучения самооценки личности //Ежегодник Российского психологического общества .
СтолинВ.В.Самосознание личности – М.:1983
Бернс Р. Развитие Я-концепция и воспитание –М., 1986
Приложения
Приложение 1
Таблица 1. Подходы к определению понятий «самооценка», «Я - концепция»
Термин |
Содержаниетермина |
Автор,труд,год |
Областьнауки |
Самооценка |
Представляетсобойособуюступеньвразвитиисамосознания ,накоторойвозникаетопределенноеоценочноеотношениексебе, своимспособностям ,продуктамдеятельностиидр. |
Б.А.Абд-рахманов1916-1996 советскийгосударственныйдеятель |
Социология Психология |
Самооценка |
Нашисвоеобразныекогнитивныесхемы ,которыеобобщаютпрошлыйопытличностииорганизуютновуюинформациюотносительноданногоаспекта«Я» |
И.С.Кон 1928 советскийироссийскийсоциолог ,психолог ,философ |
Социология Психология |
Самооценка |
Отношениексебе ,своимотдельнымкачествам |
Абрамова .Г.СКандидатпсихологическихнаук |
Социология |
Адекватнаясамооценка |
Этосамооценкаличности ,прикоторойсвоиспособностиивозможностивоспринимаютсятрезвоиадекватно |
Абрамова .Г.С.Кандидатпсихологическихнаук |
Социология Психология |
Самооценка |
Являетсясложнымличностнымобразованиемиотноситсякфундаментальнымсвойствамличности. Внейотражаетсято, чточеловекузнаетосебеотдругих ,егособственнаяактивность ,направленнаянаосознаниесвоихдействийиличностныхкачеств |
Захарова.А.В.-1993 |
Социология |
Развитиесамосознания |
Противоречивостьположенияподростка ,изменениеегосоциальныхролейиуровняпритязаний |
И.С.Кон |
Социология |
Психическоеразвитие |
Заключаетсявизменениимежфункциональныхсвязейиотношениймеждуотдельнымипроцессами ,втомчислеизучаемыхввозрастномконтекстеизмененийсвязеймеждуинтелектомисамооценкой |
Л.С.Выгодский 1896 Советскийпсихолог ,основательмарксистскойисследовательскойтрадицииизучениявысшихпсихологическихфункций |
Социология Психология |
Самооценка |
Совокупностьпредставленийчеловекаосебе ,котороесформировалосьнаосновесравнениясебясокружающими |
Шакирова .Д.М. |
Социология |
Эмоциональныйкомпонент |
Отношениечеловекаксебеисвоимсобственнымпроявлениям |
Шакирова.Д.М |
Социология |
Когнитивныйкомпонент |
Знанияиндивидаосамомсебе ,своихвозможностях ,способностяхслабыхисильныхсторонах |
Шакирова .Д.И . |
Социология |
Неадекватнаясамооценка |
-этовсегдаплохо , онасоздаетнеудобстваипроблемы ,каксамомучеловеку ,такиегоокружению . |
Шакирова .Д.И. |
Социология |
Самооценка |
Ценность .значимостькоторойиндивиднаделяетсебясамвцеломиотдельныесторонысвоейличности ,поведенияидеятельности , атакжевыступаетотносительноустойчивымструктурнымобразованием ,компонентом«Я» - концепции , самосознания |
Б.Г.Мещеряков В.П.Зинченко |
Социология Психология |
Самооценка |
Целостноеотношениексебекакк«любимомуокружающими», важномудлянихиликакк«незначимомусуществу» |
М.И.Лисина 1929советскийпсихолог ,докторпсихологическихнаук |
Социология Психология |
Самооценка |
Упорядоченнаясовокупностьпредставленийизнаний ,оценокиустановокчеловекапоотношениюксобственнойличности«образсебяиотношениексебе» |
Б.Г.Ананьев 1907 советскийпсихолог ,докторпедагогическихнаук |
Психология |
Влияниесамооценкинаэмоционально-ценностныйуровеньсамосознаниячеловека |
Самооценкаразвиваетсянаосновеэмоционально-ценностногоуровнясамосознания ,оказываявдальнейшемвлияниекакнаповеденческий ,такинакогнитивныйуровень |
И.И.Чеснокова 1989 |
Социология |
Самооценкаличности |
Психологическоесвойство ,заключающеесявоценкесебя ,своегоместасредидругихлюдей , своихспособностейивозможностей . Самооценкавыступаетмощнымрегуляторомповедениячеловека .влияетнамножествопсихологическихсвойствипроцессовпсихики . |
Е.В.Валиуллина |
Социология |
Самооценка |
Относитсякдостоинствуиценности ,приписываемымсебечеловеком |
М.Якоби |
Социология |
Я-концепция |
Совокупностьвсехпредставленийиндивидаосебе ,сопряженнаясихоценкой .ОписательнуюсоставляющуюЯ-концепцииназываютобразомЯиликартинойЯ .Составляющую, связаннуюсотношениемксебеиликотдельнымсвоимкачествам ,называютсамооценкойилипринятиемсебя |
Ф.Хоппе -1930 Бернс -1986 |
Социология |
Таблица 2. – Таблица 1. Подходы к определению понятия «забота о себе»
Термин |
Описание термина |
Автор,труд ,год |
Самооценка забота о себе |
Преобладание репродуктивного характера познания прогнозируемых результатов за счет получения знаний , поддерживаемой ассиметрией общения |
|
Самооценка забота о себе |
Путь преобладания бесцельности собственного существования .Ответа на вопрос о жизни, которая дана как «дар напрасный и случайный» |
|
Самооценка забота о себе |
Возможность отличить истину от лжи ,познать то,как и зачем взаимодействовать с другими |
Сократ |
Самооценка забота о себе |
История субъекта утверждает в потенциале и реалиях делания человеком самого себя ,используя техники развития себя ,соответствующие той или иной культуре |
М.Фуко |
Забота о себе |
Связано с устойчивыми эгоистическими представлениями о пренебрижении к другим ,к коннотацией ущемления прав за счет поддержания собственного благополучия любыми средствами |
|
Забота о себе |
Стратегия человеческого существования ,охватывающая социальные и культурные измерения и имеющая своим стержнем , ядром некоторую практику себя ,так что сама она принадлежит к разряду практик себя |
С.С. Хоружей |
Забота о себе |
Улучшающее душу самопознание ,обеспечивающее способность управлять государством . Забота о себе позволяет человеку анализировать свои действия ,поступки ,привычки ,развивает чувствительность к несправедливости ,а так же к другим отклонениям от нравственных норм |
Сократ |
Забота о себе |
Забота о себе ,являясь заботой о душе и теле ,должна быть направлена на достижение совершенного надлежающего |
Марк Цицерон |
Забота о себе |
Забота о душе и о теле |
Сенека |
Приложение 2
Таблица 1. – Результаты методики «Тест Сонерсен» М. Сонерсен
Код |
Балл |
Уровень самооценки |
Характеристика |
18 |
29 |
Крайне низкий |
Крайне низкая самооценка. Человек чувствуете себя жертвой обстоятельств и зависит от чужого мнения |
22 |
26 |
||
5 |
20 |
Низкий |
Самооценка низкая. С такой самооценкой человек обрекает себя на неудачу в любой деятельности и межличностных отношениях |
6 |
11 |
||
9 |
11 |
||
10 |
24 |
||
12 |
25 |
||
15 |
21 |
||
28 |
23 |
||
31 |
20 |
||
13 |
10 |
Средний |
Обозначает среднюю самооценку. В этом случае человек иногда переживает о своей внешности и мнении окружающих |
14 |
11 |
||
16 |
10 |
||
2 |
13 |
||
27 |
15 |
||
29 |
11 |
||
17 |
0 |
Стабильный |
Свидетельствует об идеальном состоянии, самостоятельности и независимости |
19 |
0 |
||
20 |
0 |
||
21 |
5 |
||
23 |
7 |
||
24 |
0 |
||
25 |
7 |
||
30 |
4 |
||
1 |
7 |
Рисунок 1. – Процентное соотношение респондентов по уровню самооценки
Таблица 2. – Средние значения опросника «Тест Сонерсен» М. Сонерсен
Балл |
Уровень самооценки |
Среднее значение |
1 |
Крайне низкий |
27,500 |
2 |
Низкий |
19,375 |
3 |
Средний |
111,666 |
4 |
Стабильный |
3,333 |
Таблица 2
Группа |
Код |
Глобальное самоотношение |
Шкала самоуважения |
Шкала аутосимпатии |
Шкала ожидаемого отношения от других |
Шкала самоинтереса |
КНУС |
18 |
14 |
10 |
11 |
11 |
8 |
22 |
19 |
10 |
9 |
9 |
6 |
|
Среднее значение |
16,5 |
10 |
10 |
10 |
7 |
|
НУС |
5 |
22 |
11 |
11 |
10 |
8 |
6 |
22 |
13 |
10 |
10 |
7 |
|
9 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
10 |
17 |
10 |
10 |
10 |
7 |
|
12 |
11 |
7 |
10 |
9 |
7 |
|
15 |
14 |
10 |
10 |
11 |
8 |
|
28 |
17 |
10 |
9 |
10 |
7 |
|
31 |
20 |
10 |
11 |
11 |
8 |
|
Среднее значение |
15, 3 |
8,8 |
8,8 |
8,8 |
6,5 |
|
НУВЛ |
13 |
24 |
11 |
10 |
11 |
8 |
14 |
13 |
6 |
9 |
11 |
7 |
|
16 |
13 |
7 |
9 |
11 |
8 |
|
2 |
22 |
11 |
11 |
10 |
8 |
|
27 |
21 |
11 |
10 |
10 |
8 |
|
29 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Среднее значение |
15,5 |
7,6 |
8,1 |
8,8 |
6,5 |
|
СТУС |
17 |
13 |
6 |
10 |
11 |
7 |
19 |
21 |
10 |
11 |
10 |
8 |
|
20 |
19 |
12 |
11 |
11 |
7 |
|
21 |
9 |
6 |
9 |
9 |
6 |
|
23 |
22 |
10 |
11 |
11 |
8 |
|
24 |
20 |
13 |
10 |
10 |
8 |
|
25 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
30 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
1 |
21 |
10 |
12 |
10 |
8 |
|
Среднее значение |
13,8 |
7,4 |
8,2 |
8 |
5,7 |
Рисунок 1 – шкала глобального самоотношения
Таблица 3
Группа |
Код |
Шкала самоуверенности |
Шкала отношения других |
Шкала самопринятия |
Шкала самопоследовательности |
Шкала самообвинения |
Шкала самоинтереса |
Шкала самопонимания |
КНУС |
18 |
4 |
5 |
5 |
5 |
3 |
4 |
5 |
22 |
7 |
5 |
6 |
6 |
5 |
5 |
5 |
|
Среднее значение |
5,5 |
5 |
5,5 |
5,5 |
4 |
4,5 |
5 |
|
НУС |
5 |
7 |
5 |
3 |
4 |
4 |
5 |
5 |
6 |
7 |
6 |
4 |
6 |
5 |
5 |
4 |
|
9 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
10 |
6 |
6 |
3 |
4 |
5 |
5 |
4 |
|
12 |
4 |
3 |
3 |
4 |
5 |
4 |
4 |
|
15 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
5 |
5 |
|
28 |
5 |
5 |
3 |
4 |
4 |
5 |
4 |
|
31 |
7 |
5 |
6 |
6 |
5 |
4 |
4 |
|
Среднее значение |
5 |
4,3 |
3,1 |
4 |
4,7 |
4,1 |
3,7 |
|
НУВЛ |
13 |
24 |
11 |
10 |
11 |
8 |
24 |
11 |
14 |
24 |
11 |
10 |
11 |
8 |
24 |
11 |
|
16 |
5 |
4 |
5 |
4 |
5 |
4 |
5 |
|
2 |
7 |
6 |
5 |
6 |
4 |
5 |
6 |
|
27 |
7 |
6 |
6 |
5 |
4 |
5 |
4 |
|
29 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Среднее значение |
11,6 |
6,3 |
6 |
6,1 |
4,8 |
10,3 |
6,1 |
|
СТУС |
17 |
4 |
4 |
3 |
4 |
3 |
5 |
4 |
19 |
7 |
5 |
6 |
6 |
3 |
3 |
4 |
|
20 |
7 |
5 |
6 |
6 |
3 |
3 |
4 |
|
21 |
5 |
4 |
6 |
3 |
5 |
5 |
4 |
|
23 |
7 |
6 |
6 |
5 |
6 |
6 |
5 |
|
24 |
7 |
6 |
6 |
5 |
6 |
6 |
5 |
|
25 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
30 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
1 |
7 |
5 |
6 |
6 |
3 |
5 |
4 |
|
Среднее значение |
4,8 |
3,8 |
4,3 |
3,8 |
3,2 |
3,6 |
7,3 |
Рисунок 2- шкала уровня самоуверенности