Влияние материальных ценностей на уверенность современного подростка

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние материальных ценностей на уверенность современного подростка

Мифтахов А.И. 1
1МБУ ДО "ДДиЮТ"
Казанцева О.А. 1
1МБУ ДО "ДДиЮТ"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность: cовременные подростки с помощью материальных благ желают повысить уверенность в себе. Субъективное качество жизни рассматривается как отношение человека к наиболее значимым, важным для него аспектам собственной жизнедеятельности и трактуется как благополучие и внутренняя удовлетворенность условиями своего существования.

Цель работы: выявить специфику ценностных ориентиров, влияющих на уверенность современных подростков и определить влияние материальных ценностей на данное свойство личности.

В соответствии с целью определены задачи исследования: cобрать материал и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме; изучить содержание понятий «Уверенность», «Ценности и ценностные ориентации»; выявить факторы, влияющие на уверенность современных подростков; овладеть методиками для углубленного усвоения практического материала и проведения исследования; проанализировать результаты исследования влияния материальных ценностей на подростковую уверенность, сделать выводы и выработать рекомендации для подростков.

Объект исследования: уверенность в подростковом возрасте.

Предмет исследования - влияние наличия или отсутствия материальных ценностей на уверенность подростков.

Гипотеза: предположим, что на уверенность современного подростка не влияют материальные ценности.

Для достижения поставленных задач в нашем исследовании мы использовали следующие методы и методики: соцопрос, тестирование (тест «Насколько ты уверен в себе?»), методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича.

Новизна исследования состоит в том, что нами, установлена взаимосвязь между уверенностью детей подросткового возраста и ценностными ориентациями.

Социальная значимость: результаты исследования могут быть полезны подросткам, занимающимся в «Финансово-экономической школе» МБУ ДО «ДДиЮТ» и учащимся общеобразовательных учреждений для повышения уровня уверенности в себе и определения психологических особенностей ценностных ориентаций, их зависимости от внешних и внутренних факторов.

Ценностные ориентации – это одни из главных элементов внутренней структуры личности, которые закрепляются личным опытом индивида. Совокупность ценностей человека составляет основу его ориентаций и ценностных установок, которые, определяют критерии выбора вариантов поведения, принятия решений и видов деятельности. Их формирование, как известно, интенсивно происходит в подростковом возрасте – этапе, являющемся значимым для становления мировоззрения, поиска смысла жизни, самоопределения в обществе. Таким образом, подросток во многом зависит от внешних факторов, ценностей, формирующих его восприятие жизни. Поэтому важно, проведение исследования, чтобы согласиться с этим или опровергнуть.

Уверенность в себе - это комплексная интегральная характеристика человека, включающая личностный, эмоциональный и поведенческий компоненты и представляющая собой самоуважение, осознание человеком своих достоинств и недостатков, стремление к самоэффективности, смелость в социальных контактах и успех.

Влияют ли материальные ценности на уверенность современных подростков? По результатам исследовательской работы выявлено, что на уверенность современного подростка не влияют материальные ценности. Была достигнута цель и решены поставленные задачи. Гипотеза полностью подтвердилась.

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время наше общество стремительно меняется и кардинальные изменения в политической, экономической и духовной сферах влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей, особенно ярко это отражается у подростков.

В подростковый возраст интенсивно продолжает формироваться самосознание, которое делает их восприимчивыми к критике окружающих, порою, эмоционально невыдержанными и неуверенными в себе. Уверенная же в себе личность, высоко ценит свои качества, характеризуется соответствием представлений о себе, чувства собственного достоинства[2].

Актуальность: современные подростки, с помощью материальных благ желают повысить уверенность в себе. Это в большинстве случаев формируется на основе телерадиоинформации, мнения сверстников, семейного воспитания и мн.др. Субъективное качество жизни рассматривается как отношение человека к наиболее значимым, важным для него аспектам собственной жизнедеятельности и трактуется как благополучие и внутренняя удовлетворенность условиями своего существования.

Цель работы: выявить специфику ценностных ориентиров, влияющих на уверенность современных подростков и определить влияние материальных ценностей на данное свойство личности.

Объект исследования - уверенность в подростковом возрасте.

Предмет исследования - влияние наличия или отсутствия материальных ценностей на уверенность подростков.

Респонденты: подростки (возраст от 13 до 15 лет).

Гипотеза: предположим, что на уверенность современного подростка не влияют материальные ценности.

В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:

1) cобрать материал и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;

2) изучить содержание понятий «Уверенность», «Ценности и ценностные ориентации»;

2) выявить факторы, влияющие на уверенность современных подростков;

3) овладеть методиками для углубленного усвоения практического материала и проведения исследования;

4) проанализировать результаты исследования влияния материальных ценностей на подростковую уверенность;

5) сделать выводы и выработать рекомендации для подростков.

Для достижения поставленных задач в нашем исследовании мы использовали следующие методы и методики: соцопрос, тестирование, методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича.

Новизна: Современные подростки испытывают острый кризис в процессе формирования их ценностных ориентаций. Прежде всего, он проявляется в отсутствии у большинства из них базовых ценностей (смысл жизни, патриотизм и мн. др.), предпочтение отдается материальным потребностям (деньги, вещи), деловые связи, индивидуальные интересы (как стать богатым, знаменитым и т.д.)[3].

Социальная значимость: результаты исследования могут быть полезны подросткам в «Финансово-экономической школы» МБУ ДО «ДДиЮТ», учащимся школ для повышения уровня уверенности в себе и определения психологических особенностей ценностных ориентаций.

ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы соотношения уверенности в себе и ценностей подростка

1.1. Понятия «Уверенности в себе

Уверенность в себе является одним из необходимым компонентов для достижения любой намеченной цели и жизненного успеха. Никто не станет отрицать, что когда человек успешен, он начинает себя чувствовать более уверенным, а в противном случае, каждая неудача постепенно подрывает нашу уверенность в себе.

В подростковом возрасте ребенок начинает искать себя, свое место среди взрослых и постигает мир человеческих эмоций и взаимоотношений.

Уверенность - чувство защищенности, веры в собственные силы. Это возможность опираться на себя. Она себе влияет на то, как человек действует публично, на людях. Положительное развитие чувства уверенности в себе у подростков напрямую влияет на формирование личности, степень счастья и на то, каким образом складываются их отношения со сверстниками. Большую часть своей жизни личность проводит в группе и именно поэтому, для нее крайне важно занимаемое ей место в социуме и кто её окружает[10].

Что может повлиять на уверенность подростка? Деньги? Да, конечно, с деньгами подросток становится более уверенным в себе, он просто начинает делать то, что раньше хотел, но боялся. Но, становится ли он более открытым для окружающих. Будем, разбираться…

1.2. Понятие «Ценности и ценностных ориентаций»

Понятие «ценность» было введено в середине XIX века. Чарлз Ульим Моррис, американский философ считает, что все живые организмы желают пробрести какие-либо вещи независимо от того, предметы это, знаки или состояния. Все ситуации, в которых осуществляется выбираемое человеком поведение, так или иначе, будет является оценочной ситуацией.

Сегодня признано, что ценность не существует "сама по себе", а проявляется как элементы действия индивида и социальной группы. Ценности могут проявляться в виде материальных и нематериальных предметов.

Среди всей иерархии ценностей можно отметить те, которые являются общечеловеческими, т.е. присущи большему количеству людей, например свобода, труд, деньги, творчество, семья и мн. др. Подростковый возраст является критическим с точки зрения формирования личности и периодом интенсивного формирования ценностей личности.

Формирование ценностей опирается на ряд предпосылок:

- определенный уровень умственного развития, применение и оценивание соответствующих норм и поступков;

- эмоциональное развитие, включая способность к сопереживанию;

- накопление личного опыта, формирование адекватной самооценки;

- влияние социальной среды, дающей ребенку в пубертатном периоде конкретные примеры нравственного и безнравственного поведения [4].

Именно в этом возрасте достигается уровень интеллектуального развития, развивается самосознание, формируется становление личности и накапливается необходимый жизненный опыт.

1.3. Выводы по 1 ГЛАВЕ

Ценностные ориентации – это одни из главных элементов внутренней структуры личности, которые закрепляются личным опытом индивида. Совокупность ценностей человека составляет основу его ценностных ориентаций и ценностных установок, которые, определяют критерии выбора вариантов поведения, принятия решений и видов деятельности. Устойчивая система ценностных ориентаций личности дает возможность определить свое отношение к миру, к своей жизни, помогает ориентироваться в социальном пространстве.

Следовательно, можно прийти к первому выводу, что ценности и ценностные ориентации не возникают сами по себе, а выступают как основа поведения индивида и социальной группы.

ГЛАВА 2. Влияние ценностей на формирование личностной уверенности в подростковом возрасте

2.1. Материальные и нематериальные ценности современного подростка

Ценностные ориентации могут быть разделены на две большие группы: терминальные и инструментальные[12].

К 1ой группе относятся ценности, которые выступают базовыми. В соответствии с ними индивид строит свою жизнь, их он готов отстаивать и укреплять. Эта группа включает: человеческое достоинство, любовь, дружба, образование, свобода, здоровье и т. д. Их можно рассматривать как общечеловеческие, нравственные стандарты, которые одинаково важны в любой стране и культуре.

Ко 2ой группе относятся ценности, имеющие более конкретный поведенческий смысл. В отличие от терминальных ценностей, которые характеризуются значительной устойчивостью и консервативностью, инструментальные ценности более гибки и подвижны. Они в значительной степени подвержены изменениям в результате обучения или нового опыта.

В течение жизни человека одни ценности подкрепляются, другие отбрасываются или видоизменяются, и, в конечном счёте, формируется индивидуальная, специфическая иерархия личностных ценностей, присущая только ему.

В последние десятилетия ценностность потребления значительно выросла, отражая переориентацию подростков на удовлетворение материальных запросов и интересов. В зависимости от суммы и способа использования карманных денег, наличия модных гаджетов зависят включение и статус подростка в группе. Авторитет подростка, социальное призвание и предпочтение сверстников зависят от готовности подростка тратить деньги на совместные развлечения. Принадлежность подростка к субкультурам требует создания соответствующего имиджа, обуславливая большое внимание подростков к шопингу, подогреваемое агрессивной рекламой[6].

В жизни каждого из нас существует два основных вида ценностей: материальные (автомобиль, недвижимость, украшения, одежда, предметы быта и т.д.) и нематериальные (любовь, дружба, семья, свобода и т.д.).

Многие согласны, что, ценности нематериальные важнее. Однако, мы стремимся обладать материальными ценностями, зачастую жертвуя нематериальными. Почему так происходит? К чему это может привести и что делать? …

Мы живем в обществе потребителей, в котором во главу угла, к сожалению, ставятся материальные ценности.

Что важнее для вас, дорогой телефон и брендовая одежда, или дружба и возможность быть свободным? Я, к примеру, получаю большое удовольствие от общения со своей семьей и друзьями, от возможности посвящать себя другим людям… Это самое большое удовольствие, знать, что ты кому-то нужен, что тебя кто-то ждет. Счастлив тот, кто может жить не ради чего-то, а ради кого-то. Вещь подарит вам эмоции, но никогда не сможет повторять их снова и снова. Для этого вам потребуется новая вещь.

2.2. Влияние ценностей на формирование личностной уверенности в подростковом возрасте

В кризисные периоды состояния общества подростки оказываются самыми социально неустойчивыми, нравственно неподготовленными и незащищенными.

Уверенность - это свойство личности, которое обеспечивает эффективность деятельности и общения, успешность адаптации в социальной среде.

В русле системного подхода проблема уверенности исследовалась И. Г. Скотниковой, Н. Ю. Будич[5]. Они рассматривали уверенность в связи с притязаниями, потребностями, саморегуляцией и активностью. Притязания личности выражают и желаемое, и оценку желаемого по целому ряду критериев: легкости/трудности, приемлемости/неприемлемости окружающими, значимости/незначимости, ценности или ее отсутствию. Чем выше уверенность человека, тем он более независим, автономен от внешних оценок своей деятельности.

Неуверенность в себе возникает как следствие негативных оценок, «нарушенного образа себя», собственные достижения недооцениваются в сравнении с другими. Чувство принадлежности к «подростковой» общности, часто отличающейся не только интересами и формами проведения досуга, но и одеждой, наличием или отсутствием карманных денег, имеет существенное значение для развития личности подростка, влияя на формирующиеся у него нормы и ценности. Имеются тенденции увеличения значимости таких ценностей, как «высокие запросы» и «широта взглядов», снижения значимости ценностей «жизнерадостность» и «терпимость».

Переход к рыночным отношениям, произошедший в современной России в последние десятилетия, привел к негативной тенденции ценностного приоритета потребления, материального гедонизма, личного успеха, ассоциированного с деньгам, утверждению принципа индивидуализма, где каждый сам за себя и прежде всего думает о собственных интересах, получивший распространение в подростковой среде.

У подростков развивается направленность на выработку новой ценностной системы, связанной с ростом самостоятельности, в то время как ценности, связанные с послушанием взрослым, безусловным следованием социальным нормам , уступают в своей значимости.

2.3. Выводы по ГЛАВЕ 2

Формирование ценностных ориентаций, как известно, интенсивно происходит в подростковом возрасте – этапе, являющемся значимым для становления мировоззрения, поиска смысла жизни, самоопределения в обществе. Это позволяет предположить, что кардинальные сдвиги в жизни общества должны повлечь за собой существенные изменения в ценностных ориентациях современных подростков, что обязательно сказывается на формирование уровня уверенности в себе. Проблема развития уверенности в себе очень актуальна сегодня. Многие подростки часто не верят в свои силы. А это значит, что они не смогут добиваться целей, решительно заявлять о себе, комфортно чувствовать в обществе. Уверенность - чувство защищенности, веры в собственные силы.

Таким образом, подросток во многом зависит от внешних факторов, ценностей, формирующих его восприятие жизни. Поэтому важно, проведение исследования, чтобы согласиться с этим или опровергнуть.

ГЛАВА 3. Исследование уверенности в себе и материальных ценностей современного подростка

3.1. Методы исследования

Под базовыми ценностями понимаются основные жизненные смыслы, которыми индивиды, включенные в различные формы социальной активности, руководствуются в своей повседневной жизни, смыслы, которые в значительной степени определяют отношение индивидов к окружающей их действительности и основные модели социального поведения.

Уверенность в себе дает подростку возможность смело сталкиваться со всеми проблемами и неопределенностями жизни, а также лучше преодолевать все разочарования, взлеты и падения.

Для подтверждения или опровержения гипотезы исследовательской работы, я провел соцопрос среди подростков. Обучающимся были заданы вопросы, касающихся, уверенности в себе и материального благополучия.

Тест для подростков «Насколько ты уверен в себе?» позволил оценить уровень уверенности в себе, своих силах и способностях[11](Приложение 2,4).

Для исследования ценностных ориентаций подростков респондентам была предложена шкала ценностей М. Рокича[9] (Приложение 3). Так, респондентами в качестве наиболее значимых терминальных ценностей были определены следующие: здоровье; счастливая семья; наличие хороших и верных друзей; любовь, дружба; уважение и признание окружающих, коллектива, товарищей (Приложение 5).

Достаточно значимыми являются также: материально обеспеченная жизнь; образование; развитие; развлечение; интересная работа.

Наименее значимыми для учеников оказались следующие ценности: свобода как независимость в поступках и действиях; счастье других.

Из инструментальных ценностей обучащимися были выбраны следующие: исполнительность; твердая воля; смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов; чуткость; терпимость (Приложение 6, рис.3).

Менее значимыми для обучающихся в возрасте 13 – 15 лет являются такие ценности как: честность; аккуратность; хорошие манеры.

3.2. Анализ результатов исследования влияние материальных ценностей на подростковую уверенность в себе

Я провел соцопрос. Вопросы, которые задавались ребятам из «ФЭШ»:

1. Уверен ли ты в себе? Почему?

2. Можешь ли ты обменять все свои воспоминания, друзей, близких и родных на 1 миллиард рублей?

3. Если бы у тебя был миллион рублей, как бы ты им распорядился?

4. Что для тебя является самым важным, самым ценным в жизни? (Приложение 1).

С помощью теста для подростков «Насколько ты уверен в себе?» выявлено, процентное соотношение у респондентов сильного, низкого, среднего и высокого уровня уверенности в себе (Приложение 4, рис.1). Подросткам на жизненном пути, несомненно, будут встречаться такие ситуации и обстоятельства, когда они должны будут справиться даже с «материальными соблазнами». Именно в подростковом возрасте ребенок достигает того уровня когнитивного развития, который позволяет ему сформировать адекватную уверенность в себе и свои собственные ценностные представления о действительности[7].

Так, респондентами в качестве наиболее значимых терминальных ценностей были определены следующие: сохранение и укрепление здоровья, счастливая семья, наличие хороших и верных друзей, любовь и дружба, уважение и признание друзей и сверстников (Приложение 5, рис.2). Деньги и богатство занимают 6ю позицию в шкале из 18-ти ценностей. Уверенный человек, по мнению опрашиваемых подростков это: здоровый, спортивный, счастливый, любящий свою семью, друзей, умеющий коммуницировать с людьми.

3.3. Выводы по ГЛАВЕ 3

Уверенность в себе - это комплексная интегральная характеристика человека, включающая личностный, эмоциональный и поведенческий компоненты и представляющая собой самоуважение, осознание человеком своих достоинств и недостатков.

Влияют ли материальные ценности (наличие или отсутствие денег, дорогих вещей, современных гаджетов) на уверенность современных подростков? Нет, т.к. для них значимы совершенно другие ценности. А также, для современного подростка более всего важны исполнительность и самостоятельность, умение не отступать перед трудностями, смелость в отстаиваниях своих взглядов, внимательность и сердечность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем подобран и апробирован комплекс психодиагностических методик, направленных на изучение основных компонентов уверенности в себе и ценностных ориентаций в жизни детей подросткового возраста.

Между показателями уверенности в себе и оценкой качества жизни подростков выявлены многочисленные корреляционные связи. Положительная зависимость наблюдается во взаимосвязи с показателями счастья, удовлетворенностью жизнью и ценностными ориентациями подростков.

Мы предположили, что на уверенность современного подростка не влияют материальные ценности. Результаты исследований показали, что уверенные в себе подростки высоко оценивают качество своей жизни, а материальные ценности не являются приоритетными. Цель была достигнута и поставленные задачи решены. Гипотеза полностью подтвердилась.

Важным результатом целенаправленной психологической работы, явилось и то, что в ходе опросов, тестирования и обсуждения вопросов по теме, у подростков произошли положительные изменения в оценке качества их жизни. Мы с научным руководителем разработали рекомендации по развитию уверенности в себе (Приложение 7).

В дальнейшем, мне хотелось бы продолжить исследовательскую работу по теме: «Что мешает подросткам быть уверенными?».

«Человек лишь тогда чего-то добивается, когда он верит в свои силы» - Л.Фейербах.

Список используемых источников и литературы

1. Борисова, Л.Г. Подросток в бизнесе: социализация или девиация// Социологические исследования, 2019, № 9. С. 68-76.

2. Бизук, Ж.М. Психологические аспекты развития уверенности в себе у подростков. Текст. / Ж.М. Бизук // Психология. 2020. - № 1. -С. 19-27.

3. Битуева, A.B. Особенности структурного строения ценностных ориентаций Электронный ресурс. / A.B. Битуева // Теоретический журнал CREDO NEW. 2017. - № 1. - URL: http://credonew.ru (дата обращения: 15.12.2010).

4. Борисова, Л.Г. Подросток в бизнесе: социализация или девиация// Социологические исследования, 2019, № 9. С. 68-76.

5. Будич, Н.Ю. Уверенность в себе как фактор личностного самоопределения Текст. : дис. . канд. психол. наук / Н.Ю. Будич. - Хабаровск, 2018. 157 с.

6. Зелизер, В. Социальное значение денег. Деньги не булавки, чеки, пособия по бедности и другие денежные единицы. М.: Дом интеллектуальной книги; Издательский дом ГУ – ВШЭ, 2020.

7. Кисова, В. В. Азимут научных исследований: ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ. [Электронный ресурс]. / Кисова В.В.//Теоретико – методологические подходы к определению категории субъекта и субъектности в современной психологической науке. Издательство: Некоммерческое партнерство «Институт направленного образования» (Тольятти). ISSN: 2309 – 1754. https://elibrary.ru/item.asp?id=41470339 (дата обращения 10.01.2020).

8. Меренков, Анатолий Васильевич. М. 52 Духовно-нравственное развитие подростков 11−15 лет: методическое пособие для родителей, учителей, классных руководителей / А.В. Меренков. Екатеринбург: Изд-во ИСТУ, 2017. 140 с. ISBN 978-5-91256-388-1.

9. Методика Рокича Ценностные ориентации. (Тест Милтона Рокича. / Исследование ценностных ориентаций М. Рокича. / Опросник ценности по Рокичу): Источник: https://psycabi.net/testy/320-metodika-rokicha-tsennostnye-orientatsii-test-miltona-rokicha-issledovanie-tsennostnykh-orientatsij-m-rokicha-oprosnik-tsennosti-po-rokichu (дата обращения 02.01.2020).

Интернет-ресурсы:

10. Папура А.А. Психологическое сопровождение подростков по формированию уверенности в себе как показатели субъективной оценки качества жизни. [Электронный источник], 2021.https://www.dissercat.com/content/psikhologicheskoe – soprovozhdenie –podrostkov-po-formirovaniyu–uverennosti – v-sebe – kak – pokazate(дата обращения 16.11.2022).

11.Тест для подростков. «Насколько ты уверен в себе?». [Электронное издание]. https://vmestemir.ru/articles/psikhologicheskiye-testy/testyi-dlya- podrostkov/naskolko-tyi-uveren-v-sebe.html (дата обращения 05.11.2022).

12. https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/11/15/tsennosti-i-tsennostnye-orientiry-sovremennykh-podrostkov

Приложение 1

Соцопрос среди подростков

Я провел соцопрос. Вопросы, которые задавались ребятам из «ФЭШ»:

1. Уверен ли ты в себе? Почему?

2. Можешь ли ты обменять все свои воспоминания, друзей, близких и родных на 1 миллиард рублей?

3. Если бы у тебя был миллион рублей, как бы ты им распорядился?

4. Что для тебя является самым важным, самым ценным в жизни?

На первый вопрос 70% опрошенных, ответили «Да». Остальные подростки чувствуют себя неуверенными из-за плохих оценок, сложных отношений с родителями, стеснения и отсутствия верных друзей.

Ответы на второй вопрос были отрицательными: «Конечно, нет», «Ни за что», «Ни какие деньги не заменят моих родителей и друзей». Два подростка ответили, что при наличии денег, можно получить новые ощущения, новые впечатления. А родителям – помочь материально.

Ответы на 3ий вопрос:

- «отдам родителям»:

- «положу в банк»;

- «куплю новый телефон, хороший ноутбук, остальное отдам бабушке и родителям»,

- «куплю квартиру нашей семье»,

- «часть отложу на образование, часть потрачу»,

- «часть отдам на лечение больных детей, остальное отдам родителям»,

- «потрачу на путешествие» и мн.др.

В основном, дети грамотно распорядились бы деньгами. Самым ценным и важным в жизни подростки считают:

- семью;

- общение с друзьями;

- хорошие оценки, образование;

- спорт, здоровье;

- быт, большая квартира;

- самостоятельность и свободу.

2% отказались отвечать на вопросы.

Приложение 2

Тест для подростков «Насколько ты уверен в себе?»

Не секрет, что людям твоего возраста часто не хватает уверенности в себе. А некоторые подростки, наоборот, чересчур самоуверенны. Тест позволит оценить уровень уверенности подростка в себе, своих силах и способностях.

Респонденты – обучающиеся «Финансово-экономической школы» Дворца детского и юношеского творчества (13-15 лет).

Тест позволит определить, насколько уверенно Вы ведете себя в различных ситуациях. Выберите ответ, в зависимости от того, насколько каждое утверждение подходит Вам.

1. Ты узнал, что твой приятель говорит о тебе плохо. Ты:

А. Поищешь удобный случай выяснить с ним отношения;

Б. Перестанешь с ним общаться и будешь избегать встреч.

2. Когда ты входишь в автобус или трамвай, тебя грубо толкают. Ты:

А. Громко протестуешь;

Б. Молча пытаешься пробраться вперед;

Е. Ждешь, когда войдут все, и тогда, если получится, входишь сам.

3. Твой одноклассник отстаивает противоположную твоей точку зрения.

Ты:

Б. Не высказываешь свою точку зрения, так как все равно не сможешь его переубедить;

Д. Отстаиваешь свою точку зрения, пытаясь доказать свою правоту.

4. Ты опоздал на школьный вечер. Все места уже заняты, кроме одного в первом ряду. Ты:

Б. Стоишь у двери и ругаешь себя за опоздание;

Д. Без колебаний направляешься в первый ряд;

Е. Долго решаешь, идти или не идти тебе в первый ряд, но потом все-таки проходишь на свободное место.

5. Согласен ли ты с тем, что твои одноклассники часто используют тебя в своих интересах?

Д. Да;

Е. Нет.

6. Трудно ли тебе вступать в разговор с незнакомыми людьми?

Д. Да;

Е. Нет.

7. Ты купил вещь, бракованную вещь. Легко ли тебе вернуть покупку?

Б. Нет;

В. Да.

8. Можешь ли ты сказать, что твои одноклассники более уверены в себе, чем ты?

Д. Нет;

Е. Да.

9. Твои друзья требуют от тебя услуги, которая чревата неприятностями.

Легко ли тебе отказаться от ее исполнения?

Б. Нет;

В. Да.

10. У тебя есть возможность поговорить с известным человеком. Ты:

Д. Используешь эту Возможность;

Е. Не используешь.

11. Учитель поручает тебе позвонить в учреждение и договориться для класса о встрече. Ты:

Б. Под любым предлогом отказываешься;

В. Звонишь без колебаний;

Е. Собираешься с духом и звонишь.

12. Тебе поставили Незаслуженно низкую оценку. Ты:

Б. Молча переживаешь;

Г. Споришь с учителем по поводу этой оценки.

13. Ты не понимаешь объяснений учителя. Ты:

Б. Не будешь задавать вопросов учителю;

В. Спокойно попросишь объяснить еще раз:

Г. Улучишь удобный момент и задашь вопрос после уроков.

14. Ты пришел в кинотеатр. Люди, сидящие возле тебя, громко разговаривают. Ты:

Б. Терпишь шум, а потом ругаешься с ними;

В. Просишь их перестать разговаривать

Е. Молча терпишь.

15. Ты стоишь в очереди. Кто-то пытается пролезть перед тобой. Ты:

Б. Глотаешь обиду и молчишь;

Д. Даешь отпор.

16. Легко ли тебе вступить в разговор с представителем противоположного пола, который очень нравится?

Б. Очень трудно;

В. Легко;

Г. Очень трудно начать, потом легче.

17. Ты идешь на рынок. Легко ли тебе торговаться?

А. Да;

Б. Нет.

18. Волнуешься ли ты, когда тебе нужно выступать перед классом?

Б. Да;

Д. Нет.

19. Тебя хвалят перед классом. Ты:

Б. Не знаешь, что сказать в ответ;

Д. Благодаришь за похвалу;

Е. Спокойно воспринимаешь благодарность.

20. При хорошем знании предмета ты хотел бы сдавать письменный или устный экзамен?

А. Устный;

Б. Письменный;

В. Мне все равно, какой экзамен сдавать.

Результаты теста А — З балла, Б — 0 баллов, В — 5 баллов, Г — 2 балла, Д — 4 балла. Е — 1 балл.

Подсчитайте общую сумму.

12 баллов — сильная неуверенность в себе.

12 — 32 балла низкая уверенность в себе.

33 — 60 баллов — средний уровень уверенности в себе.

61 — 72 балла — высокая уверенность в себе.

Более 72 баллов — очень высокий уровень уверенности в себе.

Приложение 3

Методика Рокича «Ценностные ориентации»

Исследование ценностных ориентаций М. Рокича

Опросник ценности (по Рокичу) позволяет исследовать направленность личности и определить ее отношение к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, восприятие мира, ключевые мотивы поступков, основу «философии жизни». Теория Рокича. Он рассматривал ценности как разновидность устойчивого убеждения, что некая цель или способ существования предпочтительнее, чем иной. Природа человеческих ценностей по Рокичу: общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно не велико, все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени, ценности организованы в системы, истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности.

Влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения. М. Рокич различает два класса ценностей — терминальные и инструментальные. Терминальные ценности М. Рокич определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности — как убеждения в том, что какой-то образ действий (например, честность, рационализм) является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. По сути, разведение терминальных и инструментальных ценностей производит уже достаточно традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.

Инструкция: Вам будет предложен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию.

Тестовый материал для исследования ценностей Рокича

Список А (терминальные ценности):

1) активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

2) жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

3) здоровье (физическое и психическое);

4) интересная работа;

5) красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

6) любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

7) материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

8) наличие хороших и верных друзей;

9) общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

10) познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

11) продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

12) образование, развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

13) развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

14) свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

15) счастливая семья;

16) счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

17) творчество (возможность творческой деятельности);

18) уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):

1) аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

2) воспитанность (хорошие манеры);

3) высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания); 4) жизнерадостность (чувство юмора);

5) исполнительность (дисциплинированность);

6) независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

7) непримиримость к недостаткам в себе и других;

8) образованность (широта знаний, высокая общая культура);

9) ответственность (чувство долга, умение держать слово);

10) рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

11) самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

12) смелость в отстаивании своего мнения, взглядов;

13) твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

14) терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

15) широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

16) честность (правдивость, искренность);

17) эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

18) чуткость (заботливость).

Результаты исследования:

- здоровье (физическое и психическое) (20%);

- счастливая семья (18%);

- наличие хороших и верных друзей (13%);

- любовь, дружба (12%);

- уважение и признание окружающих, коллектива, товарищей (11%).

Достаточно значимыми являются также:

- материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) (10%);

- образование, развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) (8%);

- развлечения (приятное времяпрепровождение, отдых) (5%);

- интересная работа (3%).

Наименее значимыми для учеников оказались следующие ценности:

- свобода как независимость в поступках и действиях;

- счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего человечества в целом).

Из инструментальных ценностей (убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации) обучащимися были выбраны:

на 1-м месте - исполнительность (дисциплинированность) (30%);

на 2-м - твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) (25%);

на 3-м - смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов (20%);

на 4-м - чуткость (заботливость) (15%);

на 5-м - терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) (10%).

Нужно заметить, что такие ценности как:

- честность (правдивость, искренность);

- ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);

- аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

- воспитанность (хорошие манеры) являются менее значимыми для респондентов.

Приложение 4

Диаграмма уровней уверенности респондентов

Рис. 1 - Диаграмма уровней уверенности респондентов (в процентах %)

Уровень уверенности подростков:

- 2% сильная неуверенность в себе;

- 17 % низкая уверенность в себе;

- 72% средний уровень уверенности в себе;

- 9 % высокая уверенность в себе.

Приложение 5

Диаграмма терминальных ценностей подростков

Рис. 2 - Диаграмма терминальных ценностей респондентов

(в процентах %):

Терминальные ценности:

- сохранение и укрепление здоровья (20%),

- счастливая семья (18%),

- наличие хороших и верных друзей (13%),

- любовь и дружба (12%),

- уважение и признание друзей и сверстников (11%),

- материальные ценности (10%),

Приложение 6

Диаграмма инструментальных ценностей подростков

Рис. 3 - Диаграмма инструментальных ценностей респондентов (в процентах %)

Инструментальные ценности подростков:

1. Исполнительность (дисциплинированность) (30%).

2. Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) (25%).

3. Смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов (20%).

4. Чуткость (заботливость) (15%).

5. Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) (10%).

Приложение 7

Рекомендации по развитию уверенности в себе

1.Честно признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах и сформулируйте свои цели в соответствии с этим.

2.Обязательно решите для себя, что именно для Вас наиболее ценно, какой Вы хотели видеть свою жизнь. Проанализируйте свои планы и оцените их с точки зрения сегодняшнего дня, с тем, чтобы воспользоваться этим, когда наступит удобный момент.

3.Проанализируйте причины всех своих успехов и неудач. Разберитесь во всем этом честно и объективно. Постарайтесь понять и простить тех, кто заставил Вас страдать или же не оказал Вам помощи. Простите себе свои прошлые ошибки, заблуждения и грехи. Постарайтесь забыть все свои тяжкие воспоминания и постарайтесь не возвращаться к ним. Освободите место для хороших, позитивных воспоминаниях о ваших успехах и победах.

4.Помните, что чувства вины и стыда не помогают людям добиваться успеха. Не позволяйте себе зацикливаться на этих чувствах.

5.Ищите причины своего поведения в физических, социальных, экономических и политических аспектах нынешней ситуации, а не только в недостатках собственной личности.

6.Не забывайте, что каждое событие можно оценить по-разному. Более терпимо относитесь к людям.

7.Никогда не говорите о себе плохо, избегайте приписывать себе отрицательные черты — «глупый», «уродливый», «неспособный», «невезучий».

8.Ваши действия могут подлежать любой оценке, если они подвергаются конструктивной критике — воспользуйтесь этим для своего блага, но не позволяйте другим критиковать Вас как личность.

9.Помните, что иногда поражение можно рассматривать, как удачу (можно сделать из него выводы, что Вы преследовали ложные цели, которые не стоили Ваших усилий, что Вам удалось избежать возможных последующих более крупных неприятностей).

10.Не миритесь с людьми, занятиями и обстоятельствами, которые заставляют Вас чувствовать свою неполноценность. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на уныние.

11.Позволяйте себе иногда расслабиться, прислушаться к своим мыслям, заняться тем, что Вам по душе. Чаще оставайтесь наедине с собой, так Вы сможете лучше себя понять.

12.Практикуйтесь в общении. Будьте конструктивны, наслаждайтесь ощущением той энергии, которой обмениваются люди. Поймите, что люди очень непохожи друг на друга и очень своеобразны. Каждый человек — это индивидуальность. Решите, что Вы хотите получить, и что можете дать людям. Учитесь быть открытыми для такого обмена. Представьте себе, что каждый может испытывать страх и неуверенность, постарайтесь помочь такому неуверенному человеку.

13.Перестаньте чрезмерно охранять своё «Я» — оно гораздо крепче и пластичнее, чем Вам кажется. Оно гнётся, но не ломается. Пусть лучше ваше «Я» испытает кратковременный эмоциональный удар, чем будет пребывать в бездействии и изоляции.

14.Выберите для себя несколько серьезных отдаленных целей, на пути к которым необходимо достижение целей более мелких, промежуточных. Всегда взвесьте, какие средства необходимы для того, чтобы достичь этих промежуточных целей. Не оставляйте без внимания каждый свой успешный шаг и не забывайте подбодрить и похвалить себя.

15.Вы — вершина эволюционной пирамиды. Вы — воплощение надежд Ваших родителей. Вы — неповторимая личность, активный творец своей жизни. Если Вы уверены в себе, то любое препятствие становится для Вас вызовом, который побуждает к новым свершениям.

Просмотров работы: 200