Влияние фотографического искусства на социальные процессы

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние фотографического искусства на социальные процессы

Зорина П.Д. 1Севергина Ю.К. 1
1МБОУ г Иркутска лицей №3
Никола Е.Н. 1
1МБОУ г Иркутска лицей №3
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

''Необходимо уметь по собственному желанию переключать фокус восприятия не только с сада на окно в сад, но и на человека, который смотрит в сад через окно,''– Антон Вершовский .[1]

В наше время фотография популярное и быстроразвивающееся направление, она довольно широко применяется в разных сферах деятельности человека: в искусстве, науке или повседневной жизни. Даже с появлением видеокамер и других устройств, фотография не потеряла своей актуальности.

С одной стороны, фото– это возможность вспомнить яркие моменты своей личной жизни, пережить их заново, один или вместе с друзьями или семьёй. С другой - фото, как любое проявление искусства, может заставить людей обратить их внимание на масштабные процессы, происходящие в мире, привлечь внимание общественности к важным проблемам.

Цель работы: определить значимость фотографического искусства на социальные процессы.

Задачи:

Рассмотреть историю создания фотографии

Выявить жанры фотографии и виды фотосъемок

Изучить информацию о фотографах, внёсших свой вклад в понятие современной фотографии

Рассмотреть направления и примеры влияния фотографического искусства на жизнь социума

Объект исследования: фотографическое искусство.

Предмет исследования: история появления и роль данного вида искусства в жизни общества.

Основная часть

История фотографии

Фотография– (от греч. «foto»-свет, «grafo»-писать)– получение и сохранение изображения при помощи светочувствительного материала (матрицы фотоаппарата).

Физическая история

Мо Цзы в 4 веке до нашей эры зафиксировал эффект перевернутого изображения, что послужило началом физической истории фотографии.

Арабский ученый Альгазен в X веке до нашей эры, изучая принципы оптики и поведения света, сделал вывод о линейности распространения света и объяснил природный феномен перевернутого изображения, а также сконструировал камеру и распространил знания о ее устройстве.

Перевёрнутое изображение замечено на белых стенах затемнённых комнат– свет легко проходил через небольшое круглое отверстие в стене и формировал картину. Альгазен пользовался камерой-обскурой для наблюдения за затмениями солнца, а также для зарисовок архитектурных сооружений. При этом способе изображение всегда было перевёрнутым.

Позже в 1685 году монах из Вюрцбурга Иоганн Цан публикует многочисленные описания и иллюстрации камеры обскуры и «волшебного фонаря» (magic lantern). Позже создаёт камеру оснащенную объективом и зеркалом.

Химическая история

Иоганн Генрих Шульц– немецкий ученый, врач, доказал светочувствительность нитрата серебра.

В эксперименте, проведенном в 1727 году, он обнаружил, что смесь серебра, мела и азотной кислоты образуют чувствительные к свету вещество, которое позже будут использовать в фотографии.

Жозеф Нисефор Ньепс (1765 1833 гг)

В 1816 году Ньепс начал работать над получением «мгновенного» изображения. Изначально использовалась серебряная соль, которая чернеет при контакте с дневным светом.

Ньепс смог получить стойкое изображение, однако долгое время ему не удавалось зафиксировать изображения, снимки чернели.

Первое закрепленное изображение он получил в 1822 году, это и было первая фотография в истории человечества. На ней изображён «вид из окна» квартиры автора, однако эта фотография была готова лишь спустя 12-14 часов.

Гелиография

При таком методе, использовались оловянные пластинки, покрытые тонким слоем асфальта. Время экспонирования, то есть проявления фотографии, занимало от 8 до 10 часов. Изображения можно было размножать в нескольких экземплярах.

Этот метод, возникший несколькими годами позже, был более доступный в плане времени, и более доступный в плане копий. Способ Ньепса нельзя было размножать во много копий, при гелиографии же экземпляров можно было сделать сколько угодно.

Дагеротипия

Автор способа– Жак Дагер.

При этом методе получения изображений, использовались медные пластинки, покрытые серебром. Фиксация изображения производилась парами ртути. Время экспонирования изначально: 30–40 минут, несколькими годами позже получилась добиться времени: 1– 10 секунд. Копирование снимка невозможно.

Основываясь на выкупленных Дагером изображениях Ньепса, в 1835 году ему удаётся получить более детальные и качественные изображения.

Самая знаменитая фотография Жана Дагера– «Бульвар Дю Тампль» 1838 год.

Калотипия

Метод получения изображений получил свое название от греческого слова «Калос»– красивый, прекрасный.

При этом способе использовали полупрозрачную бумагу, время экспонирования было всего несколько минут. Изображение можно было размножать в неограниченном количестве экземпляров, менять контраст, тональность, ретушировать, масштабировать и наносить на ткани, фарфор, металл. Также этот способ был намного дешевле остальных.

Уильям Генри Фокс Талбот (1800-1877 гг)

В 1835 году после 3-летних опытов Талбот получил и зафиксировал первые, привычные нам, изображения.

Негатив и позитив

В качестве светочувствительного материла Генри Табот применил бумагу, пропитанную хлористым серебром. Благодаря свойству бумаги «просвечивать» Уильям Генри получил первый в мире негатив.

Приложив к нему светочувствительную бумагу, приготовленную тем же способом, он впервые сделал позитивный отпечаток.

«Фотография»

7 января 1839 года на заседании Парижской Академии наук Жак Дагер продемонстрировал изобретение, позволяющее получать мгновенное изображение. Молодой ученый Франсуа Араго предложил именовать это изобретение фотографией.

Зарождение современных фотоаппаратов

Изобретение компактного фотоаппарата Kodak произошло в 1888 году Джорджем Истменом.

Выпуск 1-го компактного фотоаппарата Leica произошел в 1913 году, авторства Оскара Барнака. [2]

С. М. Прокудин-Горский (1863-1944)

Этот человек всегда нестандартно подходил ко всему, что его касалась. Его принято считать первым русским фотографом, который решил использовать фотоаппарат для кинематографии. Это вышло прекрасно и дало ход развития не только фотографии, но и видеосъемке.

Жанры фотографии

Жанром в фотографии называется исторически сложившаяся общность изображений, имеющий свой объект, традиции, стили, композиционные приемы.

Портрет (автопортрет):

Изображение человека, передающее внешнее сходство, а также раскрывающее характерные черты его личности.

Классификации:

- по назначению (документальный, художественный)

- по количеству людей (индивидуальный, групповой, парный)

- по масштабу изображаемого человека (ростовой, поколенный, поясной, погрудный, крупный план, фрагмент).

При изображении человека в крупном плане портрета используют: анфас, полуоборот, профиль. [5]

Свадебная фотосъемка:

Памятные фотографии свадебной церемонии, снимки, показывающие отношения влюблённых.

Классификации:

- постановочная съемка

-репортажная съемка

В свадебной фотографии должны быть снимки «рассказывающие историю» свадебного дня (когда, где, кто, как). Особое внимание уделяется эмоциональности фотографий.

Жанровая фотосъемка:

Сцены из повседневной жизни человека, эпизоды и сюжеты, снятые в общественных местах.[1]

Классификации:

- жанровый портрет

-street- фотография

-бытовая фотография

Репортаж:

Снимки социально-значимых событий и явлений.

Классификации:

- событийный (событие скоротечно, снимки немногочисленны и выразительны)

- тематический (явление длительно, фото «рассказывают» историю постепенно) [1]

Пейзаж:

Изображения прекрасных уголков нашей планеты. Важны выбор времени, точки съемки и композиция.

Классификации:

- вид на какую-либо местность

- художественное изображение природы

- часть окружающей местности

‐ изображение преобразованной человеком природы [4]

Натюрморт

Художественное изображение интересных предметов. В английском «Still Life»

Классификации:

- реалистичный

- декоративный

- творческий

- сюжетно-тематический

- абстрактный

Архитектура:

Фотографии зданий, сооружений, памятников.

Классификации:

- экстерьерная (панорамы, фотографии сооружений снаружи)

- интерьерная (фотографии сооружений внутри)

- фрагмент архитектуры

Виды фотосъемки

Вид фотосъемки- технология, предполагающая использование специальных технических средств и приёмов. [6]

Рекламная

Рекламные фотографии– это особый вид фотоискусства, включающий в себя все существующие жанры.

Спортивная

Спортивная съемка- один из наиболее сложных видов съемки, требующий предельной концентрации внимания фотографа. Все потому, что в одном кадре должны быть сосредоточены сила, движения и эмоции.

Ночная

Фотографии сделаны в ночное время, в условиях слабого освещения. Особенностью является то, что не всякий фотоаппарат или оптика могут сделать снимок ночью. Для чёткой и яркой фотографии нужно большое количество света, ночью же его количество значительно уменьшается.

Макросъемка (1:1- 1:5)

Для такого вида съемки используются специальные макрообъективы, без них, даже при большом увеличении фото не получится, оно будет смазано и бледно выглядеть.

Подводная

Кино и фотосъемка людей или объектов, находящихся под водой. Как правило происходит с применением специального водонепроницаемого оборудования.

Студийная фотосъемка

Съемка человека или объекта в условиях студии, т.е. специально оборудованной (светом, фотоном, декорациями и т.п.) комнаты.

Аэрофотосъемка

Фотографии территории с определённой высоты от поверхности Земли при помощи аэрофотоаппарата, установленного на атмосферном летательном аппарате. Такой вид фотосъёмки часто используется в научных исследованиях.

Астрофотосъемка

Съемка небесных тел неподвижной камерой или съемка с ведением наблюдения за небесным объектом.

Ломография

Целью является запечатление жизни на снимках во всех ее проявлениях такой, какая она есть. Ломографы ищут красоту в огромном количестве не всегда качественных кадров, снятых с необычных ракурсов.

Мобилография

В мобилографии снимки получаются с помощью цифровых камер, встроенных в разнообразные мобильные устройства.

Художественная

Основанное на технологиях фотографии искусство создания фотографии, отражающей творческое видение фотографа, как художника.

Фотографы, доказавшие значимость фотографического искусства для общества

Фотография–один из способов общения между людьми, понимания без слов. А фотограф– это специалист, который может создавать фотографии, помогая одной части общества понять другую. Знаменитые фотографы мира освещают социально значимые темы и сейчас, и в прошлом.

Например, фотограф Ирвин Пенн (1917-2009гг)

- американец и арт-редактор, один из самых влиятельных фотографов XX века, представитель модной фотографии.¹

Долгое время снимал для журнала «Vogue», а так же трудился над другими рекламными проктами (журнал « Harper's Bazaar», художественный руководитель в « Saks Fifth Avenue», бренды: « General Foods», «De Beers», «Issey Miyake», «Clinique»).

Освещение бренда «General foods» стало социальной рекламой по продвижению еды для людей, соблюдающих врачебную диету. После появления фотографий в рекламе бренда многие люди с пищеварительными проблемами перестали стыдиться их. Большая часть из пациентов начала соблюдать диету и есть продукцию этой компании.

Но наибольшую известность Ирвину Пенну принесли фотографии моды, портреты знаменитостей, этнографические фото со всего мира.

Ричард Аведон (1923- 2004 гг)

Работы этого американского фотографа восхищают легкостью, динамикой и изяществом персонажей.

Изначально Ричард снимал рекламные изображения для магазинов и учился в школе фотографии Алексея Бродовича, арт-директора журнала «Harper's Bazaar».

Первые фотосессии в журнале оказались успешными и вскоре Ричард Аведон стал сотрудничать не только с первым журналом, но и с журналом «Vogue».

Было и то, что отличало его от других фотографов, он напрочь отказывался снимать человека, как он говорил «без эмоций». То есть для него было важна искренность своих моделей, именно поэтому он стал фотографировать людей за своей деятельностью, когда они не обращают на него много внимания.

Несмотря на достижения в рекламном жанре, Ричарду по-настоящему нравилась портретная фотосъемка. Своими снимками он доказывал значимость людей, независимо от положения в обществе и профессии². Он снимал: художников, политиков, интеллектуалов, актёров, рекламные снимки, простых американских шахтёров, нефтяников, безработных. Ему гениально удавалось передать суть человека.

Денис Регги США

Считается основоположником свадебного репортажа. На его фотографиях запечатлены удивительные мгновения, отражающие самые яркие эмоции людей.³

«Репортаж предполагает незаметное фиксирование происходящего без малейшего вмешательства в события».

Денис всегда был против постановок и его модели не всегда знали, что он их фотографирует, поэтому его снимки очень красочны.

Это сделало его первым фотографом этого жанра с такой техникой съемки.

В журналах «The New York times» и «The Wall Street Journal» стали появляться его работы. Это повлияло на тенденцию ярче и громче проводить свадьбы.

Энсел Истон Адамс (1902-1984гг)

- американский фотограф, наиболее известный своими чёрно-белыми снимками американского Запада.

Невероятные фотографии Энселя Адамса поражают публику и по сей день. Аккуратная, точная изящная природа изображена на этих снимках, удивительно, но они чёрно-белые.

Фотограф очень точно рассчитывал место и время съемки. Часто поднимался на различные возвышенности (скалы, деревья, даже на крышу собственной машины) и снимал в утреннее и вечернее время, что позволило ему передать неповторимое, даже при цветной фотографии.

В 1930-х годах Адамс выпускает книгу фотографий «Сьерра-Невада: Тропа Джона Мьюра», которая была издана в рамках борьбы за охрану национальных парков. В книге он с помощью фотографий как бы объясняет причину ухудшения природы национальных парков, ухудшения экологии. К фотографиям есть комментарии автора с различными экологическими причинами.⁴

Важно ещё то, что в этой его работе не было постановочных фотографий.

Позже Энсель Адамс создаёт очерк фотографий, позднее выставленный в Музее современного искусства, изданный под названием «Рождённые свободными и равными: История лояльных японцев в Америке» (англ. Born Free and Equal: The Story of loyal Japanese-Americsns). [6]

Джеймс Нахтвей

Американский фотожурналист, представитель документальной фотографии.

Изначально работал газетным фотографом («Albuquerque Journal»). Несколькими годами позже стал работать свободным фотографом. В 1981 году сделал репортаж о гражданских конфликтах в Северной Ирландии.

Он документировал разные социальные темы, фотографируя войну, конфликты, голод, социально-политические проблемы (преступления и исполнения наказаний, загрязнения окружающей среды и др.)⁵

Являлся одним из самых смелых фотографов, показывающих действительность, опасность немирного времени. [3]

Гарри Виноград (1928-1984гг)

Известный американский фотограф, классик жанра уличной и документальной фотографии.

Он планировал стать художником и изучал живопись в Нью-Йоркском колледже, однако однажды зашёл в Колумбийскую фотолабораторию и спустя 2 недели начал учиться фотографии в этом университете. Так же он проходил курсы фотожурналистики Алексея Бродовича в 1951 году.

Гарри часто можно было заметить прогуливающимся по улицам с фотоаппаратом Leica, постоянно фотографирующего, казалось бы, неинтересные события.

В 1960-1970-ые фотограф, путешествуя по Америке, делал свойственные тому времени снимки: хаус, энтузиазм, бунтовство. На многих фото были изображены протесты, митинги, бурная жизнь, толпы. Всё, что тогда волновало и интересовало.⁶

На фотографиях Гарри Винограда изображён целый спектр эмоций: злость, радость, грусть, смущения, все те привычные нам эмоции. Во многом это и подкупает зрителя на просмотр фотографий. Гарри мало заботила ''правильность'' композиции, он мог завалить горизонт, ''неудачно'' расставить предметы или людей в кадре. Это сделало труды Гарри Винограда аутентичными, живыми и запоминающимися.

Брассай

Венгерский фотограф, родившийся в Трансильвании, во время самостоятельного изучения французского языка влюбился во Францию, переехал туда и получил гражданство.

Одной из причин любви к Франции стали французские писатели, такие как Марсель Пруст. Будущий фотограф полностью погрузился в свое искусство во время работы журналистом, увлеченный парижскими ночами, Брассай попытался увековечить повседневную жизнь французов, с их юмором и романтикой. Подружившись с некоторыми из художников того времени, он имел возможность фотографировать Сальвадора Дали⁷, Пабло Пикассо, Анри Матисса и других. Брассай пропитал богемную культуру столичных районов Франции, его фотографии разлетелись по всему миру и заставили многих полюбить картины Франции. Особенность его фоторепортажей стала ночная съемка.⁸ Он во многом стал полезен для общество, ведь именно его фотографии прославляли художников и их картины.

Левицкий Сергей Львович (1819-1898гг).

Первый русский мастер фотопортрета.

Бросил работу в министерстве ради учёбы дагеротипии и уехал в Париж. Однако революционные события заставили его вернуться в Петербург, где он открыл первое фотоателье на Невском и стал работать для высочайшего двора. Он снимал императорскую чету– Александру Федоровну и Николая I. В 1856г.– коронацию Александра II в Москве.

Ателье приобрело широкую известность, в нём делали свои снимки почти все деятели русской литературной культуры.⁹

Сергей Львович сильно критиковал проявление ретуши на снимках, видя, что фотографы иногда делали совершенно другие лица, чем были у заказчиков.

Его фотографии отличаются своей реальной исторической ценностью, но не только для России, но и для всего мира.

Выставки как способ интенсивного влияния фотографии на социум

На фотографии Иркутска всегда смотришь с замиранием сердца– это красивый, необычный, волнующий умы город. Если одна фотография может раскрыть его так, то что будет, если просмотреть выставку?

Жители города Иркутска, как никто другой понимает уникальность нашего города, знает историю многих наших улочек, памятников и культурных домов. Для многих других же этот город просто проездная точка к озеру Байкал или наоборот в глубь России. На самом деле этот город, именуемый «Серединой земли»¹⁰ загадочен, в нём можно найти архитектурные постройки схожие с Петербургскими или Московскими, достопримечательностями, известными на всю Россию. Иркутский фотограф Анатолий Бызов, захотел осветить тему красоты столицы Восточной Сибири в новой выставке «Иркутск. Притяжение времени».¹¹

Просматривая фотовыставку, можно увидеть Иркутск таким, каким люди его чаще всего не замечают. Город, наполненный солнцем, блистательный в зимних снежных одеждах, расцвеченный осенними листьями. Город с тихими двориками возле старых покосившихся домов и шумными магистралями на фоне высоток. Хочется пройтись по нему, заглянуть в окна его домов, увидеть все солнечные блики в отражениях.

В альбом об Иркутске вошли 200 фотографий. На выставке представлена лишь небольшая часть из них.¹² Фотопутешествие по городу сопровождают отрывки из писем, дневников, воспоминаний об Иркутске разных веков. В залах галереи, вдоль стен, расположились аутентичные деревянные ставни от старых иркутских домов, которые используются, как фоторамки. Это тоже придаёт нужной атмосферы и неповторимости.

Эта выставка позволяет жителям города по-новому взглянуть на Иркутск, вместо привычных всем улиц, можно увидеть дворики, в которые раньше не заходили или привычные нам памятники, архитектурные постройки, но в сильный снег или в полдень.¹³ Такую красоту стали реже замечать. Возможно, она сподвигнет горожан ещё раз прогуляться по городу.

Выставка будет полезна и туристам. Иркутск город живописный, многое можно узнать из этих фотографий.¹⁴

Фотопутешествие на выставке сопровождают отрывки высказываний, писем, дневников, воспоминаний об Иркутске Александра Радищева, Антона Чехова, Александра Брезина, Ильи Глазунова, Владимира Обручаева и Валентина Распутина.

Важно сказать, что не только города отличаются своей уникальностью, но и люди. Понять неповторимость человека помогает сделать фотопроект «Как выглядят люди» авторства Михаила Шестакова. Сама фотовыставка находится в Санкт-Петербурге, на площади Восстания или в онлайн приложении ВК.

Фотопроект рассказывает истории людей, изображённых на фотографиях.

Например судьба девушки с врождёнными вывихами обоих тазобедренных суставов.¹⁵

Или тех, на кого на улицах российских городов будут смотреть из-за яркого цвета волос¹⁶, татуировок¹⁷ или пирсинга¹⁸.

Морщины старческие¹⁹ или же мимические²⁰, это тоже особенности человеческого тела, делающие его уникальным.

Комплексом для людей порой являются собственные веснушки²¹, витилиго²² однако они лишь прибавляют солнечности и яркости вашим эмоциям.

К слову об эмоциях, их проявление, иногда воспринимается тяжело, но это не значит, что их нужно сдерживать.

В этом фотопроекте раскрываются темы комплексов человека по поводу своей внешности, проявления эмоций, реакции общества на внешность. Но основной мыслью является расширение общественного сознания по поводу рамок социально-приемлемой внешности.

Заключение

Фотография непосредственно оказывает воздействие на развитие общества, с её помощью совершенствуются науки (астрономия, физика, география…), меняется восприятие не только быта человека, но и культурных особенностей развития общества.

Фотография помогает продвижению всемирной истории, истории стран, регионов, освещает социально-значимые проблемы (военные конфликты, бедность). И сама продвигается, как наука, и как искусство.

Список литературы:

Вершовский А. К. ''Street-фотография''/ Вершовский А.К. Москва: Издательство Дабл Вижн, 2012 год.– 204 стр. ISBN: 978-5-905773-01-3

Истмен Д. Собрание Дома ''История фото с 1839 года''/ Истмен Д. Москва: Издательство: Арт-родник, 2010 год.– 766 стр. ISBN: 978-5-404-00156-3

Клейгорн М. ''Портретная фотография''/ Клейгорн М. Москва: Издательство: Эксмо, 2007 год.– 144 стр. ISBN: 5-699-10059-8

''Военный фотограф'' (фильм); режиссер: Кристиан Фрай, страна: Швейцария, год выпуска: 2001, длительность– 96 мин

Хеймен К. ''Пейзажная фотография''/ Хеймен К. Москва: Издательство: Добрая книга, 2011 год.– 192 стр. ISBN: 978-5-98124-551-0

Фотография. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

"Середина земли" – Название (именование) Иркутска в песне "Любимый Иркутск"

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13

Приложение 14

Приложение 15

Приложение 16

Приложение 17

Приложение 18

Приложение 19

Приложение 20

Приложение 21

Приложение 22

Просмотров работы: 34