Актуальность. В современной психологии успех рассматривается как одна из важных ценностей современного общества (Собкин, Буреломова, 2012; Реан, 2016). Понимание успеха приобретает особое значение именно в подростковом периоде, в момент активного формирования системы ценностей. Понимание успеха влияет на постановку целей и оценку своих достижений, что крайне важно для формирования представлений подростка о себе и своей жизни, его психологического благополучия в целом (Абульханова-Славская, 1991; Божович, 1997; Эльконин, 1989). В связи с этим вопросом о том, какое влияние представления подростков об успехе оказывают на формирование их личности и, в частности, самооценки и на формирование жизненных планов, приобретает особую актуальность. Изучение успеха проводится в основном в социальной психологии и психологии труда, где анализируются факторы и модели профессиональной успешности в зрелом возрасте (Клочкова, 2003; Теплинских, 2007, Тодышева, 2008; Рикель, 2012). В таких работах успех рассматривается совершенно по-разному. Например, как «достижение значимой цели с учетом преодоления препятствий на ее пути» (Тодышева, 2008, С. 224) или как «характеристика переживания индивидом результата собственных действий (Теплинских, 2007, С. 92). Многие авторы не проводят различий между понятиями успеха и успешности, однако понятие успеха чаще соотносится с понятием результата какой-либо деятельности, а понятие успешности – с личностью и ее свойствами (Рикель, 2012)
Объект исследования: реальные достижения.
Предмет исследования: факторы реальных достижений подростков.
Цель: исследовать факторы реальных достижений успешных подростков на примере научного общества обучающихся «КвадроЦИКЛ».
Задачи исследования: изучить теоретические подходы к анализу обозначенной проблематики; охарактеризовать интеллектуально успешных подростков как особую социальную группу; дать общую характеристику научного общества обучающихся «КвадроЦИКЛ»; определить факторы реальных достижений интеллектуально успешных подростков на основе социологического исследования научного общества обучающихся «КвадроЦИКЛ»; сформировать стратегии формирования детерминантов реальных достижений интеллектуально успешных подростков.
Гипотеза: среди факторов реальных достижений успешных старших школьников будут доминировать субъективные (внутренняя мотивированность, желания и потребности самого индивида).
Эмпирическая основа исследования:Тест структуры интеллекта Амтхауэра (Intelligenz – Struktur–Test, IST), в адаптации В.Н. Намазова и А.Н. Жмырикова, для выявления уровня отдельных интеллектуальных способностей и показателя IQ.Методика «Незаконченные предложения» Сакса-Леви. Тест «Необычное использование предмета» Дж. Гилфорда, в адаптации И.С. Авериной и Е.И. Щеблановой. Сокращенный вариант изобразительной батареи теста креативности П. Торренса «Завершение картинок», в адаптация А.М. Матюшкина. Опросник креативности Резнулли. Опросник В. Гербачевского. Шкала самоэффективностиШварцер, Р., Ерусалем, М., Ромек, В. Г. Русская версия шкалы общей самоэффективности. Диагностика общей самооценки (опросник Г.Н. Казанцевой). Стратегии самоутверждения личности (Е.П.Никитин, Н.Е.Харламенкова).
Генеральная совокупность: интеллектуально и творчески успешные подростки. Признаки выборочной совокупности: тип деятельности. Объем выборки: обучающиеся 10-11 классов в возрасте 16-17 лет, N-27 человек, обучающихся в старших классах.
Методы исследования: анкетирование, анализ, обобщение, сравнение.
Степень научной разработанности темы: важную роль в формировании мотивации достижения успеха у подростков оказывает социальная среда. Данная проблема была изучена многими учеными, например, Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, Л.Ф. Обуховой, С.А. Беличевой, А.М. Прихожан, Л.М. Семенюк, В.С. Собкиным, А.Г. Лидерсом, Т.В. Корниловой. Е.А. Александрова, С.О. Кожакина подчеркивают значение инвариантных и вариативных функций педагога, создающих условия оптимального формирования социальной успешности подростков. Н.Ю. Варламова высвечивает ценность социальной успешности как социально значимой особенности личности, эффективно содействующей социализации и обретению уверенности, достоинства и самоуважения на каждом этапе жизни индивида.
Научная новизна: проведено эмпирическое исследование среди старших школьников МБОУ «СОШ№10» для выявления факторов реальных достижений успешных подростков на примере научного общества обучающихся «КвадроЦИКЛ».
Практическая значимость: материалы проведенного исследования могут быть использованы для проектных работ, а также для проведения классных часов.
Теоретико-методологическая база. «Успешность» – понятие, которое является не только общим и часто употребляемым в повседневной жизни термином, но и объектом исследования социальной психологии. Само содержание этого понятия имеет одинаковый смысл, как в научных, так и в самых широких социальных кругах. Основа данного понятия состоит на двух параметрах – достижение, а также социальная оценка в форме социального признания. Если первое может быть выражено в некоторых вещественных категориях, таких как деньги или вещественные ценности, то слияние достижения с социальной оценкой принимает выражение социального признания, которое может иметь воплощение в признании высоких личностных, профессиональных, духовных и прочих качеств человека.
Таким образом, образуется взаимосвязь определенных качеств конкретно взятого человека или группы людей, которые выделяются в категорию – «социально желательные» и «признаваемые». Так, в работе «Социально-психологические характеристики успешности региональной элиты» [1]отмечается, что существуют не только представления об успешности или критерии, определяющие данное понятие, но и те факторы, которые были названы детерминантами, т. е. определяющими для получения общественного признания. Исследование позволило классифицировать (структурировать) детерминанты по основаниям: соответствие физическому, социальному, психологическому, духовному уровням жизни; отнесенность к социокультурному или субъективно-личностному классу детерминант.
Данные основания предполагают слияние в понятии «успешность» как социального наполнения данного понятия. Таким образом, существуют субъективно-личностные и социокультурные детерминанты успешности. При этом субъективно-личностные детерминанты успешности имеют бóльший потенциал для осознанного достижения состояния успешности.
Успешность при всей своей социальной значимости для личности в её самореализации формируется на определенных этапах онтогенеза и связана с условиями развития самосознания. По мнению преобладающего большинства отечественных психологов особо значимым в формировании самосознания является подростковый возраст (Л.И.Божович [2], Л.С.Выготский[3], И.В.Дубровина[4], И.С.Кон[5], А.В.Мудрик[6], А.А.Прихожан[7], B.C.Собкин[8], Д.И.Фельдштейн[9] и др). Развитие самосознания подростка связано с социальной ситуацией развития, с самоопределением подростка, с процессами ролевой идентификации, с самореализацией, что обуславливает формирование образов и представлений самосознания подростка.
Наибольший интерес представляют индивидуально-психологические особенности учащихся, которые обусловливают его обучаемость или возможности к обучению, а также успешность учебной деятельности.
Общепризнанно, что индивидуально-психологические особенности учащихся составляют основу обучаемости, которую принято определять через индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе активного взаимодействия с преподавателем. Вместе с тем, среди исследователей нет единства в понимании обучаемости, отсюда и разнообразие ее признаков и показателей. При всех различиях в подходах к пониманию обучаемости, в соответствующих исследованиях можно выделить несколько групп факторов, которыми она обусловливается: познавательные возможности учащегося; личностные особенности; отношения ученика к усваиваемому учебному материалу, к учебной группе и преподавателю; качества, определяющие возможности общения и соответствующие проявления личности.
Интеллектуально успешными подростками являются подростки, добивающиеся высоких результатов при участии в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах. Именно с этой группой связаны надежды современного общества, поскольку сегодняшние подростки станут активными строителями будущего.
Вопрос о реализации в будущем интеллектуально успешными подростками их интеллектуального и творческого потенциала является крайне важным для современного общества, и поэтому сопровождение подростков из этой группы на базе образовательных организаций становится одним из приоритетных направлений работы психолога-практика. В свою очередь, это требует всестороннего изучения социально-психологических и личностных особенностей интеллектуально успешных подростков. [10]
Основное содержание
Научное общество обучающихся «КвадроЦИКЛ»: общая характеристика
В 2004 г. родилась идея создать научное общество на базе МБОУ «СОШ №10». Научное общество «КвадроЦИКЛ» реализует свою деятельность по следующим направлениям: «Этнография и краеведения», «Социология и психология», «Биология и химия», «Русский язык и литература», «Информатика и математика», «Экономика».
Учителя, которую ведут работу с одаренными детьми в МБОУ «СОШ №10», преподают обществознание историю, русский язык и литературу, математику, информатику, иностранный язык, химию, ОБЖ.
С 2007 г. Приказом Комитета Алтайского края г. Славгорода по образованию МБОУ «СОШ №10» был присвоен статус базовой школы по организации работы с одаренными детьми. Так, МБОУ «СОШ №10» выступает посредником между школами муниципального образования г. Славгорода и краевой программой «Будущее Алтая». На базе МБОУ «СОШ №10» проходят обучающие стажировки и семинары по организации работы с одаренными детьми, а также конференции, олимпиады и форумы.
Первый успех пришел в 2007 г. , когда ученик был отобран для участия во Всероссийской конференции «Шаг в Будущее». Интенсивная работа, ежемесячные консультации с экспертами программы «Будущее Алтая» дал самый высокий результат – Диплом I степени. На следующий год была отобрана ученица на секции «Социология и психология», результат которой был такой же высокий - Диплом I степени. В 2013 г. покорять Москву на конкурсе «Шаг в Будущее» были отобраны две школьницы. Ученицы выступали на секции «Социология и психология» и стали дипломантами II степени. В 2014 г. была отобрана участница «КвадроЦикл» на секцию «Этнография и краеведения», где была отмечена Дипломом II степени. В 2015 году обучающающаяся на Всероссийском конкурсе «Шаг в Будущее» стала дипломантом I степени на секции «Социология и психология». В 2018 г. почетное III место на Всероссийской конференции на секции «Социология и психология» получила учащаяся общества. На международном форуме научной молодежи «Шаг в будущее» в 2022 г. победителем стал член «КвадроЦикл» получивший нагрудный знак, также его обладательницей является десятиклассница, ставшая призером на секции «Психология».
Помимо «Шаг в Будущее» ученики МБОУ «СОШ №10» представляли свои научно-исследовательские работы и на других всероссийских конкурсах: «Созвездие», «Юность. Наука. Культура», «Национальное достояние России».
Последние три года наблюдается тенденция увеличения качества раскрытия и разработки научно-исследовательских работ обучающихся МБОУ «СОШ №10». С 2018 г. по 2022 г. в образовательном центре «Сириус» в г. Сочи побывали 7 участников общества «КвадроЦикл» на площадках «Генетика, персонализированная и прогностическая медицина», «Когнитивные исследования»,«Умный город». Таблица участия в конференциях, конкурсах и мероприятиях разных уровней приведена в приложении (Приложение 1, таблица 1). Анализ таблицы позволил составить список детей, относящихся к категории интеллектуально и творчески успешные подростки, которые составят объем выборки.
Выявление факторов реальных достижений успешных подростков: социологическое исследование на примере научного общества обучающихся «КвадроЦИКЛ»
На основе анализа и объединения трудов двух авторов С.В. Дружининой, к. псих. н. «Интеллект, креативность и личностные свойства как факторы реальных достижений» и Лесиной Л.А., к.соц. н. «Лидерство в образовании: социологический анализ» был выработан инструментарий для проведения эмпирического исследования, который представлен в приложении (Приложение 2, таблица 2).
Проанализировав портфолио успешных школьников и изучив участия в конференциях, конкурсах и мероприятиях разных уровней, научное общество было разделено на две группы: в первую входят ученики, занимающиеся творческой деятельностью - творчески одаренные школьники (далее ТОШ)-33.3%, а во вторую входят участники интеллектуальной деятельности- интеллектуально одаренные школьники (далее ИОШ)-66.7%. (Приложение 2, рисунок 1)
Показатель-ИНТЕЛЛЕКТ
Изучив результаты теста «Незаконченные предложения» Сакса-Леви (Приложение 3, таблица 3, рисунок 2) и сделав выводы об установках успешных школьников, выявив признаки внутриличностных и межличностных конфликтов, выяснилось, что для представителей ТОШ и ИОШ фигура матери играет важную роль в их жизни, для школьников важно ее присутствие и поддержка (ТОШ-7,2 б.; ИОШ-6,2 б). Также выделяется отношение к вышестоящим лицам, что говорит об уважении со стороны испытуемых, о чувстве, что начальство тоже воспринимает их надлежащим образом (ТОШ-6,7 б; ИОШ-5,8 б.). Респонденты ТОШ и ИОШ при мыслях о прошлом чувствуют себя свободно, испытывают положительные чувства, предаются воспоминаниям о достижениях, что мотивирует ставить для себя новые задачи (ТОШ-5,9 б.; ИОШ-6,1б.). В ТОШ имеет свое значение отношение к лицам противоположного пола (ТОШ-6,2 б.), а также наличие друзей (ТОШ-8 б), для ТОШ важно, чтобы круг их окружения был способен разделять их интересы, для них необходимо наличие хороших взаимных чувств, как для представителей творческой деятельности, для школьников важно обсуждение разнообразных жизненных аспектов,. В ИОШ выделяется отношение к семье, для респондентов семья играет важную роль, она способна мотивировать их, подавать идеи, оказывать содействие в их реализации (ИОШ-5,6 б). Заметно, что представители ИОШ чувствуют, что способны выполнять руководящую работу и хорошо воспринимаются подчиненными (ИОШ-5,6 б.). Среди компонентов с низкими значениями у групп научного общества выделяются: страхи и опасения (ТОШ-0,6 б.; ИОШ-1,8 б), что говорит об отсутствии у школьника явно выраженных тревог и беспокойств; сексуальные отношения, которые не развиты у опрашиваемых, и в которых они не нуждаются (ТОШ-0,9 б.; ИОШ-2,8 б.); чувство вины, которым они не обеспокоены или испытывают его крайне редко (ТОШ-0,6 б.; ИОШ-0,7 б). Для ИОШ нереализованные возможности не являются преградой и предметом стыдливости, школьники стараются добиться своего и не зацикливаться на неудачах (ИОШ-2,8 б.).
Показатель-КРЕАТИВНОСТЬ
Результаты опросника креативности Резнулли приведены в приложении (Приложение 4, таблица 4, рисунок 3,4). Проанализировав, выделенные группы, выяснилось, что у ТОШ отсутствуют очень низкий и низкий уровни креативности в отличие от ИОШ, количество респондентов с данным показателем составляет 5,5% идентично. Большинство учеников, состоящие в ИОШ обладает средним уровнем креативности-50%, а в ТОШ, наоборот, средний показатель встречается у меньшей части опрашиваемых-22,2%. 44,5% участникам ТОШ присущ очень высокий уровень креативности, высокий 33,3% испытуемых, в ИОШ высокий уровень встречается чаще-40%.
В тесте «Необычное использование предмета» Дж. Гилфорда, в адаптации И.С. Авериной и Е.И. Щеблановой (Приложение 5, таблица 5, рисунок 5,6) выявилось, что в группе ТОШ высокий уровень креативности присутствует у 66,7% испытуемых, во второй группе количество школьников с тем же показателем отличается-61,1%. Высокий уровень показателя позволяет предполагать и более высокий уровень креативности в целом. У респондентов имеется способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения. Высокие значения говорят о высокой информированности, неограниченности интеллектуального развития и о высокой мотивации, характерны для учащихся с высокой успеваемостью, для тех, кто способен к изобретательской и конструктивной деятельности. Заметим, что низкий уровень креативности выше в ИОШ -38,9%, а в ТОШ 33,3% респондентов. Низкие значения беглости могут наблюдаться у заторможенных, инертных или недостаточно мотивированных испытуемых, могут свидетельствовать о ригидности (вязкости) мышления, низкой информированности, ограниченности интеллектуального развития или низкой мотивации.
Результаты теста креативности П. Торренса «Завершение картинок» показаны в приложении (Приложение 6, таблица 6 , рисунок 7,8). Большинство участников, входящих в группы ТОШ и ИОШ обладают средним уровнем креативности-66,7% и 61,1% соответственно. Показатель несколько выше нормы представлен у 11,1% в ТОШ, в ИОШ количество респондентов с данным показателем больше-22,2%. Показатель выше нормы встречается чаще в ТОШ -22,2%, в ИОШ количество испытуемых с данным уровнем креативности составляет 16,7%.
Проанализировав результаты опросника Гербачевского (Приложение 7, таблица 7 , рисунок 9), можно выделить несколько компонентов мотивационной структуры в каждой группе. В ТОШ выделяются следующие компоненты: внутренний мотив, выражающий увлеченность школьников творческой деятельностью, приносящей им удовольствие, присутствуют собственные побуждения к выполнению определенных заданий; значимость результатов обусловлена тем, что школьники придают личностную значимость результатам деятельности; мотив самоуважения проявляется в стремлении субъекта ставить более трудные цели и в добивании престижного места; инициативность характерна для участников из-за их энтузиазма, они производят новые идеи, которые воплощаются в различных сферах; намеченный уровень мобилизации усилий важен для представителей данной группы по причине того, что при выполнении творческой деятельности для них необходимо успешное выполнение задачи. Также в ТОШ имеются и низкие значения: сложность задания, это говорит о возможности субъектов преодолевать объективную сложность задания, поскольку школьники являются творчески одаренными, они обладают подвижным сознанием и способны к генерации множества идей; закономерность результатов выражает соблюдение определенных принципов, но для достижения целей ученики предпочитают разнообразные способы развития своей деятельности; мотив к смене текущей деятельности раскрывает переживаемые субъектом тенденции к прекращению работы, которой он занимается в настоящее время, о школьниках можно сказать, что текущая деятельность их интересует, и мысли об ее смене посещают респондентов нечасто. Заметим, что в ИОШ высокие значения имеются в таких компонентах: оценка своего потенциала, мотив самоуважения, значимость результатов, познавательный и внутренний мотивы. Оценка своего потенциала показывает общность навыков, позволяющая повышать эффективность своей работы и реализовывать поставленные задачи. Познавательный мотив проявляется в стремлении к самообразованию, выходу за пределы школьной программы. Учебные действия перерастают в методы научного познания, способствуя сознанию учебной деятельности с элементами исследовательской. Низкий балл присутствует в следующих компонентах: сложность задания, закономерность результатов, мотив избегания, свидетельствующий о боязни показать низкий результат со всеми вытекающими из этого последствиями. Данный показатель указывает на готовность школьников работать над своими ошибками, не боясь осуждения и добиваясь поставленных целей. Сравнивая эти две группы можно заметить определенные сходства и различия. Сходство заключается в таких компонентах мотивационной системы: внутренний мотив (ТОШ-17,6 б.; ИОШ-18,3 б.), мотив самоуважения( ТОШ-17,2 б.; ИОШ-18,9 б.), значимость результатов (ТОШ-17,4 б.; ИОШ-18,7 б.). Различия в ТОШ наблюдаются в намеченном уровне мобилизации усилий (17 б.), инициативности (17,3 б.). В ИОШ отличия имеются в познавательном мотиве(18,5 б.) и оценке своего потенциала(19,3 б.).
Показатель- ЛИЧНОСТНЫЕ СВОЙСТВА
При проведении диагностики общей самооценки (опросник Г.Н. Казанцевой), результаты представлены в приложении (Приложение 8, таблица 8, рисунок 10,11) выявилось, что в группах наблюдаются два уровня самооценки. В ИОШ участников со средним показателем больше-66,7%, чем в ТОШ, где количество респондентов с данным уровнем составляет 55,6%, это говорит о том, что человек редко страдает от «комплекса неполноценности» и время от времени старается подладиться под мнения других. 44,4%, входящие в ТОШ и 55,6% в ИОШ обладают низким уровнем самооценки, школьники болезненно переносят критику в свой адрес, стараются всегда считаться с мнениями других и часто страдают от «комплекса неполноценности».
Результаты шкалы самоэффективности показаны в приложении (Приложение 9, таблица 9, рисунок 12,13). У людей с низким показателем часто обнаруживается низкая самооценка, пессимистические мысли о собственных достижениях, в ТОШ с данным показателем присутствует 11,1%, в ИОШ низкий уровень более выражен среди школьников-33,3%. Большинство респондентов, входящих в ТОШ, имеют средний показатель самоэффективности-55,5%, в отличие от ИОШ, где преобладающим показателем является высокий-44,5%. Люди со средним показателем считают себя владеющими профессиональными компетенциями, в то же время у них нет уверенности, что полученные знания, навыки и умения смогут им пригодится в будущей профессиональной деятельности. Школьники с высокой самоэффективностью предпочитают браться за более сложные задачи, они ставят более высокие цели и упорнее добиваются их.
Изучая результаты стратегии самоутверждения личности (Е.П.Никитин, Н.Е.Харламенкова) у успешных школьников (Приложение 10, таблица 10, рисунок 14), выяснилось, что в ТОШ и ИОШ участники имеют стратегию самоподавления и конструктивного самоутверждения- 33,3% и 66,7 соответственно, процентное соотношение идентично. Стратегия самоподавления (самоотрицания) может проявляться в конформной установке по отношению к группе, в поиске сильного лидера, полизависимости, в проявлении гиперответственности, мазохизма и др. У представителей данной группы доминирует механизм отрицания. Стремление к самораскрытию и самовыражение имеет низкие значения. Стратегия конструктивного самоутверждения , как правило, проявляется в умении решать проблемы, склонности к обоснованному риску, в спонтанном проявлении свих способностей, в творчестве. Лица с выраженным конструктивным самоутверждением используют разные механизмы психологической защиты, но чаще всего прибегают к зрелым способам защиты, например, идентификации. Для них характерно стремление к самораскрытию и самовыражению.
Заключение
Проанализировав портфолио успешных школьников и изучив участия в конференциях, конкурсах и мероприятиях разных уровней, научное общество было разделено на две группы: в первую входят ученики, занимающиеся творческой деятельностью - творчески одаренные школьники, а во вторую входят участники интеллектуальной деятельности- интеллектуально одаренные школьники.
Для ТОШ важно, чтобы круг их окружения был способен разделять их интересы, для них необходимо наличие хороших взаимных чувств, как для представителей творческой деятельности, для школьников важно обсуждение разнообразных жизненных аспектов,. В ИОШ выделяется отношение к семье, для респондентов семья играет важную роль, она способна мотивировать их, подавать идеи, оказывать содействие в их реализации.
Сравнивая эти две группы можно заметить определенные сходства и различия. Сходство заключается в таких компонентах мотивационной системы: внутренний мотив (ТОШ-17,6 б.; ИОШ-18,3 б.), мотив самоуважения (ТОШ-17,2 б.; ИОШ-18,9 б.), значимость результатов (ТОШ-17,4 б.; ИОШ-18,7 б.). Различия в ТОШ наблюдаются в намеченном уровне мобилизации усилий (17 б.), инициативности (17,3 б.). В ИОШ отличия имеются в познавательном мотиве(18,5 б.) и оценке своего потенциала(19,3 б.).
Изучая результаты стратегии самоутверждения личности у успешных школьников, выяснилось, что в ТОШ и ИОШ участники имеют стратегию самоподавления и конструктивного самоутверждения- 33,3% и 67,7 соответственно, процентное соотношение идентично.
Список литературы
[1] Головчанова Н.С. Социально-психологические характеристики успешности региональной элиты: Дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2010. 244 с.
[2] Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности // Вопросы психологии.- 1976.- № 6.- С. 34.
[3] Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.- С. 13-223
[4] Дубровина, И. В. Семья и социализация ребенка / Дубровина, И. В. // Мир психологии. – 1998. – № 1. – С. 54–59.
[5] Кон И.С. Социологическое пособие / Н.В. Клюева, Н.С. Головчанова; Яросл. гос. ун-т. им. П.Г. Демидова. Ярославль : ЯрГУ, 2009. - 120 с.
[6] Мудрик А.В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. М.: Знание, 1979.- 39 с.
[7] Прихожан А.М. Школьная тревожность и самооценка в старшем подростковом возрасте //
Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. М., 1984. С.76-88.
[8] Собкин B.C., Шмелев А.Г. Психосемантическое исследование актуализации социально-ролевых
стереотипов // Вопросы психологии. 1986. № 1. С.124-137.
[9] Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. - М.: Изд-во «Институт практической
психологии»; Воронеж: ППО «МОДЭК», 1996. -512с/
[10] Кондратьев М.Д. Психологическое сопровождение интеллектуально успешных подростков с разным интрагрупповым статусом // Социальная психология и общество. 2019. Т.10. № 2. С. 175—183. doi:10.17759/sps.2019100213
Приложения
Приложение 1
Таблица 1. Участие учащихся МБОУ «СОШ № 10» в конференциях, конкурсах и мероприятиях за 2021/2022 учебный год
№ п/п |
Мероприятие |
Количество |
Результативность |
1 |
Федерально-окружные соревнования программы «Шаг в будущее» по Сибирскому и Дальневосточному федеральным округам Российской Федерации |
Участники – 15 Победители – 1 Призеры – 10
|
73,3%
|
2 |
V Всероссийский конкурс, посвящённый Дню героев Отечества «Герои России моей!» |
Участники – 1 Победители – 1
|
100%
|
3 |
Краевая техническая биеннале юных дизайнеров «От идеи до проекта» |
Участники – 3 Призер – 1 |
33,3%
|
4 |
Конкурс «Кибербезопасная школа Алтая» |
Участники – 3 Призеры – 3 |
100%
|
5 |
Онлайн викторина «Устройство беспилотного летательного аппарата» |
Участники – 1 Победители – 1 |
100% |
6 |
Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ имени Д.И.Менделеева |
Участники – 2 Финалисты – 2
|
100%
|
7 |
Всероссийский конкурс достижений талантливой молодежи «НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ» |
Участники – 3 Победители – 1 Призеры – 2 Серебряный знак – 1 |
100%
|
8 |
Всероссийский конкурс «Юность, наука, культура (зимний конкурс)» |
Участники – 14 Победители – 7 Призеры – 7 |
100%
|
9 |
Всероссийская историческая викторина, посвящённая истории разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве «Огонь и сталь. Священные руины Сталинграда...» |
Участники – 3 Призеры – 3
|
100%
|
10 |
IХ региональная конференция «Мой выбор – НАУКА!» |
Участники – 5 Победители – 1 Призеры – 2 |
60%
|
11 |
Международный конкурс по экологии «Зеленая планета» |
Участники – 11 Победители – 6 Призеры – 3 |
81,8%
|
12 |
Международный форум научной молодежи «Шаг в будущее» |
Участники – 6 Победители - 1 Призеры – 4 Нагрудный знак – 2 |
83,3%
|
13 |
Краевой конкурс медиа-проектов |
Участники – 7 Победители – 1 Грамоты – 2 |
42,8%
|
14 |
ХIII Всероссийская конференция учащихся «Юность, наука, культура - Сибирь-2022» |
Участники – 1 Призеры – 1 |
100%
|
15 |
XXIX Всероссийский детский конкурс «Первые шаги в науке» (отборочный этап) |
Участники – 2 Победители – 2 |
100%
|
16 |
XXIX Всероссийский детский конкурс «Первые шаги в науке» (заключительный этап) |
Участники – 1 Победители – 1 и серебряный знак |
100%
|
17 |
VI Всероссийский конкурс исследовательских работ, рефератов и проектов «Изучаем и исследуем» |
Участники – 22 Победители – 11 Призеры – 8 |
86,3%
|
18 |
Всероссийский конкурс научно-исследовательских проектов, обучающихся «Мы – интеллектуалы XXI века» |
Участники – 1 Призеры – 1 |
100%
|
19 |
Международный туристский форум «VISIT//ALTAI» |
Участники – 1 Призеры – 1 |
100%
|
20 |
Заключительный этап Всероссийского конкурса научно-технических проектов «Большие вызовы» |
Участники – 2 Призеры – 2
|
100%
|
21 |
Краевая конференция «Будущее Алтая» |
Участники – 23 Победители – 5 Призеры – 10 Грамоты – 8 |
100%
|
22 |
XXXII Всероссийская олимпиада по окружающему миру «Рыжий кот» |
Участники – 1 Победители – 1 |
100%
|
23 |
Всероссийский конкурс «Инженер звучит гордо!» |
Участники – 2 Победители – 2 |
100%
|
24 |
Конкурс «Креативная мастерская Деда Мороза» |
Участники –4 Победители – 2 Призеры – 2 |
100%
|
25 |
Конкурс «Мой любимый «Кванториум» |
Участники – 10 Победители – 2 Призеры –8 |
100%
|
Приложение 2
Таблица 2. Инструментарий для проведения эмпирического исследования
№ п/п |
Показатель |
Методика |
Сроки реализации |
|
1 |
Интеллект |
Уровень концептуальной сложности индивидуальной понятийной системы |
Методика «Незаконченные предложения» Сакса-Леви |
10.10.2022 |
2 |
Креативность |
Вербальная креативность |
Тест «Необычное использование предмета» Дж. Гилфорда, в адаптации И.С. Авериной и Е.И. Щеблановой |
11.10.2022 |
Невербальная креативность |
Сокращенный вариант изобразительной батареи теста креативности П. Торренса «Завершение картинок», в адаптация А.М. Матюшкина |
14.10.2022 |
||
Реальные творческие достижения |
Опросник креативности Резнулли |
10.10.2022 |
||
Уровень притязаний |
Опросник В. Гербачевского
|
10.10.2022 |
||
3 |
Личностные свойства |
Самоэффективность |
· Шкала самоэффективности Шварцер, Р., Ерусалем, М., Ромек, В. Г. Русская версия шкалы общей самоэффективности |
11.10.2022 |
Самооценка |
Диагностика общей самооценки (опросник Г.Н. Казанцевой) |
11.10.2022 |
||
Самоутверждение |
Стратегии самоутверждения личности (Е.П.Никитин, Н.Е.Харламенкова) |
12.10.2022 |
Рисунок 1. Две группы научного общества.
Приложение 3
Таблица 3. Тест «Незаконченные предложения» Сакса-Леви.
Группа |
Код |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
|
|
Отношение к отцу |
Отношение к себе |
Нереализованные возможности |
Отношение к подчиненным |
Отношение к будущему |
Отношение к вышестоящим лицам |
Страхи и опасения |
Отношение к друзьям |
Отношение к своему прошлому |
Отношение к лицам противоположного пола |
Сексуальное отношение |
Отношение к семье |
Отношение к сотрудникам |
Отношение к матери |
Чувство вины |
ТОШ
|
А-1 |
4 |
6 |
3 |
5 |
6 |
6 |
2 |
8 |
4 |
6 |
-1 |
8 |
5 |
8 |
0 |
А-7 |
4 |
6 |
5 |
5 |
5 |
7 |
6 |
6 |
8 |
8 |
1 |
7 |
4 |
5 |
4 |
|
А-8 |
5 |
4 |
7 |
6 |
4 |
5 |
2 |
5 |
7 |
5 |
0 |
7 |
5 |
7 |
3 |
|
А-12 |
6 |
3 |
4 |
4 |
6 |
7 |
0 |
7 |
8 |
6 |
1 |
7 |
5 |
8 |
2 |
|
Б-1 |
7 |
3 |
6 |
1 |
3 |
8 |
-6 |
8 |
4 |
7 |
5 |
3 |
7 |
6 |
-6 |
|
В-4 |
4 |
5 |
4 |
7 |
6 |
7 |
1 |
6 |
4 |
3 |
2 |
4 |
5 |
8 |
0 |
|
В-6 |
4 |
5 |
3 |
7 |
6 |
7 |
0 |
6 |
4 |
8 |
-1 |
3 |
8 |
8 |
-2 |
|
В-7 |
-1 |
6 |
3 |
7 |
8 |
8 |
1 |
3 |
8 |
6 |
-1 |
7 |
8 |
7 |
1 |
|
В-8 |
3 |
4 |
1 |
7 |
8 |
5 |
-1 |
3 |
6 |
7 |
2 |
5 |
7 |
8 |
3 |
|
Ср. Арифмет. |
|
4 |
4,7 |
4 |
5,4 |
5,8 |
6,7 |
0,6 |
8 |
5,9 |
6,2 |
0,9 |
4,7 |
6 |
7,2 |
0,6 |
ИОШ |
А-2 |
6 |
7 |
2 |
6 |
7 |
7 |
3 |
7 |
7 |
5 |
2 |
7 |
6 |
8 |
1 |
А-3 |
3 |
7 |
2 |
4 |
5 |
5 |
3 |
7 |
8 |
6 |
3 |
6 |
4 |
7 |
2 |
|
А-4 |
5 |
8 |
1 |
7 |
6 |
8 |
2 |
8 |
5 |
4 |
3 |
5 |
7 |
6 |
0 |
|
А-5 |
7 |
6 |
4 |
5 |
8 |
5 |
5 |
6 |
5 |
4 |
3 |
5 |
7 |
7 |
-1 |
|
А-6 |
8 |
5 |
1 |
8 |
7 |
7 |
3 |
7 |
6 |
7 |
3 |
8 |
6 |
8 |
2 |
|
А-9 |
6 |
5 |
2 |
6 |
6 |
6 |
1 |
4 |
6 |
8 |
4 |
8 |
8 |
8 |
2 |
|
А-10 |
7 |
2 |
3 |
7 |
8 |
8 |
-1 |
8 |
7 |
4 |
2 |
6 |
7 |
6 |
1 |
|
А-11 |
5 |
4 |
5 |
8 |
8 |
5 |
-2 |
7 |
8 |
7 |
2 |
8 |
5 |
5 |
3 |
|
Б-2 |
5 |
2 |
3 |
6 |
2 |
3 |
-2 |
1 |
6 |
2 |
4 |
5 |
6 |
-7 |
-2 |
|
Б-3 |
6 |
5 |
6 |
5 |
0 |
1 |
3 |
4 |
7 |
0 |
0 |
3 |
4 |
7 |
0 |
|
Б-4 |
6 |
6 |
2 |
5 |
7 |
8 |
2 |
4 |
7 |
6 |
1 |
4 |
6 |
6 |
0 |
|
Б-5 |
5 |
4 |
2 |
8 |
5 |
6 |
1 |
4 |
8 |
8 |
3 |
6 |
8 |
5 |
2 |
|
Б-6 |
4 |
4 |
5 |
6 |
4 |
8 |
3 |
4 |
3 |
5 |
3 |
7 |
8 |
8 |
2 |
|
Б-7 |
7 |
8 |
4 |
5 |
4 |
7 |
3 |
5 |
7 |
5 |
4 |
3 |
6 |
8 |
1 |
|
Б-8 |
6 |
1 |
0 |
2 |
0 |
6 |
2 |
2 |
5 |
6 |
3 |
6 |
7 |
7 |
-1 |
|
В-1 |
3 |
6 |
3 |
5 |
7 |
4 |
5 |
3 |
8 |
5 |
4 |
3 |
5 |
8 |
1 |
|
В-2 |
-1 |
4 |
5 |
6 |
8 |
5 |
-2 |
5 |
7 |
4 |
2 |
5 |
5 |
7 |
0 |
|
В-3 |
6 |
3 |
1 |
5 |
3 |
6 |
2 |
6 |
6 |
7 |
5 |
6 |
6 |
6 |
-1 |
|
Ср. Арифмет. |
|
5,2 |
4,1 |
2,8 |
5,7 |
5,3 |
5,8 |
1,8 |
4,9 |
6,1 |
4,7 |
2,8 |
5,6 |
5,6 |
6,2 |
0,7 |
Рисунок 2. Результаты теста "Незаконченные предложения" Сакса-Леви.
Приложение 4
Таблица 4. Опросник креативности Резнулли.
Группа |
Код |
Баллы |
Показатель |
ТОШ |
В-4 |
22 |
Средний |
Б-1 |
24 |
Средний |
|
А-1 |
27 |
Высокий |
|
А-7 |
27 |
Высокий |
|
В-6 |
28 |
Высокий |
|
А-8 |
34 |
Очень высокий |
|
В-7 |
34 |
Очень высокий |
|
В-8 |
35 |
Очень высокий |
|
А-11 |
37 |
Очень высокий |
|
ИОШ |
В-2 |
15 |
Очень низкий |
В-3 |
20 |
Низкий |
|
Б-3 |
22 |
Средний |
|
Б-2 |
23 |
Средний |
|
Б-6 |
23 |
Средний |
|
Б-8 |
24 |
Средний |
|
А-2 |
25 |
Средний |
|
А-5 |
25 |
Средний |
|
Б-7 |
25 |
Средний |
|
А-9 |
26 |
Средний |
|
А-12 |
26 |
Средний |
|
Б-5 |
27 |
Высокий |
|
В-1 |
27 |
Высокий |
|
А-6 |
30 |
Высокий |
|
Б-4 |
30 |
Высокий |
|
А-4 |
31 |
Высокий |
|
А-10 |
32 |
Высокий |
|
А-3 |
33 |
Высокий |
Рисунок 3. Результаты опросника креативности Резнулли.
Рисунок 4. Результаты опросника креативности Резнулли.
Приложение 5
Таблица 5. Тест «Необычное использование предмета» Дж. Гилфорда, в адаптации И.С. Авериной и Е.И. Щеблановой.
Группа |
Код |
Баллы |
Значение |
ТОШ |
В-7 |
7 |
Низкие значения беглости могут наблюдаться у заторможенных, инертных или недостаточно мотивированных испытуемых, могут свидетельствовать о ригидности (вязкости) мышления, низкой информированности, ограниченности интеллектуального развития или низкой мотивации. |
А-11 |
10 |
||
А-8 |
11 |
||
А-7 |
15 |
Высокий уровень показателя позволяет предполагать и более высокий уровень креативности в целом. У респондентов имеется способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения. Высокие значения говорят о высокой информированности, неограниченности интеллектуального развития и о высокой мотивации, характерны для учащихся с высокой успеваемостью, для тех, кто способен к изобретательской и конструктивной деятельности. |
|
Б-1 |
16 |
||
В-4 |
17 |
||
В-6 |
19 |
||
В-8 |
22 |
||
А-1 |
23 |
||
ИОШ |
Б-5 |
7 |
Низкие значения беглости могут наблюдаться у заторможенных, инертных или недостаточно мотивированных испытуемых, могут свидетельствовать о ригидности (вязкости) мышления, низкой информированности, ограниченности интеллектуального развития или низкой мотивации. |
А-12 |
7 |
||
А-6 |
9 |
||
А-5 |
11 |
||
Б-4 |
11 |
||
Б-8 |
11 |
||
Б-8 |
11 |
||
А-3 |
15 |
Высокий уровень показателя позволяет предполагать и более высокий уровень креативности в целом. У респондентов имеется способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения. Высокие значения говорят о высокой информированности, неограниченности интеллектуального развития и о высокой мотивации, характерны для учащихся с высокой успеваемостью, для тех, кто способен к изобретательской и конструктивной деятельности. |
|
А-2 |
16 |
||
А-10 |
16 |
||
А-4 |
17 |
||
Б-2 |
17 |
||
Б-2 |
17 |
||
Б-3 |
18 |
||
А-9 |
19 |
||
В-3 |
19 |
||
В-1 |
20 |
||
Б-6 |
20 |
Рисунок 5. Результаты теста «Необычное использование предмета» Дж. Гилфорда.
Рисунок 6. Результаты теста «Необычное использование предмета» Дж. Гилфорда.
Приложение 6
Таблица 6. Сокращенный вариант изобразительной батареи теста креативности П. Торренса «Завершение картинок», в адаптация А.М. Матюшкина
Группа |
Код |
Баллы |
Показатель |
ТОШ |
Б-1 |
42 |
Норма |
А-1 |
45 |
Норма |
|
В-7 |
51 |
Норма |
|
А-7 |
55 |
Норма |
|
В-8 |
55 |
Норма |
|
В-6 |
59 |
Норма |
|
А-8 |
63 |
Несколько выше нормы |
|
А-12 |
68 |
Выше нормы |
|
В-4 |
69 |
Выше нормы |
|
ИОШ |
Б-5 |
42 |
Норма |
А-4 |
43 |
Норма |
|
Б-8 |
45 |
Норма |
|
Б-6 |
46 |
Норма |
|
А-3 |
50 |
Норма |
|
А-5 |
50 |
Норма |
|
В-1 |
52 |
Норма |
|
Б-2 |
54 |
Норма |
|
А-10 |
57 |
Норма |
|
Б-7 |
57 |
Норма |
|
А-2 |
60 |
Норма |
|
А-6 |
61 |
Несколько выше нормы |
|
Б-4 |
63 |
Несколько выше нормы |
|
А-9 |
65 |
Несколько выше нормы |
|
А-11 |
66 |
Несколько выше нормы |
|
Б-3 |
68 |
Выше нормы |
|
В-3 |
68 |
Выше нормы |
|
В-2 |
70 |
Выше нормы |
Рисунок 7. Результаты теста креативности П. Торренса «Завершение картинок».
Рисунок 8. Результаты теста креативности П. Торренса «Завершение картинок».
Приложение 7
Таблица 7. Опросник Гербачевского.
Группа |
Код |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
|
|
Внутренний мотив |
Познавательный мотив |
Мотив избегания |
Состязательный мотив |
Мотив смены деятельности |
Мотив самоуважения |
Значимость результатов |
Сложность задания |
Волевое усилие |
Оценка уровня достигнутых результатов |
Оценка своего потенциала |
Намеченный уровень мобилизации усилий |
Ожидаемый уровень результатов |
Закономерность результатов |
Инициативность |
ТОШ |
А-1 |
19 |
21 |
14 |
18 |
13 |
21 |
16 |
4 |
20 |
16 |
18 |
20 |
16 |
11 |
18 |
А-7 |
21 |
17 |
12 |
17 |
15 |
17 |
18 |
13 |
16 |
15 |
16 |
15 |
14 |
10 |
20 |
|
А-8 |
17 |
18 |
15 |
15 |
17 |
19 |
20 |
11 |
18 |
16 |
17 |
15 |
16 |
12 |
18 |
|
А-12 |
19 |
18 |
15 |
15 |
11 |
16 |
18 |
4 |
18 |
16 |
16 |
12 |
15 |
14 |
16 |
|
Б-1 |
12 |
11 |
14 |
14 |
16 |
15 |
15 |
11 |
12 |
15 |
11 |
16 |
16 |
14 |
11 |
|
Б-4 |
19 |
17 |
15 |
17 |
16 |
15 |
15 |
11 |
12 |
15 |
13 |
16 |
14 |
11 |
15 |
|
Б-6 |
18 |
17 |
16 |
17 |
12 |
14 |
20 |
17 |
9 |
13 |
16 |
19 |
12 |
15 |
18 |
|
Б-7 |
19 |
14 |
21 |
21 |
17 |
18 |
17 |
8 |
14 |
15 |
9 |
21 |
15 |
13 |
21 |
|
Б-8 |
14 |
18 |
15 |
16 |
15 |
20 |
18 |
6 |
16 |
16 |
18 |
19 |
18 |
12 |
19 |
|
Ср. арифмет. |
|
17,6 |
16,8 |
15,2 |
16,7 |
14,7 |
17,2 |
17,4 |
9,4 |
15 |
15,2 |
14,9 |
17 |
15,1 |
12,4 |
17,3 |
ИОШ |
А-1 |
19 |
21 |
14 |
18 |
13 |
21 |
16 |
4 |
20 |
16 |
18 |
20 |
16 |
11 |
18 |
А-2 |
21 |
19 |
15 |
16 |
15 |
20 |
20 |
19 |
11 |
19 |
17 |
19 |
18 |
12 |
20 |
|
А-3 |
18 |
20 |
13 |
19 |
17 |
17 |
18 |
10 |
18 |
20 |
18 |
19 |
17 |
14 |
19 |
|
А-4 |
17 |
20 |
16 |
15 |
20 |
20 |
19 |
11 |
21 |
17 |
21 |
14 |
17 |
9 |
21 |
|
А-5 |
20 |
18 |
14 |
13 |
14 |
18 |
21 |
16 |
17 |
20 |
17 |
16 |
19 |
11 |
17 |
|
А-6 |
19 |
16 |
15 |
18 |
11 |
16 |
17 |
12 |
20 |
21 |
18 |
13 |
20 |
13 |
18 |
|
А-9 |
16 |
19 |
17 |
14 |
16 |
21 |
19 |
9 |
15 |
18 |
20 |
17 |
15 |
11 |
16 |
|
А-10 |
18 |
21 |
13 |
19 |
18 |
18 |
14 |
7 |
21 |
15 |
18 |
16 |
21 |
8 |
15 |
|
А-11 |
21 |
20 |
14 |
21 |
13 |
20 |
16 |
12 |
15 |
17 |
21 |
14 |
18 |
12 |
13 |
|
Б-2 |
14 |
21 |
12 |
21 |
13 |
20 |
16 |
12 |
15 |
17 |
21 |
14 |
18 |
12 |
17 |
|
Б-3 |
15 |
14 |
12 |
15 |
16 |
15 |
11 |
4 |
13 |
12 |
13 |
15 |
11 |
15 |
17 |
|
Б-5 |
17 |
18 |
14 |
18 |
20 |
19 |
12 |
3 |
10 |
12 |
20 |
20 |
20 |
10 |
17 |
|
В-1 |
15 |
12 |
16 |
17 |
19 |
21 |
10 |
12 |
16 |
14 |
15 |
13 |
18 |
20 |
19 |
|
В-2 |
14 |
16 |
17 |
18 |
15 |
12 |
13 |
16 |
18 |
16 |
14 |
19 |
20 |
20 |
15 |
|
В-3 |
19 |
17 |
11 |
16 |
15 |
18 |
18 |
11 |
19 |
18 |
20 |
18 |
18 |
13 |
21 |
|
В-4 |
15 |
13 |
14 |
16 |
19 |
17 |
12 |
16 |
12 |
13 |
12 |
18 |
17 |
14 |
20 |
|
В-6 |
17 |
15 |
11 |
14 |
15 |
16 |
13 |
13 |
14 |
18 |
17 |
19 |
13 |
15 |
14 |
|
В-7 |
19 |
17 |
11 |
17 |
16 |
19 |
18 |
8 |
15 |
16 |
16 |
17 |
14 |
10 |
18 |
|
В-8 |
16 |
16 |
13 |
16 |
11 |
12 |
14 |
11 |
15 |
14 |
15 |
16 |
15 |
12 |
14 |
|
Ср. арифмет. |
|
18,3 |
18,5 |
15,3 |
17,9 |
17,6 |
18,9 |
18,7 |
11,4 |
16,9 |
17,3 |
19,3 |
17 |
17,5 |
13,4 |
18,2 |
Рисунок 9. Результаты опросника Гербачевского.
Приложение 8
Таблица 8. Диагностика общей самооценки (опросник Г.Н. Казанцевой)
Группа |
Код |
Баллы |
Показатель самооценки |
Значение |
ТОШ |
А-8 |
87 |
Низкий |
При низком уровне самооценки человек болезненно переносит критику в свой адрес, старается всегда считаться с мнениями других и часто страдает от «комплекса неполноценности». |
А-1 |
69 |
Низкий |
||
В-4 |
63 |
Низкий |
||
А-12 |
59 |
Низкий |
||
В-8 |
41 |
Средний |
При среднем человек редко страдает от «комплекса неполноценности» и время от времени старается подладиться под мнения других. |
|
В-7 |
39 |
Средний |
||
В-6 |
34 |
Средний |
||
А-7 |
33 |
Средний |
||
Б-1 |
33 |
Средний |
||
ИОШ |
А-11 |
81 |
Низкий |
При низком уровне самооценки человек болезненно переносит критику в свой адрес, старается всегда считаться с мнениями других и часто страдает от «комплекса неполноценности». |
А-10 |
75 |
Низкий |
||
Б-8 |
70 |
Низкий |
||
Б-3 |
60 |
Низкий |
||
Б-4 |
55 |
Низкий |
||
А-2 |
53 |
Низкий |
||
Б-2 |
45 |
Средний |
При среднем уровне человек редко страдает от «комплекса неполноценности» и время от времени старается подладиться под мнения других. |
|
Б-5 |
44 |
Средний |
||
В-1 |
44 |
Средний |
||
Б-6 |
42 |
Средний |
||
В-2 |
42 |
Средний |
||
А-4 |
39 |
Средний |
||
В-3 |
38 |
Средний |
||
А-6 |
36 |
Средний |
||
А-3 |
35 |
Средний |
||
А-5 |
34 |
Средний |
||
Б-7 |
32 |
Средний |
||
А-9 |
28 |
Средний |
Рисунок 10. Результаты диагностики общей самооценки (опросник Г.Н. Казанцевой).
Рисунок 11. Результаты диагностики общей самооценки (опросник Г.Н. Казанцевой).
Приложение 9
Таблица 9. Шкала самоэффективности Шварцер, Р., Ерусалем, М., Ромек, В. Г. Русская версия шкалы общей самоэффективности.
Группа |
Код |
Баллы |
Показатель самоэффективности |
Значение |
ТОШ |
А-8 |
26 |
Низкий |
У людей с низким показателем часто обнаруживается низкая самооценка, пессимистические мысли о собственных достижениях |
В-7 |
27 |
Средний |
Эти люди считают себя владеющими профессиональными компетенциями, в то же время у них нет уверенности, что полученные знания, навыки и умения смогут им пригодится в будущей профессиональной деятельности |
|
Б-1 |
29 |
Средний |
||
В-8 |
29 |
Средний |
||
А-12 |
32 |
Средний |
||
А-7 |
34 |
Средний |
||
В-4 |
36 |
Высокий |
Люди с высокой самоэффективностью предпочитают браться за более сложные задачи, они ставят перед собой более высокие цели и упорнее добиваются их. |
|
А-1 |
40 |
Высокий |
||
В-6 |
44 |
Высокий |
||
ИОШ |
Б-4 |
22 |
Низкий |
У людей с низким показателем часто обнаруживается низкая самооценка, пессимистические мысли о собственных достижениях |
А-11 |
23 |
Низкий |
У людей с низким показателем часто обнаруживается низкая самооценка, пессимистические мысли о собственных достижениях |
|
Б-6 |
24 |
Низкий |
||
В-3 |
24 |
Низкий |
||
Б-3 |
26 |
Низкий |
||
Б-8 |
26 |
Низкий |
||
Б-2 |
29 |
Средний |
Эти люди считают себя владеющими профессиональными компетенциями, в то же время у них нет уверенности, что полученные знания, навыки и умения смогут им пригодится в будущей профессиональной деятельности |
|
А-2 |
32 |
Средний |
||
А-6 |
32 |
Средний |
||
А-4 |
34 |
Средний |
||
В-1 |
36 |
Высокий |
Люди с высокой самоэффективностью предпочитают браться за более сложные задачи, они ставят перед собой более высокие цели и упорнее добиваются их. |
|
В-2 |
36 |
Высокий |
||
А-10 |
37 |
Высокий |
||
Б-7 |
39 |
Высокий |
||
А-3 |
40 |
Высокий |
||
А-5 |
40 |
Высокий |
||
А-9 |
40 |
Высокий |
||
Б-5 |
43 |
Высокий |
Рисунок 12. Результаты шкалы самоэффективности Шварцер, Р., Ерусалем, М., Ромек, В. Г. Русской версия шкалы общей самоэффективности.
Рисунок 13. Результаты шкалы самоэффективности Шварцер, Р., Ерусалем, М., Ромек, В. Г. Русской версия шкалы общей самоэффективности.
Приложение 10
Таблица 10. Стратегии самоутверждения личности (Е.П.Никитин, Н.Е.Харламенкова)
Группа |
Код |
Баллы |
Значение |
ТОШ |
А-12 |
100 |
Стратегия самоподавления (самоотрицания) может проявляться в конформной установке по отношению к группе, в поиске сильного лидера, полизависимости, в проявлении гиперответственности, мазохизма и др. У представителей данной группы доминирует механизм отрицания. Стремление к самораскрытию и самовыражение имеет низкие значения. |
А-1 |
109 |
||
В-8 |
110 |
||
В-7 |
115 |
Стратегия конструктивного самоутверждения , как правило, проявляется в умении решать проблемы, склонности к обоснованному риску, в спонтанном проявлении свих способностей, в творчестве. Лица с выраженным конструктивным самоутверждением используют разные механизмы психологической защиты, но чаще всего прибегают к зрелым способам защиты, например, идентификации. Для них характерно стремление к самораскрытию и самовыражению. |
|
А-8 |
116 |
||
А-7 |
124 |
||
В-6 |
125 |
||
Б-1 |
128 |
||
В-4 |
130 |
||
ИОШ |
А-11 |
98 |
Стратегия самоподавления (самоотрицания) может проявляться в конформной установке по отношению к группе, в поиске сильного лидера, полизависимости, в проявлении гиперответственности, мазохизма и др. У представителей данной группы доминирует механизм отрицания. Стремление к самораскрытию и самовыражение имеет низкие значения. |
Б-4 |
100 |
||
А-10 |
102 |
||
Б-8 |
103 |
||
А-2 |
105 |
||
Б-3 |
112 |
||
А-5 |
119 |
Стратегия конструктивного самоутверждения , как правило, проявляется в умении решать проблемы, склонности к обоснованному риску, в спонтанном проявлении свих способностей, в творчестве. Лица с выраженным конструктивным самоутверждением используют разные механизмы психологической защиты, но чаще всего прибегают к зрелым способам защиты, например, идентификации. Для них характерно стремление к самораскрытию и самовыражению. |
|
Б-7 |
119 |
||
А-6 |
120 |
||
Б-2 |
125 |
||
А-9 |
126 |
||
Б-5 |
126 |
||
А-4 |
127 |
||
В-2 |
127 |
||
Б-6 |
128 |
||
А-3 |
129 |
||
В-3 |
129 |
||
В-1 |
130 |
Рисунок 14. Результаты стратегии самоутверждения личности (Е.П.Никитин, Н.Е.Харламенкова)