Самоуправление как один из способов развития личности ребенка в учреждении дополнительного образования

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Самоуправление как один из способов развития личности ребенка в учреждении дополнительного образования

Вахрамова М.А. 1
1МБУ ДО "Дворец детского и юношеского творчества"
Габдулхакова Лиляна Вальмировна 1
1МБУ ДО "Дворец детского и юношеского творчества"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Самоуправление в рамках лагерной жизни является важным элементом становления детей. Тем не менее оно неизбежно влечёт за собой ряд различных проблем и трудностей. В рамках данного проекта дети учились работать в сложившимся коллективе, через это обучение старались понять, что такое самоуправление и как оно работает, примеряли на себя новые и необычные для них социальные роли, соответствующие их возрасту и силам.

Актуальность исследования заключается в повышенном интересе к структуре и функционированию детского коллектива, а также в необходимости анализа повседневной жизни детей в лагере.Решение данной проблемы позволит лучше понять психологию ребёнка, обязанного организовывать сверстников и мотивировать их, и детей, оказавшихся под управлением одного из ровесников.

Детское самоуправление — это один из ключевых элементов взаимодействия между администрацией лагеря, методической службой, вожатыми и детьми. Реализация разработанных моделей детского самоуправления позволяет в полной мере отвечать запросам детей и способствовать их личностному развитию не только в рамках отряда, но и в рамках всего лагеря. Предполагается, что от успешности выполнения проекта выиграют как дети, так и их вожатые и педагоги, потому что появятся статистические данные, выделятся закономерности и будет найдена оптимальная формула проведения предложенной формы работы. В условиях лагеря с дневным пребыванием «Пилот».

Вопросы управления, самоуправления и соуправления в разные периоды освещались В.И.Бочкаревым, А. С. Прутченковым, М.И.Рожковым, А.Н.Тубельским и др.

Но многие аспекты для создания условий самоуправления в учреждениях дополнительного образования не получили должного научного обоснования и анализа.

Недостаточная теоретическая и практическая значимость и разработанность проблемы обусловили выбор темы нашей исследовательской работы "Самоуправление как один из способов развития личности ребенка в учреждении дополнительного образования".

Целью проекта является создание оптимальной модели самоуправления через обобщение накопленного опыта в сфере лагерной работы, сбор и анализ информации о структуре и функционировании детского коллектива, снижение остроты поставленной проблемы и шаг к реализации её решения

Целью проекта является создание оптимальной модели самоуправления через обобщение накопленного опыта в сфере лагерной работы, сбор и анализ информации о структуре и функционировании детского коллектива, снижение остроты поставленной проблемы и шаг к реализации её решения.

Объект исследования: развитие личности детей школьного возраста в учреждении дополнительного образования.

Предмет исследования: самоуправление воспитанников как фактор развития личности в учреждении дополнительного образования.

В соответствии с поставленной целью была сформулирована следующая гипотеза: деятельность школьников в области самоуправления в учреждении дополнительного образования дает положительное влияние на развитие личности, если самоуправление предполагает скоординированное взаимодействие всех субъектов образовательного учреждения.

Цель и гипотеза исследования обусловили следующие задачи:

1. проанализировать научно-педагогическую литературу по исследуемой теме;

2. провести сравнительный анализ системы самоуправления в образовательном учреждении и учреждении дополнительного образования;

3. разработать научно-методическое обеспечение процесса развития личности ребенка, включенных в систему детского самоуправления в учреждении дополнительного образования.

Методологическую основу исследования составили: анализ, синтез, сравнение, сопоставление, личностно-деятельный подход, раскрывающий многогранность проблемы.

Тема, цель, гипотеза, задачи исследования обусловили выбор методов исследования: научный анализ литературы, наблюдение, диагностические методы, проектирование.

Научная новизна работы выражается в:

- выявлении существенных признаков и особенностей детского самоуправления;

- выявление группы условий, способствующих эффективному развитию личности;

- анализу современных моделей самоуправления;

- предложения модели самоуправления на примере лагеря с дневным пребыванием «Пилот» на базе «Дворца детского и юношеского творчества»

Теоретическая значимость заключается в том, что расширены представления о возможности учреждения дополнительного образования в решении проблемы развития личности ребенка, разработаны научно-методические рекомендации, модель процесса самоуправления.

Практическая значимость исследования заключается в том, что экспериментальным путем проверены пути и средства развития личности школьника, которые включены в деятельность учреждения дополнительного образования, разработана модель развития самоуправления воспитанников.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Социально-педагогическая сущность системы самоуправления

«Только там, где есть общественная жизнь, есть необходимость и возможность самоуправления, а где ее нет, всякое самоуправление выродится в фикцию или игру».

С.И.Гессен

Самоуправление – это, по сути, сокращенное словосочетание «самостоятельное управление». Многогранность детского самоуправления как психолого-педагогического феномена становится причиной и источником многочисленных, часто многоаспектных трактовок и определений. Самоуправление в детском коллективе является важнейшим средством социализации детей. Развитие самоуправления в детских коллективах невозможно без достаточных правовых гарантий, которые, к сожалению, еще достаточно размыто определены. В демократическом обществе создание таких гарантий имеет важное значение.

Самоуправление в лагере может быть образовано деятельностью временных и постоянных органов. В социологии самоуправление рассматривается с позиции регулирования общественных отношений и определяется как важнейшее средство социализации; в социальной психологии - по фактору группового развития, а по Р.Х. Шакуровой, считается, что самоуправление является одной из социально-психологических функций управления. Необходимо помнить, что самоуправление не может быть абсолютным, оно всегда связано с внешним управлением по отношению к данному отделению. Поэтому важно правильно сбалансировать функции и содержание управления и самоуправления. Взаимосвязь педагогического руководства и детского самоуправления имеет особое значение для развития самоуправления в детских коллективах.

Эта связь может быть достигнута за счет:

- постепенное делегирование детям полномочий и ответственности в решении задач управления коллективом;

- взаимная ответственность вожатых перед детьми и детей перед вожатыми за выполнение решений, принятых коллективом;

- взаимные требования членов вожатого и коллектива детей друг к другу;

- совместная работа вожатых и детских коллективов;

Сравнительный анализ самоуправления в системе общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования

Образовательная система дополнительного образования имеет социокультурную направленность, индивидуально-личностную основу деятельности, которая формирует у ребенка потребность в творческом восприятии мира, самопознании в этом мире, в совершенствовании всех сторон человеческого «Я». Анализ деятельности учреждений дополнительного образования детей позволил выявить характерные черты данного вида образования. В сфере самоуправления в учреждении дополнительного образования учащийся реализует не только в деятельности, но и в процессе общения с другими людьми, можно сказать: чем шире и разумнее организовано общение детей с другими людьми, тем эффективнее воспитательное влияние самоуправления. Обучающиеся могут придумать новые формы событий. Поэтому они могут вести свои группы, создавать каналы и делиться своими идеями со сверстниками в электронном виде. Такие мероприятия могут проходить во всех учебных заведениях, важно мотивировать и создать условия для совета (актива) обучающихся. Обобщая опыт, можно предположить, что успешная социализация детей в условиях самоуправления в учреждении дополнительного образования детей обеспечивается реализацией таких методов и средств, как активное взаимодействие детей друг с другом, в т.ч. педагогов и администрации и создание единой информационной среды.

ГЛАВА II. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.1. Разработка модели самоуправления в учреждениях дополнительного образования школьников

Во все времена подрастающее поколение являлось мощным двигателем развития общества. Подростковый возраст можно назвать основным потенциалом нашего общества, т.к. он готов менять себя и окружающую действительность.

Важнейшей целью современного общества является воспитание, формирование и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России - настоящего патриота, мыслящего, активного, обладающего интеллектуальным потенциалом, нравственными принципами, с четко сформированным общественное сознание.

С помощью, какой деятельности возможно решение данного вопроса? Круг этих проблем позволяет решить создание системы самоуправления в подростковых общественных организациях, через социальную культурно-досуговую деятельность, направленную на формирование духовно-нравственного совершенствования личности. Благодаря социализации подростки приобщаются к социальной жизни, получают и изменяют свой социальный статус и социальную роль.

В городском округе городе Октябрьский Республики Башкортостан, на базовой площадке Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дворца детского и юношеского творчества», осуществляет свою работу школа вожатых «Вжатый –Pro.Школа наставника», руководителем которого является старший педагог дополнительного образования, региональный куратор Всероссийского проекта «Лига вожатых». (Приложение №1).За время работы в объединении, сложилась чёткая система подросткового самоуправления, реализующаяся, через социальную культурно-досуговую деятельность, в рамках которой реализуется разнообразный спектр социальных программ и возможностей их реализации для общественных и образовательных детских, подростковых, и добровольческих инициатив.

Обучающийся может реализовать здесь свои интересы: проявить себя, получить необходимую ему порцию самостоятельности, участвовать в общественно значимой деятельности, развить свои личностные качества через участие в различных сферах деятельности организации. Социальная культурно-досуговая деятельность основывается на ценностях культуры, определяющих ее содержание и направленность.

Исходя из всего выше сказанного, постараемся обозначить основные составляющие компоненты модели совершенствования навыков самоуправления через социальной культурно-досуговой деятельности школы вожатых. Результатом организации такой работы системы самоуправления является – гармонично развитая личность, ориентированная: в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей и потребностях современной жизни, обладающая общей культурой, в том числе коммуникативной и эмоциональной, а также культурой мышления (что создает внутренний мир личности), способная к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию.

Таким образом, можно сказать, что цель самоуправления общественной организации состоит в том, чтобы выпустить в жизнь новое поколение людей, которые, обладая активной жизненной позицией, будут способны изменить к лучшему наше общество.

2.2. Апробация результатов моделирования на примере лагеря с дневным пребыванием Муниципального бюджетного учреждения Дворца детского и юношеского творчества «Пилот»

Лагерь с дневным пребыванием «Пилот» на базовой площадке Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дворца детского и юношеского творчества» призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей, так как являются частью социальной среды, в которой обучающиеся благодаря созданным моделям детского самоуправления реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время.( Приложения №1,2)

Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления и развития личности.

Модель детского самоуправления построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Она универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных соци­альных групп, разного возраста, уровня развития и состо­яния здоровья и рассчитана на всех желающих детей города в возрасте от 11 до 14 лет.

При реализации программы «Старт в будущее!» внимание уделяется созданию модели детского самоуправления информационно-безопасного пространства, направленного на ценностно-нравственное развитие ребёнка. Детское самоуправление в лагере было сформировано с первых дней смены, то есть в организационный период. Именно в это время вожатыми проводятся игры на сплочение, взаимодействия отряда и на выявление лидера среди детей.

В рамках реализации программы с внедрением модели актива детского самоуправления каждый отряд был представлен как Творческая лаборатория со своим уникальным названием и направлением в зрелищно-игровой сфере. Раскрытие чувственно-эмоциональных механизмов развития личности происходит через предоставление ребенку право выбора участия в различных видах деятельности в соответствии с его мотивационно-потребностной ориентацией, передачи информации, ответственность и исполнительность перед своими соотрядниками.

Механизм самоуправления:

Совет командиров - собирается ежедневно для обсуждения планов на будущее, анализа прошлых дел, выявления и исправления недостатков в организации дел, распределения рабочих заданий и запроса предстоящих дел.

Совет хранителей чистоты отряда - следит за чистотой палат (в т.ч. детских комнат, т.е. отдельно стоящих мест и зон ухода). Они делают ежедневный осмотр лагеря и выдают награды ежикам за чистоту в комнатах и ​​чатах.

Совет физоргов-занимается вопросами физической активности отделения, следит за проведением турниров, кто в них участвует, оказывает помощь инструкторам физкультуры в организации спортивных мероприятий.

Совет «Пилот-онлайн» - освещает жизнь в лагере в режиме реального времени в группе социальной сети «ВКонтакте». Фотографирует и публикует истории о сменах, организует конкурсы и социальные опросы для участников смен.

Дежком (Дежурный командир) - избирается отделом на каждом вечернем собрании для выполнения ответственных задач советника на следующий день.

Задачи самоуправления лагеря:

- Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.

- Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, конструирование поделок).

- Расширение кругозора детей.

- Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.

- Личностный рост участников смены.

В качестве основных направлений и форм организации деятельности использовались:

Художественная форма, которая включает в себя: массовые представления и спектакли, музыкально-поэтические вечера, концерты;

Познавательно-развлекательная: интеллектуально-развлекательные игры и конкурсные программы, ключевая игра смены «Форт Боярд»

Спортивно-оздоровительная: спортивная игра «Веселые старты», спорт-часы, соревнования;

Игровая: ролевые игры на местности, игры по станциям, отрядные игры;

Творческая: творческие конкурсы, мастерские декоративно-прикладного характера, конкурс изобразительного творчества.

Каждая Творческая лаборатория могла заявиться на участие в организации или проведении творческих мероприятий, тем самым зарабатывая себе популярность среди участников смены. После каждого мероприятия, где организаторами, ведущими или активными участниками были представители какой-либо Творческой лаборатории, проводилось голосование с помощью индивидуальных зрительских жетонов (на отрядном сборе либо непосредственно сразу после проведения мероприятия). В результате голосований постепенно проявлялась самая активная и популярная Творческая лаборатория, участники которой были награждены по итогам смены. Таким образом, детям предоставлялась неоднократная возможность попробовать себя в качестве сценаристов, режиссеров, актеров, продюсеров и даже в качестве театральных критиков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


          Развитие самоуправления в лагерях зависит от успешного решения ряда задач организационного, кадрового, программно-методического, социально-педагогического и психологического характера. Основной целью детского самоуправления является удовлетворение индивидуальных потребностей отдыхающих, направленных, прежде всего, на защиту их гражданских прав и интересов. Участие детей в работе органов местного самоуправления – это способ отработки жизни в социальном пространстве прав и обязанностей, возможность доказать уникальность своей личности, осознать свою причастность к жизни общества, приобрести социальный опыт.

В результате проведенных исследований мы пришли к следующим выводам:

Детское самоуправление — это уникальный инструмент социально- активного взаимодействия детей и подростков, способствующий:
- реализации актуальных потребностей личности подростка.
- развитию коммуникативной гибкости.
- гармонизации процесса социализации.

Детское самоуправление - это один из ключевых элементов взаимодействия между администрацией лагеря, методической службой, вожатыми и детьми.
          Реализация разработанных моделей детского самоуправления позволяет в полной мере отвечать запросам детей и способствовать их личностному развитию не только в рамках отряда, но и в рамках всего лагеря.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Асмолов, А.Г. Дополнительное образование детей как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к логике развития [Текст]:// А.Г., Асмолов Внешкольник. - 2009. - №9.-с. 7.

Бершадский, М.Е., Гузеев Е.В. Дидактические и пихологичекие основания образовательной технологии. [Текст]:// М.Е. Бершадский, Е.В. Гузеев.-M.: «Педагогический поиск», 2012.-с. - 256.

Бруднов, А.К. От внешкольной работы к дополнительному образованию. [Текст]:// А.К. Бруднов. Внешкольник. - 2016. - №31.с. - 2.

Буланова - Топоркова, М.В. Педагогические технологии, М.В., Буланова - Топоркова. ИЦ МарТ Феникс,2007 с. - 333

Голованов В.П., Методика и технология работы педагога дополнительного образования: уче. пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования[Текст] / под ред. В.П. Голованов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 239 с.

Дрогов, И.А. Программа. Юные туристы спасатели. [Текст]:/ И.А. Дрогов, М.; ЦДЮТиК 2015.-с. 36

Евладова, Е.Б., Логинова, Л.Г., Организация дополнительное образование детей. [Текст]:// Е.Б., Евладова, Л.Г., Логинова, М.:ГУЦ ВЛАДОС, 2015-с. 23.

Епишева, О.Б. Что такое педагогическая технология. [Текст]:// О.Б., Епишева Школьные технологи, 2004. №1.-с. 36

Иванченко В.Н., Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно-методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов-организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей [Текст]. Ростов н/Д: Издательство «Учитель», 2007-288 с.

Иванченко В.Н., Инновации в образовании: общее и дополнительное образование детей: учебно-методическое пособие [Текст] / В.Н. Иванченко. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 341. - (Сердце отдаю детям).

Смирнова С.А Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. [Текст]: учебник для вузов / под ред. С.А. Смирнова. - М.: Академия, 1990. - 512 с.

Невская С.В. Сущность модели «Самоуправление – как фактор активной жизненной позиции»// Образование и общество. Орел, 2011. Вып. 6 (71). (0,5 п.л.).

Невская С.В. Совершенствование развития самоуправления подросткового общественного объединения как фактора социально-культурной деятельности.// Вестник МГУКИ. 2011. Вып. 6. (0,4 п.л.).

Невская С.В. Самоуправление и социально-культурная деятельность подросткового общественного объединения// Актуальные проблемы социально-культурной деятельности: сб. тр. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011. Вып. 5. (0,1 п.л.).

Новикова, Л.И. Самоуправление в подростковом коллективе/ Л.И. Новикова.- М.: Просвещение, 2015.-190 с.

Интернет – ресурсы:

Сайт для вожатых «Планерочка» - http://planerochka.org/

Вожатый.RU - http://www.vozhatyj.ru/

Летний лагерь - http://summercamp.ru

Игры с детьми в детском лагере - http://ambivox.info/wiki

Приложение №1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ОКТЯБРЬСКИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

   

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ «ПИЛОТ»

   

г. Октябрьский, 2022 год

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец детского и юношеского творчества» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан на протяжении десятилетий является флагманом дополнительного образования и организатором летнего отдыха детей горожан. Благодаря своему имиджу и традициям, МБУ ДО «ДДиЮТ» стал центром притяжения юных октябрьцев в период летней оздоровительной кампании и является примером функционирования лагеря с дневным пребыванием на базе учреждения дополнительного образования. Лагерь «Пилот» - коллаборация объединений Дворца детского и юношеского творчества («Детского Технопарка», ВВПОД «Юнармия», театральной студии «Щелкунчик»,театра моды «Грация»,клуба единоборств «Лига-11») и «Школы вожатых».

«Школа вожатых» является результатом реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Вожатый – Pro.Школа наставника».В течении 2021-2022 учебного года программа знакомила обучающихся с основами организаторской работы с детьми, условиями организации летнего отдыха детей, с опытом деятельности МБУ «Дворца детского и юношеского творчества». Под руководством регионального куратора общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» Габдулхаковой Л.В. дети изучили информационные и коммуникационные технологии в работе вожатого, методику организации и проведения массовых мероприятий, сценарное, актерское и ораторское мастерство, самостоятельно разработали план-сетку программы лагеря с дневным пребыванием «Старт в будущее!»(Приложение №1),внедрили модель актива детского самоуправления.

Разработанный выпускниками «Школы вожатых» механизм самоуправления состоял из:

- совета командиров - собирался ежедневно для обсуждения планов на будущее, анализа прошлых дел, выявления и исправления недостатков в организации дел, распределения рабочих заданий и запроса предстоящих дел;

- совета физоргов - занимался вопросами физической активности, следил за проведением турниров, кто в них участвует, оказывал помощь инструкторам физкультуры в организации спортивных мероприятий;

- совета хранителей чистоты - следил за порядком и чистотой; - совета медиа «Пилот-онлайн» - освещал жизнь в лагере в режиме реального времени в группе социальной сети «ВКонтакте»

https://vk.com/lagerpilot

QR-код- наведите камеру

Фотографировал и публиковал истории о смене, организовывал опросы для участников смены. По итогам смены был снят ролик об интересной и насыщенной жизни лагеря и ежедневный фотоотчет.

QR-код- наведите камеру

QR-код- наведите камеру

Каждый отряд был представлен как творческая лаборатория со своим уникальным названием и направлением:

- «Лаборатория актерского мастерства» состояла из числа обучающихся театральной студии «Щелкунчик». Для воспитанников театральной студии организация, проведение и участие в мероприятиях- повод показать свое актерское мастерство, многогранные таланты в музыке, хореографии, искусстве перевоплощения;

- «Лаборатория нанотехнологий».Обучающиеся «Детского Технопарка» -будущие инженеры, айтишники, энергетики получили еще одну прекрасную возможность для воплощения в жизнь своих проектов в команде;

- «Лабораторию специального назначения» создали курсанты местного отделения ВВПОД «Юнармия»;

- клуб единоборств»Лига-11» МБУ ДО «ДДиЮТ» стали организаторами «Олимпийской лаборатории»;

- в «Лабораторию творчества и креатива» вошли самые творческие воспитанники студии моды «Грация».

Каждая творческая лаборатория могла заявиться на участие в организации или проведении творческих мероприятий, тем самым зарабатывая себе популярность среди участников смены. Лаборатория актерского мастерства» стала организатором конкурсно- развлекательных программ «25 кадр»,квиз -плиз «В мире театра».

QR-код- наведите камеру

«Лаборатория нанотехнологии» провел конкурс конструкций летательных аппаратов, конкурс проектов «3Д».

QR-код- наведите камеру

Кадеты - юнармейцы «Лаборатории специального назначения» стали организаторами и участниками смотра строя и песни «Левой, левой»,митап встречи с врачом-хирургом В.С. Занега, участвовали во Всероссийской акции «В сердце-Россия», «Окна России».

QR-код- наведите камеру

«Олимпийская лаборатория» была ответственной за ежедневные утренние зарядки, активити и спортивные, приключенческие игры, как «Форт Боярд», военно-патриотической игры «Зарница».

QR-код- наведите камеру

Воспитанники лагеря были в восторге от шоу пародий и фантазийной моды «Образы и маски», вручения премии «Золотая шишечка - 2022»,танцевального батла «Стартинейджер»,организованными «Лабораторией творчества и креатива».

QR-код- наведите камеру

После каждого мероприятия, где организаторами, ведущими или активными участниками были представители какой-либо творческой лаборатории, проводилось голосование с помощью индивидуальных зрительских жетонов (на отрядном сборе либо непосредственно сразу после проведения мероприятия). В результате голосований постепенно проявлялась самая активная и популярная творческая лаборатория, участники которой были награждены по итогам смены. Таким образом, детям предоставлялась неоднократная возможность попробовать себя в качестве сценаристов, режиссеров, актеров, продюсеров и даже в качестве театральных критиков. Все результаты продемонстрированы на «Всеобщем рейтинге творческих лабораторий.

QR-код- наведите камеру

Ежедневно смена лагеря начиналась с традиционного построения: линейки, ритмической гимнастики, гимна, поднятия флага и передачи знамени «Пилота». Во время реализации программы воспитанники лагеря обязались носить и беречь символ отряда – шейный платок, оформлялся отрядный уголок.

QR-код- наведите камеру

Целью проведения любого лагеря является укрепление здоровья детей. В план-сетку программы были включены ежедневные физкультурно-оздоровительные мероприятия: утренние музыкальные зарядки на свежем воздухе, подвижные игры, пешеходные прогулки. Медицинский работник провел профилактические беседы о здоровом образе жизни, вел ежедневный контроль за состоянием здоровья воспитанников. Все мероприятия позволили снять усталость и напряжение, накопленное детьми за весь учебный год. К концу смены высокий оздоровительный эффект выявлен у 47% воспитанников, слабовыраженный эффект у 30% воспитанников, у 14 %-низкий и у 9%-не выявлен.По сравнению с прошлым годом показатели высокого оздоровительного эффекта выросли на 12%.

Показатели эффективности оздоровительного эффекта летом 2021 года в лагере «Пилот»

Показатели эффективности оздоровительного эффекта летом 2022 года в лагере «Пилот»

С целью определения общих оценок по всем важным параметрам: удовлетворённостью смены, питанием, увлекательностью ролевого мира, в которую попали дети, был проведен итоговый мониторинг среди родителей и детей.

С каким настроением вы посещали лагерь?

Что больше всего понравилось в лагере?

Вернетесь ли в лагерь в следующем году?

Примечание-«не вернусь»ответили дети, у которых запланирован переезд.

Ваши пожелания и замечания?

По многочисленным отзывам родителей и детей, дети с большим удовольствием посещали лагерь, узнали много нового.

Отзывы родителей

QR-код- наведите камеру

Отзывы детей

QR-код- наведите камеру

Один из важных параметров мониторинга - доверие детей к вожатым. Вожатые, получившие наибольшее количество «Золотых шишечек» при тайном голосовании, получили в конце смены памятные футболки с логотипом лагеря, кепку и диплом.

QR-код- наведите камеру

Организацию летнего отдыха на территории городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан, деятельность лагерей с дневным пребыванием «Пилот» и «Карусель»,организованными МБУ ДО «ДДиЮТ» широко осветили журналисты телерадиокомпании «Октябрьский- ТВ».

QR-код- наведите камеру

В результате слаженной работы педагогическими работниками МБУ ДО «ДДиЮТ» был организован не только безопасный, полезный, насыщенный, интересный досуг детей, но и апробирована новая для нашего города модель самоуправления в лагерях с дневным пребыванием. Воспитанники «Школы вожатых» планируют делиться своим опытом со своими сверстниками и внедрить модель в лагерях труда и отдыха, в лагерях с дневным пребыванием, организованными общеобразовательными учреждениями города. Вожатая Мария С. планирует выступить с проектом «Самоуправление учреждении дополнительного образования» в научно-практической конференции «Культура. Интеллект. Наука».

Приложение №2

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дворец детского и юношеского творчества» городского округа

город Октябрьский Республика Башкортостан

СОГЛАСОВАНО

Начальник отдела образования

администрации

г. Октябрьский РБ

__________ А.П. Косаринов

«___»__________2022 год

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУ ДО «ДДиЮТ»

г. Октябрьский РБ

_____________В.П. Ульянова

«_____»_________2022 год

Программа

лагеря с дневным пребыванием «Пилот»

«Старт в будущее!»

Возраст участников: 11-14 лет

Срок реализации: с 01 июня по 25 июня 2022 г.

Составители:

Габдулхакова Л.В.,

г. Октябрьский ,2022 г.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

Полное название организации, ведомственная принадлежность, форма

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец детского и юношеского творчества» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Полное название программы

Профильная программа «Старт в будущее!»

Тип программы

Комплексная, для лагеря с дневным пребыванием, организованного на базе организации дополнительного образования

Целевая группа (возраст, социальный статус, география участников смен)

Возраст участников 11-14 лет

Цель

- создание оптимальной модели самоуправления через обобщение накопленного опыта в сфере лагерной работы

Задачи

- заложить основы совместной коллективной деятельности, определяющей структуру коллектива;

- формировать у воспитанников чувства личной ответственности, здорового соревновательного отношения к делу в интересах всего отряда;

- выявить интересы, склонности, ценностные ориентации детей, выявить лидеров, аутсайдеров;

- создать психологически безопасную атмосферу в коллективе для раскрытия потенциала личности;

- создать условия для привыкания воспитанника к режимным моментам лагеря и правилам поведения в лагере;

- создать предпосылки для создания команды из временного детского коллектива;

- ускорить первичные процессы формирования коллектива

- стимулировать процессы саморазвития воспитанников;

- совершенствовать умения и навыки публичных выступлений (умение справляться со сценическим волнением, снимать мышечные зажимы, организационные умения);

- способствовать формированию культурного поведения, навыков общения и толерантности, санитарно-гигиенической культуры

Срок реализации программы

1. Базовый этап (1 мая 2021 года по 31 мая 2021 года)

2. Конструктивный этап (реализация содержания программы) включает в себя в каждой смене 4 периода:

подготовительный период (1-2 дня до начала каждой смены)

организационный период (1-3 день)

основной период (4-18 день)

заключительный период (19-21 день)

3. Обобщающий этап (анализ результатов смены)

4. Этап последействия

Даты проведения смены

01.06.2022 - 25.06.2022

Количество детей в смене

125 чел.

Количество детей в отряде

17-18

Название профиля(ей)

– художественно-эстетический

– физкультурно- оздоровительный

– технический

- гражданско-патриотический

Обеспеченность объектами для занятий по дополнительному образованию

8 игровых комнат на 20 посадочных мест

Обеспеченность физкультурно-оздоровительными объектами (краткая характеристика объектов)

Спортивный зал

Обеспеченность объектами досугового назначения

Паркетный зал

Зрительный зал

Наличие и краткая характеристика водного объекта

Отсутствует

Официальный язык программы

Русский

Данные о разработчиках программы

Солнцева Н.В., Габдудхакова Л.В., Баймбетова И.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Летние каникулы - самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.

Летние каникулы - это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут научиться петь, рисовать, рукодельничать, играть, с пользой провести свободное время. Именно такие возможности для каждого ребенка открывают детские оздоровительные лагеря.

Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.

Условием для самоактуализации личности каждого ребенка, развития его лидерских качеств, способности повести за собой других Л.И.Маленкова называет такую форму организации взаимодействия в коллективе как детское самоуправление.

Действительно, в практике коллективного воспитания сложились и успешно применяются различные системы детского самоуправления: методика коллективной творческой деятельности И.П. Иванова, Школа самоопределения А.Н. Тубельского, воспитательная система школы В.А. Караковского, трехуровневая система школьного самоуправления Н.П. Капустина.

На основе указанных систем школьного самоуправления развиваются различные модели детского самоуправления временных детских коллективов. Значительный опыт по организации детского самоуправления накоплен Российским движением школьников (РДШ) к методическим материалам которого мы и обратимся.

Росси́йское движе́ние шко́льников (РДШ) — общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация, деятельность которой направлена на воспитание подрастающего поколения, развитие детей на основе их интересов и потребностей, а также организацию досуга и занятости школьников. РДШ как общественно-государственная детско-юношеская организация для всех школьников страны является важной составляющей системы воспитания образовательной организации в части воспитания высоконравственных, социально-успешных граждан. Образована 29 октября 2015 года, в соответствии с Указом Президента РФ № 536 «О создании общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Создана при Федеральном агентстве по делам молодёжи

С.Н.Рязанский, председатель Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» отмечает, что РДШ работает по четырём направлениям:

-патриотическое воспитание

- личностное развитие;

- гражданская активность:

- информационно-медийное направление.

Исходя из этого, в  лагере с дневным пребыванием деятельность воспитанников организуется по этим направлениям.

Профили:

- художественно-эстетический; 

-технический;

- гражданско – патриотический;

- физкультурно -оздровительный.

Ведущей идеей содержания работы лагеря «Пилот» является приобретение детьми умений организовать дело в рамках лагерного самоуправления, умение планировать, координировать, прослеживать результаты, умение анализировать, а также воспитание патриотизма, любви к родному краю и его природе.

Программа «Старт в будущее!» - это система тренингов, практических занятий, деловых игр и развлечений для детей, которые помогают им проявить свой управленческий потенциал, выразить свои таланты, развить организаторские способности. 

Программа «Старт в будущее!» имеет свои законы и традиции, свою символику, что способствует эмоциональному единению ее участников и делает отдых детей более занимательным, насыщенным, полезным для физического и духовного здоровья.

 Актуальность разработки данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей вызвана:

– повышением спроса родителей на организованный отдых детей;

– обеспечением преемственности в работе  летних оздоровительных смен предыдущих лет;

– модернизацией   форм работы;

– необходимостью использования богатого творческого потенциала детей, подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.

Новизна программы прослеживается в предложении модели самоуправления на примере лагеря с дневным пребыванием «Пилот» на базе учреждения дополнительного образования.

В городском округе город Октябрьский Республики Башкортостан, на базовой площадке Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дворца детского и юношеского творчества», осуществляет свою работу школа вожатых «Вожатый -Pro», руководителем которого является старший педагог дополнительного образования, региональный куратор Всероссийского проекта «Лига вожатых» Л.В.Габдулхакова. За время работы в объединении, сложилась чёткая система подросткового самоуправления, реализующаяся, через социальную культурно-досуговую деятельность, в рамках которой реализуется разнообразный спектр социальных программ и возможностей их реализации для общественных и образовательных детских, подростковых, и добровольческих инициатив. Обучающийся может реализовать здесь свои интересы: проявить себя, получить необходимую ему порцию самостоятельности, участвовать в общественно значимой деятельности, развить свои личностные качества через участие в различных сферах деятельности организации. Социальная культурно-досуговая деятельность основывается на ценностях культуры, определяющих ее содержание и направленность.

Данная программа по своей направленности является комплексной, т. к. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха, воспитания и развития, социального, научно - технического творчества у детей. 

Цель: создание оптимальной модели самоуправления через обобщение накопленного опыта в сфере лагерной работы.

Задачи:

- заложить основы совместной коллективной деятельности, определяющей структуру коллектива;

- формировать у воспитанников чувства личной ответственности, здорового соревновательного отношения к делу в интересах всего отряда;

- выявить интересы, склонности, ценностные ориентации детей, выявить лидеров, аутсайдеров;

- создать психологически безопасную атмосферу в коллективе для раскрытия потенциала личности;

- создать условия для привыкания воспитанника к режимным моментам лагеря и правилам поведения в лагере;

- создать предпосылки для создания команды из временного детского коллектива;

- ускорить первичные процессы формирования коллектива;

- стимулировать процессы саморазвития воспитанников;

- совершенствовать умения и навыки публичных выступлений (умение справляться со сценическим волнением, снимать мышечные зажимы, организационные умения);

- способствовать формированию культурного поведения, навыков общения и толерантности, санитарно-гигиенической культуры

Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Она универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья и рассчитана на всех желающих детей города в возрасте от 11 до 14 лет. Данная программа не предусматривает предварительной подготовки участников к ее реализации.

По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение смены /21 день/.

  

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Детское самоуправление, является эффективной формой организации жизнедеятельности детского коллектива. Реальное, а не формальное включение воспитанников в управление лагеря, предоставление им реальных полномочий и прав, возможности выбора личностно значимых видов культуротворческой деятельности, педагогическая поддержка и доверие, позитивно сказываются на общем развитии личности, результатах социального воспитания. Непосредственное участие детей в организации и проведении общелагерных дел, работа в структурах самоуправления является своеобразной формой обучения лагерного актива

Самоуправление в рамках лагерной жизни является важным элементом становления детей. Тем не менее, оно неизбежно влечёт за собой ряд различных проблем и трудностей. В рамках данного проекта дети учились работать в сложившимся коллективе, через это обучение старались понять, что такое самоуправление и как оно работает, примеряли на себя новые и необычные для них социальные роли, соответствующие их возрасту и силам.

Специфика программы подразумевает создание определенного информационного поля деятельности лагеря. Самоуправление в отряде обеспечивает превращение коллектива в целесообразно устроенный организм, имеющий соответственные органы, способные действовать. Ниже представлены  организованные специально для лагеря средства получения и передачи информации.

Совет командиров – собирается ежедневно для обсуждения планов на будущее, анализ прошлых дел, выявление и исправление недостатков дел, распределение рабочих заданий и запроса предстоящих дел.

Совет хранителей чистоты отряда – следит за чистотой отрядных мест, делает ежедневный осмотр лагеря и выдают награду бонусными баллами за чистоту в кабинетах.

Совет физоргов – занимается вопросами физической активности отряда, следит за рейтингом и проведением турниров, оказывает помощь инструкторам физической культуры в организации спортивных мероприятий.

Совет медиа «Пилот онлайн» - освещает жизнь в лагере в режиме реального времени, в группе социальной сети в vk фотографирует и публикует истории о прошедших днях, организует конкурсы и социальные опросы для участников смены.

Обучение осуществляется по принципу теория-практика, то есть все теоретические знания участники программы в этот же день закрепляют на практике.

 Поэтому программа лагеря помогает детям обогатить восприятие окружающего мира, получить новый взгляд на привычные объекты в процессе игровой деятельности и активного отдыха.  В  лагере с дневным пребыванием деятельность воспитанников организуется по различным направлениям.  

Профили:

- художественно-эстетический; 

- технический;

- гражданско – патриотический;

- физкультурно- оздровительный.

Художественно-эстетический профиль

Художественно-эстетический профиль – это создание максимально благоприятных условий для развития способностей каждого ребенка, воспитание свободной, интеллектуально развитой, духовно богатой, физически здоровой, творчески мыслящей личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности, способной к успешной реализации в условиях современного общества. 

Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях  между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.

Цель: формирование личности, через практическую творческую деятельность, развитие художественно-творческих способностей мышления и расширение общего кругозора в процессе приобщение его к искусству и творчеству.

Задачи:

- развивать общие музыкальные, танцевальные, актерские способности детей, а также образное и ассоциативное мышление, фантазии и творческое воображение, эмоционально-ценностное отношение к явлениям жизни и искусства,

- развивать эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира;

- развивать наблюдательность, способность к сопереживанию, зрительную память, ассоциативное мышление, художественный вкус и творческое воображение;

- интегрировать основное и дополнительное образование в рамках реализации профильной художественно-эстетической лагерной смены,

Основные формы работы:

- коллективная работа «Дерево Дружбы»,

- просмотр фильмов, мультфильмов, квест-игра «Форд Боярд»,

- концертно-развлекательные программы «Золотая шишечка»,

- конкурсы песен: музыкальный батл «Самый поющий отряд»,

- танцевальный марафон «Дружба народов»,

- конкурсы актерского мастерства.

Технический  профиль

Техника вторгается в мир представлений и понятий ребенка уже с раннего детства, но в основном, как объект потребления. Моделирование и конструирование способствуют познанию мира техники и расширению технического кругозора, развивают конструкторские способности, техническое мышление, мотивацию к творческому поиску, технической деятельности.

 Цель:  развитие познавательного интереса воспитанников в сфере исследовательских проектов детей через организацию деятельности технического профиля смены для дальнейшего развития технического творчества

           Задачи:

- формировать графическую культуру на начальном уровне: умение читать простейшие чертежи, изготавливать по ним модели,

- развивать у детей элементы технического мышления, изобретательности, образное и пространственное мышление,

- развивать творческие и технические способности детей посредством изготовления макетов и моделей несложных объектов, создавать интересные проекты – роботы,

- приобретать важные навыки творческой проектной и исследовательской работы с использованием роботов,

-  самостоятельно проектировать и собирать из готовых деталей манипуляторы и роботов различного назначения,

- уметь программировать собранные конструкции под задачи начального уровня сложности,

- уметь работать с популярными программными пакетами технического моделирования,

- приобретать знания по применению роботов в различных областях народного хозяйства страны,

- получать знания об инженерной профессии,

-  развивать лидерские качества и навыки работы в команде,

- укреплять дружбу и сотрудничество между детьми разных возрастов,

- повышать уровень ИКТ- компетентность воспитанников и воспитателей лагеря.

Основные формы работы:

- стимулирующие детей к постоянному пополнении знаний (викторины, игры, беседы, цифровые лаборатории, виртуальные экскурсии, мозговой штурм);

- развивающие творческую и физическую активность (мастер-класс, игры, и соревнования),

- формирующие творческие и интеллектуальные способности (конкурсы, проекты и др.);

- участие в социальных и экологических акциях города.

- проведение мероприятий: «Фотокросс» Поймай настроение», «Авиа – шоу», съемка видеороликов «Мы такие разные, но мы вместе»,

- проектно-исследовательская деятельность,

- организация мастерской первороботов,

- конкурс плакатов 3Д.

Все формы и методы  имеют практическую направленность.

Гражданско-патриотический  профиль

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач системы образования, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности.  

        Известно, если человек с детства не знает истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, он не сможет ее полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать ее интересы, защищать ее.

Цель: создание  эффективных условий  для  воспитания гражданственности и патриотизма, познавательного интереса к родному краю и городу в частности, развития эстетических качеств детей, воспитания духовно-нравственных качеств личности, профилактики асоциального поведения,  содействия формированию здорового образа жизни, развития лидерских качеств.

Задачи:

- воспитывать российскую гражданскую идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;

- способствовать осознанию своей этнической принадлежности, знать историю, язык, культуру своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

- способствовать усвоению гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

- воспитывать чувство ответственности и долга перед Родиной;

- способствовать формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

- воспитывать готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания,

Основные формы работы:

- конкурсы, выставки творческих работ,

- конкурс строя и песни «Левой, левой»,

- оформление «Летопись героев», «Окна России», выставка ко Дню России, день принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации,

- виртуальное путешествие «Моя Россия-моя страна»,

- игра-вертушка «Знаешь, ли ты родной край?»,

- поэтический батл,

- игра-ориентирование «Тропа хороших манер»,

- просмотр социальных видеороликов,

- квест – путешествие «Достопримечательности Октябрьского»,

- кругосветка на Ик-куль». 

Ежедневно смена лагеря начиналась с традиционного построения:  линейки, ритмической гимнастики, гимна и передачи флага лагеря «Пилот».

  Традиция лагеря – ежедневно на утренней линейке выносить флаг Российской Федерации, что способствует развитию патриотического воспитания. Право вынести флаг предоставляется самым активным и отличившимся ребятам.

Во время реализации программы  воспитанники лагеря обязуются носить и беречь символ отряда – шейный платок, оформляют отрядный уголок по тематике смены.

Также в лагере проводится ежегодные нравственно-познавательные мероприятия:

- беседы с инспекторами ГИБДД и пожарной безопасности,

- посещение Центра патриотического воспитания МБУ ДО «Дворец детского и юношеского творчества».

Физкультурно-оздоровительный профиль

В лагере вся работа направлена на сохранение и укрепление здоровья детей.  Обязательно проводятся оздоровительные процедуры: воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры (умывание, обтирание, мытьё рук до локтя и др.)

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование правильного отношения к здоровому образу жизни, путем вовлечения их в различные формы физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Задачи:

- вовлекать детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;

- способствовать выработке и укреплению гигиенических навыков;

- прививать здоровый образ жизни;

- расширять знания об охране здоровья.

Основополагающими идеями в работе с детьми в летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:

- ежедневная утренняя гимнастика различной тематики;

- спортивные игры;

-эстафеты и соревнования;

-спортивные праздники;

- часы здоровья;

-ежедневный осмотр детей медицинским работником;

- принятие солнечных и воздушных ванн;

- организация здорового питания детей.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.

Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Ведущая идея программы состоит в том, чтобы во время летнего отдыха и оздоровления учащиеся школ города, не являющиеся воспитанниками МОУ ДО «ДДиЮТ», приобщились к сфере науки и техники, а воспитанники дворца, занимаясь привычным делом в неформальной обстановке (т.е. в условиях профильной смены), повысили мотивацию к техническому творчеству.

Подготовительный период

/март – май/

Деятельностью этого этапа является:

- проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке учреждения;

- издание приказа по учреждению об открытии лагеря;

- подбор кадров для работы в  лагере с дневным пребыванием детей;

- прохождение курсов по повышению квалификации педагогов и воспитателей  лагеря;

- разработка программы летнего профильного  оздоровительного лагеря;

- подготовка методического материала для работников лагеря;

- составление необходимой документации для деятельности лагеря (положение, должностные обязанности, инструкции т.д.);

- знакомство работников лагеря с едиными педагогическими требованиями;

- прохождение медкомиссии, подготовка санитарных книжек;

- приобретение канцтоваров, хозтоваров;

- заключение договора   с МУП «Комбинат школьного питания» по  организации питания детей;

- формирование призового фонда; 

- сбор инвентаря: фонотека, спортинвентарь, бытовых предметов, аппаратуры;

- проведение инструктажей с работниками лагеря.

Организационный период

/с 1 по 3 день смены/

Основной деятельностью этого этапа является:

- встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей; социометрические и диагностические исследования;

- начало реализации программы;

- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

Основной период

/с 4 по 18 день смены/

Основной деятельностью этого этапа является:

- реализация программы,

- вовлечение детей в различные виды коллективно-творческих дел,

- образовательная деятельность,

- оздоровительная деятельность,

- культурно-досуговая деятельность,

- патриотическое воспитание,

- трудовая деятельность,

- методическая работа с воспитателями, вожатыми. 

Заключительный период

/последние 2-3 дня смены/

- подведение итогов смены,

- сбор отчётного материала,

- определение перспектив деятельности организации,

- анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности  лагеря с дневным пребыванием детей в будущем.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Основу концепции программы   составляют следующие нормативно-правовые документы:

- Конституция Российской Федерации;

- Конвенция о правах ребенка;

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;

- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»;

- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 Санитарно-эпидемиологические правила от 28 сентября 2020 г. № 2.4.3648-20 об

утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;

- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25 мая 2022 года N 16 о внесении изменения в санитарные правила и нормы СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 4;

- постановление Правительства РФ от 24 декабря 2021 г. № 2463 о внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие образования»:

- приказы №№286,287 Министерства просвещения Российской Федерации об утверждении ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования от 31 мая 2021 года;

- стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р);

- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

- план основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 № 122-р). 4;

- федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16.).

Организационно-кадровое обеспечение:

Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют  жизнедеятельность лагеря. В реализации программы участвуют опытные  педагоги образовательного учреждения:

- начальник лагеря;

 - педагоги-организаторы;

- воспитатели отрядов (из числа педагогов  МБУ ДО «ДДиЮТ»);

Информационно-методическое обеспечение:  

- создание информационных стендов, методических тетрадей или папок с материалами программы, памяток, карт, дневников и прочих информационных материалов;

- систематизация результатов реализации программы, промежуточные и итоговые совещания, посещение и анализ ключевых дел программы и т.д.

Методическое обеспечение

- наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки;

- должностные инструкции всех участников процесса;

- проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены.

- подбор методических разработок в соответствии с программой смены;

- проведение ежедневных планёрок;

- коллективные творческие дела;

- творческие мастерские;

- индивидуальная работа.

Материально-техническое обеспечение:

- выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий;

- материалы для оформления и творчества детей;

- наличие канцелярских принадлежностей;

- аудиоматериалы и видеотехника;

-призы и награды для стимулирования.

Реализация программы требует наличия соответствующих материально-технических и инфраструктурных условий (подбираются в соответствии с итоговой программой и количеством участников): ноутбуки; наборы конструкторов Lego Mindstorms  Education EV3 (или эквивалент); квадрокоптеры; 3D сканеры; 3D принтеры; радиоуправляемые машинки; микроконтроллерные платы Arduino (или эквивалент); поля для соревнований роботов; программное обеспечение (системное, прикладное, офисное).

Финансовое обеспечение:

- обеспечение производится из  городского бюджета.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

- здоровьесберегающие навыки: соблюдение правил личной гигиены, режима дня, закаливание, физическая зарядка, разумное сочетание разнообразных видов деятельности;

- овладение основными понятиями здорового образа жизни;

- укрепление здоровья детей, витаминизация организма;

- удовлетворение запросов и интересов воспитанников в организации летнего отдыха;

- самореализация детей в различных сферах жизнедеятельности, развитие индивидуальных особенностей, инициативы и активности детей;

- развитие мотивации овладения учащимися интеллектуальными  знаниями в области науки и техники,

 -  расширение кругозора учащихся, развитие их познавательных интересов и творческих способностей;

 - приобретение воспитанниками коммуникативных навыков, укрепление дружбы и реализация знаний и умений, приобретенных за время обучения по программе, в реальной жизни сотрудничества между детьми;

- приобретение знаний по применению роботов в различных областях человеческой жизнедеятельности, начальных навыков сборки и программирования роботов;

- дальнейшее повышение знаний в области робототехники и других видах технического творчества;

- умение анализировать и корректировать собственную деятельность и деятельность временного детского коллектива – «рефлексия»;

- способы индивидуального и коллективного творчества, навыки коллективно-творческой деятельности;

- навыки самоуправления: осуществление функций дежурного командира; дежурство по лагерю; умение работать в творческих группах, нести ответственность за проводимые дела;

-умение определять зону своего ближайшего развития, проектирование самореализации.

- развитие самостоятельности, самоуважения, терпимости к другим

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, анкетирования в начале и в конце смены, а также  разработана система стимулирования успешности. 

Участвуя в мероприятиях, отряды получают доходы в денежных единицах лагеря («Тугрики»), а за плохое или другое неподобающее поведение отряды несут убытки. Уставной капитал отряды получают на своей презентации. Увеличение доходности (или снижение рейтинга) отрядов отражено на экране результатов в фойе. В конце смены подводится итог проделанной работе. За выдающиеся заслуги будут награждены наиболее активные  участники  компаний.

Критерии

Показатели

Результат

Уровень овладения навыками создания проектов

- Участие воспитанников лагеря в разработке и реализации проектов 

- Включенность в мероприятия профориентационной направленности 

- Вовлеченность в проектную деятельность 

- Вовлеченность в мероприятия 

Уровень сформированности культуры ЗОЖ, навыков безопасного поведения

- Положительная динамика показателя физической подготовленности

- Уровень сформированности  культуры ЗОЖ, навыков безопасного поведения 

- Повышение показателя физической подготовленности детей на начало и конец смены: бег, прыжки в длину,  игровые навыки

-Сформированность знаний о ЗОЖ, о безопасном поведении 

-Овладение практическими навыками ЗОЖ на высоком и выше среднего  уровне 

Уровень сформированности навыков самоуправления

- Активное участие в мероприятиях различной направленности

- Участие в разработке и реализации проектов, умение работать в команде

- Повышение степени социальной активности воспитанников, социального взаимодействия внутри отрядов и между отрядами. 

- Активное участие в мероприятиях  

 - Реализация не менее 3 социальных проектов, 

Уровень взаимодействия воспитанников в детском коллективе, взаимодействие с родительской общественностью, с социальными партнерами, предприятиями города.

-Повышение уровня взаимодействия с родительской общественностью и социальными институтами в направлении профориентации воспитанников.

- Развитие сети социального партнерства.

- родители,  привлеченные к мероприятиям  в рамках лагеря 

 

-Не менее 3 социальных партнеров

Степень удовлетворенности реализацией программы

- Уровень эмоционального состояния воспитанников лагеря

- Уровень удовлетворения родителей качеством организации смены

- Удовлетворенность пребыванием в лагере 

- Удовлетворенность родителей сменой 

 

Диагностика и мониторинг:

Вводная диагностика. Начало смены.                                                                                       

Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в коллективе:

- анкетирование;

- беседы в отрядах

2. Пошаговая диагностика:

- цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря; 

- беседы в отрядах.

3. Итоговая диагностика:

- анкетирование «Как я отдыхал?»;

- творческий отзыв («Вместе мы…»);                                                                                    

- беседы.

Каждый день ребята обсуждают на отрядной переменке как прошёл день. В «Книгу настроения» прикрепляют кружок (красный, желтый или зеленый), в зависимости от эмоционального настроения отряда.

Таблица настроения 

 

Цвет 

 

Баллы 

Настроение 

Красный 

5 баллов 

восторженное 

Оранжевый

4 балла 

радостное 

Зелёный 

3 балла 

спокойное 

Синий 

2 балла 

грустное 

Фиолетовый 

1 балл 

тревожное 

                                                      Шкала оценки мероприятия                                         (Заполняется после каждого мероприятия). 

мероприятие

1 направление

2 направление

     
     
     

Таблица цветов шкалы оценки мероприятия

Цвет 

I направление 

II направление 

Красный 

Всё понравилось, доволен, что пришел 

Был активен, смог проявить свои способности 

Зелёный 

Доволен, что пришел, но не всё понравилось 

Стремился быть активным, но не смог в полной мере себя проявить 

Жёлтый 

Не совсем доволен мероприятием 

Проявил себя не в полной мере, так как не стремился к этому 

Синий 

Мероприятие не понравилось, зря потратил время 

Совсем не проявил себя 

 

Разработан механизм обратной связи. Почтовый ящик »Сундучок откровений» - форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей. В конце дня дети, по желанию, пишут «записки» позитив и негатив за день, благодарности, предложения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.

Также каждый день заполняется Дневник достижений каждого отряда.

В соответствующую графу ставится оценка от 1 до 5.

 ДНЕВНИК ДОСТИЖЕНИЙ ОТРЯДА

 

«ДРУГ ПРИРОДЫ»- активное участие в экологических

мероприятиях

 

«ЧИСТО-ЛУЧИСТО» – чистота отрядных помещений

 

«ДОБРЫЕ ДЕЛА» – оказание какой-либо помощи сотрудникам лагеря

 

«ТВОРЧЕСТВО» – активное участие в творческих мероприятиях

 

«БОДРОЕ УТРО» – активное участие в утренней зарядке

 

«СПОРТ» – активное участие в спортивных мероприятиях

ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ

Арсепина Е.Н. Возьми с собой в лагерь… (игры, викторины, конкурсы, инсценировки, развлекательные мероприятия). – Волгоград: Учитель, 2017 г. – 183 с.

Бурцев В.П. Загадки и находки на тропинках спортивного ориентирования. М., ФЦДЮТиК, 2017. – 120 с., илл.

Волохов А.В., Фришман И.И. Внимание, каникулы! – М., 2018.

Газман О.С. Каникулы: игра, воспитание. – М., 2017.

Гаранина А.В. Звонкое лето: методическое пособие для педагогов летних оздоровительных центров. – Омск, 2018.

Григоренко Ю.Н. Дневник вожатого: Практическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2017 – 80 с.

Григоренко Ю.Н. КИПАРИС – 3. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере. – М.,  2018. – 160 с.

Дик Н.Ф. Организация летнего отдыха и занятости детей: книга современного руководителя. – Ростов-на Дону, 2019.

Дополнительное образование в школе – инновационный блок общего образования и социального воспитания детей. – М.: ООО»ДОД», 2019. – 120 с. (серия»Библиотечка педагога-практика»).

Елизарова Е.М., Решетникова Г.Н. Калейдоскоп увлекательных мероприятий: праздники, интеллектуальные игры, викторины, турниры.-Волгоград: Учитель, 2018 г. – 205 с.

Иванов И.Л. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 2018.

Лето звонкое, громче пой! Сценарии праздников, конкурсов, спортивных мероприятий для школ и детских оздоровительных центров. / Елжова Н.В. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. - 192 с. 

Лето, ах, лето! Праздники, развлечения, конкурсы при организации досуга в детских оздоровительных центрах. / Автор Елжова Н.В. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. - 224 с.

Сачкова Н.В., Ивлечева В.А. Лето открытий. Волгоград 2017.

Тетерский С.В., Фришман И.И. Детский оздоровительный лагерь: воспитание, обучение, развитие. – М., 2017.

Фришман И.И. Педагогические технологии. Тебе, вожатый! – Н.Новгород, 2018

Хуснутдинова И.Н. Сборник практических материалов по организации отрядной работы в ДОЛ. Кипарис -11. – М., 2015.31.Шмаков С.А. Учимся, играя… - М., 2018.

Энциклопедия коллективных творческих дел. / Иванов И.П. - М., 1989.Юзафавичус Т.А. Советы бывалого вожатого. Кипарис – 9. Учебно-практическое пособие для организаторов летнего отдыха детей. – М.: Педагогическое общество России, 2019. –192 с.

Методики оценки деятельности детских оздоровительных лагерей: методическое пособие для работников сферы управления системой отдыха и оздоровления детей, педагогов-воспитателей, вожатых, методистов и специалистов системы повышения квалификации и переподготовки педагогов и руководителей системы образования /  И.Н.Попова. – М.: ООО»Русское слово-учебник», 2019.

Методические рекомендации по проектированию программ детского отдыха / Пономарева Л.Г., Волкова Л.В., Рямова Е.В. –»Метеор», 2018

Интернет - ресурсы

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/01/06/stsenarii-otryadnykh-meropriyatiy-v-letnem

 http://www.prorobot.ru/lego.php

 www.ignatiev.hdd1.ru/informatika/lego.htm

 www.ito.edu.ru/2010/Arkhangelsk/II/II-0-1.htm

 www.nasa.gov/audience/foreducators/robotics/lessonplans/index.htm  

 http://9151394.ru/?fuseaction=proj.lego

http://9151394.ru/index.php?fuseaction=konkurs.konkurs

 http://www.lego.com/education/

http://www.wroboto.org/

 http://www.roboclub.ru/

 http://robosport.ru/

 РАСПОРЯДОК ДНЯ

1. Прием детей……………………..…………………………………………………………………….…… 08.45. - 9.00.

2. Линейка …………………………………………………………………………………….………………….. 09.00. - 9.15.

3. Зарядка .………………………………….…………………………………………………………….……. 09.15. - 9.30.

4. Завтрак ……………………………………………………………………………………………………….. 09.30 - 10.15.

5. Дела отрядные (работа по плану отрядов, общественно-полезный труд, оздоровительные процедуры, подготовка к творческим мероприятиям) ….. 10.15. - 12.00.

6. Художественно-творческая деятельность (конкурсы, творческие мероприятия, работа кружков) ………………………………………………………………………….……………………………… 12.00. - 13.00.

7. Обед………………………………………………………………………………………………………..….. 13.00. - 14.00.

8. Отрядное время, познавательные и спортивные игры, подготовка к мероприятиям, «Переменка» ………………………………………………………………………………………………..… 14.00. - 14.45.

9. Операция «Нас здесь не было» ……………………………………………………….……….. 14.45. – 15.00.

10. Уход детей домой …………………………………………………………………………………… 15.00.

Календарный план мероприятий (план-сетка)

лагеря с дневным пребыванием «Пилот»

Дата

Мероприятие

План мероприятия 

01.06

Международный день защиты детей

1. Формирование отрядов 

2. Торжественное открытие смены

3. Знакомство с лагерем и его правилами в игровой форме »Знакомьтесь – это мы!»

4. Инструктаж по технике безопасности

5.Творческий конкурс «Дорогой детства»

6. Оформление отрядных уголков и уголка лагеря

7. Подготовка к презентации отряда

02.06

День юмора и оригинальных решений

1. Зарядка для подзарядки

2.Линейка

3.Сбор совета командиров

Сбор совета медиа

Сбор совета физоргов

Сбор совета хранителей чистоты

2. Развлекательная программа «Жить без улыбки – просто ошибка»

3. Конкурс рисунков на асфальте «День улыбки»

4. Конкурс-игра «Лучшая пародия»

03.06

Старт в будущее

1. Зарядка для подзарядки

2.Линейка

3.Сбор совета командиров

Сбор совета медиа

Сбор совета физоргов

Сбор совета хранителей чистоты

4. Оформление игровых комнат, выпуск эмблем отрядов 

5. Презентация отрядов «Старт в будущее»

6. Проведение обучающей эвакуации детей

7.Квест-игра «Творческая лаборатория»

04.06

Мир, в котором ты живешь

1. Зарядка для подзарядки

2.Линейка

3.Сбор совета командиров

Сбор совета медиа

Сбор совета физоргов

Сбор совета хранителей чистоты

4. Практическое занятие «Я у перекрестка»

5. День кино «Кино-Хайп»

6. Фотокросс «Сюжет»

06.06

День русского языка

1. Зарядка для подзарядки

2.Линейка

3.Сбор совета командиров

Сбор совета медиа

Сбор совета физоргов

Сбор совета хранителей чистоты

4. Мастер-классы

2.Поисковая игра «По следам сказочных героев»

3. Литературная гостиная «Пушкинские встречи»

07.06

День хороших манер

1. Зарядка для подзарядки

2.Линейка

3.Сбор совета командиров

Сбор совета медиа

Сбор совета физоргов

Сбор совета хранителей чистоты

4. Операция «Фото- хайп»

5. Творческая лаборатория «Воображариум»

08.06

День таинственности

1. Зарядка для подзарядки

2.Линейка

3.Сбор совета командиров

Сбор совета медиа

Сбор совета физоргов

Сбор совета хранителей чистоты

4. Мастер-классы

5. Концерт «Привет, лето» (участники объединений дворца) 

6.Квест-игра «Любимые герои компьютерных игр»

7. Диалог «Полезные и вредные привычки» 

09.06

Всемирный день друзей

 

1. Зарядка для подзарядки

2.Линейка

3.Сбор совета командиров

Сбор совета медиа

Сбор совета физоргов

Сбор совета хранителей чистоты

4.Конкурс  рисунков «Все мы люди разные - все мы люди классные»

5.Виртуальное путешествие «Моя Страна, моя Республика, мой Город»

10.06

Международный олимпийский день

1. Зарядка для подзарядки

2.Линейка

3.Сбор совета командиров

Сбор совета медиа

Сбор совета физоргов

Сбор совета хранителей чистоты

4. Мастер-класс «Составление презентаций и макетов проектов»

5. Спортивное состязание «Быстрее, выше, сильнее»

6. Фитнес-квест «Голодные игры»

11.06

День России

1. Зарядка для подзарядки

2.Линейка

3.Сбор совета командиров

Сбор совета медиа

Сбор совета физоргов

Сбор совета хранителей чистоты

4. Презентация «Символика Российской Федерации» 

5. Виртуальное путешествие «Галопом по России»

6. «Синема- патриот»

7. Всероссийская акция «100 причин любить Россию»

5. Экскурсия в центр патриотического воспитания, Музей ВОВ, «Живи Земля», выставка современного оружия, моделей российской военной техники.

14.06

День знаменитости

1. Зарядка для подзарядки

2.Линейка

3.Сбор совета командиров

Сбор совета медиа

Сбор совета физоргов

Сбор совета хранителей чистоты

4. Практическое занятие «Развитие навыка публичных выступлений и подготовка презентации»

5. Игра-вертушка «Знаешь ли ты родной край?» 

6.Цирковое представление «Волшебная страна»

15.06

Такой яркий я

1. Зарядка для подзарядки

2.Линейка

3.Сбор совета командиров

Сбор совета медиа

Сбор совета физоргов

Сбор совета хранителей чистоты

4. Поэтический батл «Творческая волна-2022»

5. Танцевальный батл «Движение это жизнь»

6. Спортивная пантомима «Сабантуй»

7. Квиз – плиз «25-й кадр»

16.06

День театра

1. Зарядка для подзарядки

2.Линейка

3.Сбор совета командиров

Сбор совета медиа

Сбор совета физоргов

Сбор совета хранителей чистоты

4. Подготовка постановки «Русская народная сказка»

5. Молодежный IQ батл-2022

17.06

День креатива и творчества

1. Зарядка для подзарядки

2.Линейка

3.Сбор совета командиров

Сбор совета медиа

Сбор совета физоргов

Сбор совета хранителей чистоты

4. Коллективная работа «Дерево дружбы»

5. Концерт участников смены «Золотая шишечка»

18.06

День изобретателя

1. Зарядка для подзарядки

2.Линейка

3.Сбор совета командиров

Сбор совета медиа

Сбор совета физоргов

Сбор совета хранителей чистоты

4. Игра-вертушка»Захват территории»

5. Конкурс на лучшую конструкцию самолета»Авиа – шоу» 

20.06

Международный день журналиста

1. Зарядка для подзарядки

2.Линейка

3.Сбор совета командиров

Сбор совета медиа

Сбор совета физоргов

Сбор совета хранителей чистоты

4. Создание лагерной «Красной книги»

5. Презентация «По страницам Красной книги»

6.Видео-сюжеты  «Путешествие во времени»

7. Минутки общения  «Синема.ru»

21.06

Остров сокровищ

1. Зарядка для подзарядки

2.Линейка

3.Сбор совета командиров

Сбор совета медиа

Сбор совета физоргов

Сбор совета хранителей чистоты

4. Квест – игра «Фортуна удачи»

5. Конкурс флешмобов «Танцевальный драйв»

22.06

В памяти навечно

 

1. Зарядка для подзарядки

2. Торжественная линейка, возложение цветов на мемориал «Думы солдата», минута молчания

3.Сбор совета командиров

Сбор совета медиа

Сбор совета физоргов

Сбор совета хранителей чистоты

4. Смотр строя и песни «Левой, левой»

23.06

День неожиданностей

1. Зарядка для подзарядки

2.Линейка

3.Сбор совета командиров

Сбор совета медиа

Сбор совета физоргов

Сбор совета хранителей чистоты

4. Музыкальный батл «Самый поющий отряд»

5. Конкурс проектов «3D»

6.Защита проектов, созданных в рамках выполнения задания «Обмен креативом»

7.Фестиваль телевизионных программ «Адаптация»

24.06

День дружбы народов

1. Зарядка для подзарядки

2.Линейка

3.Сбор совета командиров

Сбор совета медиа

Сбор совета физоргов

Сбор совета хранителей чистоты

4. Фестиваль русской народной культуры «Рус Фест»

 5.Танцевальный марафон «Дрим тим шоу»,приключенческая игра «Форт Боярд»

25.06

«Дружи»

Закрытие лагерной смены «Старт в будущее!»

1. «Творческий BAZAAR» - закрытие профильной смены.

2. Защита проектов «Создай свою сенсацию»

3. Церемония вручения премии «10 лучших»

4. Народный форум «Фабрика достижений лагеря»

Просмотров работы: 156